КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО
СПЕКТРА 7
1.1. Общая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра .••••••••••• .••••••••............................................................... .....................7
1.2. Особенности речевого развития дошкольников с расстройствами
аутистического спектра 14
1.3 Организационно-содержательные аспекты коммуникативно-речевого развития дошкольников с расстройствами атистического спектра 20
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 31
2.1. Организация и изучение коммуникативно-речевого развития у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 31
2.2. Методические рекомендации по стимуляции и формированию
коммуникативно-речевых навыков дошкольников с расстройствами
аутистического спектра 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО
СПЕКТРА 7
1.1. Общая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра .••••••••••• .••••••••............................................................... .....................7
1.2. Особенности речевого развития дошкольников с расстройствами
аутистического спектра 14
1.3 Организационно-содержательные аспекты коммуникативно-речевого развития дошкольников с расстройствами атистического спектра 20
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 31
2.1. Организация и изучение коммуникативно-речевого развития у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра 31
2.2. Методические рекомендации по стимуляции и формированию
коммуникативно-речевых навыков дошкольников с расстройствами
аутистического спектра 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
В детской популяции возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе с парциальной и комплексной недостаточностью. В научной литературе отмечается, что необходимо учитывать индивидуальный подход при определении направления коррекционного воздействия.
Последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Одной из серьезных проблем в системе современного образования является ранний детский аутизм.
Расстройство аутистического спектра на данный момент рассматривается не только как медицинская, социальная, но и как психолого-педагогическая проблема. И если в 2000 году по данным Всемирной Организации Здравоохранения распространённость аутизма составляла от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения, то в 2005 году на 250-300 новорожденных приходился один случай аутизма, а в 2008 году 1 случай на 150 детей. На сегодняшний день по данным Американских центров по контролю и предотвращению заболеваний (U.S. Centrsfor Diseance Controland Prevention), каждый 88 ребенок болеет аутизмом. Среди мальчиков распространенность заболевания выше чем среди девочек, и составляет 1 на 42 человека (9). Это делает актуальным изучение имеющегося практического опыта, а также разработку новых методов коррекционной работы. Аутизм рассматривается в настоящее время как особый тип нарушения психического развития, специфика которого обусловлена особенностями биологической дефицитарности ребенка. Характер этой дефицитарности до сих пор недостаточно прояснен, показано, однако, что она имеет системный характер и проявляется не только в нарушении развития высшей нервной деятельности, но и в нарушениях всех высших психических функций.
Особый интерес представляет коммуникативно-речевое развитие у детей с расстройствами аутистического спектра, ведущим дефектом при котором выступают трудности в установлении социальных контактов. Вопросами коммуникативно-речевого развития у детей с РАС занимались В.В. Лебединский, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, Т.В. Скупова, которые определили различный спектр коммуникативно-речевых расстройств у детей данной группы.
Направления коррекционно-развивающей работы, методики коммуникативно-речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра представлены в исследованиях, методических разработках Е.Р. Баенской, В.В. Лебединского, М.М. Либлинг, О.С. Никольской, Л.Г. Нуриевой, А.В. Хаустова.
Но в практике логопедической работы возникают значительные трудности при организации и определении содержания, выбора средств коррекционно-развивающей работы. В связи с этим можно считать нашу тему ВКР «Коммуникативно-речевое развитие дошкольников с расстройствами аутистического спектра» актуальной.
Проблема: совершенствование логопедической работы по
коммуникативно-речевому развитию дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Цель: определить организационно-содержательные аспекты
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по стимуляции и формированию коммуникативно-речевых навыков дошкольников с РАС.
Объект исследования: коммуникативно-речевые особенности
дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по стимуляции и развитию коммуникативно-речевых навыков дошкольников с РАС.
Гипотеза: Для дошкольников с расстройствами аутистического
спектра характерны особенности коммуникативно-речевого развития.
Коррекционно-развивающая работа по стимуляции и формированию коммуникативно-речевых навыков должна реализовываться поэтапно, на основе дифференциально-индивидуального подхода, с учетом результатов обследования и закономерностей коммуникативно-речевого развития детей в онтогенезе.
Цель, объект и предмет определили следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования.
2. Выявить особенности коммуникативно-речевого развития
дошкольников с РАС.
3. Разработать методические рекомендации по организации и содержанию коррекционного-развивающей работы логопеда по коммуникативно-речевому развитию дошкольников с РАС.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; эмпирические: биографический (анализ анамнестических данных, изучение психолого-педагогической документации); наблюдение, анализ продуктов речевой деятельности; метод количественного и качественного анализа полученных данных экспериментального исследования.
Теоретико-методологической базой исследования являются исследования проблем коммуникативно-речевого развития дошкольников с РАС В.В. Лебединского, М.М. Либлинг и О.С. Никольской, методические разработки и методики коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативно-речевых навыков у дошкольников с РАС Е.Р. Баенской, Д.Н. Исаева, А.Е. Зеленецкой, Л.Г. Нуриевой.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Росинка» города Белгорода.
Последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Одной из серьезных проблем в системе современного образования является ранний детский аутизм.
Расстройство аутистического спектра на данный момент рассматривается не только как медицинская, социальная, но и как психолого-педагогическая проблема. И если в 2000 году по данным Всемирной Организации Здравоохранения распространённость аутизма составляла от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения, то в 2005 году на 250-300 новорожденных приходился один случай аутизма, а в 2008 году 1 случай на 150 детей. На сегодняшний день по данным Американских центров по контролю и предотвращению заболеваний (U.S. Centrsfor Diseance Controland Prevention), каждый 88 ребенок болеет аутизмом. Среди мальчиков распространенность заболевания выше чем среди девочек, и составляет 1 на 42 человека (9). Это делает актуальным изучение имеющегося практического опыта, а также разработку новых методов коррекционной работы. Аутизм рассматривается в настоящее время как особый тип нарушения психического развития, специфика которого обусловлена особенностями биологической дефицитарности ребенка. Характер этой дефицитарности до сих пор недостаточно прояснен, показано, однако, что она имеет системный характер и проявляется не только в нарушении развития высшей нервной деятельности, но и в нарушениях всех высших психических функций.
Особый интерес представляет коммуникативно-речевое развитие у детей с расстройствами аутистического спектра, ведущим дефектом при котором выступают трудности в установлении социальных контактов. Вопросами коммуникативно-речевого развития у детей с РАС занимались В.В. Лебединский, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, Т.В. Скупова, которые определили различный спектр коммуникативно-речевых расстройств у детей данной группы.
Направления коррекционно-развивающей работы, методики коммуникативно-речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра представлены в исследованиях, методических разработках Е.Р. Баенской, В.В. Лебединского, М.М. Либлинг, О.С. Никольской, Л.Г. Нуриевой, А.В. Хаустова.
Но в практике логопедической работы возникают значительные трудности при организации и определении содержания, выбора средств коррекционно-развивающей работы. В связи с этим можно считать нашу тему ВКР «Коммуникативно-речевое развитие дошкольников с расстройствами аутистического спектра» актуальной.
Проблема: совершенствование логопедической работы по
коммуникативно-речевому развитию дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Цель: определить организационно-содержательные аспекты
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по стимуляции и формированию коммуникативно-речевых навыков дошкольников с РАС.
Объект исследования: коммуникативно-речевые особенности
дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по стимуляции и развитию коммуникативно-речевых навыков дошкольников с РАС.
Гипотеза: Для дошкольников с расстройствами аутистического
спектра характерны особенности коммуникативно-речевого развития.
Коррекционно-развивающая работа по стимуляции и формированию коммуникативно-речевых навыков должна реализовываться поэтапно, на основе дифференциально-индивидуального подхода, с учетом результатов обследования и закономерностей коммуникативно-речевого развития детей в онтогенезе.
Цель, объект и предмет определили следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования.
2. Выявить особенности коммуникативно-речевого развития
дошкольников с РАС.
3. Разработать методические рекомендации по организации и содержанию коррекционного-развивающей работы логопеда по коммуникативно-речевому развитию дошкольников с РАС.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; эмпирические: биографический (анализ анамнестических данных, изучение психолого-педагогической документации); наблюдение, анализ продуктов речевой деятельности; метод количественного и качественного анализа полученных данных экспериментального исследования.
Теоретико-методологической базой исследования являются исследования проблем коммуникативно-речевого развития дошкольников с РАС В.В. Лебединского, М.М. Либлинг и О.С. Никольской, методические разработки и методики коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативно-речевых навыков у дошкольников с РАС Е.Р. Баенской, Д.Н. Исаева, А.Е. Зеленецкой, Л.Г. Нуриевой.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Росинка» города Белгорода.
Расстройство аутистического спектра представляет системное нарушение, имеющее сложную структуру и симптоматику, именно поэтому не существует точного его определения. Наиболее полным является определение Е.Р. Баенской, В.В. Лебединского, М.М. Либлинг и О.С. Никольской. Они определяют аутизм как, во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций... выраженное снижение порога аффективного дискомфорта.
Одним из главных проявлений данного расстройства является коммуникативно-речевые нарушения, которые проявляются в различной степени у каждого ребенка. Основные коммуникативно-речевые особенности, характерные для детей с РАС: некоммуникативность речи; ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию; часто наличие своеобразной вербальной одаренности; мутизм или распад речи. Дети с расстройствами аутистического спектра представляют собой неоднородную группу в плане коммуникативно¬речевого развития.
Проведенное нами исследование показало, что у детей с расстройствами аутистического спектра не только не соответствует норме коммуникативно-речевое развитие, но и отмечается несформированность всех высших психических функций, которые в той или иной степени способствуют речевому развитию: слуховое и зрительное восприятие, понимание инструкций, предметная и игровая деятельность,
60 функциональные возможности артикуляционного аппарата, а так же использование невербальных средств общения.
Результатом нашего исследования является разработанная
логопедическая работа по стимулированию коммуникативно-речевого развития у дошкольников с расстройствами аутистического спектра, которая позволяет систематизировать работу логопеда с данной категорией детей.
Одним из главных проявлений данного расстройства является коммуникативно-речевые нарушения, которые проявляются в различной степени у каждого ребенка. Основные коммуникативно-речевые особенности, характерные для детей с РАС: некоммуникативность речи; ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию; часто наличие своеобразной вербальной одаренности; мутизм или распад речи. Дети с расстройствами аутистического спектра представляют собой неоднородную группу в плане коммуникативно¬речевого развития.
Проведенное нами исследование показало, что у детей с расстройствами аутистического спектра не только не соответствует норме коммуникативно-речевое развитие, но и отмечается несформированность всех высших психических функций, которые в той или иной степени способствуют речевому развитию: слуховое и зрительное восприятие, понимание инструкций, предметная и игровая деятельность,
60 функциональные возможности артикуляционного аппарата, а так же использование невербальных средств общения.
Результатом нашего исследования является разработанная
логопедическая работа по стимулированию коммуникативно-речевого развития у дошкольников с расстройствами аутистического спектра, которая позволяет систематизировать работу логопеда с данной категорией детей.
Подобные работы
- КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектр (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - Особенности формирования способности к коммуникации у дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Развитие коммуникативных умений у ребенка с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Развитию социально-коммуникативных навыков у школьников с расстройством аутистического спектра средствами виртуальных компьютерных технологий
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Невербальный театр как эффективный способ развития коммуникации дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности формирования у дошкольников с расстройствами аутистического спектра бытовых навыков (Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023



