Введение 3
1. История развития концепта «монструозности» 8
1.1. Становление концепта «монструозности» в античной и бестиарной литературе 8
1.2. Образы монстров и гибридов в религии и культуре XXI века: анализ и влияние на жизнь современного человека 19
2. Модели взаимодействия монстров и гибридов с массовой культурой и
человеком 31
2.1. Рецепция средневекового концепта «монструозности» в кинематографе и
литературе ХХ века 33
2.2. Концепт «монструозности» и «страшная» сторона религии 40
Заключение 43
Список используемой литературы и источников 46
Определения, обозначения и сокращения 49
Приложения 51
Актуальность исследования: Актуальность данной работы
заключается в том, что в XXI веке монстры и гибриды занимают достаточную долю в массовой культуре. В условиях развития технологий (в том числе, спецэффектов), образ монстра наделяется человеческими чертами и эмоциональностью, в том числе, качествами способными включить его в процесс коммуникаций и взаимодействий в обществе. В современной интерпретации монстры и гибриды становятся не просто частью религии, мифа или культуры, но и частью общества. Так, в рамках Halloween монстры укоренились в форматах костюмированной игры, тогда как в повседневности отмечаются тенденции включения Costume play в религиозную сферу и в плоскость повседневности. С течением времени «монструозность» и «гибридность» перестали быть отклонением от нормы, чем-то ужасным и устрашающим, тем самым становясь эстетической характеристикой современного общества.
Степень научной разработанности проблемы: Изучение концепта «монструозности» развивалось в нескольких направлениях: в рамках исследований мифологических сюжетов, древних форм культуры, а так же культурологических и философских работ нового времени. Монстры существовали со времен появления религии. Интерес изучения и описания монструозного берет свое начало в античности, прежде всего в трактатах: Геродота «История», «Метаморфозы» Публий Овидия Назона, Гомера «Илиада» и «Одиссея» и Гесиода «Теогония: О происхождении богов». Древнегреческая религия, породила образы монстров и гибридов, которые популяризировались в Западной культуре, и нашли свое отражение в современности. Свое становление концепт «монструозности» получает во времена средневековья, именно в это время ученые начинают задумываться о природе, а так же о смысле существования монстров и гибридов. Появляется бестиарная литература: «Физиолог» Александрийский, «Этимологии» Исидора севильского, «Комографии» Бернарда Сильвестра. Причины появления монстров и гибридов описывает в своем трактате Амбруаз Паре «О причине врожденных аномалий». С XVI до XX века понимание «монструозного» не менялось, новых теорий не появлялось, и интерес к появлению и природе монстра утих. К началу ХХ века ситуация меняется и появляются новые попытки составить бестиарии, такими учеными, как: Н.А. Горелов, А. Сапковский, также в это время появляется работа Ж. Делюмо «Ужасы на западе», в которой объясняются причины страха перед чудовищным. Изучением «монструозного» занимаются такие современные авторы, как В.С. Макаров в статье «Монструозные фигуры в Англии XII века: монстр как воображаемый конструкт» прослеживает конструирование природы монстра при различии подходов; В дискурсе философии данная проблема освящена в исследовании Кожевниковой Магдалены «Гибриды и химеры человека и животного: от мифологии к биотехнологии».
Проблема исследования: Несмотря на множество различных
философских и культурологических научных исследований, посвященных концепту «монструозности», все же нельзя назвать эту проблему разработанной, особенно в рамках теологического знания. Динамический характер развития технологий, заставляет пересмотреть представления о монструозном в современном мире, меняется восприятие «страшной» стороны религии. Образы монстров и гибридов трансформируются, а также наполняются новым смысловым содержанием в религии и культуре XXI века.
Объект исследования: «Страшная» сторона религии в массовой культуре и религии XXI века.
Предмет исследования: Образы монстров и гибридов в культуре и религии XXI века.
Целью данной работы является анализ трансформации образов монстров и гибридов в современном мире, посредством влияния на восприятие «страшной» стороны религии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить историю становления концепта
«монструозности» на материалах античной и бестиарной литературы.
• Проанализировать трансформацию мифологических сюжетов и образов монстров и гибридов в религии и культуре XXI века, а также рассмотреть влияние на жизнь современного человека.
• Описать модели взаимодействия монстров и гибридов с массовой культурой и человеком, в условиях цифровизации общества.
• Проанализировать литературные произведения и экранизации фильмов с участием монстров и гибридов в XX веке.
• Описать влияние концепта «монструозности» на восприятие «страшной» стороны религии.
Методологическая основа исследования: При изучении концепта «монструозности» используется герменевтический метод, предполагающий изучение мифологических образов монстров и гибридов, подлежащих анализу и интерпретации. С помощью метода структурного анализа выявляются новые формы идентичности монструозного.
Также используется теологический подход, с помощью которого дается религиозное обоснование существования монстров и гибридов, а также показана динамика восприятия «страшной» стороны религии .
Положения, выносимые на защиту:
Образы монстров и гибридов, а также мифологические сюжеты трансформируются в религии и культуре XXI века, оказывая влияние жизнь современного человека;
В условиях развития технологий, образ монстра наделяется человеческими качествами и эмоциями, тем самым включается в процесс взаимодействий в обществе.
Структура дипломной работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, разделенных на параграфы, заключения и приложения. В первой главе «История развития концепта «монструозности»» рассматривается зарождение концепта «монструозности», этапы его развития и влияния на сознание человека.
В первом параграфе первой главы «Становление концепта
«монструозности» в античной и бестиарной литературе» На материалах античной и бестиарной литературы строится анализ формирования образа монстра, его отражение в литературе, а так же его место в религиозной картине мира.
Во втором параграфе первой главы «Образы монстров и гибридов в религии и культуре XXI века: анализ и влияние на жизнь современного человека» дается характеристика трансформации мифологических образов монстров и гибридов в религии и культуре XXI, а также проведен анализ влияния монстров на жизнь современного человека. Также описывается феномен «гибридности» в современном мире.
Во второй главе «Модели взаимодействия монстров и гибридов с массовой культурой и человеком» описываются модели взаимодействия монстров и гибридов в условиях цифровизации общества.
В первом параграфе второй главы «Рецепция средневекового концепта «монструозности» в кинематографе и литературе ХХ века» Анализируются литературные произведения и экранизации фильмов с участием монстров и гибридов в XX веке. Показана рецепция средневекового образа монстра, и его эволюция в условиях развития технологий.
Во втором параграфе второй главы «Концепт «монструозности» и «страшная» сторона религии» дается оценка влияния концепта «монструозности» на восприятие религии в современном мире, а также формирование образа «страшной» стороны в религии.
Апробация: Результаты исследования опубликованы в сборниках:
1- Былкова Н.И. Хтонические чудовища и их образы в культуре XXI века// Молодежь третьего тысячелетия: сборник научных статей - Омск: Изд- во Ом.гос.ун-та, 2017 -279-284с.
2- Былкова Н.И. Феномен гибридности в современном мире// Молодежь третьего тысячелетия: сборник научных статей - Омск: Изд-во Ом.гос.ун-та, 2019 - 1183-1187 с.
По итогам проведения данного исследования, были достигнуты следующие результаты:
В первом параграфе первой главы «Становление концепта
«монструозности» в античной и бестиарной литературе» На материалах античной и бестиарной литературы проведен анализ формирования образа монстра, его отражение в литературе. Историческое развитие концепт «монструозности» начинает в античности, там зарождается образ монстра, который будет трансформироваться с течением времени. Развитие образа монстра и появлению интереса к его описанию породило целый жанр бестиарной литературы. С помощью теологического подхода, были совершены попытки поместить монстров и гибридов в религиозную картину мира. Монстры вышли из периферии, в центр. Также появляются первые интерпретации образов монстров и гибридов, путем аллегорических описаний и поиска смысла их существования.
Во втором параграфе первой главы «Образы монстров и гибридов в религии и культуре XXI века: анализ и влияние на жизнь современного человека» дается характеристика трансформации мифологических образов монстров и гибридов в религии и культуре XXI, а также проведен анализ влияния монстров на жизнь современного человека. Также описывается феномен «гибридности» в современном мире. Таким образом, можно сказать, что сегодня мы имеем дело с ситуацией, когда восприятие монструозности, как чего-то устрашающего и пугающего больше не актуально. Монстры гармонично вписываются в жизнь и общество современного человека. Исходя из истории развития концепта, можно сделать вывод о том, что с развитием технологий, человек перестал бояться монстров и чудовищ, происходит размытие границ «прекрасного» и «чудовищного».
Во второй главе «Модели взаимодействия монстров и гибридов с массовой культурой и человеком» описываются модели взаимодействия монстров и гибридов в условиях цифровизации общества.
В первом параграфе второй главы «Рецепция средневекового концепта «монструозности» в кинематографе и литературе ХХ века» Анализируются литературные произведения и экранизации фильмов с участием монстров и гибридов в XX веке. Показана рецепция средневекового образа монстра, и его эволюция в условиях развития технологий. Проанализировав трансформацию образа монстра в кинематографе и литературе ХХ века, можно сделать вывод о том что, восприятие монстра человеческим сознанием развивается и эволюционирует. Не смотря, на то что, в большинстве случаев в кинематографе присутствует средневековый образ монстра (ошибка природы, наказание за различные грехи, предупреждение о катаклизмах), все же образ монстра достиг того этапа развития, в котором он может быть включен в процесс коммуникаций и взаимодействий с человеком в обществе. Также образ монстра наделяется человеческой идентичностью и различными качествами и чувствами, например: сочувствие, любовь, месть, боль, разочарование и прочие. Большое влияние на эволюцию образа,
конечно, оказала цифровизация и появления различных спецэффектов, с помощью которых образ монстра представлен достаточно реалистично.
Во втором параграфе второй главы «Концепт «монструозности» и «страшная» сторона религии» дается оценка влияния концепта «монструозности» на восприятие религии в современном мире, а также формирование образа «страшной» стороны в религии. Показав динамику «страшного», и дав оценку влияния монструозного на «страшную» сторону религии, можно сделать вывод о том, что страх монструозного в современном мире теряет свою значимость. Монстр может быть наделен любыми человеческими качествами и эмоциями. Популяризация монструозного в массовой культуре привела к тому, что современный человек включает монстра в свою повседневную жизнь.
На основании выполненных задач также было доказано, что с развитием науки и технологий религия и миф не уходит из человеческой жизни, наоборот же человек возрождает мифологические образы в массовой культуре для поиска самого себя. В массовой культуре происходит романтизация чудовищных образов, с помощью спецэффектов появилась возможность визуализировать эмоционально-душевное состояние монстра. Монстр наделяется человеческой идентичностью, тем самым происходит включение в процесс взаимодействий и коммуникаций в обществе. Современный человек, находясь в обстановке хаоса, быстрого темпа развития технологий и рационализации мира уходит от истинного Бога, человек теряет духовность в современной культуре. Религия в культуре является необходимым компонентом становления человека,
осовременивание мифологических сюжетов приобретает большую популярность, поскольку идейная направленность подобных образов связано со стихийным бунтом против ценностей современного общества.
1. Августин Блаженный. О Граде Божием. Минск : Харвест ; М. : АСТ,
2000. 1296 с.
2. Алефиренко Н. Ф. Ценностно-смысловое пространство
медиадискурса// Русский язык в современном медиапространстве: материалы науч.-практ. конф. (г. Белгород, 23-26 сент. 2009 г.): сб. науч. трудов. Белгород: Белгород. гос. ун-т, 2009. 8-11с.
3. Анджей Сапковский. Бестиарий / "Нет золота в Серых Горах". Пер. Е. Вайсброта. — М.: АСТ, 2002. - 374 с.
4. Арапов А.В. — Голем: история мифологического образа // Культура и искусство. - 2013. - № 5. - С. 540 - 543.
5. Бергер Е. Е. «Нехорошо, что монстры живут среди нас» (Амбруаз Паре о причинах врожденных аномалий)//Средние века. 2004. № 65. С. 147-165.
6. Гесиод. Полное собрание текстов. М., Лабиринт, 2001. -256с.
7. Горелов Н. А. Жизнь чудовищ в Средние века / Пер. с лат., статьи Н. Горелова.-СПб.: Азбука-классика, 2004. - 224 с.
8. Делюмо Ж. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII вв.). - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003, с. 176-183.
9. Добросклонская Л.Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2006. — № 2. — С. 20-33.
10. Дубовая, Е.В. Мир людей и идей в бестиарной проекции / Е.В. Дубовая // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 1.
11. Дьяконова Н. Я. Английская проза эпохи романтизма // Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей: Роман. — Пер. с англ. З. Александрова. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — С. 5—17. — 320 с
12. Зотов, Сергей. Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии / Сергей Зотов, Михаил Майзульс, Дильшат Харман. — Москва: Издательство АСТ, 2019. — 416 с.
13. Карабыков А.В. Сбои в машине мира? Проблема «гибридных» монстров в научно-философских дискуссиях эпохи механицизма // Вопросы философии. 2019. № 3. С. 159-171.
14. Карпентер Х. Дж. Р. Р. Толкин. Биография. — М.: ЭКСМО-Пресс,
2002. — 432 с.
15. Кирсанова О.Т. Методологические проблемы исследования мифосознания/ Кирсанова О.Т.: Автореф. Ди с. канд. филос. наук. Ростов н/Д., 1982. -17 с.
16. Коврыгина И.В. Гибридность как свойство демонического (на примере иконографической традиции позднего средневековья)/Коврыгина И.В. Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3(1), с 279¬285.
17. Коврыгина И.В. Гибридные существа в Средневековой бестираной литературе/Коврыгина И.В. Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 1(2), с 282-286.
18. Кожевникова, Магдалена. Гибриды и химеры человека и животного: от мифологии к биотехнологии/ М. Кожевникова; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 2017. - 151с.
19. Лосев А.Ф. Философия мифология культура./Лосев А.Ф.,-М.: Политиздат. 1991.-525 с.
20. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии/Лосев А.Ф. -М.: Мысль 1957. -561с.
21. Лосев А.Ф. Мифология Греков и Римлян/Лосев А.Ф. -М.: Мысль 1996,¬975 с.
22. Лучицкая. С. И. Чудовища / С. И. Лучицкая // Словарь средневековой культуры / под ред. А. Я. Гуревича. - М.: РОССПЭН, 2003. - С. 578-582.
23. Малиновский Б. Мифология и древность./Малиновский Б. -М:,1998.- 108 с.
24. Макаров В. С. Монструозность и воображаемый монстр как конструкт в Англии XVII века // Зверь как знак. Интерпретация культурных кодов. Саратов ; СПб., 2011. С. 210-231.
25. Махов А.Е. Демонология святых отцов как метафорическая структура // Одиссей: Человек в истории. 2007. № 1. C. 38-81
26. Махов А.Е. Средневековый образ: между теологией и риторикой. Опыт толкования визуальной демонологии. М.: Изд. Кулагиной - Intrada, 2011, с. 256.
27. Мифы народов мира. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1980. 720 с.
28. Муратова К.М. Средневековый бестиарий/Муратова К.М. - М,1984.- 242 с.
29.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир и Образование : ОНИКС, 2012. - 1375 с.
30. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира/ Пивоев В.М.- Петрозаводск,1991г.-111с.
31. Публий Овидий Назон. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии/ Публий Овидий Назон.Перевод с латинского С.В.Шервинского. - М., Художественная литература, 1983.
32. Режабек Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ). /Режабек Е.Я.-М.: Едиториал УРСС, 2003.-304 с.
33. Синельченко В.Н., Петров М.Б. В мире мифов и легенд./ Синельченко В.Н., Петров М.Б. - СПб.: ООО Издательство «Золотой век», ООО Издательство «Веста», 2001.-528 с.
34. Стеблин-Каменский М. И.Миф/ Стеблин-Каменский М. И. - Ленинград,
«Наука», 1976. — Академия Наук СССР. Серия «Из истории мировой
культуры».
35. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология./ Тахо-Годи А.А. - М., 1989.-178с.
36. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Том 1./Флоренский П.А. -М.: Академический проект. 2017.-608 с.
37. Флоренский, П.А. Итоги / Вестник русского христианского движения/П.А. Флоренский. - Париж - Нью-Йорк, 1974. - № 111.
38. Фрейд 3. Тотем и табу. / Фрейд 3./Пер. с нем. - М.: Издательство ACT, 2004. -253 с.
39. Элиаде М. Мефистофель и андрогин./Элиаде М.- СПб.: Алетейя, 1998. 375 с.
40. Элиаде М. Аспекты мифа. / Элиаде М./ Пер. с фр. - М.: Академический проект,2000.-224 с.
41. Юнг К.Г Человек и его символы./Юнг К.Г. - М: ПБОЮЛ Медков С. Б., Серебряные нити. 2006.-352 с.
42. Юнг К.Г Человек и его символы./Юнг К.Г. - М: ПБОЮЛ Медков С. Б., Серебряные нити. 2006.-352 с.
43. Юнг К.Г. О современных мифах/ Юнг К.Г. - М.: Практика.1994.-25с.
44. Юрченко А.Г. Александрийский Физиолог. Зоологическая мистерия /Юрченко А.Г.-М.: Издательский дом "Рубежи XXI", 2005 - 872 с.
45. Ambroise Pare. On monsters and marvels / Transl, with an introd. and notes byJ.L. Pallister. Chicago; L., 1982
46. Brammal K.M. Monstrous Metamorphosis: Nature, Morality, and the Rhetoric of Monstrosity in Tudor England // The Sixteenth Century Journal. Vol. XXVII, N 1. Spring 1996. P. 3-22
47. Speaking of Monsters: A Teratological Anthology / Eds. C.J.S. Picart, J.E. Browning.N.Y.: Palgrave Macmillan, 2012. — 326 p.