СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА (НА ПРИМЕРЕ ООО «САНТЕХСЕРВИС»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 7
1.1 Понятие и сущность системы обучения персонала 7
1.2 Виды и методы обучения персонала 20
1.3 Показатели оценки эффективности обучения персонала 29
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ООО «САНТЕХСЕРВИС» 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО
«Сантехсервис» 35
2.2 Анализ системы управления персоналом в ООО «Сантехсервис» 40
2.3 Оценка актуального состояния организации обучения персонала в ООО
«Сантехсервис» 49
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 54
3.1 Система мероприятий по совершенствованию организации обучения
персонала в ООО «Сантехсервис» 54
3.2 Обоснование социально-экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию организации обучения персонала ООО «Сантехсервис» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 7
1.1 Понятие и сущность системы обучения персонала 7
1.2 Виды и методы обучения персонала 20
1.3 Показатели оценки эффективности обучения персонала 29
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ООО «САНТЕХСЕРВИС» 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО
«Сантехсервис» 35
2.2 Анализ системы управления персоналом в ООО «Сантехсервис» 40
2.3 Оценка актуального состояния организации обучения персонала в ООО
«Сантехсервис» 49
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 54
3.1 Система мероприятий по совершенствованию организации обучения
персонала в ООО «Сантехсервис» 54
3.2 Обоснование социально-экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию организации обучения персонала ООО «Сантехсервис» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность исследования. В повышении эффективности развития общественного производства ключевую роль играют трудовые ресурсы, поскольку невозможно производить материальные блага без рабочей силы. Наличие опытных рабочих и специалистов способствует достижению высоких экономических показателей.
Рынок труда и рыночные отношения предъявляют необходимость совершенствования процессов развития персонала в организациях. В этом заключается важнейшее конкурентное преимущество персонала, которое увеличивает его рыночный потенциал. В связи с этим возникает необходимость и в профессиональном обучении и развитии персонала каждой организации.
В настоящее время происходит предъявление все новых требований к обучению персонала, характеризующиеся регулярным обновлением, расширением и углублением имеющихся знаний рабочих, специалистов и руководителей всех уровней. Система обучения и развития персонала является ключевой при принятии многих управленческих решений в кадровом менеджменте - в частности, решений, которые касаются перераспределения компетенций и полномочий, создания кадрового резерва, перемещение работников на новые должностные позиции, формирования проектных групп, оценки эффективности использования кадровых ресурсов.
Возникает необходимость в постоянном развитии персонала профессионального мышления, креативности, поиска новых направлений бизнеса, путей оптимизации производственных процессов.
В теоретическом плане проблемам обучения и развития персонала уделено достаточно много внимания. Что касается процесса обучения персонала, то для каждого сотрудника он продолжается на протяжении всей его сознательной жизни.
Возрастающее значение обучения для организации и значительное расширение потребностей в нем в последние тридцать лет привели к тому, что ведущие компании взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников. Организация обучения стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет - наибольшей (после заработной платы) статьей расходов многих компаний, осознавших, сколь мощным рычагом повышения общей эффективности работы предприятия оно является. Это объясняется тем, что многие компании, изменив кадровую политику, в соответствии с передовыми тенденциями в современном менеджменте, стали рассматривать знания и квалификацию наемного работника, как принадлежащий организации и приносящий прибыль капитал, а затраты на обучение - как доходные капиталовложения.
Большинство руководителей все чаще задумываются о целесообразности обучения и профессионального развития персонала, поскольку в условиях жесткой конкуренции именно развитие персонала играет ключевую роль в развитии организации. При возникновении ситуации, когда квалификация персонала не соответствует потребностям организации, происходит снижение эффективности показателей, что отражается на финансовых результатах деятельности организаций. Помимо этого, профессиональное развитие персонала способствует созданию благоприятной корпоративной культуры в организациях, оказывает существенное влияние на мотивацию работников и их преданность организации.
Актуальностью данной темы является возрастающая необходимость в качественно другом подходе к профессиональному обучению и развитию персонала. Учебу, трудовую деятельность и жизнь следует рассматривать как единый непрерывный процесс. Процесс обучения персонала не должен навязываться и вмещаться в привычные рамки учебных программ, тренингов и семинаров. Обучению персонала в организации должны способствовать создание благоприятных условий, при которых обучение превратится в потребность и некую организационную норму.
При существующем огромном разнообразии систем, методов и форм обучения, выбирая тот или иной метод обучения, необходимо в каждом конкретном случае обращать внимание на факторы, цели и задачи обучения, уровень квалификации и профессиональной подготовки обучаемых, их мотивационные установки.
Объект исследования - Общество с ограниченной ответственностью «Сантехсервис»
Предмет исследования - организация обучения персонала в ООО «Сантехсервис».
Цель работы - разработка конкретных предложений по совершенствованию организации обучения персонала в ООО «Сантехсервис».
В соответствии с целью в процессе выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты системы обучения персонала;
- проанализировать эффективность управления персоналом в ООО «Сантехсервис»;
- проанализировать эффективность обучения персонала в ООО «Сантехсервис»;
- предложить рекомендации и мероприятия по совершенствованию организации обучения персонала в ООО «Сантехсервис».
Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные теоретические положения, представленные в современных работах учёных, таких как: Дейнека А.В., Егоршин А.П., Кибанов А.Я., Коул Д., Курбатова М.Б., Маслова В.М., Новопашин А.И., Папирян А.Г., Чудновский А.Д., Иванковская Л.В и других.
Эмпирической базой исследования выступают: материалы исследований; справочно - аналитическая литература по данной проблеме, иные материалы, представляющие непосредственное значение для данной выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные на основе проведенного анализа мероприятия позволят усовершенствовать организацию обучения персонала, что будет способствовать повышению кадрового потенциала и конкурентоспособности организации.
Структура работы состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Рынок труда и рыночные отношения предъявляют необходимость совершенствования процессов развития персонала в организациях. В этом заключается важнейшее конкурентное преимущество персонала, которое увеличивает его рыночный потенциал. В связи с этим возникает необходимость и в профессиональном обучении и развитии персонала каждой организации.
В настоящее время происходит предъявление все новых требований к обучению персонала, характеризующиеся регулярным обновлением, расширением и углублением имеющихся знаний рабочих, специалистов и руководителей всех уровней. Система обучения и развития персонала является ключевой при принятии многих управленческих решений в кадровом менеджменте - в частности, решений, которые касаются перераспределения компетенций и полномочий, создания кадрового резерва, перемещение работников на новые должностные позиции, формирования проектных групп, оценки эффективности использования кадровых ресурсов.
Возникает необходимость в постоянном развитии персонала профессионального мышления, креативности, поиска новых направлений бизнеса, путей оптимизации производственных процессов.
В теоретическом плане проблемам обучения и развития персонала уделено достаточно много внимания. Что касается процесса обучения персонала, то для каждого сотрудника он продолжается на протяжении всей его сознательной жизни.
Возрастающее значение обучения для организации и значительное расширение потребностей в нем в последние тридцать лет привели к тому, что ведущие компании взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников. Организация обучения стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет - наибольшей (после заработной платы) статьей расходов многих компаний, осознавших, сколь мощным рычагом повышения общей эффективности работы предприятия оно является. Это объясняется тем, что многие компании, изменив кадровую политику, в соответствии с передовыми тенденциями в современном менеджменте, стали рассматривать знания и квалификацию наемного работника, как принадлежащий организации и приносящий прибыль капитал, а затраты на обучение - как доходные капиталовложения.
Большинство руководителей все чаще задумываются о целесообразности обучения и профессионального развития персонала, поскольку в условиях жесткой конкуренции именно развитие персонала играет ключевую роль в развитии организации. При возникновении ситуации, когда квалификация персонала не соответствует потребностям организации, происходит снижение эффективности показателей, что отражается на финансовых результатах деятельности организаций. Помимо этого, профессиональное развитие персонала способствует созданию благоприятной корпоративной культуры в организациях, оказывает существенное влияние на мотивацию работников и их преданность организации.
Актуальностью данной темы является возрастающая необходимость в качественно другом подходе к профессиональному обучению и развитию персонала. Учебу, трудовую деятельность и жизнь следует рассматривать как единый непрерывный процесс. Процесс обучения персонала не должен навязываться и вмещаться в привычные рамки учебных программ, тренингов и семинаров. Обучению персонала в организации должны способствовать создание благоприятных условий, при которых обучение превратится в потребность и некую организационную норму.
При существующем огромном разнообразии систем, методов и форм обучения, выбирая тот или иной метод обучения, необходимо в каждом конкретном случае обращать внимание на факторы, цели и задачи обучения, уровень квалификации и профессиональной подготовки обучаемых, их мотивационные установки.
Объект исследования - Общество с ограниченной ответственностью «Сантехсервис»
Предмет исследования - организация обучения персонала в ООО «Сантехсервис».
Цель работы - разработка конкретных предложений по совершенствованию организации обучения персонала в ООО «Сантехсервис».
В соответствии с целью в процессе выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты системы обучения персонала;
- проанализировать эффективность управления персоналом в ООО «Сантехсервис»;
- проанализировать эффективность обучения персонала в ООО «Сантехсервис»;
- предложить рекомендации и мероприятия по совершенствованию организации обучения персонала в ООО «Сантехсервис».
Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные теоретические положения, представленные в современных работах учёных, таких как: Дейнека А.В., Егоршин А.П., Кибанов А.Я., Коул Д., Курбатова М.Б., Маслова В.М., Новопашин А.И., Папирян А.Г., Чудновский А.Д., Иванковская Л.В и других.
Эмпирической базой исследования выступают: материалы исследований; справочно - аналитическая литература по данной проблеме, иные материалы, представляющие непосредственное значение для данной выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные на основе проведенного анализа мероприятия позволят усовершенствовать организацию обучения персонала, что будет способствовать повышению кадрового потенциала и конкурентоспособности организации.
Структура работы состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты организации обучения персонала. Подробно рассмотрели содержание направлений обучения персонала в организации. Уделили особое внимание стандартным методам обучения персонала.
В зависимости от целей и возможностей конкретной организации обучение может быть узкоспециальным (профессиональным) и корпоративным, проходить в форме лекций, семинаров, тренингов.
Объектом нашего исследования выступает ООО «Сантехсервис». Общество с ограниченной ответственностью «Сантехсервис» является торгово-монтажной компанией, работающей в сфере установки систем водоснабжения, отопительных и канализационных систем. Общество было учреждено 16 марта 2009 года.
Как коммерческая организация, ООО «Сантехсервис» осуществляет свою деятельность на основе полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, имеет самостоятельный баланс, круглую печать со своим фирменным наименованием, штампы, бланки, расчетный и иные счета в банках.
Проведя анализ финансово-хозяйственной деятельности можно сказать следующее: в 2016 году по сравнению с 2014 произошло увеличение стоимости валовой продукции на 357 180 руб., это связно с ростом курса валют, поскольку закупка сантехнического оборудования и его комплектующих производится в долларах, следовательно, цена меняется в зависимости от роста курса. Стоимость основных производственных фондов за последние 2 года выросла на 3 872 000 руб. Прибыль за период с 2014 по 2016 годы увеличилась на 1 650 700 руб. Чистая прибыль увеличилась на 660 643 руб. составила 2 707 603 руб., что составляет примерно 225 603 руб. в месяц.
Можно отметить тенденцию роста всех показателей, за исключением критерия «здания». Так, машины и оборудование за период с 2014 по 2016 год увеличились на 622 400 руб., транспортные средства на 2 400 000 руб., инвентарь на 849 600 руб.
Таким образом, показатели основных производственных фондов ООО «Сантехсервис» за 3 года увеличились на 3 872 000 руб. Данные показатели свидетельствуют об увеличении объема предоставляемых услуг, и как следствие, увеличении прибыли организации.
ООО «Сантехсервис» имеет линейно-функциональную организационную структуру. Управление ООО «Сантехсервис» осуществляется непосредственно генеральным директором. В прямом подчинении генеральному директору находятся заместитель директора по финансам, заместитель директора по персоналу, заместитель директора по коммерции, заместитель директора по производству, главный инженер.
Анализируя кадровый состав ООО «Сантехсервис» можно отметить, что среднесписочная численность персонала в период с 2014 по 2016 год увеличилась на 20,7 % и составила 64 человека.
Количество руководителей за анализируемый период не изменилось, количество специалистов увеличилось на 2 человека, количество рабочих на 9 человек.
В основном в ООО «Сантехсервис» работает персонал в возрасте от 31 до 40 лет - 51,5% и от 41 до 50 лет - 29,6%.
В данной организации работает больше мужчин (86 %), нежели женщин (14 %).
В 2016 году по сравнению с 2014 годом наблюдается увеличение численности работников с опытом работы до 5 лет на 8 человек, это связано с тем, что организация привлекает на работу молодых специалистов. Также, наблюдается увеличение численности сотрудников с опытом работы от 5 до 10 лет (на 5 человек) и свыше 20 лет (на 1 человека). При этом, наблюдается снижение численности персонала с трудовым стажем от 10 до 15 лет (на 2 человека) и от 15 до 20 лет (на 1 человека).
В организации преобладает персонал со средне-специальным образованием. За анализируемый период снизилась численность сотрудников с высшим образованием и составила 29,7%. При этом, увеличилось количество персонала с незаконченным высшим (26,6%) и среднеспециальным образованием (31%).
Проведя анализ основных кадровых процессов в организации можно отметить, что коэффициент оборота по приему в 2016 году по сравнению с 2014 годом снизился и составил 0,1. Коэффициент оборота по выбытию, наоборот, увеличился и составил 0,3. Коэффициент текучести кадров также увеличился и зафиксирован на отметке 0,3, что свидетельствует о проблеме текучести кадров в организации. Коэффициент стабильности кадров на протяжении 3-х лет составляет 0,99, что свидетельствует о стабильной кадровой ситуации в организации.
Проведя оценку актуального состояния организации обучения персонала в ООО «Сантехсервис» нами были выявлены следующие проблемы:
1. В организации отсутствует Положение об обучении персонала.
2. Существующая система обучения персонала направлена на обучение в основном руководителей и специалистов.
3. Отсутствует обучение новых сотрудников.
На основании выявленных проблем нами были предложены следующие мероприятия:
1. Разработка Положения об обучении персонала
2. Создание графика обучения персонала
3. Стажировка и повышение технического уровня рабочих на заводах- производителях.
4. Обучение менеджеров по продажам у компаний - поставщиков.
5. Обучение по программе «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования» на базе ОГАУ ДПУ «Учебно-курсовой комбинат», г. Белгород
6. Обучение по программе «Рабочий по обслуживанию сосудов работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды» на базе ОГАУ ДПУ «Учебно-курсовой комбинат», г. Белгород.
Затраты на мероприятия составили 41 200 рублей.
После предложенных мероприятий коэффициент обучения персонала удалось увеличить на 0,11. Затраты на обучение персонала удалось снизить на 115 800 руб. Срок окупаемости мероприятий составил 3 месяца. Данные показатели свидетельствуют об эффективности предложенных мероприятий
В зависимости от целей и возможностей конкретной организации обучение может быть узкоспециальным (профессиональным) и корпоративным, проходить в форме лекций, семинаров, тренингов.
Объектом нашего исследования выступает ООО «Сантехсервис». Общество с ограниченной ответственностью «Сантехсервис» является торгово-монтажной компанией, работающей в сфере установки систем водоснабжения, отопительных и канализационных систем. Общество было учреждено 16 марта 2009 года.
Как коммерческая организация, ООО «Сантехсервис» осуществляет свою деятельность на основе полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, имеет самостоятельный баланс, круглую печать со своим фирменным наименованием, штампы, бланки, расчетный и иные счета в банках.
Проведя анализ финансово-хозяйственной деятельности можно сказать следующее: в 2016 году по сравнению с 2014 произошло увеличение стоимости валовой продукции на 357 180 руб., это связно с ростом курса валют, поскольку закупка сантехнического оборудования и его комплектующих производится в долларах, следовательно, цена меняется в зависимости от роста курса. Стоимость основных производственных фондов за последние 2 года выросла на 3 872 000 руб. Прибыль за период с 2014 по 2016 годы увеличилась на 1 650 700 руб. Чистая прибыль увеличилась на 660 643 руб. составила 2 707 603 руб., что составляет примерно 225 603 руб. в месяц.
Можно отметить тенденцию роста всех показателей, за исключением критерия «здания». Так, машины и оборудование за период с 2014 по 2016 год увеличились на 622 400 руб., транспортные средства на 2 400 000 руб., инвентарь на 849 600 руб.
Таким образом, показатели основных производственных фондов ООО «Сантехсервис» за 3 года увеличились на 3 872 000 руб. Данные показатели свидетельствуют об увеличении объема предоставляемых услуг, и как следствие, увеличении прибыли организации.
ООО «Сантехсервис» имеет линейно-функциональную организационную структуру. Управление ООО «Сантехсервис» осуществляется непосредственно генеральным директором. В прямом подчинении генеральному директору находятся заместитель директора по финансам, заместитель директора по персоналу, заместитель директора по коммерции, заместитель директора по производству, главный инженер.
Анализируя кадровый состав ООО «Сантехсервис» можно отметить, что среднесписочная численность персонала в период с 2014 по 2016 год увеличилась на 20,7 % и составила 64 человека.
Количество руководителей за анализируемый период не изменилось, количество специалистов увеличилось на 2 человека, количество рабочих на 9 человек.
В основном в ООО «Сантехсервис» работает персонал в возрасте от 31 до 40 лет - 51,5% и от 41 до 50 лет - 29,6%.
В данной организации работает больше мужчин (86 %), нежели женщин (14 %).
В 2016 году по сравнению с 2014 годом наблюдается увеличение численности работников с опытом работы до 5 лет на 8 человек, это связано с тем, что организация привлекает на работу молодых специалистов. Также, наблюдается увеличение численности сотрудников с опытом работы от 5 до 10 лет (на 5 человек) и свыше 20 лет (на 1 человека). При этом, наблюдается снижение численности персонала с трудовым стажем от 10 до 15 лет (на 2 человека) и от 15 до 20 лет (на 1 человека).
В организации преобладает персонал со средне-специальным образованием. За анализируемый период снизилась численность сотрудников с высшим образованием и составила 29,7%. При этом, увеличилось количество персонала с незаконченным высшим (26,6%) и среднеспециальным образованием (31%).
Проведя анализ основных кадровых процессов в организации можно отметить, что коэффициент оборота по приему в 2016 году по сравнению с 2014 годом снизился и составил 0,1. Коэффициент оборота по выбытию, наоборот, увеличился и составил 0,3. Коэффициент текучести кадров также увеличился и зафиксирован на отметке 0,3, что свидетельствует о проблеме текучести кадров в организации. Коэффициент стабильности кадров на протяжении 3-х лет составляет 0,99, что свидетельствует о стабильной кадровой ситуации в организации.
Проведя оценку актуального состояния организации обучения персонала в ООО «Сантехсервис» нами были выявлены следующие проблемы:
1. В организации отсутствует Положение об обучении персонала.
2. Существующая система обучения персонала направлена на обучение в основном руководителей и специалистов.
3. Отсутствует обучение новых сотрудников.
На основании выявленных проблем нами были предложены следующие мероприятия:
1. Разработка Положения об обучении персонала
2. Создание графика обучения персонала
3. Стажировка и повышение технического уровня рабочих на заводах- производителях.
4. Обучение менеджеров по продажам у компаний - поставщиков.
5. Обучение по программе «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования» на базе ОГАУ ДПУ «Учебно-курсовой комбинат», г. Белгород
6. Обучение по программе «Рабочий по обслуживанию сосудов работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды» на базе ОГАУ ДПУ «Учебно-курсовой комбинат», г. Белгород.
Затраты на мероприятия составили 41 200 рублей.
После предложенных мероприятий коэффициент обучения персонала удалось увеличить на 0,11. Затраты на обучение персонала удалось снизить на 115 800 руб. Срок окупаемости мероприятий составил 3 месяца. Данные показатели свидетельствуют об эффективности предложенных мероприятий



