Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости
1.1. Понятие эмоционального интеллекта в психологии 7
1.2. Интернет-зависимость как одна из форм нехимического
зависимого поведения 16
1.3. Особенности формирования Интернет-зависимости в студенческом
возрасте 24
Глава 2. Экспериментальное изучение развития эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
2.3. Оценка результатов развития эмоционального интеллекта у
студентов, склонных к Интернет-зависимости 43
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения
В настоящее время в связи с возрастающей компьютеризацией общества в нашей стране проблема чрезмерного использования ресурсов сети Интернет становится все более актуальной. Посредством Интернета современный человек решает множество задач: поиск информации, вопросы трудоустройства, установление социальных связей (бесконтактное общение), не включающее в себя эмоционально-чувственную сферу и невербальную информацию, что, в свою очередь, приводит к отсутствию навыков межличностного взаимодействия в целом.
За рубежом проблема Интернет-зависимости достаточно изучена следующими учеными: К. Янг, И. Голдбергом, Дж. Сулером и др. В нашей же стране проблемой Интернет-зависимости стали заниматься недавно следующие исследователи: А.Е. Войскунский, В.Д. Менделевич, В.А. Лоскутова, А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров, И.В. Чудова.
Однако широкое распространение Интернет-зависимости свидетельствует о недостаточности изучения психологических характеристик личности склонных к Интернет-зависимости студентов, а также показывает необходимость разработки эффективных профилактических мероприятий.
Негативной стороной использования ресурсов киберпространства, прежде всего, становится риск формирования Интернет-зависимости. Под данным термином подразумевается нехимическое зависимое поведение вследствие пользования Интернет-ресурсами, которое характеризуется стремлением к уходу от реальности путем достижения особого эмоционального состояния уверенности в себе, удовлетворенности, которого, в силу различных причин, человек не может достичь иным путем человек. В основе Интернет-зависимости О.Н. Арестова и А.Е. Войскунский видят навязчивую потребность личности в использовании Интернета, которая сопровождается социальной дезадаптацией.
По мнению Л.В. Мардахаева, студенческая молодежь имеет специфические психологические и социальные черты, наличие которых свидетельствует о предрасположенности данной категории к возникновению Интернет-зависимости: например, интровертированные черты характера (трудности в установлении социальных контактов с окружающими, сосредоточенность на собственном внутреннем мире и т.д.).
Эмоциональный интеллект изучали следующие ученые: П. Сэловей, Дж. Мэйер, Д. Карузо, Д. Гоулман, Р. Бар-Он и др. В рамках отечественной психологии эмоциональный интеллект рассматривался в работах таких ученых, как: Л.С. Выготский , С.Л. Рубинштейн, Д.В. Люсин, И.Н. Андреева, Г.Г. Гарскова, Э.Л. Носенко, Т.П. Березовская.
Под эмоциональным интеллектом Д.В. Люсин понимает умение осознавать и различать эмоции, управлять эмоциональными состояниями как собственными, так и эмоциями партнеров по общению.
Способность понимать, управлять и дифференцировать свои эмоции и эмоции своих партнеров позволяет избавиться от многих сомнений и страхов, а также позволяет понимать мотивы других людей и эффективно взаимодействовать с ними. Эмоциональный интеллект способствует обладанию высоким самоконтролем, владению своими эмоциями, умению сохранять самообладание, выстраиванию отношений в состоянии конгруэнтности самому себе, в связи с чем необходимо развивать эмоциональный интеллект у студентов с риском Интернет-зависимости.
Проблема исследования: каковы особенности развития эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости?
Цель: изучить особенности развития эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости.
Объект исследования: эмоциональный интеллект студентов.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект у студентов с риском Интернет-зависимости.
Гипотеза: эмоциональный интеллект студентов, склонных к Интернет- зависимости, характеризуется низкой способностью понимать, оценивать и выражать собственные эмоции и эмоции других людей, а также низким уровнем саморегуляции и контроля за своими эмоциональными проявлениями. Психокоррекционная программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта, способствует снижению риска Интернет- зависимости.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к пониманию эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить особенности эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости.
3. Разработать и апробировать программу развития эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости.
4. Определить эффективность программы развития эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости.
Теоретико-методологической основой исследования выступает модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, концепция Интернет- зависимого поведения К.Янг, теория Интернет-зависимости А.Е. Войскунского.
В исследовании использовались следующие методы: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент); методы количественной и качественной обработки эмпирических данных, а также методы математической статистики.
Психодиагностические методики:
1. Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков);
2. Методика «Эмоциональный интеллект» (Н. Холл);
3. Методика диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» (М.А. Манойлова);
4. Методика «Позы, жесты» (Н.С. Курек).
Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета. В исследовании принимали участие студенты 1-го - 4-го курсов факультета психологии. Выборку составили 36 человек в возрасте от 18 до 23 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, содержащих 10 рисунков и 1 таблицу, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 89 страниц машинописного текста
По результатам проведенного исследования нами было изучено понятие эмоционального интеллекта в психологии, были рассмотрены основные модели данного феномена. Анализ теоретических концепций позволяет нам определить феномен эмоционального интеллекта как способность человека понимать собственные эмоции и эмоции других людей, а также управлять ими.. Например, способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Также мы рассмотрели Интернет-зависимость как один из видов нехимического зависимого поведения и особенности ее формирования в студенческом возрасте. Студенческий возраст характеризуется постоянной потребностью в информации, высокой познавательной мотивацией и социальной активностью. Недостаток времени на удовлетворение высокой потребности в общении компенсирует легкость и доступность вхождения в Интернет-среду. Частое обращение к Интернету, легкость в получении любой информации и поиске собеседника, способного удовлетворить любую потребность, широкий спектр развлекательных ресурсов и возможностей киберпространства, а также особенности межличностных отношений в семье - основные причины Интернет-зависимости в студенческом возрасте
В ходе статистической обработки данных первичной диагностики значимых различий между группами выявлено не было. В связи с чем можно судить, что эмоциональный интеллект студентов, склонных к Интернет- зависимости, имеет уровневые и содержательные особенности:
Во-первых, студенты были недостаточно осведомлены о роли эмоциональных качеств и психологических характеристик различных состояний личности. У них отсутствовала склонность к самонаблюдению. В общении и деятельности их опора на эмоции являлась недостаточной.
Во-вторых, собственный словарь эмоций таких испытуемых беден, а также им было свойственно испытывать трудности при осознании и понимании своих эмоций. Респондентам сложно проявлять эмоциональную отзывчивость и эмоциональную гибкость.
В-третьих, респонденты испытывали трудности в понимании другого человека, что говорило о недостаточно развитом механизме идентификации. Они не умели оценивать эмоциональный окрас ситуации и настраиваться на переживания партнера, что существенно снижало их способности к прогнозированию и позитивному влиянию на результат процесса общения и продуктивному решению проблем. Таким студентам было сложно относиться к окружающим непредвзято и беспристрастно. В выстраивании отношений у них отсутствовала гибкость, они были не способны предвидеть развитие событий, результаты деятельности, в связи с чем были неспособны подготовиться к собственной реакции, а также внешним выражением своего состояния повлиять на партнера по общению. Такие студенты испытывали затруднения в восприятии эмоций другого человека.
В ходе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта.
Полученные в результате итоговой диагностики данные характеризуют респондентов экспериментальной группы, как способных сопереживать другим и воздействовать на их эмоциональное состояние.
Во-первых, у респондентов экспериментальной группы стала наблюдаться тенденция к формированию представления о своем внутреннем состоянии и улучшилась способность его описать. Была развита способность к проявлению эмоциональной гибкости и отходчивости, а также такие студенты научились управлять своими эмоциями и, соответственно, поведением. Полученные данные свидетельствуют о развитии эмоционального самосознания таких студентов, способности понимать роль чувств в работе и в общении. У испытуемых повысилась потребность в познании самого себя.
Во-вторых, студенты повысили умение принимать свои чувства и эмоции, стала наблюдаться тенденция к высокой эмоциональной саморегуляции, а также возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Научились отслеживать собственное состояние в данный момент и понимать происходящее в окружающем мире.
В-третьих, они чаще стали замечать малозаметные, существенные эмоциональные особенности партнеров по общению, а также оказывать влияние на их эмоциональное состояние. А также полученные данные свидетельствуют о развитии у респондентов экспериментальной группы словаря эмоций. Такие студенты не испытывают затруднений в восприятии эмоций другого человека.
Среди респондентов контрольной группы статистически значимых изменений не выявлено. В связи с чем можно сделать вывод о том, что проведенные занятия позитивно сказались на способности испытуемых экспериментальной группы осознавать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Также отмечено, что разработанная нами система занятий, основанная на развитии эмоционального интеллекта, способности осознавать свои эмоции и эмоции партнеров по общению, способствует снижению выраженности склонности к Интернет-зависимости.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: эмоциональный интеллект студентов, склонных к Интернет- зависимости, характеризуется низкой способностью понимать, оценивать и выражать собственные эмоции и эмоции других людей, а также низким уровнем саморегуляции и контроля за своими эмоциональными проявлениями. Психокоррекционная программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта, способствует снижению риска Интернет- зависимости.
1. Айзенк, Г.Ю. Понятие и определение интеллекта / Г.Ю. Айзенк. // Вопросы психологии. - 1998. - №1. - С. 38-41.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 / Б.Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 2008. - 478 с.
3. Андреева, И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева. // Вопросы психологии. - 2008. - №5. - С. 5-8.
4. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. // Вопросы психологии. - 2007. - №5. - С. 57-65.
5. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И.Н. Андреева. // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С. 78-86.
6. Андреева, О.С., Андреев, Е.С. Особенности представлений о
коммуникации у студентов, зависимых от социальных сетей // Вестник Тюменского государственного университета. Социально¬
экономические и правовые исследования. 2009. №5 С.138-142.
7. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях:
психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестник Московского. Университета. Психология. - 1999. - № 4. - С. 14-20.
8. Бабанин, Л. Н. Мотивация пользователей интернета / Л. Н. Бабанин, А.Е. Войскунский. // Вопросы психологии. - 2009. - №6. - С. 31-34.
9. Белинская, Е.П. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты / Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина. // Образование и информационная культура.. - 2007. - №3. - С. 27-31.
10. Березовская, Т.П. Эмоциональный интеллект сотрудников
государственных организаций: акмеологический подход / Т.П.
Березовская. // Акмеология. - 2008. - №1. - С. 63-70.
11. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. - М.: Экопсицентр РОСС. - 2000. - С. 251-253.
12. Войскунский, А Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова - М.: -2010. - С 235¬250.
13. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета //Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: - 2009. - С 100-131.
14. Воробьева, Т.А. Исследование проблемы зависимости студентов вуза от сети Интернет / Т.А. Воробьева, С.И. Глушкова, Д.А. Купко // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2011. - №2. - С. 67-74.
15. Выготский, Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века / Л. С. Выготский. // Вопросы психологии. - 2001. - №2. - С. 157-159.
16. Выготский, Л.С. Проблема эмоций / Л.С. Выготский. // Вопросы психологии. - 2008. - №3. - С. 19-21.
17. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо -2005. - 1136 с.
18. Гарднер, Х. Структура разума : теория множественного интеллекта / Х. Гарднер. - М. : Вильямс. - 2007. - 501 с.
19. Гарскова, Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб. - 1999. - С. 25-26.
20. Гилфорд, Дж. Три стороны интелекта / Дж. Гилфорд. // Психология мышления. - 1999. - №2. - С. 17-19.
21. Гоулман, Д. В лабиринте эмоционального интеллекта / Д. Гоулман. // Отдел кадров. - 2012. - №8. - С. 98-100.
22. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2012. - 478 с.
23. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман. - М. : Альпина Бизнес Букс. - 2005. - 454 с.
24. Гудси Ф.Б. Проблемы психологической зависимости от Интернета в современный период // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2012. - №1. - С.100¬103.
25. Двойнин, А.М. Эмоциональный интеллект и рефлексивность
студентов-психологов / А.М. Двойнин, Г.И. Данилова. // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2015. - №24. - С. 118-134.
26. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер. - 2007. - 368 с.
27. Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) / А.Ю. Егоров // Аддиктология. - 2005. - № 1. - С. 65-77.
28. Егоров, А.Ю. Особенности личности подростков с интернет- зависимостью / А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А. Петрова // Вопросы психологического здоровья детей и подростков. - 2005. - №2. - С. 20¬27.
29. Жилов, В.С. Основные проблемы Интернет-зависимого поведения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №54 - С.361-365.
30. Жичкина, А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет / А Е. Жичкина // Психологический журнал.- - 2000. - № 2 - С. 75-78.
31. Жичкина, А.Е. Пространство, населенное Другими / А.Е. Жичкина // Планета Интернет. - 2008. - № 16. - С. 76-81.
32.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов-на- Дону: Педагогика - 1997. - 480 с.
33. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб. : Питер - 2000. - 365 с.
34. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение - 2001. - 225 с.
35. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991. - № 1. - С. 8-15.
36. Короленко, Ц.П. Интернет-зависимость в русскоязычном секторе интернета / Ц.П. Короленко, В.А. Лоскутова // Бюллетень СО РАМН. - 2004. - №3 - С.45-51.
37. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск: Наука - 2007. - 224 с.
38. Кулаков, С.А. Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств. — СПб.: Речь. - 2007. - 294 с.
39. Кутейников, А.Н. Эмоциональный интеллект как фактор адаптации к учебному процессу/ А.Н. Кутейников, Д.Д. Шандлоренко // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2- С.5019-5024.
40. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл- 2010. - 511 с.
41. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость - патология XXI века? / В.А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии. -2000. - №1. - С. 11-13.
42. Люсин, Д.В. Связь эмоционального интеллекта и личностных черт с настроением/Д.В. Люсин, В.В. Овсянникова // Психология. Журнал ВШЭ. - 2015. - №4 - С.154-164.
43. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН- 2012. - С. 29-36.
44. Люсин Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями - эмпирический анализ/Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанов. // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В.Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН - 2011-С. 129-140.
45. Люсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций // Вопросы психологии. - 2005. -№ 2. - С. 50-61.
46. Менделевич, В.Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова // Вестник клинической психологии. - 2003. - № 2. - С. 153-158.
47. Минаков, А.В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://flogiston.ru/articles/netpsy/minakov, свободный. - Загл. с экрана.
48. Носенко, Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка/ Э.Л. Носенко // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 16-25.
49. Носов, Н.А. Виртуальная психология / Н. А. Носов. - М.: Аграф- 2000. - 486с.
50. Робертс, Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике/ Р.Д. Робертс, Дж.Мэттьюс, М.Зайднер, Д.В Люсин. // Психология - 2010. -№ 17. - С. 3-23.
51. Родионова, А. С. Исследование особенностей эмоционального интеллекта лиц, имеющих интернет-аддикцию // ПНиО. -2013. -№6 С.128-140.
52. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. /Под ред.Е. Егерева / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер- 2000. - 713 с.
53. Симбирцева, Н. В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте // Вестник КемГУ. - 2008. -№3.- С.54-56.
54. Сулер, Дж. Люди превращаются в Электроников: основные
характеристики виртуального пространства [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://flogiston.ru/articles/netpsy/electronic, свободный. - Загл. с экрана.
55. Теперик, Р. Ф. Патологическая зависимость от азартных игр: психоаналитический подход / Р. Ф. Теперик. // Вестник Московского университета: Психология. - 2012. - №2. - С. 138-150.
56. Торндайк, Э. Процесс учения у человека / Э. Торндайк. - М. : Учпедгиз- 1935. - 437 с.
57. Фомина, Н. И. Эмоциональный интеллект как предмет психологического исследования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2011. -№23.- С.53-57.
58. Чудова, И.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» / И. В. Чудова // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 113-117.
59. Шаталина, М.А. Анализ факторов, влияющих на формирование Интернет-аддикции // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2009.
- №1- С.188-192.
60. Якушина, Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия / Е.В. Якушина // Педагогика. - 2001. -№4.-С.55-61.
61. Янг, К.С. Диагноз - интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет.
- 2000. - № 2. - С. 24-29.