Введение 3
Глава 1 Теоретические основы повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности 6
1.2 Уровни и факторы конкурентоспособности предприятия 14
1.3 Методики оценки конкурентоспособности торгового розничного
предприятия 24
Глава 2 Анализ и разработка программы повышения конкурентоспособности на примере ООО «Максим» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Максим» 30
2.2 Анализ конкурентоспособности розничной торговой сети ООО «Максим» 38
2.3 Разработка программы повышения конкурентоспособности розничной
торговой сети ООО «Максим» 50
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Развитие экономики и рыночных процессов обусловлено влиянием торговли, как одним из факторов формирования финансовой стабильности государства, содействующей улучшению качества жизни населения, удовлетворению спроса населения на товары и услуги. На предприятиях розничной торговли происходит превращение товара в денежную форму, вложенных в производство, создаются стартовые возможности для нового цикла производства, после завершения процесса кругооборота средств, создаётся экономическая основа для возобновления производства товаров. Торговля является источником поступления денежных средств.
Современный этап развития рыночных отношений в нашей стране характеризуется значительным ужесточением конкуренции между организациями сферы обращения. В настоящее время важнейшим фактором успеха деятельности организации становится её конкурентоспособность, так в качестве единственной цели и критерия успешности функционирования организации уже не может рассматриваться получение прибыли. Ведь конкурентоспособность является тем инструментом, который способствует повышению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на рынке и организация, поддерживающая на постоянной основе более высокий уровень конкурентоспособности, автоматически решает важную стратегическую задачу, связанную с обеспечением устойчивого высокого уровня прибыльности. Это обуславливает необходимость решения актуальной проблемы, связанной с обеспечением высокого уровня конкурентоспособности торговых компаний. Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, палатки и другие пункты розничной торговли.
В отличие от оптовых предприятий коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические методы, способы и принципы розничной торговли, тем самым окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Таким образом, актуальность данной темы работы обусловлена тем, что конкурентоспособность торгового предприятия является одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя как субъектов экономических отношений.
Объект исследования - ООО «Максим».
Предмет исследования - конкурентоспособность предприятия.
Цель исследования - разработать программу повышения конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Максим».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- исследовать теоретико-методические основы
конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать конкурентоспособность ООО «Максим»;
- разработать программу повышения конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Максим».
Теоретико-методологическую основу данной выпускной квалификационной работы составили исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам конкурентоспособности деятельности предприятия Ж.Ж. Ламбена, Е.П. Голубкова, П. Друкера, В.К.Памбухчиянца, Ф. Котлера, Г.А. Фатхутдинова и др.
Эмпирической базой исследования послужили показатели статистической и финансовой отчетности объекта исследования, собственные наблюдения и аналитические расчеты, периодические издания, данные сети Интернет.
Методы исследования. Для достижения цели выпускной квалификационной работы и реализации поставленных задач использованы общенаучные и специальные методы исследования: абстракции,
систематизации, теоретического обобщения и сравнения - для уточнения понятийного аппарата, определения классификационных признаков инноваций; метод сравнительного анализа - для исследования терминологического аппарата; графический метод - для наглядного представления результатов исследований; метод экспертных оценок - для исследования состояния инновационной деятельности объекта исследования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретной программы повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Любая фирма преследует одну конечную цель - одержать победу в борьбе с конкурентами. Она не достигается сразу, а является результатом грамотных и стабильных усилий фирмы. Достижение цели зависит от уровня конкурентоспособности бизнеса.
В первой главе выпускной квалификационной работы, нами рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности организации.
В условиях рыночной экономики значение конкурентоспособности предприятия огромно. Стремление к ее повышению ориентирует на увеличение объема производства и сбыта продукции, нужной потребителю, снижение затрат на транспортировку.
При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Конкурентоспособность предприятия или фирмы - это способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных товаров и услуг.
Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Главной целью управления конкурентоспособностью предприятия является стремление к монополизации рынка, что соответственно приведет к обеспечению максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия и должна, в идеале, подорвать экономическую состоятельность потенциальных конкурентов.
Процесс управления конкурентоспособностью предполагает проведение анализа, который характеризуется многообразием своих форм.
На выбор формы анализа влияет множество факторов: отрасль, в которой осуществляет свою деятельность организация, специализация и вид деятельности предприятия объем товарооборота и его скорость и другие.
Поэтому менеджерам организации необходимо грамотно оценить сложившуюся ситуацию на предприятии и выбрать именно ту форму анализа, которая даст наиболее исчерпывающую информацию для разработки мер по управлению конкурентоспособностью с целью ее повышения.
В современной научной литературе выделяют множество методов повышения конкурентоспособности.
Исходя из проведенного исследования конкурентоспособности розничной торговой сети ООО «Максим», мы разработали программу повышения конкурентоспособности розничной торговой сети ООО «Максим», которая включила в себя следующие мероприятия:
1.1. Расширение ассортимента продукции;
1.2. Контроль качества товара;
1.3. Учет и анализ преимуществ и качества конкурентной продукции;
2.1. Создание благоприятного образа в глазах клиентов;
2.2. Формирование имиджа надежного партнера для построения стабильных поставок;
2.3. Задействование рекламной политики;
3.1. Введение дисконтных карт;
3.2. Совершенствование и создание системы сервисного обслуживания;
4.1. Стимулирование больших итоговых результатов работы среди сотрудников компании материальным способом;
4.2. Создание оптимальных условий работы.
Также во второй главе, нами была рассчитана экономическая эффективность программы повышения конкурентоспособности розничной торговой сети ООО «Максим».
Экономический эффект внедрения мероприятия составляет 354 440 руб., а эффективность - 75,4 %. При этом затраты на внедрение мероприятия окупятся через 1 год и 3 месяца.
1. Авилин, К. Н. Формы организации бизнеса: конкуренция, стратегия, инновация [Текст] : автореф. дис. на соискание науч. степени канд. экон. наук: 08.00.05 «Экономика и управление» / К.Н, Авилин. - Москва : МГУ, 2016. - 39 с.
2. Аренков, И. А. Конкурентный потенциал предприятия [Текст] / И. А. Аренков, Я. Ю. Салихова, М.А. Гаврилова // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4. - С. 51-54.
3. Азарова, М. К. Конкуренция современных предприятий [Текст] / М.К. Азарова // Экономика. - 2017. - № 9. - С. 61 - 67.
4. Багиев, Г.Л. Маркетинг взаимодействия [Текст] / Г.Л. Багиев. - Санкт-Петербург : Астерион, 2015. - 437 с.
5. Баринов В.А. Развитие организации в конкурентной среде [Текст] / В.А. Баринов, А.В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 16. - С. 3-13.
6. Баташева М. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения [Текст] / М. А. Баташева, Э.А.Баташева // Молодой ученый. - 2015. - № 21. - С. 355-358
7. Бубликов, С.С. Стратегии конкурентного управления предприятием [Текст] / С.С. Бубликов // Менеджмент организации. - 2016. - № 14. - С. 121 - 125.
8. Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Текст] / В.Р. Веснин. - Москва : Проспект, 2015. - 306 с.
9. Виханский, О.С. Стратегическое управление организацией [Текст] / О.С. Виханский. - Москва : Экономист, 2014. - 543 с.
10. Винник, А. П. Бизнес-процессы в организации [Текст] : автореф. дис. на соискание науч. степени канд. экон. наук: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» / А.П. Винник. - Москва : МГУ, 2017. - 61 с.
11. Воронов, Д. С. Пути повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] / Д.С. Воронов // Проблемы организации конкурентоспособного производства и повышения устойчивости производственных систем. Сборник научных статей. - Екатеринбург : Изд-во УГТУ-УПИ. - 2014. - С. 87 - 94.
12. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст] / О.С.Виханский - Москва : Гардарики, 2014. - 320 с.
13. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации [Текст] / С.М. Вдовин, Л.И. Бирюкова. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 299 с.
14. Галькович, Р.С. Основы менеджмента [Текст] / Р.С. Галькович. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 375 с.
15. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория,
методология и практика [Текст] / Е.П. Голубков. - Москва : Финпресс, 2013.
- 496 с.
16. Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления [Текст] / В.В.Гончаров. - Москва : МНИИПУ, 2015. - 157 с.
17. Гуляев, Г. Ю. Эволюция теории конкуренции [Текст] / Г.Ю.Гуляев // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 56 -
59.
18. Гусева, М. Н. Конкурентоспособность организации на каждом этапе жизненного цикла [Текст] / М.Н. Гусева // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. - №5. - С. 61 - 67.
19. Друкер, П. Ф. Бизнес и инновации [Текст] / П.Ф. Друкер. - Москва : Вильямс, 2014. - 420 с.
20. Друкер, П. Ф. Энциклопедия менеджмента [Текст] / П.Ф. Друкер
- Москва : Вильямс, 2014. - 415 с.
21. Ермасова, Н.Б. Риск-менеджмент организации [Текст] / Н.Б.Ермасова. - Москва : Дашков и К, 2015. - 380 с.
22. Калашникова, Л.М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции [Текст] / Л.М. Калашникова // Продукты жизнедеятельности. - 2016. - № 118. - С. 169 - 172.
23. Коротков, Э. П. Принципы менеджмента: управление в системе цивилизованного предпринимательства [Текст] / Э.П. Коротков. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 325 с.
24. Коргов, А.А. Основы управления и взаимодействия [Текст] / А.А.Коргов. - Пятигорск : Бест, 2009. - 497 с.
25. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство, туризм [Текст] / Ф.Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенд - Москва : ЮНИТИ, 2013. - 290 с.
26. Маврина, И.Н. Конкуренция и конкурентоспособность [Текст] / И.Н. Маврина, А.Г. Мокроносов. - Екатеринбург : Из-во Урал ун-та, 2014. - 491 с.
27. Маршалл, А. Принципы политической экономии [Текст] / А.Маршалл. - Москва : Центр, 2016. - 341 с.
28. Менеджмент организации [Текст] / Под ред. З.М. Румянцевой. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 432 с.
29. Метелев, И.С. Конкурентоспособность субъекта
предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы, и критерии оценки [Текст] / И.С. Метелев // Проблемы современной экономики. - 2014. - №1. - С. 211 - 219.
30. Мокроносов, А.Г. Индивидуальный план конкурентоспособности фирмы [Текст] / А.Г. Мокроносов. - Екатеринбург : Из-во Урал ун-та, 2017. - 210 с.
31. Никулина, Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика [Текст] / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Э. Эриашвили. - Москва : ЮНИТИ, 2016. - 511 с.
32. Одегов, Ю.Г. Оценка эффективности работы с персоналом [Текст] / Ю.Г. Одегов. - Москва : Альфа-Пресс, 2015. - 376 с.
33. Портер, Е.М. Конкуренция [Текст] / Е. М. Портер. - Москва : Вильямс, 2013. - 495 с.
34. Попов, М.И. Менеджмент: управление конкурентоспособностью [Текст] / М.И. Попов // Молодой ученый. - 2017. - №10. - С. 120 - 127.
35. Пострелова, А. В. Оценка конкурентоспособности предприятия [Текст] / А.В, Пострелова // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 398 - 402.
36. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст] : словарь-справочник : [около 2000 ст.] / Б.А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е.Б.Старобудцева - Москва : Инфра-М, 2015. - 650 с.
37. Скобкин, С.С. Маркетинг и продажи в сети продовольственных магазинов [Текст] / С. С. Скобкин - Москва : Юристъ, 2015. - 225 с.
38. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление
персоналом [Текст] / В.А. Спивак. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 315 с.
39. Стародубцева, Е.А. К вопросу о трактовке понятия «конкурентоспособность предприятия» [Текст] / Е.А. Стародубцева // Известия ИГЭА. - 2011. - №4. - С. 67 - 71.
40. Тихомирова, О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика [Текст] / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.
41. Травин, В.В. Основы менеджмента [Текст] / В.В. Травин,
В.А.Дятлов. - Москва : КноРус, 2012. - 413 с.
42. Трунов, Д. С. Менеджент как основа функционирования
компании [Текст] / Д.С. Трунов // Проблемы организации конкурентоспособного производства и повышения устойчивости производственных систем. - Москва : КноРус. - 2016. - № 12. - С. 131 - 137.
43. Ултургашева, О.Г. Приоритетные стратегии
конкурентоспособности предприятий [Текст] / О.Г. Ултургашева - Красноярск : Изд-во Красноярского гос. аграрного ун-та, 2014. - 181 с.
44. Фасхиев, Х.А., Попова Е.В. Модель управления конкурентоспособностью предприятия [Текст] / Х.А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 6. - С. 107-122.
45. Федермер, Е.А. Конкурентоспособность как процесс и результат [Текст] // Е.А, Федермер / Вестник Российского университета дружбы народов. - 2013. - №1. - С. 90-98.
46. Хайек, Ф. Смысл конкуренции [Текст] / Ф. Хайек // Современная конкуренция. - 2009. - №3. - С. 74 - 84.
47. Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия [Текст] / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2016. - 192 с.
48. Шарыгина, А. А. Построение системы оценки управления конкурентоспособностью [Текст] / А.А. Шарыгина // Управление человеческим потенциалом. - 2015. - № 26. - С. 120-131.
49. Шемракова, В. Н. Сетевые формы организации бизнеса: закономерности возникновения и стратегии развития [Текст] : автореф. дис. на соискание науч. степени канд. экон. наук: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» / В.Н. Шермакова. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2016. - 30 с.
50. Шеметов, П.В. Управленческие решения: технология, методы и инструменты [Текст] / П.В. Шеметов, В.В. Радионов, Л.Е. Чередникова, С.В.Петухова. - Москва : Омега-Л, 2016. - 398 с.
51. Шумпетер, Й. А Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия [Текст] / Й. А. Шумпетер. - Москва : Эксмо, 2013. - 595 с.
52. Яксанов, Д.С. Теоретические основы конкурентоспособности на современном этапе [Текст] / Д.С Яксанов // Экономика. Управление. Право. - 2014 - Т.14, вып. 1, ч. 1. - С. 261 - 268.