ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВАХ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ВЕЖЛИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА 7
1.1. Проблема воспитания вежливости у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Задачи и содержание работы по воспитанию вежливости у старших дошкольников 15
1.3. Педагогические условия воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ВЕЖЛИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА 28
2.1. Изучения опыта работы педагогов и определение уровня воспитанности
вежливости у старших дошкольников 28
2.2. Апробация педагогических условий воспитания вежливости у старших
дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета 35
2.3. Выявление динамики в воспитании вежливости у старших дошкольников....42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВАХ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ВЕЖЛИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА 7
1.1. Проблема воспитания вежливости у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Задачи и содержание работы по воспитанию вежливости у старших дошкольников 15
1.3. Педагогические условия воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ВЕЖЛИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА 28
2.1. Изучения опыта работы педагогов и определение уровня воспитанности
вежливости у старших дошкольников 28
2.2. Апробация педагогических условий воспитания вежливости у старших
дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета 35
2.3. Выявление динамики в воспитании вежливости у старших дошкольников....42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Уровень развития общества во многом определяется уровнем культуры членов этого общества. Ещё древние философы указывали на то, что, чем выше уровень культуры населения, тем более высокий уровень развития всех сторон жизнедеятельности общества.
Современное общество крайне далёко от идеала. Это явление наблюдается не только в нашей стране, но и в ряде других стран. В настоящее время остро встал вопрос о необходимости повышения культуры общества, которую необходимо формировать у подрастающего поколения, начиная с до-школьного возраста.
Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость.
В психолого-педагогических исследованиях Т.В. Антоновой, Л.Ф. Островской, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, С.В. Петериной, Б.В. Бушелевой и др. отмечается, что, начиная с дошкольного возраста, необходимо создавать специальные условия для воспитания вежливости у дошкольников.
По мнению С.А. Козловой, Т.А. Куликовой и др., воспитание вежливости должно, с одной стороны, предполагать и включать обучение принятым в обществе нормам и правилам, а также формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках, с другой стороны - быть ориентировано на ту социальную среду, в которой их станут применять.
В настоящее время, как показывает анализ педагогической практики, вопросам воспитания вежливости в дошкольных учреждениях не уделяется должного внимания.
Б.Н. Бессонов, Л.И. Божович, О.Ф. Борисова, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и другие ученые отмечают значение общения для процесса социализации человека [2; 3; 4; 9; 38; 48]. Кроме того, общение является необходимым условием любой деятельности человека. Общение с окружающими способствует и формированию нравственной сферы личности старших дошкольников, этому способствует наличие «нравственных образ-цов» во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.
В работах А.М. Вербенец, А.Я. Ветохиной, Н.В. Космачевой, В.С. Мухиной, Н. Полковниковой, Н.С. Старжинской, Н.Н. Толстых, С.А. Шатровой, А.В. Шестакович, Д.Б. Эльконина и других исследователей отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия.
Проблема исследования: каковы педагогические условия воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания вежливости у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета.
Гипотеза исследования: успешность воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета могут обеспечить следующими педагогические условия:
1) систематизация и расширение знаний о проявлениях вежливости на специально организованных занятиях и в бытовых ситуациях с использованием адекватных возрасту методов и приёмов нравственного воспитания;
2) обогащение и активизация словаря формулами речевого этикета в разных видах деятельности;
3) готовность педагогов дошкольного образования к воспитанию вежливости у старших дошкольников;
4) взаимодействием педагогов с родителями по вопросам воспитания вежливости детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему воспитания вежливости у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы по воспитания вежливости у старших дошкольников.
3. Определить и апробировать педагогические условия воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета
4. Выявить динамику в воспитания вежливости у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ; педагогический эксперимент; беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 56 «Солнышко» г. Белгорода.
Этапы исследования:
Первый этап (июнь - сентябрь 2015 г.) - изучение литературы по проблеме исследования. Определение цели, рабочей гипотезы и задач исследования. Проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (октябрь 2015 г.- апрель 2016 г.) - проверка гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий этап ( май 2016 г.) - систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, анализ интерпретации данных педагогического эксперимента, оформление работы.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Современное общество крайне далёко от идеала. Это явление наблюдается не только в нашей стране, но и в ряде других стран. В настоящее время остро встал вопрос о необходимости повышения культуры общества, которую необходимо формировать у подрастающего поколения, начиная с до-школьного возраста.
Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость.
В психолого-педагогических исследованиях Т.В. Антоновой, Л.Ф. Островской, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, С.В. Петериной, Б.В. Бушелевой и др. отмечается, что, начиная с дошкольного возраста, необходимо создавать специальные условия для воспитания вежливости у дошкольников.
По мнению С.А. Козловой, Т.А. Куликовой и др., воспитание вежливости должно, с одной стороны, предполагать и включать обучение принятым в обществе нормам и правилам, а также формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках, с другой стороны - быть ориентировано на ту социальную среду, в которой их станут применять.
В настоящее время, как показывает анализ педагогической практики, вопросам воспитания вежливости в дошкольных учреждениях не уделяется должного внимания.
Б.Н. Бессонов, Л.И. Божович, О.Ф. Борисова, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и другие ученые отмечают значение общения для процесса социализации человека [2; 3; 4; 9; 38; 48]. Кроме того, общение является необходимым условием любой деятельности человека. Общение с окружающими способствует и формированию нравственной сферы личности старших дошкольников, этому способствует наличие «нравственных образ-цов» во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.
В работах А.М. Вербенец, А.Я. Ветохиной, Н.В. Космачевой, В.С. Мухиной, Н. Полковниковой, Н.С. Старжинской, Н.Н. Толстых, С.А. Шатровой, А.В. Шестакович, Д.Б. Эльконина и других исследователей отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия.
Проблема исследования: каковы педагогические условия воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания вежливости у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета.
Гипотеза исследования: успешность воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета могут обеспечить следующими педагогические условия:
1) систематизация и расширение знаний о проявлениях вежливости на специально организованных занятиях и в бытовых ситуациях с использованием адекватных возрасту методов и приёмов нравственного воспитания;
2) обогащение и активизация словаря формулами речевого этикета в разных видах деятельности;
3) готовность педагогов дошкольного образования к воспитанию вежливости у старших дошкольников;
4) взаимодействием педагогов с родителями по вопросам воспитания вежливости детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему воспитания вежливости у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы по воспитания вежливости у старших дошкольников.
3. Определить и апробировать педагогические условия воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета
4. Выявить динамику в воспитания вежливости у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ; педагогический эксперимент; беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 56 «Солнышко» г. Белгорода.
Этапы исследования:
Первый этап (июнь - сентябрь 2015 г.) - изучение литературы по проблеме исследования. Определение цели, рабочей гипотезы и задач исследования. Проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (октябрь 2015 г.- апрель 2016 г.) - проверка гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий этап ( май 2016 г.) - систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, анализ интерпретации данных педагогического эксперимента, оформление работы.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
В соответствии с задачами исследования нами были изучены материалы научных трудов отечественных педагогов и психологов, позволившие выяснить сущность понятия «культура общения дошкольника». Нами было выяснено, что культура общения не сводится к формальному соблюдению эти-кета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения непосредственно связана с культурой речи, предполагающей наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека.
Сущностью детства является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, В.В. Абраменкова, Т.И. Бабаева). Общение детей со сверстниками является необходимым фактором первичной социализации личности, одним из существенных условий его полноценного формирования (Н.Ф. Голованова, В.Г. Каменская, С.А. Козлова, Т.В. Антонова). Коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду, создает наиболее благоприятные условия для формирования положительных взаимоотношений с детьми, для воспитания культуры поведения (М.И. Лисина, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смирнова).
Экспериментальная работа по проблеме исследования была организована на базе МБДОУ № 56 «Солнышко» г. Белгорода, в старшей группе. В исследовании участвовало 12 детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровней воспитанности вежливости у старших до-школьников.
Цель формирующего этапа эксперимента состояла в апробации педагогических условий воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета.
Цель контрольного этапа экспериментальной работы заключалась в выявлении динамики в воспитанности вежливости у старших дошкольников.
По результатам диагностики нами были выявлены следующие уровни воспитанности вежливости у старших дошкольников: высокий уровень куль-туры поведения показали 3 ребенка (25%), средний - 6 (50%) детей и низкий - 3 ребенка (25%).
Результаты диагностики были учтены нами на формирующем этапе экспериментальной работы.
В процессе организации и проведения формирующего этапа экспериментальной работы мы старались обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета.
Нами была составлена программа развивающей работы с детьми, направленная на решение следующих задач:
- обогащать представления о правилах и нормах культуры общения;
- воспитывать положительное отношение к выполнению правил и норм культуры общения;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- учить видеть свои недостатки в общении с окружающими и уметь их исправлять.
В процессе реализации поставленных задач были использованы следующие методы: этические беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за трудом взрослых, проблемные ситуации.
Эффективность проведенной нами работы и выявление динамики в воспитании вежливости у старших дошкольников мы выявили при проведении контрольной диагностики: высокий и средний уровни увеличились на 8, 4 % (1 ребенок); низкий уровень составил 8, 4 % (1 ребенок). Таким образом, нам удалось решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу исследования.
Сущностью детства является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, В.В. Абраменкова, Т.И. Бабаева). Общение детей со сверстниками является необходимым фактором первичной социализации личности, одним из существенных условий его полноценного формирования (Н.Ф. Голованова, В.Г. Каменская, С.А. Козлова, Т.В. Антонова). Коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду, создает наиболее благоприятные условия для формирования положительных взаимоотношений с детьми, для воспитания культуры поведения (М.И. Лисина, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смирнова).
Экспериментальная работа по проблеме исследования была организована на базе МБДОУ № 56 «Солнышко» г. Белгорода, в старшей группе. В исследовании участвовало 12 детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровней воспитанности вежливости у старших до-школьников.
Цель формирующего этапа эксперимента состояла в апробации педагогических условий воспитания вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета.
Цель контрольного этапа экспериментальной работы заключалась в выявлении динамики в воспитанности вежливости у старших дошкольников.
По результатам диагностики нами были выявлены следующие уровни воспитанности вежливости у старших дошкольников: высокий уровень куль-туры поведения показали 3 ребенка (25%), средний - 6 (50%) детей и низкий - 3 ребенка (25%).
Результаты диагностики были учтены нами на формирующем этапе экспериментальной работы.
В процессе организации и проведения формирующего этапа экспериментальной работы мы старались обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в вежливости у старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета.
Нами была составлена программа развивающей работы с детьми, направленная на решение следующих задач:
- обогащать представления о правилах и нормах культуры общения;
- воспитывать положительное отношение к выполнению правил и норм культуры общения;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- учить видеть свои недостатки в общении с окружающими и уметь их исправлять.
В процессе реализации поставленных задач были использованы следующие методы: этические беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за трудом взрослых, проблемные ситуации.
Эффективность проведенной нами работы и выявление динамики в воспитании вежливости у старших дошкольников мы выявили при проведении контрольной диагностики: высокий и средний уровни увеличились на 8, 4 % (1 ребенок); низкий уровень составил 8, 4 % (1 ребенок). Таким образом, нам удалось решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу исследования.



