Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №68003

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
400
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы совершенствования навыков 8 устной речи младших школьников при создании
развернутых ответов на лингвистические темы
1.1. Совершенствование навыков устной речи младших 8
школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы как лингвометодическая проблема
1.2. Устная форма речи и ее характеристика 16
1.3. Развёрнутые устные ответы на лингвистические темы как 20
средство совершенствования навыков устной речи младших школьников
Глава 2. Методические основы совершенствования навыков устной 29 речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы
2.1. Анализ опыта учителей, методистов по проблеме 29
исследования
2.2. Экспериментальная работа по совершенствованию навыков 32
устной речи младших школьников в процессе создания развернутых ответов на лингвистические темы
Заключение 47
Библиографический список 49



Актуальной темой на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи продолжает оставаться одним из основных направлений деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как относительно небольшая часть выпускников общеобразовательных школ хорошо владеет навыками устной речи.
Работа по развитию речи требует времени. Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода. Уровень развития речи значительного числа школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся. Именно этим обусловлена актуальность темы.
Современные педагоги обеспокоены тем, что дети сегодня не умеют выражать свои мысли. Большинство учеников не способны использовать в разговоре все возможности языка и могут составлять только короткие фразы, не умеют высказать ясную и законченную мысль, даже на своем родном языке. А учителя старших классов признают, что у значительного числа учеников есть трудности с письмом, даже если им требуется написать самые простые предложения. Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по тем или иным предметам. Речь - фактор развивающего обучения. Важность исследования проблемы развития речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает младший школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. На сегодняшний день учащиеся начальных классов недостаточно говорят на уроках, практически обходятся отдельными высказываниями, односложными словами «да» и «нет». Это происходит по разным причинам: отсутствие мотивированных речевых ситуаций, создаваемых учителем; исключение потребности в монологе; элементарным неумением грамотно высказать свои мысли. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок - нужна долгая, систематическая работа учащихся и учителей.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. Проблемой развития речи занимались такие ученые, как М.Т. Баранов, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, В.В. Голубков, Н.И. Жинкин, В. А. Кан-Калик, Г.М. Кучинский, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов,
А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, Н.И. Рождественский, И.М. Шаркаева, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин.
Современные школьники оказываются в разных коммуникативных ситуациях, все чаще им приходится участвовать в научных мероприятиях различного уровня, где бывает необходимо построить устное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, что в свою очередь требует от учащихся владения определенными навыками устной речи. Большими возможностями с этой точки зрения обладает обучение младших школьников умению строить развернутые ответы на лингвистические темы. Это достаточно сложный жанр и больше подходит для учащихся среднего звена, однако, преобладающее число упражнений в некоторых современных учебниках по русскому языку для начальной школы предполагают анализ языковых явлений, систематизацию, обобщение, формулирование своей позиции, приведение доказательств. Достаточно часто с этой целью используются образцы рассуждений, алгоритмы действий.
Актуальностью исследования определяется выбор темы нашей выпускной квалификационной работы «Совершенствование навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы».
Проблема исследования: каковы методические условия
совершенствования навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: процесс совершенствования навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Предмет исследования: методические условия совершенствования навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой совершенствование навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы на уроках русского языка будет успешным, если:
1. Используются различные типы развернутых ответов на лингвистические темы на разных этапах урока.
2. Учитываются структурные и содержательные особенности развернутых ответов на лингвистические темы.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть совершенствование навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы как лингвометодическую проблему.
2. Дать характеристику устной формы речи.
3. Рассмотреть развернутые ответы на лингвистические темы как средство формирования навыков устной речи младших школьников.
4. Проанализировать опыт учителей по проблеме исследования.
5. Разработать комплекс упражнений по совершенствованию навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования - учащиеся 3 класса МОУ «Уразовская СОШ № 1» Валуйского района, Белгородской области. Обучение по русскому языку осуществляется по программе «Русский язык» С.В. Иванова. Авторами учебников являются С.В. Иванов, А. О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко (УМК «Начальная школа XXI века»).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы совершенствования навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы» раскрывается понятие об устной речи, рассмотрены требования к устной речи, дана характеристика развернутых ответов на лингвистические темы и выявлены их возможности в формировании навыков устной речи младших школьников.
Во второй главе «Методические основы совершенствования навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы» рассмотрен опыт методистов по исследуемой проблеме, представлено описание экспериментальной работы.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список содержит 50 наименований источников. Содержание работы изложено на 52 страницах.
Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие устной речи - важная задача обучения родному языку, это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике, правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над грамотным письмом - вот основное содержание уроков по русскому языку в начальных классах.
Проведенное нами исследование показало, что проблема совершенствования навыков устной речи младших школьников актуальна. Создание учащимися развернутых ответов на лингвистические темы - это одно из направлений совершенствования навыков устной речи, которое является значимым в современной школе.
При обучении составлению развернутых ответов учащихся на лингвистические темы необходимо учитывать ряд требований: четкость, ясность, логичность, последовательность построения высказывания, использование лексических средств, чистота речи.
Как показывает практика, создание развернутых ответов у учащихся начальной школы вызывает массу трудностей, их ответы часто не соответствуют выше предъявляемым требованиям. Младшие школьники должны научиться планировать устный ответ, продумывать его структуру, последовательность предложений.
Анализируя труды исследователей по развитию устной связной речи, мы пришли к выводу, что решение данной проблемы - одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка.
При анализе программ, учебников и опыта учителей нами был сделан вывод о том, что методисты и учителя обращаются к проблеме обучения составлению развернутых ответов на лингвистические темы учащихся начальной школы с целью совершенствования навыков устной речи. Но это не является достаточно разработанной темой в методике. Не всегда задания, предлагаемые для выполнения, содержат план ответа, рекомендуемый для создания развернутых ответов на лингвистические темы.
В нашем исследовании мы предприняли попытку разработать комплекс заданий, направленных на совершенствование навыков устной речи. Данная система способствовала повышению уровня формирования навыков устной речи у учащихся в плане создания развернутых высказываний.
При обучении учащихся составлению развернутых ответов на лингвистические темы необходимо использовать образцы ответов. Данный способ позволит учащимся создавать подобного рода высказывания. В роли образца устного ответа может выступать образец развернутого высказывания учителя.
Устные ответы учащихся необходимо обсуждать, это дает возможность судить о результатах проведенной работы, об успехах отдельных учеников, что позволяет конкретизировать задачи работы над устными развернутыми ответами.
На уроках русского языка в начальной школе необходимо выполнять задания, направленные на правильное построение устных развернутых ответов, т.е. содержательно и аргументировано отвечать на вопросы лингвистического характера.
Проведенная экспериментальная работа позволила убедиться в правильности выдвинутых положений гипотезы.
Мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы совершенствования навыков устной речи младших школьников в процессе создания развернутых ответов на лингвистические темы.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями в учебно-воспитательном процессе, что доказывает практическую значимость проведенного исследования.



1. Андреенко Т.В. Языки и подъязыки в устной речи / Т.В. Андреенко. - М.: Горьковский госпединститут иностранных языков, 1975. - 144 с.
2. Ахманова О.С. Развитие устной связной речи / О.С. Ахманова. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с.
3. Арзуманова Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи / Т.В. Арзуманова // Начальная школа. - 2006. - № 9. - С. 44-47.
4. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика / Л.Г. Барлас. - М.: Просвещение, 1978. - 260 с.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 230 с.
6. Буслаев Ф.И. Развитие устной речи / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение,
1989. - 230 с.
7. Буш Г. Диалогика и творчество / Г. Буш. - Рига.: Авотс, 1985. - 323 с.
8. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка /
Л.И. Величко. - М.: Просвещение, 2001. - 128 с.
9. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа,
1990. - 234 с.
10. Голубков В.В. Ораторское искусство / В.В. Голубков. - М.: Искусство, 1990. - 347 с.
11. Ерастов Н.П. Устная связная речь / Н.П. Ерастов. - М.: Просвещение,
1996. - 347 с.
12. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 1998. - 367 с.
13. Звегинцев В. А. Язык и его лингвистическая теория / В. А. Звегинцев. - М.: МГУ, 2004. - 247 с.
14. Земская Е.А. Городская устная речь и задачи ее изучения. Разновидности городской устной речи / Е.А. Земская. - М.: Наука, 1988. - 221 с.
15. Земская Е.А. Русская разговорная речь / Земская Е.А, Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. - М.: Наука, 1981. - 340 с.
16.Звоницкая А.С. Формирование устной речи / А.С. Звоницкая. - М.: Наука, 1990. - 234 с.
17. Закожурникова В.А. Работа над предложением и связной речью в начальной школе / В. А. Закожурникова. - М.: Прогресс, 1995. - 345 с.
18. Иванов С.В. Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / С.В. Иванов [и др.]. - М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2017.
19. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. "Русский язык. 1-4 классы. Программа, планирование, контроль. ФГОС / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. - М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2018. - 384 с.
20. Иванова С.В. Язык и речь / С.В. Иванова. - М.: Вентана - Граф, 2008. - 160 с.
21. Капанадзе Л. А. Роль жеста в разговорной речи. Русская разговорная речь / Л.А. Капанадзе, Е.В. Красильникова. - Саратов.: Прогресс, 1970. - 148 с.
22. Кожин А.Н. Функциональные типы разговорной речи / А.Н. Кожин, О.А. Крылова, В.В. Одинцов. - М.: Просвещение, 1982. - 231 с.
23. Колокольцев Н.В. Грамматика литературы / Н.В. Колокольцев. - М.: Наука, 1990. - 342 с.
24. Коробова Н.Н. Речевое развитие младшего школьника / Н.Н. Коробова // Начальная школа. - 2008. - № 2. - С. 44.
25. Лаптева О.А. Литературная и диалектная разновидность устно-разговорного стиля синтаксиса и перспективы их сопоставительного изучения / О.А. Лаптева. - М.: Просвещение, 1976. - 345 с.
26. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - М.: Наука, 1998. - 136 с.
27. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей /
Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1998. - 210 с.
28. Логачева С.В. Роль имени прилагательного в устной речи / С.В. Логачева // Начальная школа. - 2007. - № 6. - С. 76.
29. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах /
М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2004. - 464
с.
30. Мальцева К.В. Устная речь / К.В. Мальцева. - М.: Просвещение, 1998. - 321с.
31 .Никитина Л. А. Правописание родовых окончаний имен прилагательных / Л. А. Никитина // Начальная школа. - 2005. - № 12. - С. 76.
32. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Просвещение, 1989. - 924 с.
33. Пустовалов П.С. Пособие по развитию речи / П.С. Пустовалов, М.П. Сенкевич. М.: Наука, 1987. - 300 с.
34. Политова Н.И. Развитие речи / Н.И. Политова. - М.: Наука, 1997. - 236 с.
35. Полякова А.В. Русский язык / А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2008. - 176с.
36. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования / Т.Г. Рамзаева // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 14-23.
37. Речевое развитие младших школьников / под ред. Н.С. Рождественского. - М.: Просвещение, 1997. - 132 с.
38. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников / Н.С. Рождественский. - М.: Просвещение, 1999. - 321 с.
39. Розенталь Д.Э. Словарь - справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь. - М.: Просвещение, 1996. - 400 с.
40. Рубинштейн С.Л. Речевое развитие учащихся / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1998. - 267 с.
41. Рыбникова М.А. Очерки по методике русского языка / М.А. Рыбникова. - М.: Просвещение, 2001. - 248 с.
42. Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь / О.Б. Сиротинина. - М.: Просвещение, 2002. - 188 с.
43. Старостина Е.В. Повторение сведений об основных типах склонения имен существительных / Е.В. Старостина // Начальная школа. - 2006. - № 9. -
С. 83.
44. Соловейчик М.С. Развитие умений связной речи у младших школьников / М.С. Соловейчик // Начальная школа. - 1995. - № 7 - С. 25-30.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
46. Ушаков Н.Н. Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе / Н.Н. Ушаков. - М.: Просвещение,
1999. - 234 с.
47. Шаркаева И.М. Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников. - URL: http://www.rae.ru/forum (дата обращения: 22.04.2018).
48. Шахнарович А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся / А.М. Шахнарович // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. пер. - М.: Просвещение, 1998. - С. 16-18.
49. Шведова Н.Ю. К изучению русской диалогической речи / Н.Ю. Шведова // Вопросы языкознания. - 2004. - № 1. - С. 154.
50. Шишкина И.В. Психолого-педагогические технологии в процессе обучения русскому языку / И.В. Шишкина // Начальная школа. - 2008. - № 7. - С. 34 - 38.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ