РАЗВИТИЕ ПРАКТИК ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ТЕРРИТОРИИ ПОСЁЛКА ПРОХОРОВКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРАКТИК ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В
БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИК ОБЩЕСТВЕННОГО
УЧАСТИЯ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ТЕРРИТОРИИ ПОСЁЛКА ПРОХОРОВКА 33
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИК ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В
БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ТЕРРИТОРИИ ПОСЁЛКА ПРОХОРОВКА 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРАКТИК ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В
БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИК ОБЩЕСТВЕННОГО
УЧАСТИЯ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ТЕРРИТОРИИ ПОСЁЛКА ПРОХОРОВКА 33
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИК ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В
БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ТЕРРИТОРИИ ПОСЁЛКА ПРОХОРОВКА 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В вопросах организации муниципального управления территориями все более актуальными становятся вопросы повышения активности участия граждан в решении вопросов местного значения. Действующее федеральное законодательство, в частности Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предоставляет органам местного самоуправления вполне достаточные правовые возможности по вовлечению граждан в процессы непосредственного решения дел местных сообществ. Вместе с тем, проблемным остается практическое воплощение соответствующих положений законодательства в жизнь, и одной из важнейших сфер, где очевиден неиспользованный потенциал населения, является благоустройство территорий муниципальных образований.
Задачи благоустройства муниципалитетов сводятся к созданию здоровых, целесообразных и благоприятных условий жизни населения. В решении этих задач все большее значение приобретают внешнее благоустройство, функционально -пространственная структура и предметное оборудование открытых территорий, ландшафтный дизайн. При этом субъектами благоустройства выступают, как правило, органы местного самоуправления. Готовность населения к активной вовлеченности в дела местного самоуправления крайне низка.
Активное развитие практик общественного участия в самоуправлении развивает и удовлетворяет самые разные потребности: потребность в знаниях, общении, самоутверждении и самовыражении, в нормальных жилищных условиях и здоровой среде обитания. Эти и другие потребности реализуются через участие в общественных объединениях и движениях, в разных формах производственного самоуправления, территориальном общественном самоуправлении. Через органы территориального общественного самоуправления граждане, проживающие на территориях муниципального образования, привлекаются к благоустройству территорий проживания, улучшению содержания жилищного фонда и т.д. Наиболее хлопотным и социально важным делом становится массовое вовлечение граждан в благоустройство подворий, улиц, заброшенных и запущенных участков.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:
- значимостью благоустройства территорий муниципального образования как одной из ключевых задач деятельности органов местного самоуправления;
- влиянием благоприятной среды муниципального образования на качество жизни населения;
- необходимостью трансляции передового опыта развития муниципалитета и управления благоустройством территорий.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические подходы к благоустройству муниципальных образований отображены в работах таких авторов, как В.Н. Денисов, В.С. Занадворов, А.В. Занадворова, Н.Н. Юскевич. Основываясь на работах Л.А. Баскаковой, А.В. Золотухина, А.А. Мосеевой было определено понятие муниципального благоустройства.
В трудах Ю.С. Бахмутова, И.В. Герасимова, Р.В. Горнева, A. П. Ларькиной, К.Н. Моисеенко, С.В. Сятчихина, Е.В. Титовой, B. А. Федосова и др. были проанализированы проблемы соотношения понятий «гражданское участие» и «общественное участие» в зарубежной и отечественной политической и социологической науке, основные механизмы участия граждан РФ в принятии управленческих решений на государственном и муниципальном уровне.
Проблемам активности граждан в осуществлении деятельности по благоустройству территории посвящены исследования Б.В. Заливанского, Н.В. Лизиной, В.А. Шестакова . Вопросы участия представителей местных сообществ в решении проблем жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории в рамках взаимодействия с местной властью получили довольно широкое освещение в работах Н.В. Губиной, Е.А. Коваленко, М.А. Липчанской, И.П. Прядко, В.В. Черемисина, И.В. Щербаковой и др.
Несмотря на большой спектр работ и значительный вклад ученых в развитие данной проблемы, существует потребность в комплексном подходе к исследованию специфики общественного участия в благоустройстве территории на уровне отдельных муниципальных образований.
Проблема исследования состоит в противоречии между необходимостью развития практик общественного участия по благоустройству территории поселка Прохоровка и недостаточной разработанностью возможных форм стимулирования граждан.
Объектом исследования является процесс развития практик общественного участия по благоустройству территории.
Предметом исследования выступают механизмы развития практик общественного участия по благоустройству территории поселка Прохоровка .
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по развитию практик общественного участия по благоустройству территории поселка Прохоровка.
Достижению поставленной цели подчинены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития практик общественного участия по благоустройству территории муниципального образования.
2. Проанализировать практику общественного участия по благоустройству территории поселка Прохоровка.
3. Предложить направления совершенствования практик общественного участия по благоустройству территории поселка Прохоровка.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологической основой исследования выступает процессный подход к анализу понятия общественного участия Д.Л. Крейтона, согласно которому участие рассматривается как процесс, реализация которого включает в себя четыре основных этапа: информирование населения; выслушивание
населения; участие в решении проблем; разработка решений 1.
Кроме того, основные положения развития практик общественного участия по благоустройству территории муниципального образования освещены в работах А.И. Боженко, Ю.П. Бондаренко, Р.В. Петухова. Суть и смысл обоснованной ими концепции состоит в раскрытии становления и развития активности граждан в сфере благоустройства территории муниципального образования на основе анализа системы деятельности по благоустройству территории муниципального образования.
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов.
Эмпирическую базу исследования составляют:
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации, Белгородской области, закрепляющие основы государственного и муниципального регулирования деятельности по благоустройству территории
муниципального образования .
2. Нормативно-правовые акты администрации поселка Прохоровка, отдела по благоустройству, строительству, архитектуре и ЖКХ администрации городского поселения «Поселок Прохоровка», характеризующие практику общественного участия по благоустройству территории .
3. Результаты социологических опросов, проводимых администрацией поселка Прохоровка и Прохоровского района Белгородской области, проведенных в 2017 году «Развитие системы территориального общественного самоуправления» (N=100).
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности органов муниципальной власти при реализации программ развития практик общественного участия по благоустройству территории муниципалитета, для определения механизма реализации права населения на участие в осуществлении местного самоуправления.
Структура исследования состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений
Задачи благоустройства муниципалитетов сводятся к созданию здоровых, целесообразных и благоприятных условий жизни населения. В решении этих задач все большее значение приобретают внешнее благоустройство, функционально -пространственная структура и предметное оборудование открытых территорий, ландшафтный дизайн. При этом субъектами благоустройства выступают, как правило, органы местного самоуправления. Готовность населения к активной вовлеченности в дела местного самоуправления крайне низка.
Активное развитие практик общественного участия в самоуправлении развивает и удовлетворяет самые разные потребности: потребность в знаниях, общении, самоутверждении и самовыражении, в нормальных жилищных условиях и здоровой среде обитания. Эти и другие потребности реализуются через участие в общественных объединениях и движениях, в разных формах производственного самоуправления, территориальном общественном самоуправлении. Через органы территориального общественного самоуправления граждане, проживающие на территориях муниципального образования, привлекаются к благоустройству территорий проживания, улучшению содержания жилищного фонда и т.д. Наиболее хлопотным и социально важным делом становится массовое вовлечение граждан в благоустройство подворий, улиц, заброшенных и запущенных участков.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:
- значимостью благоустройства территорий муниципального образования как одной из ключевых задач деятельности органов местного самоуправления;
- влиянием благоприятной среды муниципального образования на качество жизни населения;
- необходимостью трансляции передового опыта развития муниципалитета и управления благоустройством территорий.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические подходы к благоустройству муниципальных образований отображены в работах таких авторов, как В.Н. Денисов, В.С. Занадворов, А.В. Занадворова, Н.Н. Юскевич. Основываясь на работах Л.А. Баскаковой, А.В. Золотухина, А.А. Мосеевой было определено понятие муниципального благоустройства.
В трудах Ю.С. Бахмутова, И.В. Герасимова, Р.В. Горнева, A. П. Ларькиной, К.Н. Моисеенко, С.В. Сятчихина, Е.В. Титовой, B. А. Федосова и др. были проанализированы проблемы соотношения понятий «гражданское участие» и «общественное участие» в зарубежной и отечественной политической и социологической науке, основные механизмы участия граждан РФ в принятии управленческих решений на государственном и муниципальном уровне.
Проблемам активности граждан в осуществлении деятельности по благоустройству территории посвящены исследования Б.В. Заливанского, Н.В. Лизиной, В.А. Шестакова . Вопросы участия представителей местных сообществ в решении проблем жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории в рамках взаимодействия с местной властью получили довольно широкое освещение в работах Н.В. Губиной, Е.А. Коваленко, М.А. Липчанской, И.П. Прядко, В.В. Черемисина, И.В. Щербаковой и др.
Несмотря на большой спектр работ и значительный вклад ученых в развитие данной проблемы, существует потребность в комплексном подходе к исследованию специфики общественного участия в благоустройстве территории на уровне отдельных муниципальных образований.
Проблема исследования состоит в противоречии между необходимостью развития практик общественного участия по благоустройству территории поселка Прохоровка и недостаточной разработанностью возможных форм стимулирования граждан.
Объектом исследования является процесс развития практик общественного участия по благоустройству территории.
Предметом исследования выступают механизмы развития практик общественного участия по благоустройству территории поселка Прохоровка .
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по развитию практик общественного участия по благоустройству территории поселка Прохоровка.
Достижению поставленной цели подчинены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития практик общественного участия по благоустройству территории муниципального образования.
2. Проанализировать практику общественного участия по благоустройству территории поселка Прохоровка.
3. Предложить направления совершенствования практик общественного участия по благоустройству территории поселка Прохоровка.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологической основой исследования выступает процессный подход к анализу понятия общественного участия Д.Л. Крейтона, согласно которому участие рассматривается как процесс, реализация которого включает в себя четыре основных этапа: информирование населения; выслушивание
населения; участие в решении проблем; разработка решений 1.
Кроме того, основные положения развития практик общественного участия по благоустройству территории муниципального образования освещены в работах А.И. Боженко, Ю.П. Бондаренко, Р.В. Петухова. Суть и смысл обоснованной ими концепции состоит в раскрытии становления и развития активности граждан в сфере благоустройства территории муниципального образования на основе анализа системы деятельности по благоустройству территории муниципального образования.
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов.
Эмпирическую базу исследования составляют:
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации, Белгородской области, закрепляющие основы государственного и муниципального регулирования деятельности по благоустройству территории
муниципального образования .
2. Нормативно-правовые акты администрации поселка Прохоровка, отдела по благоустройству, строительству, архитектуре и ЖКХ администрации городского поселения «Поселок Прохоровка», характеризующие практику общественного участия по благоустройству территории .
3. Результаты социологических опросов, проводимых администрацией поселка Прохоровка и Прохоровского района Белгородской области, проведенных в 2017 году «Развитие системы территориального общественного самоуправления» (N=100).
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности органов муниципальной власти при реализации программ развития практик общественного участия по благоустройству территории муниципалитета, для определения механизма реализации права населения на участие в осуществлении местного самоуправления.
Структура исследования состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений
Благоустройство территории муниципального образования представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни трудовой деятельности и досуга населения в границах муниципального образования, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
В российской научной традиции понятие «общественное участие» во многом совпадает по смыслу с понятием «гражданское участие» и трактуется как участие граждан в обсуждении и разработке политических, социально-экономических, культурных программ и проектов, разнообразных гражданских инициатив. Общественное участие в благоустройстве территории муниципального образования можно определить как процесс взаимодействия граждан и организаций с органами власти в сфере реализации последними полномочий по повышению качества и комфортности условий жизнедеятельности населения конкретного поселения. Общественное участие в благоустройстве территории муниципального образования реализуется в рамках четырех ключевых этапов, формирующих его жизненный цикл: подготовка; принятие решений; реализация; анализ результатов и совершенствование.
Согласно законодательству, общественное участие в благоустройстве территории муниципального образования может быть реализовано посредством территориального общественного самоуправления, общественных слушаний и общественных обсуждений, обращений граждан в органы власти, опросов граждан, реализации государственных и муниципальных программ и проектов, а также инициативных проектов граждан на основе принципов краудсорсинга, направленных на привлечение внимания властей к проблемам благоустройства территории муниципалитета, выражения мнения общественности о предлагаемых к реализации проектах, внесения предложений по совершенствованию качества и комфортности муниципальной среды.
Развитию практик общественного участия в осуществлении деятельности по благоустройству территории муниципального образования сопутствуют такие факторы, как информированность населения о проблемах муниципального образования, путях их решения, возможных формах его участия в решении вопросов местного самоуправления; ответственная гражданская позиция, которая последовательно воспитывается в учебных заведениях, через СМИ и акции, высокая общественная оценка общественной работ.
Одним из приоритетных направлений деятельности администрации городского поселения является организация благоустройства и озеленения муниципальной территории. Благоустройство территорий поселения - важнейшая составная часть его развития. Управление благоустройством территории городского поселения осуществляется структурным подразделением администрации п. Прохоровка - отделом по благоустройству, строительству, архитектуре и ЖКХ администрации городского поселения.
Для участия граждан в проведении работ по благоустройству территории муниципального образования администрация городского поселения проводит следующие мероприятия: занимается организацией на регулярной основе конкурсов по благоустройству на лучшую усадьбу, лучший подъезд, улицу, населенный пункт; принимает решения о привлечении граждан к выполнению на добровольческой основе работ по благоустройству территории муниципального образования (в том числе учащихся); проводит разъяснительную работу с жителями.
Потребность жителей городского поселения «Поселок Прохоровка» в здоровой среде обитания реализуются через участие в территориальном общественном самоуправлении. На сегодняшний день на территории городского поселения действуют 30 территориальных общественных самоуправлений. Они являются неотъемлемым элементом инновационной модели партнерства - местного управления, участником всех его социальных программ, непосредственно ориентированных на формирование здорового и счастливого образа жизни человека и сопутствующей этому образу среды обитания.
В числе наиболее важных проблем в сфере благоустройства в п. Прохоровка проблемы, связанные с недостаточно высокой активностью значительной части населения и формальным подходом к общественному участию со стороны властей, нежеланием в ряде случаев прислушиваться к мнению горожан.
В соответствии с результатами проведенного исследования и анализом практики процесса управления развитием территориального общественного самоуправления в поселке Прохоровка, можно отметить, что данный процесс несовершенен и требует оптимизации, основанной на комплексном, системном и технологически выстроенном управлении. В этой связи предлагается создание проекта «ТОС - основа благоустройства территории поселка Прохоровка», основная цель которого заключается в активизации деятельности органов территориального общественного самоуправления как одного из механизмов стимулирования участия граждан в решении вопросов благоустройства территории поселка.
Проект направлен на поддержку развития деятельности ТОС в сфере благоустройства муниципалитета через реализацию комплекса задач, включающих такие компоненты как: проведение мониторинга современного состояния развития ТОС в сфере благоустройства территорий в поселке Прохоровка и отбор лучших практик; популяризация деятельности ТОС в сфере благоустройства территорий, формирование позитивного имиджа гражданской активности; формирование кадрового обеспечения территориального общественного самоуправления в поселке Прохоровка; развитие информационно-коммуникационного взаимодействия власти и общества в поселке Прохоровка; создание условий для самореализации молодежи через участие в деятельности ТОС по вопросам благоустройства территории в поселке Прохоровка.
К основным мероприятиям заявленного проекта относятся мероприятия, направленные на развитие различных сторон процесса развития деятельности ТОС в сфере благоустройства муниципалитета. Так предлагается: провести мониторинг процесса развития деятельности ТОС в сфере благоустройства при помощи привлечения сторонних экспертов, а также обеспечить публичность результатов мониторинга посредством их публикации в местных СМИ. С целью повышения популярности деятельности ТОС в сфере благоустройства предлагается проведение рекламных акций, публикация положительных примеров активности ТОС в СМИ; привлечение общественного внимания к добровольческим инициативам и благотворительной деятельности в сфере благоустройства. В рамках формирования кадрового потенциала ТОС предлагается формирование поселковых «Школ ТОС»; выпуск рабочего блокнота активиста ТОС; организация и проведение конференций граждан по вопросам осуществления деятельности ТОС в сфере благоустройства, семинаров, лекций для населения с участием специалистов по деятельности ТОС в сфере благоустройства.
В итоге, на базе разработанного проекта можно сформулировать следующие практические рекомендации для развития практик общественного участия в благоустройстве территории поселка Прохоровка:
1. Сформировать команду экспертов (социологи, аналитики и т.д.) для проведения ежегодного мониторинга состояния развития деятельности ТОС в сфере благоустройства поселка Прохоровка, а также обеспечить публичность результатов мониторинга посредством их публикации в местных СМИ.
2. Повысить популярность деятельности ТОС в сфере благоустройства поселка путем проведения рекламных акций, публикацию положительных примеров активности ТОС в СМИ.
3. Сформировать поселковые «Школы ТОС» поселка при Администрации.
4. Развивать информационно-коммуникационное взаимодействие власти и общества на уровне поселка через выпуск информационных бюллетеней, листовок для населения, пропагандирующих передовой опыт их работы в сфере благоустройства муниципалитета; проведение форумов ТОС;
5. Создать информационный портал о деятельности ТОС поселка: «Территориальное общественное самоуправление в поселке Прохоровка», особое внимание уделяя вопросам благоустройства жилых территорий поселка.
В российской научной традиции понятие «общественное участие» во многом совпадает по смыслу с понятием «гражданское участие» и трактуется как участие граждан в обсуждении и разработке политических, социально-экономических, культурных программ и проектов, разнообразных гражданских инициатив. Общественное участие в благоустройстве территории муниципального образования можно определить как процесс взаимодействия граждан и организаций с органами власти в сфере реализации последними полномочий по повышению качества и комфортности условий жизнедеятельности населения конкретного поселения. Общественное участие в благоустройстве территории муниципального образования реализуется в рамках четырех ключевых этапов, формирующих его жизненный цикл: подготовка; принятие решений; реализация; анализ результатов и совершенствование.
Согласно законодательству, общественное участие в благоустройстве территории муниципального образования может быть реализовано посредством территориального общественного самоуправления, общественных слушаний и общественных обсуждений, обращений граждан в органы власти, опросов граждан, реализации государственных и муниципальных программ и проектов, а также инициативных проектов граждан на основе принципов краудсорсинга, направленных на привлечение внимания властей к проблемам благоустройства территории муниципалитета, выражения мнения общественности о предлагаемых к реализации проектах, внесения предложений по совершенствованию качества и комфортности муниципальной среды.
Развитию практик общественного участия в осуществлении деятельности по благоустройству территории муниципального образования сопутствуют такие факторы, как информированность населения о проблемах муниципального образования, путях их решения, возможных формах его участия в решении вопросов местного самоуправления; ответственная гражданская позиция, которая последовательно воспитывается в учебных заведениях, через СМИ и акции, высокая общественная оценка общественной работ.
Одним из приоритетных направлений деятельности администрации городского поселения является организация благоустройства и озеленения муниципальной территории. Благоустройство территорий поселения - важнейшая составная часть его развития. Управление благоустройством территории городского поселения осуществляется структурным подразделением администрации п. Прохоровка - отделом по благоустройству, строительству, архитектуре и ЖКХ администрации городского поселения.
Для участия граждан в проведении работ по благоустройству территории муниципального образования администрация городского поселения проводит следующие мероприятия: занимается организацией на регулярной основе конкурсов по благоустройству на лучшую усадьбу, лучший подъезд, улицу, населенный пункт; принимает решения о привлечении граждан к выполнению на добровольческой основе работ по благоустройству территории муниципального образования (в том числе учащихся); проводит разъяснительную работу с жителями.
Потребность жителей городского поселения «Поселок Прохоровка» в здоровой среде обитания реализуются через участие в территориальном общественном самоуправлении. На сегодняшний день на территории городского поселения действуют 30 территориальных общественных самоуправлений. Они являются неотъемлемым элементом инновационной модели партнерства - местного управления, участником всех его социальных программ, непосредственно ориентированных на формирование здорового и счастливого образа жизни человека и сопутствующей этому образу среды обитания.
В числе наиболее важных проблем в сфере благоустройства в п. Прохоровка проблемы, связанные с недостаточно высокой активностью значительной части населения и формальным подходом к общественному участию со стороны властей, нежеланием в ряде случаев прислушиваться к мнению горожан.
В соответствии с результатами проведенного исследования и анализом практики процесса управления развитием территориального общественного самоуправления в поселке Прохоровка, можно отметить, что данный процесс несовершенен и требует оптимизации, основанной на комплексном, системном и технологически выстроенном управлении. В этой связи предлагается создание проекта «ТОС - основа благоустройства территории поселка Прохоровка», основная цель которого заключается в активизации деятельности органов территориального общественного самоуправления как одного из механизмов стимулирования участия граждан в решении вопросов благоустройства территории поселка.
Проект направлен на поддержку развития деятельности ТОС в сфере благоустройства муниципалитета через реализацию комплекса задач, включающих такие компоненты как: проведение мониторинга современного состояния развития ТОС в сфере благоустройства территорий в поселке Прохоровка и отбор лучших практик; популяризация деятельности ТОС в сфере благоустройства территорий, формирование позитивного имиджа гражданской активности; формирование кадрового обеспечения территориального общественного самоуправления в поселке Прохоровка; развитие информационно-коммуникационного взаимодействия власти и общества в поселке Прохоровка; создание условий для самореализации молодежи через участие в деятельности ТОС по вопросам благоустройства территории в поселке Прохоровка.
К основным мероприятиям заявленного проекта относятся мероприятия, направленные на развитие различных сторон процесса развития деятельности ТОС в сфере благоустройства муниципалитета. Так предлагается: провести мониторинг процесса развития деятельности ТОС в сфере благоустройства при помощи привлечения сторонних экспертов, а также обеспечить публичность результатов мониторинга посредством их публикации в местных СМИ. С целью повышения популярности деятельности ТОС в сфере благоустройства предлагается проведение рекламных акций, публикация положительных примеров активности ТОС в СМИ; привлечение общественного внимания к добровольческим инициативам и благотворительной деятельности в сфере благоустройства. В рамках формирования кадрового потенциала ТОС предлагается формирование поселковых «Школ ТОС»; выпуск рабочего блокнота активиста ТОС; организация и проведение конференций граждан по вопросам осуществления деятельности ТОС в сфере благоустройства, семинаров, лекций для населения с участием специалистов по деятельности ТОС в сфере благоустройства.
В итоге, на базе разработанного проекта можно сформулировать следующие практические рекомендации для развития практик общественного участия в благоустройстве территории поселка Прохоровка:
1. Сформировать команду экспертов (социологи, аналитики и т.д.) для проведения ежегодного мониторинга состояния развития деятельности ТОС в сфере благоустройства поселка Прохоровка, а также обеспечить публичность результатов мониторинга посредством их публикации в местных СМИ.
2. Повысить популярность деятельности ТОС в сфере благоустройства поселка путем проведения рекламных акций, публикацию положительных примеров активности ТОС в СМИ.
3. Сформировать поселковые «Школы ТОС» поселка при Администрации.
4. Развивать информационно-коммуникационное взаимодействие власти и общества на уровне поселка через выпуск информационных бюллетеней, листовок для населения, пропагандирующих передовой опыт их работы в сфере благоустройства муниципалитета; проведение форумов ТОС;
5. Создать информационный портал о деятельности ТОС поселка: «Территориальное общественное самоуправление в поселке Прохоровка», особое внимание уделяя вопросам благоустройства жилых территорий поселка.



