Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений 12
1.1. Понятие «синдром эмоционального выгорания» 12
1.2. Профессиональные требования к личностным качествам педагога
дошкольного образовательного учреждения 25
1.3. Факторы возникновения и развития синдрома эмоционального
выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений.. 31
1.4. Теоретическое обоснование организационно-методических
условий профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений 37
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации организационно-методических условий профилактики синдрома
эмоционального выгорания у педагогов дошкольных
образовательных учреждений 50
2.1. Организация и методы изучения особенностей проявления
синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений 50
2.2. Анализ результатов исследования синдрома эмоционального
выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений.. 60
2.3. Рекомендации по созданию организационно-методических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания у
педагогов дошкольных образовательных учреждений 74
Заключение 91
Список использованной литературы 96
Приложение
В условии преобразований, происходящих в российском обществе, особую актуальность приобретает проблема эффективности
профессиональной деятельности, в том числе в сфере образования. Для того чтобы обеспечить и поддерживать высокий уровень деятельности педагогического персонала в образовательных учреждениях, необходимо обратить внимание на такой психологический аспект, как эмоциональное выгорание педагогов, работающих с детьми раннего и дошкольного возраста.
По данным статистики, от 12% до 48% педагогов имеют сформированный синдром эмоционального выгорания. Выгорание, по существу, ответ на хронический эмоциональный стресс, следствие «душевного переутомления» (59: 31).
Актуальность исследования состоит в том, что современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, форм и методов обучения, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле деятельности,- все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. От психологического здоровья педагога во многом зависит и психологическое здоровье его воспитанников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к формированию симптомов синдрома эмоционального выгорания. Результатом этих процессов является снижение качества профессиональной деятельности педагога: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета
и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения и
роли (48:121).
Таким образом, синдром эмоционального выгорания является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога.
Проблемы профессионального становления и развития субъекта, формирования индивидуального стиля деятельности освещены в работах К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова и других классиков отечественной психологии.
Более частные вопросы негативных вариантов развития личности в профессии - профессиональные деформации, деструкции, отклоняющееся поведение, - выступают центральной темой в трудах С.П. Безносова, Р.М.Грановской, Т.А. Жалагиной, Э.Ф. Зеера, Е.Ю. Пряжниковой и др.
Общие и частные вопросы психологической профилактики профессионального выгорания личности довольно широко освещены в современных научных источниках, кандидатских и докторских диссертациях (Д.А. Андреева, Н.Е. Водопьянова, Г.С. Никифоров, Л.С. Павлова и др.)
Профессиональная деятельность воспитателя и его личностные качества становились объектом исследования в трудах P.C. Буре, Е.А.Гребенщиковой, В.И. Логиновой, Д.Ф. Николенко, Е.А. Панько и др.
С нашей точки зрения, проблема синдрома эмоционального выгорания наиболее объективно исследована в работах американского психиатра Х.Фреденбергера, социального психолога К. Маслач, в которых они определяют эмоциональное выгорание как физическое и эмоциональное истощение и утрату полноценного восприятия окружающей действительности, в том числе и в профессиональной деятельности.
Среди отечественных публикаций последних лет следует отметить, прежде всего, работы В.В. Бойко, в которых детально описаны собственно синдром эмоционального выгорания, стадии его формирования и характерные симптомы, связанные с каждой из стадий, разработана методика диагностики уровня эмоционального выгорания, эвристичность которой подтверждена, в том числе, и в ходе целого ряда практико-ориентированных исследований, осуществленных в современных российских условиях (9:24).
Углубленное изучение эмоционального выгорания с учетом специфики ряда профессий, связанных с взаимодействием в схеме «человек-человек», осуществлено в исследованиях Н.Е. Водопьяновой, Т.Е. Рогинской и др. Отдельное исследование, посвященное проблемам формирования и профилактики эмоционального выгорания у педагогов средних общеобразовательных школ, реализовано И.А.Акиндиновой и А.А.Бакановой. В работах Д.Г. Трунова показано, что в ряде случаев синдром выгорания может обоснованно рассматриваться не только как личностная и социальная проблема, но и как ресурс личностно-профессионального развития (64:85).
Такие психологи, как В.В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, О.И. Бабич, К.А. Дубиницкая и др., рассматривают и иные подходы к обозначенной нами проблеме и определяют выгорание как функциональный стереотип, позволяющий дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда это обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать такое явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов (4: 76).
Приведенный краткий обзор, характеризующий степень научной разработанности рассматриваемой проблематики, позволяет констатировать, что на сегодняшний день сформирована достаточно развернутая теоретико¬концептуальная и методическая база ее изучения, верифицированная в целом ряде экспериментальных исследований. Однако особо актуальной при рассмотрении данной проблемы становится разработка организационно¬методических условий, связанных с обеспечением охраны труда и здоровья
6 сотрудников именно в логике профилактики синдрома эмоционального выгорания, в том числе с учетом специфики конкретной профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.
Обратившись к профессиональному стандарту педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н, можно говорить о том, что педагогу необходимо владеть большим количеством трудовых функций, трудовых действий, знаний, умений и компетенций, а также перечисляются другие характеристики, к которым относятся соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики (51). Но возникает вопрос: «Готова ли образовательная организация создать для педагога соответствующие условия для реализации всех компетенций, которые указаны в профессиональном стандарте педагога?» Возможно, предположить, что высокие требования со стороны государства, интенсивность, напряженность, конфликты в профессиональном окружении, нехватка условий для самовыражения, экспериментирование и новации, вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки, работа без перспективы, невозможность выстроить профессиональную карьеру наиболее часто встречающиеся причины профессионального выгорания.
При профилактической работе по проблеме эмоционального выгорания необходимо обратить внимание на создание организационно-методических условий, направленных на сохранение здоровья педагогов, снижение риска формирования синдрома «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом (60:19).
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена:
- во-первых, объективными потребностями развития системы образования в современном российском обществе, одним из ключевых, по
сути дела, базовых звеньев которого является дошкольное образование;
- во-вторых, научной и практической значимостью в данном
контексте всего спектра социально-психологических, психолого- акмеологических и организационно-управленческих факторов, связанных с проблемой профессионального выгорания педагогических кадров;
- в-третьих, недостаточной разработанностью методических рекомендаций, посвященных вопросам организации профилактики эмоционального выгорания педагогов, которая заключается в понимании важности обозначенной проблемы для сохранения профессионального здоровья педагога.
Несмотря на то, что вопрос о профилактике эмоционального выгорания достаточно исследован в отечественной и зарубежной литературе, в настоящее время сохраняется противоречие между необходимостью проведения профилактической работы с педагогами и недостаточной ее организационно-методической и содержательной проработанностью в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Из данного противоречия вытекает проблема: каковы организационно¬методические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
организационно-методические условия профилактики синдрома
эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Объект исследования: процесс профилактики синдрома
эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: основные направления работы по
профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Гипотеза исследования: работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений будет эффективной, если:
- осуществлена своевременная диагностика, выявляющая изменения уровня выраженности эмоционального выгорания и личностные особенности педагога дошкольного образования;
- разработана и реализована модель организации работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов, направленная на создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе, развитие умений и навыков стрессоустойчивости и саморегуляции педагогов.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему профилактики эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения;
2. Проанализировать выраженность синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений;
3. Разработать и обосновать организационно-методические условия профилактики эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили положения отечественной и зарубежной психологии:
- теория деятельности - А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
В.М.Гальперин, А.В. Петровский и др.;
- субъектный подход - Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский,
В.Н.Мясищев, Б.Ф. Ломов и др.
- теория эмоционального выгорания - Т.В. Форманюк, Т.С. Яценко, В.В. Бойко, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, О.Н. Гнездилова, Н.В. Мальцева, К.Маслач, С. Джексон и др.
Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент на констатирующем этапе исследования. Для исследования эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения использованы следующие методики:
- методика многофакторного исследования личности (Р.Кеттелл);
- методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко);
- диагностики профессионального выгорания (А.А.Рукавишников);
- методика диагностики стрессоустойчивости социальной адаптации (Холмс и Раге).
3. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальной базой исследования выступили:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №64 г. Белгорода, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» комбинированного вида п. Чернянка, Белгородская обл., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» п. Чернянка, Белгородская обл.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- выделены и теоретически обоснованы организационно¬методические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений;
- разработана и обоснована модель организации работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов. Предложенная модель базируется на теоретико¬методологических подходах и представляет собой структурную взаимосвязь концептуального, диагностического, основного, оценочного и результативного блоков. Компоненты модели связаны между собой и направлены на проектирование организационно-методических условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование управленческой деятельности старшего воспитателя и заведующего дошкольного образовательного учреждения в аспекте создания организационно-методических условий, обеспечивающих профилактику и коррекцию эмоционального выгорания личности педагогов. Предложенные рекомендации направлены на создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе, развитие умений и навыков стрессоустойчивости и саморегуляции у педагогов.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались и обсуждались:
- на педагогических советах, семинарах на базе МБДОУ д/с комбинированного вида №64 г. Белгорода, МБДОУ д/с «Колокольчик» комбинированного вида п. Чернянка, Белгородская обл., МБДОУ д/с «Светлячок» п. Чернянка, Белгородская обл., получены акты внедрения.
- на конференциях:
1) Межвузовская студенческая конференция «Актуальные проблемы управления вариативным дошкольным образованием» (Белгород-Орел 2016г.);
2) Межвузовская студенческая конференция «Инновационные процессы в дошкольном образовании» (Белгород-Орел, 2017г.).
- представлены в форме научных публикаций:
1) Podolyan A.Y., Karabutova E.A. Preveting the emotional burnout syndrome of teachers of preschool educational institutions/ Editor-in-Chief: E.A.Ogneva, I.V.Borisovskaya// Experientia est optima magistra: Collected papers of. - Belgorod: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2016. - С.83-86;
2) Корнилова А.Ю. Синдром эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений // Наука и образование: сохраняя
11 прошлое, создаём будущее: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и
Просвещение», 2017. - С.302-305;
3) Корнилова А.Ю. Модель профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов в условиях дошкольных образовательных учреждений // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей Международной научно-практической конференции в 3 ч. Ч. 3. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 182-185.
Объем и структура выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте содержится 5 рисунков и 9 таблиц. Объем основного текста диссертации, включая список использованной литературы (71 источник, из них 69 на русском языке, 2 на иностранном языке), составляет 102 страницы.
Приведенная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений. В ней мы изучали и исследовали феномен синдрома эмоционального выгорания, а также факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. Мы постарались обосновать причины формирования синдрома, рассмотрели динамику его развития в зависимости от стажа педагогической деятельности. В работе были выявлены личностные качества педагогов, а также организационные факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления; приведены рекомендации по созданию организационно-методических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Диссертационное исследование полностью подтвердило первоначально выдвинутые гипотезы, правильность постановки задач и положения, выносимые на защиту. Полученные результаты позволяют сделать следующие основные выводы:
1. Теоретической анализа позволил нам конкретизировать научное представление о содержании понятия «синдром эмоционального выгорания». Мы понимаем его как многомерное психологическое образование, при котором появляется эмоциональная, интеллектуальная и поведенческая ригидность, повышается уровень нейротизма, снижаются способность к саморегуляции, работоспособность и профессиональная мотивация, утрачивается способность к адекватной рефлексии, что ведет к возникновению конфликтогенных ситуаций.
2. Развитие синдрома эмоционального выгорания обусловлено двумя группами факторов: личностными (склонность к интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия и др.) и организационными (нечеткая
92 организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов; напряженность и конфликты в профессиональной среде; конфликты, конкуренция; дефицит
административной, социальной и профессиональной поддержки и др.)
3. Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога дошкольного образовательного учреждения существуют особые требования к его личности, коммуникативной компетенции, умениям взаимодействовать в системах: «педагог-ребенок», «педагог-родители», «педагог-администрация», «педагог- педагог».
4. Педагоги дошкольного образования - та категория профессионалов, которая наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики своей профессиональной деятельности. Труд воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей и др.
5. Организационно-методические условия профилактики
эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений реализуются в рамках двух направлений деятельности: оптимизация организационных условий труда и актуализация личностных ресурсов педагога.
6. Доминирующими детерминантами эмоционального выгорания
педагогов являются внутренние факторы: склонность к эмоциональной ригидности, низкий уровень сформированности навыков
стрессоустойчивости и саморегуляции у педагогов, тяжелую адаптацию к быстро меняющимся условиям педагогической деятельности.
7. Синдром эмоционального выгорания возникает на разных этапах профессионального развития педагога. Проявление симптомов и формирование фаз происходит почти одинаково в разных периодах стажа работы (0-5 лет и 25 и более лет; 5-15 лет и 15-25 лет).
8. Внедрение разработанной модели организации работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов позволит снизить тревожность и напряжение в межличностных отношениях, развить у педагогов умения психической саморегуляции, сформировать эмоциональную устойчивость,
способствующую позитивному изменению индивидуально-психологических характеристик. Эти особенности необходимы педагогам для профилактики синдрома выгорания, адаптации к качественно изменяющимся ситуациям современного общества.
Разработанная нами модель имеет четкую структуру взаимосвязанных и упорядоченных компонентов, и включает:
1) цель: проектирование организационно-методических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания в контексте деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
2) подходы к изучению эмоционального выгорания: личностно-ориентированный, индивидуализированный, деятельностный;
3) условия, которые непосредственно связаны с факторами развития эмоционального выгорания: объективные и субъективные;
4) программу профилактики синдрома эмоционального выгорания,
направленную на создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе, развитие умений и навыков стрессоустойчивости и саморегуляции у педагогов, адаптацию к быстро меняющимся условиям педагогической деятельности. Предложенная программа включает в себя: семинарско-практические занятия
«Психологический климат в коллективе», «Навстречу здоровью», «Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания»; социально-психологические тренинги: «Созвездие личностей», «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива», «Осознание себя и своей деятельности - путь к профессиональному росту»; деловые игры: «Хорошо, когда ты рядом»,
«Креативность - как один из компонентов профессиональной
компетентности современного педагога»; релаксационные занятия для педагогов, имеющих стаж работы; консультации для молодых специалистов.
5) прогнозируемые результаты: позитивное взаимоотношение
педагогов с воспитанниками, коллегами, родителями; формирование осознанного здоровьесберегающего поведения педагогов; снижение риска деструктивных проявлений, формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции, активизация способности педагогов к саморазвитию; личностный и профессиональный рост педагогов.
Таким образом, мероприятия по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов должны стать важной составляющей в работе администрации и педагога-психолога с педагогическим составом каждого дошкольного образовательного учреждения. А руководитель должен создавать оптимальный климат для работы всего педагогического коллектива, в котором преобладает заинтересованность профессиональной деятельностью, уважение, где признается индивидуальность и самостоятельность каждого специалиста. Это будет способствовать повышению самоуважения, чувства собственного достоинства и психологического самочувствия педагогов.
Полученные в экспериментальном исследовании результаты подтвердили выдвинутую гипотезу Цель диссертационного исследования достигнута.
Выполненная нами экспериментальная работа по реализации организационно-методических условий профилактики синдрома
эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений способствует решению научной задачи - задачи разработки модели организации работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены глубоко и основательно. Исследование обнажает ряд проблем, решение которых должно быть продолжено. В частности, это необходимость дальнейших исследований: поэтапное расширение внедренческой базы результатов
исследования и их лонгитюдная проверка, ставящая целью дальнейшую конкретизацию модели организации работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов
1. Аминов, Н.А. Психодиагностика специальных способностей социальных работников. / Н.А. Аминов, Н.А. Морозова, А.Л. Смятских; под ред. И. Зимней // Социальная работа. - 1992 - Вып. 2. - С. 7-10.
2. Аминов, Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. - 1998. - N5. - С. 15-18.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии: в 2-х томах / Б.Г.Ананьев; под ред. Н. А. Логинова. - Спб: СПб.ГУ, 2007. - 412с.
4. Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/Авт.-сост. О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009. -227 с.
5. Батаршев, А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство. - М.: Дело,2005. - 494 с.
6. Белякова, М.А. Исследование особенностей эмоционального «Выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования/ М.А. Белякова // Проблемы современной науки и образования.- 2014.-N7. -С 17-22.
7. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности / Пер. с англ. и вступ. ст. А.Б. Хавина. - М.: КСП, 1996. - 247 с.
8. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - Спб.: Питер, 2009. - 207с.
9. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других/ В.В. Бойко. - М.: Наука, 2010. - 154 с.
10. Бородаенко ,Е. А. Роль эмоционального интеллекта в профилактике синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности/ Е.А.Бородаенко // Научный поиск .-2012.-N 2.- С 8-12.
11. Василюк, Ф.Е. Методологический анализ в психологии/Ф.Е.
Василюк. - М.: Смысл, 2008.- 287 с.
12. Вачков, И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие / И.В. Вачков. - М.: «Ось-89», 2009. - 176 с.
13. Водопьянова, Н.Е. Синдром профессионального выгорания в управленческой деятельности/ Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова, Е.С.Старченкова // Вестник СПбГУ.- 2005.- N 6. -С. 79-86.
14. Водопьянова, Н.Е., Исследование профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек - человек» / Н.Е.Водопьянова, Н.С. Ковальчук. - СПб.: СПБГУ, 2008. - 154 с.
15. Воробьева, М А Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: автореф. дис. канд. псх наук: 19.00.07.- Екатеринбург, 2008.-231 с.
16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536с.
17. Грановская Р. М. Психология в примерах / Р. М. Грановская. - СПб.: Речь, 2007. - 247 с.
18. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы / Н.В. Гришина. - СПб.: Изд-во СПб. Ун-та,
2009. -156 с.
19. Гроза, И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание /И. В. Гроза// Современные наукоемкие технологии. - 2009. - N 10. - С. 63-54.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.top- technologies.ru/ru/article/view?id=25757. (Дата обращения: 5.02.2017).
20. Деркач, А. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин.- СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
21. Емельянова, М. Н. Эмоциональное выгорание воспитателя: симптомы, причины, способы преодоления/ М. Н. Емельянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 7. - С.30-40.
22. Звездина, Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ/
Г.П.Звездина // Управление ДОУ. - 2004. -N 4. -С.15-20.
23. Иванова, Н.В. Психологическое самочувствие воспитателя/ Н.В.Иванова, Е.Ю. Голубева // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 8. -
С.11-12.
24. Карелин, А.В. Большая энциклопедия психологических тестов/ А.В.Карелин.- М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
25. Комаревцева, И. В. Динамика устойчивости к синдрому эмоционального выгорания у педагогов системы специального образования в процессе профилактической работы // Российский психологический журнал. -2014. -N 2. -С.51-60.
26. Копытова, Н.Н. Справляемся с профессиональным выгоранием/ Н.Н.Копытова // Методист ДОУ. - 2012. - N 9. - С.6-41.
27. Костин, Е.Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов ДОУ/ Е.Ю. Костин// Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология.- 2013.- N 2. -С. 53-57.
28. Котова, Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. учебное пособие /Е.В. Котова.- Краснояр.гос. пед. Ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2013. - 76с.
29. Кузнецова, О.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения в период модернизации образования/ О.В. Кузнецова// Концепт.- 2015.-N1. -С.24-27.
30. Лазарева, Н.В. Диагностика «Синдром эмоционального
выгорания»/ Н.В.Лазарева// Педдиагностика.-2009-N 1. -С.63-73.
31. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Пер. с англ. - М.: Смысл, 2009. - 486 с.
32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352с.
33. Луковцева, З. В. Представления воспитателей дошкольного образовательного учреждения о причинах собственного эмоционального выгорания/З.В. Луковцева // СДО.-2016.- N 2 (64) .-С.22-32
34. Майер, А.А. Профессиональные деформации педагога дошкольного образования: от профилактики к саморазвитию/ А.А. Майер. - М.: Сфера, 2015. - 128с.
35. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы: Справочник
практического психолога/И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во «Эксмо», 2005. - 127с.
36. Маракушина, И.Г. Психологические аспекты проблемы сопротивления инновациям в сфере образования/И.Г. Маракушина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - N 5. - С. 141-147.
37. Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А. К. Маркова. - М.:Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. -310 с.
38. Маслач, К. Диагностика профессионального выгорания/ К.Маслач, С.Джексон.- СПб.: Питер, 2001. - 528 с.
39. Маслоу, А. Психология бытия/ А. Маслоу.- М.: Смысл, 2006. - 156с.
40. Мерзлякова, Г.С. Синдром профессионального «выгорания» как профессиональный кризис педагога/ Г.С. Мерзлякова// Материалы международной научной конференции. - Саратов: Научная книга, 2007. - 308с.
41. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: Флинта, 2009. - 200 с.
42. МКБ-10 ВОЗ. Международная классификация болезней. 10-й пересмотр. Классификация клинических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. / Под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. - М.: Медицина, 2007. - 644 с.
43. Монгуш, О. О. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения /О.О.Монгуш // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. - С. 47-51.
44. Никифоров, Г.С. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. Пособие/ Г. С. Никифоров, М.А.Дмитриева, В. М. Снетков. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 448с.
45. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности/ В.Е. Орел.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 330 с.
46. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. - М.: Сфера,
2010. - 510 с.
47. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств / под. ред. А.Н. Моховикова. - М.: Смысл, 2010. - 127 с.
48. Перепелкина, Л. К. Профилактика синдрома эмоционального «Выгорания» педагогов/Л.К. Перепелкина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2016. - N 1. - N С.121-124.
49. Петровский, В.А. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада/ В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина, Л.Н. Стрелкова. - М.: Просвещение, 1993. - 191 с.
50. Попова, М.В. Психология растущего человека / М.В. Попова. - М: Сфера, 2011. - 126 с.
51. Профессиональный стандарт педагога / Министерство Труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (Дата обращения: 29.11. 2017)
52. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе / под ред. Е.А.Шкуринской. - Волгоград: Учитель, 2008. - 158 с.
53. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие/Д.Я. Райгородский. -Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2001. -672с.
54. Райкова, Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий/Е.Ю. Райкова// Молодой ученый. - 2011. - N 5. Т.2. - С. 92-97. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/28/3228/ (Дата обращения: 2017-11¬30)
55. Рогинская, Т.Н. Синдром выгорания в социальных профессиях/ Т.Н.Рогинская // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - N 3. - С. 85-95.
56. Селье, Г. Стресс без дистресса/ Г. Селье. - М.: Прогресс, 1982. - 125 с.
57. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие/Е.М. Семенова. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 218с.
58. Семиздралова, О. В. Феномен эмоционального выгорания учителя и его предупреждение/ О. В. Семиздралова // Народное образование. -2009. - N7. -С. 116-122.
59. Сидоров, П.И. Синдром «эмоционального выгорания» у лиц коммуникативных профессий / П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова // Гигиена и санитария. - 2008. - N 3. - С. 29-33.
60. Силюкова, М. А. Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»/М.А. Силюкова // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №2. - С.35-39
61. Слюсарева, Е.С. Антропологический подход в профилактике
психосоматических расстройств: Учебно-методическое пособие/
Е.С.Слюсарева, Е.В.Евмененко, Е.Л. Тинькова.- Ставрополь: Изд-во СГПИ,
2011. - 156 с.
62. Смирнов, В. И. Дидактика. Часть I. Общетеоретические основы : Учебное пособие/ В. И. Смирнов. - Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. - 306 с.
63. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам /П. К. Третьяков, К. Ю. Белая. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.; Сфера, 2007. -304с.
64. Трунов Д. Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/ Д.Г.Трунов//Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 1998. - N 8. - С. 84-89.
65. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 30.11. 2017).
66. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя/ Т.В. Форманюк // Вопр. психологии. - 1994. -N 6. - С. 57-64.
67. Хрящевой, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге / Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: РЕЧЬ, 2011. - 256 с.
68. Чернисс, К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет [Электронный ресурс] / К. Чернисс. - Режим доступа: www.enilog.broom.ru65 (Дата обращения: 17.10.2016).
69. Штумф, В. О. Причины и проявления эмоционального выгорания педагогов: учебное пособие /В.О. Штумуф. - Красноярск: Краснояр.гос. пед. Ун-т им. В. П. Астафьева, 2014. - 104с.
70. Weber, A. Burnout syndrome: a disease of modern societies? //
Occupational medicine. - 2000. - Vol.50, N 7. - P.512-517.
71. Williams, F.E. Teacher competency in creativity // The Elementary
School Journal. 1998. - N 4. - P. 199 - 205.