ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы совершенствования навыков 8 устной речи младших школьников при создании
развернутых ответов на лингвистические темы
1.1. Совершенствование навыков устной речи младших 8
школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы как лингвометодическая проблема
1.2. Устная форма речи и ее характеристика 16
1.3. Развёрнутые устные ответы на лингвистические темы как 20
средство совершенствования навыков устной речи младших школьников
Глава 2. Методические основы совершенствования навыков устной 29 речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы
2.1. Анализ опыта учителей, методистов по проблеме 29
исследования
2.2. Экспериментальная работа по совершенствованию навыков 32
устной речи младших школьников в процессе создания развернутых ответов на лингвистические темы
Заключение 47
Библиографический список 49
Глава 1. Теоретические основы совершенствования навыков 8 устной речи младших школьников при создании
развернутых ответов на лингвистические темы
1.1. Совершенствование навыков устной речи младших 8
школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы как лингвометодическая проблема
1.2. Устная форма речи и ее характеристика 16
1.3. Развёрнутые устные ответы на лингвистические темы как 20
средство совершенствования навыков устной речи младших школьников
Глава 2. Методические основы совершенствования навыков устной 29 речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы
2.1. Анализ опыта учителей, методистов по проблеме 29
исследования
2.2. Экспериментальная работа по совершенствованию навыков 32
устной речи младших школьников в процессе создания развернутых ответов на лингвистические темы
Заключение 47
Библиографический список 49
Актуальной темой на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи продолжает оставаться одним из основных направлений деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как относительно небольшая часть выпускников общеобразовательных школ хорошо владеет навыками устной речи.
Работа по развитию речи требует времени. Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода. Уровень развития речи значительного числа школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся. Именно этим обусловлена актуальность темы.
Современные педагоги обеспокоены тем, что дети сегодня не умеют выражать свои мысли. Большинство учеников не способны использовать в разговоре все возможности языка и могут составлять только короткие фразы, не умеют высказать ясную и законченную мысль, даже на своем родном языке. А учителя старших классов признают, что у значительного числа учеников есть трудности с письмом, даже если им требуется написать самые простые предложения. Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по тем или иным предметам. Речь - фактор развивающего обучения. Важность исследования проблемы развития речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает младший школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. На сегодняшний день учащиеся начальных классов недостаточно говорят на уроках, практически обходятся отдельными высказываниями, односложными словами «да» и «нет». Это происходит по разным причинам: отсутствие мотивированных речевых ситуаций, создаваемых учителем; исключение потребности в монологе; элементарным неумением грамотно высказать свои мысли. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок - нужна долгая, систематическая работа учащихся и учителей.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. Проблемой развития речи занимались такие ученые, как М.Т. Баранов, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, В.В. Голубков, Н.И. Жинкин, В. А. Кан-Калик, Г.М. Кучинский, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов,
А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, Н.И. Рождественский, И.М. Шаркаева, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин.
Современные школьники оказываются в разных коммуникативных ситуациях, все чаще им приходится участвовать в научных мероприятиях различного уровня, где бывает необходимо построить устное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, что в свою очередь требует от учащихся владения определенными навыками устной речи. Большими возможностями с этой точки зрения обладает обучение младших школьников умению строить развернутые ответы на лингвистические темы. Это достаточно сложный жанр и больше подходит для учащихся среднего звена, однако, преобладающее число упражнений в некоторых современных учебниках по русскому языку для начальной школы предполагают анализ языковых явлений, систематизацию, обобщение, формулирование своей позиции, приведение доказательств. Достаточно часто с этой целью используются образцы рассуждений, алгоритмы действий.
Актуальностью исследования определяется выбор темы нашей выпускной квалификационной работы «Совершенствование навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы».
Проблема исследования: каковы методические условия
совершенствования навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: процесс совершенствования навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Предмет исследования: методические условия совершенствования навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой совершенствование навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы на уроках русского языка будет успешным, если:
1. Используются различные типы развернутых ответов на лингвистические темы на разных этапах урока.
2. Учитываются структурные и содержательные особенности развернутых ответов на лингвистические темы.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть совершенствование навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы как лингвометодическую проблему.
2. Дать характеристику устной формы речи.
3. Рассмотреть развернутые ответы на лингвистические темы как средство формирования навыков устной речи младших школьников.
4. Проанализировать опыт учителей по проблеме исследования.
5. Разработать комплекс упражнений по совершенствованию навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования - учащиеся 3 класса МОУ «Уразовская СОШ № 1» Валуйского района, Белгородской области. Обучение по русскому языку осуществляется по программе «Русский язык» С.В. Иванова. Авторами учебников являются С.В. Иванов, А. О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко (УМК «Начальная школа XXI века»).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы совершенствования навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы» раскрывается понятие об устной речи, рассмотрены требования к устной речи, дана характеристика развернутых ответов на лингвистические темы и выявлены их возможности в формировании навыков устной речи младших школьников.
Во второй главе «Методические основы совершенствования навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы» рассмотрен опыт методистов по исследуемой проблеме, представлено описание экспериментальной работы.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список содержит 50 наименований источников. Содержание работы изложено на 52 страницах.
Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.
Работа по развитию речи требует времени. Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода. Уровень развития речи значительного числа школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся. Именно этим обусловлена актуальность темы.
Современные педагоги обеспокоены тем, что дети сегодня не умеют выражать свои мысли. Большинство учеников не способны использовать в разговоре все возможности языка и могут составлять только короткие фразы, не умеют высказать ясную и законченную мысль, даже на своем родном языке. А учителя старших классов признают, что у значительного числа учеников есть трудности с письмом, даже если им требуется написать самые простые предложения. Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по тем или иным предметам. Речь - фактор развивающего обучения. Важность исследования проблемы развития речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает младший школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. На сегодняшний день учащиеся начальных классов недостаточно говорят на уроках, практически обходятся отдельными высказываниями, односложными словами «да» и «нет». Это происходит по разным причинам: отсутствие мотивированных речевых ситуаций, создаваемых учителем; исключение потребности в монологе; элементарным неумением грамотно высказать свои мысли. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок - нужна долгая, систематическая работа учащихся и учителей.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. Проблемой развития речи занимались такие ученые, как М.Т. Баранов, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, В.В. Голубков, Н.И. Жинкин, В. А. Кан-Калик, Г.М. Кучинский, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов,
А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, Н.И. Рождественский, И.М. Шаркаева, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин.
Современные школьники оказываются в разных коммуникативных ситуациях, все чаще им приходится участвовать в научных мероприятиях различного уровня, где бывает необходимо построить устное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, что в свою очередь требует от учащихся владения определенными навыками устной речи. Большими возможностями с этой точки зрения обладает обучение младших школьников умению строить развернутые ответы на лингвистические темы. Это достаточно сложный жанр и больше подходит для учащихся среднего звена, однако, преобладающее число упражнений в некоторых современных учебниках по русскому языку для начальной школы предполагают анализ языковых явлений, систематизацию, обобщение, формулирование своей позиции, приведение доказательств. Достаточно часто с этой целью используются образцы рассуждений, алгоритмы действий.
Актуальностью исследования определяется выбор темы нашей выпускной квалификационной работы «Совершенствование навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы».
Проблема исследования: каковы методические условия
совершенствования навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: процесс совершенствования навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Предмет исследования: методические условия совершенствования навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой совершенствование навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы на уроках русского языка будет успешным, если:
1. Используются различные типы развернутых ответов на лингвистические темы на разных этапах урока.
2. Учитываются структурные и содержательные особенности развернутых ответов на лингвистические темы.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть совершенствование навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы как лингвометодическую проблему.
2. Дать характеристику устной формы речи.
3. Рассмотреть развернутые ответы на лингвистические темы как средство формирования навыков устной речи младших школьников.
4. Проанализировать опыт учителей по проблеме исследования.
5. Разработать комплекс упражнений по совершенствованию навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования - учащиеся 3 класса МОУ «Уразовская СОШ № 1» Валуйского района, Белгородской области. Обучение по русскому языку осуществляется по программе «Русский язык» С.В. Иванова. Авторами учебников являются С.В. Иванов, А. О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко (УМК «Начальная школа XXI века»).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы совершенствования навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы» раскрывается понятие об устной речи, рассмотрены требования к устной речи, дана характеристика развернутых ответов на лингвистические темы и выявлены их возможности в формировании навыков устной речи младших школьников.
Во второй главе «Методические основы совершенствования навыков устной речи младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы» рассмотрен опыт методистов по исследуемой проблеме, представлено описание экспериментальной работы.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список содержит 50 наименований источников. Содержание работы изложено на 52 страницах.
Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.
Развитие устной речи - важная задача обучения родному языку, это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике, правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над грамотным письмом - вот основное содержание уроков по русскому языку в начальных классах.
Проведенное нами исследование показало, что проблема совершенствования навыков устной речи младших школьников актуальна. Создание учащимися развернутых ответов на лингвистические темы - это одно из направлений совершенствования навыков устной речи, которое является значимым в современной школе.
При обучении составлению развернутых ответов учащихся на лингвистические темы необходимо учитывать ряд требований: четкость, ясность, логичность, последовательность построения высказывания, использование лексических средств, чистота речи.
Как показывает практика, создание развернутых ответов у учащихся начальной школы вызывает массу трудностей, их ответы часто не соответствуют выше предъявляемым требованиям. Младшие школьники должны научиться планировать устный ответ, продумывать его структуру, последовательность предложений.
Анализируя труды исследователей по развитию устной связной речи, мы пришли к выводу, что решение данной проблемы - одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка.
При анализе программ, учебников и опыта учителей нами был сделан вывод о том, что методисты и учителя обращаются к проблеме обучения составлению развернутых ответов на лингвистические темы учащихся начальной школы с целью совершенствования навыков устной речи. Но это не является достаточно разработанной темой в методике. Не всегда задания, предлагаемые для выполнения, содержат план ответа, рекомендуемый для создания развернутых ответов на лингвистические темы.
В нашем исследовании мы предприняли попытку разработать комплекс заданий, направленных на совершенствование навыков устной речи. Данная система способствовала повышению уровня формирования навыков устной речи у учащихся в плане создания развернутых высказываний.
При обучении учащихся составлению развернутых ответов на лингвистические темы необходимо использовать образцы ответов. Данный способ позволит учащимся создавать подобного рода высказывания. В роли образца устного ответа может выступать образец развернутого высказывания учителя.
Устные ответы учащихся необходимо обсуждать, это дает возможность судить о результатах проведенной работы, об успехах отдельных учеников, что позволяет конкретизировать задачи работы над устными развернутыми ответами.
На уроках русского языка в начальной школе необходимо выполнять задания, направленные на правильное построение устных развернутых ответов, т.е. содержательно и аргументировано отвечать на вопросы лингвистического характера.
Проведенная экспериментальная работа позволила убедиться в правильности выдвинутых положений гипотезы.
Мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы совершенствования навыков устной речи младших школьников в процессе создания развернутых ответов на лингвистические темы.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями в учебно-воспитательном процессе, что доказывает практическую значимость проведенного исследования.
Проведенное нами исследование показало, что проблема совершенствования навыков устной речи младших школьников актуальна. Создание учащимися развернутых ответов на лингвистические темы - это одно из направлений совершенствования навыков устной речи, которое является значимым в современной школе.
При обучении составлению развернутых ответов учащихся на лингвистические темы необходимо учитывать ряд требований: четкость, ясность, логичность, последовательность построения высказывания, использование лексических средств, чистота речи.
Как показывает практика, создание развернутых ответов у учащихся начальной школы вызывает массу трудностей, их ответы часто не соответствуют выше предъявляемым требованиям. Младшие школьники должны научиться планировать устный ответ, продумывать его структуру, последовательность предложений.
Анализируя труды исследователей по развитию устной связной речи, мы пришли к выводу, что решение данной проблемы - одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка.
При анализе программ, учебников и опыта учителей нами был сделан вывод о том, что методисты и учителя обращаются к проблеме обучения составлению развернутых ответов на лингвистические темы учащихся начальной школы с целью совершенствования навыков устной речи. Но это не является достаточно разработанной темой в методике. Не всегда задания, предлагаемые для выполнения, содержат план ответа, рекомендуемый для создания развернутых ответов на лингвистические темы.
В нашем исследовании мы предприняли попытку разработать комплекс заданий, направленных на совершенствование навыков устной речи. Данная система способствовала повышению уровня формирования навыков устной речи у учащихся в плане создания развернутых высказываний.
При обучении учащихся составлению развернутых ответов на лингвистические темы необходимо использовать образцы ответов. Данный способ позволит учащимся создавать подобного рода высказывания. В роли образца устного ответа может выступать образец развернутого высказывания учителя.
Устные ответы учащихся необходимо обсуждать, это дает возможность судить о результатах проведенной работы, об успехах отдельных учеников, что позволяет конкретизировать задачи работы над устными развернутыми ответами.
На уроках русского языка в начальной школе необходимо выполнять задания, направленные на правильное построение устных развернутых ответов, т.е. содержательно и аргументировано отвечать на вопросы лингвистического характера.
Проведенная экспериментальная работа позволила убедиться в правильности выдвинутых положений гипотезы.
Мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы совершенствования навыков устной речи младших школьников в процессе создания развернутых ответов на лингвистические темы.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями в учебно-воспитательном процессе, что доказывает практическую значимость проведенного исследования.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ СОЗДАНИИ
РАЗВЕРНУТЫХ ОТВЕТОВ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2013 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - Особенности связной устной речи младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Актуальное состояние развития устной речи младших школьников различных нозологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Формирование интонационной выразительности речи младшего школьника через обучение пересказу (Иркутский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025



