ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОТЕАТРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОТЕАТРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого- педагогические подходы к изучению проблемы экологического образования детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2.Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста: понятие, задачи, содержание, принципы
......................... •••.................. •••..................... ••• •••..••>1 ^3
1.3. Экотеатр в дошкольном образовательном учреждении: значение, понятие, задачи, принципы
организации 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКОТЕАТРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 33
2.1. Уровень сформированности экологической культуры у детей
старшего дошкольного возраста 33
2.2. Методические рекомендации по использованию экотеатра в
экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОТЕАТРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого- педагогические подходы к изучению проблемы экологического образования детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2.Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста: понятие, задачи, содержание, принципы
......................... •••.................. •••..................... ••• •••..••>1 ^3
1.3. Экотеатр в дошкольном образовательном учреждении: значение, понятие, задачи, принципы
организации 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКОТЕАТРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 33
2.1. Уровень сформированности экологической культуры у детей
старшего дошкольного возраста 33
2.2. Методические рекомендации по использованию экотеатра в
экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. В «Экологической доктрине Российской Федерации» особое внимание уделено экологическому образованию граждан. И начинать экологическое образование надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Новая образовательная ситуация требует использования в экологическом образовании методов и форм, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. Активные методы и формы отвечают новым подходам организации экологического образования дошкольников.
Так, экотеатр позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность. В области экологического образования экотеатр играет не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое
восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.
Проблема экологического образования детей
дошкольного возраста привлекает многих исследователей.
Изучены возможности дошкольников в освоении различных аспектов содержания экологического образования: знаний о природных зависимостях, о труде людей по уходу за живыми существами (Т. Богданец(5), Т.В.Волосникова (11), О.А.Воронкевич (12),В.И.Зебзеева (16) и др.), опыта бережного и заботливого к природе (Т.Зенина (17), А.И.Иванова (20), А.А.Каменева (22) и др.); экологических умений (Т.А.Куликова (26), Н.Г.Лаврентьева (27) и др.); разработаны методические основы осуществления данной работы .
В отечественной дошкольной педагогике выполнен довольно широкий круг исследований по вопросам театрализованных игр Г.Л. Лэндрет (28), И.А. Медведев (37) Н.Ф.Сорокина (59) и др.
Изучением проблемы особенностей организации экотеатра занималась Н.Н.Кондратьева (41) и др.
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования экотеатра в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Объект исследования: экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия использования экотеатра в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование экотеатра в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
• Создания разнообразных атрибутов экотеатра (кукол, моделей, картинок, костюмов, масок для экологических инсценировок);
• Учета особенностей специальных игровых умений («режиссер», «декоратор», «актер», «зритель») и уровня их сформированностей у детей;
• Осуществления взаимодействия педагога и ребенка, на основе сотрудничества;
• Стимулирования интереса к творчеству и импровизации;
• Обогащения опыта детей художественными средствами передачи образов;
Задачи исследования:
• Раскрыть сущность, задачи, содержание, принципы экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
• Уточнить понятие, задачи экотеатра, принципы его организации.
• Выявить уровень сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
• Разработать методические рекомендации по использованию экотеатра в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, методической
литературы, беседа, констатирующий этап педагогического эксперимента, количественная и качественная обработка данных.
База исследования: исследовательская работа
осуществлялась на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения д/с № 78
«Гномик» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Новая образовательная ситуация требует использования в экологическом образовании методов и форм, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. Активные методы и формы отвечают новым подходам организации экологического образования дошкольников.
Так, экотеатр позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность. В области экологического образования экотеатр играет не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое
восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.
Проблема экологического образования детей
дошкольного возраста привлекает многих исследователей.
Изучены возможности дошкольников в освоении различных аспектов содержания экологического образования: знаний о природных зависимостях, о труде людей по уходу за живыми существами (Т. Богданец(5), Т.В.Волосникова (11), О.А.Воронкевич (12),В.И.Зебзеева (16) и др.), опыта бережного и заботливого к природе (Т.Зенина (17), А.И.Иванова (20), А.А.Каменева (22) и др.); экологических умений (Т.А.Куликова (26), Н.Г.Лаврентьева (27) и др.); разработаны методические основы осуществления данной работы .
В отечественной дошкольной педагогике выполнен довольно широкий круг исследований по вопросам театрализованных игр Г.Л. Лэндрет (28), И.А. Медведев (37) Н.Ф.Сорокина (59) и др.
Изучением проблемы особенностей организации экотеатра занималась Н.Н.Кондратьева (41) и др.
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования экотеатра в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Объект исследования: экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия использования экотеатра в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование экотеатра в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
• Создания разнообразных атрибутов экотеатра (кукол, моделей, картинок, костюмов, масок для экологических инсценировок);
• Учета особенностей специальных игровых умений («режиссер», «декоратор», «актер», «зритель») и уровня их сформированностей у детей;
• Осуществления взаимодействия педагога и ребенка, на основе сотрудничества;
• Стимулирования интереса к творчеству и импровизации;
• Обогащения опыта детей художественными средствами передачи образов;
Задачи исследования:
• Раскрыть сущность, задачи, содержание, принципы экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
• Уточнить понятие, задачи экотеатра, принципы его организации.
• Выявить уровень сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
• Разработать методические рекомендации по использованию экотеатра в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, методической
литературы, беседа, констатирующий этап педагогического эксперимента, количественная и качественная обработка данных.
База исследования: исследовательская работа
осуществлялась на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения д/с № 78
«Гномик» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Дошкольный период детства - важнейший в развитии ребенка: в этом возрасте закладываются основы интеграции целостной личности; приобретенные знания в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения. Нельзя плодотворно решать проблемы экологического образования, не учитывая сформированные в дошкольном детстве способности личности. Однако экологическое просвещение только в том случае окажет заметное влияние на образ действий ребенка, если охватит как рациональную, так и эмоциональную сферу.
Естественной основой процесса такого образования должны стать объективно складывающиеся
в различные возрастные
периоды отношения с окружающей средой.
Педагогическая стратегия должна быть направлена на развитие чувства сопричастности, общности с природой, и мы должны внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: "Люди - часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь".
Проведенный нами анализ психолого¬
педагогической литературы по проблеме экологического
образования детей показал, что в общей
системе всестороннего и гармоничного развития человека экологическое образование ребенка дошкольного возраста занимает особенное место.
Экологическое образование - это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую
ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка.
Интенсивное развитие экологического образования дошкольников и превращение его в популярное направление привело к размыванию содержания и границ понятия «экология». Понятия биоэкологии,
адаптированные к уровню познавательных возможностей детей дошкольного возраста, составляют содержательную основу экологического образования дошкольников.
Так же выделяют ряд принципов, которые нужно учитывать при выборе методов и форм работы по экологическому образованию. Они включают:
общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности,
интеграции, деятельности и др.), и принципы, свойственные именно экологическому образованию дошкольников (сформулированы Рыжовой).
Экотеатр - это разновидность театрализованной игры, а именно режиссерской игры. Задачами экотеатра являются: совершенствование форм и повышение
эффективности работы по экологическому воспитанию; развитие творческих способностей детей; вовлечение детей в активную природоохранную деятельность; привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды.
Принципы организации экотеатра в дошкольном образовательном учреждении: принцип эвристичности, принцип единства процессов интеграции и
дифференциации совместной деятельности, принцип отсутствия принуждения, принцип поддержания игровой атмосферы, принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
В ходе педагогического эксперимента на основе темы «Растения» мы выявили недостаточный уровень сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Во время констатирующего этапа эксперимента нами был установлен уровень сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, который включал в себя: диагностические методики, обработку данных.
Анализ полученных результатов констатирующего этапа свидетельствует о недостаточном уровне сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, что требует целенаправленной работы по их формированию.
Для этого нами были разработаны методические рекомендации по использованию экотеатра в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Естественной основой процесса такого образования должны стать объективно складывающиеся
в различные возрастные
периоды отношения с окружающей средой.
Педагогическая стратегия должна быть направлена на развитие чувства сопричастности, общности с природой, и мы должны внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: "Люди - часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь".
Проведенный нами анализ психолого¬
педагогической литературы по проблеме экологического
образования детей показал, что в общей
системе всестороннего и гармоничного развития человека экологическое образование ребенка дошкольного возраста занимает особенное место.
Экологическое образование - это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую
ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка.
Интенсивное развитие экологического образования дошкольников и превращение его в популярное направление привело к размыванию содержания и границ понятия «экология». Понятия биоэкологии,
адаптированные к уровню познавательных возможностей детей дошкольного возраста, составляют содержательную основу экологического образования дошкольников.
Так же выделяют ряд принципов, которые нужно учитывать при выборе методов и форм работы по экологическому образованию. Они включают:
общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности,
интеграции, деятельности и др.), и принципы, свойственные именно экологическому образованию дошкольников (сформулированы Рыжовой).
Экотеатр - это разновидность театрализованной игры, а именно режиссерской игры. Задачами экотеатра являются: совершенствование форм и повышение
эффективности работы по экологическому воспитанию; развитие творческих способностей детей; вовлечение детей в активную природоохранную деятельность; привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды.
Принципы организации экотеатра в дошкольном образовательном учреждении: принцип эвристичности, принцип единства процессов интеграции и
дифференциации совместной деятельности, принцип отсутствия принуждения, принцип поддержания игровой атмосферы, принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
В ходе педагогического эксперимента на основе темы «Растения» мы выявили недостаточный уровень сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Во время констатирующего этапа эксперимента нами был установлен уровень сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, который включал в себя: диагностические методики, обработку данных.
Анализ полученных результатов констатирующего этапа свидетельствует о недостаточном уровне сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, что требует целенаправленной работы по их формированию.
Для этого нами были разработаны методические рекомендации по использованию экотеатра в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Педагогические основы использования нормативных документов предметной области экологического образования в культурно-просветительской работе с родителями
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирование бережного отношения к природе в процессе экологического образования детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019



