I. Введение. 3
II. Теоретическая часть. 4
История вопроса. 4
Общая теория. 6
Основные положения по интеграции систем управления. 6
Направления и механизмы интеграции. 8
Классификация управленческих решений; систематизация методов и приемов процесса принятия УР. 13
Структура и содержание процесса принятия решений. 16
Этапы процесса принятия управленческих решений. 17
Частная теория. 22
Централизованные и децентрализованные организации. Понятие интеграции. 22
Влияние интеграции на достижение целей организации на примере британской розничной сети Marks and Spencer 23
Методы достижения эффективной интеграции. 25
Эффективность технологий, способствующих успешной интеграции, и рациональность управленческих решений на примере компании «Intel». 26
Повышение производительности через организацию труда в сфере услуг. 27
Интеграция технологического и инженерного производства на примере компании Sony 28
III. Практическая часть. 29
IV. Общие выводы. Заключение. 37
V. Глоссарий 42
VI. Список литературы: 44
Проблема интеграции в современном мире, мне представляется очень актуальной и заслуживающей особого внимания. С осознанием значимости и необходимости применения интеграционных подходов, становится значительно более эффективной деятельность не только отдельно взятых функциональных подразделений, но всей системы в целом. Эффективная интеграция способствует:
- использованию преимуществ специализации деятельности в организациях, реализации новых подходов в управлении. Усложнение технологической составляющей производства, усложнение структуры целей порождает разнообразие «стыков» при решении задач управления. Каждый стык – потенциальный источник управленческих ситуаций, требующих интеграции всех элементов системы. Для того, чтобы использовать преимущества специализации деятельности в организации (разделения труда), нужна эффективная интеграция организации.
- реализации новых подходов в управлении. В связи с сокращением жизненного цикла и диверсификацией продукции, а также ростом стоимости ресурсов предприниматель вынужден идти на риск в принятии решений и проявлять высокую адаптивность к постоянно меняющимся условиям. Руководитель должен содействовать постоянному притоку идей, предложений, изобретений, внедрению нововведений, он должен стимулировать работу специалистов, создавать атмосферу творчества и инициативы. Реализация новых подходов в управлении наиболее эффективна через механизмы интеграции.
- созданию более эффективной экономической среды, как на территории страны (даже в рамках отдельно взятой компании), так и на международной уровне.
Цель этой работы заключается в том, чтобы проанализировать сущность и значение интеграционного подхода в управлении, рассмотреть и исследовать проблемы, возникающие при интеграции компаний или подразделений одной компании и определить способы их разрешения, а также рассмотреть процесс принятия управленческих решений, его значимость и роль в управлении. При рассмотрении последнего вопроса, я не ставила целью подробно рассматривать непосредственно управленческие решения, их разновидности, методы и область применения того или иного решения. Эти вопросы подробно не освещены, а кратко перечислены для создания общего представления о рассматриваемой теме. В данной работе я посчитала значимым непосредственно процесс принятия управленческих решений, который подробно рассмотрен в
Задачами, поставленными мною в ходе разработки данной темы, явились:
- Рассмотрение основных положений по интеграции систем управления;
- Выделение направлений и механизмов интеграции;
- Рассмотрение структуры, содержания и этапов процесса принятия управленческих решений;
- Влияние интеграции на достижение целей организации;
- Эффективность технологий, способствующих успешной интеграции, и рациональность управленческих решений.
Все эти положения я постаралась подробно рассмотреть в последующих главах, пользуясь различными информационными источниками, принимая во внимание и анализируя мнения разных авторов.
В данном курсовом проекте были рассмотрены вопросы интеграции, основные понятия этого явления, его значение в рамках системы и для ее внешней среды, вопросы важности принятия рациональных управленческих решений и освещен сам процесс. Были приведены примеры таких компаний, как Marks&Spenser, Intel, McDonalds, Sony, использующих интеграционный подход как неотъемлемый и можно сказать ключевой метод эффективного функционирования организации и достижения ее целей. Как тема для практической части был взят пример ситуации торговых сетей на компьютерном рынке страны и подробно рассмотрена сети - "Компьютер-центр "Кей"", "Компьютерный мир" и "Компьютерная служба www.320-8080.ru".
Проведя анализ ситуации на компьютерном рынке страны, в заключение можно выделить положительные и отрицательные моменты:
Эффективность сетей объясняется:
• Преимуществом в закупках: сеть, состоящая из множества магазинов, является для поставщика более крупным и важным партнером, чем отдельный магазин, и может выторговать себе дополнительные скидки, лучшие условия поставки.
• Большими финансовыми возможностями: в течение длительного времени сеть может поддерживать убыточные, но перспективные магазины, финансируя их за счет других.
• Возможностью проведения эффективных рекламных компаний, повышающих узнаваемость торговой марки сети, лояльность и доверие покупателей к качеству товара.
• Стандартизацией и оптимизацией всех бизнес-процессов, позволяющих минимизировать издержки, повысить отдачу на вложенный капитал и на единицу площади.
• Наличием аналитических подразделений и отдела развития.
Кстати, именно последний пункт называли в качестве главного преимущества руководители многих сетевых компаний. Сеть может позволить себе иметь персонал и службы, занятые анализом текущей деятельности и перспективным развитием компании. Один магазин не в состоянии содержать полноценные отделы рекламы, маркетинга, сервисную службу, равно как и отдел, занимающийся финансовым планированием или юридическим сопровождением. Именно благодаря наличию этих подразделений сеть и выигрывает у одиночного магазина по эффективности работы. К тому же большой объем информации о продажах и потребностях рынка, собираемой со всех входящих в нее магазинов, позволяет точнее планировать закупки, оптимизируя товарный запас, а также накапливать опыт об успешных приемах работы.
В то же время, сети имеют и слабые стороны.
• Самой большой проблемой является персонал. Все крупные структуры отличаются слабой лояльностью персонала, и сети не исключение. Но все процессы в центре жестко стандартизованы и, например, кладовщик или кассир без особых проблем могут быть заменены в течение двух дней. В компьютерном магазине к продавцу предъявляются совсем другие требования, и, какая бы ни была сильная система подготовки персонала, даже за месяц обучить нового человека невозможно. К тому же в крупной структуре сложно сделать так, чтобы каждый продавец чувствовал себя членом единой команды и правильно относился к покупателю. В магазине, в котором за прилавком регулярно появляется хозяин, персонал ощущает причастность к общему делу. А в сети все сотрудники оказываются поделенными на «работников» и «эксплуататоров».
• Сеть, как любая большая структура, относительно неповоротлива. Для того, чтобы информация дошла снизу доверху и в виде команды вернулась обратно, зачастую требуется время. Включение в ассортимент какой-либо марки требует больших средств. Еще сложнее отказаться от марки. Как правило, персонал в магазинах обладает минимумом полномочий. Сильнее всего это проявляется, когда клиент предъявляет какие-то индивидуальные требования, будь то скидка или заказ на модель, в данный момент отсутствующую на витрине.
• Стандартизация зачастую играет отрицательную роль. Сеть не в силах отступить от установленного порядка работы, даже если это необходимо.
Помимо этих, общих для всех сетей недостатков, у компьютерных сетей есть и свои специфические проблемы. Часть возможностей и преимуществ, которые привели к успеху сетей на продуктовом рынке, компьютерным сетям недоступны.
Сила любой сети – в стандартизации. Чем стандартнее ассортимент представленных в магазинах товаров, набор сервиса для покупателей, рабочие процессы в подразделениях – тем эффективнее работает сеть. Как только один или два магазина начинают выбиваться из общей канвы, у сети возникают проблемы. К сожалению, специфика компьютеров как товара такова, что ни одна компьютерная сеть не в состоянии добиться уровня унификации, присущего продуктовым сетям. В нашем же деле нельзя (да и просто не разумно) добиваться ни полного совпадения ассортимента, ни 100% единообразия в оформлении магазинов.
Одним из плюсов сетевого магазина всегда является его узнаваемость. Чем больше принадлежащих сети магазинов расположено в городе - тем больше людей, знающих и лояльно относящихся к торговой марке. Компьютерная сеть может иметь 5-10 магазинов в Петербурге, но даже в большинстве крупных городов рынок не сможет обеспечить достаточный спрос для работы 3-4 салонов класса “Компьютерный Мир” и “КЕЙ”. Соответственно, сетевой магазин, расположенный в регионе, по узнаваемости не будет выигрывать у независимого местного.
Что делать?
Рассмотрим возможности адаптации к новым условиям для каждой категории работающих на рынке компаний – независимых магазинов, сетей и поставщиков – оптовиков и производителей.
Глобальное наступление сетей вовсе не означает, что одиночные магазины вымрут. Несмотря на наличие мощных сетевых компаний в Петербурге живут и прекрасно себя чувствуют одиночные магазины. Что неудивительно, ведь одиночный магазин имеет ряд преимуществ перед сетевым:
• меньшие кадровые проблемы, возможность создания среди персонала единой сплоченной команды;
• постоянный контакт хозяина с покупателями;
• оперативность решения многих вопросов;
• малое число уровней управления;
• более гибкий ассортимент.
Независимый магазин может успешно работать, если сумеет стать уникальным. Уникальность может быть обеспечена особо выгодным расположением (которое надо суметь удержать), известностью среди покупателей, ассортиментом, отношением к покупателям. Важно найти свою нишу, то, чем вы отличаетесь от основных конкурентов. Нишей может быть, в том числе особый сегмент (ассортимент, группы покупателей, место расположения), в котором сеть не может воспользоваться своими преимуществами.
При этом нужно знать и использовать слабые стороны конкурентов. Сеть по своей природе устроена так, что ее магазины ориентированы на некоего среднего покупателя с усредненными запросами. В сетевом магазине всегда будет в некотором смысле стандартный ассортимент и обслуживание. Там будут все те товары, которые активно рекламируются, но редко удастся найти что-то особое.
Сила одиночного магазина – в индивидуальности и возможности найти особый подход к каждому клиенту, в способности предложить что-то нестандартное, подходящее именно этому конкретному человеку. Можно предложить покупателю марки, которых нет у конкурентов, выполнить его нестандартные запросы, просто установить с ним дружеские отношения.
Успех такого магазина во многом зависит и от владельца: его харизмы, опыта, коммерческого чутья, знаний и, не в последнюю очередь, здоровья. Очень важно, чтобы хозяин постоянно присутствовал в магазине. Это позволяет лучше узнавать и чувствовать потребности покупателей, быстрее решать возникающие вопросы, поддерживать необходимый настрой и отношение к клиентам среди продавцов. Немаловажным фактором успеха является и то, что покупателю просто приятно, когда его обслуживает сам хозяин. И пусть в офисе сетевой компании сидят профессиональные маркетологи, но ежедневное общение с покупателями (не с усредненными, на которых рассчитывает сеть, а с реальными), помогает лучше понять потребности вашей клиентуры.
В тех вопросах, в которых у вас недостает компетенции или на решение которых не хватает времени, следует привлекать профессиональные фирмы. Это касается рекламы, организации гарантийного сервиса и т.п. Не бойтесь и не жалейте денег – ваше время и сделанные вами ошибки обойдутся дороже.
Я думаю, что существенных отличий в факторах успеха одиночного и сетевого магазина нет. Основное – создание философии продаж, взаимодействия с клиентом. Если у вас есть свое собственное предложение клиенту, то не важно, сколько у вас магазинов. Одиночный магазин, он занимает свою особую нишу, имеет четкую направленность, особую клиентуру и идеологию. А сеть, наряду с плюсами, имеет и минусы: при увеличении количества точек растут накладные расходы, теряется мобильность и управляемость.
Создавая сеть или один магазин, необходимо думать, что ты делаешь. Просто оборудовать площадь и поставить товар мало. Нужно знать, что ты хочешь открыть и для кого. Идеология определяет все, и количество магазинов и даже требования к их расположению. Если место входит в противоречие с идеологией - будут проблемы, если соответствует – успех. А массовый магазин создавать на отшибе неправильно.
Человек со временем меняется: меняется настроение, мироощущение, финансовые возможности. И у него меняется машина, гардероб. Надо чтобы человек знал, что если что-то изменится, то он сможет в этом же магазине подобрать товар, соответствующий его новым потребностям.
Сегодня сетевые магазины в Петербурге занимают не менее половины рынка. Но они не просто занимают какую-то долю рынка, они формируют погоду на нем, задают вектор, направление движения, создают имидж тем маркам, которые имеют в ассортименте. Мода на марки, присутствующие в сетевых магазинах, распространяется на черный и серый рынки, на которых не вкладывается денег ни в имидж, ни во что. Созданную сетями моду подхватывают другие. Все остальные кормятся за счет них.
Опыт показывает, что успехи отдельно взятого звена цепи зависят от множества факторов. Ясно одно, что используемая форма сети - качество услуг + ассортимент + цена + реклама - себя оправдывает и привлекает все новых участников сети. В ближайшие два - три года успех торговых точек, входящих в единую сеть гарантирован.
1. Менеджмент под ред. М.М. Максимцова, проф.А.В. Игнатьевой, М.: «Банки и Биржи», издательское объединение «ЮНИТИ», 2001 г.
2. Р.А. Фатхутдинов «Стратегический менеджмент», М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000 г.
3. Технологии корпоративного менеджмента, учебное пособие под ред. И.В. Мишуровой, Н.Ф. Новосельской, М.: «Март», 2004 г.
4. Менеджмент и финансы (определения), Р.Кох, 2002 г.
5. М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури Основы менеджмента. – М.: Дело, 1999 г.
6. Грютер Х. Интеграция приобретенного предприятия в компанию. Проблемы теории и практики управления, М., 1998 г.
II. Периодические издания:
1. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом»»
1’2003; 2’2003; 3’2003; 5’2003; 2’2004.
2. Журнал «Эксперт»:
29 августа – 4 сентября 2005 №32 (478)
14-20 мая 2005 №10 (457)
3. Журнал «Эксперт Северо-Запад»:
28 февраля 2005 № 8 (213)