Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ШВЕЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Работа №67921

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
254
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Европейское направление внешней политики Швеции в ЕС (1945 - 1996гг.)
1.1. Участие Швеции в ЕАСТ 8
1.2. Подготовка и вступление Швеции в ЕС 19
ГЛАВА 2. Швеция в Европейском Союзе 29
2.1. Современная роль Швеции в Европейском союзе 29
2.2. Трансграничное сотрудничество Швеции с другими странами 42
2.3. Итоги и перспективы процесса интеграции Швеции и ЕС 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Актуальность темы. Современный этап развития мировой экономики предполагает явную тенденцию к регионализации международного сотрудничества, выражающуюся, в первую очередь, в подписании значительного числа региональных торговых соглашений, подразумевающих различные уровни экономической интеграции. Безусловно, наиболее развитым с точки зрения интеграционного строительства проектом является Европейский союз. За более чем полувековую историю интеграции европейцы сумели последовательно образовать зону свободной торговли, таможенный союз, единый внутренний рынок, а также экономический и валютный союз. Швеция считается крупным государством Европейского Союза, ведь она практически одинакова с Францией по размеру территории (450 тыс. кв. км), хоть и имеет небольшое население (около 9 млн. человек). Швеция как государство с яркой национальной идентичностью, которое выработало своеобразный путь экономического и политического развития, четко позиционирует себя на международной арене, с высокоразвитой экспортоориентированной экономикой, построенной на демократических ценностях Западной модели, является идеальным объектом для анализа европейской интеграции и возможной степени влияния жизни на международные координаты формирующейся системы отношений.
Отечественные исследования по данному вопросу находятся на стыке двух линий исследований: европейской интеграции и внешней политики Швеции. По первому направлению опубликовано большое количество трудов ведущими отечественными учеными: Ю.А. Борко, О.В. Буториной, Л.И. Глухаревым, В.П. Гутником, В.Г. Шемятенковым, Ю.В. Шишковым, Н.П. Шмелевым, Ю.И. Юдановым. В своих работах эксперты рассматривают проблему европейской интеграции под разным углом. Так, теории региональной экономической интеграции рассматриваются в трудах Борко Ю.А., В.Г. Шемятенкова, Шишкова Ю.В., валютная и финансовая интеграция в ЕС исследуется О.В. Буториной, сравнительный анализ социально-экономических моделей развития стран ЕС в своих работах проводил В.П. Гутник.
Многие отечественные исследования по внешней политике Швеции были проведены такими известными российскими специалистами, как A.M. Волков, O.K. Тимашкова. В 1991 году в свет вышел важная работа, касающаяся шведской модели общественного развития, автором которой был отечественный исследователь А.М.Волков. Не смотря на то, что целью работы было дать общее представление о «социально -экономической модели Швеции», эта работа содержит ряд ценных статистических данных и выводов автора относительно внешнеполитического курса страны.
Зарубежная литература по данной проблематике нашла свое отражение в трудах выдающихся ученых М. Бийе, Дж. Вайнера, Э. Хааса, С. Хоффмана, У. Уоллеса и др. Отдельного внимания заслуживает работа группы ученых Л.Калмформа, Х.Флэма, Линдаля и других о шведской перспективе в Экономическом и валютном союзе. В работе оцениваются основные преимущества и недостатки единой валюты. Ключевой особенностью анализа является попытка интеграции экономических и политических аспектов. Книга является пересмотренным вариантом доклада шведской Правительственной комиссии по Экономическому и валютному союзу. В различных главах обсуждаются денежно-кредитная политика и инфляция, фискальная политика, безработица и рынки труда.
Объектом дипломного исследования является процесс интеграции Швеции в Европейский Союз.
Предметом исследования является участие Швеции в европейских интеграционных процессах.
Хронологические рамки исследования определяются периодом
вступления Швеции в ЕАСТ в 1960 году вплоть до наших дней.
Цель работы - изучить формы, способы и итоги участия Швеции в европейских интеграционных процессах. Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть участие Швеции в ЕАСТ
- изучить процесс подготовки и вступления Швеции в ЕС;
- описать современную роль Швеции в Европейском союзе;
- охарактеризовать трансграничное сотрудничество Швеции с другими странами;
- проанализировать итоги и перспективы процесса интеграции Швеции и ЕС.
Источниковая база. В работе использованы различные группы источников: официальные документы, ежегодные отчеты региональных организаций, в работе которых Швеция принимает активное участие, материалы ежегодных дебатов в Парламенте Швеции по внешнеполитическим вопросам. Статистическая база исследования включает в себя статистические отчеты международных экономических организаций, статистических органов Швеции, ЕС, первичные документы различных учреждений Евросоюза и Швеции, информационные материалы Шведского института. Также в исследовании используются официальные документы Европейской ассоциации свободной торговли. Большинство из них доступны на официальном сайте ЕАСТ. Важнейшим из них является Конвенция о создании ЕАСТ и приложения к ней т. к. это базовый документ, где зафиксированы принципы функционирования Европейской ассоциации свободной торговли как международной организации. Также на сайте возможно ознакомиться с решениями Совета ЕАСТ, Соглашением о Едином экономическом пространстве, соглашениями о свободной торговле с третьими странами. В то же время здесь размещены статистические отчеты, бюллетени ЕАСТ, годовые доклады.
Процесс трансграничного сотрудничества Швеции и других стран проанализирован в исследовании при помощи данных с официальных сайтов Европейского Союза.
Методологическая основа исследования. Метод наблюдения позволяет собрать фактический материал осуществления внешнеполитической деятельности Швеции, который выражается в датах, произошедших событиях, реакции официальных лиц, ответственных за проведение курса внешней политики, их речей и политических решений. Метод сравнения является одним из основополагающих в исследовании, поскольку необходим для анализа.
На уровне экспериментально-теоретическом используются такие методы, как исторический, логический, синтез, дедукция и индукция.
Исторический метод используется в связи с тем, что происходит изучение и анализ уже прошедших событий. Логический - в связи с необходимостью объективных заключений, исходящих к постулатам научной деятельности. Дедукция и индукция - методы, используемые для выявления объективных закономерностей тех или иных действий Швеции на международной арене с целью сведения на нет «издержек» не доказанных и не подтвержденных результатов анализа.
На теоретическом уровне происходит использование методов изучения и обобщения, формализации, абстрагирования и анализа. Изучение и обобщение позволяют собирать материал при использовании других методов.
Структура исследования определяется целью и задачами, поставленными в работе. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Уже после завершения первой мировой войны европейская идея наличествовала в политических полемиках, при всём том не привела к определенным мерам. После этого, после разрушений, которые повлекла за собой вторая мировая война, европейские лидеры пришли к уверению, что взаимодействие и совместные стремления показываются наилучшим вариантом безопасности мира, устойчивости и благоденствия Европы. Собственно с данного момента возник процесс европейской интеграции, который в нынешний момент мы можем держать под наблюдением на образце Европейского Союза.
Европейский Союз стал солидным актором всемирного общества, который оказывает существенное воздействие на процессы мировой политики и экономики.
Так, население Союза составляет более 500 миллионов человек, что составляет большее количество, чем у США и Российской Федерации и, в совокупности. ЕС - крупнейший мировой торговый актор, который производит четверть мирового товарного оборота. ЕС дает максимальный объем поддержки небогатым государствам, нежели всякий иной донор. Его валюта (евро) занимает по праву второе место после доллара США на интернациональных финансовых торгах.
Швеция, исключительно начиная с начала 1990-х годов, стала проводить политику, которая была направлена на инициативную поддержку европейской интеграции. До данного периода шведская администрация следовала обычаю нейтралитета, который сложился еще в начале XIX века.
Так, с 1994 года деятельность Швеции в Евросоюзе стала приоритетным курсом внешнеполитической деятельности государства. Она вырабатывается политическая, а также особо стоит отметить содействие Швеции распространения процессов европейской интеграции.
Среди главных вопросов абсорбируется проблема приобщения Швеции к Единому экономическому пространству. Было проведено уже два референдума по приобщению к зоне евро, тем не менее, оба раза жители высказались отрицательно. Кроме этого, после последнего референдума численность евроскептиков еще большей частью выросла. Можно с твёрдостью заверить, что в краткосрочной и среднесрочной будущем евро не будет поддержано в этом государств.
В целом, позиции евроскептиков — противостояние Евросоюзу — порождено историческими и географическими основаниями. Северные страны расположены на «окраине» Европы, продолжительное время они были в так нарекаемой «культурной изоляции», их общество очень разнотипно. В Швеции традиционно значительна роль государства в экономике, шведские верхи не собираются отдавать хоть и долю собственных полномочий на наднациональный уровень. В державе построена система благосостояния, насыщены воззрения и социальной политики (в разнице от прочей Европы).
Во время председательства Швеции в ЕС, она отметила три важнейших течения своей работы — экология, проблемы занятости и расширение.
Максимально значимо на этом месте подметить точку зрения Швеции относительно развития европейской интеграции. В собственных европейских документах государство декларировало энергичную поддержку данных процессов, при всем том внутри Швеции тлели боязни касательно вероятности появления последних угроз шведской стране — увеличение уровня преступности, «социальный туризм». Собственно вследствие этого верхи приняли решение сквозь содействие расширению прибегнуть к решению наиболее актуальных вопросов.
Деятельность Швеции в Евросоюзе соединена и с упрочением сотрудничества с Российской стороной. Так, Швеция оказывает поддержку таким программам как, в частности, «Северное измерение». Она уверена, что должно раскручивать взаимоотношения локальной степени с Россией, к примеру, вдоль границ.



1. Договор об учреждении Европейского экономического
сообщества: подписан в г. Рим в 1957 году режим доступа:
http://eulaw.ru/content/2001
2. Договор о Европейском Союзе: Маастрихт, 7 февраля 1992 г. (в
редакции Лиссабонского договора 2007 г.). ) режим доступа:
base.garant.ru/2566557/
3. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали
(ЕОУС): подписан в г. Париже в 1951 году. ) режим доступа:
http://ppt.ru/newstext.phtml?id=26875
4. Ежегодный отчет Ассоциации Европейских Приграничных
Регионов 2010 // режим доступа:
https://www.aebr.eu/fLles/publications/110913 Annual Report 2010 RUS.pdf;
5. Годовой отчет МВФ 2017 // режим доступа:
www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2017/eng/pdfs/AR17-RUS.pdf
6. Хельсинский Договор о сотрудничестве между Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией [электронный ресурс] URL: http ://eulaw.edu.ru/old/documents/legislation/eur_int_law/nordic.htm
7. Statement of Government Policy in the Parliamentary Debate on Foreign Affairs, Wednesday 9 February 2005 //www.sweden.gov.se;
8. Speech of Minister for Foreign Affairs Laila Freivaids in the Parliamentary Debate on Foreign Affairs, 11 February 2004// www.sweden.gov.se
9. An open Nordic Region (Annual Report from the Nordic Council
and Nordic Council of Ministers). Copenhagen, 2004;
http://www.norden.org/en/nordic-council/bag-om-nordisk-raad/the-nordic- council/nordic-councils-annual-reports/folder_contents
10. Annual Reports from the CBSS Committee (1995-1996, 1996¬
1997,.2002-2003)
http://www.cbss.org/wp-content/uploads/2013/03/Annual-Report-1996- 1997.pdf
Отечественные исследования:
11. Агеев В.В. Развитие европейского федерализма / Калинингр. юрид. ин-т. -Калининград, 2001. — 128 с.
12. Антюшина Н.М. Трудовые отношения, условия труда и социальная поддержка трудящихся в Швеции // Труд за рубежом. 2003. № 1. С. 91-112.
13. Антюшина Н.М. Шведская модель экономической реформы // Экономист. 2000. № 1. С. 87-91.
14. Бурляй Я. Интеграционные процессы в Западном полушарии // Международная жизнь. 2002. № 8. С. 78-84.
15. Буторина О.В. Международные валюты: интеграция и
конкуренция. — М.: Деловая литература, 2003. - 367 с.
16. Васильев
Ю.В. Внешняя политика стран Северной Европы. Учебное пособие. МГИМО, Москва, 1979.- 177 с.
17. Велик Ю. Примерьте «шведскую модель» // Банкир. 2001. № 9(67). С. 28-36.
18. Волков А.М. Швеция: государство и регионы // Современная
Европа, 2008, №2. С. 76 - 89.
19. Волков A.M. «Шведский социализм» сегодня // Современная
Европа. 2003. № 2. С. 80-86.
20. Волков А. Северные страны Европы: ситуация меняется //
МЭиМО. 2001. №2. С. 92-96.
21. Волков А. Швеция: скромный рост // МЭиМО. 1998. № 8. С. 109- 112.
22. Воронов К. «Северное измерение»: затянувшийся дебют // МЭиМО. 2003. № 2. С. 76-86.
23. Долгов С.И. Новая европейская валюта — евро / Всерос. акад. внеш. торговли. — М.: Юристъ, 1998. - 63 с.
24. Европа. Вчера, сегодня, завтра / РАН. Ин -т Европы; Отв. ред. Шмелев Н.П. М.: Экономика, 2002. - 283 с.
25. Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития / Под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 472 с.
26. Европейский Союз на рубеже веков / РАН. ИНИОН. Центр научно-информ. исслед. глобальных и регион, проблем; Редкол.: Пархалина Т.Г. (глав, ред.) и др. М.: ИНИОН, 2000. - 294 с.
27. Европейский Союз: Путеводитель / Под ред. Борко Ю.А. (отв. ред.), Буториной О.В. М.: «Интердиалект+», 1998. - 200 с.
28. Журкин В.В., Максимычев И.Ф., Машлыкин В.Г, Шишков Ю.В. Европа в многополярном мире / Рос. акад. наук. Институт Европы. — М.: Изд. дом «Экслибрис-Пресс», 2000. — 85 с.
29. Западноевропейские страны: особенности социально¬
экономических моделей / Отв. ред. В.П. Гутник; Ин-т мировой экономики и международных отношений. — М.: Наука, 2002. — 271 с.
30. Иванов К., Смирнов А. Все, что Вы хотели знать о Швеции. — Стокгольм: Шведский институт, 2000. — 286 с.
31. Иванов И.Д. Общее европейское экономическое пространство // Современная Европа. 2003. № 1. С. 17-31.
32. Иноземцев В. Возвращение Европы. В авангарде прогресса: социальная политика в ЕС // МЭиМО. 2002. № 2. С. 3-14.
33. Иноземцев В., Кузнецова Е. Возвращение Европы. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭиМО. 2002. № 4. С. 3¬14.
34. Лобанов К.Н. Объединенная Европа: Анализ новейших
тенденций,противоречий и перспектив / Белгород, юрид. ин-т. Белгород, 2001. — 128 с.
35. Морозов В.Е. Идеология шведской социал-демократии и европейская интеграция / С.-Петерб. гос. ун-т. Фак. междунар. отношений. — СПб., 1998.-110 с.
36. Найденов И.В., Ливентакис Д., Хараламбиду А. Особенности экономического регулирования в странах ЕС: Учеб. пособие / Калининград, гос. ун-т. — Калининград, 2000. — 95 с.
37. Новая единая европейская валюта евро / Под ред. Рыбина В.М. — М.: Финансы и статистика, 1998. - 391 с.
38. Островская Е., Подколзина И., Щедрин А. Опыт стран -членов ВТО по защите национальных интересов на внутренних и внешних рынках: Европейский Союз // МЭиМО. 2002. № 8. С. 43-48.
39. Островская Е. Экономика малых стран Западной Европы: роль эволюции производителя // МЭиМО. 2003. № 10. С. 21 -31.
40. Панфилов И.Д. Европейская экономическая интеграция: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Экон, 2000. - 41 с.
41. Пашковская И.Г. Европейская экономическая интеграция:
Аспекты права Европейского Союза. -М.: Элекс-КМ, 2003. 199 с.
42. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. с фр. Савкевич О.С., Литвякова М.М.; Общ. ред. Бабинцевой Н.С. М.: Прогресс: Универс, 1994. - 494 с.
43. Пернин И., Пфлюгер Ф., Гулар С. и др. Европа: новая
расстановка сил. — Bonn: Изд-во Intern. Politik, GmbH, 2000. 84 с.
44. Расширение ЕС на восток: позиции стран Евросоюза / Рук. авт. коллектива и отв. ред. Ю.И. Юданов. - М.: ИМЭМО РАН, 2002. - 120 с.
45. Расширение ЕС на восток: предпосылки, проблемы, последствия / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. — М.: Наука, 2003. — 344 с.
46. Региональная интеграция и Европа / Под ред. Л.И. Глухарева. — М.: Изд-во Московского университета, 2001. - 200 с.
47. Северная Европа. Регион нового развития / под ред. Ю.С. Дерябина, Н.М. Антюшиной. М., 2008. - 508 с.
48. Сергеев П. Ресурсная политика Швеции // МЭиМО. 2001. № 4. С. 81.
49. Современная финансовая политика западноевропейских стран / Отв. ред. В.П. Гутник. М.: ИМЭМО РАН, 2003. - 110 с.
50. Создавая социальную демократию. Сто лет Социал - демократической рабочей партии Швеции: Пер. с англ. / Под ред. К. Мисчельда, К. Мулина, К. Олгарка. М.: Изд-во «Весь мир», 2001. - 592 с.
51. Социальная политика Швеции / Составители: Меллер А., Некрасов А.Я. -М.: Изд-во «Социальная защита», 1999. — 192 с.
52. Тимашкова O.K. Скандинавская социал-демократия на современном этапе. — М.: Наука, 1978. — 272 с.
53. Хавлик П. Европейский Союз и Россия: современные аспекты взаимоотношений // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 6. С. 8-15.
54. Хавлик П. Россия и Европейский Союз // Современная Европа. 2003. № 1. С. 32-38.
55. Чекалина Т.Н. Регион и регионализация. Трансграничные регионы (подход скандинавских авторов) // Регион сотрудничества. 2004. № 17. С. 16-31.
56. Швеция и Европейское Сообщество: Реф. сб. / Рос. акад. наук. ИНИОН: Отв. ред. и сост. к.э.н. Горохова К.Г. М., 1992. — 73 с.51 .Швеция наш деловой партнер // Коринф, № 45, 1997. - 36 с.
57. Шемятенков В.Г. ЕВРО: две стороны одной монеты. — М.:
Экономика, 1998. - 346 с.
58. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. Учебное пособие. — М.: Междунар. отношения, 2003. — 400 с.
59. Шереметьева Н.В., Кошентаевский B.C. Швеция. — М.:
Международные отношения, 1992. — 197 с
60. Щенин Р.К. Западно-европейская интеграция. — М.: Гос. ун-т управления, 1998. - 51 с.
Зарубежные исследования:
61. Грант Ч. Делор: Добро пожаловать в дом, который построил Жак: Пер. с англ. М.: Моск. шк. полит, исслед., 2002. - 469 с.
62. Петерссон О. Шведская система правления и политика./Пер. с англ. (Olof Petersson. Swedish Government and Politics. Stockholm: Fritzes, 1998). - М.: Московская школа политических исследований, 2008. - С.141.
63. Aylott N. Swedish Social Democracy and European Integration: The People's Home on the Market. Aldershot etc.: Ashgate, 1999. - XIII, 217 p.
64. Bar S., Kraemer R.A. European Environmental Policy after
Amsterdam // Journal of Environmental Law. 1998. №10(2). P. 315-330.
65. Bieler A. Globalization, Swedish Trade Unions and European Integration: from Europhobia to Conditional Support // Cooperation and Conflict. 1999. № 34(1). P. 21-46.
66. Calmfors L. Macroeconomic Policy Coordination in the EU: How Far Should It Go? // Swedish Economic Policy Review. 2001. Vol. 8(1). P. 3-14.
67. Coordination in the EMU // Swedish Economic Policy Review. 2001. Vol. 8(1). P. 107-137..
68. Die Neutralen und die Europaische Integration 1945-1995 = The Neutrals and the European Integration 1945-1995 / Gehler M., Steininger R. (Hrsg.). Wien etc.: Bohlau, 2000. - 800 S.
69. European States and the Euro: Europeanization, Variation and Convergence / Ed. by Dyson K. Oxford: Oxford Univ. Press, 2002. - XII, 418 p.
70. Jackman R. The Pros and Cons of a Common European Employment Policy // Swedish Economic Policy Review. 2001. Vol. 8(1). P. 201-234.
71. Lindbeck A. Swedish Economic Growth in an International Perspective // Swedish Economic Policy Review. 2000. Vol. 7(1). P. 7-37.
72. Lindbom A. Dismantling the Social Democratic Welfare Model? Has the Swedish Welfare State Lost Its Defining Characteristics
73. Melin A.S. Sweden's Presidency of the EU in Retrospect // Current Sweden, The Swedish Institute, November 2001. 4 p.
74. Programme of the Swedish Presidency of the European Union, 1 January to 30 June 2001 // Prime Minister's Office, 2000. 28 p.
75. Reforming the European Union: From Maastricht to Amsterdam / Ed. by Lynch Ph. et al. Harlow etc.: Longman, 2000. - XIII, 256 p.
76. Results of the Swedish Presidency // Prime Minister's Office, 01/07/2001. -32 p.
77. Rosamond B. Theories of European integration. L.: Palgrave Macmillan, 2000.-240 p.
78. Svensson A-C. The Swedish Presidency, January-June 2001 // Current Sweden, The Swedish Institute, December 2000. 4 p.
79. Scandinavian Political Studies. 2001. Vol. 24(3). P. 171-193.
80. Vagen till euron. En vitbok om Sveriges intrade i EMU. SEB, Ekonomisk Analys, Stockholm, February 2002. - 22 s
Статистические сборники и информационные материалы:
81. Публикации Шведского института из серии «Fact sheets on Sweden» за 1995-2009 гг.
82. EC Economic Data Pocket Book, Monthly, 7/2003. Lux.: Office for official publications of the European Communities, 2003. - 64 p.
83. Eurostat Yearbook 2003. The Statistical Guide to Europe Data 1991 - 2001.- Lux.: Office for official publications of the European Communities, 2003.
— 330p.
84. External and Intra-European Union Trade Monthly Statistics, No. 2/2004.1.x.: Office for official publications of the European Communities, 2004.—261 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ