Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР

Работа №67961

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР .. ..7
1.1. Сущность и содержание понятия «доброжелательные отношения к сверстникам у старших дошкольников» 7
1.2. Социально-ориентированные игры как средство формирования у старших
дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам 13
1.3. Педагогические условия формирования у старших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам с использованием социально-ориентированных игр 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К
СВЕРСТНИКАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР 33
2.1. Определение уровней доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников 33
2.2. Содержание работы по формированию у старших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам с использованием социально-ориентированных игр 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ


Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определят потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и пре-образуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
В дошкольном детстве зарождаются и наиболее интенсивно развиваются межличностные отношения. С самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенные отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов - Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности. Благодаря чему формируется «детское общество». Это создает предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором формирования личности ребенка. В различных видах деятельности дошкольники осваивают коммуникативные умения, учатся согласовывать свои действия. Справедливо разрешать споры. Все это способствует накоплению морального опыта. Однако у детей старшего возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей. Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста является игра. Использование в образовательной работе с дошкольниками социально-ориентированных игр способствует формированию у них социально приемлемых способов общения.
В тоже время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.
В социально-ориентированных играх ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.
Проблеме социально-ориентированных игр посвящены исследования Н.Е. Вераксы, Е.О. Смирновой, Н.И. Титовой, В. Холмогоровой и др.
Проблема исследования заключается в определении педагогических условий формирования у старших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам с использованием социально-ориентированных игр.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объектом исследования является процесс формирования у старших до-школьников доброжелательного отношения к сверстникам.
В качестве предмета исследования рассматриваются педагогические условия формирования у старших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам с использованием социально-ориентированных игр.
Гипотеза исследования: успешному формированию у старших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам может способствовать использование в образовательной работе с детьми социально-ориентированных игр.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «доброжелательные от-ношения к сверстникам у старших дошкольников».
2. Выяснить возможности использования социально-ориентированных игр в формировании у старших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования у старших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам с использованием социально-ориентированных игр.
4. Определить уровни сформированности у старших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам.
5. Описать содержание работы по формированию у старших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам с использованием социально-ориентированных игр.
Методологическую основу данного исследования составили научные концепции М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; научные труды Н.Е. Вераксы, Е.О. Смирновой, Н.И. Титовой, В. Холмогоровой о роли социо-игровой педагогики в развитии взаимоотношений детей дошкольного возраста.
Методы исследования, использованные в выпускной квалификационной работе: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, наблюдение, метод опроса, анализ продуктов детской деятельности; анкетирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития доброжелательных отношений между детьми является одной из актуальных в дошкольном образовании и является объектом научных исследований многих педагогов и психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, М.И.Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.).
Проблема развития доброжелательных отношений у дошкольников нашла свое отражение и в научных исследованиях ряда диссертационных работ. Так, например, И.А. Кумовой были исследованы условия воспитания основ коммуникативной культуры детей шестого года жизни (2004 г.). Исследователь выявляет взаимозависимость характера социально-эмоционального общения взрослых и детей и уровня коммуникативной культуры ребенка: между представлениями о способах коммуникаций и опытом реальных коммуникаций в детской среде. В качестве средств воспитания основ коммуникативной культуры И.А. Кумовой использовалась игра и художественно-эстетические виды деятельности (рассматривание произведений живописи, чтение произведений художественной литературы, рисование, в которые интегрировались ценности культуры (добро, истина, красота, человек).
Наиболее эффективным средством в формировании доброжелательности общения старших дошкольников в группе сверстников являются социально-ориентированные игры. Главный педагогический смысл этих игр - создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть создании ситуаций выбора, в которых ребенок должен быть выбрать способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта.
Экспериментальная работа по проблеме исследования была организована на базе МБДОУ г. Белгорода. В исследовании участвовало 16 детей старшей группы. Цель констатирующего эксперимента состояла в выявлении уровней доброжелательного отношения к сверстнику у старших дошкольников.
Для проведения диагностики доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками нами были использованы ситуации выбора:
□ «Порадуй друга»;
□ «Для себя и для других»;
□ «Дежурные».
Высокий уровень проявления доброжелательного отношения к сверстнику показали 2 ребенка (20%), средний - 6 детей (60) и низкий - 2 ребенка (20%).
После проведения диагностического обследования детей, мы приступили к описанию содержания образовательной работы с о старшими дошкольниками по формированию у них доброжелательного отношения к сверстнику с использованием социально-ориентированных игр.
Таким образом, поставленные задачи нами решены, цель исследования достигнута.



1. Алиева Э., Радионова О. Педагогическая технология «Истории Карапушек: как жить в мире с собой и другими?». //Дошкольное воспитание. -2010.- № 8. - С.??
2. Антонова Т.В. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели развития и методы выявления. //Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5.- С.54.
3. Безрукова О.А. Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста: лингводидактический аспект //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С.26-36.
4. Бизикова О.А. Игра как средство развития культуры диалогической речи //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С.56-66.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
6. Васюкова Н.Е., Чехонина О.И. Как стать партнером? //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 7. - С.42-49.
7. Веракса Н.Е. Личность ребенка как социально-психологическая проблема// Социальная психология в образовательном пространстве. Научные материалы I Международной научно-практической конференции (16-17 октября 2013 г.). - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. - С.19-21.
8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Игра в секрет»: методика исследования меж-личностных отношений детей дошкольного возраста.// Современное до-школьное образование. Теория и практика. - 2008. - №1. - С.
9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия/ Ред-сост Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Мозаика-Синтез. - Москва, 2014. -554 с.
10. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Играем в сказку «Репка». Наглядно-дидактическое пособие для детского сада. - М., 2007.
11. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Играем в сказку «Теремок». Наглядно-дидактическое пособие для детского сада. - М., 2007.
12. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Играем в сказку «Три поросенка». Наглядно-дидактическое пособие для детского сада. - М., 2007.
13. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Роль взрослого в воспитании ребенка // Про-граммы воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А.
- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
14. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве.// Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2008. - №1.http: //www.veraksa.ru/veraksa/info/veraksa book.html
15. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Играем в сказку «Три медведя». Наглядно-дидактическое пособие для детского сада. - М., 2007.
16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - М.: Изд-во «Союз», 2006.-224 с.
17. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Л.М.Гурович: Изд. 2-е, перераб. - СПб.: Акцидент, 1996. - 224 с.
18. Деятельность и взаимоотношения дошкольников./Под ред. Т.А. Репиной; Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 192 с.
19. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: Автореф... канд.пед. наук. - Екатеринбург, 2001. - 21 с.
20. Журавлева С. Реализация психолого-педагогической программы социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 3. - С. ??
21. Иванова Н., Касухина Н. Воспитание добрых чувств. //Дошкольное воспитание. - 2009. № 2. - С.21.
22. Ивченко Т.А., Белова Н.Н., Димант Т.Ю. Клуб по интересам как форма организации совместной деятельности детей в старших группах детского сада//Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С.94-106.
23. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010. - 576 с.
24. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста //Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5.- С.8-18.
25. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
26. Конохова Е.С. Проблема нравственного воспитания современных до-школьников //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 4. - С.38-43.
27. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: «Генезис», 2006. - 208 с.
28. Кулысова В. И др. Крупицы добра. //Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. - С.14-17.
29. Кумова И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Ростов н/Д, 2004. - 142 с.
30. Курочкина И.Н. Этикет в отношениях воспитателя и воспитанника //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 7. - С.31-38.
31. Курочкина И.Н. Этикет в развитии детского коллектива //Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С.28-34.
32. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./Под ред. А.Г. Рузской. - М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОД- ЭК», 1997. - 384 с.
33. Люблинская А.А. О моральных представлениях и моральных привычках// Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд. - М.: Академия, 1998. - 384 с. - С.296.
34. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников как педагогическая проблема./ Педагогика и психология. Теория и методика обучения. - М.: «Сфера», 2005. - С. 57.
35. Майер А.А. Комбинаторика педагогического взаимодействия //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 7. - С.38-42.
36. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет./
Н.И.Ганощенко, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова и др.; Под ред. Е.О.Смирновой. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001. - 240 с.
37. Менчинская Н. Развитие чувств у ребенка. //Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. - С.19-21.
38. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - М.: «Сов. энциклопедия», 1972 г. - 846 с.
39. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Социально-нравственные проблемы формирования личности дошкольника. //Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С.27.
40. Поздеева С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С.76-84.
41. Полковникова Н.Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент работы по социализации. //Дошкольное воспитание.- 2010. - №10.- С.96.
42. Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А.Головей,
Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.: ил.
43. Протасова Е.Ю. Совместная речевая игра детей и взрослого //Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С.86-94.
44. Радионова О., Алиева Э. «История карапушек - как жить в мире с собой и другими?». //Журнал «Дошкольное воспитание», 2010, № 1. - С.16-17.
45. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с.- С.38.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
47. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками// Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с. -С.6.
48. Самсонова Е.В. Игровое моделирование как механизм развития взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста: Дисс.канд. психол. наук. - М., МИГУ, 1997. - 168 с.
49. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 157 с.
50. Сомкова О.Н. Педагогический мониторинг в системе профессиональной деятельности воспитателя по развитию общения и речи дошкольников //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 4. - С.38-48.
51. Сомкова О.Н., Конохова Е.С. Добро и зло в системе нравственных представлений старших дошкольников //Детский сад: теория и практика. -
2011. - № 4. - С.43-54.
52. Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Вербенец А.М. Особенности планирования режимных моментов в образовательном процессе современного детского сада //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 2. - С.16-32.
53. Титова Н.И. Организация сообщества детей дошкольного возраста как условие развития их коммуникативной компетентности //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С.66-76.
54. Титова Н.И. Роль социо-игровой педагогики в развитии взаимоотношений детей дошкольного возраста //Детский сад: теория и практика. - 2014. - №5.- С.66-74.
55. Третьяк А.В. Взаимодействие педагогов с детьми в процессе освоения игр с правилами //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 7. - С.61-68.
56. Тухфетуллина А. Справедливость: как рассказать о ней дошкольникам. //Журнал «Дошкольное воспитание» - 2007. - № 11. - С. 33-39.
57. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. Высш. И сред. Учеб. Заведений. - М.:. Издательский центр «Академия», 1998. - 304 с.
58. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.//История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Пед. инст-в по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология»/ Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др.; Под ред. С.Ф.Егорова. -2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с. - С.198.
59. Фролова В.Н. Современные подходы к воспитанию культуры речевого общения у дошкольников //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 4. - С.76-81.
60. Холина Н.А. Развитие у дошкольников морального выбора в условиях воображаемого действия. Дисс. канд. психол. наук. - М., МИГУ, 2000.
61.Черевач Г.Б. Условия формирования и развития ценностно-потребностной сферы личности современных дошкольников //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 4. - С.32-38.
62.Чехонина О.И. Развитие эмпатии в процессе приобретения социального опыта детьми старшего дошкольного возраста //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 4. - С.54-62.
63. Шалова С.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками //Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С.74-86.
64. Шепилова Н.А. Формирование ценностей у детей старшего дошкольного возраста //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 4. - С.27-32.
65.Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)- М: Владос, 2001 г.- 437 с.
66. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985. - 169 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ