ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ 9
1.1. Теоретическое обоснование проблемы социального
партнёрства в сфере профессиональной ориентации учащейся молодёжи 9
1.2. Опыт решения проблемы социального партнёрства в сфере
профессиональной ориентации учащейся молодёжи 11
1.3. Анализ законодательства в области социального
партнёрства в сфере профессиональной ориентации учащейся молодёжи 17
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ И ЕЕ ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ 22
2.1. Проблемное исследование целевых групп. 22
2.2. Паспорт проекта «Социальное партнёрство в сфере
профессиональной ориентации учащейся молодёжи» 34
2.3. План управления проектом «Социальное партнёрство в
сфере профессиональной ориентации учащейся молодёжи» 41
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В СФЕРЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ» И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 51
3.1. Показатели реализации проекта и его социально-экономической эффективности.
3.2. Описание мероприятий проекта 54
3.3. Условия коммерциализации проекта 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Социальная стабильность, социальный прогресс, инновационное развитие. Во многом эти понятия стали сегодня одной из главных целей развития российского общества. Однако следовать этим рекомендациям возможно только в том случае, если создан широкий спектр необходимых условий и обеспечено наиболее благоприятное сочетание самых разнообразных факторов. Среди них есть одна особенная, уникальная - молодежь. В зависимости от положения молодежи в обществе она становится либо фактором социальной стабильности и прогресса, либо, наоборот, носителем новаторских или, наоборот, антигуманных, антисоциальных идей; позитивная трансформирующаяся социальная сила или замкнутая в своих эгоистических интересах социально-демографическая группа. В связи с этим, при несомненной важности всех остальных, «молодежный фактор» является стратегически решающим. Ведь без стабильной позитивной ситуации в молодежной среде, гражданской зрелости молодых людей, их высокой социальной, деловой, политической и иной активности нарушается нормальный ход процессов общественного воспроизводства, что угрожает будущему общества.
Социальное партнерство как особый способ социального взаимодействия предполагает достижение консенсуса между его субъектами на основе признания равенства сторон, выявления, анализа и сбалансированного учета их интересов, осуществляемого посредством открытого диалога между партнерами. Принципы взаимного уважения, информационной открытости, поиска и формирования консенсуса позволяют не только корректировать, не искажать специальным ведомственным, групповым или личным восприятием формулировки острых, насущных проблем, но и находить взаимоприемлемые решения для заинтересованных сторон. Создание партнерств освобождает правительства от выполнения функций, которые могут быть более успешно выполнены гражданами, их ассоциациями и предпринимательскими организациями, а также от возможности значительно повысить качество их работы. В сфере молодежной политики социальное партнерство позволяет рационально использовать активность молодежи в оказании помощи детям и молодежи, создавать условия для обеспечения успешной социализации подрастающего поколения, личной самореализации его представителей, разумно интегрировать потенциал партнеров, способствуя повышению эффективности их деятельности.
Степень научной разработанности темы исследования.
Анализ научных публикаций показывает, что дискурс о социальном партнерстве отличается мозаичностью, отсутствием устоявшихся представлений о его природе и детерминации, а также неоднозначностью оценки функций, выполняемых им в жизни общества.
Отечественные ученые делают различные акценты при изучении- проблематики социального партнерства.
Основой для анализа процессов институционализации партнерства могут служить представления о механизмах социальных трансформаций российского социума, сформулированные А.М. Пихтелёвым .
Правовой аспект социального партнерства лежит в основе работ Т.А. Сошниковой, К.К. Уржинского, М.И. Чажаева и других.
Рассмотрение партнерских взаимодействий как механизма социального управления может базироваться на работах А.А. Молчанова, Л.И. Рогачевой, С.Н. Санжарова, Н.А. Тюриной, М.В. Храмовой, М.С. Чвановой и др.
Социальное партнерство в рамках государственной молодежной политики рассматривается Д.Н. Айтжановой, О.Н. Дровникова, О.В. Заслонкина, И.Э. Петровой, Е.А. Сесявиным, А.А. Харченко, А.Ю. Ховриным и т.д.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью организации взаимодействия различных субъектов реализации молодежной политики и недостаточным использованием потенциального социального партнерства в профессиональной ориентации и молодёжи.
Объектом исследования является профессиональная ориентация учащейся молодежи.
Предмет исследования: социальное партнерство ПАО Сбербанк и учащихся старших классов.
Цель исследования: подготовка проекта «Социальное партнёрство в сфере профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретико-методологические основы социального партнёрства в сфере профессиональной ориентации молодёжи;
2) Провести анализ проблемы социального партнёрства в сфере профессиональной ориентации молодёжи и разработать проект для ее решения;
3) Описать мероприятия проекта, вывести показатели его реализации, социально-экономическую эффективность и условия коммерциализации.
Теоретико-методологические основы исследования. Для разработки проблемы социального партнерства в контексте профессиональной ориентации молодежи были использованы методологические принципы поведенческого подхода, позволяющего рассматривать социальное партнерство в качестве специфической социальной интеракции.
Плодотворными предпосылками для разработки проекта социального партнерства в сфере профессиональной ориентации молодежи послужили работы Т.А. Антопольской, О.В. Басовой, Н.О. Будниковой, А.А. Молчанова, М.В. Храмовой, М.С. Чвановой.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: анализ документов; обобщение; опрос; социальное проектирование.
Эмпирическая база исследования включает:
1) данные социологического мониторинга «Социальное самочувствие и социальная активность российской молодежи», проводимого в 2013 году под руководством А.Ю. Ховрина (Институт молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского) ;
2) данные экспертного опроса «Социальное партнерство молодежи и власти в управлении реализацией государственной молодежной политики в городе Москве» (Ю.Н. Войтенко, 2015 год) ;
3) материалы социологического исследования, проведенного ВЦИОМ в январе 2010 г. по заказу Института национального проекта «Общественный договор»;
4) материалы комплексного исследования молодежной среды, выполненного Центром социального прогнозирования и мониторинга под руководством М.К. Горшкова в апреле-мае 2010 г.;
5) данные Росстата о количестве образовательных учреждений, студентов, выпускников школ и вузов и т.п. за 2010-2017 годы;
6) нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие деятельность в сфере реализации государственной молодежной политики;
7) государственные доклады о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в 2010-2017 гг.;
8) авторское исследование «Профессиональная ориентация учащейся молодежи». Число участников опроса - 400 респондентов. Исследование заключалось в опросе абитуриентов и студентов. Санкт-Петербург, ноябрь 2017 г.
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности решения проблем профессиональной ориентации молодежи в любом регионе на основании полученных результатов работы.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на студенческой научно-практической конференции. Также по теме выпускной работы опубликована статья в научно-практическом журнале «Теория и практика современной науки», в которой нашли отражение теоретические принципы и результаты работы.
Результаты выпускной работы включены в Отчет по преддипломной практике.
Внедрение результатов подтверждается документально ПАО Сбербанк, которое в своей деятельности применило эти результаты, что в свою очередь даст положительный экономический эффект при будущем трудоустройстве данной категории мотивированных молодых людей, а также положительный социальный эффект в области молодежной политики.
Структура Выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
По итогам проведенного исследования делаем вывод о недостаточном внимании к профессиональной ориентации школьников. Согласно опросу, профориентационное тестирование в рамках школы проводилось менее чем у половины респондентов, а это значит, что большинство даже не догадывается о своих способностях и внутренней профессиональной направленности. При этом тех, кто выбрал или выбирает профессию согласно своим способностям еще меньше. Поэтому особенное значение в этой связи может иметь социальное партнерство, позволяющее не только узнать тонкости профессии, но и временно стать частью соответствующего трудового коллектива. Можно с уверенностью предположить, что при таком взаимодействии пренебрегающих своими способностями будет значительно меньше.
Также результаты опроса свидетельствуют о желании школьников принимать участие в программах социального партнерства.
Экспертное мнение подтверждает результаты проведенного исследования.
Важно понимать, что необходима грамотная профессиональная ориентация - это работа не только с молодыми людьми, но и с их родителями. Очень эффективно наглядное представление показателей по потребностям рынка труда, уровню заработной платы и уровень безработицы среди ошибочно считающихся престижными профессий.
В рамках данной дипломной работы были разработаны паспорт и план управления проектом «Социальное партнёрство в сфере профессиональной ориентации молодёжи». В рамках разработанного проекта достигнуты все планируемые количественные показатели, подтверждающие значимость и эффективность проекта, в том числе дополнительные:
1. Рост уровня знаний у 80% учащихся старших классов составил не менее 17%, не зависимо от участия в проекте. Это означает, что у будущих выпускников выработалось более серьезное отношение к своему будущему и осознание важности образования;
2. Увеличение количества педагогов, планирующих профориентационную деятельность своих воспитанников с использованием социального партнерства на 20%. Этот показатель получен на основе подсчета заявок педагогов директорам школ о желании принимать участие в подобных проектах;
3. Рост числа публикаций педагогов по проблемам воспитания на 10% и числа педагогов, участвующих в педагогических чтениях на 10%;
4. Рост числа родителей, посещающих родительские собрания на 18%;
Увеличение числа предприятий, желающих стать участниками социального партнерства на 12%.
Социальное партнерство образовательных учреждений г. Санкт-Петербург и ПАО Сбербанк является взаимовыгодным сотрудничеством. С одной стороны, в рамках проектной профориентационной работы Сбербанк получит лояльных грамотных студентов, которые через несколько лет пополнят ряды сотрудников. С другой стороны, организация в рамках этого партнерства коммерческих проектов принесет дополнительную прибыль.
Социальная эффективность проекта заключается в следующем:
1. Социальное партнерство мотивирует его участников на совершенствование управления качеством образования. Это значит, что в корне меняется подход к учебному процессу и профессиональной ориентации.
2. Освоены эффективные методы и формы воспитания. В частности, освоена технология проектной деятельности по планированию и реализации социальных проектов в форме обучающих и интерактивных семинаров.
3. Сотрудничество с ПАО Сбербанк позволяет не только школам- партнерам быть конкурентоспособными, но и их учащиеся составляют сильную конкуренцию при поступлении в вузы.
4. Взаимоотношения школы и социальных партнеров имеют долгосрочные перспективы развития:
- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
- формирование эффективного рынка образовательных услуг (раннее и дополнительное изучение английского языка, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, курсы повышения квалификации, компьютерные курсы - пользователь ЭВМ, углубленное изучение предметов, услуги психолога по адаптации учащихся);
- проектирование «Школы профориентации», «Школы будущего банкира» и т.п.;
- создание модели эффективного взаимодействия «Школа - местное сообщество».
1. Федеральный закон от 01.05.1999 г. №92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (в ред. от 28.12.2016 г. №511-ФЗ) [Текст] // Российская газета. - 1999. - 12 мая. С. 2-3.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в ред. от 05.07.2017 г. №18-П) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс // Режим доступа к изд.:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
3. Закон РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в РФ» (с изм. от 07.03.2018 г. №56-ФЗ) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_60/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
4. Закон Санкт-Петербурга от 26.06.2013 г. №461-83 «Об образовании
в Санкт-Петербурге» (с изм. на 3.04.2017 г.) [Электронный ресурс] / Портал Правительства Санкт-Петербурга // Режим доступа к изд.: https://www.gov.spb.ru/law?d&nd=537938073&prevDoc=822403530 - Ст. 5. -
Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
5. Закон Санкт-Петербурга от 21.09.2011 г. №577-114 «О социальном
партнерстве в сфере труда в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 25 октября 2013 года) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Администрации Санкт- Петербурга // Режим доступа к изд.:
https://www.gov.spb.ru/law?d&nd=891857966&nh=0- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
6. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. №1642 (с изменениями на 30 марта 2018 года) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - Ст. 375.
7. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 4.06.2014 г. №453 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге»» (с изменениями на 29 декабря 2017 года) [Электронный ресурс] // Портал Правительства Санкт-Петербурга // Режим доступа к изд.: https://www.gov.spb.ru/ law?d&nd=822403530 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
8. Распоряжение Комитета по молодежной политике и
взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт- Петербурга от 01.02.2016 г. №9-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями от 29.12.2015 г. №67-р») [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс // Режим доступа к изд.:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=169391#022524069802783875 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от
17.11.2008 г. №1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_n1662_red_08.08.2009 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
10. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 50. - Ст.7185.
11. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://ed.gov.ru/files/materials/1741/ molstrategy.doc - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
12. Указ президента Российской Федерации от 15.11.1991 г. №212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»
[Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
http://docs.cntd.ru/document/9002974- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
13. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы [Текст] // Российская газета. - 2018. - №7487 (24). С. 8-10.
14. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г.
Страсбурге 03.05.1996г.) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
_120807/a0d94ed322b1933687618dde28967f99ac90c15d/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
15. Конвенция Международной организации труда №142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов», принята в г. Женева 23.06.1975 г., ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5.03.1979 г. №8955-IX [Электронный ресурс] / Электронный фонд ПНТД // Режим доступа к изд.: http://docs.cntd.ru/document/1900876- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
16. Авцинова, Г.И. Социальное партнерство как основа социальной консолидации общества современной России [Текст] / Г.И. Авцинова // Ученые записки РГСУ. - 2015. - №4. - С. 9-14.
17. Айтжанова, Д.Н. Межсекторное социальное партнерство как инструмент реализации государственной молодежной политики на примере России и Казахстана [Текст] / Д.Н. Айтжанова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2016. - №1 (46). - С. 87-92.
18. Александрова, И.А. Социальное партнерство в системе социально-трудовых отношений России [Текст] / И.А. Александрова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - №14. - С. 123-125.
19. Антопольская, Т.А. Сетевое взаимодействие как механизм реализации социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи [Текст] / Т.А. Антопольская // Ученые записки. - 2016. - №4 (40). С. 28-34.
20. Басова, О.В. Социальное партнерство как элемент региональной социально-экономической политики [Текст] / О.В. Басова // Вопросы структуризации экономики. - 2016. - №2. - С. 130-132.
21. Будникова, Н.О. Социальное партнерство как основа инновационного развития социально-трудовых отношений Воронежской области [Текст] / Н.О. Будникова // Инновационные доминанты социально¬трудовой сферы: экономика и управление. - Воронеж, 2016. - С. 30-33.
22. Булысова, Е.В. Социальное партнерство как система урегулирования конфликтов в сфере социально-трудовых отношений [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.10 / Е.В. Булысова; Ин-т молодежи. - М., 2013. - 34 с.
23. Войтенко, Ю.Н. Социальное партнерство как фактор социальной стабильности региона [Текст]: дис. ... канд. социол. наук / Ю.Н. Войтенко. - М., 2015. - 148 с.
24. Голиков, Н.А. Формирование социальной состоятельности у учащихся общеобразовательного лицея в условиях социального партнерства университетского комплекса [Текст] / Н.А. Голиков // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - Т. 1. - С. 15-24.
25. Головчин, М.А. Социально-профессиональные ориентации городской молодежи: возможности развития [Текст] / М.А. Головчин // Институт социально-экономического развития территорий РАН, г. Вологда. - 2016. - №9. - С. 18-22.
26. Гришина, Т.В. Новые социальные технологии: социальная
ответственность и социальное партнерство [Текст] / Т.В. Гришина // Труд и социальные отношения. - 2016. - №2. - С. 48-67.
27. Дементьев, И.В. Профессиональная ориентация: анализ научных подходов [Текст] / И.В. Дементьев // Известия Саратовского университета. Серия Экономика. Управление. Право. - 2013. - Т. 13. - №3 (2). - С. 373-379.
28. Дремкова, Е.В. Проблема регулирования социально-трудовых отношений или 3 источника - 3 составные части социального партнерства [Текст] / Е.В. Дремкова // Научные труды SWorld. - 2014. - Т. 10. - №3. - С. 14¬16.
29. Дубровина, И.В. Психологические аспекты проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / И.В. Дубровина // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации будущих абитуриентов на современном этапе. - Курск, 2016. - С. 100-103.
30. Игнатьева, К.С. О некоторых проблемах совершенствования правового института социального партнерства в целях достижения наибольшей социальной справедливости [Текст] / К.С. Игнатьева; под общ. ред. Т.А. Сошниковой // Материалы международной научно-практической конференции «Социальная справедливость и гуманизм в современном государстве и праве». - М., 2015. - С. 208-210.
31. Кормакова, В.Н. Особенности управления подготовкой рабочих кадров за рубежом [Текст] / В.Н. Кормакова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - №6 (125). - С. 209-217.
32. Костюченко, А.П. Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России [Текст] / А.П. Костюченко // Молодой ученый. - 2017. - №22. - С. 172-176.
33. Кузьмина, Л.К. Социальное партнерство - резерв социального и экономического развития регионов [Текст] / Л.К. Кузьмина // Россия и Германия: экономика регионов после санкций. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 76-79.
34. Кязимов, К. Социальное партнерство: практическое пособие по созданию корпоративного ресурса [Текст] / К. Кязимов. - М.: Юрайт, 2014. - 82 с.
35. Манохин, П.Е. Определение социального эффекта от реконструкции общественных зданий [Текст] / П.Е. Манохин, С.Л. Шишкина // Технические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 111-114.
36. Михеев, В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. для вузов [Текст] / В.А. Михеев. - М.: Экзамен, 2014. - 448 с.
37. Мухортова, Д.Д. Кем стать? Профориентация выпускников / Д.Д. Мухортова, В.И. Мурадова // Инновационная наука. - 2015. - №12. - С. 215¬217.
38. Нетеребский, О.В. Становление и развитие системы социального партнерства: региональный аспект: монография [Текст] / О.В. Нетеребский. - М.: Палеотип, 2013. - 286 с.
39. Одегов, Ю.Г. Рынок труда и социальное партнерство [Текст] / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, Н.Г. Митрофанов. - М.: Хронограф, 2016. - 239 с.
40. Осипов, Е.М. Социальное партнерство как фактор стабилизации социально-трудовых отношений [Текст] / Е. М. Осипов // Социология власти. -
2011. - №7. - С. 119-126.
41. Отставнова Е.В. Социальное партнерство в региональной
социально-экономической политике: дис. ... канд. социол. наук / Е.В.
Отставнова; Ин-т социологии. - Саратов, 2013. - С. 52-58
42. Петрова, И.Э. Социальное партнерство в сфере молодежной политики: поиск оптимальных моделей [Текст] / И. Э. Петрова // Youth World Politic. - 2013. - №4. - С. 19-24.
43. Петрова, И.Э. Социальное партнерство в сфере молодежной политики: поиск оптимальных моделей [Текст] // Youth World Politic. - 2013. - №4. - С. 19-24.
44. Пихтелёв, А.М. Социально-правовой принцип социального партнерства [Текст] / А. М. Пихтелёв // EUROPEAN RESEARCH: сборник статей победителей VII международной научно-практической конференции. - 2016. - №9 - С. 482-486.
45. Проблемы и перспективы развития отечественной
профессиональной ориентации будущих абитуриентов на современном этапе: сб. ст. 3-й Всерос. науч.- практич. конф. [Текст] / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. - Курск: Курский ГУ, 2015. - 328 с.
46. Рогачева, Л.И. Социальное партнерство как эффективная форма государственно-общественных связей обеспечения равновесия социальной системы общества [Текст] / Л.И. Рогачева // Социальная политика и социология.- 2012. - №2. - С. 180-186.
47. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб. / Росстат. - М., 2017. - 686 с.
48. Румянцев, Б.Г. Социально-экономические проблемы регулирования трудовых споров и конфликтов в условиях рыночной экономики [Текст]: дис. ... докт. экон. наук: 08.00.07 / Б.Г. Румянцев, - М., 2013. - 283 с.
49. Санжаров, С.Н. Отдельные аспекты социально-трудовых отношений в системе социального партнерства [Текст] / С.Н. Санжаров // Актуальные проблемы права: теория и практика. - 2016. - №34. - С. 33-42.
50. Сесявин, Е.А. Государственно-частное партнерство в сфере молодежной политики [Текст] / Е.А. Сесявин // Научное мнение. - 2015. - №2-3.
- С. 146-149.
51. Сошникова, Т.А. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве [Текст] / Т.А. Сошникова // Трудовое право. - 2015. - № 12. - С.28-64.
52. Стельмашенко, О.В. Развитие социального партнерства как регулятора социально-трудовых отношений в Забайкальском крае [Текст] / О. В. Стельмашенко // Теория и практика управления человеческими ресурсами: Сборник статей III Международной очно-заочной научно-практической конференции. - 2016. - С. 103-109.
53. Тужикова, С.П. Социальное партнерство как метод урегулирования противоречий в социально-трудовой сфере России [Текст] / С. П. Тужикова // Вековой поиск модели хозяйственного развития России: Материалы V Международной научно-практической конференции. Министерство образования РФ, Южная секция отделения общественных наук РАН, Волгоградский государственный университет, Волжский гуманитарный институт. - 2013. - С. 285-287.
54. Тюрина, Н.А. Социальное партнерство в развитии профессиональных ресурсов субъектов [Текст] / Н.А. Тюрина // Социальная политика и социология. - 2013. - №5. - С. 135-137.
55. Уржинский, К.К. Пробелы в трудовом законодательстве и некоторые проблемы защиты прав в сфере труда [Текст] / К.К. Уржинский // Трудовое право в России и за рубежом. - 2010. - №1. - С. 17-19.
56. Харченко, А.А. Социальное партнерство в сфере реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ [Текст] / А.А. Харченко, О.В. Заслонкина, О.Н. Дровникова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - Белгород, 2014. - №27 (173). - С. 79-86.
57. Ховрин, А.Ю. Социальное партнерство в государственной молодежной политике как фактор обеспечения общественной стабильности и прогресса [Текст] / А.Ю. Ховрин // Ежегодный альманах «Молодежная галактика». - 2013. - № 3. - С. 23-30.
58. Ходусов, А.Н. Методологические основы организации и развития профессиональной ориентации будущих абитуриентов в условиях сетевого социального партнерства [Текст] / А.Н. Ходусов, Т.А. Антопольская // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №5. - С. 14-18.
59. Ходусов, А.Н. Научно-методические основы сетевого социального
партнерства в профессиональной ориентации будущих абитуриентов: концепция и программа развития: науч.-методич. пособие [Текст] / под ред.
С.Н. Чистяковой, А.Н. Ходусова, Т.А. Антопольской. - Курск: Курский ГУ,
2012. - 80 с.
60. Чажаев, М.И. Роль социального партнерства в российской модели социально-трудовых отношений [Текст] / М.И. Чажаев, М.М. Чажаева // Ежегодная итоговая конференция профессорско-преподавательского состава Чеченского ГУ. Гуманитарные науки. - 2016. - №8. - С. 18-25.
61. Чегринцева, Н.С. Организация мониторинга результативности социального партнерства и эффективности социальной ответственности бизнеса в России [Текст] / Н.С. Чегринцева // Экономика и эффективность организации производства. - 2013. - №11. - С. 208-213.
62. Черных, Н. С. Социальное партнерство как условие формирования социальной компетентности школьников [Текст] / Н. С. Черных // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XV международной научно-практической конференции. - 2016. - №3. - С. 160-161.
63. Чистякова, С.Н. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации будущих абитуриентов в условиях сетевого социального партнерства [Текст] / С.Н. Чистякова, А.Н. Ходусов, Т.А. Антопольская, С.В. Сарычев // Ученые записки. - 2014. - № 3 (31). - С12¬28.
64. Шадрин, В.В. Нравственные начала законодательства о социальном партнерстве [Текст] / В.В. Шадрин // Взаимодействие права и морали: Материалы Международной научной конференции. - 2014. - С. 233-236.
65. Шеховцова, О.И. Определяющая роль социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи [Текст] / О.И. Шеховцова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 1/2. - С. 8-9.
66. Шибанова, Н.М. Взаимодействие субъектов социального партнерства в формировании образовательно-профессионального маршрута будущих абитуриентов: сб. ст. [Текст] / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. - Курск: Курский ГУ, 2015. - 265 с.
67. Яковлева, А. Е. Роль социального партнерства в российской модели социально-трудовых отношений [Текст] / А. Е. Яковлева, А. Ш. Галимова // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - №5 (33). - С. 34-39.