Введение 3
Глава I Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования 7
1.1. Исторический аспект развития спортивного туризма в России 7
1.2. Теоретические основы соревновательной деятельности спортсменов-
туристов, специализирующихся на дисциплинах «дистанция» 13
1.3. Виды подготовки спортсменов-туристов 20
1.3.1. Теоретическая подготовки спортсменов-туристов 20
1.3.2. Техническая подготовка спортсменов-туристов 22
1.3.3. Тактическая подготовка спортсменов-туристов 31
1.3.4. Физическая подготовка спортсменов-туристов 34
1.3.5. Психологическая подготовка спортсменов-туристов 41
Глава II Методы и организация исследования 44
2.1. Методы исследования 44
2.2. Организация исследования 47
Глава III Результаты исследования и их обсуждение 49
3.1. Экспериментальная методика технической подготовки
спортсменов-туристов к преодолению пешеходной дистанции первого класса сложности
3.2. Диагностика уровня подготовки спортсменок-туристок 10-11
лет для преодоления индивидуальной дистанции первого класса сложности 55
3.3. Влияние экспериментальной методики технической
подготовки преодоления индивидуальной дистанции первого класса сложности и обсуждение результатов 58
Выводы 62
Практические рекомендации 64
Список использованной литературы 65
Приложения
Актуальность. Спортивный туризм в СССР, как вид спорта включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию в 1949 году. Развитием спортивного туризма в России занимается «Туристско-спортивный союз России» и его технический комитет - «Федерация спортивного туризма России», который объединяет более 70 коллективных членов, субъектов Российской федерации. В 1993 году спортивный туризм выделил из своей среды новое явление - соревнования по туристскому многоборью, которые постепенно трансформировались в новый вид туристско-спортивной деятельности [1].
С развитием туристского многоборья в силу специфичности содержания этой деятельности возникла потребность в программно-методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, отборе эффективных технологий и процессов подготовки спортсменов и команд туристского многоборья, и вместе с тем гармоничного развития личности учащегося. В связи с изменением Правил вида спорта «спортивный туризм», туристское многоборье переименовали в группу дисциплин «дистанции». В настоящее время данная дисциплина набирает все большее количество участников по всей стране, и завоёвывает всё большие территории страны, как внутри уже освоенного пространства, так и в регионах, не охваченных спортивным туризмом ранее.
Стремление к высоким результатам практически во всех видах спорта требует от спортсменов предельного проявления психической, тактической, технической и физической подготовленности. Также большое значение имеет проблема оптимального соотношения уровней развития физических качеств [25].
Современная подготовка спортсменов-туристов, специализирующихся на пешеходных дистанциях, особенно в закрытых помещениях, предъявляет высокие требования, прежде всего к технической подготовке, которую необходимо выстраивать с учетом индивидуальных особенностей и исходной готовности спортсмена.
Дистанции 1 класса сложности спортивного туризма включают в себя технические этапы, которые являются базовыми для построения дистанций последующих классов, поэтому постановка правильной техники преодоления этапов дистанции 1 класса сложности на начальном этапе подготовки юных спортсменов является ключевым моментом.
Объектом исследования является подготовка туристок 10-11 лет, специализирующихся на группе дисциплин « дистанция »».
Предметом исследования является техническая подготовка юных спортсменок-туристок 10-11 лет к преодолению пешеходной дистанции 1 класса сложности.
Целью исследования является разработка экспериментальной методики, направленной на обучение преодоления индивидуальной дистанции 1 класса сложности.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие основные задачи:
1. Произвести анализ научно-методической литературы по предмету исследования.
2. Разработать комплекс упражнений, который направлен на обучение отдельным элементам техники преодоления индивидуальной дистанции 1 класса сложности
3. Произвести оценку эффективности проведенной работы, а также, составить рекомендации практического характера, которые направлены на рост технического уровня подготовки в виде спорта «Спортивный туризм».
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что обучение техническим приемам, которые применяются для прохождения индивидуальных дистанциях 1 класса сложности, спортсменок-туристок 10¬11 лет будет наиболее эффективным если:
- определить основные технические приемы преодоления индивидуальной дистанции 1 класса сложности в спортивном туризме;
- разработать специальные упражнения, которые направлены на обучение технике преодоления индивидуальной дистанции 1 класса сложности;
- процесс обучения технике преодоления индивидуальной дистанции 1 класса строить на принципах ее раздельного прохождения.
Научная новизна работы состоит в том, что разработана и экспериментально обоснована методика обучения преодоления индивидуальной дистанции 1 класса сложности туристок 10-11 лет специализирующихся в дисциплине «дистанция-пешеходная».
Теоретической значимостью работы является расширение и добавление теории и методики процесса обучения в виде спорта «Спортивный туризм» на основе научного обоснования методики обучения преодолению индивидуальной дистанции 1 класса сложности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1) Определено предметное содержание способов, приемов техники преодоления индивидуальной дистанции 1 класса сложности, а также, их ошибок, что дает возможность осуществлять процесс обучения юных туристок эффективнее;
2) Практически осуществлена экспериментальная методика обучения технике преодоления индивидуальной дистанции 1 класса сложности туристок 10-11 лет;
3) Основываясь на произведенные исследования, были разработаны практические рекомендации, которые позволяют наиболее успешно внедрять данную методику в учебно-тренировочный процесс подготовки спортсменок- туристок.
Теоретическую основу исследования составляют труды ведущих ученых по:
- теории и методике физической культуры (Ю.В. Верхошанский, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.Ф. Курамшин, Ж.К. Холодов);
- теории и методике обучения и подготовки спортсменов-туристов, альпинистов, скалолазов (Ю.А. Штюрмер, В.И. Ганопольский, П.П. Захаров, В.Г. Варламов, В.Ю. Попчиковский, Ю.В. Байковский, Э.Н. Кодыш, Ю.В. Гранильщиков, Я.Г. Аркин).
- теории и методике профессионального образования в туризме (Ю.Н.Федотов, В.Н. Квартальнов, И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Н.В. Васильев, В.И. Жолдак, А. Остапец-Свешников).
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогический эксперимент;
- тестирование физического и технического уровня спортсменок;
- методы математической статистики.
Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений. Работа изложена на 75 страницах, содержит 11 таблиц, 2 рисунка, 5 приложений
1. Анализ учебно-методической литературы по предмету исследования показал, что вопросами, связанными со спортивным туризмом в России, а так же подготовке спортсменов на различных дисциплинах посвящено множество работ современных авторов. В данный момент совершенствуется нормативно-правовая база, утверждается федеральный стандарт по виду спорта «Спортивный туризм», что свидетельствует о новом витке развития туризма. В то же время рост профессионального мастерства спортсменов, изменение условий прохождения технических этапов, а так же совершенствование спортивного снаряжения вызывает необходимость обновления и доработки теоретической базы в спортивном туризме.
2. Основываясь на принципе последовательности обучения, нами была разработана экспериментальная методика обучения преодоления пешеходной дистанции первого класса сложности в спортивном туризме. Данная методика базируется на дифференциальном подходе к подготовке спортсменов. Нами были выделены основные элементы техники преодоления этапов дистанции 1 класса сложности; разработаны специальные упражнения, направленные на обучение технике преодоления этапов.
3. Экспериментально доказана эффективность использования разработанной методики в учебно-тренировочном процессе спортсменок- туристов 10-11 лет. После проведения эксперимента нами было установлено, что в экспериментальной группе произошли достоверные изменения. Результаты улучшились на 22,2%. Результаты в контрольной группе улучшились на 10,2%. Исходя из данных показателей, возможно сделать вывод, предложенная нами эффективна, так как, процентное соотношение в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, больше в два раза.
Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что техническая подготовленность туристов-спортсменов, специализирующихся в дисциплине «дистанции-пешеходные» значительно повысится, если использовать разработанную методику обучения технической подготовки девочек 10-11 лет на пешеходной дистанции 1 класса сложности.
1. Абрамов В. В. Перспективы развития спортивного туризма в историческом аспекте [Текст] / В. В. Абрамов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - №6. - С. 3-6.
2. Аппенянский А. И. Тренировочный процесс в активном туризме [Текст] / А. И. Аппенянский. - М.: Советский спорт, 2006. - 196 с.
3. Ачмиз А. К. Контроль специальной подготовленности спортсменов-туристов высокой квалификации [Текст] / А. К. Ачмиз, Л. П. Долгополов // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 4. - С. 42.
4. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебное пособие для студентов факультета физической культуры / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
5. Балабин М. А. Туристская секция коллектива физкультуры [Текст] / М. А. Балабин.- М.: Профиздат, 1988. - 144 с.
6. Барчуков И. С. Физическая культура [Текст]: учебник / И. С. Барчуков, Н. Н. Маликов. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2011. - 525с.
7. Бершов С. И. К вопросу переносимости физических нагрузок спортсменами-туристами старших возрастных групп [Текст] / С. И. Бершов [и др.] // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - №6. - С. 20-22.
8. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных
способностей [Текст] / В. В. Бойко. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
9. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
10. Вяткин Л. А. Туризм и спортивное ориентирование [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук, Д. Н. Немытов. - М.: Издательский центр « Академия » , 2001. - 208 с.
11. Галимов Г. Я. Формирование двигательных навыков и педагогических умений в условиях искусственно созданной среды: (на примере лыжных гонок) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Г. Я. Галимов. - М.,1999. - 358 с.
12. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для студентоввысших педагогических учебных заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов - М.: Издательский центр « Академия », 2000. - 288 с.
13. Гришина Ю. И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю.И. Гришина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 249 с.
14. Гужаловский А. А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека [Текст] / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 12. - С. 31-34.
15. Вородов В. И. Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта «Спортивный туризм» (группа спортивных дисциплин ««дистанции-пешеходные») [Текст] / В. И. Вородов, А. Н. Жильцов, В. А. Иванов - Белгород - 2014. - 61c.
16. Дурникин А. С. Влияние туризма на психическое и физическое здоровье человека [Текст] / А. С. Дурникин // Физическая культура, спорт и туризм: Состояние и пути совершенствования: материалы II город. науч. конф. студ. Челябинск, апрель 2000 г. - Челябинск: Нота, 2000. - С. 4-6.
17. Зациорский В. М. Биомеханические основы выносливости
[Текст] / В. М. Зациорский, С. Ю. Алешинский, Н. А. Якунин. - М.:
Физкультура и спорт, 1982. - 207 с.
18. Иванов В. С. Основы математической статистики [Текст]: учебное пособие для институтов физической культуры / В. С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 176 с.
19. Кодыш Э. Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм [Текст] / Э. Н. Кодыш. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 175 с.
20. Константинов Ю. С. Туристские слёты и соревнования учащихся [Текст]: учебно-методическое пособие/ Ю. С. Константинов. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000. - 152 с.
21. Кулясов А. М. Структура соревновательной деятельности как основа интегрального обучения технико-тактическим действиям юных волейболистов (учебно-тренировочные группы) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. / А. М. Кулясов. -М., 2006. - 232 с.
22. Лях В. И. О классификации координационных способностей [Текст] / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 7. - С. 28-30.
23. Максименко А. М. Основы теории и методики физической
культуры [Текст]: учебное пособие для студентоввысших педагогических учебных заведений / А. М. Максименко. - М.: 4-й филиал Воениздата,
2001. - 319 с.
24. Маслов А. Г. Полевые туристские лагеря [Текст] / А. Г. Маслов, Ю. С. Константинов, И. А. Дрогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2000. - 160 с.
25. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет [Текст]: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л. П. Матвеев. - СПб.: Издательство « Лань », 2003. - 160 с.
26. Московченко О. Н. Выносливость в спортивном туризме «дисциплина-дистанции-пешеходные» - как фактор совершенствования технической подготовки [Текст] / О. Н. Московченко, С. В. Соболев // «Восток-Россия-Запад » Современные проблемы и инновационные
технологии в развитии физической культуры и спорта: сб. мат.
междунар. научно-практ. конф. Иркутск, 2011 г. - Иркутск, ООО «Издательство «Аспирант » , 2011. Т3. - С. 55-60.
27. Назаренко Л. Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов [Текст] / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 8. - С. 19-21.
28. Начинская С.В. Спортивная метрология [Текст]: учеб. пособие / С. В. Начинская. - М.: Академия, 2008. - 238 с.
29. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 863 с.
30. ПасечныйП. С. Туристская работа в трудовом коллективе[Текст] / П. С. Пасечный. - М.: Профиздат, 1983. - 160 с.
31. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов [Текст] / В.Н. Платонов- М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.
32. Платонов В. Н. Современная спортивная подготовка [Текст] /
В. Н. Платонов, Н. Н. Петров. - Киев: Издательство «Здоровье »,
1980. - 336 с.
33. Приказ Министерства спорта России от 22 июля 2013 г. № 571 «Об утверждении правил вида спорта «спортивный туризм» [Текст]. - М., 2013. - 80 с.
34. Регламент проведения соревнований по группе дисциплин « дистанция - пешеходная » [Текст]. - М.: Туристско-спортивный союз России. - 2014. - 49 с.
35. Рыльский С. В. Методика обучения преодолению естественных и искусственных препятствий в спортивном туризме [Текст]: дис. ... канд. пед. наук/ С. В. Рыльский. - Белгород, 2012. - 193 с.
36. Соболев С. В. Совершенствование тренировочного процесса в спортивном туризме в дисциплине «дистанции - пешеходные» [Текст] / С. В. Соболев, Н. В. Соболева, С. К. Рябинина. - Красноярск: Издательство СФУ, 2014. - 134 с.
37. Талага Е. А. Энциклопедия физических упражнений [Текст] / Е. А. Талага, пер. с польск. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 412 с.
38. Туманян Г. С. Гибкость как физическое качество[Текст] / Г. С. Туманян, С. К. Харацидис // Теория и практика физической культуры- 1998. - № 2. - с. 48.
39. Федотов Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм [Текст]: учебник / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. - М.: Советский спорт, 2002. - 361 с.
40. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта [Текст]: учебное пособие для институтов и техникумов физ. культуры / В. П. Филин.- М.: Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.
41. Фомин Н. А. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам) / Н. А. Фомин, В. П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 159 с.
42. Холодов Ж. К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2006. - 142 с.
43. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.
44. Хоменкова Л. С. Книга тренера по лёгкой атлетике [Текст]/ Л. С. Хоменкова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.
45. Цыбиз Г. Г. Индивидуализация физических нагрузок на занятиях [Текст]/ Г. Г. Цыбиз, В. В. Щирица, С. Г. Васильев, О. И. Локайчук // сб. научн. тр. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2004. -№3. - С.85-90.
46. Эголинский Я. А. Физическая выносливость человека и пути её
развития [Текст] / Я. А. Эголинский. - М.: Военное издательство
Министерства обороны СССР, 1966. - 116 с.
47. Яруллин Р. Х. Физические способности человека как генетически и социально обусловленные различия в проявлении его физических свойств [Текст] / Р. Х. Яруллин // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 7. - С. 39.