Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У СТУДЕНТОВ

Работа №68009

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы141
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 Проблема личностных детерминант лидерского потенциала 9
1.1 Феномен лидерства в психологии 9
1.2 Проблема лидерского потенциала личности 22
1.3 Феномен группового лидера в студенческой среде 25
ГЛАВА 2 Методы и организация исследования личностных детерминант лидерского потенциала 37 студентов
2.1 Постановка проблемы исследования 37
2.2 Общая характеристика выборки 38
2.3 Методики исследования 38
2.4. Методы обработки и анализа данных 41
ГЛАВА 3 Результаты исследования и их обсуждение 44
3.1 Оценка лидерского потенциала в зависимости от направлений
обучения, курса обучения и пола студентов 44
3.2 Оценка личностных характеристик (активности, общительности, экстраверсии, гибкости и др.) в зависимости от направлений обучения, курса обучения и пола студентов 56
3.3 Взаимосвязь лидерского потенциала и личностных характеристик
студентов 65
3.4 Сравнение личностных характеристик студентов с различным
лидерским потенциалом . 68
ВЫВОДЫ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 107
ПРИЛОЖЕНИЕ В 113
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 116
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 124
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 131

Актуальность. В последние годы в психолого-педагогической науке в нашей стране и за рубежом наблюдается увеличение интереса к проблеме потенциала выпускников высших учебных заведений. Это связано, прежде всего, с теми социально-экономическими изменениями, которые наблюдаются в мире. Но вместе с тем, ускорение технического прогресса, совершенствование экономической сферы государства предъявляет высокие требования, прежде всего, к выпускникам вузов. Сегодня уже недостаточно просто хорошо выполнять порученную работу, необходимо полностью включаться в творческий, созидательный процесс, быть лидером.
До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерским потенциалом. Большинство работ в этой области касаются непосредственно сферы трудовых отношений, а вот проблема развития лидерского потенциала молодежи высших учебных заведениях, т.е. вопрос воспитания и развития лидера непосредственно в процессе обучения освящен недостаточно. Сегодняшнее их состояние в целом заставляет задуматься над тем, кто и как будет реализовывать себя как «специалист своего дела». В рамках изучения проблемы лидерского потенциала предметом исследования являются: личностный потенциал (Н.П. Беляцкий, СЕ. Велесько, П. Ройш, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, E.H. Осина и др.) и личностно¬профессиональный потенциал (A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин В.И. Селиванов, Ю.В. Громыко, О.С. Анисимов). В то же время в ряде работ отмечается, что в настоящее время наиболее востребованным качеством личности руководителя является лидерский потенциал (H.H. Гаврилов, А.Н. Занковский, М.В. Кирсанов). Но необходимо подчеркнуть, что понятие «лидерский потенциал» не достаточно четко определено. Проблему лидерского потенциала руководителя рассматривают М.В. Кирсанов, В. Коттер, Ю.Н. Емельянов, П.Е.
Овсянкин, Л. Лесбвей и др. Практически отсутствуют исследования, изучающие лидерский потенциал будущих специалистов. Поэтому особый интерес вызывает вопрос о том, каким лидерским потенциалом должны обладать студенты различных направлений обучения.
Таким образом, наблюдается явное противоречие между высокой социальной востребованностью лидерского потенциала будущих специалистов в условиях рыночных отношений, с одной стороны, и ограниченностью научного поиска в исследовании этого феномена - с другой. Это определяет, на наш взгляд, высокую практическую значимость данной проблематики.
Цель исследования: выявить личностные детерминанты лидерского потенциала студентов вуза.
Гипотеза исследования:
- лидерский потенциал детерминирован личностными качествами: общительность, активность, экстраверсия, гибкость в поведении;
- лидерский потенциал отличается у студентов разных направлений обучения, курсов и пола.
В соответствии с обозначенными целю, объектом, предметом и гипотезой исследования в работе решается ряд задач:
1. Оценить и сравнить лидерский потенциал студентов различных направлений обучения, в зависимости от курса и пола.
2. Оценить и сравнить личностные характеристики (активность, общительность, экстраверсия, гибкость) студентов различных направлений обучения, курса, юношей и девушек.
3. Проанализировать взаимосвязь лидерского потенциала студентов с их личностными качествами (активность, общительность, экстраверсия, гибкость).
Объект исследования: студенты вуза различных направлений обучения.
Предмет исследования: лидерский потенциал, личностные характеристики студентов.
Методы исследования: опросник FPI форма B; пятифакторный тест- опросник NEO FF (адаптация В.Е. Орел, И.Г. Сенин); методика «Я - лидер», Е.С. Фёдоров, О.В. Ерёмин, модифицирована Т.А. Мироновой; оценка лидерского потенциала (Е.С. Жариков, Е. Крушельницкий).
Методы математико-статистической обработки: проверка на нормальность распределения по критерию Шапиро-Уилк, описательная статистика с расчетом среднего-арифметического и средне-квадратичного отклонения, коэффициента вариации, сравнительный анализ с использованием непараметрического критерия U-Манна-Уитни и критерия Н Краскела-Уоллиса, корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена, регрессионный анализ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования были изучены и проанализированы взаимосвязи оценок уровня и параметров лидерского потенциала студентов двух направлений обучения с 1 по 4 курсы, квалификация бакалавриат с личностными характеристиками, выявлены различия между студентами разных направлений обучения и курсов.
На основании полученных результатов можно сказать, что цель исследования по выявлению личностных детерминант лидерского потенциала студентов вуза достигнута. Задачи исследования решены.
Гипотеза исследования подтвердилась частично, а именно лидерский потенциал детерминирован личностными качествами: общительность, активность, экстраверсия, гибкость в поведении, сознательность; лидерский потенциал отличается у студентов разных направлений обучения и курсов. Лидерский потенциал юношей и девушек не отличается.
Практическая ценность работы заключается в том, что формируя и развивая у студентов такие качества как эмоциональная зрелость, общительность, гибкость в поведении, сознательность можно управлять их лидерским потенциалом. Это будет способствовать их профессиональному росту, работе с коллективом и управление им.


1. Алыпова И.А. Взаимосвязь лидерского потенциала и самоактуализации взрослых людей // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. Выпуск 3. С. 35 - 39.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009. 384 с.
3. Анисимов О.С. Креативная акмеология. М.: Изд-во РАГС, 2007. 276 с.
4. Антонов В.Г., Серебрякова Г.В. Лидерство: типы и стили // Маркетинг, 2013. №5(132). С. 109 - 125.
5. Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах - Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. 197 с.
6. Бендас Т.В. Методика выявления лидеров группы // Вестник практической психологии образования. 2008. № 4(17). С. 113 - 117.
7. Блейк Р.Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев, 1990.
8. Валеева А.Ф., Илларионов М.Г. Студенческое лидерство как фактор профессионального мастерства и карьерного роста (на материалах Республики Татарстан) / [электронный ресурс] http://kpfu.ru/staff files/F90047052/STATjJa VALJeJeVQIILLARIQNQVA.pdf (дата обращения 23.02.2016).
9. Васильев В.К. Потенциал лидерства. - М.: Проспект, 1999.
10. Гайдар К.М. Особенности студенческой группы как субъекта самовосприятия // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. №4(20).
11. Громыко Ю.В. Политическая антропология: руководство для управленцев и педагогов - Москва: НИИ инновационных стратегий развития общего образования: Пушкинский ин-т, 2012. 527 с.
12. Гуничева Е.Л. Формирование лидерского потенциала студенческого актива // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 53. том 22. 2007.
13. Деркач А.А. Социальная психология М.: Академия, 2001. 600 с.
14. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология СПб.: Питер, 2003. 256 с.
15. Дроздова Е.В. Социально-психологические особенности значимых других, оказывающих влияние на самооценку внешнего облика членов студенческих групп // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. №10/2. С. 15 - 19
16. Дроздова И.И. Кодирование и интерпретация экспрессии эмоциональных состояний субъектами педагогического общения. Дис. канд. психол. наук: 19.00.05. Ростов-на-Дону, 2003. 169 с.
17. Дроздова И.И., Капитанова Е.В. Социально-психологические факторы статуса личности в студенческой группе // Инженерный вестник Дона. 2014. № 4-1. Том 31.
18. Дрыгина И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза - Красноярск, СибГТУ, 2006. 154 с.
19. Евтихов О.В. Компоненты лидерского потенциала организационного лидера // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 4(51). С. 3 - 6.
20. Евтихов О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития: монография. Красноярск: СибЮИ МВД России,
2011. 288 с.
21. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь, 2007. 238 с.
22. Евтихов О.В. Структурная модель лидерских качеств организационного лидера // Вестник высшей школы, 2011. №5. С. 41 - 49.
23. Евтихов О.В. Тренинг лидерства: монография СПб.: Речь, 2007. 256 с.
24. Емельянова М.Н. Развитие лидерского потенциала детей в процессе исследовательской деятельности. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург,
2001.
25. Ефимчук О.С. Лидерский потенциал как особое качество современного специалиста // Ученые записки Орловского государственного университета,
2012. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Выпуск №1.
26. Жданова Н.Е., Кружкова О.В. Психологические компоненты лидерского потенциала студентов в образовательном пространстве высшего учебного заведения // Педагогическое образование в России, 2015. Выпуск № 2. С. 32 - 37.
27. Занковский А.Н. Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры - автореф. на соиск. учен степени доктора. психол. наук (19.00.03) Москва, 2012. 52 с.
28. Занковский А.Н. Психология лидерства. От поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме: монография М.: Институт психологии РАН. 2011. 296 с.
29. Иванова А.Б. Активизации лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности - автореф. на соиск. учен степени канд. педаг. наук (13.00.08) Челябинск, 2010. 20 с.
30. Иванова В.М. Социально-психологические механизмы формирования корпоративной культуры студентов высшего учебного заведения // Инженерный вестник Дона, 2012, №4
31. Ильин В.А. Психология лидерства М.: Юрайт, 2015. 311 с.
32. Касимова С.Г., Соловьев Р.И. Развитие лидерского потенциала старшеклассников // Концепт. 2014. № 04. С. 1 - 9.
33. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. М.: АСТ, 2010. 448 с.
34. Котляров И.В. Лидерство в историческом нарративе (социологический дискурс) // Социологический альманах. 2015. №6. С. 16 - 43.
35. Котрухова Р.И. Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала с о вр е м ен н о й м ол оде жи // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14(152). Специальный выпуск. С. 54 - 58.
36. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация / Психологическая наука и образование. 2011. №1. С. 140-150.
37. Кудряшова Е.В., Ананченко М.Ю. Ценности лидерства и лидерство ценностей: лидерство как предмет социально-философского анализа: монография - Архангельск: Поморский университет, 2004. 296 с.
38. Маркелова Ю.В. Проблема формирования лидерского потенциала в высшей школе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2012. № 6 (88).
С. 80 - 83.
39. Маркелова Ю.В. Ступени профессионализма лидера студенческой группы в системе высшей школы // Вестник Оренбургского государственного университета 2013. №5(154). С. 68 - 71.
40. Менегетти А. Психология лидера М., 2004. 256 с.
41. Милорадова Н.Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России. 1995. № 9.
42. Мизде К., Балабанова Н.В. Исследование лидерских компетенций: портрет глобального лидера // Менеджмент в России и за рубежом, 2012. №2. С. 111
- 119.
43. Орел В.Е., Сенин И.Г. Личностный опросник NEO PI-R. Руководство по применению. - Ярославль: НПЦ Психодиагностика, 2006. 34 с.
44. Орел В.Е., Сенин И.Г. Опыт адаптации зарубежного опросника: организационный и содержательный аспект // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2008. №33 (133). С. 71
- 77.
45. Парыгин Д.Б. Социальная психология - СПб.: СПбГУП, 2003. 615 с.
46. Практикум по экспериментальной и практической психологии / Л.И. Вансовская, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. СПб: Издательство С.- Петербургского университета, 1997. 312 с.
47. Примаченко Я.В. Лидерский потенциал как основа профессионального отбора перспективных руководителей РЖД - автореф. на соиск. учен степени канд. психол. наук (19.00.03) Хабаровск, 2010. 23 с.
48. Прутченков А.С. Подготовка лидеров М ., 2009.
49. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. 416 с.
50. Савченко Ю.Ю. Развитие лидерского потенциала организации на основе комплексной оценки профессионально-личностных характеристик руководителей - автореф. на соиск. учен степени канд. эконом. наук (08.00.05) - Барнаул, 2005. 22 с.
51. Селезнева Е.В. Лидерство - М.: Юрайт, 2013. 429 с.
52. Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом. - М.: Просвещение, 1980. 191 с.
53. Тайкова Л.В. Лидерство у студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №4 (15). С. 193 - 195.
54. Тайкова Л.В. Формирование лидерских качеств у будущих педагогов дошкольного образования в вузе - дисс. на соиск. учён. степени канд. педаг. наук (13.00.08) - Великий Новгород, 2014. 166 с.
55. Творогова Н.Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе // Вопросы психологии. 1981. № 4. С. 119-123
56. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М.: изд-во института психотерапии,
2002. - 339 с.
57. Ходаева Е.П. Психолого-акмеологические условия и факторы раскрытия лидерского потенциала политика: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.
58. Черток Т.В. Психологические особенности межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. № 2-1. Том 14. С. 180 - 182.
59. Шалагинова Л.В. Психология лидерства. СПб.: Речь, 2007. 464 с.
60. Fiedler F.E., Potter E.H. Dynamics of Leadership effectiveness // Small group and social interaction. V.I., London, 1983.
61. Greenleaf R. Servant Leadership. Indianapolis, 1991
62. Hersey P., Blanchard K. So You Want to Know Your Leadership Style? // Training and Development Journal. 1974. February. P 1 - 15.
63. Kuczmarski S., Kuczmarski Th. Values-Based Leadership. Englewood Cliffs, NJ, 1995. P 185 - 191.
64. Stogdill R.M. Handbook of Leadership. A Survey of Theory and Research. - New York: The Free Press, 1974/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ