СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ
ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ
ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА НА ОСНОВЕ
ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА
ПРИМЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ПОСТА МАПП РОВЕНЬКИ
БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ 7
РАЗДЕЛ II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ,
ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ
ЛИЦАМИ 24
РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. Формирование единого таможенного пространства на территории республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики и Российской Федерации, объединившихся в таможенный союз, значительно изменили систему таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах-членах ЕАЭС.
Единое таможенное пространство устранило барьеры во взаимной торговле и обозначило необходимость формирования общих инструментов, регулирующие внешнюю торговлю с третьими странами.
В условиях постоянного роста объема внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы становится необходимым применение новых технологий в области таможенного оформления и таможенного контроля.
Под «новыми технологиями» подразумеваются в первую очередь те, которые основаны на использовании современных информационных систем и электронной передаче данных.
Данные технологии, призваны упростить и ускорить процессы таможенного оформления и таможенного контроля, путем их автоматизации. Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно¬технической революции последних десятилетий.
Информационные технологии - это методы, способы, средства, которые помогают произвести сбор, регистрацию, хранение, поиск, накопление, обработку, генерацию, анализ, передачу и распространение данных, информацию и знания.
Информация технологии при таможенном контроле товаров перемещаемых физическими лицами уменьшает степень неопределенности и неполноту знаний и позволяет принимать обоснованные и правильные решения.
Степень разработанности темы. Проблема исследования применения информационных технологий при таможенном контроле товаров, перемещаемых физическими лицами, является актуальной для отечественной науки. Достаточно широко освещена она и в специальной литературе.
Теоретическую основу дипломной работы составили исследования по изучению таможенного контроля товаров таких отечественных авторов как: Е.Л. Андрейчук, П.Н. Афонин, Г.А. Маховикова, В.В. Покровская .
Вопросами изучения информационных технологий в таможенных органах Российской Федерации в условиях Таможенного союза занимались: Г.И. Немирова, В.Г. Пансков, А.Я. Черныш .
Проблемы теории и практики применения таможенных процедур в таможенной организации исследовали: Г.В. Баландина, Т.В. Кириллова, А.К. Моденов, Л.А. Попова, Г.Ф. Суркичин .
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами на основе применения информационных технологий и недостаточной разработанностью методов решения данной задачи.
Объект исследования - организация таможенного контроля товаров на основе применения информационных технологий в современной системе экономических и правовых отношений.
Предмет исследования - технология применения информационных технологий при таможенном контроле товаров перемещаемых физическими лицами в рамках современного таможенного регулирования на таможенном посту МАНН Ровеньки Белгородской таможни.
Цель дипломной работы - разработать рекомендации по совершенствованию таможенного контроля товаров перемещаемых физическими лицами на основе применения информационных технологий на таможенном посту МАНН Ровеньки Белгородской таможни.
Задачи исследования:
1) исследовать теоретические основы таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами;
2) провести исследование организации таможенного контроля товаров перемещаемых физическими лицами на таможенном посту МАНН Ровеньки Белгородской таможни;
3) определить основные направления совершенствования
таможенного контроля товаров перемещаемых физическими лицами на основе применения информационных технологий.
Теоретико-методологическую основу составляют положения и выводы научных трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам организации таможенного контроля товаров перемещаемых физическими лицами (А.В. Гребенников, Н.А. Дубинский, Д.Р. Зарипов, М.А. Лабоськин, Р.Н. Шоренков)1.
При решении поставленных задач использовались методы статистической обработки информации, сравнительного анализа, а также табличные и графические приемы визуализации данных.
Эмпирическую базу исследования послужили: Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Приказы и распоряжения ФТС России 1, статистические данные Белгородской таможни.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что выводы представленные в работе развивают положения теории применения информационных технологий при таможенном контроле товаров перемещаемых физическими лицами, способствуют развитию перспективных направлений последующих научных исследований в области информационных технологи.
Результаты исследования могут быть использованы в деятельности таможенного поста МАНН Ровеньки Белгородской таможни.
Активное экономическое развитие ЕАЭС, рост внешнеэкономических связей, неизбежно приводит к увеличению товарооборота, грузооборота, пассажиропотока и количества транспортных средств, пересекающих таможенную границу ЕАЭС. Эта нагрузка ложится на плечи таможенных органов, которые обязаны организовать и регулировать процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.
От организации работы таможен, таможенных постов зависит соблюдение таможенного законодательства субъектами внешнеторговой деятельности, их добросовестное декларирование товаров, соблюдение требований и условий, запретов и ограничений. Эти факторы оказывают влияние на пополнение государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, также на экономическую, общественную и государственную безопасность страны.
В связи с этим, является необходимым модернизировать и совершенствовать таможенные органы Российской Федерации в области таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Модернизация должна происходить за счет оптимизации внедряемых информационных технологий, их практической реализацией, а так же повышением уровня профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов в области применения информационных технологий при совершении таможенного контроля товаров и транспортных средств перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.
Главной задачей информационных технологий является управление информацией внутри таможенной системы с целью повышения эффективности таможенного оформления и контроля, создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и при этом максимальное выявление нарушений таможенного законодательства. В современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым и прозрачным. Основным направлением совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств перемещаемых физическими лицами является развитие информационных таможенных систем, посредством внедрение технологий электронного декларирования, предварительного информирования - интегрированных с системами управления рисками.
В соответствии с действующим законодательством государств-членов ЕАЭС, все лица на равных условиях имеют право на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС и вывоз с такой территории товаров и транспортных средств. Физические лица вправе перемещать товары для личного пользования в упрощенном льготном порядке. Так товары, перемещаемые физическими лицами не в коммерческих целях, полностью или частично освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов и от применения мер нетарифного регулирования. Для отдельных категорий товаров могут применяться стоимостные или количественные ограничения, при превышении норм которых, подразумевается уплата таможенных пошлин.
Для осуществления таможенного контроля в отношении товаров перемещаемых физическими лицами применяются только те формы таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства стран-участниц ЕАЭС. По общему правилу, таможенный контроль подразделяется на документальный и фактический.
Документальный контроль подразумевает проверку документов и сведений, необходимых для таможенных целей, проверку системы учета и отчетности, в том числе пассажирскую таможенную декларацию.
Фактический контроль направлен на выявление фактов сокрытия товаров от таможенных органов. Данный вид таможенного контроля осуществляется путем применения форм таможенного контроля направленных на выявление тайников и потайных мест, в их числе - таможенный осмотр, таможенный досмотр и личный таможенный досмотр.
Таможенный пост МАНН Ровеньки Белгородской таможни является таможенным органом, входящим в состав федеральной централизованной системы таможенных органов Российской Федерации, а так же реализующим задачи и функции ФТС России в регионе деятельности таможенного поста в пределах своей компетенции.
Проанализировав показатели таможенного поста МАНН Ровеньки за 2013-2015 годы, был выявлен ежегодный прирост совершения административных правонарушений. Отсюда следует, что существует необходимость в совершенствовании средств таможенного контроля, посредством оптимизации информационных технологий, которые в свою очередь позволят таможенному органу проводить более тщательную проверку, несут в себе обширную информативную базу касаемо физических лиц перемещающих товары через таможенную границу ЕАЭС.
С момента появления технологий предварительного информирования и электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации и на таможенном посту МАНН Ровеньки в частности, произошли кардинальные изменения в области таможенного оформления и таможенного контроля физических лиц, товаров и транспортных средств. Значительно сократилось время проведения обязательных таможенных мероприятий в отношении лиц пересекающих таможенную территорию на государственной границе, так же усилился контроль над обеспечением соблюдения правил таможенно-правовых отношений, требований и норм таможенного законодательства.
С появлением мобильного инспекционно-досмотрового комплекса на таможенном посту МАНН Ровеньки реализовалась возможность проводить проверку без вскрытия упаковки товара, что в свою очередь позволило значительно ускорить процесс прохождения грузов, снизить сроки досмотра товаров, дало возможность принятия оперативных решений о дополнительных формах таможенного контроля, а также, в зависимости от номенклатуры и направления перемещения товаров, обозначить дальнейшие приоритеты в проведении таможенного контроля.
Так же существует потребность в совершенствовании системы управления рисками, одним из главных направлений которой, является применение принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений таможенного законодательства.
В целом представленные направления совершенствования в дипломной работе по нашему мнению будут способствовать повышению эффективности таможенного контроля товаров перемещаемых физическими лицами, в том числе на таможенном посту МАНН Ровеньки Белгородской таможни.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Международные правовые акты». Информ. банк «Международное право».
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 08.05.2015) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014.) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст.4398.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк. «Версия Проф».
5. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
6. О государственной границе Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 1.04.1993г. № 4730-1 (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. - 1993. - № 84. - 4 мая.
7. О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском [Текст] : Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» Информ. банк. «Версия
Проф» Разд. «Законодательство».
8. О системе государственной службы Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
9. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
10. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 48. - Ст. 6252.
11. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 30 января 2001г. № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст. 3.
12. О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 2. - Ст. 260.
13. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
14. Об утверждении Общего положения о таможенном посте [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1701 (ред. от 04.09.2014) // Российская газета. - 2014. - № 266. - 21 ноября.
15. Артемов, Н.М. Таможенный контроль [Текст] / Н.М. Артемов // Молодой ученый. - 2011. - № 2. - С. 57-61.
16. Андрейчук, Е. Л. К вопросу о таможенном контроле товаров [Текст] / Е. Л. Андрейчук // Экономика таможенного дела. - 2013. - № 3. - С. 24-29.
17. Афонин, П. Н. История развития таможенного контроля [Текст] / П. Н. Афонин // Молодой ученый. - 2012. - № 1. - С. 115-118.
18. Балабанов, И. Т. Внешнеэкономические связи [Текст] / И. Т. Балабанов // Экономика таможенного дела. - 2010. - № 2 - С. 26-33.
19. Баландина, Г. В. Как улучшить таможенное законодательство [Текст] / Г. В. Баландина // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2014. - № 4. - С. 34-41.
20. Вобликов, А. Б. К вопросу о таможенных формах контроля [Текст] /
А. Б. Вобликов // Таможенное право. - 2011. - С. 33-38.
21. Вобликов, А. Б. О таможенном контроле [Текст] / А. Б. Вобликов// Таможенное право. - 2011. - № 3. - С. 34-39.
22. Гончарова, О. А Торговые барьеры на пути к свободной международной торговле [Текст] / О. А. Гончарова // Российский Экономический Журнал. - 2012. - № 8. - С. 25-31.
23. Гребенников, А. В. Правовые аспекты международных правовых актов, регламентирующих временный ввоз товаров, участниками которых являются государства-члены евразийского экономического союза [Текст] / А. В. Гребенников // Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития. - 2014. - № 2. - С.125-133.
24. Докучаев, Е. С. Основы внешнеэкономической деятельности [Текст] / Е. С. Докучаев // Таможенное право. - 2012. - № 2. - С. 53-58.
25. Дубинский, Н. А. Таможенная процедура временного ввоза: особенности и преимущества [Текст] / Н. А. Дубинских // Налоговая политика и практика. - 2012. - № 9. - С. 78-80.
26. Ершов, А. Д. Основы управления и организации в таможенном деле [Текст] / А. Д. Ершов // Молодой ученый. - 2013. - № 3. - С. 47-51.
27. Жиляев, К. В. Основные тенденции развития международной торговли [Текст] / К. В. Жиляев // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 6. - С. 32-40.
28. Зарипов, Д. Р. Некоторые аспекты таможенного регулирования лизинговых отношений при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза [Текст] / Д. Р. Зарипов // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 2. -С. 80-83.
29. Кенчинбаев, Р. Р. Концепция построения механизма таможенного регулирования [Текст] / Кенчинбаев Р. Р. // Вестник Российской таможенной академии. - 2010. - № 7. - С. 48-63.
30. Кириллова Т.В. Таможенные процедуры: особенности и практика применения [Текст] / Т. В. Кириллова // Экономика и право. - 2013. - № 12. - С. 19-25.
31. Козлов, Е. Ю. Основы таможенно-тарифного регулирования по праву Европейского Союза [Текст] / Е. Ю. Козлов // Проблемы современного законодательства. - 2011. - № 4. - С. 42-50.
32. Козяльнев, А. А. Таможенные пошлины [Текст] / А. А. Козяльнев // Хозяйство и право. - 2013. - № 1. - С. 10-16.
33. Лабоськин, М. А. Таможенные и налоговые льготы,
предосталяемые в рамках таможенных процедур [Текст] / М. А. Лабоськин // Налоги и финансы. - 2014. - № 3 (23). - С. 49-52.
34. Маховикова, Г. А. Таможенный контроль товаров в условиях глобализации [Текст] / Г. А. Маховникова // Таможенное дело. - 2012. - № 4 - С. 12-20.
35. Маховикова, Г. А. Таможенный контроль товаров [Текст] / Г. А. Маховникова // Таможенное дело. - 2013. - № 1. - С. 92-96.
36. Моденов, А. К. Гармонизация внутреннего законодательства стран Таможенного союза как основа формирования Евразийского экономического союза [Текст] / А. К. моденов // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. -
2012. - № 2. - С. 46-53.
37. Немирова, Г. И. Информационные технологии в таможенных органах [Текст] / Г. И. Немирова // Экономика таможенного дела. - 2013. - № 3 - С. 89-93.
38. Пансков, В. Г. Совершенствование таможенных информационных технологий [Текст] / В. Г. Пансков // Регулирование внешнеторговой деятельности в России в условиях Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. -
2013. - № 3. - С. 57-61.
39. Покровская, В. В. Развитие таможенного контроля товаров [Текст] /
B. В. Покровская // Таможенное дело. - 2011. - № 2. - С. 84-88.
40. Попова Л. А. Реформирование таможенно-тарифной системы в рамках Таможенного союза [Текст] / Л. А. Попова // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - № 2. - С. 78-82.
41. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / Е. Ф. Прокушев // Молодой ученый. - 2013. - № 4. - С. 27-31.
42. Семенов, К. А. Международные экономические отношения [Текст] / К. А. Семенов // Экономика и право. - 2014. - № 9. - С. 29-35.
43. Суркичин, Г. Ф. Теоретические аспекты правового регулирования таможенных процедур в Российской Федерации [Текст] / Г. Ф. Суркичин // Высшая школа экономики. - 2011. - № 3. - С. 12-18.
44. Черныщ, А. Я. Таможенные информационные технологии [Текст] / А. Я. Черныш // Основы экономики таможенного дела. - 2012. - № 4. -
C. 45-49.
45. Шоренков, Р. Н. Правовое регулирование таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза в таможенном союзе ЕврАзЭС [Текст] / Р. Н. Шоренков // Реформы и право. - 2011. - № 2. - С. 24-32.
46. Язев, В. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики [Текст] / В. А. Язев // Экономика таможенного дела. - 2012. - № 4 - С. 99-103.
47. Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и
порядка заполнения пассажирской таможенной декларации : Решением Комиссия таможенного союза от 18 июня 2010 года № 287 (ред. от 06.10.2015). [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа :
http: //www.eaeunion. org/
48. Основные функции и задачи отдела инновационной деятельности в Белгородской области [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа : http://www.belregion.ru/department/part217/.
49. Официальная публикация в СМИ [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1291552.
50. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Белгородской области [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа : http://belg.gks.ru
51. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа : http://www.customs.ru