Некодифицированные написания в интернет-общении: система и норма
|
Введение 4
Глава I Понятие эрратива. Эрратив как языковое, графическое и коммуникативное средство
§ 1. Эрратив как особый тип некодифицированного написания 11
§ 2. Эрративы с точки зрения системы, нормы и узуса 18
2.1. Разграничение понятий системы, нормы и узуса 18
2.2. Эрративы и письмо 20
2.3. Эрративы и язык 23
2.4. Влияние эрративов на формирование языковой и орфографической грамотности
§ 3. Эрративы и интернет-коммуникация 30
3.1. Феномен интернет-коммуникации 30
3.2. Аксиологический статус эрративов 40
§ 4. Эрративы в аспекте РКИ 43
Выводы 46
Глава II Анализ эрративов. Причины, цели и способы создания некодифицированных написаний
§ 1. Классификация эрративов 49
§ 2. Фонетические эрративы, или Квазиэрративы 56
2.1. Специфические свойства фонетических эрративов 56
2.2. Примеры фонетических эрративов 65
§ 3. Эрративы смешанного типа 75
3.1. Специфические свойства эрративов смешанного типа 75
3.2. Примеры эрративов смешанного типа 78
§ 4. Графические эрративы, или Собственно эрративы 81
4.1. Сокращение 81
4.2. Коррекция 84
4.2.1. Специфические свойства графических эрративов, возникших в результате коррекции
4.2.2. Маркировка нового значения и/или новой прагматической функции 86
4.2.3. Функция смягчения 89
4.2.4. Маркировка ироничности 91
4.3. Гиперкоррекция 92
4.3.1. Специфические свойства графических эрративов, возникших в результате гиперкоррекции 92
4.3.2. Примеры графических эрративов, возникших в результате гиперкоррекции 94
Выводы 97
Заключение 99
Список литературы 103
Глава I Понятие эрратива. Эрратив как языковое, графическое и коммуникативное средство
§ 1. Эрратив как особый тип некодифицированного написания 11
§ 2. Эрративы с точки зрения системы, нормы и узуса 18
2.1. Разграничение понятий системы, нормы и узуса 18
2.2. Эрративы и письмо 20
2.3. Эрративы и язык 23
2.4. Влияние эрративов на формирование языковой и орфографической грамотности
§ 3. Эрративы и интернет-коммуникация 30
3.1. Феномен интернет-коммуникации 30
3.2. Аксиологический статус эрративов 40
§ 4. Эрративы в аспекте РКИ 43
Выводы 46
Глава II Анализ эрративов. Причины, цели и способы создания некодифицированных написаний
§ 1. Классификация эрративов 49
§ 2. Фонетические эрративы, или Квазиэрративы 56
2.1. Специфические свойства фонетических эрративов 56
2.2. Примеры фонетических эрративов 65
§ 3. Эрративы смешанного типа 75
3.1. Специфические свойства эрративов смешанного типа 75
3.2. Примеры эрративов смешанного типа 78
§ 4. Графические эрративы, или Собственно эрративы 81
4.1. Сокращение 81
4.2. Коррекция 84
4.2.1. Специфические свойства графических эрративов, возникших в результате коррекции
4.2.2. Маркировка нового значения и/или новой прагматической функции 86
4.2.3. Функция смягчения 89
4.2.4. Маркировка ироничности 91
4.3. Гиперкоррекция 92
4.3.1. Специфические свойства графических эрративов, возникших в результате гиперкоррекции 92
4.3.2. Примеры графических эрративов, возникших в результате гиперкоррекции 94
Выводы 97
Заключение 99
Список литературы 103
Настоящая магистерская диссертация посвящена проблеме соотношения языковых единиц и некодифицированных написаний, которые используются для их обозначения в неофициальной интернет-коммуникации. Данная проблема рассматривается с точки зрения понятий системы и нормы: мы выясняем, как именно феномен отступления от кодифицированного графического оформления языкового знака связан с системными и нормативным аспектами языка и письма.
Разные типы нарушения орфографии интересуют нас в разной степени: в центре внимания настоящего исследования находятся случаи намеренного отступления от кодифицированной графической формы, то есть эрративы, так как именно они обнаруживают тесную взаимосвязь с собственно лингвистическими явлениями. Орфографические ошибки и опечатки рассматриваются в тексте работы лишь постольку, поскольку от их корректной идентификации зависит валидность результатов исследования.
Анализируемые речевые факты описываются, во-первых, как единицы конкретных семиотических систем (языковой и графической), обладающие объективными, имманентными свойствами, и, во-вторых, как средства реализации индивидуальной коммуникативной интенции, способ самовыражения участников письменной коммуникации. Таким образом, данное исследование осуществляется в рамках системно-структурной и антропоцентрической лингвистических парадигм.
Актуальность настоящей работы обусловлена рядом положений.
1. Важнейшая задача структурной лингвистики состоит в создании такой теоретической модели языка, которая максимально точно отражает его действительное синхронное состояние. В ходе анализа языкового материала мы выявляем и характеризуем новые типы употребления лексических единиц, не зафиксированные в толковых словарях и не описанные в современной научной литературе. Эти типы употребления возникают вследствие развития данных единиц в соответствии с системными закономерностями языка, в связи с чем их теоретическое осмысление, безусловно, представляет большую актуальность для синхронной лингвистики.
2. Научная квалификация некодифицированных написаний в интернете - это актуальная и дискуссионная проблема современной лингвистики. Учёные нередко расходятся в оценке данного феномена. Так, Г. Ч. Гусейнов рассматривает распространённые в сфере веблогов и сетевых форумов факты нарушения орфографической нормы как осмысленные пишущими функциональные единицы (эрративы), позволяющие изолировать данную коммуникативную среду от постороннего вмешательства [Берлога веблога ... , 2005].
В более современных исследованиях часто подчёркивается, что отклонение от нормы в интернете - как орфографической, так и литературной - в большом количестве случаев реализует потенциальные возможности языковой системы и свидетельствует о тесном взаимодействии интернет-коммуникации с другими формами вербального общения [Нам, 2013, с. 41].
Другие лингвисты отмечают, что использование некодифицированных написаний, независимо от их функциональных особенностей, может затруднять процесс коммуникации и создавать барьеры, препятствующие успешному обмену информацией [Шутилова, Ахметьянова, 2016, с. 422]. Некоторые также указывают на то, что обилие случаев намеренного нарушения орфографии в интернете «затрудняет процесс идентификации ошибок: сама ошибка повергается осмеянию и нивелировке» [Арпентьева, 2018, с. 6].
Настоящее исследование учитывает все аспекты употребления некодифицированных буквосочетаний в интернет-коммуникации и даёт объективную и аргументированную оценку этому неоднозначному и актуальному для современной лингвистики явлению.
3. Всё большую актуальность для лингвистической науки в последние годы приобретает изучение интернет-коммуникации. Это связано с тем, что сегодня, вследствие повсеместного распространения компьютерных технологий, общение в сети становится одной из основных форм речевого взаимодействия, что не может не отражаться на других разновидностях коммуникации и на системе языка в целом.
«Влияние Интернета как среды коммуникации на язык ощущается на всех уровнях языковой системы: оно фиксируется, прежде всего, на уровне лексики, а также затрагивает словообразовательные модели, нормы пунктуации и орфографии, особенности синтаксической структуры, способы организации и структурирования текста, коммуникативные стратегии и т. п. <...> В свете кардинальной смены коммуникативных паттернов, обусловленных появлением и развитием новых средств и каналов коммуникации, некоторые британские лингвисты говорят о «революции в языке», проводя параллели между появлением Интернета и изобретением книгопечатания Иоганном Гуттенбергом или возникновением письменности» [Максимова, 2010, с 79].
В настоящем исследовании описанию интернет-общения и его взаимосвязи с другими формами коммуникации уделено особое внимание.
4. В рамках данной диссертации характерный для письменной речи интернета феномен намеренного искажения нормы рассматривается также в аспекте преподавания РКИ.
Обучение иностранных граждан русскому языку является одним из наиболее востребованных направлений отечественной прикладной лингвистики. Современная традиция преподавания РКИ ориентируется на формирование иноязычной коммуникативной компетенции [Щукин, 2003, с. 4], в связи с чем учебный курс данного предмета должен так или иначе отражать синхронные коммуникативные тенденции, актуальные для носителей русского языка.
Отталкиваясь от этого положения и имея в виду тот факт, что нарушение нормы в интернете становится всё более распространённым приёмом письменной коммуникации, мы ставим вопрос о необходимости освещения данного феномена в курсе РКИ и разрабатываем примерный план последовательного введения соответствующего языкового материала в учебный процесс. В этом состоит актуальность нашего исследования с точки зрения методики преподавания РКИ.
Новизна настоящей диссертации непосредственно связана с вышеописанными аспектами её актуальности и заключается прежде всего в том, что намеренное искажение кодифицированных написаний впервые рассматривается не просто как рядовое средство сетевого общения, но как наиболее характерное, многофункциональное и продуктивное явление, закономерно возникающее в интернет-коммуникации и обусловленное её сущностными свойствами. Таким образом, опираясь на научные работы, посвящённые отдельным аспектам нарушения орфографии в интернете (демонстративная и изолирующая функции «албанского языка», пренебрежение правописанием и реализация принципа экономии речевых усилий, маркировка новых типов слово-употребления и т. д.), и на результаты анализа языкового материала, мы выделяем фундаментальные характеристики каждой разновидности данного коммуникативного явления, отражающие его неоднородное отношение к системе и норме в языке и письме. Такой подход к изучению исследуемого феномена впервые реализуется в рамках научной работы.
Практическая значимость нашей диссертации состоит в том, что её тезисы могут найти применение в преподавании РКИ, семантики, лексикологии, теории коммуникации, стилистики и культуры речи, а также в лексикографической практике.
Объектом настоящего исследования является феномен употребления некодифицированного буквосочетания для обозначения языковой единицы в условиях интернет-коммуникации. Предметом - связь данного феномена с системным и нормативным аспектами языка и письма.
Цель исследования - определить, как разные характерные типы некодифицированного написания лексических единиц соотносится с системой и нормой и какова значимость этого соотношения для коммуникативной среды интернета. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- опираясь на актуальные научные источники, описать изучаемые явления и характер их взаимосвязи;
- выявить случаи намеренного отступления от нормативного графического облика слова в реальных коммуникативных ситуациях, протекавших в интернете;
- составить список всех уникальных буквосочетаний (за исключением таких, которые обозначают единицы табуированной лексики), встретившихся в процессе выполнения первой задачи, и классифицировать их на основе при-чины их возникновения;
- проанализировать каждую группу некодифицированных написаний с точки зрения их соотношения с языком и письмом в системном и нормативном аспектах.
Выбор методов исследования обусловлен поставленными задачами. На этапе планирования важную роль сыграл метод интроспекции: с его помощью были сформулированы основные положения будущего исследования, которые затем корректировались в соответствии с результатами анализа языкового материала. На протяжении всего исследования активно использовались общенаучные методы анализа, синтеза, описания, обобщения, сопоставления и классификации. Решающее для настоящей работы значение имеет метод индукции: именного его применение позволило сделать выводы об универсальных, фундаментальных свойствах анализируемых единиц. Для адекватной квалификации конкретных речевых фактов были также применены собственно лингвистические методы подстановки и контекстного анализа.
Материалом данного исследования являются факты письменной речи, зафиксированные в личной переписке одного аккаунта социальной сети «ВКонтакте» и мессенджера «Telegram». Контекстная база насчитывает более 500 000 тысяч печатных сообщений, отправленных в период с 2010 по 2020 гг. Для эффективной работы с материалом использовалась встроенная поисковая система социальной сети «ВКонтакте», позволяющая находить сообщения, со-держащие одно и то же буквосочетание.
В связи со спецификой настоящего исследования анализируемые кон-тексты приводятся в неизменном виде. Единственным исключением являются единицы обсценной лексики - они заменяются нетабуированными аналогами, которые помечаются в тексте сообщений двойным астериском (* ... *).
Символ «|» используется для обозначения границ сообщений одного пишущего. Если конкретный контекст содержит сообщения двух пишущих, то реплики каждого из них приводятся в исходной последовательности в форме диалога.
В целях обеспечения корректной интерпретации некоторые контексты дополняются нашими комментариями, для обозначения которых также вводятся условные обозначения. В квадратных скобках ([ ... ]) указываются восстановленные фрагменты высказываний, опущенные пишущим по причине их очевидности для коммуникантов. Фигурными скобками ({ ... }) маркируются комментарии, поясняющие употребление определённых языковых единиц. Двумя косыми чертами (/ ... /) помечаются условия коммуникативной ситуации, актуальные для понимания контекста.
Структура диссертации имеет следующий вид: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список используемой научной литературы. В первой главе определяется понятие некодифицированного написания, характеризуются актуальные для настоящего исследования явления - система, норма и интернет-коммуникация. Во второй главе приводится анализ материала и делаются соответствующие выводы. Обе главы делятся на пара-графы, некоторые из которых имеют несколько подпараграфов.
Для описания семантических свойств языковых единиц, обозначенных некодифицированным написанием, мы регулярно обращаемся к данным «Словаря русского языка» под редакцией А. П. Евгеньевой [Словарь русского языка; далее МАС] и «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [Толковый словарь русского языка; далее СОШ].
Настоящее исследование развивает основные идеи выпускной квалификационной работы бакалавра, в рамках которой мы подробно рассмотрели лексические единицы, обозначенные ненормативными написаниями жоский, жоско, жоска и типо, и пришли к выводу о существовании тенденции к расширению функциональной нагрузки буквосочетаний. В магистерской диссертации описываются причины возникновения данной тенденции, а также выявляется целый ряд функций, свидетельствующих об её актуальности для современной интернет-коммуникации.
Разные типы нарушения орфографии интересуют нас в разной степени: в центре внимания настоящего исследования находятся случаи намеренного отступления от кодифицированной графической формы, то есть эрративы, так как именно они обнаруживают тесную взаимосвязь с собственно лингвистическими явлениями. Орфографические ошибки и опечатки рассматриваются в тексте работы лишь постольку, поскольку от их корректной идентификации зависит валидность результатов исследования.
Анализируемые речевые факты описываются, во-первых, как единицы конкретных семиотических систем (языковой и графической), обладающие объективными, имманентными свойствами, и, во-вторых, как средства реализации индивидуальной коммуникативной интенции, способ самовыражения участников письменной коммуникации. Таким образом, данное исследование осуществляется в рамках системно-структурной и антропоцентрической лингвистических парадигм.
Актуальность настоящей работы обусловлена рядом положений.
1. Важнейшая задача структурной лингвистики состоит в создании такой теоретической модели языка, которая максимально точно отражает его действительное синхронное состояние. В ходе анализа языкового материала мы выявляем и характеризуем новые типы употребления лексических единиц, не зафиксированные в толковых словарях и не описанные в современной научной литературе. Эти типы употребления возникают вследствие развития данных единиц в соответствии с системными закономерностями языка, в связи с чем их теоретическое осмысление, безусловно, представляет большую актуальность для синхронной лингвистики.
2. Научная квалификация некодифицированных написаний в интернете - это актуальная и дискуссионная проблема современной лингвистики. Учёные нередко расходятся в оценке данного феномена. Так, Г. Ч. Гусейнов рассматривает распространённые в сфере веблогов и сетевых форумов факты нарушения орфографической нормы как осмысленные пишущими функциональные единицы (эрративы), позволяющие изолировать данную коммуникативную среду от постороннего вмешательства [Берлога веблога ... , 2005].
В более современных исследованиях часто подчёркивается, что отклонение от нормы в интернете - как орфографической, так и литературной - в большом количестве случаев реализует потенциальные возможности языковой системы и свидетельствует о тесном взаимодействии интернет-коммуникации с другими формами вербального общения [Нам, 2013, с. 41].
Другие лингвисты отмечают, что использование некодифицированных написаний, независимо от их функциональных особенностей, может затруднять процесс коммуникации и создавать барьеры, препятствующие успешному обмену информацией [Шутилова, Ахметьянова, 2016, с. 422]. Некоторые также указывают на то, что обилие случаев намеренного нарушения орфографии в интернете «затрудняет процесс идентификации ошибок: сама ошибка повергается осмеянию и нивелировке» [Арпентьева, 2018, с. 6].
Настоящее исследование учитывает все аспекты употребления некодифицированных буквосочетаний в интернет-коммуникации и даёт объективную и аргументированную оценку этому неоднозначному и актуальному для современной лингвистики явлению.
3. Всё большую актуальность для лингвистической науки в последние годы приобретает изучение интернет-коммуникации. Это связано с тем, что сегодня, вследствие повсеместного распространения компьютерных технологий, общение в сети становится одной из основных форм речевого взаимодействия, что не может не отражаться на других разновидностях коммуникации и на системе языка в целом.
«Влияние Интернета как среды коммуникации на язык ощущается на всех уровнях языковой системы: оно фиксируется, прежде всего, на уровне лексики, а также затрагивает словообразовательные модели, нормы пунктуации и орфографии, особенности синтаксической структуры, способы организации и структурирования текста, коммуникативные стратегии и т. п. <...> В свете кардинальной смены коммуникативных паттернов, обусловленных появлением и развитием новых средств и каналов коммуникации, некоторые британские лингвисты говорят о «революции в языке», проводя параллели между появлением Интернета и изобретением книгопечатания Иоганном Гуттенбергом или возникновением письменности» [Максимова, 2010, с 79].
В настоящем исследовании описанию интернет-общения и его взаимосвязи с другими формами коммуникации уделено особое внимание.
4. В рамках данной диссертации характерный для письменной речи интернета феномен намеренного искажения нормы рассматривается также в аспекте преподавания РКИ.
Обучение иностранных граждан русскому языку является одним из наиболее востребованных направлений отечественной прикладной лингвистики. Современная традиция преподавания РКИ ориентируется на формирование иноязычной коммуникативной компетенции [Щукин, 2003, с. 4], в связи с чем учебный курс данного предмета должен так или иначе отражать синхронные коммуникативные тенденции, актуальные для носителей русского языка.
Отталкиваясь от этого положения и имея в виду тот факт, что нарушение нормы в интернете становится всё более распространённым приёмом письменной коммуникации, мы ставим вопрос о необходимости освещения данного феномена в курсе РКИ и разрабатываем примерный план последовательного введения соответствующего языкового материала в учебный процесс. В этом состоит актуальность нашего исследования с точки зрения методики преподавания РКИ.
Новизна настоящей диссертации непосредственно связана с вышеописанными аспектами её актуальности и заключается прежде всего в том, что намеренное искажение кодифицированных написаний впервые рассматривается не просто как рядовое средство сетевого общения, но как наиболее характерное, многофункциональное и продуктивное явление, закономерно возникающее в интернет-коммуникации и обусловленное её сущностными свойствами. Таким образом, опираясь на научные работы, посвящённые отдельным аспектам нарушения орфографии в интернете (демонстративная и изолирующая функции «албанского языка», пренебрежение правописанием и реализация принципа экономии речевых усилий, маркировка новых типов слово-употребления и т. д.), и на результаты анализа языкового материала, мы выделяем фундаментальные характеристики каждой разновидности данного коммуникативного явления, отражающие его неоднородное отношение к системе и норме в языке и письме. Такой подход к изучению исследуемого феномена впервые реализуется в рамках научной работы.
Практическая значимость нашей диссертации состоит в том, что её тезисы могут найти применение в преподавании РКИ, семантики, лексикологии, теории коммуникации, стилистики и культуры речи, а также в лексикографической практике.
Объектом настоящего исследования является феномен употребления некодифицированного буквосочетания для обозначения языковой единицы в условиях интернет-коммуникации. Предметом - связь данного феномена с системным и нормативным аспектами языка и письма.
Цель исследования - определить, как разные характерные типы некодифицированного написания лексических единиц соотносится с системой и нормой и какова значимость этого соотношения для коммуникативной среды интернета. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- опираясь на актуальные научные источники, описать изучаемые явления и характер их взаимосвязи;
- выявить случаи намеренного отступления от нормативного графического облика слова в реальных коммуникативных ситуациях, протекавших в интернете;
- составить список всех уникальных буквосочетаний (за исключением таких, которые обозначают единицы табуированной лексики), встретившихся в процессе выполнения первой задачи, и классифицировать их на основе при-чины их возникновения;
- проанализировать каждую группу некодифицированных написаний с точки зрения их соотношения с языком и письмом в системном и нормативном аспектах.
Выбор методов исследования обусловлен поставленными задачами. На этапе планирования важную роль сыграл метод интроспекции: с его помощью были сформулированы основные положения будущего исследования, которые затем корректировались в соответствии с результатами анализа языкового материала. На протяжении всего исследования активно использовались общенаучные методы анализа, синтеза, описания, обобщения, сопоставления и классификации. Решающее для настоящей работы значение имеет метод индукции: именного его применение позволило сделать выводы об универсальных, фундаментальных свойствах анализируемых единиц. Для адекватной квалификации конкретных речевых фактов были также применены собственно лингвистические методы подстановки и контекстного анализа.
Материалом данного исследования являются факты письменной речи, зафиксированные в личной переписке одного аккаунта социальной сети «ВКонтакте» и мессенджера «Telegram». Контекстная база насчитывает более 500 000 тысяч печатных сообщений, отправленных в период с 2010 по 2020 гг. Для эффективной работы с материалом использовалась встроенная поисковая система социальной сети «ВКонтакте», позволяющая находить сообщения, со-держащие одно и то же буквосочетание.
В связи со спецификой настоящего исследования анализируемые кон-тексты приводятся в неизменном виде. Единственным исключением являются единицы обсценной лексики - они заменяются нетабуированными аналогами, которые помечаются в тексте сообщений двойным астериском (* ... *).
Символ «|» используется для обозначения границ сообщений одного пишущего. Если конкретный контекст содержит сообщения двух пишущих, то реплики каждого из них приводятся в исходной последовательности в форме диалога.
В целях обеспечения корректной интерпретации некоторые контексты дополняются нашими комментариями, для обозначения которых также вводятся условные обозначения. В квадратных скобках ([ ... ]) указываются восстановленные фрагменты высказываний, опущенные пишущим по причине их очевидности для коммуникантов. Фигурными скобками ({ ... }) маркируются комментарии, поясняющие употребление определённых языковых единиц. Двумя косыми чертами (/ ... /) помечаются условия коммуникативной ситуации, актуальные для понимания контекста.
Структура диссертации имеет следующий вид: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список используемой научной литературы. В первой главе определяется понятие некодифицированного написания, характеризуются актуальные для настоящего исследования явления - система, норма и интернет-коммуникация. Во второй главе приводится анализ материала и делаются соответствующие выводы. Обе главы делятся на пара-графы, некоторые из которых имеют несколько подпараграфов.
Для описания семантических свойств языковых единиц, обозначенных некодифицированным написанием, мы регулярно обращаемся к данным «Словаря русского языка» под редакцией А. П. Евгеньевой [Словарь русского языка; далее МАС] и «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [Толковый словарь русского языка; далее СОШ].
Настоящее исследование развивает основные идеи выпускной квалификационной работы бакалавра, в рамках которой мы подробно рассмотрели лексические единицы, обозначенные ненормативными написаниями жоский, жоско, жоска и типо, и пришли к выводу о существовании тенденции к расширению функциональной нагрузки буквосочетаний. В магистерской диссертации описываются причины возникновения данной тенденции, а также выявляется целый ряд функций, свидетельствующих об её актуальности для современной интернет-коммуникации.
В ходе работы был рассмотрен феномен намеренного отступления от кодифицированного написания лексических единиц в аспекте его соотношения с явлениями интернет-коммуникации, системы и нормы.
В первой главе были установлены границы изучаемых понятий, с опорой на актуальные лингвистические труды были описаны сущностные характеристики актуальных для настоящего исследования явлений. В результате были сделаны теоретические выводы, необходимые для дальнейшего анализа эрративов.
Во второй главе был проанализирован большой объём языкового мате-риала, что позволило составить представление об эрративах как о многообразном коммуникативном средстве, которое в разных случаях по-разному относится к системе и норме языка и письма.
Факты письменной речи интернета были описаны, во-первых, как единицы конкретных семиотических систем (языковой и письменной), обладающие объективными, имманентными свойствами, и, во-вторых, как средства реализации индивидуальной коммуникативной интенции, способ самовыражения участников письменной коммуникации.
В связи с актуальностью эрративов для изучения русского языка как иностранного был предложен план их последовательного введения в курс РКИ.
Эрративы - актуальное и продуктивное явление интернет-коммуникации. На самом общем уровне эрративы маркируют неофициальность общения в той специфической форме (письменной, печатной, визуальной, графической), в которой оно протекает в сети. Кроме того, способность адекватно употреблять и воспринимать эрративы оказывается для пользователя интернета своеобразной "визитной карточкой", с помощью которой он показывает, что владеет традицией неформальной коммуникации в интернете.
Эрративы - это системные единицы языка, которые образуются и функционируют по его законам. Лексемы, обозначенные на письме эрративными буквосочетаниями, отражают системные языковые явления разной природы: фонетической (апокопа - мож, синкопа - собсно, диереза - сушай), словообразовательной (усечение - инфа, аббревиация - др), лексико-семантической (метафора - жоский, метонимия - бомш).
Некодифицированные написания позволяют пишущему маркировать новые лексические значения и прагматические функции, которые возникают у слова вследствие его естественного, системного развития (жоский, класека, ало и т. п.).
Употребление эрративов может также свидетельствовать о том, что данное слово обозначает умеренную, смягченную вариацию соответствующего фрагмента действительности (спасиба, абидна и т. п.). Такая специализация значения позволяет пользователям интернета выражаться более точно и, безусловно, также представляет собой системное языковое явление.
Помимо этого, эрративы могут брать на себя функции, которые в устной речи выполняют сверхсегментные фонетические единицы языка. Так, намеренное использование некодифицированного написания в некоторых случаях указывает на то, что высказывание носит иронический характер, маркируемый в устной речи особым интонационным оформлением, и тем самым гарантирует взаимопонимание между участниками коммуникации (лехко, феласаф и т. п.). Таким образом, подобные эрративы выступают в качестве графических аналогов важнейших языковых знаков, а значит, обеспечивают полноценное использование языковой системы в условиях неофициальной интернет-ком- муникации.
Эрративнвые написания могут возникать как у слов литературного языка, так и у единиц просторечной, жаргонной и профессиональной лексики, входящих в узус неформального онлайн-общения. Многочисленные эрративы, проанализированные нами в рамках настоящего исследования, можно охарактеризовать как элементы формирующейся нормы новой сферы функционирования языка.
Системны эрративы и с точки зрения письма.
Фонетические эрративы и эрративы смешанного типа обеспечивают сокращённые лексические варианты графическим обликом, отражающим их действительное произношение.
Графические эрративы создаются с помощью сокращения, коррекции и гиперкоррекции. Сокращение представляет собой наиболее эффективный метод экономии речевых усилий в условиях письменного общения. Коррекция опирается на корреляцию буква-звук и позволяет обозначать звукосочетания более точно и интуитивно, то есть реализует основополагающий принцип фонографического письма. Гиперкоррекция базируется на соотношении буква- фонема, закрепившемся в русской орфографии и непосредственным образом связанном с системными фонетическими явлениями русского языка.
Письменную норму эрративы нарушают по определению. Однако широкое распространение эрративов в современной онлайн-коммуникации нельзя квалифицировать как следствие низкого уровня грамотности пользователей интернета. Нарушение письменной нормы при употреблении эрративов вызвано желанием подчеркнуть неофициальность общения и потребностью вы-разить некоторые значения, не имеющие традиционной, нормативной графической формы. Таким образом, эрративное написание отличается от кодифицированного объёмом передаваемой информации, а значит, является новым письменным знаком, формой которого является сам факт отступления от нормы.
Итак, эрративы - это специфические коммуникативные средства неофициального онлайн-общения, которые образуются и функционируют в соответствии с системными закономерностями языка и письма. Намеренно используя некодифицированные написания, пользователи интернета употребляют новые языковые знаки, закономерно маркированные новым графическим обликом, и тем самым формируют норму новой сферы функционирования языковой и письменной систем.
Выводы настоящей диссертации могут быть использованы в качестве теоретической базы будущих исследований феномена эрративов, а также других актуальных явлений интернет-коммуникации в частности и языка в целом.
В первой главе были установлены границы изучаемых понятий, с опорой на актуальные лингвистические труды были описаны сущностные характеристики актуальных для настоящего исследования явлений. В результате были сделаны теоретические выводы, необходимые для дальнейшего анализа эрративов.
Во второй главе был проанализирован большой объём языкового мате-риала, что позволило составить представление об эрративах как о многообразном коммуникативном средстве, которое в разных случаях по-разному относится к системе и норме языка и письма.
Факты письменной речи интернета были описаны, во-первых, как единицы конкретных семиотических систем (языковой и письменной), обладающие объективными, имманентными свойствами, и, во-вторых, как средства реализации индивидуальной коммуникативной интенции, способ самовыражения участников письменной коммуникации.
В связи с актуальностью эрративов для изучения русского языка как иностранного был предложен план их последовательного введения в курс РКИ.
Эрративы - актуальное и продуктивное явление интернет-коммуникации. На самом общем уровне эрративы маркируют неофициальность общения в той специфической форме (письменной, печатной, визуальной, графической), в которой оно протекает в сети. Кроме того, способность адекватно употреблять и воспринимать эрративы оказывается для пользователя интернета своеобразной "визитной карточкой", с помощью которой он показывает, что владеет традицией неформальной коммуникации в интернете.
Эрративы - это системные единицы языка, которые образуются и функционируют по его законам. Лексемы, обозначенные на письме эрративными буквосочетаниями, отражают системные языковые явления разной природы: фонетической (апокопа - мож, синкопа - собсно, диереза - сушай), словообразовательной (усечение - инфа, аббревиация - др), лексико-семантической (метафора - жоский, метонимия - бомш).
Некодифицированные написания позволяют пишущему маркировать новые лексические значения и прагматические функции, которые возникают у слова вследствие его естественного, системного развития (жоский, класека, ало и т. п.).
Употребление эрративов может также свидетельствовать о том, что данное слово обозначает умеренную, смягченную вариацию соответствующего фрагмента действительности (спасиба, абидна и т. п.). Такая специализация значения позволяет пользователям интернета выражаться более точно и, безусловно, также представляет собой системное языковое явление.
Помимо этого, эрративы могут брать на себя функции, которые в устной речи выполняют сверхсегментные фонетические единицы языка. Так, намеренное использование некодифицированного написания в некоторых случаях указывает на то, что высказывание носит иронический характер, маркируемый в устной речи особым интонационным оформлением, и тем самым гарантирует взаимопонимание между участниками коммуникации (лехко, феласаф и т. п.). Таким образом, подобные эрративы выступают в качестве графических аналогов важнейших языковых знаков, а значит, обеспечивают полноценное использование языковой системы в условиях неофициальной интернет-ком- муникации.
Эрративнвые написания могут возникать как у слов литературного языка, так и у единиц просторечной, жаргонной и профессиональной лексики, входящих в узус неформального онлайн-общения. Многочисленные эрративы, проанализированные нами в рамках настоящего исследования, можно охарактеризовать как элементы формирующейся нормы новой сферы функционирования языка.
Системны эрративы и с точки зрения письма.
Фонетические эрративы и эрративы смешанного типа обеспечивают сокращённые лексические варианты графическим обликом, отражающим их действительное произношение.
Графические эрративы создаются с помощью сокращения, коррекции и гиперкоррекции. Сокращение представляет собой наиболее эффективный метод экономии речевых усилий в условиях письменного общения. Коррекция опирается на корреляцию буква-звук и позволяет обозначать звукосочетания более точно и интуитивно, то есть реализует основополагающий принцип фонографического письма. Гиперкоррекция базируется на соотношении буква- фонема, закрепившемся в русской орфографии и непосредственным образом связанном с системными фонетическими явлениями русского языка.
Письменную норму эрративы нарушают по определению. Однако широкое распространение эрративов в современной онлайн-коммуникации нельзя квалифицировать как следствие низкого уровня грамотности пользователей интернета. Нарушение письменной нормы при употреблении эрративов вызвано желанием подчеркнуть неофициальность общения и потребностью вы-разить некоторые значения, не имеющие традиционной, нормативной графической формы. Таким образом, эрративное написание отличается от кодифицированного объёмом передаваемой информации, а значит, является новым письменным знаком, формой которого является сам факт отступления от нормы.
Итак, эрративы - это специфические коммуникативные средства неофициального онлайн-общения, которые образуются и функционируют в соответствии с системными закономерностями языка и письма. Намеренно используя некодифицированные написания, пользователи интернета употребляют новые языковые знаки, закономерно маркированные новым графическим обликом, и тем самым формируют норму новой сферы функционирования языковой и письменной систем.
Выводы настоящей диссертации могут быть использованы в качестве теоретической базы будущих исследований феномена эрративов, а также других актуальных явлений интернет-коммуникации в частности и языка в целом.
Подобные работы
- Фото- и видеосъемка: свобода журналистского творчества и её
правовые границы в современной России
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



