ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ОМАНА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
|
Введение 3
Глава 1. Характеристика внешнеполитической деятельности Султаната Оман 10
1.1. Приоритетные направления внешней политики Султаната 10
1.2. Членство Омана в международных организациях 16
Глава 2. Отношения Султаната Оман со странами Ближнего и Среднего Востока
23
2.1. Оман в Совете Сотрудничества Арабских Государств Персидского
Залива (ССАГПЗ)
23
2.2. Межарабский внешнеполитический курс Омана 30
Глава 3. Отношения с США и РФ во внешней политике Омана 39
3.1. Отношения Султаната с Соединёнными Штатами Америки 39
3.2. Омано-российские отношения в конце XX - начале XXI вв 45
Заключение 58
Библиография 62
Глава 1. Характеристика внешнеполитической деятельности Султаната Оман 10
1.1. Приоритетные направления внешней политики Султаната 10
1.2. Членство Омана в международных организациях 16
Глава 2. Отношения Султаната Оман со странами Ближнего и Среднего Востока
23
2.1. Оман в Совете Сотрудничества Арабских Государств Персидского
Залива (ССАГПЗ)
23
2.2. Межарабский внешнеполитический курс Омана 30
Глава 3. Отношения с США и РФ во внешней политике Омана 39
3.1. Отношения Султаната с Соединёнными Штатами Америки 39
3.2. Омано-российские отношения в конце XX - начале XXI вв 45
Заключение 58
Библиография 62
Актуальность. Со второй четверти XX в. Султанат Оман достиг поразительных успехов в своём развитии, благодаря модернизационным процессам и реформированию. Изменения затронули и внешнюю политику государства, которую «пробудил от спячки» взошедший на престол Омана в 1970 г. Его Величество султан Кабус. Султанат взял курс на кооперацию с региональным и мировым сообществами. Шаг за шагом, продвигаясь в направлении интеграции с иностранными государствами и аравийскими монархиями, Оман поднялся на более высокую ступень в межарабском сотрудничестве. Более того, он стал равноправным участником международных и региональных организаций, межгосударственных структур и страной, активно проявляющей себя в совещаниях, конференциях арабских и исламских держав.
Район Персидского залива - основная площадка для проведения оманской внешнеполитической деятельности. Именно здесь султанат проводит активную политику, так как от состояния климата в регионе и обстановки в нём зависит оманская безопасность и дальнейшее процветание.
Отличительной особенностью Султаната Оман от своих арабских соседей, является умелое балансирование между выполнением общих целей и задач региона и реализацией своего собственного курса. Взвешенная, осмотрительная и умелая политика оманских руководителей явилась поворотным моментом в региональной нормализации, ведь именно султанату удалось найти выход и решить все территориальные споры с аравийскими странами.
На наш взгляд, рассмотрение внешнеполитического опыта Омана весьма актуально для современного мира, где не прекращают возникать конфликты и вооружённые столкновения.
Объектом исследования является внешняя политика Султаната Оман в конце XX - начале XXI столетия, деятельность региональных и глобальных
международных организаций, внешняя политика арабских стран, внешняя политика США, внешняя политика РФ.
Предмет исследования - отношения Омана со странами Ближнего и Среднего Востока и ведущими странами мира.
Хронологические рамки исследования - 1970-2015 гг. Нижняя
граница исследования определяется вступлением в должность султана Омана Кабуса бен Саид бен Теймура в 1970 г., верхняя граница исследования обусловлена доступностью источников информации.
Цель выпускной работы: проследить эволюцию
внешнеполитического курса Омана в последней трети XX - начале XXI в.
В соответствии с вышеуказанной целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:
• определить общую ориентацию, курс и приоритетные направления внешней политики Султаната;
• изучить членство Омана в международных организациях и его внешнеполитических партнёров;
• проанализировать вклад Омана в становление Совета Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ) и его активность в рамках данной организации;
• проследить межарабский внешнеполитический курс Омана (на примере кооперации с Бахрейном, Катаром, Кувейтом и ОАЭ);
• изучить отношения Султаната с Соединёнными Штатами Америки;
• выявить основные направления отношений Омана и Российской Федерации.
Методологическая основа исследования опирается на принципы целостности и научной объективности. Также в ходе исследования применён принцип историзма, который предполагает рассмотрение исторических событий в контексте конкретных исторических условий с учётом динамики взаимной и временной связи с другими историческими явлениями и
4
процессами и требует комплексного подхода к изучению и обработки исторических источников и литературы. Кроме того, специфика нашего исследования обусловила необходимость использования методов теоретического, политического, системного, структурно-функционального, сравнительного анализа и синтеза, представляющих нам комплексное видение проблемы.
Степень изученности проблемы. Российская историография, затрагивающая внешнеполитический аспект деятельности Султаната Оман достаточна обширна. Практическую значимость представляют исследования по выбранной нами теме, таких русских авторов, как Васильев А.М.; Драмбянц Г.Г.; Костюнина Г.М. и Ломакин Н.Н.; Котляров С.В.; Медкумян Е.С.; Щеголева Н.Г. и Балашов Д.А.; Яковлев А.И.. В них раскрываются основные аспекты оманской деятельности в рамках такого регионального института, как ССАГПЗ. Также в этих работах выделяется такая отличительная особенность членства оманского государства в ССАГПЗ, как умелое балансирование между выполнением общих целей и задач союза и реализацией своего собственного курса. Это означает, что у Султаната Оман имеются свои собственные взгляды на положение дел в регионе Персидского залива и многие проблемы современности в целом .
Вклад современных учёных, таких как Аль-Балуши Абдалла Ахмед; Герасимов О.Г.; Дарк Д.; Исаев В.А. и Филоник А.О.; Карпов В.Б. и Лемешко Н.Н.; Ковалевский А.П.; Матвеев Ю.Н. и Аль Реси Нассер Саиф Ахмед;
Медведко А.И.; Мелихов И.А.; Плеханов С.Н. представляется более объективным в связи с тем, что основное внимание в их работах уделяется общей ориентации, курсу и приоритетным направлениям внешней политики Султаната. Если говорить более конкретно, то это налаживание и поддержание кооперации с «братскими» арабскими странами, Ираном, а также ведущими иностранными государствами .
Работы других исследователей - Батыршина И.; Вачнадзе Г.В.; Воронова Р.; Давыденко А.; Дамм Р. Палм; Жамаль аль-Мусауи; Мчедловой М.П., Аверьяновой Ю.В. и Басиловой В.Н.; Никитина А.; Попова В.; Филатова С.; Хазанова А.М. затрагивают кооперацию Султаната Оман с третьими, иностранными государствами, а именно с Российской Федерацией, Соединёнными Штатами Америки и Великобританией .
Также в нашем исследовании были использованы работы на английском языке, таких международных авторов, как, Abdmoulah W.; Allen Calvin H.; Emily Ruete; Joseph A. Kechichian; Koch C.; Kenneth Katzman; Peter¬son J.E.; Ramazani R.; Rutledge E.; Vine P.; Zabra R.Babar и арабском языке - Хашем Асман Мухаммеда .
Источниковая база исследования базируется на документальных материалах на русском и английском языках, регламентирующих оманские отношения как с арабскими странами, так и иностранными государствами.
Особую важность представляют документы, закладывающие основы межарабского взаимодействия: Арабская конвенция о борьбе с терроризмом; Конституция Султаната Оман; Резолюция Лиги Арабских Государств 7804; Устав ССАГПЗ; Экономическое соглашение членов ССАГПЗ; Ядерный план действий с Ираном .
Другую группу источников работы составили официальные нормативно-правовые акты, координирующие деятельность оманского и российского государств. Это - Меморандум о взаимопонимании; Соглашение о воздушном сообщении; Соглашение о культурном, научном, образовательном и туристическом сотрудничестве; Соглашение о торговле, экономическом и техническом сотрудничестве; Соглашение об избежании двойного налогооблажения; Транспортное соглашение «Север-Юг» 1.
Омано-американская деятельность в рамках ООН закреплена в Договоре о дружбе, экономических отношениях и консульских правах; Резолюциях Совета Безопасности ООН № 299 и 21702.
В основу исследования также был положен широкий круг разнообразных источников на английском языке, затрагивающих взаимоотношения Султаната Оман и Соединённых Штатов Америки: Соглашение об обеспечении нефтепродуктами и сопутствующими услугами; Соглашение о внесении изменений в ранее заключённое Соглашение 19 сентября 2008 г.; Соглашение о научно-технической кооперации;
1 Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой по финансовым рынкам РФ и главной комиссией по фондовому рынку Султаната Оман, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/sbrfr/archive/fsfr/archive_ffms/common/upload/1347.0001.pdf;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман о воздушной сообщении от 16 января 1993 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.conven- tions.ru/view_base.php?id=17951;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, туризма и молодёжи от 14 февраля 2000 г. // Международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования. - 2009. - С. 265 [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://минобрнауки.рф/mi-
nistry/68/file/914/%D0%9C%D0%A1_%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0 %B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман о торговле, экономическом и техническом сотрудничестве от 24 ноября 1994 г. [Электронный ресурс]. - http://docs.cntd.ru/document/1901953;
Типовое соглашение между Российской Федерацией и Султанатом Оман об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 26 декабря 2001 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/docu-ment/902200862;
Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг» от 16 мая 2002 г. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901828641
2 Договор о дружбе, экономических отношениях и консульских правах между Султанатом Оман и США от 20 декабря 1958 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tcc.export.gov/Trade_Agree- ments/All_T rade_Agreements/exp_005876. asp;
Резолюция Совета Безопасности ООН № 299 от 30 сентября 1971 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/261/91/IMG/NR026191 .pdf?OpenElement;
Резолюция Совета Безопасности ООН 2170 от 15 августа 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N14/508/52/PDF/N1450852.pdf7OpenElement
Соглашение о свободной торговле и Меморандум о взаимопонимании по экологическому сотрудничеству .
Также на английском языке использовались нормативно-правовые акты, посвящённые взаимодействию оманского государства с арабскими странами: Международное пограничное соглашение между султанатом и Йеменом, а также Экономическое соглашение членов ССАГПЗ .
Данная источниковая база позволила, на наш взгляд, затронуть важные аспекты совместной внешнеполитической кооперации Омана с рядом государств, в который входят как арабские монархии, так и иные страны, а также заложила прочный фундамент для формирования инструментария долгосрочных основ их обоюдной деятельности.
Район Персидского залива - основная площадка для проведения оманской внешнеполитической деятельности. Именно здесь султанат проводит активную политику, так как от состояния климата в регионе и обстановки в нём зависит оманская безопасность и дальнейшее процветание.
Отличительной особенностью Султаната Оман от своих арабских соседей, является умелое балансирование между выполнением общих целей и задач региона и реализацией своего собственного курса. Взвешенная, осмотрительная и умелая политика оманских руководителей явилась поворотным моментом в региональной нормализации, ведь именно султанату удалось найти выход и решить все территориальные споры с аравийскими странами.
На наш взгляд, рассмотрение внешнеполитического опыта Омана весьма актуально для современного мира, где не прекращают возникать конфликты и вооружённые столкновения.
Объектом исследования является внешняя политика Султаната Оман в конце XX - начале XXI столетия, деятельность региональных и глобальных
международных организаций, внешняя политика арабских стран, внешняя политика США, внешняя политика РФ.
Предмет исследования - отношения Омана со странами Ближнего и Среднего Востока и ведущими странами мира.
Хронологические рамки исследования - 1970-2015 гг. Нижняя
граница исследования определяется вступлением в должность султана Омана Кабуса бен Саид бен Теймура в 1970 г., верхняя граница исследования обусловлена доступностью источников информации.
Цель выпускной работы: проследить эволюцию
внешнеполитического курса Омана в последней трети XX - начале XXI в.
В соответствии с вышеуказанной целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:
• определить общую ориентацию, курс и приоритетные направления внешней политики Султаната;
• изучить членство Омана в международных организациях и его внешнеполитических партнёров;
• проанализировать вклад Омана в становление Совета Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ) и его активность в рамках данной организации;
• проследить межарабский внешнеполитический курс Омана (на примере кооперации с Бахрейном, Катаром, Кувейтом и ОАЭ);
• изучить отношения Султаната с Соединёнными Штатами Америки;
• выявить основные направления отношений Омана и Российской Федерации.
Методологическая основа исследования опирается на принципы целостности и научной объективности. Также в ходе исследования применён принцип историзма, который предполагает рассмотрение исторических событий в контексте конкретных исторических условий с учётом динамики взаимной и временной связи с другими историческими явлениями и
4
процессами и требует комплексного подхода к изучению и обработки исторических источников и литературы. Кроме того, специфика нашего исследования обусловила необходимость использования методов теоретического, политического, системного, структурно-функционального, сравнительного анализа и синтеза, представляющих нам комплексное видение проблемы.
Степень изученности проблемы. Российская историография, затрагивающая внешнеполитический аспект деятельности Султаната Оман достаточна обширна. Практическую значимость представляют исследования по выбранной нами теме, таких русских авторов, как Васильев А.М.; Драмбянц Г.Г.; Костюнина Г.М. и Ломакин Н.Н.; Котляров С.В.; Медкумян Е.С.; Щеголева Н.Г. и Балашов Д.А.; Яковлев А.И.. В них раскрываются основные аспекты оманской деятельности в рамках такого регионального института, как ССАГПЗ. Также в этих работах выделяется такая отличительная особенность членства оманского государства в ССАГПЗ, как умелое балансирование между выполнением общих целей и задач союза и реализацией своего собственного курса. Это означает, что у Султаната Оман имеются свои собственные взгляды на положение дел в регионе Персидского залива и многие проблемы современности в целом .
Вклад современных учёных, таких как Аль-Балуши Абдалла Ахмед; Герасимов О.Г.; Дарк Д.; Исаев В.А. и Филоник А.О.; Карпов В.Б. и Лемешко Н.Н.; Ковалевский А.П.; Матвеев Ю.Н. и Аль Реси Нассер Саиф Ахмед;
Медведко А.И.; Мелихов И.А.; Плеханов С.Н. представляется более объективным в связи с тем, что основное внимание в их работах уделяется общей ориентации, курсу и приоритетным направлениям внешней политики Султаната. Если говорить более конкретно, то это налаживание и поддержание кооперации с «братскими» арабскими странами, Ираном, а также ведущими иностранными государствами .
Работы других исследователей - Батыршина И.; Вачнадзе Г.В.; Воронова Р.; Давыденко А.; Дамм Р. Палм; Жамаль аль-Мусауи; Мчедловой М.П., Аверьяновой Ю.В. и Басиловой В.Н.; Никитина А.; Попова В.; Филатова С.; Хазанова А.М. затрагивают кооперацию Султаната Оман с третьими, иностранными государствами, а именно с Российской Федерацией, Соединёнными Штатами Америки и Великобританией .
Также в нашем исследовании были использованы работы на английском языке, таких международных авторов, как, Abdmoulah W.; Allen Calvin H.; Emily Ruete; Joseph A. Kechichian; Koch C.; Kenneth Katzman; Peter¬son J.E.; Ramazani R.; Rutledge E.; Vine P.; Zabra R.Babar и арабском языке - Хашем Асман Мухаммеда .
Источниковая база исследования базируется на документальных материалах на русском и английском языках, регламентирующих оманские отношения как с арабскими странами, так и иностранными государствами.
Особую важность представляют документы, закладывающие основы межарабского взаимодействия: Арабская конвенция о борьбе с терроризмом; Конституция Султаната Оман; Резолюция Лиги Арабских Государств 7804; Устав ССАГПЗ; Экономическое соглашение членов ССАГПЗ; Ядерный план действий с Ираном .
Другую группу источников работы составили официальные нормативно-правовые акты, координирующие деятельность оманского и российского государств. Это - Меморандум о взаимопонимании; Соглашение о воздушном сообщении; Соглашение о культурном, научном, образовательном и туристическом сотрудничестве; Соглашение о торговле, экономическом и техническом сотрудничестве; Соглашение об избежании двойного налогооблажения; Транспортное соглашение «Север-Юг» 1.
Омано-американская деятельность в рамках ООН закреплена в Договоре о дружбе, экономических отношениях и консульских правах; Резолюциях Совета Безопасности ООН № 299 и 21702.
В основу исследования также был положен широкий круг разнообразных источников на английском языке, затрагивающих взаимоотношения Султаната Оман и Соединённых Штатов Америки: Соглашение об обеспечении нефтепродуктами и сопутствующими услугами; Соглашение о внесении изменений в ранее заключённое Соглашение 19 сентября 2008 г.; Соглашение о научно-технической кооперации;
1 Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой по финансовым рынкам РФ и главной комиссией по фондовому рынку Султаната Оман, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/sbrfr/archive/fsfr/archive_ffms/common/upload/1347.0001.pdf;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман о воздушной сообщении от 16 января 1993 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.conven- tions.ru/view_base.php?id=17951;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, туризма и молодёжи от 14 февраля 2000 г. // Международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования. - 2009. - С. 265 [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://минобрнауки.рф/mi-
nistry/68/file/914/%D0%9C%D0%A1_%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0 %B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман о торговле, экономическом и техническом сотрудничестве от 24 ноября 1994 г. [Электронный ресурс]. - http://docs.cntd.ru/document/1901953;
Типовое соглашение между Российской Федерацией и Султанатом Оман об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 26 декабря 2001 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/docu-ment/902200862;
Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг» от 16 мая 2002 г. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901828641
2 Договор о дружбе, экономических отношениях и консульских правах между Султанатом Оман и США от 20 декабря 1958 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tcc.export.gov/Trade_Agree- ments/All_T rade_Agreements/exp_005876. asp;
Резолюция Совета Безопасности ООН № 299 от 30 сентября 1971 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/261/91/IMG/NR026191 .pdf?OpenElement;
Резолюция Совета Безопасности ООН 2170 от 15 августа 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N14/508/52/PDF/N1450852.pdf7OpenElement
Соглашение о свободной торговле и Меморандум о взаимопонимании по экологическому сотрудничеству .
Также на английском языке использовались нормативно-правовые акты, посвящённые взаимодействию оманского государства с арабскими странами: Международное пограничное соглашение между султанатом и Йеменом, а также Экономическое соглашение членов ССАГПЗ .
Данная источниковая база позволила, на наш взгляд, затронуть важные аспекты совместной внешнеполитической кооперации Омана с рядом государств, в который входят как арабские монархии, так и иные страны, а также заложила прочный фундамент для формирования инструментария долгосрочных основ их обоюдной деятельности.
До 1970 г., когда султаном Омана стал Кабус бен Саид бен Теймур, султанат был, чуть ли не самой отсталой, изолированной страной. Со сменой власти государство на юго-востоке Аравийского полуострова претерпело колоссальные изменения в сторону благосостояния и цивилизованной жизни, при этом сохранив верность исламским ценностям.
Отметим, что налаживание и поддержание кооперации с «братскими» арабскими странами всегда было в приоритете у оманского государства. По его мнению, именно взаимодействие всех стран Персидского Залива и Ближнего Востока обеспечит стабильность и безопасность регионов в целом. Именно поэтому центральное место во внешней политике Султаната уделяется взаимной деятельности с участниками ССАГПЗ.
С конца XX в. Султанат Оман активно вступает во многие организации и конференции, носящие как международный и региональный характер, так и межэтнический и религиозный.
Согласно данным Министерства Иностранных Дел Султаната Оман, он состоит в 19 арабских организациях и 33 международных; является членом 9 исламских организаций и 11 Персидского Залива.
Также наравне с другими участниками, Султанат Оман взаимодействует и в рамках Программы Организации Объединённых Наций по защите окружающей среды (UNPE), Форума стран-экспортёров газа (GECF) с 2011 г.; является членом Движения неприсоединения с 1973 г., а с 2008 г. - МАГАТЭ и Межпарламентского союза; находится в статусе наблюдателя в Организации стран-экспортёров нефти (OPEC) и Организации арабских стран экспортёров нефти (OAPEC).
Более того, ведётся поддержание дипломатических отношений со 143 странами, в число которых входят Великобритания, Китай, Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Франция, Южная Корея и Япония.
Оман является одним из основателей такого регионального института, как Совет сотрудничества стран Залива. Участвуя в этом органе - и во многих других - Оман стремится поощрять совместные решения глобальных и региональных проблем и придерживаться международного права, согласованных на международном уровне принципов, конвенций и правовых рамок.
Отличительной особенностью членства Маската в Совете от других пяти арабских основателей, является умелое балансирование между выполнением общих целей и задач союза и реализацией своего собственного курса.
Так, например, по ряду важных международных проблем, оманское государство заняло абсолютно противоположные позиции, ежели ССАГПЗ. Султанат заключил военное соглашение с Соединёнными Штатами Америки, не выступил против Кемп-Дэвидских договорённостей, не прервал свои связи с Египтом, не прекратил дипломатическую деятельность с Ираком во время ирако-кувейтского конфликта.
Что касается экономической составляющей внутри арабской организации, то султанат вместе с ОАЭ не подписал Соглашение о валютном союзе, аргументируя это тем, что участие в таком альянсе может отразиться на оманском суверенитете.
Таким образом, мы приходим к выводу, что султанат Оман является самобытным, самодостаточным и особенным членом Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. В своём внешнеполитическом курсе он умело сочетает как интересы альянса, так и свои собственные. При этом деятельность Омана в рамках ССАГПЗ имеет огромное значение для данного регионального института.
После «арабской весны» в 2011 г. такие государства, как Оман, Бахрейн, Катар, Кувейт и ОАЭ объединяют свои усилия для обеспечения стабильности в Ближневосточном регионе. Позабыв о существующих между ними различиях, эти страны начали искать пути урегулирования кризисных ситуаций, бороться с экстремистской и террористической угрозами, а также налаживать контакты с Ираном.
Таким образом, единые угрозы, общие нерешённые проблемы и стремление обеспечить безопасность в регионе Персидского залива сплотили как никогда пять из шести основателей ССАГПЗ после событий арабской весны 2011 г.
Двусторонняя кооперация между Султанатом Оман и Соединёнными Штатами Америки имеет историю более чем в две сотни лет, начало которой было положено с 1790 г.
С 1833 г. начинает формироваться нормативно-правовая база двух государств, первым документом в которой стал Договор о дружбе и навигации.
Что касается дипломатических отношений, то они были установлены в 1972 г.
Весной 2005 г. между Султанатом Оман и Америкой начались переговоры по заключению двустороннего соглашения, разрешающего вести свободную торговую деятельность между ними. Подписание Соглашения о свободной торговле состоялось 19 января 2006 г. По данным посольства Соединённых Штатов в Маскате, данное соглашение привело к увеличению партнёрских отношений между султанатом и американскими компаниями.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что двусторонняя омано-американская связь вряд ли ослабнет, пока больной лидер Омана - султан Кабус бин Саид Аль-Саид, не покинет мировую арену в ближайшем будущем. Он вернулся в Оман в марте 2015 г. после почти года лечения рака в Германии, но его публичные выступления случаются редко.
До прихода к власти Султана Кабуса бин Саида аль-Саид 23 июля 1970 г. у Омана с Россией не было прямых связей и контактов. Они взаимодействовали друг с другом либо через посредников, либо отношения носили косвенный характер. Однако со сменой власти во второй половине XX века положение дел меняется и происходит сближение Оманского государства и Советской России.
В 1983 г. между оманской и российской сторонами впервые происходит обсуждение идеи установления дипломатических отношений, однако воплотить её в реальность удалось лишь 26 августа 1985 г.
Продолжают развиваться двусторонние отношения и после распада Советского Союза с его преемницей - Российской Федерацией. Регулярно делегации обоих государств наносят друг другу официальные визиты.
Таким образом, мы наблюдаем многовековую историю становления российско-оманских отношений, плавно перетекающую в непрямые торговые и военно-морские связи. В конечном итоге взаимодействие между Россией и Султанатом в конечном итоге вышло на уровень полноценной, доверительной и взаимовыгодной кооперации.
Подводя итог нашего исследования, хотелось бы сказать, что с конца XX столетия Султанат Оман прошёл нелёгкий путь от изолированности и упадка в своём развитии. Он преодолел многие трудности, барьеры, конфликты, и стал не только современным государством, но и важным актором как на региональной арене, так и международном театре действий. Заслугой таких колоссальных изменений и преображений является деятельность Его Величества Султана Кабуса, потратившего всю свою жизнь на служение оманскому народу.
Отметим, что налаживание и поддержание кооперации с «братскими» арабскими странами всегда было в приоритете у оманского государства. По его мнению, именно взаимодействие всех стран Персидского Залива и Ближнего Востока обеспечит стабильность и безопасность регионов в целом. Именно поэтому центральное место во внешней политике Султаната уделяется взаимной деятельности с участниками ССАГПЗ.
С конца XX в. Султанат Оман активно вступает во многие организации и конференции, носящие как международный и региональный характер, так и межэтнический и религиозный.
Согласно данным Министерства Иностранных Дел Султаната Оман, он состоит в 19 арабских организациях и 33 международных; является членом 9 исламских организаций и 11 Персидского Залива.
Также наравне с другими участниками, Султанат Оман взаимодействует и в рамках Программы Организации Объединённых Наций по защите окружающей среды (UNPE), Форума стран-экспортёров газа (GECF) с 2011 г.; является членом Движения неприсоединения с 1973 г., а с 2008 г. - МАГАТЭ и Межпарламентского союза; находится в статусе наблюдателя в Организации стран-экспортёров нефти (OPEC) и Организации арабских стран экспортёров нефти (OAPEC).
Более того, ведётся поддержание дипломатических отношений со 143 странами, в число которых входят Великобритания, Китай, Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Франция, Южная Корея и Япония.
Оман является одним из основателей такого регионального института, как Совет сотрудничества стран Залива. Участвуя в этом органе - и во многих других - Оман стремится поощрять совместные решения глобальных и региональных проблем и придерживаться международного права, согласованных на международном уровне принципов, конвенций и правовых рамок.
Отличительной особенностью членства Маската в Совете от других пяти арабских основателей, является умелое балансирование между выполнением общих целей и задач союза и реализацией своего собственного курса.
Так, например, по ряду важных международных проблем, оманское государство заняло абсолютно противоположные позиции, ежели ССАГПЗ. Султанат заключил военное соглашение с Соединёнными Штатами Америки, не выступил против Кемп-Дэвидских договорённостей, не прервал свои связи с Египтом, не прекратил дипломатическую деятельность с Ираком во время ирако-кувейтского конфликта.
Что касается экономической составляющей внутри арабской организации, то султанат вместе с ОАЭ не подписал Соглашение о валютном союзе, аргументируя это тем, что участие в таком альянсе может отразиться на оманском суверенитете.
Таким образом, мы приходим к выводу, что султанат Оман является самобытным, самодостаточным и особенным членом Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. В своём внешнеполитическом курсе он умело сочетает как интересы альянса, так и свои собственные. При этом деятельность Омана в рамках ССАГПЗ имеет огромное значение для данного регионального института.
После «арабской весны» в 2011 г. такие государства, как Оман, Бахрейн, Катар, Кувейт и ОАЭ объединяют свои усилия для обеспечения стабильности в Ближневосточном регионе. Позабыв о существующих между ними различиях, эти страны начали искать пути урегулирования кризисных ситуаций, бороться с экстремистской и террористической угрозами, а также налаживать контакты с Ираном.
Таким образом, единые угрозы, общие нерешённые проблемы и стремление обеспечить безопасность в регионе Персидского залива сплотили как никогда пять из шести основателей ССАГПЗ после событий арабской весны 2011 г.
Двусторонняя кооперация между Султанатом Оман и Соединёнными Штатами Америки имеет историю более чем в две сотни лет, начало которой было положено с 1790 г.
С 1833 г. начинает формироваться нормативно-правовая база двух государств, первым документом в которой стал Договор о дружбе и навигации.
Что касается дипломатических отношений, то они были установлены в 1972 г.
Весной 2005 г. между Султанатом Оман и Америкой начались переговоры по заключению двустороннего соглашения, разрешающего вести свободную торговую деятельность между ними. Подписание Соглашения о свободной торговле состоялось 19 января 2006 г. По данным посольства Соединённых Штатов в Маскате, данное соглашение привело к увеличению партнёрских отношений между султанатом и американскими компаниями.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что двусторонняя омано-американская связь вряд ли ослабнет, пока больной лидер Омана - султан Кабус бин Саид Аль-Саид, не покинет мировую арену в ближайшем будущем. Он вернулся в Оман в марте 2015 г. после почти года лечения рака в Германии, но его публичные выступления случаются редко.
До прихода к власти Султана Кабуса бин Саида аль-Саид 23 июля 1970 г. у Омана с Россией не было прямых связей и контактов. Они взаимодействовали друг с другом либо через посредников, либо отношения носили косвенный характер. Однако со сменой власти во второй половине XX века положение дел меняется и происходит сближение Оманского государства и Советской России.
В 1983 г. между оманской и российской сторонами впервые происходит обсуждение идеи установления дипломатических отношений, однако воплотить её в реальность удалось лишь 26 августа 1985 г.
Продолжают развиваться двусторонние отношения и после распада Советского Союза с его преемницей - Российской Федерацией. Регулярно делегации обоих государств наносят друг другу официальные визиты.
Таким образом, мы наблюдаем многовековую историю становления российско-оманских отношений, плавно перетекающую в непрямые торговые и военно-морские связи. В конечном итоге взаимодействие между Россией и Султанатом в конечном итоге вышло на уровень полноценной, доверительной и взаимовыгодной кооперации.
Подводя итог нашего исследования, хотелось бы сказать, что с конца XX столетия Султанат Оман прошёл нелёгкий путь от изолированности и упадка в своём развитии. Он преодолел многие трудности, барьеры, конфликты, и стал не только современным государством, но и важным актором как на региональной арене, так и международном театре действий. Заслугой таких колоссальных изменений и преображений является деятельность Его Величества Султана Кабуса, потратившего всю свою жизнь на служение оманскому народу.
Подобные работы
- ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ОМАНА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Художественная культура России в конце XX - начале XXI вв. (на примере Пензенской области)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО ЛОББИ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ США НА БЛИЖНЕМ
ВОСТОКЕ И В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ НА РУБЕЖЕ XX-XXI вв.
Диссертация , международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Российско-американские отношения конца XX - начала XXI вв. в отечественной учебной литературе
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - КУБА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В XXI ВЕКЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - КУБА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В XXI ВЕКЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
U.S.-CUBAN RELATIONS IN THE 21ST CENTURY: STATUS AND PROSPECTS
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Эволюция внешней политики Франции в постбиполярной системе международных отношений
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КНР СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В XX-XXI ВВ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Роль Германии в становлении системы безопасности и обороны Европейского союза на рубеже XX— XXI вв
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2019



