ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО
СПЕКТРА 7
1.1. Общая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра .••••••••••• .••••••••............................................................... .....................7
1.2. Особенности речевого развития дошкольников с расстройствами
аутистического спектра 14
1.3 Организационно-содержательные аспекты коммуникативно-речевого развития дошкольников с расстройствами атистического спектра 20
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 31
2.1. Организация и изучение коммуникативно-речевого развития у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 31
2.2. Методические рекомендации по стимуляции и формированию
коммуникативно-речевых навыков дошкольников с расстройствами
аутистического спектра 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
В детской популяции возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе с парциальной и комплексной недостаточностью. В научной литературе отмечается, что необходимо учитывать индивидуальный подход при определении направления коррекционного воздействия.
Последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Одной из серьезных проблем в системе современного образования является ранний детский аутизм.
Расстройство аутистического спектра на данный момент рассматривается не только как медицинская, социальная, но и как психолого-педагогическая проблема. И если в 2000 году по данным Всемирной Организации Здравоохранения распространённость аутизма составляла от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения, то в 2005 году на 250-300 новорожденных приходился один случай аутизма, а в 2008 году 1 случай на 150 детей. На сегодняшний день по данным Американских центров по контролю и предотвращению заболеваний (U.S. Centrsfor Diseance Controland Prevention), каждый 88 ребенок болеет аутизмом. Среди мальчиков распространенность заболевания выше чем среди девочек, и составляет 1 на 42 человека (9). Это делает актуальным изучение имеющегося практического опыта, а также разработку новых методов коррекционной работы. Аутизм рассматривается в настоящее время как особый тип нарушения психического развития, специфика которого обусловлена особенностями биологической дефицитарности ребенка. Характер этой дефицитарности до сих пор недостаточно прояснен, показано, однако, что она имеет системный характер и проявляется не только в нарушении развития высшей нервной деятельности, но и в нарушениях всех высших психических функций.
Особый интерес представляет коммуникативно-речевое развитие у детей с расстройствами аутистического спектра, ведущим дефектом при котором выступают трудности в установлении социальных контактов. Вопросами коммуникативно-речевого развития у детей с РАС занимались В.В. Лебединский, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, Т.В. Скупова, которые определили различный спектр коммуникативно-речевых расстройств у детей данной группы.
Направления коррекционно-развивающей работы, методики коммуникативно-речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра представлены в исследованиях, методических разработках Е.Р. Баенской, В.В. Лебединского, М.М. Либлинг, О.С. Никольской, Л.Г. Нуриевой, А.В. Хаустова.
Но в практике логопедической работы возникают значительные трудности при организации и определении содержания, выбора средств коррекционно-развивающей работы. В связи с этим можно считать нашу тему ВКР «Коммуникативно-речевое развитие дошкольников с расстройствами аутистического спектра» актуальной.
Проблема: совершенствование логопедической работы по
коммуникативно-речевому развитию дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Цель: определить организационно-содержательные аспекты
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по стимуляции и формированию коммуникативно-речевых навыков дошкольников с РАС.
Объект исследования: коммуникативно-речевые особенности
дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по стимуляции и развитию коммуникативно-речевых навыков дошкольников с РАС.
Гипотеза: Для дошкольников с расстройствами аутистического
спектра характерны особенности коммуникативно-речевого развития.
Коррекционно-развивающая работа по стимуляции и формированию коммуникативно-речевых навыков должна реализовываться поэтапно, на основе дифференциально-индивидуального подхода, с учетом результатов обследования и закономерностей коммуникативно-речевого развития детей в онтогенезе.
Цель, объект и предмет определили следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования.
2. Выявить особенности коммуникативно-речевого развития
дошкольников с РАС.
3. Разработать методические рекомендации по организации и содержанию коррекционного-развивающей работы логопеда по коммуникативно-речевому развитию дошкольников с РАС.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; эмпирические: биографический (анализ анамнестических данных, изучение психолого-педагогической документации); наблюдение, анализ продуктов речевой деятельности; метод количественного и качественного анализа полученных данных экспериментального исследования.
Теоретико-методологической базой исследования являются исследования проблем коммуникативно-речевого развития дошкольников с РАС В.В. Лебединского, М.М. Либлинг и О.С. Никольской, методические разработки и методики коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативно-речевых навыков у дошкольников с РАС Е.Р. Баенской, Д.Н. Исаева, А.Е. Зеленецкой, Л.Г. Нуриевой.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Росинка» города Белгорода.
Расстройство аутистического спектра представляет системное нарушение, имеющее сложную структуру и симптоматику, именно поэтому не существует точного его определения. Наиболее полным является определение Е.Р. Баенской, В.В. Лебединского, М.М. Либлинг и О.С. Никольской. Они определяют аутизм как, во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций... выраженное снижение порога аффективного дискомфорта.
Одним из главных проявлений данного расстройства является коммуникативно-речевые нарушения, которые проявляются в различной степени у каждого ребенка. Основные коммуникативно-речевые особенности, характерные для детей с РАС: некоммуникативность речи; ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию; часто наличие своеобразной вербальной одаренности; мутизм или распад речи. Дети с расстройствами аутистического спектра представляют собой неоднородную группу в плане коммуникативно¬речевого развития.
Проведенное нами исследование показало, что у детей с расстройствами аутистического спектра не только не соответствует норме коммуникативно-речевое развитие, но и отмечается несформированность всех высших психических функций, которые в той или иной степени способствуют речевому развитию: слуховое и зрительное восприятие, понимание инструкций, предметная и игровая деятельность,
60 функциональные возможности артикуляционного аппарата, а так же использование невербальных средств общения.
Результатом нашего исследования является разработанная
логопедическая работа по стимулированию коммуникативно-речевого развития у дошкольников с расстройствами аутистического спектра, которая позволяет систематизировать работу логопеда с данной категорией детей.
1. Аршатская А.В., Веденина М.Ю., Костин И.А. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. - И.: Теревинф, 2008.-224с.
2. Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. - М: Полиграф сервис, 2001.- 156 с.
3. Баенская Е.Р., Лебединский В.В., Никольская О.Н., Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М: Полиграф сервис, 2000.¬220 с.
4. Баенская Е.Р., Лебединская К.С., Никольская О.Н., Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм - М:Просвещение, 2005.-95 с.
5. Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Никольская О.Н., Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм.- М: Теревинер, 2003.-342 с.
6. Баенская Е.Р., Лебединский В.В., Либлинг М.М., Никольская О.Н., Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.- 197 с.
7. Баенская Е.Р.,Никольская О.Н. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы:содержание подхода// Альманах института коррекционной педагогики №19 "Детский аутизм: пути понимания и помощи"-2014
8. Бакушева, В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. - М.: Лотос, 2008. - 147с.
9. Барбера М.Л., Трейси Р. Детский аутизм. Вербально - поведенческий подход.- И.:Рама Паблишинг,2014.- 115 с.
10. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом. - М.: Просвящение,2003.- 120с.
11. Варлей Дж., Гринсон Дж. ,Дональдсон Э., Доусон Дж., Зима Дж, Роджерс С, Смит М. Рандомизированное, контролируемое исследование вмешательства для детей с аутизмом: ранний Старт модель Денвер// «Педиатрия»-2010
12. Веденина М.Ю., Никольская О.С. Особенности психического развития детей с аутизмом. - М.: Просвещение, 2005.-183с.
13. Висмара Л., Доусон Дж., Роджерс Дж. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом. Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться. -Рама Паблишинг,2016-416с.
14. Волкова С.М. Детский аутизм. Проблемы обучения.- М.: Тритон, 2002. - 89с.
15. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты.- СПб- 2006.-124с.
16. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом. - М.: Теревинф, 2016.-514с.
17. Дольто Ф. На стороне ребенка.- И.: Рама Паблишинг, 2013.-720 с.
18. Дячкина Е. С., Холодная А. Д., Моисеева Е. В. Формирование коммуникативных способностей детей с расстройствами аутистического спектра методами психолого-педагогической коррекции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 1-5.
19. Исаев Д.Н., Зеленецкая А.Е., Мнухин С.С. О синдроме раннего детского аутизма, или синдроме Каннера у детей. - СПб, 1997.- 110с.
20. Ковалец И.В. Основные направления работы с аутичными детьми/И.В.Ковалец// Дефектология 2000. №2. с.63-73.
21. Крановиц К.С. Разбалансированный ребенок.-И.: Редактор,2012.- 396с.
22. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения.- Бахрах - М, 2015. - 208с.
23. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие и наглядные материалы. - И.: Теревинф, 2016.- 129с.
24. Селигман М. Обычные семьи, особые дети.-И.: Теревинф,2007.- 314с.
25. Уинг Л. Рассстройство аутистического спектра: помощь в диагностике. - М.: Теревинф, 1995. - 215 с.
26. Хайман М. Мозг. Обратная связь.- И.: ЭКСМО,2011.-196с.
27. Хаустов А.В.Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра.-М.: ЦПМССДиП.-87с.
28. Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста. - М.: Просвещение, 2012.-112с.
29. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА. ABA (Applied Behavior Analisis). Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения.-И.: Рама Паблишинг, 2013.-208с.
30. Онлайн версия Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, принятой 43- ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: http: //mkb-10 .com/
31. Доэни К. Планшеты могут помочь в развитии речевых навыков у
детей с аутизмом//Аутизм-ИНФО [Офиц.сайт]. URL: http://autism-
info.ru/planshet/
32. Эрц Ю. Вспомогательный метод коммуникации PECS - все "за" и "против" //Прикладной анализ поведения [Офиц.сайт]. URL: http://autism- aba. blogspot.ru/2010/10/s .html