Введение 3
Глава 1. Ономастическое пространство и классификация имен
собственных 9
1.1. Основные аспекты ономастических исследований 9
1.2. Разряды имен собственных по значению 13
1.3. Антропонимы: история возникновения, образование,
соотнесенность с лексическими полями 17
1.4. О степени стилистической эффективности имени собственного.
Функции имени в художественном тексте 21
Глава 2. Ономастическое пространство в художественной прозе И.А.
Бунина 29
2.1. Имя собственное в восприятии И.А. Бунина 29
2.2. Работа И.А. Бунина над именами персонажей 30
2.3. Прозвища в ономастическом пространстве И.А. Бунина 35
Глава 3. Ономастическая лексика в прозе А.И. Куприна 40
3.1. Антропонимика «Олеси» и «Черной молнии» 40
3.2. Методическая разработка по произведению А.И. Куприна
«Олеся» 45
Заключение 53
Библиографический список 56
Человеческий путь познания всегда сопровождался словом. Все свои победы и открытия люди обозначали средствами языка - именовали. Без этого, без таких именований мы бы и подумать не могли о накоплении и тем более о передаче знаний последующим поколениям.
Поэтому, живя в реальном мире, человек вместе с тем живет в мире слов, которые обозначают этот реальный мир и все его компоненты. А среди слов больше всего имен собственных отдельных конкретных людей и предметов. Если общих слов в современном русском литературном языке насчитывается около двухсот тысяч, то собственных имен в нем, по-видимому, в тысячу раз больше.
Имена собственные, или онимы, в различных аспектах (история возникновения, принципы и мотивы номинаций, переход в имена нарицательные) изучает особый раздел языкознания - ономастика (от греч. «onomastike» - «искусство давать имена»).
Все имена собственные представлены, прежде всего, двумя огромными классами: имена людей (антропонимы) и географические названия
(топонимы).
В названиях запечатана вся география нашей страны. Свои номинации имеют не только крупные объекты, но и даже мельчайшие объекты - урочища, улицы, овраги, части села.
История изучения собственных имен берет начало с античных времен. Уже тогда эта тема вызывала большой интерес у ученых. В особый класс слов выделяли имена собственные. В эпоху Возрождения и Новое время и далее, на протяжении всего XIX века, исследователи высказывали различные суждения, вели дискуссии о собственных именах. Наиболее противоречивой являлась проблема определения своеобразие семантики данного класса слов. И если в XIX веке эта проблема воспринималась, прежде всего, как логическая, то, начиная с XX века, ономастические единицы становятся объектом лингвистических изучений. Достижения в исследованиях различных явлений ономастики связаны с именами таких ученых, как А.В.Суперанская, В.Д. Бондалетов, З.М. Мурзаев, М.В.Горбаневский, Ю.А.Карпенко и др.
Четкое выделение и разграничение имен собственных, противопоставленных всему остальному лексическому составу языка, было достигнуто в 60-70-е гг. XX века.
В своей работе «Общая теория имени собственного» А.В.Суперанская убедительно обосновывает специфические черты собственных имен в их сравнении с нарицательными. Главным отличием, считает ученый, является «более тесная связь имени собственного с объектом и непосредственность этой связи, в тол время как связь нарицательного с предметом осуществляется через понятие» [Суперанская 1973: 90].
Эти положения подтверждаются В.Д. Бондалетовым. Исследователь обоснованно доказывает: «...на первом плане - выделение предмета, на втором - соотнесенность предмета с ему подобными», в отличие от нарицательного, для которого важнее выражения понятия, а затем уже «обозначение предмета» [Бондалетов 1983: 27].
По утверждению М.В. Горбаневского, имена нарицательные являются названиями конкретных предметов или их классов, собственные же имена имеют «более тесную связь с объектами (не с понятиями!)», чем нарицательные, так как служат «как бы визитной карточкой этого объекта», даются ему в собственность, становятся его принадлежностью» [Г орбаневский 1983: 7].
Таким образом, основное назначение собственных имен - быть словесной маркой предмета, иначе - соотноситься с объектами. Из всего того, что нас окружает, как свидетельствует А.В.Суперанская, «Лишь предметы могут иметь собственные имена, и чем реальнее и конкретнее предмет, тем выше его способность быть собственным именем. Абстрактные предметы по своему характеру близки качествам и действиям, почему не могут иметь собственных имен. Если отдельные идеи, акустические и зрительные образы воспринимаются предметно, они могут получить получить собственные имена» [Горбаневский 1983: 105].
На сегодняшнем этапе изучения имен собственных мы, вслед за ономастами, признаем, что семантика онимов является «областью не только исследованной, но и неопределенной». [Горбаневский 1983: 255]. Это
обусловлено тем, что многие исследователи считают онимы категорией, не относимой с понятием. Однако семантика всегда понятийная, в связи с чем высказываются сомнениями «правомерности выделения семантики в качестве особого аспекта собственных имен» [Горбаневский 1983: 255]
В числе важных проблем в области изучения имен собственных можно назвать также следующие: граница ономастической и нарицательной лексики, системные связи в ономастическим пространстве, а также проблемы его объема и содержания, литературно-художественная ономастика. Однако наиболее существенной для нас является проблема описания имен собственных в художественной речи. Данное направление в ономастике, для обозначения которого используют термины «поэтическая», «литературная», «литературно-художественная» ономастика, еще только формируется. Работ обобщающего характера недостаточно, встречаются лишь отдельные брошюры или даже главы, посвященные функционированию имен собственных в художественной речи. Причем в основном рассматриваются онимы, используемые в произведениях русских классиков, современной же прозе внимания практически не уделяется.
В связи с тем, что тема данной работы - «Имена собственные в художественной прозе И.А. Бунина и А.И. Куприна», то мы, соответственно, попробуем разобраться, как ведут себя онимы в художественных произведениях. Предметом исследования является ономастическая лексика. Объект нашего исследования - история возникновения имен, принципы и мотивы номинации, пути возникновения онимов, функции имен собственных в художественной речи. Источниками исследования являются тексты художественной прозы И.А. Бунина и А.И. Куприна. В работе используются
традиционные языковедческие методы: лингвистическое описание, которое предполагает всестороннее рассмотрение объекта изучения в единстве содержания и формы, наблюдение, метод компонентного анализа, контекстуальный анализ, сопоставительный метод, словообразовательный анализ. Художественные функции онимов исследуются путем применения метода лингвокультурологического комментария или
лингвокультурологической интерпретации, языковых фактов.
Итак, имена собственные, а точнее имена людей, давно уже стали предметом исследования литературоведов и лингвистов, так как литературная ономастика находится на стыке данных наук. Экспрессивные возможности онимов подробно рассмотрены в работах Э.Б. Магазаника, А.И. Ефимова, В.Н. Михайлова и др. [Михайлов В.И. 1966, Ефимов А.И. 1957, Магазаник Э.Б. 1968].
Достаточно активное употребление онимов в художественных произведениях дает возможность считать имена собственные категорией, «являющейся существенным компонентом образной ткани художественного произведения» [Михайлов 1966: 41]. Таким образом, собственные имена, как элемент литературного произведения, являются одним из важнейших средств создания образов. Также онимы играют большую роль в формировании идеи произведения: они могут обладать скрытым ассоциативным фоном, передавать местный и национальный колорит, нести ярко выраженную смысловую нагрузку, иметь особый звуковой облик, отражать историческую эпоху, в которую разворачивается действие произведения.
Цель исследования - выявление особенностей функционирования ономастической лексики в тексте, средств и способов достижения экспрессии, определение типологии ономастических номинаций в художественной речи ^выявление факторов, создающих выразительность имен собственных в произведениях А.И. Куприна и И.А. Бунина. Данная цель исследования предполагает решение следующих задач:
1) определение функции онимов в художественных текстах;
2) изучение теоретических источников, связанных с функционированием имен собственных в художественной речи;
3) сбор фактического материала;
4) систематизация и классификации ономастической лексики.
Решение этих задач позволит подойти к достижению цели нашего исследования.
Цель и задачи исследования определяют научную новизну работы. Выбор для подобного исследования обусловлен, во-первых, важностью, значимостью и актуальностью ономастики как раздела языкознания; во- вторых, недостаточной степенью изученности особенностей
функционирования имен собственных в художественной прозе И.А. Бунина и А.И. Куприна.
Выявление ряда закономерностей обусловлено широким привлечением фактического материала. В работе нашли отражение собственные имена лиц, географических объектов, зафиксированных в произведения художественной литературы.
Композиция данной работы определяется характером источников и особенностями языкового материала. Во Введении содержатся основные положения, существенные для исследования ономастического материала, а также общая характеристика работы, ее цели и задачи. Первая глава посвящена теоретическим вопросам: основным понятиям ономастики, истории развития ономастики как науки, классификации ономастической лексики, выявлению факторов, способствующих созданию экспрессии собственных имен художественной речи. Вторая глава представляет собой исследование особенностей функционирования имен собственных в текстах И.А. Бунина и А.И. Куприна, типологии ономастических номинаций, особенностей функционирования системы номинаций авторской ономастической лексики как наиболее эффективной и выразительной. Работа завершается заключением, содержащим основные выводы по предпринятому исследованию онимов.
Следует отметить, что изучение языка художественной литературы получило особое развитие в конце XX века. Внимание к изучению языка художественной литературы было вызвано определенными достижениями в лингвистике и литературоведении, общими тенденциями современной науки, а еще необходимостью подъема общей духовной культуры. Среди проблем, интересующих филологов, одной из главных можно назвать проблему функционирования имен собственных в художественной речи. В своем исследовании мы опираемся на теоретические достижения русских и советских ономастов.
Однако при всем обилии исследований по ономастике и функционировании имен собственных в художественной речи, с нашей точки зрения, ученые не предлагают развернутой и подробной характеристики онимов как возможных средств выразительности, в чем и заключается актуальность нашей работы.
Каждое имя собственное это знак, который является частью лексической системы языка конкретного народа. Оно выполняет функцию идентификации (или индивидуализации) этого объекта в группе однотипных.
Практически любой оним функционирует в речи в соответствии с ее основными правилами и образуется по основным законам языка.
В данной дипломной работе предприняты попытки обозначить основные факторы, определяющие степень стилистической эффективности, функционирование имен собственных в художественной прозе И.А. Бунина и А.И.Куприна.
Исследование показало, что для Бунина и Куприна отбор имен был не случайностью, а целенаправленной деятельностью. Очерчен круг ассоциаций имени, которые, по замыслу авторов, должны актуализироваться в связи с каким-либо персонажем. Имена оказываются исторически, культурологически, содержательно знаковыми, представляя собой особое сравнение, развернутое в повествование.
Проблеме использования антрополексем в структуре художественного текста Бунина и Куприна, в настоящее время, внимания почти не уделяется.
Личное имя занимает в системе антропонимов Бунина и Куприна центральное место, а его осложнение фамилией, прозвищем или отчеством несет в разных ситуациях общения дополнительные смысловые нагрузки.
Наиболее важным условием, на наш взгляд, можно считать наличие семантики каждого имени некоторого пространства, которое заполняется определенными ассоциациями, приращениями лингвистического и внелингвистического характера.
Опора на ассоциативный компонент имени реализуется по-разному в каждом конкретном случае. «Оживление» внутренней формы ономастической лексики может осуществляться в контексте с использованием слова-этимона, описательных конструкций, слов, синонимичных этимологическому значению имени (речь идет о различных приемах обыгрывания онима). Толкование семантики имени возможно без сопоставления словообразовательных параллелей (мотивация имени без слова - этимона). Возможно также функционирование имени без мотивации внутренней формы. Как правило, это происходит с «именем - подтекстом», которое настолько этимологически прозрачно, что нет необходимости обыгрывать его внутреннюю форму.
Индивидуальный стиль автора, авторский замысел и идейно - художественные задачи произведения предъявляют свои требования как к отбору, так и к использованию на страницах художественных произведений фигурирующей там ономастической лексики.
Сама ономастика текста, его отбор, взаимодействие и состав имен собственных с контекстом определяются видом и родом литературного произведения, а также его построения, законом жанра и художественности писателя, эстетической нагрузкой имени в широком и ближайшем контексте, соответствием сюжетно-тематическому содержанию текста и многими индивидуально-неповторимыми особенностями стиля творчества писателя.
Наиболее эффективна функция художественно-образной характеристики объекта наименования, когда оним содержит во внутренней форме характеристику или определенную оценку какого-либо свойства объекта наименования либо выражает эмоционально окрашенное отношение данному объекту (ирония или антипатия).
Признавая существование связи между содержанием произведения и системой собственных имен, многие исследователи сосредоточиваются на именах персонажей и в основном - на «говорящих» именах. Это естественно, т.к. именно человек находится в центре внимания и исследователя, и читателя, и писателя. Однако участие в раскрытии идеи произведения вовсе не является монополией одних лишь «говорящих» имен, которые выдумал автор.
Таким образом, в целом развернутом тексте литературного произведения имя собственное функционирует как органичный и важнейший элемент его стилистической системы, играя важную роль в создании общей образности произведения. А ввиду того, что художественный текст - это функционально замкнутая система эстетически организованных речевых средств, имя собственное обрастает здесь множеством сложных ассоциаций и коннотаций, множеством смысловых связей, которые обретают его индивидуально художественную семантику. Другими словами, имя собственное в литературном тексте во всех возможных разновидностях и типах, всегда выступает семантически воплощенным, значимым, благодаря тесной связи с денотатом - художественным образом, и является важнейшим стилеобразующим элементом в творчестве писателя и ономастической системе текста.
1. Абрамянц А. Звездные руины Ивана Бунина // Русская речь, 2002, №2
- С.29-33.
2. Агеева Р.А. Происхождение имен рек и озер. - М: Наука, 1985. - 143 с.
3. Алефиренко Н.Ф. О природе ономастической семантики // Ономастика Поволжья: Тез. Докл. VIII междунар. конф. Волгоград сент. 1998 г. / Отв. ред. В.И. Супрун. Волгоград: Перемена, 1998.- 168 с.
4. Альберт И.С. И. Бунин: завещанное и новое. - Львов, 1995. - 348 с.
5. Бахрах А.В. Бунин в халате. М, 2000. - 220 с.
6. Беленькая В.Д. Топонимы в составе лексической системы языка. - Мысль. 1969. - 168 с.
7. Бестужев-Лада И.В. Исторические тенденции развития антропонимов // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. Проблемы антропонимики.
- М., 1970 - С.24-33.
8. Болотов В.И. К вопросу о значении имен собственных /У Восточнославянская ономастика. - М., 1972. - С.333-345.
9. Бондалетов В.Д. Ономастика и социолингвистика // Антропонимика / Под ред. В.А. Никонова и А.В. Суперанской. - М.: Наука, 1970. - С. 7-23.
10. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
11. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. - М.:Просвещение, 1981. - 144 с.
12. Ведина Т.Ф. Словарь личных имён. М.: «Аст», 1999. - 601 с.
13. П.Веселовский СБ. Ономастикой. - М., Наука, 1974. - 383 с.
14. Виноградов В.В. Язык художественного произведения // ВЯ. - 1954. - №5., С.3-26.
15. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. Лексика. Фоника.- Мл Высшая школа, 1976. - 208 с.
16. Гончаров Ю.Д. Предки И.А.Бунина // Подъем. - Воронеж, 1972. - С. 9-48.
17. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.: Знание, 1983. - 103с.
18. Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе: Филологические этюды. - М.: Изд-во УДН. 1988. - 88 с.
19. Горбаневский М.В. Основной принцин номинации в русских названиях населенных пунктов // ФН. - 1982. - №1. - С.70-74.
20. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. - М.. 1957. - 448 с.
21. Зинин СИ. Из истории антропонимической терминологии // Антропонимика / Под ред. В.А. Никонова и Л.В. Сперанской. - М.: Наука, 1970 -С. 24-26.
22. Калакуцкая JI.H. Фамилии. Имена. Отчества: написание и стиль. М.:1994. - 100 с.
23. Карпенко М.В. Русская антропонимика. - М.: Наука, 1970. - 42 с.
24. Карпенко К.А. Имя собственное в художественной литературе // ФН. - 1986. - №4. - С.34-40.
25. Карпенко Ю.А. Специфика ономастики // Русская ономастика.- Одесса, 1984. - С.3-16.
26. Ковалёв Г.Ф. Ономастические этюды. Писатель и имя. Воронеж. 2001. - 275 с.
27. Кондратьева Т.Н. Метаморфозы собственного имени. - Казань: Изд- во Казан: ун-та, 1983.- 110 с.
28. Краснянский В.В. Имя персонажа и эволюция повествовательной речи в творчестве И.Бунина // Лингвистический сборник, М.,1977, вып.8. - С.25-32.
29. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. - Л., 1974. - 285 с.
30. Левина Э.М. Ономастическое пространство в художественной речи: Учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ. , 2003. - 87 с.
31. Листрова-Нравда Ю.Т. Личные собственные имена и национально-культурная семантика в творчестве И.А. Бунина // И.А. Бунин и русская культура XIX -XX веков. Воронеж, 1995. - 210с.
32. Лыков А. Л., Чабанец Т.Л. Русское личное имя собственное. Филологические науки. 1999. №1. - С. 13-21.
33. Магазаник Э.Б. Имена собственные в художественной литературе // Русская речь, - 1968. - №3. - С.23-24.
34. Магазаних Э.Б. Ономапоэтика, или «Говоряшие» имена в литературе. - Ташкент, 1978. - 146 с.
35. Мифы народов мира: В 2-х тт. - М.. 1988. - Т.2. - 444 с.
36. Михайлов В.И. Специфика собственных имен в художественном тексте. // ФН.-1987. -№6. - С.42-54.
37 .Михайлов В.И. Экспрессивные свойства и функции собственных имен в русской литературе II ФН. - 1966. - №1. - С.37-43.
38. Морозова М.Н. Имена собственные русского языка
(географические названия): В 2-х ч. Ч. 2. - М.: Мысль, 1977. - 115 с.
39. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. - М.: Мысль, 1974. - 382с.
40. Николаева-Фатова З.В. Русская антропонимия в прозаических произведениях И.А. Бунина // Бунинский сборник: Материалы науч. конф., посвящ. столетию со дня рождения И.А. Бунина. - Орёл, 1974. - С.311-323.
41. Никонов В.А. Введение в топонимику. - М.: Наука, 1965. - 179 с.
42. Никонов В.А. Имена персонажей // Поэтика и стилистика русской литературы. -М., 1971.- 419с.
43. Никонов В.А. Имя и общество. - М.: Наука, 1974. - 278с.
44. Никонов В.А. Славянский топонимический тип // Географические названия. - М.: Наука, 1962. - С. 17-33.
45. Отрадин М.В. Петербург в русской поэзии XVII - нач. XX века. Вступительная статья. II Петербург в русской поэзии XVII - нач. XX века. - М., 1988.- 384 с.
46. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. 3-е изд. - М.: Рус. яз., 1984. - 384 с.
47. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. - М, 1978. - 198 с.
48. Рогалев, А. Ф. Введение в антропонимику. Именование людей с древнейших времён до конца XVIII века (на белорусском антропонимическом материале) / А. Ф. Рогалев. - Брянск: Десяточка, 2009. - 220 с.
49. Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 543 с.
50. Селищев A.M. Из старой и новой топонимики // Селищев A.M. Избранные труды. - М.: Просвещение, 1968. - 640с.
51. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. - М.: Наука, 1973. -366 с.
52. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. - М: Наука, 1984.- 175с.
53. Суперанская А.В. Теория и методика ономастических исследований. - М, 1986. - 219 с.
54. Суперанская А.В. Что такое топонимика? - М.: Наука, 1985. - 176с.
55. Суперанская А.В. Языковые и внеязыкозые ассоциации собственного имени // Антропонимика / Под ред. В.А. Никонова и А. В. Суперанской. - М.: Наука, 1970. - С.7-17.
56. Суслова А.В.. Суперанская А.В. О русских именах. - Л.,2007. - 21с.
57. Сызранова, Г.Ю. Ономастика : учеб. пособие / Г.Ю. Сызранова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - 248 с.
58. Таич Р.У. Опыт антропонимического словаря писателя // Антропонимика / Под ред. В.А. Никонова и А.В. Сперанской. - М.: Наука, 1970. -С.314-319.
59. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы - М., 1929. - 366 с.
60. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. - М.: Прогресс. 1989. - 440 с.
61. Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твое имя. - Л., 1962. - 636 с.
62. Харченко В.К. Писатель Сергей Есин: язык и стиль Монография. -
М., 1998. - 240 с.
63. Флоренский Л.А. Имена // Имя-судьба. М.. 1993. - 240 с.
64. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте: Учеб. пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 104 с.
65. Яровая Т.Ю. Личные собственные имена в дореволюционном творчестве И.А. Бунина: Отбор и использование. Автореферат дисс. канд. Филол. наук. Воронеж, 2000. - С.4-13.