СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ 9
1.1. Теоретическое обоснование проблемы социального
партнёрства в сфере профессиональной ориентации учащейся молодёжи 9
1.2. Опыт решения проблемы социального партнёрства в сфере
профессиональной ориентации учащейся молодёжи 11
1.3. Анализ законодательства в области социального
партнёрства в сфере профессиональной ориентации учащейся молодёжи 17
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ И ЕЕ ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ 22
2.1. Проблемное исследование целевых групп. 22
2.2. Паспорт проекта «Социальное партнёрство в сфере
профессиональной ориентации учащейся молодёжи» 34
2.3. План управления проектом «Социальное партнёрство в
сфере профессиональной ориентации учащейся молодёжи» 41
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В СФЕРЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ» И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 51
3.1. Показатели реализации проекта и его социально-экономической эффективности.
3.2. Описание мероприятий проекта 54
3.3. Условия коммерциализации проекта 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ 9
1.1. Теоретическое обоснование проблемы социального
партнёрства в сфере профессиональной ориентации учащейся молодёжи 9
1.2. Опыт решения проблемы социального партнёрства в сфере
профессиональной ориентации учащейся молодёжи 11
1.3. Анализ законодательства в области социального
партнёрства в сфере профессиональной ориентации учащейся молодёжи 17
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ И ЕЕ ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ 22
2.1. Проблемное исследование целевых групп. 22
2.2. Паспорт проекта «Социальное партнёрство в сфере
профессиональной ориентации учащейся молодёжи» 34
2.3. План управления проектом «Социальное партнёрство в
сфере профессиональной ориентации учащейся молодёжи» 41
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В СФЕРЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ» И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 51
3.1. Показатели реализации проекта и его социально-экономической эффективности.
3.2. Описание мероприятий проекта 54
3.3. Условия коммерциализации проекта 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Социальная стабильность, социальный прогресс, инновационное развитие. Во многом эти понятия стали сегодня одной из главных целей развития российского общества. Однако следовать этим рекомендациям возможно только в том случае, если создан широкий спектр необходимых условий и обеспечено наиболее благоприятное сочетание самых разнообразных факторов. Среди них есть одна особенная, уникальная - молодежь. В зависимости от положения молодежи в обществе она становится либо фактором социальной стабильности и прогресса, либо, наоборот, носителем новаторских или, наоборот, антигуманных, антисоциальных идей; позитивная трансформирующаяся социальная сила или замкнутая в своих эгоистических интересах социально-демографическая группа. В связи с этим, при несомненной важности всех остальных, «молодежный фактор» является стратегически решающим. Ведь без стабильной позитивной ситуации в молодежной среде, гражданской зрелости молодых людей, их высокой социальной, деловой, политической и иной активности нарушается нормальный ход процессов общественного воспроизводства, что угрожает будущему общества.
Социальное партнерство как особый способ социального взаимодействия предполагает достижение консенсуса между его субъектами на основе признания равенства сторон, выявления, анализа и сбалансированного учета их интересов, осуществляемого посредством открытого диалога между партнерами. Принципы взаимного уважения, информационной открытости, поиска и формирования консенсуса позволяют не только корректировать, не искажать специальным ведомственным, групповым или личным восприятием формулировки острых, насущных проблем, но и находить взаимоприемлемые решения для заинтересованных сторон. Создание партнерств освобождает правительства от выполнения функций, которые могут быть более успешно выполнены гражданами, их ассоциациями и предпринимательскими организациями, а также от возможности значительно повысить качество их работы. В сфере молодежной политики социальное партнерство позволяет рационально использовать активность молодежи в оказании помощи детям и молодежи, создавать условия для обеспечения успешной социализации подрастающего поколения, личной самореализации его представителей, разумно интегрировать потенциал партнеров, способствуя повышению эффективности их деятельности.
Степень научной разработанности темы исследования.
Анализ научных публикаций показывает, что дискурс о социальном партнерстве отличается мозаичностью, отсутствием устоявшихся представлений о его природе и детерминации, а также неоднозначностью оценки функций, выполняемых им в жизни общества.
Отечественные ученые делают различные акценты при изучении- проблематики социального партнерства.
Основой для анализа процессов институционализации партнерства могут служить представления о механизмах социальных трансформаций российского социума, сформулированные А.М. Пихтелёвым .
Правовой аспект социального партнерства лежит в основе работ Т.А. Сошниковой, К.К. Уржинского, М.И. Чажаева и других.
Рассмотрение партнерских взаимодействий как механизма социального управления может базироваться на работах А.А. Молчанова, Л.И. Рогачевой, С.Н. Санжарова, Н.А. Тюриной, М.В. Храмовой, М.С. Чвановой и др.
Социальное партнерство в рамках государственной молодежной политики рассматривается Д.Н. Айтжановой, О.Н. Дровникова, О.В. Заслонкина, И.Э. Петровой, Е.А. Сесявиным, А.А. Харченко, А.Ю. Ховриным и т.д.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью организации взаимодействия различных субъектов реализации молодежной политики и недостаточным использованием потенциального социального партнерства в профессиональной ориентации и молодёжи.
Объектом исследования является профессиональная ориентация учащейся молодежи.
Предмет исследования: социальное партнерство ПАО Сбербанк и учащихся старших классов.
Цель исследования: подготовка проекта «Социальное партнёрство в сфере профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретико-методологические основы социального партнёрства в сфере профессиональной ориентации молодёжи;
2) Провести анализ проблемы социального партнёрства в сфере профессиональной ориентации молодёжи и разработать проект для ее решения;
3) Описать мероприятия проекта, вывести показатели его реализации, социально-экономическую эффективность и условия коммерциализации.
Теоретико-методологические основы исследования. Для разработки проблемы социального партнерства в контексте профессиональной ориентации молодежи были использованы методологические принципы поведенческого подхода, позволяющего рассматривать социальное партнерство в качестве специфической социальной интеракции.
Плодотворными предпосылками для разработки проекта социального партнерства в сфере профессиональной ориентации молодежи послужили работы Т.А. Антопольской, О.В. Басовой, Н.О. Будниковой, А.А. Молчанова, М.В. Храмовой, М.С. Чвановой.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: анализ документов; обобщение; опрос; социальное проектирование.
Эмпирическая база исследования включает:
1) данные социологического мониторинга «Социальное самочувствие и социальная активность российской молодежи», проводимого в 2013 году под руководством А.Ю. Ховрина (Институт молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского) ;
2) данные экспертного опроса «Социальное партнерство молодежи и власти в управлении реализацией государственной молодежной политики в городе Москве» (Ю.Н. Войтенко, 2015 год) ;
3) материалы социологического исследования, проведенного ВЦИОМ в январе 2010 г. по заказу Института национального проекта «Общественный договор»;
4) материалы комплексного исследования молодежной среды, выполненного Центром социального прогнозирования и мониторинга под руководством М.К. Горшкова в апреле-мае 2010 г.;
5) данные Росстата о количестве образовательных учреждений, студентов, выпускников школ и вузов и т.п. за 2010-2017 годы;
6) нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие деятельность в сфере реализации государственной молодежной политики;
7) государственные доклады о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в 2010-2017 гг.;
8) авторское исследование «Профессиональная ориентация учащейся молодежи». Число участников опроса - 400 респондентов. Исследование заключалось в опросе абитуриентов и студентов. Санкт-Петербург, ноябрь 2017 г.
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности решения проблем профессиональной ориентации молодежи в любом регионе на основании полученных результатов работы.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на студенческой научно-практической конференции. Также по теме выпускной работы опубликована статья в научно-практическом журнале «Теория и практика современной науки», в которой нашли отражение теоретические принципы и результаты работы.
Результаты выпускной работы включены в Отчет по преддипломной практике.
Внедрение результатов подтверждается документально ПАО Сбербанк, которое в своей деятельности применило эти результаты, что в свою очередь даст положительный экономический эффект при будущем трудоустройстве данной категории мотивированных молодых людей, а также положительный социальный эффект в области молодежной политики.
Структура Выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Социальное партнерство как особый способ социального взаимодействия предполагает достижение консенсуса между его субъектами на основе признания равенства сторон, выявления, анализа и сбалансированного учета их интересов, осуществляемого посредством открытого диалога между партнерами. Принципы взаимного уважения, информационной открытости, поиска и формирования консенсуса позволяют не только корректировать, не искажать специальным ведомственным, групповым или личным восприятием формулировки острых, насущных проблем, но и находить взаимоприемлемые решения для заинтересованных сторон. Создание партнерств освобождает правительства от выполнения функций, которые могут быть более успешно выполнены гражданами, их ассоциациями и предпринимательскими организациями, а также от возможности значительно повысить качество их работы. В сфере молодежной политики социальное партнерство позволяет рационально использовать активность молодежи в оказании помощи детям и молодежи, создавать условия для обеспечения успешной социализации подрастающего поколения, личной самореализации его представителей, разумно интегрировать потенциал партнеров, способствуя повышению эффективности их деятельности.
Степень научной разработанности темы исследования.
Анализ научных публикаций показывает, что дискурс о социальном партнерстве отличается мозаичностью, отсутствием устоявшихся представлений о его природе и детерминации, а также неоднозначностью оценки функций, выполняемых им в жизни общества.
Отечественные ученые делают различные акценты при изучении- проблематики социального партнерства.
Основой для анализа процессов институционализации партнерства могут служить представления о механизмах социальных трансформаций российского социума, сформулированные А.М. Пихтелёвым .
Правовой аспект социального партнерства лежит в основе работ Т.А. Сошниковой, К.К. Уржинского, М.И. Чажаева и других.
Рассмотрение партнерских взаимодействий как механизма социального управления может базироваться на работах А.А. Молчанова, Л.И. Рогачевой, С.Н. Санжарова, Н.А. Тюриной, М.В. Храмовой, М.С. Чвановой и др.
Социальное партнерство в рамках государственной молодежной политики рассматривается Д.Н. Айтжановой, О.Н. Дровникова, О.В. Заслонкина, И.Э. Петровой, Е.А. Сесявиным, А.А. Харченко, А.Ю. Ховриным и т.д.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью организации взаимодействия различных субъектов реализации молодежной политики и недостаточным использованием потенциального социального партнерства в профессиональной ориентации и молодёжи.
Объектом исследования является профессиональная ориентация учащейся молодежи.
Предмет исследования: социальное партнерство ПАО Сбербанк и учащихся старших классов.
Цель исследования: подготовка проекта «Социальное партнёрство в сфере профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретико-методологические основы социального партнёрства в сфере профессиональной ориентации молодёжи;
2) Провести анализ проблемы социального партнёрства в сфере профессиональной ориентации молодёжи и разработать проект для ее решения;
3) Описать мероприятия проекта, вывести показатели его реализации, социально-экономическую эффективность и условия коммерциализации.
Теоретико-методологические основы исследования. Для разработки проблемы социального партнерства в контексте профессиональной ориентации молодежи были использованы методологические принципы поведенческого подхода, позволяющего рассматривать социальное партнерство в качестве специфической социальной интеракции.
Плодотворными предпосылками для разработки проекта социального партнерства в сфере профессиональной ориентации молодежи послужили работы Т.А. Антопольской, О.В. Басовой, Н.О. Будниковой, А.А. Молчанова, М.В. Храмовой, М.С. Чвановой.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: анализ документов; обобщение; опрос; социальное проектирование.
Эмпирическая база исследования включает:
1) данные социологического мониторинга «Социальное самочувствие и социальная активность российской молодежи», проводимого в 2013 году под руководством А.Ю. Ховрина (Институт молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского) ;
2) данные экспертного опроса «Социальное партнерство молодежи и власти в управлении реализацией государственной молодежной политики в городе Москве» (Ю.Н. Войтенко, 2015 год) ;
3) материалы социологического исследования, проведенного ВЦИОМ в январе 2010 г. по заказу Института национального проекта «Общественный договор»;
4) материалы комплексного исследования молодежной среды, выполненного Центром социального прогнозирования и мониторинга под руководством М.К. Горшкова в апреле-мае 2010 г.;
5) данные Росстата о количестве образовательных учреждений, студентов, выпускников школ и вузов и т.п. за 2010-2017 годы;
6) нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие деятельность в сфере реализации государственной молодежной политики;
7) государственные доклады о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в 2010-2017 гг.;
8) авторское исследование «Профессиональная ориентация учащейся молодежи». Число участников опроса - 400 респондентов. Исследование заключалось в опросе абитуриентов и студентов. Санкт-Петербург, ноябрь 2017 г.
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности решения проблем профессиональной ориентации молодежи в любом регионе на основании полученных результатов работы.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на студенческой научно-практической конференции. Также по теме выпускной работы опубликована статья в научно-практическом журнале «Теория и практика современной науки», в которой нашли отражение теоретические принципы и результаты работы.
Результаты выпускной работы включены в Отчет по преддипломной практике.
Внедрение результатов подтверждается документально ПАО Сбербанк, которое в своей деятельности применило эти результаты, что в свою очередь даст положительный экономический эффект при будущем трудоустройстве данной категории мотивированных молодых людей, а также положительный социальный эффект в области молодежной политики.
Структура Выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
По итогам проведенного исследования делаем вывод о недостаточном внимании к профессиональной ориентации школьников. Согласно опросу, профориентационное тестирование в рамках школы проводилось менее чем у половины респондентов, а это значит, что большинство даже не догадывается о своих способностях и внутренней профессиональной направленности. При этом тех, кто выбрал или выбирает профессию согласно своим способностям еще меньше. Поэтому особенное значение в этой связи может иметь социальное партнерство, позволяющее не только узнать тонкости профессии, но и временно стать частью соответствующего трудового коллектива. Можно с уверенностью предположить, что при таком взаимодействии пренебрегающих своими способностями будет значительно меньше.
Также результаты опроса свидетельствуют о желании школьников принимать участие в программах социального партнерства.
Экспертное мнение подтверждает результаты проведенного исследования.
Важно понимать, что необходима грамотная профессиональная ориентация - это работа не только с молодыми людьми, но и с их родителями. Очень эффективно наглядное представление показателей по потребностям рынка труда, уровню заработной платы и уровень безработицы среди ошибочно считающихся престижными профессий.
В рамках данной дипломной работы были разработаны паспорт и план управления проектом «Социальное партнёрство в сфере профессиональной ориентации молодёжи». В рамках разработанного проекта достигнуты все планируемые количественные показатели, подтверждающие значимость и эффективность проекта, в том числе дополнительные:
1. Рост уровня знаний у 80% учащихся старших классов составил не менее 17%, не зависимо от участия в проекте. Это означает, что у будущих выпускников выработалось более серьезное отношение к своему будущему и осознание важности образования;
2. Увеличение количества педагогов, планирующих профориентационную деятельность своих воспитанников с использованием социального партнерства на 20%. Этот показатель получен на основе подсчета заявок педагогов директорам школ о желании принимать участие в подобных проектах;
3. Рост числа публикаций педагогов по проблемам воспитания на 10% и числа педагогов, участвующих в педагогических чтениях на 10%;
4. Рост числа родителей, посещающих родительские собрания на 18%;
Увеличение числа предприятий, желающих стать участниками социального партнерства на 12%.
Социальное партнерство образовательных учреждений г. Санкт-Петербург и ПАО Сбербанк является взаимовыгодным сотрудничеством. С одной стороны, в рамках проектной профориентационной работы Сбербанк получит лояльных грамотных студентов, которые через несколько лет пополнят ряды сотрудников. С другой стороны, организация в рамках этого партнерства коммерческих проектов принесет дополнительную прибыль.
Социальная эффективность проекта заключается в следующем:
1. Социальное партнерство мотивирует его участников на совершенствование управления качеством образования. Это значит, что в корне меняется подход к учебному процессу и профессиональной ориентации.
2. Освоены эффективные методы и формы воспитания. В частности, освоена технология проектной деятельности по планированию и реализации социальных проектов в форме обучающих и интерактивных семинаров.
3. Сотрудничество с ПАО Сбербанк позволяет не только школам- партнерам быть конкурентоспособными, но и их учащиеся составляют сильную конкуренцию при поступлении в вузы.
4. Взаимоотношения школы и социальных партнеров имеют долгосрочные перспективы развития:
- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
- формирование эффективного рынка образовательных услуг (раннее и дополнительное изучение английского языка, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, курсы повышения квалификации, компьютерные курсы - пользователь ЭВМ, углубленное изучение предметов, услуги психолога по адаптации учащихся);
- проектирование «Школы профориентации», «Школы будущего банкира» и т.п.;
- создание модели эффективного взаимодействия «Школа - местное сообщество».
Также результаты опроса свидетельствуют о желании школьников принимать участие в программах социального партнерства.
Экспертное мнение подтверждает результаты проведенного исследования.
Важно понимать, что необходима грамотная профессиональная ориентация - это работа не только с молодыми людьми, но и с их родителями. Очень эффективно наглядное представление показателей по потребностям рынка труда, уровню заработной платы и уровень безработицы среди ошибочно считающихся престижными профессий.
В рамках данной дипломной работы были разработаны паспорт и план управления проектом «Социальное партнёрство в сфере профессиональной ориентации молодёжи». В рамках разработанного проекта достигнуты все планируемые количественные показатели, подтверждающие значимость и эффективность проекта, в том числе дополнительные:
1. Рост уровня знаний у 80% учащихся старших классов составил не менее 17%, не зависимо от участия в проекте. Это означает, что у будущих выпускников выработалось более серьезное отношение к своему будущему и осознание важности образования;
2. Увеличение количества педагогов, планирующих профориентационную деятельность своих воспитанников с использованием социального партнерства на 20%. Этот показатель получен на основе подсчета заявок педагогов директорам школ о желании принимать участие в подобных проектах;
3. Рост числа публикаций педагогов по проблемам воспитания на 10% и числа педагогов, участвующих в педагогических чтениях на 10%;
4. Рост числа родителей, посещающих родительские собрания на 18%;
Увеличение числа предприятий, желающих стать участниками социального партнерства на 12%.
Социальное партнерство образовательных учреждений г. Санкт-Петербург и ПАО Сбербанк является взаимовыгодным сотрудничеством. С одной стороны, в рамках проектной профориентационной работы Сбербанк получит лояльных грамотных студентов, которые через несколько лет пополнят ряды сотрудников. С другой стороны, организация в рамках этого партнерства коммерческих проектов принесет дополнительную прибыль.
Социальная эффективность проекта заключается в следующем:
1. Социальное партнерство мотивирует его участников на совершенствование управления качеством образования. Это значит, что в корне меняется подход к учебному процессу и профессиональной ориентации.
2. Освоены эффективные методы и формы воспитания. В частности, освоена технология проектной деятельности по планированию и реализации социальных проектов в форме обучающих и интерактивных семинаров.
3. Сотрудничество с ПАО Сбербанк позволяет не только школам- партнерам быть конкурентоспособными, но и их учащиеся составляют сильную конкуренцию при поступлении в вузы.
4. Взаимоотношения школы и социальных партнеров имеют долгосрочные перспективы развития:
- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
- формирование эффективного рынка образовательных услуг (раннее и дополнительное изучение английского языка, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, курсы повышения квалификации, компьютерные курсы - пользователь ЭВМ, углубленное изучение предметов, услуги психолога по адаптации учащихся);
- проектирование «Школы профориентации», «Школы будущего банкира» и т.п.;
- создание модели эффективного взаимодействия «Школа - местное сообщество».
Подобные работы
- ВОЛОНТЕРСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016



