Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации 7
1.1. Психофизиологические особенности и закономерности развития детей
раннего возраста 7
1.2. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду как психолого-педагогическая проблема 12
1.3. Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 22
Глава 2. Экспериментальная работа по успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации 29
2.1. Диагностика уровня адаптации детей раннего возраста к дошкольной
образовательной организации 29
2.2. Содержание работы по адаптации детей раннего возраста к дошкольной
образовательной организации 32
2.3. Анализ результатов проведенной работы 43
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложения 57
Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Проблема адаптации детей ран-него возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образо-вания (введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и появление новых форм обучения и воспитания дошкольников) становится более чем актуальной. Е.В. Вербовская считает, что особую остроту проблеме придает состояние здоровья детской популя-ции, тесно коррелирующее с особенностями и возможностями успешной адаптации детей к окружающему миру. Так же она указывает на различные нейродинамические нарушения (моторная расторможенность, психомоторная заторможенность), которые могут вызывать затруднения развития адаптаци-онных процессов, поскольку психомоторное развитие для детей раннего воз-раста является ведущим и определяющим, а так же зависит уровень физиче-ской, умственной работоспособности и здоровья. Поэтому в период адапта-ции к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфорт-ного пребывания ребёнка дошкольной организации.
Новая среда пребывания ребенка (детский сад) предъявляет к нему но-вые требования, которые в большей или меньшей степени отвечают его ин-дивидуальным особенностям и склонностям. Одни дети быстро и хорошо привыкают к новым условиям. Для других же этот процесс сложный и трудо-емкий и может стать причиной нервного перенапряжения и даже срыва. Ис-следования К.Л. Печоры показали, что только 18,2% детей раннего возраста готовы к посещению детского сада, 6% - не готовы, 75,8% - условно не гото-вы. В связи с этим процесс адаптации к условиям дошкольной образователь-ной организации протекает не всегда благополучно и часто сопровождается заболеваниями детей.
Облегчение процесса адаптации в значительной мере зависит от роди-телей, воспитателей, и от той среды, в которой находится ребенок. В связи с
4 этим создание наиболее оптимальных условий для адаптационного период
требует тщательного изучения.
Н.М. Аскарина, была одной из первых, кто показал важность адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной об¬разовательной организации. Она делала акцент на важности охраны нервной системы ребенка, бережного и внимательного отношения к нему в период адаптации к детскому саду.
Проблема адаптации является объектом большого количества исследо-ваний, а особенно в тех, где совершенствуются формы общественного воспи-тания.
Психическое развитие детей в условиях общественного дошкольного образования исследовалось в работах Л.С. Выготского, Л.Н. Галигузовой, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, А.Р. Лурии, С.Л. Новоселовой, А.Г. Рузской, Д.Б. Эльконина и др.
Проблемы адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения рассматриваются в педагогических работах Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Л.Г. Голубевой Г.Ф. Кумариной, Р.В. Ямпольской, и др.
Т.В. Костяк в своих работах исследует особенности психологической адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду, а так же основные факторы и закономерности психического и психологиче-ского благополучия ребенка дошкольного возраста.
На сегодняшний день достаточно актуальна тема сотрудничества вос-питателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольной организа-ции. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малы¬шу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Однако анализ массовой практики организации работы по проживанию детьми и родителями адаптационного периода показывает, что качество этой работы за последнее время снизилось. Она осуществляется формально, одно-
5 сторонне, без активизации родительского участия в подготовке ребенка и всей семьи к поступлению в детский сад. Вот почему именно этому аспекту деятельности в дошкольной образовательной организации необходимо отво-дить центральное место при организации помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста.
Актуальность данной проблемы позволила выбрать тему исследования «Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образова-тельной организации».
Проблема: каковы педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.
Объект: процесс адаптация детей раннего возраста к условиям до-школьной образовательной организации.
Предмет: педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования нами ставятся зада-чи:
1. Раскрыть психо-физиологические особенности и закономерности развития детей раннего возраста.
2. Дать характеристику процессу адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия адап-тации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации будет протекать более успешно при реализа-ции следующих педагогических условий:
- создание благоприятного психологического микроклимата в группе дошкольной образовательной организации;
- взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в решении проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;
- использование игр, направленных на освоение окружающей среды и знакомства с дошкольной образовательной организацией.
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ литературы;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, педагогический экспери-мент;
- качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образова-тельное учреждение Покровский детский сад «Малыш» Волоконовского рай-она Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
В первой теоретической главе мы рассмотрели основные понятия ис-следования, особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, факторы, оказывающие влияние на адаптацию детей к условиям ДОО.
Особенности развития детей раннего возраста выражаются в следую-щем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика - ребенок взаимодействует с предметами: перевора¬чивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает кар¬тинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребе¬нок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возмож¬ности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием.
Новообразованиями ребенка раннего возраста является феномен «Я сам», который означает не только возникновение внешне заметной самостоя¬тельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого и «кризис 3 лет» - тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на действия взрослого.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что суще-ствуют различные подходы к определению понятия адаптация. Вопросами адаптации занимались Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, Н.Д. Ватутина, Т.В. Костяк, А.И. Захаров и др. Базовым понятием нашего иссле¬дования стало определение адаптации, представленное в педагогическом словаре, которое понимается как процесс и результат освоения ребенком но¬вых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и
49 его социального окружения - родителей, педагогов, сверстников и других людей, всего социума.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптацион¬ного периода:
- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ре-бенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение меся-ца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить забо¬левание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и пси-хическое истощение организма.
Мы предположили, что процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации будет протекать более успешно при реализации следующих педагогических условий:
- создание благоприятного психологического микроклимата в группе дошкольной образовательной организации;
- взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в решении проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;
- использование игр, направленных на освоение окружающей среды и знакомства с дошкольной образовательной организацией.
Эмпирическое исследование включало в себя констатирующий, фор-мирующий и контрольный эксперимент. На констатирующем этапе с целью определения уровня адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада были использованы анкетирование «Анкета для воспитателей» (Л.В. Макшанцева) и наблюдение.
У 55% детей мы выявили тяжелую степень адаптации, у 30% среднюю степень адаптации и 15% имеет легкую степень адаптации. На формирую¬щем этапе эксперимента были реализованы психолого-педагогические усло-
50 вия адаптации детей раннего возраста. Содержание работы реализовывалось по шести блокам:
- организационная работа;
- психологическое обеспечение адаптационного периода;
- построение педагогического процесса;
- организация игровой деятельности;
- игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с воспитателями;
- бал-посвящение детей раннего возраста в жизнь детского сада.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диа-гностика, с целью анализа и сравнения результатов. Количество детей с тя-желой степенью адаптации на констатирующем этапе было 55%, на кон-трольном этот показатель снизился до 35%. Эти дети отличаются неспокой-ным сном; плохим аппетитом; подавленным настроением в течение всего дня; тяжелым перенесением разлуки с матерью, а также у них плохо сформи¬рованы навыки самообслуживания; они редко играют, редко разговаривают со сверстниками и со взрослыми. Увеличилось число детей, имеющих сред¬ний уровень адаптации с 30% до 45%. Такие дети характеризуются неустой¬чивым засыпанием, неспокойным сном, плохим аппетитом, сменой настрое¬ния, избирательное общение как со сверстниками так и со взрослыми, разлу¬ку с близкими переносят плохо. А также, увеличилось количество детей имеющих легкую степень адаптации с 15% до 20%. Такие дети спокойно и быстро засыпают, у них спокойный сон, хороший аппетит, хорошее настрое¬ние в течение всего дня, легкое перенесение разлуки с матерью; легкое уста¬новление контактов как с детьми, так и со взрослыми.
Таким образом, результаты, полученные на этапе контрольного экспе¬римента, дают основание сделать вывод об эффективности психолого-педагогических условий адаптации детей к ДОО, заявленных в гипотезе. В целом, гипотеза нашла подтверждение в ходе экспериментального исследо-вания. Задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М. : Просвещение, 2005. - 176 с.
2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : практическое пособие / Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2004. - 236 с.
3. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: сборник / А. С. Русаков. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; - М. : Сфе¬ра, 2010. - 128 с.
4. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н. В. Соколовская. -- Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.
5. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация де¬тей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С.49-53.
6. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М. : Медицина
2007. - 304с.
7. Алексеева Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. 2007. - №2.
8. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного воз¬раста / Е. Е. Алексеева. - СПб. : Речь, 2007. - 283 с.
9. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1999.
10. Арбузова, Е. Н., Анисимов, А. П., Шатровой, О. В. Практикум по психологии общения. - СПб. : Речь, 2008. - 272 с.
11. Аскарина Н.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста - М., 1969.
12. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии лич¬ности // Вопросы психологии. 1989. - № 1. - С. 93 -99.
13. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236с.
14. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей раннего возраста. - М. : Просвещение, 1991.
15. Борисова, Т. Н., Хорева О. Н. Я люблю ходить в детский сад?! Как успешно адаптировать ребенка к дошкольному учреждению // Детский сад от А до Я. 2009. - № 2. - С. 108-117.
16. Бурмистрова Е. В, Хохлова Е. А. Социально-педагогические меха¬низмы успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образова¬тельному учреждению // Детский сад от А до Я. 2009. - № 2. - С. 35 -47.
17. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для вос-питателей детского сада. - М. : Просвещение, 2003. - №3-104с.
18. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте.
- М. : Педобщество, 2003. - 240с.
19. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образователь¬ного учреждения. - М.: «Ансел-М», 1997. - 64 с.
20. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей дет¬ского сада и родителей / Е. О.Смирнова, Н. Н.Авдеева, Л. Н.Галигузова и др.
- М. : Просвещение; Учебная литература, 1996. - 158 с.
21. Галигузова Л. Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего воз¬раста: учебное пособие для студентов вузов - М. : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 301 с.
22. Георгиевски, А. Б. Эволюция адаптации (историко-методологи-ческое исследование). - Л. : Наука, 1989. - 240 с.
23. Гуткина Н.И. Психологический комфорт как профилактика психо¬соматических заболеваний // Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1995. - 70с.
24. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Мето¬дическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
25. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Пособие для практических работников ДОУ. - М. : Ай¬рис-Пресс, 2004. - 112 с.
26. Данилова С.Е., Смирнова Е.О. Адаптация // Справочник по психо¬логии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Цир- кина. - СПб., 1999. - 69 с.
27. Доронова Т.Н., Голубева Л.Г., Галигузова Л.Н. Развитие и воспита¬ние детей раннего возраста: учебное пособие. - М. : Академия, 2002. - 192 с.
28. Жердева Е.В.Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) .- Изд.3-е.-Ростов на / Д : Феникс,
2008. - 186 с.
29. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду - М. : Просве¬щение, 2007
30. Зубова Г. Семейное воспитание детей раннего возраста. // До-школьное воспитание, 2014 - № 7.
31. Иванова, Е. Л., Гусева, Н. А. Не хочу в детский сад! - СПб. : Изда¬тельский Дом «Азбука-классика», 2008. - 219 с.
32. Из опыта работы педагога-психолога О.Л. Романовой. Открытый урок 1 сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festi- val.1september.ru/articles/553691/ (дата обращения: 15.09.2016).
33. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1980. - 192 с.
34. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении// Дошкольное воспита-ние, 2008 - № 4. - С. 2-9.
35. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации де¬тей в ДОУ: Практическое пособие - 2-е изд.-М., Айрис- пресс, 2006.-112с.
36. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 34-36.
37. Кочеткова В. Б. Социальная адаптация дошкольников с особенно¬стями речемыслительной деятельности в условиях дошкольного образова¬тельного учреждения общеразвивающего вида // Детский сад от А до Я. - 2007. № 3. - С.53 - 67.
38. Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие. - Мн. : Зорны верасень,2006. - 68с.
39. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Про¬грамма, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. - Волгоград: Учитель, 2011. - 127 с.
40. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. До¬школьный возраст - СПб. : Речь, 2001. - 190 с.
41. Макшанцева Л.В. К проблеме адаптации двухлетних детей к до-школьной образовательной организации // Вестник Московского университе¬та сер. 14. Психология. - 2013 - № 1.
42. Морозова, Е. И. Индивидуальные особенности адаптации детей к яслям //Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 53-61.
43. Найбауэр А. В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду. - М. ТЦ Сфера, 2013.
44. Ноготкова М. Дети в обществе риска: социализация и адаптация // Alma mater «Вестник высшей школы», 2014 - № 11.
45. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.
46. Остроухова А. И. Успешная адаптация. Как ее «измерить»? // Об-руч. 2000. - № 3. - С. 16-17.
47. Павлова Л. Второй год жизни: Мамина школа // Дошкольное воспи¬тание. - 2014. - №8. - С. 104-110.
48. Пантюхина, Г. В. Ребенок идет в детский сад / Г. В. Пантюхина // Дошкольное воспитание. 1990. - № 9. - С. 24 -27.
49. Петрушина, Т. Н. Группа кратковременного пребывания как фак-тор ранней адаптации детей к условиям детского сада // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 2. - С.118-121.
50. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М. : Владос, 2007. - 176 с.
51. Психологический словарь/Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряко¬вой - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.
52. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации //Ребенок в детском саду. - 2003. - №2.
53. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адап-тации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. - 72 с.
54. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии - СПб. : Питер, 2007. - 720 с.
55. Савельева, Т. П. Адаптация: понятие и структура // Дополнительное образование. 2003. - № 5. - С. 13-16.
56. Севостьянова, Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
57. Сластенин, В. А., Каширин, В. П. Психология и педагогика: Учеб¬ное пособие / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - М. : Академия, 2004. - 192 с.
58. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Диагностика психического разви¬тия детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов. 2-е изд. испр. и доп.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 144с.
59. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 160 с.
60. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980. - 186 с.
61. Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигу- зовой, Е.О. Смирновой. - М., 1992.
62. Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми от рождения до 2 лет / Под ред. Теплюк С. Н. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 102с.
63. Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрирован¬ные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. - СПб. : Детство- пресс 2011.
64. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний - М. : Про-свещение, 1986. - 320с.
65. Эльконин Д. Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психо-логия личности и деятельности дошкольника; под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина М., 1965. - 295 с.