Развитие эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости
1.1. Понятие эмоционального интеллекта в психологии 7
1.2. Интернет-зависимость как одна из форм нехимического
зависимого поведения 16
1.3. Особенности формирования Интернет-зависимости в студенческом
возрасте 24
Глава 2. Экспериментальное изучение развития эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
2.3. Оценка результатов развития эмоционального интеллекта у
студентов, склонных к Интернет-зависимости 43
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения
Глава 1. Теоретическое изучение эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости
1.1. Понятие эмоционального интеллекта в психологии 7
1.2. Интернет-зависимость как одна из форм нехимического
зависимого поведения 16
1.3. Особенности формирования Интернет-зависимости в студенческом
возрасте 24
Глава 2. Экспериментальное изучение развития эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
2.3. Оценка результатов развития эмоционального интеллекта у
студентов, склонных к Интернет-зависимости 43
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения
В настоящее время в связи с возрастающей компьютеризацией общества в нашей стране проблема чрезмерного использования ресурсов сети Интернет становится все более актуальной. Посредством Интернета современный человек решает множество задач: поиск информации, вопросы трудоустройства, установление социальных связей (бесконтактное общение), не включающее в себя эмоционально-чувственную сферу и невербальную информацию, что, в свою очередь, приводит к отсутствию навыков межличностного взаимодействия в целом.
За рубежом проблема Интернет-зависимости достаточно изучена следующими учеными: К. Янг, И. Голдбергом, Дж. Сулером и др. В нашей же стране проблемой Интернет-зависимости стали заниматься недавно следующие исследователи: А.Е. Войскунский, В.Д. Менделевич, В.А. Лоскутова, А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров, И.В. Чудова.
Однако широкое распространение Интернет-зависимости свидетельствует о недостаточности изучения психологических характеристик личности склонных к Интернет-зависимости студентов, а также показывает необходимость разработки эффективных профилактических мероприятий.
Негативной стороной использования ресурсов киберпространства, прежде всего, становится риск формирования Интернет-зависимости. Под данным термином подразумевается нехимическое зависимое поведение вследствие пользования Интернет-ресурсами, которое характеризуется стремлением к уходу от реальности путем достижения особого эмоционального состояния уверенности в себе, удовлетворенности, которого, в силу различных причин, человек не может достичь иным путем человек. В основе Интернет-зависимости О.Н. Арестова и А.Е. Войскунский видят навязчивую потребность личности в использовании Интернета, которая сопровождается социальной дезадаптацией.
По мнению Л.В. Мардахаева, студенческая молодежь имеет специфические психологические и социальные черты, наличие которых свидетельствует о предрасположенности данной категории к возникновению Интернет-зависимости: например, интровертированные черты характера (трудности в установлении социальных контактов с окружающими, сосредоточенность на собственном внутреннем мире и т.д.).
Эмоциональный интеллект изучали следующие ученые: П. Сэловей, Дж. Мэйер, Д. Карузо, Д. Гоулман, Р. Бар-Он и др. В рамках отечественной психологии эмоциональный интеллект рассматривался в работах таких ученых, как: Л.С. Выготский , С.Л. Рубинштейн, Д.В. Люсин, И.Н. Андреева, Г.Г. Гарскова, Э.Л. Носенко, Т.П. Березовская.
Под эмоциональным интеллектом Д.В. Люсин понимает умение осознавать и различать эмоции, управлять эмоциональными состояниями как собственными, так и эмоциями партнеров по общению.
Способность понимать, управлять и дифференцировать свои эмоции и эмоции своих партнеров позволяет избавиться от многих сомнений и страхов, а также позволяет понимать мотивы других людей и эффективно взаимодействовать с ними. Эмоциональный интеллект способствует обладанию высоким самоконтролем, владению своими эмоциями, умению сохранять самообладание, выстраиванию отношений в состоянии конгруэнтности самому себе, в связи с чем необходимо развивать эмоциональный интеллект у студентов с риском Интернет-зависимости.
Проблема исследования: каковы особенности развития эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости?
Цель: изучить особенности развития эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости.
Объект исследования: эмоциональный интеллект студентов.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект у студентов с риском Интернет-зависимости.
Гипотеза: эмоциональный интеллект студентов, склонных к Интернет- зависимости, характеризуется низкой способностью понимать, оценивать и выражать собственные эмоции и эмоции других людей, а также низким уровнем саморегуляции и контроля за своими эмоциональными проявлениями. Психокоррекционная программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта, способствует снижению риска Интернет- зависимости.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к пониманию эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить особенности эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости.
3. Разработать и апробировать программу развития эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости.
4. Определить эффективность программы развития эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости.
Теоретико-методологической основой исследования выступает модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, концепция Интернет- зависимого поведения К.Янг, теория Интернет-зависимости А.Е. Войскунского.
В исследовании использовались следующие методы: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент); методы количественной и качественной обработки эмпирических данных, а также методы математической статистики.
Психодиагностические методики:
1. Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков);
2. Методика «Эмоциональный интеллект» (Н. Холл);
3. Методика диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» (М.А. Манойлова);
4. Методика «Позы, жесты» (Н.С. Курек).
Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета. В исследовании принимали участие студенты 1-го - 4-го курсов факультета психологии. Выборку составили 36 человек в возрасте от 18 до 23 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, содержащих 10 рисунков и 1 таблицу, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 89 страниц машинописного текста
За рубежом проблема Интернет-зависимости достаточно изучена следующими учеными: К. Янг, И. Голдбергом, Дж. Сулером и др. В нашей же стране проблемой Интернет-зависимости стали заниматься недавно следующие исследователи: А.Е. Войскунский, В.Д. Менделевич, В.А. Лоскутова, А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров, И.В. Чудова.
Однако широкое распространение Интернет-зависимости свидетельствует о недостаточности изучения психологических характеристик личности склонных к Интернет-зависимости студентов, а также показывает необходимость разработки эффективных профилактических мероприятий.
Негативной стороной использования ресурсов киберпространства, прежде всего, становится риск формирования Интернет-зависимости. Под данным термином подразумевается нехимическое зависимое поведение вследствие пользования Интернет-ресурсами, которое характеризуется стремлением к уходу от реальности путем достижения особого эмоционального состояния уверенности в себе, удовлетворенности, которого, в силу различных причин, человек не может достичь иным путем человек. В основе Интернет-зависимости О.Н. Арестова и А.Е. Войскунский видят навязчивую потребность личности в использовании Интернета, которая сопровождается социальной дезадаптацией.
По мнению Л.В. Мардахаева, студенческая молодежь имеет специфические психологические и социальные черты, наличие которых свидетельствует о предрасположенности данной категории к возникновению Интернет-зависимости: например, интровертированные черты характера (трудности в установлении социальных контактов с окружающими, сосредоточенность на собственном внутреннем мире и т.д.).
Эмоциональный интеллект изучали следующие ученые: П. Сэловей, Дж. Мэйер, Д. Карузо, Д. Гоулман, Р. Бар-Он и др. В рамках отечественной психологии эмоциональный интеллект рассматривался в работах таких ученых, как: Л.С. Выготский , С.Л. Рубинштейн, Д.В. Люсин, И.Н. Андреева, Г.Г. Гарскова, Э.Л. Носенко, Т.П. Березовская.
Под эмоциональным интеллектом Д.В. Люсин понимает умение осознавать и различать эмоции, управлять эмоциональными состояниями как собственными, так и эмоциями партнеров по общению.
Способность понимать, управлять и дифференцировать свои эмоции и эмоции своих партнеров позволяет избавиться от многих сомнений и страхов, а также позволяет понимать мотивы других людей и эффективно взаимодействовать с ними. Эмоциональный интеллект способствует обладанию высоким самоконтролем, владению своими эмоциями, умению сохранять самообладание, выстраиванию отношений в состоянии конгруэнтности самому себе, в связи с чем необходимо развивать эмоциональный интеллект у студентов с риском Интернет-зависимости.
Проблема исследования: каковы особенности развития эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости?
Цель: изучить особенности развития эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости.
Объект исследования: эмоциональный интеллект студентов.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект у студентов с риском Интернет-зависимости.
Гипотеза: эмоциональный интеллект студентов, склонных к Интернет- зависимости, характеризуется низкой способностью понимать, оценивать и выражать собственные эмоции и эмоции других людей, а также низким уровнем саморегуляции и контроля за своими эмоциональными проявлениями. Психокоррекционная программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта, способствует снижению риска Интернет- зависимости.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к пониманию эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить особенности эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости.
3. Разработать и апробировать программу развития эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости.
4. Определить эффективность программы развития эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости.
Теоретико-методологической основой исследования выступает модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, концепция Интернет- зависимого поведения К.Янг, теория Интернет-зависимости А.Е. Войскунского.
В исследовании использовались следующие методы: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент); методы количественной и качественной обработки эмпирических данных, а также методы математической статистики.
Психодиагностические методики:
1. Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков);
2. Методика «Эмоциональный интеллект» (Н. Холл);
3. Методика диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» (М.А. Манойлова);
4. Методика «Позы, жесты» (Н.С. Курек).
Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета. В исследовании принимали участие студенты 1-го - 4-го курсов факультета психологии. Выборку составили 36 человек в возрасте от 18 до 23 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, содержащих 10 рисунков и 1 таблицу, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 89 страниц машинописного текста
По результатам проведенного исследования нами было изучено понятие эмоционального интеллекта в психологии, были рассмотрены основные модели данного феномена. Анализ теоретических концепций позволяет нам определить феномен эмоционального интеллекта как способность человека понимать собственные эмоции и эмоции других людей, а также управлять ими.. Например, способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Также мы рассмотрели Интернет-зависимость как один из видов нехимического зависимого поведения и особенности ее формирования в студенческом возрасте. Студенческий возраст характеризуется постоянной потребностью в информации, высокой познавательной мотивацией и социальной активностью. Недостаток времени на удовлетворение высокой потребности в общении компенсирует легкость и доступность вхождения в Интернет-среду. Частое обращение к Интернету, легкость в получении любой информации и поиске собеседника, способного удовлетворить любую потребность, широкий спектр развлекательных ресурсов и возможностей киберпространства, а также особенности межличностных отношений в семье - основные причины Интернет-зависимости в студенческом возрасте
В ходе статистической обработки данных первичной диагностики значимых различий между группами выявлено не было. В связи с чем можно судить, что эмоциональный интеллект студентов, склонных к Интернет- зависимости, имеет уровневые и содержательные особенности:
Во-первых, студенты были недостаточно осведомлены о роли эмоциональных качеств и психологических характеристик различных состояний личности. У них отсутствовала склонность к самонаблюдению. В общении и деятельности их опора на эмоции являлась недостаточной.
Во-вторых, собственный словарь эмоций таких испытуемых беден, а также им было свойственно испытывать трудности при осознании и понимании своих эмоций. Респондентам сложно проявлять эмоциональную отзывчивость и эмоциональную гибкость.
В-третьих, респонденты испытывали трудности в понимании другого человека, что говорило о недостаточно развитом механизме идентификации. Они не умели оценивать эмоциональный окрас ситуации и настраиваться на переживания партнера, что существенно снижало их способности к прогнозированию и позитивному влиянию на результат процесса общения и продуктивному решению проблем. Таким студентам было сложно относиться к окружающим непредвзято и беспристрастно. В выстраивании отношений у них отсутствовала гибкость, они были не способны предвидеть развитие событий, результаты деятельности, в связи с чем были неспособны подготовиться к собственной реакции, а также внешним выражением своего состояния повлиять на партнера по общению. Такие студенты испытывали затруднения в восприятии эмоций другого человека.
В ходе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта.
Полученные в результате итоговой диагностики данные характеризуют респондентов экспериментальной группы, как способных сопереживать другим и воздействовать на их эмоциональное состояние.
Во-первых, у респондентов экспериментальной группы стала наблюдаться тенденция к формированию представления о своем внутреннем состоянии и улучшилась способность его описать. Была развита способность к проявлению эмоциональной гибкости и отходчивости, а также такие студенты научились управлять своими эмоциями и, соответственно, поведением. Полученные данные свидетельствуют о развитии эмоционального самосознания таких студентов, способности понимать роль чувств в работе и в общении. У испытуемых повысилась потребность в познании самого себя.
Во-вторых, студенты повысили умение принимать свои чувства и эмоции, стала наблюдаться тенденция к высокой эмоциональной саморегуляции, а также возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Научились отслеживать собственное состояние в данный момент и понимать происходящее в окружающем мире.
В-третьих, они чаще стали замечать малозаметные, существенные эмоциональные особенности партнеров по общению, а также оказывать влияние на их эмоциональное состояние. А также полученные данные свидетельствуют о развитии у респондентов экспериментальной группы словаря эмоций. Такие студенты не испытывают затруднений в восприятии эмоций другого человека.
Среди респондентов контрольной группы статистически значимых изменений не выявлено. В связи с чем можно сделать вывод о том, что проведенные занятия позитивно сказались на способности испытуемых экспериментальной группы осознавать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Также отмечено, что разработанная нами система занятий, основанная на развитии эмоционального интеллекта, способности осознавать свои эмоции и эмоции партнеров по общению, способствует снижению выраженности склонности к Интернет-зависимости.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: эмоциональный интеллект студентов, склонных к Интернет- зависимости, характеризуется низкой способностью понимать, оценивать и выражать собственные эмоции и эмоции других людей, а также низким уровнем саморегуляции и контроля за своими эмоциональными проявлениями. Психокоррекционная программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта, способствует снижению риска Интернет- зависимости.
Также мы рассмотрели Интернет-зависимость как один из видов нехимического зависимого поведения и особенности ее формирования в студенческом возрасте. Студенческий возраст характеризуется постоянной потребностью в информации, высокой познавательной мотивацией и социальной активностью. Недостаток времени на удовлетворение высокой потребности в общении компенсирует легкость и доступность вхождения в Интернет-среду. Частое обращение к Интернету, легкость в получении любой информации и поиске собеседника, способного удовлетворить любую потребность, широкий спектр развлекательных ресурсов и возможностей киберпространства, а также особенности межличностных отношений в семье - основные причины Интернет-зависимости в студенческом возрасте
В ходе статистической обработки данных первичной диагностики значимых различий между группами выявлено не было. В связи с чем можно судить, что эмоциональный интеллект студентов, склонных к Интернет- зависимости, имеет уровневые и содержательные особенности:
Во-первых, студенты были недостаточно осведомлены о роли эмоциональных качеств и психологических характеристик различных состояний личности. У них отсутствовала склонность к самонаблюдению. В общении и деятельности их опора на эмоции являлась недостаточной.
Во-вторых, собственный словарь эмоций таких испытуемых беден, а также им было свойственно испытывать трудности при осознании и понимании своих эмоций. Респондентам сложно проявлять эмоциональную отзывчивость и эмоциональную гибкость.
В-третьих, респонденты испытывали трудности в понимании другого человека, что говорило о недостаточно развитом механизме идентификации. Они не умели оценивать эмоциональный окрас ситуации и настраиваться на переживания партнера, что существенно снижало их способности к прогнозированию и позитивному влиянию на результат процесса общения и продуктивному решению проблем. Таким студентам было сложно относиться к окружающим непредвзято и беспристрастно. В выстраивании отношений у них отсутствовала гибкость, они были не способны предвидеть развитие событий, результаты деятельности, в связи с чем были неспособны подготовиться к собственной реакции, а также внешним выражением своего состояния повлиять на партнера по общению. Такие студенты испытывали затруднения в восприятии эмоций другого человека.
В ходе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта.
Полученные в результате итоговой диагностики данные характеризуют респондентов экспериментальной группы, как способных сопереживать другим и воздействовать на их эмоциональное состояние.
Во-первых, у респондентов экспериментальной группы стала наблюдаться тенденция к формированию представления о своем внутреннем состоянии и улучшилась способность его описать. Была развита способность к проявлению эмоциональной гибкости и отходчивости, а также такие студенты научились управлять своими эмоциями и, соответственно, поведением. Полученные данные свидетельствуют о развитии эмоционального самосознания таких студентов, способности понимать роль чувств в работе и в общении. У испытуемых повысилась потребность в познании самого себя.
Во-вторых, студенты повысили умение принимать свои чувства и эмоции, стала наблюдаться тенденция к высокой эмоциональной саморегуляции, а также возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Научились отслеживать собственное состояние в данный момент и понимать происходящее в окружающем мире.
В-третьих, они чаще стали замечать малозаметные, существенные эмоциональные особенности партнеров по общению, а также оказывать влияние на их эмоциональное состояние. А также полученные данные свидетельствуют о развитии у респондентов экспериментальной группы словаря эмоций. Такие студенты не испытывают затруднений в восприятии эмоций другого человека.
Среди респондентов контрольной группы статистически значимых изменений не выявлено. В связи с чем можно сделать вывод о том, что проведенные занятия позитивно сказались на способности испытуемых экспериментальной группы осознавать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Также отмечено, что разработанная нами система занятий, основанная на развитии эмоционального интеллекта, способности осознавать свои эмоции и эмоции партнеров по общению, способствует снижению выраженности склонности к Интернет-зависимости.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: эмоциональный интеллект студентов, склонных к Интернет- зависимости, характеризуется низкой способностью понимать, оценивать и выражать собственные эмоции и эмоции других людей, а также низким уровнем саморегуляции и контроля за своими эмоциональными проявлениями. Психокоррекционная программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта, способствует снижению риска Интернет- зависимости.
Подобные работы
- Вовлеченность в кибер-среду и особенности эмоционального интеллекта у поколения Z (Московский Институт Психоанализа)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Алекситимия у студентов с разным уровнем интернет зависимости (Донской Государственный Технический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЙ ПОДРОСТКОВ
ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Работа педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ В ФОРМИРОВАНИИ SOFT SKILLS У
СТУДЕНТОВ ТГУ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



