ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений 12
1.1. Понятие «синдром эмоционального выгорания» 12
1.2. Профессиональные требования к личностным качествам педагога
дошкольного образовательного учреждения 25
1.3. Факторы возникновения и развития синдрома эмоционального
выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений.. 31
1.4. Теоретическое обоснование организационно-методических
условий профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений 37
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации организационно-методических условий профилактики синдрома
эмоционального выгорания у педагогов дошкольных
образовательных учреждений 50
2.1. Организация и методы изучения особенностей проявления
синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений 50
2.2. Анализ результатов исследования синдрома эмоционального
выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений.. 60
2.3. Рекомендации по созданию организационно-методических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания у
педагогов дошкольных образовательных учреждений 74
Заключение 91
Список использованной литературы 96
Приложение
Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений 12
1.1. Понятие «синдром эмоционального выгорания» 12
1.2. Профессиональные требования к личностным качествам педагога
дошкольного образовательного учреждения 25
1.3. Факторы возникновения и развития синдрома эмоционального
выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений.. 31
1.4. Теоретическое обоснование организационно-методических
условий профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений 37
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации организационно-методических условий профилактики синдрома
эмоционального выгорания у педагогов дошкольных
образовательных учреждений 50
2.1. Организация и методы изучения особенностей проявления
синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений 50
2.2. Анализ результатов исследования синдрома эмоционального
выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений.. 60
2.3. Рекомендации по созданию организационно-методических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания у
педагогов дошкольных образовательных учреждений 74
Заключение 91
Список использованной литературы 96
Приложение
В условии преобразований, происходящих в российском обществе, особую актуальность приобретает проблема эффективности
профессиональной деятельности, в том числе в сфере образования. Для того чтобы обеспечить и поддерживать высокий уровень деятельности педагогического персонала в образовательных учреждениях, необходимо обратить внимание на такой психологический аспект, как эмоциональное выгорание педагогов, работающих с детьми раннего и дошкольного возраста.
По данным статистики, от 12% до 48% педагогов имеют сформированный синдром эмоционального выгорания. Выгорание, по существу, ответ на хронический эмоциональный стресс, следствие «душевного переутомления» (59: 31).
Актуальность исследования состоит в том, что современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, форм и методов обучения, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле деятельности,- все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. От психологического здоровья педагога во многом зависит и психологическое здоровье его воспитанников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к формированию симптомов синдрома эмоционального выгорания. Результатом этих процессов является снижение качества профессиональной деятельности педагога: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета
и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения и
роли (48:121).
Таким образом, синдром эмоционального выгорания является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога.
Проблемы профессионального становления и развития субъекта, формирования индивидуального стиля деятельности освещены в работах К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова и других классиков отечественной психологии.
Более частные вопросы негативных вариантов развития личности в профессии - профессиональные деформации, деструкции, отклоняющееся поведение, - выступают центральной темой в трудах С.П. Безносова, Р.М.Грановской, Т.А. Жалагиной, Э.Ф. Зеера, Е.Ю. Пряжниковой и др.
Общие и частные вопросы психологической профилактики профессионального выгорания личности довольно широко освещены в современных научных источниках, кандидатских и докторских диссертациях (Д.А. Андреева, Н.Е. Водопьянова, Г.С. Никифоров, Л.С. Павлова и др.)
Профессиональная деятельность воспитателя и его личностные качества становились объектом исследования в трудах P.C. Буре, Е.А.Гребенщиковой, В.И. Логиновой, Д.Ф. Николенко, Е.А. Панько и др.
С нашей точки зрения, проблема синдрома эмоционального выгорания наиболее объективно исследована в работах американского психиатра Х.Фреденбергера, социального психолога К. Маслач, в которых они определяют эмоциональное выгорание как физическое и эмоциональное истощение и утрату полноценного восприятия окружающей действительности, в том числе и в профессиональной деятельности.
Среди отечественных публикаций последних лет следует отметить, прежде всего, работы В.В. Бойко, в которых детально описаны собственно синдром эмоционального выгорания, стадии его формирования и характерные симптомы, связанные с каждой из стадий, разработана методика диагностики уровня эмоционального выгорания, эвристичность которой подтверждена, в том числе, и в ходе целого ряда практико-ориентированных исследований, осуществленных в современных российских условиях (9:24).
Углубленное изучение эмоционального выгорания с учетом специфики ряда профессий, связанных с взаимодействием в схеме «человек-человек», осуществлено в исследованиях Н.Е. Водопьяновой, Т.Е. Рогинской и др. Отдельное исследование, посвященное проблемам формирования и профилактики эмоционального выгорания у педагогов средних общеобразовательных школ, реализовано И.А.Акиндиновой и А.А.Бакановой. В работах Д.Г. Трунова показано, что в ряде случаев синдром выгорания может обоснованно рассматриваться не только как личностная и социальная проблема, но и как ресурс личностно-профессионального развития (64:85).
Такие психологи, как В.В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, О.И. Бабич, К.А. Дубиницкая и др., рассматривают и иные подходы к обозначенной нами проблеме и определяют выгорание как функциональный стереотип, позволяющий дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда это обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать такое явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов (4: 76).
Приведенный краткий обзор, характеризующий степень научной разработанности рассматриваемой проблематики, позволяет констатировать, что на сегодняшний день сформирована достаточно развернутая теоретико¬концептуальная и методическая база ее изучения, верифицированная в целом ряде экспериментальных исследований. Однако особо актуальной при рассмотрении данной проблемы становится разработка организационно¬методических условий, связанных с обеспечением охраны труда и здоровья
6 сотрудников именно в логике профилактики синдрома эмоционального выгорания, в том числе с учетом специфики конкретной профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.
Обратившись к профессиональному стандарту педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н, можно говорить о том, что педагогу необходимо владеть большим количеством трудовых функций, трудовых действий, знаний, умений и компетенций, а также перечисляются другие характеристики, к которым относятся соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики (51). Но возникает вопрос: «Готова ли образовательная организация создать для педагога соответствующие условия для реализации всех компетенций, которые указаны в профессиональном стандарте педагога?» Возможно, предположить, что высокие требования со стороны государства, интенсивность, напряженность, конфликты в профессиональном окружении, нехватка условий для самовыражения, экспериментирование и новации, вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки, работа без перспективы, невозможность выстроить профессиональную карьеру наиболее часто встречающиеся причины профессионального выгорания.
При профилактической работе по проблеме эмоционального выгорания необходимо обратить внимание на создание организационно-методических условий, направленных на сохранение здоровья педагогов, снижение риска формирования синдрома «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом (60:19).
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена:
- во-первых, объективными потребностями развития системы образования в современном российском обществе, одним из ключевых, по
сути дела, базовых звеньев которого является дошкольное образование;
- во-вторых, научной и практической значимостью в данном
контексте всего спектра социально-психологических, психолого- акмеологических и организационно-управленческих факторов, связанных с проблемой профессионального выгорания педагогических кадров;
- в-третьих, недостаточной разработанностью методических рекомендаций, посвященных вопросам организации профилактики эмоционального выгорания педагогов, которая заключается в понимании важности обозначенной проблемы для сохранения профессионального здоровья педагога.
Несмотря на то, что вопрос о профилактике эмоционального выгорания достаточно исследован в отечественной и зарубежной литературе, в настоящее время сохраняется противоречие между необходимостью проведения профилактической работы с педагогами и недостаточной ее организационно-методической и содержательной проработанностью в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Из данного противоречия вытекает проблема: каковы организационно¬методические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
организационно-методические условия профилактики синдрома
эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Объект исследования: процесс профилактики синдрома
эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: основные направления работы по
профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Гипотеза исследования: работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений будет эффективной, если:
- осуществлена своевременная диагностика, выявляющая изменения уровня выраженности эмоционального выгорания и личностные особенности педагога дошкольного образования;
- разработана и реализована модель организации работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов, направленная на создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе, развитие умений и навыков стрессоустойчивости и саморегуляции педагогов.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему профилактики эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения;
2. Проанализировать выраженность синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений;
3. Разработать и обосновать организационно-методические условия профилактики эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили положения отечественной и зарубежной психологии:
- теория деятельности - А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
В.М.Гальперин, А.В. Петровский и др.;
- субъектный подход - Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский,
В.Н.Мясищев, Б.Ф. Ломов и др.
- теория эмоционального выгорания - Т.В. Форманюк, Т.С. Яценко, В.В. Бойко, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, О.Н. Гнездилова, Н.В. Мальцева, К.Маслач, С. Джексон и др.
Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент на констатирующем этапе исследования. Для исследования эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения использованы следующие методики:
- методика многофакторного исследования личности (Р.Кеттелл);
- методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко);
- диагностики профессионального выгорания (А.А.Рукавишников);
- методика диагностики стрессоустойчивости социальной адаптации (Холмс и Раге).
3. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальной базой исследования выступили:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №64 г. Белгорода, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» комбинированного вида п. Чернянка, Белгородская обл., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» п. Чернянка, Белгородская обл.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- выделены и теоретически обоснованы организационно¬методические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений;
- разработана и обоснована модель организации работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов. Предложенная модель базируется на теоретико¬методологических подходах и представляет собой структурную взаимосвязь концептуального, диагностического, основного, оценочного и результативного блоков. Компоненты модели связаны между собой и направлены на проектирование организационно-методических условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование управленческой деятельности старшего воспитателя и заведующего дошкольного образовательного учреждения в аспекте создания организационно-методических условий, обеспечивающих профилактику и коррекцию эмоционального выгорания личности педагогов. Предложенные рекомендации направлены на создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе, развитие умений и навыков стрессоустойчивости и саморегуляции у педагогов.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались и обсуждались:
- на педагогических советах, семинарах на базе МБДОУ д/с комбинированного вида №64 г. Белгорода, МБДОУ д/с «Колокольчик» комбинированного вида п. Чернянка, Белгородская обл., МБДОУ д/с «Светлячок» п. Чернянка, Белгородская обл., получены акты внедрения.
- на конференциях:
1) Межвузовская студенческая конференция «Актуальные проблемы управления вариативным дошкольным образованием» (Белгород-Орел 2016г.);
2) Межвузовская студенческая конференция «Инновационные процессы в дошкольном образовании» (Белгород-Орел, 2017г.).
- представлены в форме научных публикаций:
1) Podolyan A.Y., Karabutova E.A. Preveting the emotional burnout syndrome of teachers of preschool educational institutions/ Editor-in-Chief: E.A.Ogneva, I.V.Borisovskaya// Experientia est optima magistra: Collected papers of. - Belgorod: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2016. - С.83-86;
2) Корнилова А.Ю. Синдром эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений // Наука и образование: сохраняя
11 прошлое, создаём будущее: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и
Просвещение», 2017. - С.302-305;
3) Корнилова А.Ю. Модель профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов в условиях дошкольных образовательных учреждений // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей Международной научно-практической конференции в 3 ч. Ч. 3. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 182-185.
Объем и структура выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте содержится 5 рисунков и 9 таблиц. Объем основного текста диссертации, включая список использованной литературы (71 источник, из них 69 на русском языке, 2 на иностранном языке), составляет 102 страницы.
профессиональной деятельности, в том числе в сфере образования. Для того чтобы обеспечить и поддерживать высокий уровень деятельности педагогического персонала в образовательных учреждениях, необходимо обратить внимание на такой психологический аспект, как эмоциональное выгорание педагогов, работающих с детьми раннего и дошкольного возраста.
По данным статистики, от 12% до 48% педагогов имеют сформированный синдром эмоционального выгорания. Выгорание, по существу, ответ на хронический эмоциональный стресс, следствие «душевного переутомления» (59: 31).
Актуальность исследования состоит в том, что современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, форм и методов обучения, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле деятельности,- все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. От психологического здоровья педагога во многом зависит и психологическое здоровье его воспитанников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к формированию симптомов синдрома эмоционального выгорания. Результатом этих процессов является снижение качества профессиональной деятельности педагога: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета
и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения и
роли (48:121).
Таким образом, синдром эмоционального выгорания является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога.
Проблемы профессионального становления и развития субъекта, формирования индивидуального стиля деятельности освещены в работах К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова и других классиков отечественной психологии.
Более частные вопросы негативных вариантов развития личности в профессии - профессиональные деформации, деструкции, отклоняющееся поведение, - выступают центральной темой в трудах С.П. Безносова, Р.М.Грановской, Т.А. Жалагиной, Э.Ф. Зеера, Е.Ю. Пряжниковой и др.
Общие и частные вопросы психологической профилактики профессионального выгорания личности довольно широко освещены в современных научных источниках, кандидатских и докторских диссертациях (Д.А. Андреева, Н.Е. Водопьянова, Г.С. Никифоров, Л.С. Павлова и др.)
Профессиональная деятельность воспитателя и его личностные качества становились объектом исследования в трудах P.C. Буре, Е.А.Гребенщиковой, В.И. Логиновой, Д.Ф. Николенко, Е.А. Панько и др.
С нашей точки зрения, проблема синдрома эмоционального выгорания наиболее объективно исследована в работах американского психиатра Х.Фреденбергера, социального психолога К. Маслач, в которых они определяют эмоциональное выгорание как физическое и эмоциональное истощение и утрату полноценного восприятия окружающей действительности, в том числе и в профессиональной деятельности.
Среди отечественных публикаций последних лет следует отметить, прежде всего, работы В.В. Бойко, в которых детально описаны собственно синдром эмоционального выгорания, стадии его формирования и характерные симптомы, связанные с каждой из стадий, разработана методика диагностики уровня эмоционального выгорания, эвристичность которой подтверждена, в том числе, и в ходе целого ряда практико-ориентированных исследований, осуществленных в современных российских условиях (9:24).
Углубленное изучение эмоционального выгорания с учетом специфики ряда профессий, связанных с взаимодействием в схеме «человек-человек», осуществлено в исследованиях Н.Е. Водопьяновой, Т.Е. Рогинской и др. Отдельное исследование, посвященное проблемам формирования и профилактики эмоционального выгорания у педагогов средних общеобразовательных школ, реализовано И.А.Акиндиновой и А.А.Бакановой. В работах Д.Г. Трунова показано, что в ряде случаев синдром выгорания может обоснованно рассматриваться не только как личностная и социальная проблема, но и как ресурс личностно-профессионального развития (64:85).
Такие психологи, как В.В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, О.И. Бабич, К.А. Дубиницкая и др., рассматривают и иные подходы к обозначенной нами проблеме и определяют выгорание как функциональный стереотип, позволяющий дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда это обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать такое явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов (4: 76).
Приведенный краткий обзор, характеризующий степень научной разработанности рассматриваемой проблематики, позволяет констатировать, что на сегодняшний день сформирована достаточно развернутая теоретико¬концептуальная и методическая база ее изучения, верифицированная в целом ряде экспериментальных исследований. Однако особо актуальной при рассмотрении данной проблемы становится разработка организационно¬методических условий, связанных с обеспечением охраны труда и здоровья
6 сотрудников именно в логике профилактики синдрома эмоционального выгорания, в том числе с учетом специфики конкретной профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.
Обратившись к профессиональному стандарту педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н, можно говорить о том, что педагогу необходимо владеть большим количеством трудовых функций, трудовых действий, знаний, умений и компетенций, а также перечисляются другие характеристики, к которым относятся соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики (51). Но возникает вопрос: «Готова ли образовательная организация создать для педагога соответствующие условия для реализации всех компетенций, которые указаны в профессиональном стандарте педагога?» Возможно, предположить, что высокие требования со стороны государства, интенсивность, напряженность, конфликты в профессиональном окружении, нехватка условий для самовыражения, экспериментирование и новации, вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки, работа без перспективы, невозможность выстроить профессиональную карьеру наиболее часто встречающиеся причины профессионального выгорания.
При профилактической работе по проблеме эмоционального выгорания необходимо обратить внимание на создание организационно-методических условий, направленных на сохранение здоровья педагогов, снижение риска формирования синдрома «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом (60:19).
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена:
- во-первых, объективными потребностями развития системы образования в современном российском обществе, одним из ключевых, по
сути дела, базовых звеньев которого является дошкольное образование;
- во-вторых, научной и практической значимостью в данном
контексте всего спектра социально-психологических, психолого- акмеологических и организационно-управленческих факторов, связанных с проблемой профессионального выгорания педагогических кадров;
- в-третьих, недостаточной разработанностью методических рекомендаций, посвященных вопросам организации профилактики эмоционального выгорания педагогов, которая заключается в понимании важности обозначенной проблемы для сохранения профессионального здоровья педагога.
Несмотря на то, что вопрос о профилактике эмоционального выгорания достаточно исследован в отечественной и зарубежной литературе, в настоящее время сохраняется противоречие между необходимостью проведения профилактической работы с педагогами и недостаточной ее организационно-методической и содержательной проработанностью в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Из данного противоречия вытекает проблема: каковы организационно¬методические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
организационно-методические условия профилактики синдрома
эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Объект исследования: процесс профилактики синдрома
эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: основные направления работы по
профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Гипотеза исследования: работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений будет эффективной, если:
- осуществлена своевременная диагностика, выявляющая изменения уровня выраженности эмоционального выгорания и личностные особенности педагога дошкольного образования;
- разработана и реализована модель организации работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов, направленная на создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе, развитие умений и навыков стрессоустойчивости и саморегуляции педагогов.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему профилактики эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения;
2. Проанализировать выраженность синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений;
3. Разработать и обосновать организационно-методические условия профилактики эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили положения отечественной и зарубежной психологии:
- теория деятельности - А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
В.М.Гальперин, А.В. Петровский и др.;
- субъектный подход - Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский,
В.Н.Мясищев, Б.Ф. Ломов и др.
- теория эмоционального выгорания - Т.В. Форманюк, Т.С. Яценко, В.В. Бойко, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, О.Н. Гнездилова, Н.В. Мальцева, К.Маслач, С. Джексон и др.
Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент на констатирующем этапе исследования. Для исследования эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения использованы следующие методики:
- методика многофакторного исследования личности (Р.Кеттелл);
- методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко);
- диагностики профессионального выгорания (А.А.Рукавишников);
- методика диагностики стрессоустойчивости социальной адаптации (Холмс и Раге).
3. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальной базой исследования выступили:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №64 г. Белгорода, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» комбинированного вида п. Чернянка, Белгородская обл., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» п. Чернянка, Белгородская обл.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- выделены и теоретически обоснованы организационно¬методические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений;
- разработана и обоснована модель организации работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов. Предложенная модель базируется на теоретико¬методологических подходах и представляет собой структурную взаимосвязь концептуального, диагностического, основного, оценочного и результативного блоков. Компоненты модели связаны между собой и направлены на проектирование организационно-методических условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование управленческой деятельности старшего воспитателя и заведующего дошкольного образовательного учреждения в аспекте создания организационно-методических условий, обеспечивающих профилактику и коррекцию эмоционального выгорания личности педагогов. Предложенные рекомендации направлены на создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе, развитие умений и навыков стрессоустойчивости и саморегуляции у педагогов.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались и обсуждались:
- на педагогических советах, семинарах на базе МБДОУ д/с комбинированного вида №64 г. Белгорода, МБДОУ д/с «Колокольчик» комбинированного вида п. Чернянка, Белгородская обл., МБДОУ д/с «Светлячок» п. Чернянка, Белгородская обл., получены акты внедрения.
- на конференциях:
1) Межвузовская студенческая конференция «Актуальные проблемы управления вариативным дошкольным образованием» (Белгород-Орел 2016г.);
2) Межвузовская студенческая конференция «Инновационные процессы в дошкольном образовании» (Белгород-Орел, 2017г.).
- представлены в форме научных публикаций:
1) Podolyan A.Y., Karabutova E.A. Preveting the emotional burnout syndrome of teachers of preschool educational institutions/ Editor-in-Chief: E.A.Ogneva, I.V.Borisovskaya// Experientia est optima magistra: Collected papers of. - Belgorod: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2016. - С.83-86;
2) Корнилова А.Ю. Синдром эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений // Наука и образование: сохраняя
11 прошлое, создаём будущее: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и
Просвещение», 2017. - С.302-305;
3) Корнилова А.Ю. Модель профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов в условиях дошкольных образовательных учреждений // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей Международной научно-практической конференции в 3 ч. Ч. 3. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 182-185.
Объем и структура выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте содержится 5 рисунков и 9 таблиц. Объем основного текста диссертации, включая список использованной литературы (71 источник, из них 69 на русском языке, 2 на иностранном языке), составляет 102 страницы.
Приведенная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений. В ней мы изучали и исследовали феномен синдрома эмоционального выгорания, а также факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. Мы постарались обосновать причины формирования синдрома, рассмотрели динамику его развития в зависимости от стажа педагогической деятельности. В работе были выявлены личностные качества педагогов, а также организационные факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления; приведены рекомендации по созданию организационно-методических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Диссертационное исследование полностью подтвердило первоначально выдвинутые гипотезы, правильность постановки задач и положения, выносимые на защиту. Полученные результаты позволяют сделать следующие основные выводы:
1. Теоретической анализа позволил нам конкретизировать научное представление о содержании понятия «синдром эмоционального выгорания». Мы понимаем его как многомерное психологическое образование, при котором появляется эмоциональная, интеллектуальная и поведенческая ригидность, повышается уровень нейротизма, снижаются способность к саморегуляции, работоспособность и профессиональная мотивация, утрачивается способность к адекватной рефлексии, что ведет к возникновению конфликтогенных ситуаций.
2. Развитие синдрома эмоционального выгорания обусловлено двумя группами факторов: личностными (склонность к интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия и др.) и организационными (нечеткая
92 организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов; напряженность и конфликты в профессиональной среде; конфликты, конкуренция; дефицит
административной, социальной и профессиональной поддержки и др.)
3. Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога дошкольного образовательного учреждения существуют особые требования к его личности, коммуникативной компетенции, умениям взаимодействовать в системах: «педагог-ребенок», «педагог-родители», «педагог-администрация», «педагог- педагог».
4. Педагоги дошкольного образования - та категория профессионалов, которая наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики своей профессиональной деятельности. Труд воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей и др.
5. Организационно-методические условия профилактики
эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений реализуются в рамках двух направлений деятельности: оптимизация организационных условий труда и актуализация личностных ресурсов педагога.
6. Доминирующими детерминантами эмоционального выгорания
педагогов являются внутренние факторы: склонность к эмоциональной ригидности, низкий уровень сформированности навыков
стрессоустойчивости и саморегуляции у педагогов, тяжелую адаптацию к быстро меняющимся условиям педагогической деятельности.
7. Синдром эмоционального выгорания возникает на разных этапах профессионального развития педагога. Проявление симптомов и формирование фаз происходит почти одинаково в разных периодах стажа работы (0-5 лет и 25 и более лет; 5-15 лет и 15-25 лет).
8. Внедрение разработанной модели организации работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов позволит снизить тревожность и напряжение в межличностных отношениях, развить у педагогов умения психической саморегуляции, сформировать эмоциональную устойчивость,
способствующую позитивному изменению индивидуально-психологических характеристик. Эти особенности необходимы педагогам для профилактики синдрома выгорания, адаптации к качественно изменяющимся ситуациям современного общества.
Разработанная нами модель имеет четкую структуру взаимосвязанных и упорядоченных компонентов, и включает:
1) цель: проектирование организационно-методических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания в контексте деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
2) подходы к изучению эмоционального выгорания: личностно-ориентированный, индивидуализированный, деятельностный;
3) условия, которые непосредственно связаны с факторами развития эмоционального выгорания: объективные и субъективные;
4) программу профилактики синдрома эмоционального выгорания,
направленную на создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе, развитие умений и навыков стрессоустойчивости и саморегуляции у педагогов, адаптацию к быстро меняющимся условиям педагогической деятельности. Предложенная программа включает в себя: семинарско-практические занятия
«Психологический климат в коллективе», «Навстречу здоровью», «Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания»; социально-психологические тренинги: «Созвездие личностей», «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива», «Осознание себя и своей деятельности - путь к профессиональному росту»; деловые игры: «Хорошо, когда ты рядом»,
«Креативность - как один из компонентов профессиональной
компетентности современного педагога»; релаксационные занятия для педагогов, имеющих стаж работы; консультации для молодых специалистов.
5) прогнозируемые результаты: позитивное взаимоотношение
педагогов с воспитанниками, коллегами, родителями; формирование осознанного здоровьесберегающего поведения педагогов; снижение риска деструктивных проявлений, формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции, активизация способности педагогов к саморазвитию; личностный и профессиональный рост педагогов.
Таким образом, мероприятия по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов должны стать важной составляющей в работе администрации и педагога-психолога с педагогическим составом каждого дошкольного образовательного учреждения. А руководитель должен создавать оптимальный климат для работы всего педагогического коллектива, в котором преобладает заинтересованность профессиональной деятельностью, уважение, где признается индивидуальность и самостоятельность каждого специалиста. Это будет способствовать повышению самоуважения, чувства собственного достоинства и психологического самочувствия педагогов.
Полученные в экспериментальном исследовании результаты подтвердили выдвинутую гипотезу Цель диссертационного исследования достигнута.
Выполненная нами экспериментальная работа по реализации организационно-методических условий профилактики синдрома
эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений способствует решению научной задачи - задачи разработки модели организации работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены глубоко и основательно. Исследование обнажает ряд проблем, решение которых должно быть продолжено. В частности, это необходимость дальнейших исследований: поэтапное расширение внедренческой базы результатов
исследования и их лонгитюдная проверка, ставящая целью дальнейшую конкретизацию модели организации работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов
Диссертационное исследование полностью подтвердило первоначально выдвинутые гипотезы, правильность постановки задач и положения, выносимые на защиту. Полученные результаты позволяют сделать следующие основные выводы:
1. Теоретической анализа позволил нам конкретизировать научное представление о содержании понятия «синдром эмоционального выгорания». Мы понимаем его как многомерное психологическое образование, при котором появляется эмоциональная, интеллектуальная и поведенческая ригидность, повышается уровень нейротизма, снижаются способность к саморегуляции, работоспособность и профессиональная мотивация, утрачивается способность к адекватной рефлексии, что ведет к возникновению конфликтогенных ситуаций.
2. Развитие синдрома эмоционального выгорания обусловлено двумя группами факторов: личностными (склонность к интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия и др.) и организационными (нечеткая
92 организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов; напряженность и конфликты в профессиональной среде; конфликты, конкуренция; дефицит
административной, социальной и профессиональной поддержки и др.)
3. Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога дошкольного образовательного учреждения существуют особые требования к его личности, коммуникативной компетенции, умениям взаимодействовать в системах: «педагог-ребенок», «педагог-родители», «педагог-администрация», «педагог- педагог».
4. Педагоги дошкольного образования - та категория профессионалов, которая наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики своей профессиональной деятельности. Труд воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей и др.
5. Организационно-методические условия профилактики
эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений реализуются в рамках двух направлений деятельности: оптимизация организационных условий труда и актуализация личностных ресурсов педагога.
6. Доминирующими детерминантами эмоционального выгорания
педагогов являются внутренние факторы: склонность к эмоциональной ригидности, низкий уровень сформированности навыков
стрессоустойчивости и саморегуляции у педагогов, тяжелую адаптацию к быстро меняющимся условиям педагогической деятельности.
7. Синдром эмоционального выгорания возникает на разных этапах профессионального развития педагога. Проявление симптомов и формирование фаз происходит почти одинаково в разных периодах стажа работы (0-5 лет и 25 и более лет; 5-15 лет и 15-25 лет).
8. Внедрение разработанной модели организации работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов позволит снизить тревожность и напряжение в межличностных отношениях, развить у педагогов умения психической саморегуляции, сформировать эмоциональную устойчивость,
способствующую позитивному изменению индивидуально-психологических характеристик. Эти особенности необходимы педагогам для профилактики синдрома выгорания, адаптации к качественно изменяющимся ситуациям современного общества.
Разработанная нами модель имеет четкую структуру взаимосвязанных и упорядоченных компонентов, и включает:
1) цель: проектирование организационно-методических условий профилактики синдрома эмоционального выгорания в контексте деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
2) подходы к изучению эмоционального выгорания: личностно-ориентированный, индивидуализированный, деятельностный;
3) условия, которые непосредственно связаны с факторами развития эмоционального выгорания: объективные и субъективные;
4) программу профилактики синдрома эмоционального выгорания,
направленную на создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе, развитие умений и навыков стрессоустойчивости и саморегуляции у педагогов, адаптацию к быстро меняющимся условиям педагогической деятельности. Предложенная программа включает в себя: семинарско-практические занятия
«Психологический климат в коллективе», «Навстречу здоровью», «Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания»; социально-психологические тренинги: «Созвездие личностей», «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива», «Осознание себя и своей деятельности - путь к профессиональному росту»; деловые игры: «Хорошо, когда ты рядом»,
«Креативность - как один из компонентов профессиональной
компетентности современного педагога»; релаксационные занятия для педагогов, имеющих стаж работы; консультации для молодых специалистов.
5) прогнозируемые результаты: позитивное взаимоотношение
педагогов с воспитанниками, коллегами, родителями; формирование осознанного здоровьесберегающего поведения педагогов; снижение риска деструктивных проявлений, формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции, активизация способности педагогов к саморазвитию; личностный и профессиональный рост педагогов.
Таким образом, мероприятия по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов должны стать важной составляющей в работе администрации и педагога-психолога с педагогическим составом каждого дошкольного образовательного учреждения. А руководитель должен создавать оптимальный климат для работы всего педагогического коллектива, в котором преобладает заинтересованность профессиональной деятельностью, уважение, где признается индивидуальность и самостоятельность каждого специалиста. Это будет способствовать повышению самоуважения, чувства собственного достоинства и психологического самочувствия педагогов.
Полученные в экспериментальном исследовании результаты подтвердили выдвинутую гипотезу Цель диссертационного исследования достигнута.
Выполненная нами экспериментальная работа по реализации организационно-методических условий профилактики синдрома
эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений способствует решению научной задачи - задачи разработки модели организации работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены глубоко и основательно. Исследование обнажает ряд проблем, решение которых должно быть продолжено. В частности, это необходимость дальнейших исследований: поэтапное расширение внедренческой базы результатов
исследования и их лонгитюдная проверка, ставящая целью дальнейшую конкретизацию модели организации работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ПОДРОСТКАМИ С ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Взаимосвязь профессионального стресса и психологического здоровья воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Профилактика эмоционального выгорания у работников образования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Особенности эмоционального выгорания преподавателей вузов с разным уровнем личностной рефлексии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Проектирование работы психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - Управление профессиональным здоровьем педагога
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018



