Введение
Глава I. Элективные курсы в базовом обучении
1.1. Цель, задачи, функции элективных курсов
1.2. Типы элективных курсов
1.3. Мотивы выбора школьниками элективных курсов
1.4. Требования к содержанию программ элективных курсов
1.5. Элективные курсы в образовательной области «Математика»
Глава II. Особенности построения элективных курсов при работе с одаренными детьми
2.1. Выявление одаренных детей
2.2. Организация работы с одаренными детьми
2.3. Организация элективных курсов по математике
2.4. Основные требования к отбору задач для занятий элективного курса
2.5. Содержание элективных курсов по математике
2.6. Формы и контроль знаний на элективных курсах по математике
2.7. Анализ учебно-методических пособий для проведения элективных курсов по математике
Заключение
Список литературы
За время обучения математике школьникам приходится решать достаточно много уравнений: линейных, показательных, тригонометрических и т.д. Но в последние годы в школе возникли проблемы с расхождениями между реальными требованиями ЕГЭ в отдельных аспектах и глубиной изучения аналогичных тем в школьной программе. Тригонометрические уравнения включаются в содержание ЕГЭ (С1) по математике и имеет повышенный уровень сложности и статистика показывает, что многие ученики не справляются с выполнением задания С1. Это происходит не только из-за сжатого материала в связи с недостаточным количеством часов, но и, так как во многих школах на уроке математики большинство задач, в том числе тригонометрических, решаются по определенным алгоритмам, и быстрота их решения зависит от знания учениками формул и умения их применять. Многие этапы решения таких задач у учеников приобретают автоматический характер, доводить решения до автоматизма детям помогают дополнительные занятия, занятия у репетитора, элективные курсы и т.д. Я решила акцентировать внимания на элективных курсах, так как на них преследуется задача более полного овладения, углубления и совершенствования уровня.
Использование элективных курсов математики позволяет усилить линию алгоритмического мышления, перейти на более высокий уровень знаний, превысить государственный стандарт за счет активизации обучения, совмещать информационные и деятельностные методы, сформировать навыки использования информационных ресурсов и информационных технологий в практике.
Но говорить о методике работы с одаренными детьми в обычном классе можно только тогда, когда известна природа одаренности. Что такое «одаренность» и как она проявляется в ребенке? Проанализировав психологическую и педагогическую литературу, я пришла к выводу, что понятие «одаренность» можно условно разбить на пять групп:
1) изучение и развитие способностей;
2) умственный потенциал или интеллект;
3) совокупность задатков;
4) талантливость;
5) качественное сочетание способностей.
Исходя из многозначности термина «одаренность», можно сделать вывод, что проявление одаренности указывает на многоаспектность проблемы подхода к сфере способностей. При этом центральным понятием является понятие «способности», которые обеспечивают успешность деятельности.
Человек от природы наделен общими способностями. Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей. Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Общая одаренность - это качественное сочетание способностей; одаренность математическая - «оперативная форма общих способностей».
В ходе работы применялись различные методы исследования, среди которых анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования; анализ учебников и учебно-методических пособий по алгебре и началам анализа; конкретизация теоретических и методических положений; анализ опыта учителей математики по проведению элективных курсов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются общие сведения об организации и проведении элективных курсов по математике: виды, формы, функции, типы, требования к программам элективных курсов.
Во второй главе представлены особенности построения элективных курсов при работе с одаренными детьми.
Так же заключение и список литературы.
Работа с одаренными детьми во многом. Однако массовая общеобразовательная школа остается в обычных школьных и послешкольных классах.
Большинство психологов признают, что уровень, качественная оригинальность и характер развития одаренности - это всегда единое слияние естественных инстинктов и социальной среды. Детство - это период развития способностей. Если в течение этого периода все возрастающие потребности одаренных детей являются результатом одаренности взрослого. Если тренировка становится слишком легкой или нет условий для развития творческого потенциала ребенка, результатом является исчезновение одаренности.
Но говорить о методологии работы с одаренностью. Что такое «одаренность» и как она проявляется в ребенке? Анализируя психологическую и педагогическую литературу, я пришел к выводу, что концепцию «одаренность» условно можно условно разделить на пять групп:
1) изучение и развитие способностей;
2) умственный потенциал или интеллект;
3) набор заданий;
4) талант;
5) качественное сочетание способностей.
Исходя из многозначности термина «одаренность», мы можем заключить, что проявление одаренности указывает на многомерность проблемы подхода. В то же время центральным понятием является понятие «способность».
Человек по своей природе обладает общими способностями. Любая деятельность осваивается на основе общих способностей. Специальные способности - это общие способности. Полная одаренность - это качественное сочетание способностей; Одаренность математическая - «оперативная форма общих способностей».
Способность детей является продуктом особой формации и определяющей роли в этом процессе.
Главная задача учителя - раскрытие и развитие познавательных способностей учащихся: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, внимание.
При построении методологии развития математических навыков студентов в процессе преподавания математики в общеобразовательной школе необходимо полагаться на идеи дифференцированного и развивающегося обучения.
Для создания необходимой вам методологии:
1) . Диагностика одаренности детей в системе общей диагностики (набор мер: различные виды тестирования, самоанализ, наблюдения родителей и учителей).
2) . Программное обеспечение для одаренных детей в системе общего программного обеспечения (дифференциация).
3) . Методы обучения одаренных детей (проблематичные,
исследовательские, исследовательские и т. Д.).
4) . Возможность изменять программы, проводить обучение в соответствии с результатами диагностических исследований, консультирование родителей.
Основными и наиболее важными задачами работы с одаренными детьми являются:
1. Пробуждение и развитие студентов.
2. Расширение и углубление знаний учащихся о программных материалах.
3. Развитие и углубление студентов.
4. Развитие математических навыков и мышления у студентов.
5. Расширение и углубление идей студентов о практической значимости математики в технике, экономике и т. Д.
6. Расширение и углубление представлений студентов о культурной и исторической ценности математики, роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки.
7. Внедрение индивидуализации и дифференциации.
8. Универсальное развитие личности.
При работе с одаренными детьми предлагается включить вопросы, которые были включены в содержание математического образования в последние десятилетия: логика, теория вероятностей, комбинаторика и т. Д.
В старшей школе необходимо учитывать профиль учащихся.
Работа может осуществляться в самых разных формах и формах. Условно мы можем выделить следующие три основных типа работы.
1. Индивидуальная работа - работа со студентами для руководства чтением математики в математике, подготовка отчетов, рефератов, математических эссе, работа с консультантами, подготовка некоторых студентов к олимпиадам и т. Д.
2. Групповая работа - систематическая работа, проводимая с довольно постоянной группой студентов.
3. Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большой детской командой. Этот вид включает вечера, конференции, недели математики, олимпиады, конкурсные соревнования и т. Д.
На практике все эти виды работ тесно связаны друг с другом.
На сегодня наиболее распространенными формами работы с одаренными детьми являются факультативы, кружки, олимпиады и т. д. Появляются спецкурсы и элективные курсы как разновидность факультативов. С 2005 года во многих регионах России в старших классах общеобразовательных учреждений появились профильные классы.
I. Алгебра: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / Под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение: Дрофа - 2003. - с. 368.
2. Алгебра: Учебник для 8-го класса. Общее образование. Учреждения [Текст] / Под ред. С. А. Теляковский. - Москва: Просвещение: Дрофа - 2003. - с. 288.
3. Алгебра: учебник для 9-го класса. Общее образование. Учреждения [Текст] / Под ред. С. А. Теляковский. - Москва: Просвещение: Дрофа - 2003. - с. 356.
4. Аксенова Е.А. Профильное образование школьников [Текст] / Э.А. Аксенова // Образование в Сибири. - 2002. - №1. - из. 2-5.
5. Артемова Л.К. Обучение профилей: опыт, проблемы, решения [Текст] / Л.К. Артемов. // Школьная технология. - 2003. - №4. - из. 22-32.
6. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля образования в средней школе [Текст] / I.S. Артюхов. // Педагогика. - 2004. - №2. - из. 28-33
7. Бабичева Л. Школа будущего [Текст] / Лана Бабичева. // Лидеры образования. - 2003. - №6. - из. 18-21.
8. Безденежных Т. Тренировка профиля: реальный опыт и сомнительные инновации [Текст] / Т. Безденежных, В. Шмелев. // Директор школы. - 2003. - №1. - из. 7-12.
9. Болотов В.А. Перспективы перехода школы на профильное образование [Текст] / В.А. Болотов. // Образование школьников. - 2004. - №1. - из. 2-8.
10. Болотов В.А. Образование на высшем уровне во всех развитых странах - это профиль [Текст] / В.А. Болотов. // Математика в школе. - 2003. - №9. - из. 4-8.
II. Буравова Н.И. Профильное образование в 9 классе [Текст] / N.I. Буравов. // Математика в школе. - 2000. - №5. - из. 48-55.
12. Гузеев И.И. Содержание образования и профильного образования в средней школе [Текст] / I.S. Гузеев // Общественное образование. - 2002. - №9. - из. 113-123.
13. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. Учебник для 5 ячеек. Общеобразовательные учреждения [Текст]. -М .: Мнемоза. - 2002. - с. 146
14. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. Учебник для 5 ячеек. Общеобразовательные учреждения [Текст]. -М .: Мнемоза. - 2003. - с. 158
15. Кленова Н. Как подготовить школу для изучения профиля [Текст] / Н. Кленова. // Общественное образование. - 2003. - №7. - из. 106-114.
16. Колосов В. В. Углубленное математическое образование [Текст] / В. Колосов. // Математика. - 2004. - № - от. 2-7.
17. Колягин Ю.М. Дифференциация профиля учебной математики [Текст] / Ю.М. Колягин. // Математика в школе. - 1990. - №4. - из. 21-27.
18. Колягин Ю.М. О прикладной и практической ориентации преподавания математики [Текст] / Ю.М. Колягин В.В. Комплектование. // Математика в школе. - 1995. - №6. - из. 27-32.
19. Комбинаторика. // Математика. - 2004. - №17. - из. 22-27.
20. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Нормативные документы в образовании. - 2003. - №2. - из. 2-21.
21. Концепция профильного образования на старшей ступени общего образования [Текст] // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 27. - с. 3-12.
22. Концепция развития школьного математического образования [Текст] // Математика в школе. - 1990. - №1. - из. 2-13.
23. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников [Текст] / В.А. Krutetsky. - Москва: Образование, 1968. - с. 431.
24. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и руководителей классов [Текст] / В.А. Krutetsky. - Москва: Просвещение, 1976. - с. 303
25. Кузнецов А.А. Основные и специализированные курсы: цели, функции, содержание [Текст] / А.А. Кузнецов. // Педагогика. - 2004. - №2. - из. 28-33.
26. Макарычев Ю.Н. Элементы статистики и теории вероятностей: Учебное пособие для студентов 7-9 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / Ю.Н. Макарычев. - М .: Просветление. - 2003. - с. - 78
27. Марков В.И. Практический подход в преподавании математики в условиях предпрофильного обучения и профильного обучения [Текст] /
V. I. Марки. - Киров. - 2006. - с. 200.
28. Математика: учебник для 5 ячеек. Общее образование. Учреждения [Текст] / Под ред. G.V. Дорофеев И.Ф. Шарыгин. - Москва: Просвещение: Дрофа - 2003. - с. 368.
29. Математика: учебник для 6-го класса. Общее образование. Учреждения [Текст] / Под ред. G.V. Дорофеев И.Ф. Шарыгин. - М .: Просветление. - 2000. - с. 416.
30. Математика. Арифметика, алгебра, анализ данных. 7 класс: учебник для общего образования. Учреждения [Текст] / Под ред. G.V. Дорофеев.
- М .: Дрофа. - 2003. - с. 288.
31. Математика: арифметика, функции, анализ данных: учебник для 8-го класса. Общее образование. Учреждения [Текст] / Под ред. G.V. Дорофеев. - М .: Просветление. - 2000. - 356