ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛЫШАМ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 6
1.1. Проблема воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в исследованиях педагогов и психологов 6
1.2.Особенности воспитания детей в разновозрастной группе детского сада..12
1.3. Педагогические условия воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛЫШАМ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 27
2.1. Выявление уровней заботливого отношения к малышам у старших
дошкольников 27
2.2. Содержание работы по воспитанию у старших дошкольников заботливого
отношения к малышам в условиях разновозрастной группы 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы детского сада привлекает многих исследователей.
Малокомплектные дошкольные учреждения активно включаются в решение задач социально-личностного развития детей, воспитания зботливого отношения к малышам у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим актуальным представляется поиск эффективных путей воспитания заботливого отношения к малышам у старших дошкольников в условиях сельского детского сада.
С самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенные отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов - Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, М.И.Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.
Среди многообразных проблем современного дошкольного образовния есть одна, лежащая, на первый взгляд, в плоскости принципов организации деятельности дошкольных учреждений - проблема разновозрастных групп. Обращение к анализу педагогических проблем разновозрастной группы дошкольников вызвано значительным ростом количества таких групп в дошкольных образовательных учреждениях во всех регионах России.
Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обусловливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы. Вполне явственно обозначается противоречие между ростом количества разновозрастных групп и отсутствием системно обоснованной научной концепции образовательного процесса в них. Выявление психолого¬педагогических основ системного построения образовательного процесса в этих группах, переосмысление опыта их деятельности представляется актуальным и своевременным.
Проблемы построения образовательной работы с детьми разновозрастной группы рассматриваются в научных трудах Ольги Петровны Жихар, Зинаиды Владимировны Кощевой, С.Г. Якобсон и др.
Проблема исследования: определение педагогических условий воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в разновозрастной группе. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам.
В качестве предмета исследования рассматриваются педагогические условия воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что воспитание у старших дошкольников заботливого отношения к малышам наиболее эффективно будет проходить в условиях разновозрастной группы.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать степень изученности в исследованиях педагогов и психологов проблемы воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
2. Рассмотреть особенности воспитания детей в разновозрастной группе детского сада.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
4. Выявить уровни воспитанности у старших дошкольников заботливого отношения к малышам.
5. Раскрыть содержание работы по воспитанию у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
Методологическую основу данного исследования составили научные концепции М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; научные труды.
Методы исследования, использованные в выпускной
квалификационной работе: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, наблюдение, метод опроса, анализ продуктов детской деятельности; анкетирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное образовательное учреждение «Хохловская СОШ» (дошкольная группа) Белгородского района, Белгородской области.
Этапы исследования:
Первый этап - (июнь 2015 - сентябрь 2015 г.) определение темы исследования, подбор научной и методической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ научной и методической литературы, определение научного аппарата исследования, подбор комплекса диагностических методик.
Второй этап - (сентябрь 2015 - февраль 2016 г.) проведение
констатирующего этапа эксперимента; определение и описание содержания работы по воспитанию у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
Третий этап - (март 2016- апрель 2016 г.) - обобщение материалов и результатов исследования; формулировка выводов по главам; оформление результатов исследования.
Проблема воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы является одной из актуальных на сегодняшний день.
Проблемы построения образовательной работы с детьми разновозрастной группы рассматриваются в научных трудах Ольги Петровны Жихар, Зинаиды Владимировны Кощевой, С.Г. Якобсон и др.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы нами были решены следующие задачи:
1. Проанализирована степень изученности в исследованиях педагогов и психологов проблемы воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
2. Рассмотрены особенности воспитания детей в разновозрастной группе детского сада.
3. Определены и теоретически обоснованы педагогические условия воспитания у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
4. Выявлены уровни проявления заботливого отношения к малышам у старших дошкольников.
5. Раскрыто содержание работы по воспитанию у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы.
Воспитание и развитие у детей заботливого отношения - сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у детей этических представлений, обобщенных и дифференцированных. Эти представления должны основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или литературных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений, и, следовательно, развитию гуманных чувств, правильному поведению.
Экспериментальная работа по воспитанию у старших дошкольников заботливого отношения к малышам в условиях разновозрастной группы проходила в 2 этапа. На первом этапе была проведена диагностика, цель которой заключалась в определении уровней проявления заботливого отношения к малышам у старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели нами были использованы «Беседа», «Закончи историю», проблемная ситуация «Поможем малышам» и наблюдение.
Метод «Беседа» был направлен на изучение представлений детей о нравственных качествах.
Методика «Закончи историю» была использована с целью осознания дошкольниками нравственных норм.
Проблемная ситуация «Поможем малышам» позволила выявить отзывчивость и умение детей объединяться для выполнения социально¬значимой задачи: проявить заботу о младших детях.
Проведение наблюдения позволило выявить устойчивость в проявлении заботливого отношения к малышам у старших дошкольников.
В результате мы получили следующие данные: высокий уровень проявления заботливого отношения к малышам был выявлен у пяти детей старшего дошкольного возраста, что составляет 50% и средний уровень выявлен также у пяти детей (50%). Низкий уровень не был выявлен.
На втором этапе нами было определено содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию заботливого отношения к малышам.
При составлении содержания образовательной работы были учтены результаты диагностики и специфика разновозрастной группы.
В качестве педагогических условий, способствующих воспитанию у старших дошкольников заботливого отношения к малышам, мы выделили следующие:
• учет педагогом возрастных особенностей и возможностей каждого воспитанника;
• обогащение представлений детей о нравственных ценностях, формирование моральных суждений;
• использование реальных жизненных ситуаций (режимные моменты, игровая, трудовая, продуктивная виды деятельности).
Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.
1. Агеев B.C. Межвозрастное взаимодействие: Социально-психологические проблемы М.: МГУ, 1990. - 240 с.
2. Айкашев Г.С. Подготовка студентов педвузов к воспитательной работе с разновозрастным объединением детей и подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Казань, 1992. - 17 с.
3. Алиева Т.И., Шафран Н.М., Стасюк А.М. Коммуникативная практика в группах детей четырех-пяти и пяти-шести лет в условиях образовательного учреждения //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 10. - С.28-38.
4. Андреева Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1994.- 18 с.
5. Антонов Ю.Е. Состояние дошкольного образования в сельской
местности//Дошкольноевоспитание//ййр://’№№№.исйеЬа.сош/ше1_шз/к_бозй vosp/k_voprosteorii/stat.htm
6. Архарова Jl. И. Подготовка студентов к воспитатательной работе в сельской малокомплектной начальной школе: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1991. 16 с.
7. Бабаева Т.И., Николаева А.Г. Организация социально-направленной деятельности старших дошкольников в детском саду //Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С.34-46.
8. Бабаева Т.Н. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду / Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство-пресс, 2001. С. 47-63.
9. Бехтерева Е. Технология формирования ответственности //Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С.
10. Боровикова Л.В. Актуальные аспекты детской игровой деятельности //Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.56-62.
11. Боровикова Л.В. Событийная общность как источник развития детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольного учреждения //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 7. - С.6-14.
12. Бычкова С.С. Формирование гуманистической направленности общения у старших дошкольников: Автореф.канд. пед. наук. Липецк, 1999. - 22 с.
13. Гатченко Т.Г., Симонова Л.Н., Зерова Е.В. Подходы к проектированию воспитательно-образовательного процесса в условиях организации режимных моментов //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 2. - С.42-54.
14. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: Дис....доктора пед. наук,СанктПетербург,2002ййр://’№№№.Ш88егса1.сош/соп1еп1/ребадод1сйе8к1е -osnovy-postroeniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-raznovozrastnykh-gruppakh- det#ixzz43hIi99eH
15. Гостюхина О.М. Влияние самостоятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников: Автореф. дисс. канд пед. наук. М., 1984. - 24 с.
16. Гражданкина Л.В. Возможности программы «Сообщество» в
формировании детско-взрослой общности детского сада //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 7. - С.49-54.
17. Давидчук А.Н., Тамбовцева А.Г. Формы организации обучения в разновозрастной группе детского сада. М., 1988. 49 с.
18. Деркунская В.А. Организация образовательной деятельности
дошкольников в режимные моменты //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 2. - С.54-62.
19. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования. / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Из-во "Детство-Пресс", 2014.- 280 с.
20. Деятельность и взаимоотношения дошкольников /Под ред. Т.А. Репиной. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
21. Егорова М.А., Чистовская О.П. Психология для родителей в новом формате //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 6. - С.108-116.
22. Ерофеева Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста /Автореферат дис.
на соискание уч.степ. канд.пед. наук. - 13.00.07 - Екатеринбург, 2001. - 21 с.
23.Захаревич В.А. Воспитание культуры безопасности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 11. - С.94-104.
24. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста //Журнал «Детский сад от А до Я», 2004, № 5.- С.8.
25. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.: ил.
26. Конохова Е.С. Проблема нравственного воспитания современных
дошкольников //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 4. - С.38-43.
27. Космачева Н.В. Проблема формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников //Детский сад: теория и практика. - 2011. - №
4. - С.17-27.
28. Кудрявцева Е.А. Развитие взаимоотношений детей разного пола в процессе трудовой деятельности //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 8. - С.90-95.
29. Кумова И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Ростов н/Д, 2004. - 142 с.
30. Курочкина И.Н. Этикет в развитии детского коллектива //Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С.28-34.
31. Люблинская А.А. О моральных представлениях и моральных привычках// Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с. - С.296.
32. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников как педагогическая проблема./ Педагогика и психология. Теория и методика обучения. -М.: «Сфера», 2005. - С. 57.
33. Майданкина Н.Ю., Михайлова Е.Н., Верещагина Н.Н. Детская
деятельность как фактор освоения социального мира в условиях
дошкольной организации //Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1.
- С.80-88.
34. Маралова Е.А. Развитие способностей к социализации у детей в условиях детского сада. //Дошкольная педагогика. - 2013. - № 11. - С.1 7-22.
35. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
36. Муратова А.А. Организация предметно-пространственной среды как условие развития деятельности дошкольника//Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.42-46.
37. Полковникова Н.Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент работы по социализации. //Дошкольное воспитание. - 2010. - № 10. - С.96.
38. Полякова М.Н. Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 10. - С.6-18.
39. Прокопова А. В. Формирование заботливого отношения детей к семье // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 204-206.
40. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева.
- 2-е изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с.- С.38.
41. Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе
взаимодействия семьи и детского сада: Дис... канд.пед.наук, Якутск, 2002// http://www.dissercat.com/content/sotsializatsiya-lichnosti-rebenka-na-osnove- vzaimodeistviya-semi-i-detskogo-sada#ixzz43hZu1VLa
42. Солнцева О.В. Проектирование сюжетно-ролевой игры в образовательном пространстве детского сада //Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.62-72.
43. Соловьева Ю.А. Организация самодеятельной игры детей в условиях дошкольного образовательного учреждения //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 10. - С.38-48.
44. Стрекаловская М.М. Развитие игр дошкольников в системе развивающего образования //Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.72-80.
45. Тимофеева Л.Л. Варианты реализации комплексно-тематического
принципа построения образовательного процесса //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 1. - С.52-64.
46. Тимофеева Л.Л. Повышение компетентности педагога по проблеме формирования культуры безопасности у дошкольников //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 11. - С.6-18.
47. Файзуллаева Е.Д. Мониторинг коммуникативных и социальных умений детей двух-четырех лет //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 4. - С.94-102.
48. Хабарова Т.В. Проблемы планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении//Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 1. - С.88-100.