Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»)

Работа №67891

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
395
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава Теоретические основы патриотического воспитания
1. младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1. Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Проблема патриотического воспитания в современной школе 8
1.2. Виды и формы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников 15
1.3. Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на занятия кружка «Умники и умницы» 22
Глава Экспериментальная работа по патриотическому
2. воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности 33
2.1. Диагностика уровня патриотической воспитанности младших школьников 33
2.2. Методические особенности реализации программы кружка «Умники и умницы» по патриотическому воспитанию младших школьников 45
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложение 63

Говоря словами великого философа Бернарда Шоу, «Патриотизм-это, когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных от того, что вы здесь родились» (Шоу, 1950, 160).
Патриотическое воспитание растущего поколения в настоящем обществе считается одним из главных вопросов современной школы, так как младенчество и молодость - наиболее благоприятное время для формирования, развития и привития чувства любви к Отчизне.
Под патриотическим воспитанием подразумевается поочередное и настойчивое создание у обучающихся любви к собственной Родине, причем не только всего государства в целом, но и родного края.
Патриотизм - одна из главных качеств сформированной личности. У детей младшего школьного возраста должно регулярно складываться ощущение гордости за собственную Родину, за свой многонациональный народ, уважение к его большим достижениям и благородным страничкам прошлого нашего государстваи основную роль играть в этом должна школа.
Следует справедливо отметить, чтов завершении минувшего столетия патриотическое воспитание в школе практически сошло на «нет». Этому посодействовало много условий: интенсивное культивирование СМИ взглядов о ложной дороге формирования Российской федерации, недостатокединойобщегосударственной базисной идеологии, усиленная пропаганда европейской и американской культуры взамен российской, смена экономической формации, расслоение общества, образ жизни страны в целом и многие другие.
Помимо этого, развитие патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которой преподаватели имели возможность отыскать советы и рекомендации согласно данному вопросу.Смысл их состоит в разъяснении суждений добра и зла, в формировании у учеников мнения о самоценности России.
Если учитель станет постоянно использовать материалы подобного сборника, то их применение даст возможность вырастить поколение людей, которых принято называть одним словом «патриот».
Дух патриотизма - широко универсальный высоконравственный эталон. Его питают глубокие многознаменательные и общественные истоки. Такое непосредственное ощущение самосохранения, желание уберечь собственную роль обитания с разных завоевателей, что организовалось длительным многознаменательным навыком, выстрадано драматической судьбой Отечества и переходит от поколения к поколению (Мусина, 2013).
Тема выпускной квалификационной работы является актуальной, потому что по мере взросления у школьников, как отмечают ученые- исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет (Козакова, 2003).
Но взамен этому, пробуждающиеся силы растущего организма имеют все шансы отыскать собственное использование в примыкании к противообщественным учреждениям.
В случае если ребенок не будет вовлечен в разнообразные виды и формы патриотического воспитания, не постигнет суть и значимость понятий «патриотизм» и «патриот», то весьма вероятно, что он может оказаться в негативной сфере.
Данная проблема в разное время рассматривалась в трудах известных философов: Г.В. Плеханова, И.А. Ильина, Л.П. Корсавина, Н.А. Бердяева; психологов: И.А. Сикорского, И.Б. Котова, педагогов: Л.Р. Болотина,
Н.К. Крупской; писателей: В.В. Маяковского, В.Г. Белинского,
Н.А. Добролюбова, Н.А. Островского, Н.Г. Чернышевского.
В современных исследованиях данная проблема также была рассмотрена в трудах В.А. Кольцовой, В.В. Макарова и В.А. Соснина.
Мы считаем, что проблема патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности на примере кружка «Умники и умницы» может решаться на более высоком уровне, поскольку затрагивает интеллектуальную сферу младшего школьника.
Проблема исследования:при каких педагогических условиях патриотическое воспитание младших школьников на занятиях кружка «Умники и умницы» будет максимально эффективным.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: патриотическое воспитание младших
школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза: патриотическое воспитание младших школьников на
занятиях кружка «Умники и умницы»будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- содержание занятий кружка должно быть направлено на формирование патриотических качеств личности с учетом ценностных ориентаций и социальных установок личности младшего школьника;
- в процессе организации занятий кружка должна учитываться возрастная специфика восприятия исторических событий и фактов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть виды и формы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников;
2. Провести диагностическое исследование уровня патриотической воспитанности младших школьников;
3. Разработать программу кружка «Умники и умницы», направленную на патриотическое воспитание младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, мониторинг уровня патриотической воспитанности, проведение кружка «Умники и умницы»;
- диагностические методики: М.А. Манойловой «Диагностика
интеллектуально-эмоционального компонента патриотической
воспитанности школьников», О.Г. Холодковой «Самооценка нравственных качеств».
База исследования: МБОУ СОШ№17 г. Белгорода, класс 4 «В» (18 учеников).
Структура выпускной квалификационной работы, определялась задачами и логикой исследования.
Работа включает: введение, две главы, заключение,
библиографический список и приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе «Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности» рассматривается сущность и содержание понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание», проблема патриотического воспитания в современной школе, виды и формы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию,педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на занятиях кружка «Умники и умницы».
Во второй главе«Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности» представлены диагностика уровня патриотического воспитания у младших школьников, а также раскрываются методические особенности реализации программы кружка «Умники и умницы» по патриотическому воспитанию.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список состоит из 50 источников.
В приложении дан эмпирический материал и результаты исследования, программа внеурочной деятельности «Умники и умницы».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ современной литературы по патриотическому воспитанию позволяет сделать вывод о том, что тема патриотического воспитания остается актуальной во все времена и ей необходимо уделять особое внимание в образовательном процессе.
Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированных педагогических кадров. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. Поэтому одной из главных воспитательных задач образовательного процесса является воспитание патриота - человека любящего свою Родину, всегда готового встать на защиту своей страны и своего народа.Поэтому начинать процесс воспитания патриота, необходимо как можно раньше.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для решения задач патриотического воспитания. Ведь ребенок данного возраста доверчив, склонен к подражанию, внушаем и податлив. Впечатления, пережитые в младшем школьном возрасте, в памяти остаются на всю жизнь.
Патриотическое воспитание младших школьников осуществляется в большей степени в процессе внеурочной деятельности, а именно на занятиях кружка. Организация праздников и коллективно-творческих дел вызывает наибольший интерес у младших школьников.
В ходе исследования мы разработали программу кружка «Умники и умницы» по патриотическому воспитанию младших школьников и выявили при наличии каких педагогических условиях данная программа будет эффективной.Этими условиями являются:
- содержание занятий кружка должно быть направлено на формирование патриотических качеств личности с учетом ценностных ориентаций и социальных установок личности младшего школьника;
- в процессе организации занятий кружка должна учитываться возрастная специфика восприятия исторических событий и фактов.
Первое условие необходимо для того, чтобы сориентировать младших школьников на верные ценности - духовные ценности, сформировать у них активную гражданскую позицию, гражданские чувства и гражданское самосознание.
Второе условие необходимо для того, чтобы получить максимальный эффект в воспитательной деятельности.
Поскольку рамки ВКР не позволяют произвести полный эксперимент, наша исследовательская деятельность заключается в проведение двух этапов: констатирующий и формирующий.
На констатирующем этапе экспериментальной работы были проведены следующие диагностики:
1. «Диагностика интеллектуально эмоциональногокомпонентапатриотической воспитанности школьников» (М.А. Манойлова).
2. «Самооценка нравственных качеств» (О.Г. Холодкова).
При интерпретации ответов детей, было выявлены следующие показатели:большинство учащихся по трем критериям имеют низкий уровень патриотической воспитанности, а именно 10 человек, средний уровень патриотической воспитанности имеют 6 человек, а высокий уровень наблюдается у 2 человек из всего класса. В процентном соотношении это выглядит так:
- низкий -56%;
- средний - 33%;
- высокий - 11%.
Формирующий этап экспериментальной работы был направлен на проверку педагогических условий, представленных в гипотезе исследования и разработке программы кружка «Умники и умницы».
В программе кружка мы старались соблюдать все, выдвинутые нами, педагогические условия, что, по нашему мнению, принесло положительные результаты.
Если работа в кружке «Умники и умницы» будет проводиться по намеченному в программе плану и с соблюдением выделенных нами педагогических условий, то уровень патриотической воспитанности младших школьников может существенно повыситься, то есть выдвинутая гипотеза подтвердится.



1. Акулич М. М. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян // Безопасность Евразии. - 2004. - N 2. - С. 395-411.
2. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. - 2010. - № 2.
3. Бабанский Ю. К. Педагогика: курс лекций / Ю. К. Бабанский. М.: из- во:«Просвещение», 1988. - 213 с.
4. Бойков В. Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти // СОЦИС: Социологические исследования. - 2002. - N 8. - С. 85-89.
5. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. - 2013. - № 6. - С. 39-48.
6. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова - СПб: Из-во: «КАРО», 2004. - 224 с.
7. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.
8. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: Из-во: «НМЦ СПО», 1999. - 538 с.
9. Герасимов В. Л. «Могучий источник патриотизма, любви к Отечеству и родному краю...» // Военно-исторический журнал. - 2004. - N 5. - С. 66-67.
10. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 3.
11. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. - 2010. - № 4.
12. Дибров А. О патриотизме: исследовательская работа по выявлению сформированности нравственно-патриотических качеств личности // Отечественные записки. - 2006. - N 3. - С. 295-298.
13. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. - 2014. - № 3. - С. 66-68.
14. Ефимов В. Ф. Историософские аспекты российского патриотизма // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2008. - N 4. - С. 33-42.
15. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников / Е.Н. Землянская. - М.: Из-во: «Юрайт», 2015. - 507 с.
16. Капитонова Г.Н. Система совершенствования патриотического воспитания вУДОД / Г.Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. -
2012. - № 1.
17. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.
18. Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т.А. Касимова // Внешкольник. -
2013. - № 4. - С. 43-47.
19. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания
школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. - С. 20-23.
20. Манина Л. И. Отечественная социально-философская мысль и педагогическая мысль о патриотизме и патриотическом воспитании // Образование и общество. - 2009. - N 5. - С. 109-114.
21. Моряков В. Воспитание «истинного сына Отечества» в XVIII в. // История и обществознание для школьников. - 2008. - N 3. - С. 57-64.
22. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 3.
23. Никитин Н. И. К истокам патриотизма // Отечественная история. - 2004. - N 3. - С. 183-187.
24. Платонов О. А. Святая Русь: большая энциклопедия русского народа: русский патриотизм. - М. Из-во: «Энциклопедия русской цивилизации», 2003. - 926 с.
25. Платонов О. История русского патриотизма // Молодая гвардия. - 2003. - N 9. - С. 134-164.
26. Покида А. Н. Специфика патриотических чувств россиян // Власть. - 2010.
- N 12. - С. 124-129.
27. Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В. И. Приходько // Молодежь и общество. — 2011. — № 2. — С. 53 — 57.
28. Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 2.
29. Леонтьева Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания / Т.Н. Леонтьева // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 1. - С. 36-39.
30. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина.
- СПб.:Из-во: «Питер», 2009. - 320 с.
31. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2004. - 134 с.
32. Попов А.В. Нельзя сужать сферу патриотического воспитания / А.В. Попов, И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - № 7. - С. 214-221.
33. Пономарёва И.Н. Компетентностный подход в современном образовании:
Материалы академических чтений / И.Н. Пономарёва. - СПб.:
СПбГИПСР, 2005. - 61 с.
34. Рыбальченко Л.И. Педагогический эффект военно-патриотического
проекта «Мы пишем ваши имена» / Л.И. Рыбальченко, Тиме Юргенд, Н.И. Ралдугина и др. // Методист. - 2014. - № 7. - С. 29-36.
35. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. С. 37-43.
36. Сидоров Е.А. Детские объединения в системе патриотического воспитания во внеурочной деятельности школы / Е.А. Сидоров // Внешкольник. - 2013. - № 4. - С. 40-43.
37. Стекляр Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Скляр // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - №1.
38. Строгонова Л.В. Нам дороги эти, позабыть нельзя. Классный час, литературная композиция, монтаж, торжественный митинг. Патриотическое воспитание младших школьников. Вып. 3. - М. Из-во: «Педагогическое общество России», 2005. - 48с.
39. Торощина Т.А. Патриотическое воспитание в объединении экологической направленности / Т.А. Торощина // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 9. - С. 36 - 41.
40. Ушкалова А.И. Историческая реконструкция - основа военно-патриотического воспитания / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - №10 - С. 17-20.
41. Фарафонов А.В. Образовательная программа ДОД «Защитники Отечества» / А.В. Фарафонов // Дополнительные образовательные программы. - 2010. - № 4.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. -М. Из-во: «Просвещение», 2018 - 53 с. - (Стандарты второго поколения).
43. Храмова Р.А. Московский дворик / Р.А. Храмова // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 5. - (в стихах о войне).
44. Храмова Р. «Уходили в поход партизаны.» / Р. Храмова // Воспитание школьников. - 2006. - № 9. - (лит. - муз. альманах).
45. Циулина М. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М. Циулина // Воспитание в школе. - 2013. - № 3. - С. 24-32.
46. Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте / Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 5.
47. Шакурова М.В. Программа «Я-гражданин» / М.В. Шакурова, Е.А. Зеленина // Классный руководитель. - 2007. - № 3.
48. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Н.Е. Щуркова. - М.: Из-во: «Новая школа», 2000. - 180 с.
49. Яковлева Л.Д. Педагогический проект «Времен связующая нить» / Л.Д. Яковлева, Л.Г. Рыбалко // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 7.
50. Яковлева П.Е. Сценарий праздника с участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла / П.Е. Яковлева // Классный руководитель. - 2008. - № 2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ