ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития физических качеств младших школьников в процессе занятий по этнофитнесу 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития физических качеств у
младших школьников 7
1.2. Формы и методы развития физических качеств у младших
школьников 12
1.3. Этнофитнес как средство развития физических качеств у младших
школьников 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. Опытно-практическая работа по развитию физических качеств младших школьников в процессе занятий по этнофитнесу 23
2.1. Изучение уровня развития физических качеств у младших школьников . 23
2.2. Содержание работы по развитию физических качеств младших
школьников на занятиях по этнофитнесу 31
2.3 Итоги и результаты практической работы 37
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Актуальность исследования. В современное время развития высоких технологий, гаджетов и компьютерных игр физическая активность ребенка уменьшается с каждым днем. Все больше времени дети проводят свой досуг не во дворе или на спортивной площадке, а в виртуальном мире. Отсутствие физических нагрузок и сидячий образ жизни негативно влияют на растущий организм, приводят к нарушению сна, внешнего вида и здоровья в целом. Восполнить ежедневную потребность в движениях и поддержать детский организм в порядке помогут спортивные занятия. Чтобы ребенок вырос здоровым и жизнерадостным, организованным и дисциплинированным, ему просто необходим спорт.
В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы и мотивации для занятий спортом. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.
Регулярные тренировки дисциплинируют ребенка и воспитывают его характер. Существует большое количество разнообразных средств и способов, которые способствуют развитию физических качеств у детей младшего школьного возраста. Одним из путей решения этой проблемы может являться внедрение различных направлений фитнеса в систему школьного физкультурного образования, что будет способствовать обновлению занятий по физической культуре школьников.
Доступность занятий детским фитнесом определяется, прежде всего, тем, что их содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и, в большинстве случаев, не требуется специального дорогостоящего оборудования. Их эффективность заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, развитие двигательных способностей и профилактику 3
различных заболеваний. Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением, создающим положительный психологический настрой, танцевальной и игровой направленностью детского фитнеса, но и стремлением согласовывать свои движения с движениями партнёров в группе, возможностью демонстрировать хорошо отработанные движения, получением удовлетворённости от занятий, что также эмоционально вдохновляет занимающихся и повышает интерес к ним.
Объект исследования: развитие физических качеств у младших школьников.
Предмет исследования: развитие физических качеств младших
школьников посредством занятий по этнофитнесу.
Цель исследования: теоретически обосновать и доказать эффективность занятий по этнофитнесу в развитии физических качеств младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие физических качеств младших школьников на занятиях по этнофитнесу будет эффективными, если учитывать следующие условия:
- занятия по этнофитнесу включают в себя упражнения суставной гимнастики, силовую подготовку, выполнение музыкально-акробатических элементов, подвижные игры;
- упражнения по этнофитнесу постепенно усложняются (от изолированных движений к смешанным, от одноименных к разноименным, от однонаправленных к разнонаправленным, ускорение темпа и др.);
- будет систематически отслеживаться уровень развития физических качеств обучающихся.
Задачи исследования:
- раскрыть особенности развития физических качеств младших школьников;
- разработать программу и содержание занятий по этнофитнесу для детей младшего школьного возраста с целью развития физических качеств;
- провести педагогический эксперимент по развитию физических качеств младших школьников.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- наблюдение;
- тестирование;
- педагогический эксперимент.
Методологическая основа исследования: проблема двигательной активности и развитие физических качеств раскрыты в трудах П.Ф. Лесгафта, В.И. Ляха, Л.П. Матвеева, Н.Н. Кожухова; взаимосвязь физических качеств и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых И.П. Павлова, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучено и охарактеризовано психолого-педагогические аспекты развития физических качеств у младших школьников, определены формы и методы развития физических качеств младших школьников, рассмотрены возможности занятий по этнофитнесу в развитии физических качеств младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.
База исследования: МБОУ «Балыктахская средняя общеобразовательная школа» Мегино-Кангаласского района.
Апробация результатов исследования: Республиканская научно-методическая конференция «Реализация ФГОС в начальной школе: инновационные подходы к организации образовательного процесса» на тему: «Развитие физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности по фитнес-аэробике» (сертификат), VIII Международный научно¬исследовательский конкурс «Студент года 2019» на тему: «Этнофитнес как средство развития физических качеств младших школьников» (диплом 1 степени), III Международный научно-исследовательский конкурс «Студенческие научные достижения» на тему: «Эффективность проведения этнофитнеса для развития физических качеств младших школьников» (Диплом 1 степени).
Структура бакалаврской работы: состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Одна из главных задач современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать у учащихся знания и умения, востребованные в различных областях деятельности, но и пробудить у них личностный мотив к познанию, привить интерес к обучению, сформировать и развить себя со стороны физической культуры.
Поставленные задачи исследования были решены:
- раскрыты особенности развития физических качеств младших школьников;
- разработали программу и содержание занятий по этнофитнесу для детей младшего школьного возраста с целью развития физических качеств;
- провели педагогический эксперимент по развитию физических качеств младших школьников.
Физические качества младшего школьника является важным составляющим в процессе обучения, ведь только в постоянном движении ученик может учиться с интересом, успешно войти в учебный процесс. Проведенное исследование подтверждает, что развитие физических качеств младшего школьного возраста является актуальной, так как спорт играет большую роль в развитии личности ребенка.
Рассмотрев в первой главе психолого педагогические основы физических качеств, формы и методы развития физических качеств младших школьников на занятиях по этнофитнесу во внеурочной деятельности, можно сделать следующий вывод:
Физические качества - это сложный комплекс биологических и психологических качеств организма, которые определяют силовые, скоростно¬силовые и временные характеристики движений человека.
На развитие физических качеств большое влияние оказывают утомляемость на занятиях и в учебном процессе. Быстрая утомляемость учащихся младшего школьного возраста связана развитием высоких 44
технологий, гаджетов и компьютерных игр, поэтому физическая активность ребенка уменьшается с каждым днем. Отсутствие физических нагрузок и сидячий образ жизни негативно влияют на растущий организм, приводят к нарушению сна, внешнего вида и здоровья в целом. Что касается по преодолению этой проблемы: детям надо больше заниматься спортом не только на уроке физической культуры, но и на дополнительных занятиях. Внеурочная деятельность является благоприятным условием для физических качеств на занятиях по этнофитнесу младших школьников. Занятия по этнофитнесу дается легко любому возрасту, помогает быстро и легко усваивать учебный материал.
Проделанная работа на развитие физических качеств на занятиях по этнофитнесу у детей младшего школьного возраста, дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что у исследуемых детей повысился уровень развитие физических качеств. Улучшение показателей обусловлено занятиями по этнофитнесу во внеурочной деятельности. Систематическое занятие спортом во внеурочной деятельности, направленное на развитие физических качеств, расширяет этническое воспитание младших школьников.
Преимущества этнофитнеса заключается в том, что в отличие от традиционных занятий физкультурой, этнофитнес не просто развивает определенные группы мышц, а увеличивает общую эффективность организма, прорабатывая суставы, связки и сухожилия и только потом мышцы; движения не механически следуют одно за другим, а сплетены в единый танец.
По общим результатам опытно-практической работы видим, что наша гипотеза подтвердилась, цели и задачи достигнуты.
1. Ахундов Р.А. Исследование двигательной активности учащихся начальной школы. - Педагогика, 2010. 134 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для студентов факультатива физической культуры педагогического института. М.: Просвещение, 2010. 287 с.
3. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие - М.: Астрель, 2010. 208 с.
4. Борисова В.В. Компоненты педагогической технологии
оздоровительной работы в режиме учебного дня в начальной школе [Электронный ресурс] // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7komponenty-pedagogicheskoy-tehnologii- ozdorovitelnoy-raboty-v-rezhime-uchebnogo-dnya-v-nachalnoy-shkole (дата
обращения: 13.05.2019).
5. Бутин И.М. Развитие физический способностей - М., 2010. 250 с.
6. Ващенко Н.С. Влияние физкультурно-оздоровительной работы на
развитие физических качеств и здоровье младших школьников [электр.ресурс] // Таврический научный обозреватель. 2016. №11-3 16 с. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizkulturno-ozdorovitelnoy-raboty-na- razvitie-fizicheskih-kachestv-i-zdorovie-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 25.03.2019).
7. Грудина С.В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательной процесс школьников // Теория и практика образования в современном мире: материалы II международная научное конференция (г.Санкт-Петербург, нябрь 2012 г.) СПб.: Реноме, 2012. С. 70-72.
8. Гужаловский А.А., Развитие двигательных качеств у школьников - М., 2010. 88 с.
9. Головина Л.Л. Физиологичские особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. - М., 2010. 197 с.
10. Егорова Н.В., Андриянова Е.Ю. Детский фитнес в системе
дополнительного образования [Электронный ресурс] // Вестник спортивной науки. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskii-fitnes-v-sisteme-
dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 08.05.2019).
11. Жуков М.Н. Подвижные игры. - М., 2010. 300 с.
12. Забалуева Т.В. Комплексное развитие физических качеств как
основа формирования осанки школьников младших классов [электр.ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №128. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kompleksnoe-razvitie-fizicheskih-kachestv-kak- osnova-formirovaniya-osanki-shkolnikov-mladshih-klassov (дата обращения: 13.05.2019).
13. Зоциорский В.М. Физические качества спортсмена //Основы теории и методики воспитания. - М.: Физическая культура и спорт, 1996. 200 с.
14. Карманова Л.В., Щебеко В.Н. Физическая культура младшего школьника. М.: Полымя, 2010. 282 с.
15. Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание младшего школьника. М.: Академия, 2010. 230 с.
16. Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва 2008. - 290 с.
17. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания. -М: Изд-во Владос, 2010. 271 с.
18. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. 2004. №1.
19. Косачева Н.В., Биндусов Е.Е. Физический потенциал детей младшего школьного возраста, начинающих заниматься фитнесом./Z Физическая культура, 2011. С. 43-45.
20. Кудряшова Н.М. Модель создания этнотолерантной
образовательной среды в начальной школе [Электронный ресурс] // Ученые записки университета Лесгафта. 2010. №10 68 с. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/model-sozdaniya-etnotolerantnoy-obrazovatelnoy- sredy-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 13.05.2019).
21. Кузнецова Л.В. Формирование культуры здоровья и физической
культуры у школьников как приоритетная задача системы образования [Электронный ресурс]// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013. №4 (29). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-zdorovya-i-fizicheskoy- kultury-u-shkolnikov-kak-prioritetnaya-zadacha-sistemy-obrazovaniya (дата
обращения: 23.05.2019).
22. Кузьмина С. В., Пономарев Г.Н. Комплексное воздействие
упражнений фитбол-аэробики на физическое и эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Ученые записки университета Лесгафта. 2011. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-vozdeystvie-uprazhneniy-fitbol- aerobiki-na-fizicheskoe-i-emotsionalnoe-sostoyanie-detey-mladshego-shkolnogo- vozrasta (дата обращения: 06.05.2019).
23. Курмшина Ю.Ф «Теория и методика физической культуры» // Советский спорт, 2007. №11. С. 72.
24. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. - М.: 2010. 221 с.
25. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. -М.:ФиС, 1987
26. Лиспикая Т.С., Сиднева Л.В. Фитнес-аэробика: методическое пособие. - М.: Федерация аэробика России, 2010. 89 с.
27. Ле Ты Чыонг. Педагогическая диагностика и контроль над физическим состоянием и подготовленностью девочек 6-8 лет, занимающихся гимнастикой в спортивно-оздоровительных группах: автореф, дис. ... канд. пед. наук: РГАФК. -М., 2010. 24 с.
28. Лях В.И., Зданиевич А.А. Дидактика «Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы». Москва, «Просвещение», 2001. 272 с.
29. Матвеев А.П. Физичекая культура 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2009. 32 с.
30. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Актуальные проблемы развития фитнеса в России: Сборник материалов Всероссийской научно -практической конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2010. С. 260.
31. Миллер Э.Б., Блэкмэн К. Упражнения на растяжку: Простая йога везде и в любое время. - М.: Гранд 2000. 229с.
32. Мосийчук Л. В., Мельникович Б. И., Дзюбановский А. Б. Обоснование методики всестороннего развития физических качеств учеников начальных классов [Электронный ресурс] // ППМБПФВС. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-metodiki-vsestoronnego-razvitiya- fizicheskih-kachestv-uchenikov-nachalnyh-klassov (дата обращения: 13.05.2019).
33. Мякинченко Е.Б., Шестакова М.П. Аэробика: теория и методика проведения занятий: учебное пособие для студентов и вузов физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2010. 304 с.
34. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: Владос-пресс, 2010. 248 с.
35. Нигматов З.Г, Мифтахов Р.А., Роль этнопедагогических традиций в модернизации школьного физического воспитания [Электронный ресурс] // КПЖ. 2015. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-etnopedagogicheskih- traditsiy-v-modernizatsii-shkolnogo-fizicheskogo-vospitaniya (дата обращения: 20.05.2019).
36. Новикова Л.А. Воспитание физических способностей детей 7-10 лет средствами фитнеса: автореф. дис. ... канд.пед. наук РГУФК. М.: 2010. 24 с.
37. Одинцова И.Б. Аэробика, шейпинг, стретчинг, калланетика: современные методики. М.: Эксмо. 2010. 256 с.
38. Осипенко Евгений Владиславович Совершенствование
дыхательной функции младших школьников в группах продлённого дня [Электронный ресурс] // Ученые записки университета Лесгафта. 2011. №9.
URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie -dyhatelnoy-funktsii-
mladshih-shkolnikov-v-gruppah-prodlyonnogo-dnya (дата обращения: 27.02.2019).
39. Панфилов О.П., Борисова В. В., Шестакова Т. А., Руднева Л. В.
Фитнес-технологии: классификационный подход [Электронный ресурс]//
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2013. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fitnes-tehnologii-klassifikatsionnyy-podhod (дата обращения: 21.01.2019).
40. Пономарёва Г.Н., Сайкина Е.Г. Фитнес в модернизации физкультурного образования и его роль в оздоровлении населении России: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2010. С. 292.
41. Попова Г.С., Воспитание детей у народа Саха - Якутск: «Бичик», 1998. 80 с.
42. Романова Л. В., Методика использования якутских национальных упражнений и игр на начальном этапе спортивной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: Хабаровск, 2005. 156 с.
43. Росенко С.И., Велединский В.Г. Спортивно-оздоровительные
услуги: своеобразие в контексте сервисной деятельности [Электронный ресурс] // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №12 (118). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sportivno-ozdorovitelnye-uslugi-svoeobrazie-v- kontekste-servisnoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.05.2019).
44. Ротерс М.А. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.: Просвещение, 1989. 175 с.
45. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. 256 с.
46. Сайкина Е.Г. Стратегическая роль фитнеса модернизации физкультурного образования школьников: Монография. СПб: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2012. С. 297.
47. Сайкина Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: Монография. СПб: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2012. С. 301.
48. Скляров А.В., Скляров Д.А., Мунчаев К.М. Дифференцированное
Развитие физических качеств у младших школьников [Электронный ресурс] // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2015. №4 (33). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7differentsirovannoe-razvitie-fizicheskih-kachestv-u- mladshih-shkolnikov (дата обращения: 25.03.2019).
49. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического
воспитания и спорта. - М.: 2010. 350 с.
50. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная.
Возрастная. М.: Тера-спорт, Олимпия пресс, 2001. 520 с.
51. Сомкин А.А. Спортивная аэробика классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов Монография. СПб: Изд-во СПбГАФК, 2011. С. 222.
52. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учебное пособие. - М.: Акалемия, 2009. 368 с.
53. Стрельников В.А. Воспитание выносливости. - Улан-удэ, 2001. 410 с.
54. Тарасова Т.А. Кнтроль физического состояния детей младшего школьного возрата: метод рекомендации. М.: Сфера, 2011. 186 с.
55. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического
воспитания. - М.: физкультура и спорт, 2011. 176 с.
56. Филяков А. И. Развитие физических качеств у детей 12-13 лет
[Электронный ресурс] // Вестник БГУ. 2009. №15. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-fizicheskih-kachestv-u-detey-12-13-let (дата обращения: 25.03.2019).
57. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ ВУЗ. - М.: Издательский центр Академия, 2011. 481 с.