Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА 1920-1930 ГГ. И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В НАРОДНОМ ФОЛЬКЛОРЕ (НА ПРИМЕРЕ ЧАСТУШЕК)

Работа №68036

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы110
Год сдачи2017
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
343
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА 20-Х - 30-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
1.1. Особенности изучения гендерной политики в СССР начала ХХ века. .14
1.2. Положение советской женщины в обществе 20-30 гг 18
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА «НОВОЙ ЖЕНЩИНЫ»
СРЕДСТВАМИ ОФИЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Периодическая печать как способ отображения женского вопроса 42
2.2. Участие живописи, скульптуры и других видов искусства в
формировании образа «новой женщины» 47
ГЛАВА 3. ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗА СОВЕТСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ЧАСТУШКАХ 1920-1930 ГГ.
3.1. Частушка как вид русской фольклорной традиции. Частушки в
советской культуре 1920-1930-х гг 61
3.2. Образ новой советской женщины в частушках 20-30-х гг 67
3.3. Советская женщина в частушках Курского региона в 20-30-х гг 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 104



Гендерные исследования впервые возникли на Западе, проводились на материале германских и романских языков. Возникновение ряда работ в данной области было вызвано заинтересованностью темой языковедов, выходом на первый план социального аспекта в лингвистическом описании, рассматривающий язык в связи с обществом и человеком в обществе, и, как следствие, появлением новых ветвей в языкознании: социолингвистики, психолингвистики, прагматики, теории дискурса и коммуникации.
Понятие «гендер» в научный оборот было введено с той целью, чтобы провести границу между биологическим полом (sexus) и социальными и культурными аспектами, присутствующими в концепте мужское - женское: разделение ролей, культурные традиции, отношения власти в связи с полом людей .
Социологи и философы стали первыми учеными, которые заставили научный мир посмотреть на проблемы пола через призму социальных, психологических, культурных аспектов, представив альтернативу «sex» и «gender». Понятие «sex» вмещает биологические особенности мужчин и женщин, в то время как «gender» - комплекс социальных и психологических процессов, культурных факторов в обществе, которые определяют поведение индивида, выбор социальных стратегий и т.п.
Таким образом, можно различать биологический и социальный пол. Итак, гендерология изучает взаимосвязь биологического пола человека с его культурной идентичностью, социальным статусом, психическими особенностями, поведением. .
Темой нашего исследования является не гендерные отношения как таковые, а роль женщины в советском обществе 20-х - 30-х годов ХХ века. Эта тема в целом современной наукой изучена, ей посвящено немало научных трудов.
Опыт решения проблем общественно-политического положения женщин в советском обществе в 20-30-е гг. ХХ в. может пригодиться и сегодня, когда вопросы гендерных отношений получили новую популярность среди ученых разных направлений. Именно эти годы стали началом решения женского вопроса в СССР, радикальным изменением советского законодательства относительно женского вопроса. В исследовании данной проблематики мы и видим актуальность нашей магистерской работы, тема которой - «Гендерная политика советского государства 1920 - 1930 гг. и ее отражение в народном фольклоре (на примере частушек)».
Географические рамки настоящего исследования включают в себя территорию современной Белгородской области.
Хронологические рамки нашего исследования охватывают период 1920 - 1930 гг.
Историография, связанная с темой нашего исследования, составляет значительное количество работ.
Тему положения женщины в советском государстве исследовало значительное количество историков, социологов, психологов, юристов.
Наиболее ранние исследования данной темы, принадлежащие советским ученым, сильно зависели от политики правящего политического режима. В историографии можно выделить такие этапы исследования гендерного вопроса:
1) 1920-е - середина 1950-х гг. Среди работ данного периода стоит
отметить исследования Н.К. Крупской , А. Коллонтай , А.С. Калыгиной , К. Кирсановой , А.В. Артюхиной и другие.
Труды 1920-х - 1930-х годов ценны тем, что часто авторы были активными участниками описываемых событий. Одной из главных проблем, обсуждавшихся государственными и политическими деятелями, публицистами и первыми исследователями, стало правовое положение женщин. Так, в работах Г. С. Калыгиной «Права работниц и крестьянок в СССР» и К. Кирсановой «Полное равноправие женщин в СССР» рассматривались полученные женщинами по новому законодательству права. В работе О. В. Артюхиной «Очередные задачи партии в работе среди женщин» выделены направления и принципы деятельности партийных органов относительно «женского вопроса» в СССР в 1920-х - 1930-х годов.
В очерках двух известных революционерок А. М. Коллонтай («Из моей жизни и работы» и «Работница и крестьянка в Советской России» ) и Н. К. Крупской («Всем крестьянкам» , «О работе среди женщин» ) объяснялась неотвратимость изменений положения женщин в советском обществе. О.В. Пилацкая в работах «Основные вопросы массовой работы партии среди работниц и крестьянок» и «Женщина-работница в социалистическом строительстве» освещала задачи и направления работы партийных организаций в решении женского вопроса и привлечения женщин ко всем сферам жизни.
2) Середина 1950-х - первая половина 1980-х гг. Среди работ этого периода необходимо отметить исследования В.Л. Бильшай , П.М. Чиркова , З.А. Янковой , Н.Д. Араловец , Е.Д. Емельяновой . Немаловажный аспект этих исследований состоит в том, что указанные исследователи уже не были участниками описываемых событий, а работали по большей части с архивами.
Одной из наиболее основательных работ по решению так называемого женского вопросы с советских времен является работа В. Л. Бильшай «Решение женского вопроса в СССР» , где раскрывается содержание и результаты проведенных в стране преобразований. Работа «Решение женского вопроса в СССР (1917-1937 гг.)» П. М. Чиркова освещает не только правовые аспекты темы, но и выделяет задачи и результативность советских органов власти, партийных и комсомольских организаций относительно улучшения положения женщин. Автор рассматривает проблему женщин от начала Февральской революции 1917 года до объявления женского вопроса полностью реализованным в 1934 году после закрытия женсекторов. Предложенные большевистской партией идеи, а также формы и методы, которыми эти идеи достигались, достаточно критически освещены автором.
Другая исследовательница, З. А. Янкова, в труде «Советская женщина (социальный портрет)» раскрывает не только правовое равенство женщины, а и ее место в обществе, роль в управлении государством, реальные возможности и те виды трудовой деятельности, к которых женщины лучше пригодно.
Исследователи второго периода не были современниками событий. Они гораздо больше использовали архивные источники. Характерным для работ 196О-х-1980-х гг. стало резкое уменьшение идеологии в текстах. В частности, Н. Д. Араловец в работе «Советские женщины - активные строители коммунизма» , в отличие от предыдущих исследователей темы, признает, что женщине предоставлялись равные с мужчиной права в первую очередь для вовлечения ее в производственный процесс на уровне с ним.
3) Вторая половина 1980-х - 1991 гг. В научных трудах, написанных в последние периоды существования СССР, объективно и взвешенно освещены как достижения, так и просчеты политики правящего большевистского режима в решении «женского вопроса». В эти годы написаны такие труды по истории женского вопроса, как работа Е.Г. Азаровой , В.Я. Галагана , А.А. Музыри и других.
В период перестройки увеличивается количество материалов конференций, статей и других научных изданий. Защищаются первые диссертации по теме положения женщин в СССР.
Среди работ, посвященных анализу правового регулирования женского вопроса, наиболее основательной является исследование Е.Г. Азаровой «Проблемы равноправия женщины и мужчины в социальном обеспечении в СССР» . В монографии детально проанализированы правовые нормы 20-х - 30-х гг. XX ст., закрепленные Конституцией СССР, показано частичное воплощение этих прав, раскритиковано несоответствие предоставленных женщинам прав реалиям советского общества (особенно в период сталинского тоталитаризма).
Работа В. Я. Галагана «Советская женщина: портрет в
ретроспективе» всесторонне раскрывает процесс уравнивания прав женщины с мужчинами и улучшения ее положения в обществе.
Часть авторов подчеркивала значительную роль КПСС по улучшению положения женщин в обществе. Этой тематике посвящена работа А. Музыри «Женсоветы: опыт, проблемы, перспективы» .
С 1990-х годов более популярными становятся научные конференции, посвященные положению женщин в прошлом и сегодня, расширяется тематика грантовых исследовательских проектов. Гендерная проблематика активно исследуется не только историками, но и психологами, социологами, филологами и политиками. К тому же растет количество защищенных кандидатских и докторских работ.
Статья А. И. Евстратовой «Государственная политика и женский вопрос в 20-30-гг.» раскрывает аспекты государственной политики по решению женского вопроса в период 20-х - 30-х гг. XX ст., законодательное закрепление равноправия женщин и мужчин и привлечения женщин к промышленному и колхозному производству путем так называемого «уравнивания».
4. Современная российская историография представлена следующими работами: Ю.В. Градкова в монографии «Обычная советская женщина.
Образ описаний идентичности» показала образ «новой женщины» советского общества, ее стиль поведения, внешний вид, ее место в системе общественно-политических и производственных отношений.
В работе Т.Ю. Дашковой «Идеология в лицах: формирование визуального канона в советских женских журналах 1920-1930-х» раскрыты методы воздействия женских журналов исследуемого времени на формирование образа «новой женщины» . Советские женские журналы оцениваются автором как основное средство воздействия на женщину, поскольку в них создавался новый образ независимой женщины.
Другим подходом к "женскому вопросу" в СССР является реконструкция положения женщины через ее участие в повседневных практиках: положение в семье, дом, быт, вопросы одежды и питания. Сюда же в последнее время добавляется проблематика пересмотра границ частной и публичной жизни, прежде всего форм нормирования повседневности и контроля приватной сферы. Среди наиболее интересных работ стоит назвать книгу Т.Г. Кисилевой "Женщина и семья в послеоктябрьский период", в которой автор демонстрирует новый взгляд на проблему, свободный от прежней идеологической конъюнктуры .
Близость к гендерному подходу можно усмотреть также в ряде работ в рамках проектов "Соцреалистический канон" и "Советское богатство" .. Интересные проблемы ставятся и в статье А.Крыловой: автор исследует непростые пути отражения "жизни женщины" и "приватной сферы" в советской литературе (темы любви, семьи, быта и пр.). А О.Булгакова прослеживает способы формирование особого типа женской красоты в советском кинематографе, умело сочетая разнообразные методы анализа.
Так особый интерес в плане деконструкции исторического нарратива представляют работы Г.И.Зверевой . Что же касается гендерно окрашенных "идеологических метафор", то хочется отметить статью Е.Ярской-Смирновой об идеологеме "Мать Россия" и "Книгу о Родине" И.Сандомирской , где конструирование понятия "Родина" (и его производных "Отечество", "Отчизна") рассматривается как исторически обусловленная риторическая практика, включающая в себя и "гендерное измерение". Также следует упомянуть работу Т.Б.Щепанской о терминах родства ("мать", "отец и супруг", "секс-символ" и др.) в дискурсе о власти
Историография, связанная с темой нашего исследования, составляет значительное количество работ, среди которых можно отметить те, которые касаются гендерной проблематики в целом (Н.Л. Пушкарева , А.В. Кирилина ), положения женщины в советском обществе (В. Бильшай , Е.Г. Азарова ., Е.Д. Емельянова и др.), те, которые имеют дело с особенностями быта советского человека ( Е.М. Зубкова ) и те, которые касаются анализа частушек как фольклорного жанра, характерного для советской действительности первой половины ХХ века (Н. Скрадоль , В.И. Симаков , В. Щуров , С.М. Селиванов ., С.Г. Лазутин .).
Объектом исследования в нашей исследовательской работе является гендерная политика в СССР 20-х - 30-х годов ХХ века, предметом
исследования - образ новой советской женщины, отображенный в частушках указанного периода.
Цель работы заключается в исследовании общественно-политического положения женщины в советском обществе в 20-30-х гг. XX в., характеристике социальных, политических и идеологических факторов, оценке основных кардинальных изменений в положении советских женщин.
Цель исследования реализуется в ряде задач:
• проанализировать состояние исследования темы, посвященной общественно-политическому положению женщины на территории Советского Союза;
• охарактеризовать главные исторические источники 1920-х -
1930-х гг., в которых освещается социально-политическая роль женщины;
• рассмотреть направления и сущность политики большевистской партии в отношении женщин;
• исследовать процесс создания образа «новой советской женщины» в советском обществе;
• проследить влияние средств массовой информации, художественной литературы и кинематографа на формирование образа «новой женщины»;
• выявить особенности трактовки образа советской женщины в частушках указанного периода, как записанных на территории всей страны, так и на территории современной Белгородской области.
Источниковая база исследования охватывает несколько групп разнохарактерных источников. Во-первых, это декреты и постановления советских властей 20-х - 30-х годов ХХ века, связанные с новым положением женщины в обществе (Декрет о восьмичасовом рабочем дне; Постановление о ночной работе женщин; Декрет о правилах приема в высшие учебные заведения; Постановление о привлечении женщин к хозяйственному строительству). Эти документы указывают на то, как регламентировалась работа и учеба женщин в указанный период.
Вторую группу источников составляют частушки, созданные в 20-е - 30-е годы ХХ века. В этих частушках отображено социальное положение женщин в советском обществе не с точки зрения официальной идеологии, а с точки зрения простого народа.
Третья группа источников аналогична второй и состоит из частушек, записанных на территории современной Белгородской области.
Практическое значение полученных результатов заключается в возможности использования материалов и результатов исследования для подготовки лекционных курсов и семинарских занятий по истории, специальных курсов по гендерной тематике.
Выводы магистерского исследования также могут стать основой для дальнейших исследований «женского вопроса» в Курской губернии и его практического решения в разные периоды существования СССР, что составляет научное значение нашей работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы историзма, объективности, системности. Основой реализации указанных принципов является специфический методологический инструментарий, включающий как общенаучные (анализа и синтеза, индукции и дедукции), так и специально-исторические методы исследования.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обусловлена актуальность работы, отображены ее цель и задачи, предмет и объект исследования, научное и практическое значение, методология исследования. Первая глава работы посвящена особенностям изучения гендерной ситуации в СССР начала ХХ века и изучению положения советской женщины в обществе 20-30 гг. Вторая глава анализирует образ советской женщины в культуре 20-х - 30-х годов ХХ века, а третья содержит непосредственный анализ частушек указанного периода, в которых так или иначе отображен образ советской женщины.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, формирование нового политического строя после гражданской войны и установление большевистской власти на территории Советского Союза привело к изменению общественно-политического положения женщин.
Решение, так называемого, женского вопроса было начато после завершениея Февральской революции и прихода к власти большевиков. Политика официальных органов была направлена на уравнивание прав женщин и мужчин для одинаковой трудовой деятельности через активизацию женщин в общественной и политической сфере.
Равноправие женщин с самого начала было нужно большевикам ради их привлечения на свою сторону в революционных событиях 1917 года, а впоследствии - к политической и производственной сфере.
Ряд законов, кодексов, постановлений, резолюций, принятых с 1917 года, основывались на идее равенства полов. Но гендерные стереотипы - это пережитки, которые труднее всего было преодолеть. Советская власть предоставила возможность женщине выбирать и быть избранной на все государственные должности, принимать участие в большинстве мероприятий, работать в любых учреждениях и предприятиях по собственному желанию, а не по приказу мужа. Это был однозначно большой шаг вперед для развития женщины как личности, но женщина привлекалась партией в общественную и политическую жизнь советского общества главным образом для того, чтобы закрепить ее на производстве.
Анализ действующего в то время законодательства позволяет сделать вывод о том, что советское общество смогло реализовать в целом лишь идею юридического, формального равноправия мужчин и женщин, устранив явную, открытую дискриминацию последних. Фактического равноправия, социального равенства мужчин и женщин, несмотря на конституционные положения, в советском обществе не существовало, поскольку те пути, которыми партия на практике пыталась достичь равенства полов, не соответствовали по многим параметрам их теоретическим принципам.
Большевистские лидеры понимали, что сразу женщина не могла стать активисткой. Поэтому политическим руководством страны были предложены разные формы работы среди женщин - отделы по работе среди женщин, комиссии улучшения труда и быта, отделы в профессиональных союзах, фабрично-заводские комитеты, коммунистический союз молодежи, пионерские организации, которые должны были проводить агитацию и пропаганду среди женщин, активизировать их, привлекать к общественно¬политической, общественной, культурной и экономической жизни.
Женотделы создавались при РКП(б), губернских, окружных и уездных комитетах. Работа проводилась как среди работниц, так и среди домохозяек, молодых девушек и крестьянок, жен работающих мужчин или военных. Все это свидетельствует об активном вовлечении абсолютно всего женского населения в государственное строительство.
В 1920-е гг. было пропагандой начато создание образа независимой женщины, политически активной, без бремени домашнего хозяйства и воспитания детей. Еще с детства девочек воспитывали в духе равноправия и независимости, а уже взрослых пытались перевоспитать через соответствующие органы и организации.
Пропаганда охватывала все направления жизни и деятельности. Основой исследования были тогдашние газеты и журналы: «Крестьянка», «Работница», «Красный путь» и много других, в которых постоянно публиковались статьи пропагандистско-агитационного характера. Плакаты, брошюры, художественная литература, кинематограф становятся также средствами привлечения женщин к общественно-политической жизни.
Положительным моментом этого периода стала работа по ликвидации неграмотности среди женщин и повышение их образовательного уровня путем привлечения к обучения в техникумах, на рабфаках и в институтах. Показатель культурно-образовательного уровня играл заметное место в формировании нового образа «советской женщины».
В большинстве нормативных документов, отчетов и постановлений отдельным пунктом выделялась работа среди женщин, что свидетельствует об актуальности решения женского вопрос в течение 20 -х - 30-х гг. XX в. Формирование тоталитарного государства в 30-х гг. XX в. стало причиной объявления «женского вопроса» решенным. Женщина становится подконтрольной государству, изменив свою жизнь, внешность, положение в обществе.
Частушка как особый жанр устного народного творчества также не могла не откликнуться на основные изменения в социальной жизни, в том числе - и на особенности женского вопроса. Мы проанализировали ряд частушек указанного периода и отметили, что их целесообразно разбить на 9 тематических групп:
Новаторством частушек 20-е - 30-е годов ХХ века является тема вступления в колхоз, с которой женщины связывают осознание себя в новой роли. Здесь можно выделить несколько микротем:
• Героини гордятся и своей новой жизнью, и своей новой ролью.
• Гордятся они и тем, что земля теперь принадлежит им.
• Героиня является не просто колхозницей, а передовиком, либо занимает в колхозе должность.
• Девушки соревнуются между собой за количество трудодней и за право считаться передовой.
• Прозрение героини, которая не понимала особенностей колхозной жизни, но прониклась к нему любовью.
Отдельные частушки в иронической форме описывают
особенности жизни в колхозе.
Как и до революции, немало частушек в указанный период посвящены взаимоотношениям юношей и девушек, но в 20-е - 30-е годы ХХ в. к этой теме обязательно добавляется социальный контекст. Один из героев выполняет новую социальную роль, и таких типов ролей может быть несколько. Следовательно, в большом количестве текстов любовь отступает на второй план.
В пределах этой темы также можно выделить несколько микротем.
• Герой или героиня вступают в колхоз либо становятся передовиками, и это является предметом для гордости как за себя, так и за любимого человека.
• Парень либо девушка занимают посты или ответственные должности в колхозе. Как вариант - кто-то из них является уважаемым тружеником.
• Героиня гордится своим возлюбленным, поскольку он является активным деятелем в колхозе. Если же любимый еще далек от совершенства, девушка мечтает о том, чтобы он таким стал.
• Чрезмерная активность милого приводит к осуждению со стороны его девушки. В таком случае девушка осуждает его не только за то, что он мало обращает внимания на нее, но и за то, что он трудится меньше, чем другие.
• Герои являются коммунистами, комиссарами или
комсомольцами.
• Частушки, в которых отображается женская эмансипация.
• Свою новую любовь некоторые только хотят найти, но ищут ее также в колхозе.
Тема брака, который при этом регистрируется по-новому, не в
церкви.
• Расставание, которое может диктоваться несколькими причинами. Например, парень изменяет своей возлюбленной, о чем она сообщает с горькой иронией; молодые расстаются потому, что один из них вступил в колхоз, а второй - нет; возлюбленного героини выселяют как кулака.
• Тема взаимоотношений полов представлена также частушками, которые показывают социальное неравенство.
Мало представлена в частушках данного периода тема семьи. О семейных взаимоотношениях частушки если и повествуют, то в ироническом ключе. Семейная жизнь женщины тесно связана с ее новой социальной ролью.
Частушки, в которых отображена роль партийных вождей и партийных организаций в жизни новой женщины. В них мы встречаем:
• мечты о вступлении в комсомол;
• упоминания о Ленине;
• о Сталине.
Ликвидация неграмотности в 20-е годы. Представлена в текстах она мало, однако выражает стремление советской девушки к образованию.
Мало представлена в частушках и тема религии, а точнее, антирелигиозная.
Тема женщина и коллектив представляет собой вариацию на тему вступления в колхоз. Однако в этих частушках прослеживается также и стремление женщины ощутить себя частью коллектива, что для нее является новым.
Репрессии. Мужчины (юноши) предчувствуют и расставание с любимыми, и свою нелегкую судьбу.
Девушки, в свою очередь, тоскуют за возлюбленными и пытаются оживить воспоминания при помощи материальных предметов.
Женщины на тяжелых физических работах.
Итак, тематика частушек 20-х - 30-х годов ХХ века, связанных с образом советской женщины, разнообразна, но в основном касается женщины, живущей в селе. Это логично, поскольку сама по себе частушка является жанром деревенским. Однако, при этом большая часть жизни советской женщины не охвачена вниманием исследователей.
Частушки, записанные на территории современной Белгородской области исследователями Центра народной культуры, были разбиты ими на две тематические группы:
Колхозные частушки 29-х - 30-х годов (при этом далеко не все из них связаны с «женским» вопросом), частушки 30-х годов о летчиках и красноармейцах.
Анализ первой группы частушек Белгородской области дает возможность сделать вывод, что, как и в целом по стране, на территории современной области тематика частушек была связана со вступлением в колхоз. При этом можно выделить такие темы:
• гордость героини за любимого человека, который «вышел в люди»;
• ирония в адрес лодырей;
• критика в адрес прогульщиков и тех, кто не спешит работать на благо колхоза;
• противопоставление старого и нового в жизни села, когда актуальным становится образ тракториста как носителя новой идеологии, как представителя нового времени;
• образы вождей как носителей новых идей;
• присутствует среди частушек современной Белгородской области и антирелигиозная, причем и в «белгородских» частушках, и в частушках, вошедших в собрание русского фольклора антирелигиозная тема встречается довольно редко
Частушки 30-х годов XX в. о летчиках и красноармейцах представляют собой по большей части любовные песенки. Однако на их примере можно проследить и историю советской действительности. Условно мы также разбили эти частушки на несколько тематических групп:
• Восхищение военными в целом.
• Любовь к известным летчикам, офицерам. В данном случае любовь достаточно условна, скорее речь идет о создании своего рода кумира.
• Любовь к конкретному лейтенанту (летчику), который был знаком героине и до службы (как вариант - встреча с незнакомым военным, который произвел на девушку впечатление).
• Упреки в адрес офицеров, которые играют чувствами девушек.
• Ирония в адрес девушек, которые слишком увлекаются
военными.
Таким образом, проанализировав ряд частушек, созданных на территории Курского региона, мы можем отметить, что в них отображены те тенденции советского общества 20-х - 30-х годов ХХ века, которые свидетельствуют о роли женщины в нем. Женщина в этот период частично теряет чисто женские функции, становясь не столько женой и матерью, сколько активным строителем социализма.



1.1. Неопубликованные источники
1.1.1. Частушки, предоставлены хормейстером Центра народной культуры города Белгорода Ступаковой Е.А., записанные во время летней экспедиции 2016 года, со слов жительницы с. Варваровка Алексеевского района Белгородской области Еременко Ф.П., 1928 г.р. на правах рукописи - 15 с.
1.1.2.
1.2. Опубликованные источники
1.2.1. Арманд, И.Ф. Задачи работниц в Советской России //
Коммунистическая партия и организация работниц: Сборник,
статей, резолюций; инструкций. Пособие для пропагандисток. — М.: 1919. — 316 с.
1.2.2. Артюхина, А. В. Очередные задачи партии в работе среди женщин. — M. : Л. : Госиздат, 1926. — 50 с.
1.2.3. Ашмарина, А. Мы охватили сотни тысяч, а надо охватить миллионы // Работница. — 1933. — № 3. — С. 12-13.
1.2.4. Белгородские частушки / Сост. П.Ф. Лебедев. - Белгород, 1960. - 94 с.
1.2.5. Библиотека русского фольклора - Т. 9: Частушки / Сост. Ф. М. Селиванов под редакцией Л.М. Леонова и др. - М., 1990. - 649 с.
1.2.6. Елизарова, А. О первом журнале для работниц / А. Елизарова // Работница. — 1923. — № 2. — С. 28-29.
1.2.7. Емельянова, Е. Д. Революция, партия, женщина: (Опыт работы Коммунистической партии среди трудящихся женщин (октябрь 1917—1925 гг.). — Смоленск: (Смоленск. гос. пед. ин-т им. К. Маркса), 1971. —240 с.
1.2.8. Калыгина, А. С. Права работниц и крестьянок в СССР. — М.: Л. : ГИЗ, 1925. — 40 с.
1.2.9. Коллонтай, A. M. Работница и крестьянка в Советской России (ноябрь — май 1921 г.) // Избранные статьи и речи / сост. И. М. Дажина [и др.]. — М., 1972. — С. 322—340.
1.2.10. Коллонтай, А. М. Из моей жизни и работы / сост. И. М. Дажина, М. М. Мухамеджанов, Р. Я. Цивлина. — М. : Сов. Россия. — 1974.
— 416 с.
1.2.11. Крупская, Н. К. Всем крестьянкам — М.: Долой
неграмотность, 1925. — 12 с.
1.2.12. Крупская, Н. К. О работе среди женщин: сб. ст. с краткой биографией Н. К. Крупской. — Изд 2-е доп и испр. — М.; Л.: Партиздат, 1926. — 156 с.
1.2.13. Крупская, Н. К. Работница и религия // Коммунистка. — 1922. — № 3-5 — С. 29.
1.2.14. Ленин, В. И. О роли женщины в обществе и опыт решения женского вопроса в социалистических странах: материалы междунар. симп., посвящ. 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. — М. : Политиздат, 1972.
- 414 с.
1.2.15. Ленин, В. И. Письмо И. Ф. Арманд // Полное собрание сочинений: в 55 т. — Изд. 5-е. — М.,: 1982. — Т. 49: Письма: август 1914 — октябрь 1917. — С. 51-52.
1.2.16. Маркс, К. Сочинения: в 30 т. Т. 21. Май 1883 г. — декабрь 1889 г. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1961. - 520 с.
1.2.17. Наказ делегатке // Работница. — 1923. — № 10. — С. 12.
1.2.18. Народные песни Белгородской области. / Сост. П.И. Бульбанюк, П.Ф. Лебедев. - Белгород, 1960. - 116 с.
1.2.19. О восьмичасовом рабочем дне: Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 29 окт. 1917 г. (Электронный ресурс). — Режим доступа: http: //www.libussr.ru/doc ussr/ussr 13 .htm
1.2.20. О ночной работе женщин: Постановление Народного комиссариата труда РСФСР от 4 окт. 1919 г. (Электронный ресурс). — Режим доступа: http: //www.libussr.ru/doc ussr/ussr 488. htm
1.2.21. О правилах приема в высшие учебные заведения: Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 2 авг. 1918 г. (Электронный ресурс). — Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc ussr/ussr 334.htm
1.2.22. О привлечении женщин к хозяйственному строительству: Постановление VIII Всерос. съезда Советов от 28 дек. 1920 г. (Электронный ресурс). — Режим доступа: http: //www.libussr.ru/doc ussr/ussr 809.htm
1.2.23. От редакции: Обращение // Работница. — 1923. — № 9. —
С. 1.
1.2.24. Пилацкая, О. В. Основные вопросы массовой работы партии среди работниц и селянок — Харьков: Пролетарий, 1927. — 80 с.
1.2.25. Революционерки России: воспоминания и очерки о революционной деятельности российских большевичек. — М.: Сов. Россия, 1983 — 288 с.
1.2.26. Свердлов, Я. М. Избранные произведения: в 3 т. Т. 3 — М.: Госполитиздат, 1960. — XI. - 274 с.
1.2.27. Сталин, И. В. Речь на XIII съезде РКП(б) 24 мая 1924 года // Полное собрание сочинений — М., 1947. — Т. 6. — С. 191-219.
2. Литература
2.1. Азарова, Е. Г. Проблемы равноправия женщины и мужчины в социальном обеспечении в СССР — М.: Наука, 1989. — 164 с.
2.2. Араловец, Н. Д. Советские женщины — активные строители коммунизма. — М.: Знание, 1975. — 64 с.
2.3. Ашмарин, В. «Инга» // Новый зритель. — 1929. — № 17. — С. 7¬10.
2.4. Белова, В. С. Положение женщин в СССР / В. С. Белова, Н. Д. Горохова, В. Г. Чумаченко. — М. : Знание, 1975. — 64 с.
2.5. Белова, В. С. Решение женского вопроса в СССР. — М. : Знание, 1975. — 56 с.
2.6. Бильшай, В. Решение женского вопроса в СССР. — М., 1956. — 248 с.
2.7. Бородина, А. Баба или товарищ?: Идеал новой советской женщины в 20—30-х годах (Электронный ресурс) — Режим доступа : http: //www.a-z.ru/women cd 1 /html/borodini. htm
2.8. Булгакова О. Советские красавицы в сталинском кино // Советское богатство. СПб., 2002. - С. 391-411.
2.9. Воронина О.А. Женщина и социализм: Опыт феминистского анализа // Феминизм: Восток, Запад, Россия. М., 1993. - С. 205-226
2.10. Галаган, В. Я. Советская женщина: портрет в ретроспективе. — К.: Знание, 1990. — 48 с.
2.11. Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон. СПб., 2000. - С.743-784.
2.12. Дашкова, Т. Идеология в лицах. Формирование визуального канона в советских женских журналах 1920-х — 1930-х годов // Культура и власть в условиях коммуникативной революции ХХ столетия: Форум немецких и российских культурологов / (под ред. К. Аймермахера, Г. Бордюгова, И. Гробовского). — М.: 2002. — С. 103—128.
2.13. Демосфенова, Г. Л. Советский политический плакат. — М.: Искусство, 1962. — 444 с.
2.14. Евстратова, А. И. Государственная политика и женский вопрос в 20-30-е годы // Тендерные исследования в гуманитарных современных подходах: Материалы международной научной конференции - Иваново, 2000 - С. 208 - 217.
2.15. Евстратова, А. И. Государственная политика и женский вопрос в 20-30-е годы // Социальные трансформации и положение женщин в России: тезисы доклада международной научной конференции, 3—4 марта 1995 г. — Иваново, 1995. —С. 156—175.
2.16. Егорова, Н. Женский вопрос и неофеминизм / Н. Егорова // Мировая экономика и международные отношения. — 1976. — № 1. — С. 61—66.
2.17. Егорова, М. Как организовать работу среди крестьянок // Коммунистка. — 1920. — № 1—2. — С. 32-34.
2.18. Загоровский, В.П. «Белгородская черта» - Воронеж 1969. - С.45
2.19. Зубкова, Е. М. Быт при социализме — М.: Изд-во МГУ, 1977. - 238 с.
2.20. Кирилина, А. В. Гендер: Лингвистические аспекты - М.:
Институт социологии РАН, 1999. - 180 с.
2.21. Кирсанова, К. Полное равноправие женщин в СССР. — М.: Партиздат, 1936. — 48 с.
2.22. Кисилева Т.Г. Женщина и семья в послеоктябрьский период: Опыт исторического анализа. М., 1995 - С.213-259
2.23. Кокорева, Ю. В. Развитие института правового статуса женщин в советской России через призму женского движения: политико-правовой аспект / Ю. В. Кокорева
2.24. Кон, И. Сексофобия в действии (Электронный ресурс) //
Сексуальная культура в России. — Режим доступа: http://e-
libra.ru/read/368003-klubnichka-na-berezke-seksual-naya-kul-tura-v-rossii.html
2.25. Библиотека белгородской семьи. История Белгородчины, Т. 1/ под общей редакцией В.В. Горошникова.; подгот. Коннов, Ю.В., Папков, А.И., Сарапулкин, В.А. и др - Рыбинск: Медиарост, 2015 - 116 с.
2.26. Костенко, Ю.А. Женское движение в России в 1920-1930-е гг. : Дис. канд. ист. наук : 07.00.00, 07.00.02 — Москва, 2006. — 336 с.
2.27. Крылова А. Советское личное: "семейно-бытовая" тема в предвоенной советской литературе // Соцреалистический канон. - СПб., 2000. - С. 803-81



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ