СТРАТИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА БЫТА КРЕПОСТНОГО КРЕСТЬЯНСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
КРЕСТЬЯНСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 12
§1.1. Размещение и социальная структура крепостного населения в первой половине XIX в 12
§ 1.2. Социально-экономическое положение и формы эксплуатации крепостного крестьянства 18
§ 1.3. Влияние крепостничества на социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Предпосылки проведения реформ . 30
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬИ 40
§2.1 Состояние жилищ и бытовые условия крестьянской семьи 40
§ 2.2 Хозяйственная деятельность крестьян 49
§ 2.3 Жизненный удел русской крестьянки 52
§ 2.4 Праздники и обычаи в крестьянской жизни 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
КРЕСТЬЯНСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 12
§1.1. Размещение и социальная структура крепостного населения в первой половине XIX в 12
§ 1.2. Социально-экономическое положение и формы эксплуатации крепостного крестьянства 18
§ 1.3. Влияние крепостничества на социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Предпосылки проведения реформ . 30
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬИ 40
§2.1 Состояние жилищ и бытовые условия крестьянской семьи 40
§ 2.2 Хозяйственная деятельность крестьян 49
§ 2.3 Жизненный удел русской крестьянки 52
§ 2.4 Праздники и обычаи в крестьянской жизни 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Все больше в наше время возрастает интерес к исследованию социальных проблем развития общества, особенно к повседневной жизни людей. Рассмотрение семейного быта и повседневности крестьянского народа в прошлом позволяет заглянуть в само «сердце» народной жизни крестьян. Первичной хозяйственной единицей все же была крестьянская семья. Именно в крестьянской семье сохранялись и передавались через поколения традиции - элементы социокультурного наследия, они являлись составной частью жизни русской деревни. Благодаря простой крестьянской душе можно понять и исследовать повседневную жизнь русского народа. Исследование повседневной жизни русского крестьянства способствует уточнению и конкретизации основных тенденций в истории быта крестьян. В этом аспекте значимою важность приобретает характеристика внутренней бытовой стратификации русского крестьянства, которая имеет большое количество направлений и взаимосвязей.
Историография исследования. Стратификация российского крестьянства всегда была объектом тщательного внимания исследователей. Литера-тура о социально-экономическом положении крестьянского населения в первой половине XIX века крайне обширна.
Уже в дореволюционный период историки ввели в научный оборот руководящие указания монарха учрежденным по его повелению комитетам и комиссиям, составленные ими проекты по крестьянскому вопросу. Одни историки акцентировали внимание на сохранении крепостного права при Николае I, другие признавали роль его царствования в подготовке крестьянской реформы 1861 г.
При анализе дореволюционной историографии необходимо обратиться, прежде всего, к исследованию А.П. Заблоцкого- Десятовского, посвящённому жизни и деятельности П.Д. Киселёва, одного из главных деятелей в истории крестьянского вопроса в николаевскую эпоху. Рассматривая отношение Николая I к крепостному праву, автор указывал, что монарх «вел войну с рабством во все свое царствование, но не решался взглянуть прямо в лицо чудовищу и дать ему генеральную битву; война его с крепостным правом была, так сказать, партизанскою, в которой за набегами более или менее удачными следовали иногда и отступления. Он, подобно великой своей бабке, мог сказать: "Крестьянский вопрос - дело весьма трудное: где только начнут его трогать, он нигде не поддается". Не находя ни в ком, ни в своем семействе, ни в окружающих его, кроме Киселева, поддержки своему желанию уничтожить крепостное право, государь не решался на издание общего и притом обязательного закона, а ограничивался мерами частными, более или менее пальятивного свойства, пред принимавшимися под влиянием господствовавшей тогда мысли, что таки-ми лишь мерами крепостное право уничтожится постепенно, мало-помалу, и что крестьяне получат свободу прежде, чем это слово будет высказано в законе, и, наконец, что действия решительные в крестьянском вопросе повлекли бы за собою грозные для государства опасности. Поэтому история крепостного права в царствование императора Николая не представляет ничего целого; ее составляют отдельные мероприятия»
В 1920 - 1930-х гг. в свет вышли работы, посвященные изучению состояния хозяйства и положения крестьян в первой половине XIX века. Они основывались на материалах семейных архивов отдельных помещиков. Одновременно с конкретно-исторической проводилась теоретическая разработка проблемы разложения и кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства. Кризис системы характеризовался как застой и упадок данной системы.
В послевоенный период крестьянский вопрос стал более актуальным. В 1946 г. была издана монография Дружинина Н.М., посвященная истории государственной деревни, под названием «Государственная деревня и реформа Киселева". Автор сделал вывод об ухудшении положения государственных крестьян. В том же ключе трактовалось и положение крепостного крестьянства, где впервые описываются крупные достижения отечественной историографии в изучении подготовки и проведения реформы 1861 г. в контексте истории внутренней политики самодержавия и государственного управления России.
С середины 1950-х годов начинается новый этап советской историографии: расширяется источниковая база, и формируются новые подходы к исследованию русской крестьянской семьи.
Для определения статуса каждого крестьянского двора по социальной мобильности крестьянства в первой половине XIX века И.Д. Ковальченко3 выделил три группы дворов по хозяйственной состоятельности - бедные, средние и зажиточные. Данные вопросы позже рассматривались и В.А. Федоровым. В монографии И.Д. Ковальченко "Русское крепостное крестьянство в первое половине XIX века", в которой мелкотоварное крестьянское производство было выделено в отдельную стадию генезиса капитализма, автор отмечал, что "преобладание тех или иных стадий и форм расслоения крестьян характеризует в конечном счете глубину прогрессивных сдвигов в социально-экономическом развитии деревни».
В 1978 году Н.М. Дружинин6 выпустил в свет монографию под названием «Русская деревня на переломе 1861-1880 гг.» Автор монографии изучает сложные социально-экономические процессы, которые пришлось пережить русским крестьянам. В монографии содержатся сведения о нравах, семьи и народных праздниках. Книга посвящена важным вопросам жизни крепостного крестьянина. Особенностью монографии является ее структура, которая отличается в традиционном для научных монографий способе рассмотрения проблем.
В 1991 году выходит монография Марины Михайловной Громыко «Мир русской деревни». Монография посвящена хозяйственным знаниям, нравственным понятиям крестьян, социальному опыту и историческому представлению, праздникам и досугу крестьян, молодежных посиделках и общинных сходках. Сейчас все больше стали задумываться о том, как жили крестьяне, об их прошлом и настоящем, как проходила их жизнь и в каких условиях, хотят узнать, каким же было крестьянство раньше, до момента «раскрестьянивания», до того, как администрирование сверху стало вытеснять весь его опыт и знания. Марине Михайловне на протяжении тридцати лет изучала русскую деревню XVIII—XIX веков. М.М. Громыко собирала информацию о жизни крестьян в фондах шестнадцати архивов страны, изучала этнографическую и мемуарную литературу. Исследуемые автором материалы охватывают разные категории крестьянства. Крепостные крестьяне в целом составляли 34 % населения. В монографии идет речь о крестьянах разных районов России, о местных различиях в обычаях, которые были довольно значительны в разных уездах, волостях, а порой и в деревнях.
В работе Милова Л.В. «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» впервые были собраны и изучены материалы о трудовой деятельности русского- крестьянства с целью понять трудовые возможности и уровень материальной обеспеченности крестьянина. Леонид Васильевич трактует по-новому происхождение крепостного права, выясняет причины появления капиталистического предпринимательства. В работе наблюдается новая концепция социально-экономической истории России. Милов Л.В. предпринял расчеты некоторых видов крестьянского имущества в традиционном обществе.
В 1999 году выходит монография «Русские», которая является первой книгой серии трудов Института этнологии и антропологии РАН "Народы и культуры".9 Ответственными редакторами которой были В.А. Александров, И.В. Власов и Н.С. Полищук, монография состоит из двух частей, первая из которых посвящена историческому развитию русского народа с X в. и до наших дней по формированию историко-культурных ареалов, вторая часть носит информацию о религиозных верованиях, семейном и общественном быте, народной этике. В монографии использовали уникальный материал экспедиционных обследований и архивных изысканий. Ученые, принимавшие участие в подготовке данной монографии, хотели раскрыть процесс развития русского народа, в том числе и его этнографических групп, а также его традиционной культуры с ее общими и региональными чертами. Именно данный подход к истории народа и определил структуру издания, состоящего из двух частей. Большое внимание уделено в первой части монографии сельским поселениям, их расположению и демографической структуре, хозяйственному значению, планировке, так же исследователи рассмотрели своеобразие поселений, последовательное социально- экономическое развитие крестьянского населения. Во второй части книги исследовано большое количество вопросов, касающихся различных аспектов изучения семьи, семейного и общественного быта, народных знаний, декоративно-прикладного искусства и духовной культуры. В отличие от предыдущих трудов по этнографии русских, в данной работе большое внимание уделено новым для российских исследователей вопросам, таким как традиционный нравственный идеал и вера, национальное сознание и народная память, женщина в русской семье X—XX вв., народная религиозная концепция зарождения и начала жизни. В книге использован иллюстративный материал из личных архивов авторов и архива
Отдела этнологии русского народа. В книги помещена библиография, составленная из работ, упоминаемых в тексте, которую подготовили И.В. Власова и Н.С. Полищук при участии А.В. Фроловой и Х.В. Поплавской.
Важную роль в современной историографии крестьянства занимают работы В.Н. Фурсова и А.В. Перепелицына. Авторы попытались показать роль социально-психологических аспектов в жизни крестьянства и их борьбу за свои права, обосновали, экономическое положение отражалось на психологии и поведении крестьян, а община выступала коллективным организатором крестьянского протеста против произвола и насилия.
Новым явлением в исторической науке были публикации о положении в семье крестьянке: Шангина И.И., Успенский Г.И., Пушкарева Н.Л., Прокопьева Н., Аргудяева Ю.В., Щепкина Е.Д., Мухина 3.3.11 подробно описывают традиционный уклад женщины - крестьянке, дают представления о положении женщины в семье. У крестьянки не было право на осознание своей индивидуальности в обществе. Авторы неоднократно подчеркивают тяжёлую участь женщины. Женская судьба глубокая и интересная тема, которая требует тщательного изучения. Авторы исследуют, из чего складывался повседневный быт и досуг русской крестьянки, как девушки выходили замуж и жили в семье мужа, как любили и ненавидели своих мужей, как воспитывали детей, на какие жертвы шли ради любви, об этом и рассказывают ученые в своих книгах.
Хронологические рамки исследования охватывают 1801 - 1851-е гг., в данный период претерпевают изменения правовые, социально-культурные и экономические аспекты, что не могло, не отразится на жизни русских крестьян.
Объект исследования - быт крепостных крестьян в Российской империи в первой половине XIX века.
Предмет исследования составляет стратификационная структура быта крепостных крестьян в Российской империи в первой половине XIX века.
Цель исследования: комплексное рассмотрение стратификационной структуры быта крепостных крестьян в первой половине XIX в.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• проанализировать численность, размещение и социальный состав населения и, в частности, крестьянства в первой половине XIX века;
• проанализировать экономические, демографические и социально-культурные процессы, протекавшие в сельской местности в первой половине XIX века;
• охарактеризовать хозяйственную деятельность крестьянского населения в первой половине XIX века;
• исследовать быт и традиции в крестьянской семье в первой поло-вине XIX века.
Источниковая база исследования. Исследование крестьянского во-проса невозможно без привлечения широкого круга источников. В первую очередь, это законодательные акты, отчеты, составленные различными ко-миссиями и комитетами, которые изучали социальную и экономическую жизнь крестьянства. При исследовании темы использовались важные источники законодательства в XIX веке, такие как «Полное собрание законов Российской империи»12 и «Свод законов Российской империи»,13 в которых регламентированы различные области деятельности, связанные с жизнью крепостного населения. Большой интерес для исследования указанной темы представляют источники личного происхождения: мемуары, дневники, произведения эпистолярного жанра, которые содержат информацию о быте крестьян в публицистике второй половины 1850-х годов (в журналах «Сельское благо-устройство», «Отечественные записки», «Современник», «Современная летопись», «Русский архив»), В мемуарной, художественной и эпистолярной литературе содержатся разные мнения современников о рассматриваемом периоде. Изучали различные стороны повседневной жизни и быта крестьянства в исследуемый период такие исследователи, как Ольга Петровна Семёнова-Тянь-Шанская, Фирсов Б.М., Энгельгард А.Н. и другие ученые. Эти виды источников заключают в себе огромный информационный потенциал. Крестьянский быт получил более подробное описание в мемуарной литера-туре. Учеными рассматриваются отдельные стороны быта, такие как предметы, которые окружали крестьян, одежда, еда, досуг крестьянского населения. В 70-е годы XX века издаются справочники воспоминаний и дневников с XVIII-XX века.
Методологическую основу исследования составили принципы историзма, объективности и научности, ценностного подхода, позволяющие дать подробный анализ собранной информации. В работе были так же реализованы, как общенаучные методы исследования (исторический и логический, восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, структурно-функциональный анализ), так и специально-исторические (историко-генетический, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический), которые обеспечили создание достаточно полной и достоверной картины жизни крепостных крестьян в Российской империи.
Научная новизна работы состоит в комплексном специальном изучении стратификационной структуры быта крепостных крестьян в первой половине XIX века. Стратификация крестьянства во многом являлась основой развития русской деревни и определяла межличностные отношения между ее жителями. Выводы работы вносят коррективы в представления о причинах и следствии социально-экономического расслоения, развитии традиций, быта, семейного уклада крестьян в первой половине XIX века.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов для подготовки обобщающих трудов по истории России и истории российского крестьянства. Также результаты исследования могут найти применение при разработке общих и элективных курсов по Отечественной истории, в преподавании истории в высших учебных заведениях, краеведческой работе. В центре внимания находится изучение и сравнение главных вопросов: семейные отношения в крестьянской семье, ведение домашнего хозяйства, проведения праздничного и повседневного досуга, народные верования и т.п.
Структура исследования подчинена основному замыслу и стратегии исследования научной проблемы. Она состоит из введения, двух глав (первая глава состоит из трех параграфов, вторая глава состоит из четырех параграфов), заключения, списка используемых источников и литературы, а также приложения.
Историография исследования. Стратификация российского крестьянства всегда была объектом тщательного внимания исследователей. Литера-тура о социально-экономическом положении крестьянского населения в первой половине XIX века крайне обширна.
Уже в дореволюционный период историки ввели в научный оборот руководящие указания монарха учрежденным по его повелению комитетам и комиссиям, составленные ими проекты по крестьянскому вопросу. Одни историки акцентировали внимание на сохранении крепостного права при Николае I, другие признавали роль его царствования в подготовке крестьянской реформы 1861 г.
При анализе дореволюционной историографии необходимо обратиться, прежде всего, к исследованию А.П. Заблоцкого- Десятовского, посвящённому жизни и деятельности П.Д. Киселёва, одного из главных деятелей в истории крестьянского вопроса в николаевскую эпоху. Рассматривая отношение Николая I к крепостному праву, автор указывал, что монарх «вел войну с рабством во все свое царствование, но не решался взглянуть прямо в лицо чудовищу и дать ему генеральную битву; война его с крепостным правом была, так сказать, партизанскою, в которой за набегами более или менее удачными следовали иногда и отступления. Он, подобно великой своей бабке, мог сказать: "Крестьянский вопрос - дело весьма трудное: где только начнут его трогать, он нигде не поддается". Не находя ни в ком, ни в своем семействе, ни в окружающих его, кроме Киселева, поддержки своему желанию уничтожить крепостное право, государь не решался на издание общего и притом обязательного закона, а ограничивался мерами частными, более или менее пальятивного свойства, пред принимавшимися под влиянием господствовавшей тогда мысли, что таки-ми лишь мерами крепостное право уничтожится постепенно, мало-помалу, и что крестьяне получат свободу прежде, чем это слово будет высказано в законе, и, наконец, что действия решительные в крестьянском вопросе повлекли бы за собою грозные для государства опасности. Поэтому история крепостного права в царствование императора Николая не представляет ничего целого; ее составляют отдельные мероприятия»
В 1920 - 1930-х гг. в свет вышли работы, посвященные изучению состояния хозяйства и положения крестьян в первой половине XIX века. Они основывались на материалах семейных архивов отдельных помещиков. Одновременно с конкретно-исторической проводилась теоретическая разработка проблемы разложения и кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства. Кризис системы характеризовался как застой и упадок данной системы.
В послевоенный период крестьянский вопрос стал более актуальным. В 1946 г. была издана монография Дружинина Н.М., посвященная истории государственной деревни, под названием «Государственная деревня и реформа Киселева". Автор сделал вывод об ухудшении положения государственных крестьян. В том же ключе трактовалось и положение крепостного крестьянства, где впервые описываются крупные достижения отечественной историографии в изучении подготовки и проведения реформы 1861 г. в контексте истории внутренней политики самодержавия и государственного управления России.
С середины 1950-х годов начинается новый этап советской историографии: расширяется источниковая база, и формируются новые подходы к исследованию русской крестьянской семьи.
Для определения статуса каждого крестьянского двора по социальной мобильности крестьянства в первой половине XIX века И.Д. Ковальченко3 выделил три группы дворов по хозяйственной состоятельности - бедные, средние и зажиточные. Данные вопросы позже рассматривались и В.А. Федоровым. В монографии И.Д. Ковальченко "Русское крепостное крестьянство в первое половине XIX века", в которой мелкотоварное крестьянское производство было выделено в отдельную стадию генезиса капитализма, автор отмечал, что "преобладание тех или иных стадий и форм расслоения крестьян характеризует в конечном счете глубину прогрессивных сдвигов в социально-экономическом развитии деревни».
В 1978 году Н.М. Дружинин6 выпустил в свет монографию под названием «Русская деревня на переломе 1861-1880 гг.» Автор монографии изучает сложные социально-экономические процессы, которые пришлось пережить русским крестьянам. В монографии содержатся сведения о нравах, семьи и народных праздниках. Книга посвящена важным вопросам жизни крепостного крестьянина. Особенностью монографии является ее структура, которая отличается в традиционном для научных монографий способе рассмотрения проблем.
В 1991 году выходит монография Марины Михайловной Громыко «Мир русской деревни». Монография посвящена хозяйственным знаниям, нравственным понятиям крестьян, социальному опыту и историческому представлению, праздникам и досугу крестьян, молодежных посиделках и общинных сходках. Сейчас все больше стали задумываться о том, как жили крестьяне, об их прошлом и настоящем, как проходила их жизнь и в каких условиях, хотят узнать, каким же было крестьянство раньше, до момента «раскрестьянивания», до того, как администрирование сверху стало вытеснять весь его опыт и знания. Марине Михайловне на протяжении тридцати лет изучала русскую деревню XVIII—XIX веков. М.М. Громыко собирала информацию о жизни крестьян в фондах шестнадцати архивов страны, изучала этнографическую и мемуарную литературу. Исследуемые автором материалы охватывают разные категории крестьянства. Крепостные крестьяне в целом составляли 34 % населения. В монографии идет речь о крестьянах разных районов России, о местных различиях в обычаях, которые были довольно значительны в разных уездах, волостях, а порой и в деревнях.
В работе Милова Л.В. «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» впервые были собраны и изучены материалы о трудовой деятельности русского- крестьянства с целью понять трудовые возможности и уровень материальной обеспеченности крестьянина. Леонид Васильевич трактует по-новому происхождение крепостного права, выясняет причины появления капиталистического предпринимательства. В работе наблюдается новая концепция социально-экономической истории России. Милов Л.В. предпринял расчеты некоторых видов крестьянского имущества в традиционном обществе.
В 1999 году выходит монография «Русские», которая является первой книгой серии трудов Института этнологии и антропологии РАН "Народы и культуры".9 Ответственными редакторами которой были В.А. Александров, И.В. Власов и Н.С. Полищук, монография состоит из двух частей, первая из которых посвящена историческому развитию русского народа с X в. и до наших дней по формированию историко-культурных ареалов, вторая часть носит информацию о религиозных верованиях, семейном и общественном быте, народной этике. В монографии использовали уникальный материал экспедиционных обследований и архивных изысканий. Ученые, принимавшие участие в подготовке данной монографии, хотели раскрыть процесс развития русского народа, в том числе и его этнографических групп, а также его традиционной культуры с ее общими и региональными чертами. Именно данный подход к истории народа и определил структуру издания, состоящего из двух частей. Большое внимание уделено в первой части монографии сельским поселениям, их расположению и демографической структуре, хозяйственному значению, планировке, так же исследователи рассмотрели своеобразие поселений, последовательное социально- экономическое развитие крестьянского населения. Во второй части книги исследовано большое количество вопросов, касающихся различных аспектов изучения семьи, семейного и общественного быта, народных знаний, декоративно-прикладного искусства и духовной культуры. В отличие от предыдущих трудов по этнографии русских, в данной работе большое внимание уделено новым для российских исследователей вопросам, таким как традиционный нравственный идеал и вера, национальное сознание и народная память, женщина в русской семье X—XX вв., народная религиозная концепция зарождения и начала жизни. В книге использован иллюстративный материал из личных архивов авторов и архива
Отдела этнологии русского народа. В книги помещена библиография, составленная из работ, упоминаемых в тексте, которую подготовили И.В. Власова и Н.С. Полищук при участии А.В. Фроловой и Х.В. Поплавской.
Важную роль в современной историографии крестьянства занимают работы В.Н. Фурсова и А.В. Перепелицына. Авторы попытались показать роль социально-психологических аспектов в жизни крестьянства и их борьбу за свои права, обосновали, экономическое положение отражалось на психологии и поведении крестьян, а община выступала коллективным организатором крестьянского протеста против произвола и насилия.
Новым явлением в исторической науке были публикации о положении в семье крестьянке: Шангина И.И., Успенский Г.И., Пушкарева Н.Л., Прокопьева Н., Аргудяева Ю.В., Щепкина Е.Д., Мухина 3.3.11 подробно описывают традиционный уклад женщины - крестьянке, дают представления о положении женщины в семье. У крестьянки не было право на осознание своей индивидуальности в обществе. Авторы неоднократно подчеркивают тяжёлую участь женщины. Женская судьба глубокая и интересная тема, которая требует тщательного изучения. Авторы исследуют, из чего складывался повседневный быт и досуг русской крестьянки, как девушки выходили замуж и жили в семье мужа, как любили и ненавидели своих мужей, как воспитывали детей, на какие жертвы шли ради любви, об этом и рассказывают ученые в своих книгах.
Хронологические рамки исследования охватывают 1801 - 1851-е гг., в данный период претерпевают изменения правовые, социально-культурные и экономические аспекты, что не могло, не отразится на жизни русских крестьян.
Объект исследования - быт крепостных крестьян в Российской империи в первой половине XIX века.
Предмет исследования составляет стратификационная структура быта крепостных крестьян в Российской империи в первой половине XIX века.
Цель исследования: комплексное рассмотрение стратификационной структуры быта крепостных крестьян в первой половине XIX в.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• проанализировать численность, размещение и социальный состав населения и, в частности, крестьянства в первой половине XIX века;
• проанализировать экономические, демографические и социально-культурные процессы, протекавшие в сельской местности в первой половине XIX века;
• охарактеризовать хозяйственную деятельность крестьянского населения в первой половине XIX века;
• исследовать быт и традиции в крестьянской семье в первой поло-вине XIX века.
Источниковая база исследования. Исследование крестьянского во-проса невозможно без привлечения широкого круга источников. В первую очередь, это законодательные акты, отчеты, составленные различными ко-миссиями и комитетами, которые изучали социальную и экономическую жизнь крестьянства. При исследовании темы использовались важные источники законодательства в XIX веке, такие как «Полное собрание законов Российской империи»12 и «Свод законов Российской империи»,13 в которых регламентированы различные области деятельности, связанные с жизнью крепостного населения. Большой интерес для исследования указанной темы представляют источники личного происхождения: мемуары, дневники, произведения эпистолярного жанра, которые содержат информацию о быте крестьян в публицистике второй половины 1850-х годов (в журналах «Сельское благо-устройство», «Отечественные записки», «Современник», «Современная летопись», «Русский архив»), В мемуарной, художественной и эпистолярной литературе содержатся разные мнения современников о рассматриваемом периоде. Изучали различные стороны повседневной жизни и быта крестьянства в исследуемый период такие исследователи, как Ольга Петровна Семёнова-Тянь-Шанская, Фирсов Б.М., Энгельгард А.Н. и другие ученые. Эти виды источников заключают в себе огромный информационный потенциал. Крестьянский быт получил более подробное описание в мемуарной литера-туре. Учеными рассматриваются отдельные стороны быта, такие как предметы, которые окружали крестьян, одежда, еда, досуг крестьянского населения. В 70-е годы XX века издаются справочники воспоминаний и дневников с XVIII-XX века.
Методологическую основу исследования составили принципы историзма, объективности и научности, ценностного подхода, позволяющие дать подробный анализ собранной информации. В работе были так же реализованы, как общенаучные методы исследования (исторический и логический, восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, структурно-функциональный анализ), так и специально-исторические (историко-генетический, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический), которые обеспечили создание достаточно полной и достоверной картины жизни крепостных крестьян в Российской империи.
Научная новизна работы состоит в комплексном специальном изучении стратификационной структуры быта крепостных крестьян в первой половине XIX века. Стратификация крестьянства во многом являлась основой развития русской деревни и определяла межличностные отношения между ее жителями. Выводы работы вносят коррективы в представления о причинах и следствии социально-экономического расслоения, развитии традиций, быта, семейного уклада крестьян в первой половине XIX века.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов для подготовки обобщающих трудов по истории России и истории российского крестьянства. Также результаты исследования могут найти применение при разработке общих и элективных курсов по Отечественной истории, в преподавании истории в высших учебных заведениях, краеведческой работе. В центре внимания находится изучение и сравнение главных вопросов: семейные отношения в крестьянской семье, ведение домашнего хозяйства, проведения праздничного и повседневного досуга, народные верования и т.п.
Структура исследования подчинена основному замыслу и стратегии исследования научной проблемы. Она состоит из введения, двух глав (первая глава состоит из трех параграфов, вторая глава состоит из четырех параграфов), заключения, списка используемых источников и литературы, а также приложения.
Во внутренней народной жизни в XIX веке сложились материальные условия, которые расшатывали крепостной строй и подготавливали его падение. Прежде всего, таким обстоятельством можно считать значительное уплотнение населения, в частности в некоторых центральных черноземных губерниях, которое делало при существовавшем здесь барщинном хозяйстве крепостной труд невыгодным для помещиков, так как при примитивной системе хозяйства некуда было девать крепостные руки, а принудительный труд не допускал сколько-нибудь действенной интенсификации производства и развития прикладных сельскохозяйственных производств.
К середине XIX в. кризис феодально-крепостнической системы достиг того, что дальнейшее развитие страны на базе господствовавших крепостнических отношений становилось невозможным. Экономический прогресс в первой половине XIX в. в России осуществлялся не на основе крепостнической системы, а в обход ей в связи с чем развивались новые капиталистические отношения. Данное обстоятельство привело к тому, что полного застоя и упадка не было ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве.
Кризис феодальной системы находил свое отражение в ухудшении положения производителей - крепостных крестьян, что послужило следствием усиления эксплуатации. В свою очередь это приводило к обострению классовых противоречий, и усилению борьбы народных масс, не желавших мириться с существующим порядком вещей.
Достаток в крестьянских семьях зависел от надельной земли и семей-ной рабочей силе. В богатых крестьянских дворах трудовые ресурсы, были достаточно высокими за счет этого и уровень жизни у них, был выше. В зим-нее время, крестьяне пытались заработать деньги за пределами своих хозяйств. Но даже для бедных крестьян продажа своей рабочей силы не являлась главным источником средств существования.
Несмотря на то, что жизнь крестьян была тяжелой, день изо дня ранний подъем, целый день работа в поле, чтобы обеспечить пропитанием семью. Проанализировав большое количество литературы можно понять, что быт крестьянского народа не был таким серым и однообразным. В сфере общинного быта можно выделить помощь во взаимоотношениях, крестьянский сход, в сфере семейного - обычный распорядок жизни и воспитание детей, верования, церковь и религиозное почитание, празднества.
Быт крестьянкой семьи в первой половине XIX века подчинялся устоявшимся законам жизни крестьян. Материальное благополучие и пропитание возлагалось на главу семьи, остальные члены семьи так же трудились и старались помогать ему в этом, поэтому все время у крестьян было занято трудом, воспитанием детей, помощью больным. Поэтому, большую часть времени занимали домашние и сельскохозяйственные работы. Такой уклад в сознании народа закреплялся веками, обрабатывался, отбрасывал все лишнее и оформлялся в более подходящую форму. Несмотря на нехватку времени и большое количество работы воспитание детей занимало главное место в жизни крестьянки. Крестьяне с малых лет старались привить детям любовь к труду, на котором держалась вся жизнь русского крестьянина. Дети втягивались в деятельность взрослой жизни, постепенно начиная с присмотра за младшими в семье, затем уходом за скотиной и работой по дому. Большую роль на жизнь крестьянского народа первой половины XIX века оказывала церковь. Церковь устанавливала время для труда и отдыха, определяла для людей распорядок дня: молитвы утром, перед едой. Большое значение в быту крестьянской семьи занимало посещение церкви, а в случае природных бедствий священнослужители устраивали просительные моленья и крестные ходы. Несмотря на тяжелый образ жизни, крестьяне с удовольствием отмечали праздники.
Праздничные дни у крестьян совпадали с земледельческими природными циклами, ведь крестьянский быт зависел на прямую от природы. Русский крестьянин считал себя частью природы. Для крестьян, занимающихся сельскохозяйственным трудом, важным было ощущение стабильности, закономерной смене времен года, необходимой для того, чтобы посеять зерно, вырастить и затем собрать хороший урожай, который являлся основой про-питания и благополучия семьи.
Семья являлась основой крестьянской жизни. Организация хозяйствен-ной деятельности стала основой для накопления социального опыта в семье. Каждодневные работы в семье была четко отработаны и распределены между ее членами. Каждому циклу сезонных работ, и в целом сельскохозяйственному году, так же была присуща ритмичность. Передача традиций в устном творчестве, пении, изобразительном искусстве, праздничной культуре происходила через семью и общину.
Несмотря на то, что крестьяне большую часть своей жизни посвящали труду: работали в поле, занимались благоустройством дома, ведением хозяйства, они сделали большой вклад в культурное, духовное развитие страны, их семейные устои стали одними из основополагающих принципов современного института семьи и брака, крестьяне всегда становились «щитом», как продовольственным, так и боевым, в трудные для страны время. И пусть быту крестьян и наследию их культуры уделено очень мало внимания, написано небольшое количество книг и других научных работ, такой обширный класс населения, в течение нескольких веков не мог не оказать влияния на ход нашей истории, культурное наследие, формирование самобытности страны, именно поэтому анализ данного вопроса стал основой при написании научно- исследовательской работы.
К середине XIX в. кризис феодально-крепостнической системы достиг того, что дальнейшее развитие страны на базе господствовавших крепостнических отношений становилось невозможным. Экономический прогресс в первой половине XIX в. в России осуществлялся не на основе крепостнической системы, а в обход ей в связи с чем развивались новые капиталистические отношения. Данное обстоятельство привело к тому, что полного застоя и упадка не было ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве.
Кризис феодальной системы находил свое отражение в ухудшении положения производителей - крепостных крестьян, что послужило следствием усиления эксплуатации. В свою очередь это приводило к обострению классовых противоречий, и усилению борьбы народных масс, не желавших мириться с существующим порядком вещей.
Достаток в крестьянских семьях зависел от надельной земли и семей-ной рабочей силе. В богатых крестьянских дворах трудовые ресурсы, были достаточно высокими за счет этого и уровень жизни у них, был выше. В зим-нее время, крестьяне пытались заработать деньги за пределами своих хозяйств. Но даже для бедных крестьян продажа своей рабочей силы не являлась главным источником средств существования.
Несмотря на то, что жизнь крестьян была тяжелой, день изо дня ранний подъем, целый день работа в поле, чтобы обеспечить пропитанием семью. Проанализировав большое количество литературы можно понять, что быт крестьянского народа не был таким серым и однообразным. В сфере общинного быта можно выделить помощь во взаимоотношениях, крестьянский сход, в сфере семейного - обычный распорядок жизни и воспитание детей, верования, церковь и религиозное почитание, празднества.
Быт крестьянкой семьи в первой половине XIX века подчинялся устоявшимся законам жизни крестьян. Материальное благополучие и пропитание возлагалось на главу семьи, остальные члены семьи так же трудились и старались помогать ему в этом, поэтому все время у крестьян было занято трудом, воспитанием детей, помощью больным. Поэтому, большую часть времени занимали домашние и сельскохозяйственные работы. Такой уклад в сознании народа закреплялся веками, обрабатывался, отбрасывал все лишнее и оформлялся в более подходящую форму. Несмотря на нехватку времени и большое количество работы воспитание детей занимало главное место в жизни крестьянки. Крестьяне с малых лет старались привить детям любовь к труду, на котором держалась вся жизнь русского крестьянина. Дети втягивались в деятельность взрослой жизни, постепенно начиная с присмотра за младшими в семье, затем уходом за скотиной и работой по дому. Большую роль на жизнь крестьянского народа первой половины XIX века оказывала церковь. Церковь устанавливала время для труда и отдыха, определяла для людей распорядок дня: молитвы утром, перед едой. Большое значение в быту крестьянской семьи занимало посещение церкви, а в случае природных бедствий священнослужители устраивали просительные моленья и крестные ходы. Несмотря на тяжелый образ жизни, крестьяне с удовольствием отмечали праздники.
Праздничные дни у крестьян совпадали с земледельческими природными циклами, ведь крестьянский быт зависел на прямую от природы. Русский крестьянин считал себя частью природы. Для крестьян, занимающихся сельскохозяйственным трудом, важным было ощущение стабильности, закономерной смене времен года, необходимой для того, чтобы посеять зерно, вырастить и затем собрать хороший урожай, который являлся основой про-питания и благополучия семьи.
Семья являлась основой крестьянской жизни. Организация хозяйствен-ной деятельности стала основой для накопления социального опыта в семье. Каждодневные работы в семье была четко отработаны и распределены между ее членами. Каждому циклу сезонных работ, и в целом сельскохозяйственному году, так же была присуща ритмичность. Передача традиций в устном творчестве, пении, изобразительном искусстве, праздничной культуре происходила через семью и общину.
Несмотря на то, что крестьяне большую часть своей жизни посвящали труду: работали в поле, занимались благоустройством дома, ведением хозяйства, они сделали большой вклад в культурное, духовное развитие страны, их семейные устои стали одними из основополагающих принципов современного института семьи и брака, крестьяне всегда становились «щитом», как продовольственным, так и боевым, в трудные для страны время. И пусть быту крестьян и наследию их культуры уделено очень мало внимания, написано небольшое количество книг и других научных работ, такой обширный класс населения, в течение нескольких веков не мог не оказать влияния на ход нашей истории, культурное наследие, формирование самобытности страны, именно поэтому анализ данного вопроса стал основой при написании научно- исследовательской работы.



