СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМА КОЛЛАЖИРОАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ 8
1.1. Роль и место говорения в обучении иностранному языку 8
1.2. Особенности формирования навыка говорения на английском
языке 12
1.3. Учет индивидуальных особенностей старшеклассников в процессе
обучения говорению 23
1.4. Технология использования приема коллажирования на уроке
иностранного языка 31
1.4.1. Коллаж и коллажирование в современной методике обучения
иностранным языкам 31
1.4.2. Использование коллажирования в процессе формирования и
совершенствование навыков и умений говорения старшеклассников 41
Выводы по Главе 1 46
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА КОЛЛАЖИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ 50
2.1. Комплекс упражнений для совершенствования навыка говорения.. 50
2.2. Результаты использования коллажирования при совершенствовании
навыков говорения у обучающихся 59
Выводы по Главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
СПИСОК ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ 78
ГЛАВА 1. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ 8
1.1. Роль и место говорения в обучении иностранному языку 8
1.2. Особенности формирования навыка говорения на английском
языке 12
1.3. Учет индивидуальных особенностей старшеклассников в процессе
обучения говорению 23
1.4. Технология использования приема коллажирования на уроке
иностранного языка 31
1.4.1. Коллаж и коллажирование в современной методике обучения
иностранным языкам 31
1.4.2. Использование коллажирования в процессе формирования и
совершенствование навыков и умений говорения старшеклассников 41
Выводы по Главе 1 46
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА КОЛЛАЖИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ 50
2.1. Комплекс упражнений для совершенствования навыка говорения.. 50
2.2. Результаты использования коллажирования при совершенствовании
навыков говорения у обучающихся 59
Выводы по Главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
СПИСОК ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ 78
В последние годы в школьном образовании наблюдается все больший интерес к иностранному языку в связи с прогрессивным развитием общества. Стремление изучать иностранный язык объясняется многими причинами, одной из которых является желание учащихся путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных культур и стран, что очень трудно сделать без знания хотя бы одного иностранного языка.
Обучение иностранному языку процесс длительный и трудоемкий, он требует умения применять выработанные учащимися навыки и умения на практике в стране изучаемого языка. Для того чтобы максимально приблизить процесс обучения к процессу общения, в мире возникают новые методики и технологии обучения иностранному языку.
Актуальность работы состоит в том, что в последнее время в методике преподавания иностранных языков получил распространение прием коллажирования. Появились и сопутствующие термины: коллаж, блок-коллаж, ассоциограмма, кластер и др. В современной методике все больше уделяетя внимание описанию сферы их проявления в методике преподавания, обозначающую роли и места этих категорий в учебно-методической деятельности и уточняют их функции в различных ситуациях
Объект исследования - процесс формирования навыка говорения на среднем этапе обучения иностранному языку.
Предмет исследования - прием коллажирования как способ совершенствования навыка говорения в процессе обучения иностранному языку.
Цель исследования выяснить возможность совершенствования навыка говорения в ходе использования приема коллажирования в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе.
Гипотеза. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что при использовании приема коллажирования в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе будет проходить более эффективно.
Успешное достижение цели предусматривает решение следующих задач исследования:
- раскрыть роль и место коллажирования в обучении иностранному языку;
- рассмотреть особенности навыка говорения;
- конкретизировать понятия коллаж, коллажирования, блок-коллаж в разных сферах его применения;
- разработать комплекс упражнений для совершенствования навыка говорения;
- проследить динамику совершенствования навыка говорения в ходе работы над составлением коллажа.
Теоретико-методологическую основу работы составляют труды как отечественных, так и зарубежных педагогов: Н.П. Грачевой, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.С. Красильниковой, К. Ливингстоун, Р.Д. Мюллер, М.А. Нефедовой, И.Б. Рыжкиной, Н.В. Семенюченко, Т.Н. Чайниковой и др.
Материал исследования - теоретические и практические труды по теме исследования.
Методы исследования: теоретический анализ: изучение методической, педагогической литературы; индуктивный метод обобщения информации и дедуктивный метод формулирования выводов; беседа с учителями; описательный метод; проведение диагностического тестирования, педагогического эксперимента.
Научная новизна. В рамках коммуникативного обучения иностранному языку основное значение уделяется развитию у учащихся способности рассуждения, речемыслительной деятельности, высказывания к какой-либо проблеме своего личного отношения. Методические средства и приемы обучения, которые направлены на организацию общения учащихся и с учителем, и друг с другом в учебном процессе получают все большее распространение.
Одной из важнейших проблем остается поиск таких креативных инструментов развития иноязычной речи, которые могли бы послужить опорой для развития ассоциативного мышления, собирания и упорядочивания идей и мыслей, т.е. могут помочь обучающимся в решении коммуникативных задач. Коллаж и является одним их таких инструментов визуализации мыслей и идей, порождающих иноязычную речь учащихся.
В ходе проведения данного исследования были изучены труды уже известных педагогов, посвященные наглядности в целом и коллажированию в частности. Следует отметить, что материал многих исследований устарел местами, и принцип наглядности нуждается в новом переосмыслении.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении и систематизации существующих исследований по проблеме.
Практическая значимость. Составленные задания, направленные на совершенствование навыка говорения в ходе использования приема коллажирования в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательных школ.
Положения, выносимые на защиту.
1. Коллаж является полифункциональным методическим средством овладения иноязычной культурой, а коллажирование - методический прием.
2. Использование коллажирования способствует созданию условий на уроках иностранного языка для проектирования индивидуальной познавательной траектории развития личности.
3. Прием коллажирования способствует включению личности в активную речемыслительную деятельность, которая направлена на развитие коммуникативных умений.
Апробация исследования. Основные положения диссертационной работы излагались в материалах научно-практических конференций: «Наука сегодня: проблемы и перспективы развития» (г. Вологда, 29 ноября 2017 г.), «Наука сегодня: теоретические и практические аспекты» (г. Вологда, 27 декабря 2017 г.). По теме исследования опубликовано две статьи.
Структура работы. Структура определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и список лексикографических источников. Общий объем диссертационного исследования 71 стр.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, обозначена научная новизна исследования, сформулирована гипотеза и положения, выносимые на защиту, показана его теоретическая и практическая значимости, описана структура работы.
В первой главе «Лингводидактические основы обучения иноязычному говорению» раскрыта роль и место говорения в обучении иностранному языку; особенности формирования навыка говорения на английском языке; индивидуальные особенности старшеклассников в процессе обучения говорению. Описывается технология использования приема коллажирования на уроке иностранного языка. Рассмотрены трактовки понятия «коллаж» и «коллажирование» в современной методике обучения иностранным языкам; описано использование коллажирования в процессе формирования и совершенствование навыков и умений говорения
Во второй главе «Эффективность использования приема коллажирования на уроках иностранного языка в старших классах» представлен комплекс упражнений для совершенствования навыка говорения, а также проведен анализ эффективности использования приема коллажирования при совершенствовании навыков говорения у обучающихся.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы.
Обучение иностранному языку процесс длительный и трудоемкий, он требует умения применять выработанные учащимися навыки и умения на практике в стране изучаемого языка. Для того чтобы максимально приблизить процесс обучения к процессу общения, в мире возникают новые методики и технологии обучения иностранному языку.
Актуальность работы состоит в том, что в последнее время в методике преподавания иностранных языков получил распространение прием коллажирования. Появились и сопутствующие термины: коллаж, блок-коллаж, ассоциограмма, кластер и др. В современной методике все больше уделяетя внимание описанию сферы их проявления в методике преподавания, обозначающую роли и места этих категорий в учебно-методической деятельности и уточняют их функции в различных ситуациях
Объект исследования - процесс формирования навыка говорения на среднем этапе обучения иностранному языку.
Предмет исследования - прием коллажирования как способ совершенствования навыка говорения в процессе обучения иностранному языку.
Цель исследования выяснить возможность совершенствования навыка говорения в ходе использования приема коллажирования в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе.
Гипотеза. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что при использовании приема коллажирования в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе будет проходить более эффективно.
Успешное достижение цели предусматривает решение следующих задач исследования:
- раскрыть роль и место коллажирования в обучении иностранному языку;
- рассмотреть особенности навыка говорения;
- конкретизировать понятия коллаж, коллажирования, блок-коллаж в разных сферах его применения;
- разработать комплекс упражнений для совершенствования навыка говорения;
- проследить динамику совершенствования навыка говорения в ходе работы над составлением коллажа.
Теоретико-методологическую основу работы составляют труды как отечественных, так и зарубежных педагогов: Н.П. Грачевой, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.С. Красильниковой, К. Ливингстоун, Р.Д. Мюллер, М.А. Нефедовой, И.Б. Рыжкиной, Н.В. Семенюченко, Т.Н. Чайниковой и др.
Материал исследования - теоретические и практические труды по теме исследования.
Методы исследования: теоретический анализ: изучение методической, педагогической литературы; индуктивный метод обобщения информации и дедуктивный метод формулирования выводов; беседа с учителями; описательный метод; проведение диагностического тестирования, педагогического эксперимента.
Научная новизна. В рамках коммуникативного обучения иностранному языку основное значение уделяется развитию у учащихся способности рассуждения, речемыслительной деятельности, высказывания к какой-либо проблеме своего личного отношения. Методические средства и приемы обучения, которые направлены на организацию общения учащихся и с учителем, и друг с другом в учебном процессе получают все большее распространение.
Одной из важнейших проблем остается поиск таких креативных инструментов развития иноязычной речи, которые могли бы послужить опорой для развития ассоциативного мышления, собирания и упорядочивания идей и мыслей, т.е. могут помочь обучающимся в решении коммуникативных задач. Коллаж и является одним их таких инструментов визуализации мыслей и идей, порождающих иноязычную речь учащихся.
В ходе проведения данного исследования были изучены труды уже известных педагогов, посвященные наглядности в целом и коллажированию в частности. Следует отметить, что материал многих исследований устарел местами, и принцип наглядности нуждается в новом переосмыслении.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении и систематизации существующих исследований по проблеме.
Практическая значимость. Составленные задания, направленные на совершенствование навыка говорения в ходе использования приема коллажирования в процессе обучения иностранному языку на среднем этапе. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательных школ.
Положения, выносимые на защиту.
1. Коллаж является полифункциональным методическим средством овладения иноязычной культурой, а коллажирование - методический прием.
2. Использование коллажирования способствует созданию условий на уроках иностранного языка для проектирования индивидуальной познавательной траектории развития личности.
3. Прием коллажирования способствует включению личности в активную речемыслительную деятельность, которая направлена на развитие коммуникативных умений.
Апробация исследования. Основные положения диссертационной работы излагались в материалах научно-практических конференций: «Наука сегодня: проблемы и перспективы развития» (г. Вологда, 29 ноября 2017 г.), «Наука сегодня: теоретические и практические аспекты» (г. Вологда, 27 декабря 2017 г.). По теме исследования опубликовано две статьи.
Структура работы. Структура определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и список лексикографических источников. Общий объем диссертационного исследования 71 стр.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, обозначена научная новизна исследования, сформулирована гипотеза и положения, выносимые на защиту, показана его теоретическая и практическая значимости, описана структура работы.
В первой главе «Лингводидактические основы обучения иноязычному говорению» раскрыта роль и место говорения в обучении иностранному языку; особенности формирования навыка говорения на английском языке; индивидуальные особенности старшеклассников в процессе обучения говорению. Описывается технология использования приема коллажирования на уроке иностранного языка. Рассмотрены трактовки понятия «коллаж» и «коллажирование» в современной методике обучения иностранным языкам; описано использование коллажирования в процессе формирования и совершенствование навыков и умений говорения
Во второй главе «Эффективность использования приема коллажирования на уроках иностранного языка в старших классах» представлен комплекс упражнений для совершенствования навыка говорения, а также проведен анализ эффективности использования приема коллажирования при совершенствовании навыков говорения у обучающихся.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы.
Изучение научно-методической литературы по проблеме использования приема коллажирования в обучении иноязычной речи учащихся средней общеобразовательной школы позволило определить роль и возможности использования коллажа для стимулирования иноязычного говорения. И.А. Зимняя, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, М.А. Нефедова придерживаются мнения о том, что коллаж является ярким средством создания мотивации к изучению английского языка, а коллажирование развивает внимание, творческое мышление учащихся, позволяет разнообразить формы обучения, стимулирует речевое общение, создает эффект присутствия в ситуации межкультурного общения.
Очевидно, что коллажирование требует достаточно много времени для поиска необходимой наглядности, но затраченное время окупается возможностью формирования культурно-страноведческой компетенции, высокой заинтересованностью учащихся в обучении. Таким образом, сущность коллажа заключается в том, что он является средством стимулирования иноязычной речевой деятельности учащихся, а коллажирование способствует расширению объема усваиваемого на уроках материала, повышает качество обучения учащихся иностранному языку.
Обобщив опыт отечественных и зарубежных педагогов в использовании коллажа на уроках ИЯ, мы определили виды коллажа, их особенности и рассмотрели требования к их разработке. На наш взгляд обоснованной и более полной является классификация коллажей Б.Д. Мюллера. Следует отметить, что на различных этапах обучения иноязычному говорению учащихся рекомендуется использовать разные виды коллажа.
В исследовании представлена технология использования коллажа для организации речевой деятельности учащихся на уроках ИЯ. По мнению учителей-практиков и ведущих методистов, существует шесть основных этапов разработки коллажа, которые заключаются в оформлении идей, подборе аутентичного материала, обсуждении данного материала, оформлении коллажа, его защите учащимся и оценке учителем. Нами выделены этапы оформления коллажа и основные формы работы с нимна уроке в средней школе. Основополагающим разделом процесса коллажирования является этап аналитического изучения содержания блока коллажа, который способствует совершенствованию умений говорения.
Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования и знакомство с опытом работы учителей иностранного языка позволило нам разработать серию заданий для учащихся 8 классов по использованию коллажа с целью активизации обучения иноязычному говорению учащихся. Перспективой исследования является апробирование серии конспектов уроков и разработка рекомендаций по эффективному использованию коллажа на уроках иностранного языка.
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность использованных нами заланий для совершенствования навыка говорения у обучающихся средних классов в процессе использования приема коллажирования.
Учащиеся экспериментальной группы добились определенных успехов, показав уровень полученных знаний и повышение уровня сформированности навыка говорения.
Кроме того, совершенствование навыка говорения у обучающихся средних классов в ходе использования приема коллажирования содействует способности воспринимать информацию с положительными эмоциями, формирует у обучающихся способность с легкостью запоминать всевозможные речевые клише и структуры, что позволяет снизить языковой барьер у обучающихся.
Предложенная система по совершенствованию навыка говорения у школьников в ходе использования приема коллажирования может быть использована в качестве дополнительного материала при обучении школьников.
В данном исследовании решены все поставленные задачи:
- проанализированы теоретические материалы;
- конкретизированы понятие коллаж, коллажирование, блок-коллаж и др.;
- выявлены особенности использования коллажа в процессе обучения иностранному языку;
- осуществлен подбор заданий с использованием приема коллажирования.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что использование коллажа на уроке иностранного языка облегчает процесс семантизации значения ядерного понятия; организует запоминание посредством установления связи между наглядно-чувственным и вербальным образом действительности; создает смысловые опоры для иноязычного высказывания и понимание его на этапе развития речевых действий; создает стимул для речевого высказывания.
Использование предлагаемого приема в учебной деятельности, как нам кажется, помогает развитию способностей аналитического мышления, созданию на уроке атмосферы творчества, вызывает образное видение действительности.
Разработанная технология по совершенствованию навыка говорения у обучающихся средних классов в ходе использования приема коллажирования принесла положительные результаты, так как она действительно способствует усвоению и совершенствованию навыка говорения.
Очевидно, что коллажирование требует достаточно много времени для поиска необходимой наглядности, но затраченное время окупается возможностью формирования культурно-страноведческой компетенции, высокой заинтересованностью учащихся в обучении. Таким образом, сущность коллажа заключается в том, что он является средством стимулирования иноязычной речевой деятельности учащихся, а коллажирование способствует расширению объема усваиваемого на уроках материала, повышает качество обучения учащихся иностранному языку.
Обобщив опыт отечественных и зарубежных педагогов в использовании коллажа на уроках ИЯ, мы определили виды коллажа, их особенности и рассмотрели требования к их разработке. На наш взгляд обоснованной и более полной является классификация коллажей Б.Д. Мюллера. Следует отметить, что на различных этапах обучения иноязычному говорению учащихся рекомендуется использовать разные виды коллажа.
В исследовании представлена технология использования коллажа для организации речевой деятельности учащихся на уроках ИЯ. По мнению учителей-практиков и ведущих методистов, существует шесть основных этапов разработки коллажа, которые заключаются в оформлении идей, подборе аутентичного материала, обсуждении данного материала, оформлении коллажа, его защите учащимся и оценке учителем. Нами выделены этапы оформления коллажа и основные формы работы с нимна уроке в средней школе. Основополагающим разделом процесса коллажирования является этап аналитического изучения содержания блока коллажа, который способствует совершенствованию умений говорения.
Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования и знакомство с опытом работы учителей иностранного языка позволило нам разработать серию заданий для учащихся 8 классов по использованию коллажа с целью активизации обучения иноязычному говорению учащихся. Перспективой исследования является апробирование серии конспектов уроков и разработка рекомендаций по эффективному использованию коллажа на уроках иностранного языка.
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность использованных нами заланий для совершенствования навыка говорения у обучающихся средних классов в процессе использования приема коллажирования.
Учащиеся экспериментальной группы добились определенных успехов, показав уровень полученных знаний и повышение уровня сформированности навыка говорения.
Кроме того, совершенствование навыка говорения у обучающихся средних классов в ходе использования приема коллажирования содействует способности воспринимать информацию с положительными эмоциями, формирует у обучающихся способность с легкостью запоминать всевозможные речевые клише и структуры, что позволяет снизить языковой барьер у обучающихся.
Предложенная система по совершенствованию навыка говорения у школьников в ходе использования приема коллажирования может быть использована в качестве дополнительного материала при обучении школьников.
В данном исследовании решены все поставленные задачи:
- проанализированы теоретические материалы;
- конкретизированы понятие коллаж, коллажирование, блок-коллаж и др.;
- выявлены особенности использования коллажа в процессе обучения иностранному языку;
- осуществлен подбор заданий с использованием приема коллажирования.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что использование коллажа на уроке иностранного языка облегчает процесс семантизации значения ядерного понятия; организует запоминание посредством установления связи между наглядно-чувственным и вербальным образом действительности; создает смысловые опоры для иноязычного высказывания и понимание его на этапе развития речевых действий; создает стимул для речевого высказывания.
Использование предлагаемого приема в учебной деятельности, как нам кажется, помогает развитию способностей аналитического мышления, созданию на уроке атмосферы творчества, вызывает образное видение действительности.
Разработанная технология по совершенствованию навыка говорения у обучающихся средних классов в ходе использования приема коллажирования принесла положительные результаты, так как она действительно способствует усвоению и совершенствованию навыка говорения.



