ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВАХ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ВЕЖЛИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА 7
1.1. Проблема воспитания вежливости у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Задачи и содержание работы по воспитанию вежливости у старших дошкольников 15
1.3. Педагогические условия воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ВЕЖЛИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА 28
2.1. Изучения опыта работы педагогов и определение уровня воспитанности
вежливости у старших дошкольников 28
2.2. Апробация педагогических условий воспитания вежливости у старших
дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета 35
2.3. Выявление динамики в воспитании вежливости у старших дошкольников....42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Уровень развития общества во многом определяется уровнем культуры членов этого общества. Ещё древние философы указывали на то, что, чем выше уровень культуры населения, тем более высокий уровень развития всех сторон жизнедеятельности общества.
Современное общество крайне далёко от идеала. Это явление наблюдается не только в нашей стране, но и в ряде других стран. В настоящее время остро встал вопрос о необходимости повышения культуры общества, которую необходимо формировать у подрастающего поколения, начиная с до-школьного возраста.
Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость.
В психолого-педагогических исследованиях Т.В. Антоновой, Л.Ф. Островской, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, С.В. Петериной, Б.В. Бушелевой и др. отмечается, что, начиная с дошкольного возраста, необходимо создавать специальные условия для воспитания вежливости у дошкольников.
По мнению С.А. Козловой, Т.А. Куликовой и др., воспитание вежливости должно, с одной стороны, предполагать и включать обучение принятым в обществе нормам и правилам, а также формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках, с другой стороны - быть ориентировано на ту социальную среду, в которой их станут применять.
В настоящее время, как показывает анализ педагогической практики, вопросам воспитания вежливости в дошкольных учреждениях не уделяется должного внимания.
Б.Н. Бессонов, Л.И. Божович, О.Ф. Борисова, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и другие ученые отмечают значение общения для процесса социализации человека [2; 3; 4; 9; 38; 48]. Кроме того, общение является необходимым условием любой деятельности человека. Общение с окружающими способствует и формированию нравственной сферы личности старших дошкольников, этому способствует наличие «нравственных образ-цов» во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.
В работах А.М. Вербенец, А.Я. Ветохиной, Н.В. Космачевой, В.С. Мухиной, Н. Полковниковой, Н.С. Старжинской, Н.Н. Толстых, С.А. Шатровой, А.В. Шестакович, Д.Б. Эльконина и других исследователей отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия.
Проблема исследования: каковы педагогические условия воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания вежливости у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета.
Гипотеза исследования: успешность воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета могут обеспечить следующими педагогические условия:
1) систематизация и расширение знаний о проявлениях вежливости на специально организованных занятиях и в бытовых ситуациях с использованием адекватных возрасту методов и приёмов нравственного воспитания;
2) обогащение и активизация словаря формулами речевого этикета в разных видах деятельности;
3) готовность педагогов дошкольного образования к воспитанию вежливости у старших дошкольников;
4) взаимодействием педагогов с родителями по вопросам воспитания вежливости детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему воспитания вежливости у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы по воспитания вежливости у старших дошкольников.
3. Определить и апробировать педагогические условия воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета
4. Выявить динамику в воспитания вежливости у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ; педагогический эксперимент; беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 56 «Солнышко» г. Белгорода.
Этапы исследования:
Первый этап (июнь - сентябрь 2015 г.) - изучение литературы по проблеме исследования. Определение цели, рабочей гипотезы и задач исследования. Проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (октябрь 2015 г.- апрель 2016 г.) - проверка гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий этап ( май 2016 г.) - систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, анализ интерпретации данных педагогического эксперимента, оформление работы.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
В соответствии с задачами исследования нами были изучены материалы научных трудов отечественных педагогов и психологов, позволившие выяснить сущность понятия «культура общения дошкольника». Нами было выяснено, что культура общения не сводится к формальному соблюдению эти-кета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения непосредственно связана с культурой речи, предполагающей наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека.
Сущностью детства является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, В.В. Абраменкова, Т.И. Бабаева). Общение детей со сверстниками является необходимым фактором первичной социализации личности, одним из существенных условий его полноценного формирования (Н.Ф. Голованова, В.Г. Каменская, С.А. Козлова, Т.В. Антонова). Коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду, создает наиболее благоприятные условия для формирования положительных взаимоотношений с детьми, для воспитания культуры поведения (М.И. Лисина, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смирнова).
Экспериментальная работа по проблеме исследования была организована на базе МБДОУ № 56 «Солнышко» г. Белгорода, в старшей группе. В исследовании участвовало 12 детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровней воспитанности вежливости у старших до-школьников.
Цель формирующего этапа эксперимента состояла в апробации педагогических условий воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета.
Цель контрольного этапа экспериментальной работы заключалась в выявлении динамики в воспитанности вежливости у старших дошкольников.
По результатам диагностики нами были выявлены следующие уровни воспитанности вежливости у старших дошкольников: высокий уровень куль-туры поведения показали 3 ребенка (25%), средний - 6 (50%) детей и низкий - 3 ребенка (25%).
Результаты диагностики были учтены нами на формирующем этапе экспериментальной работы.
В процессе организации и проведения формирующего этапа экспериментальной работы мы старались обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета.
Нами была составлена программа развивающей работы с детьми, направленная на решение следующих задач:
- обогащать представления о правилах и нормах культуры общения;
- воспитывать положительное отношение к выполнению правил и норм культуры общения;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- учить видеть свои недостатки в общении с окружающими и уметь их исправлять.
В процессе реализации поставленных задач были использованы следующие методы: этические беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за трудом взрослых, проблемные ситуации.
Эффективность проведенной нами работы и выявление динамики в воспитании вежливости у старших дошкольников мы выявили при проведении контрольной диагностики: высокий и средний уровни увеличились на 8, 4 % (1 ребенок); низкий уровень составил 8, 4 % (1 ребенок). Таким образом, нам удалось решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу исследования.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
2. Бархатова А.С. Воспитание культуры поведения //Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11 - С. 23.
3. Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий: Учеб. Пособие. - М.: Норма, 2006. - 320 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: 1968. - С. 421-439.
5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд». - М: Издательский центр Академия, 2007. - 367 с.
6. Борисова О.Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста : диссертация ... кандидата пед.наук, Челябинск. -2009.- 201 с.
7. Буре Р.С. Методика воспитания гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста // Современный детский сад. - 2012. - № 5. - С. 4¬8.
8. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 80 с.
9. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Академия, 2001. - 182 с.
10. Вербенец А.М. Дни культуры в дошкольном образовательном учреждении: цели, тематика, формы организации // Детский сад: Теория и практика. - 2014. - № 1. - С.22-39.
11. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей до¬
школьного возраста: методическое пособие для педагогов /А.Я. Вето-
хина и др. - СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.- 192 с.
12. Ветчинова М.Н. Родное слово К.Д. Ушинского //Проблемы современного образования. - 2014. - № 2. - С. 28-31 // http://www.pmedu.ru.
13. Возрастная и педагогическая психология /М.В. Матюхина,
Т.С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М.: Просвещение, 1994. - С. 356.
14. Волков Г.Н. Три лика культуры. М.: Просвещение, 1986. - с. 112.
15. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14. - Психология. - 1991. - N 4. - С. 5-18.
16. Выготский Л.С. Воспитание чувств //Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия /сост. И.В. Дубровина и др. - М., 1998. - С. 233¬235.
17. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - Издание 3-е, исправленное и дополненное. - М.: «ЧеРо», 2004. - 240 с.: ил.
18. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 224 с.
19. Дерюга В.Е. Гуманистические ценности как основа и цель образования личности // Теория современного образования. - 2013. - № 6. - С.31-40.
20. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Из- во "Детство-Пресс", 2014.- 280 с.
21.Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1986. - С. 66-77с.
22. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Новая школа: АСТ-Пресс, 1997. - 320 с.
23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 356 с.
24. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.: ил.
25. Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников: диссертация ... канд. пед.наук. - Рязань, 2009. - 201 с.
26. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М.: Педагогка, 2002. - 176 с.
27. Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 10. - С. 16.
28. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М.: Педагогика, 2001. - 112 с.
29. Логинова В.И. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду: Учеб. пособие для ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология»/ под ред В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2005. - 288 с.
30. Люблинская А.А. О моральных представлениях и моральных привычках// Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с. С.296.
31. Майданкина Н.Ю., Михайлова Е.Н., Верещагина Н.Н. Детская деятельность как фактор освоения социального мира в условиях дошкольной организации // Детский сад: Теория и практика. - 2015. - № 1. - С.80-87.
32. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника:
Дис доктора психол. Наук. - Курган, 2009. - 344 с.
33. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 2007. - 98 с.
34. Мониторинг в детском саду. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Детство-ПРЕСС, 2012. - 592 с.
35. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет.
- М.: ТЦ Сфера, 2004 - 96 с.
36. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с.
37. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 239 с.
38. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 80 с.
39. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: «Академия», 2002. - 192 с.
40. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Изд. 9-е, исправленное и дополненное / Под ред. доктора фил. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - М.: Изд- во «Советская энциклопедия», 1972. - 846 с.
41. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2006. - 164с.
42. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 80с.
43. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. - М.: «Педагогика», 1977. - 208 с.
44. Полковникова Н. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент социализации // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 10. -С. 96-105.
45. Практикум по возрастной психологии: /Под ред. Л.А.Головей,
Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.: ил.
46. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
47. Прихожан А.М. О нравственном развитии /Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. за-ведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 278-282.
48. Развитие общения у дошкольников / Под ред. М.И. Лисиной. - М., 1974. -С. 270-271.
49. Романова Е.А. Формирование социальных и личностных компетенций в среде дошкольного и младшего школьного образования // Проблемы современного образования. - 2010. - № 2. - С.90-92
50. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. T.I. - М.: Просвещение, 1993. - 653 с.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
52. Рубинштейн С.Я. Способы воспитания новых привычек / Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С.258-266.
53. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.: Педагогика, 2002. - 144 с.
54. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800 с.
55. Собкин B.C., Марич Е.М. Ценностные ориентации родителей детей- дошкольников //Вопросы психологии. - 2002. - № 6. - С. 34-37.
56. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 76 с.
57. Ткаченко Т. Формирование навыков общения и этических представлений у детей: Методическое руководство. - М.: Издательство: Книголюб, 2005 г. - С. 56.
58. Толстых Н.Н. Формирование личности как становление субъекта развития // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С.134.
59. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей дет. сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Вла- дос, 1995. - 291 с.
60. Ушинский К. Д. Родное слово. Книга для детей и родителей / К. Д. Ушинский. - Новосибирск: Детская литература, 1994. - 424 с.
61. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 1989. - 178 с.
62. Цилько Н.В., Султанова Н.Н. Воспитание детей на основе отечественной культурной традиции как необходимое условие полноценного развития личности // Детский сад: Теория и практика. - 2014. - № 1. - С.64¬75.
63.Чекина Л. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности // Научно-культурологический журнал. 2006. №11 [133]. -
http: //www.relga.ru/
64. Шатрова С.А. Формирование нравственно-этических качеств личности дошкольника // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2014. - № 2 (29). //www.grani.vspu.ru.
65. Шестакович А.В. Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье. - Минск: «Народная асвета», 1987. - 63 с.
66. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер.
— М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
67. Юдина А.Р. Уроки вежливости // Дошкольное воспитание. - 2003. - №4.-С. 23.
68. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. - М.: Пресс. - 2006. - 125 с.
69. Якобсон С. Г Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Просвещение, 1984. - 127 с.