Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность и классификация коммуникативных универсальных
учебных действий 8
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников 17
1.3. Организационно-педагогические условия формирования
коммуникативных универсальных учебных действий
у младших школьников во внеурочной деятельности
по предмету «Окружающий мир» 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» 40
2.1. Анализ опыта учителей по формированию у младших
школьников коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности 40
2.2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
по предмету «Окружающий мир» 45
Заключение 72
Библиографический список 75
Приложения 84
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность и классификация коммуникативных универсальных
учебных действий 8
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников 17
1.3. Организационно-педагогические условия формирования
коммуникативных универсальных учебных действий
у младших школьников во внеурочной деятельности
по предмету «Окружающий мир» 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» 40
2.1. Анализ опыта учителей по формированию у младших
школьников коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности 40
2.2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
по предмету «Окружающий мир» 45
Заключение 72
Библиографический список 75
Приложения 84
Согласно требованиям ФГОС НОО школа должна сформировать у учащихся совокупность универсальных учебных действий, в число которых входят и коммуникативные. В наше время без коммуникативной компетенции человеку трудно самореализоваться - добиться успеха в профессиональной сфере, завести друзей, создать семью, раскрыть свой творческий потенциал. Данное качество позволяет личности успешно адаптироваться к социальной реальности, постоянно
самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе, приобретая новый социальный опыт. Поэтому педагогами школ решается важная и ответственная задача по формированию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий.
Если предметные результаты достигаются преимущественно в процессе освоения учащимися школьных дисциплин на уроках, то в достижении метапредметных особая роль принадлежит внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - это специально организованные целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей, а также удовлетворения их интересов.
Внеурочная деятельность открывает широкие возможности для коммуникативного взаимодействия в процессе коллективных творческих дел, групповой проектной деятельности, ролевых игр и др. В совместной деятельности у младших школьников могут успешно формироваться коммуникативные универсальные учебные действия.
Вопросы организации коммуникативного взаимодействия детей во внеурочной деятельности интересовали многих учёных и педагогов. Среди них Н.А. Бердяев, Д. Б. Григорьев, В. И. Казаренков, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин, С. Т. Шацкий, Н. А. Щукина.
Различные подходы к решению проблем формирования коммуникативных универсальные учебные действия отражены в работах
A. Г. Асмолова, Д.В. Воровщикова, И.А. Гришановой, Л.В. Епишиной, Г.А. Цукерман, И.М. Михайловой, Г.К. Селевко, Д.В Татьянченко,
B. А. Тищенко и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на фоне имеющихся достижений по интересующей нас проблеме, отдельные её аспекты исследованы недостаточно. На наш взгляд, требует дальнейшей разработки проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по конкретным предметам.
Обнаруживается явное противоречие: с одной стороны, внеурочная деятельность по отдельным предметам специфична и открывает широкие возможности для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий, а с другой стороны - эти возможности недостаточно изучены, а, следовательно, слабо реализуются в образовательном процессе школ.
Вышеизложенным объясняется выбор темы исследования: «Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Решение проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников, а его предмет - педагогические условия их формирования во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если:
1) организовывать внеурочные занятия младших школьников в форме группового сотрудничества;
2) оказывать помощь учащимся в установлении группового взаимодействия в различных видах групповой деятельности;
3) использовать методы групповой работы, обеспечивающие субъектную позицию младших школьников.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач исследования:
1. Раскрыть сущность коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Выявить возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Изучить и проанализировать педагогический опыт учителей по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы,
- изучение передового педагогического опыта,
- эксперимент.
База исследования: 4 «А» класс МОУ «Шелаевская СОШ» Валуйского района Белгородской области. Классный руководитель - учитель высшей категории, Тимофеева Светлана Анатольевна.
Исследование проводилось в течение двух лет (2015-2017 гг.) и включало в себя следующие этапы.
Первый этап (2015 г.) - изучение литературы по теме исследования; наблюдение за педагогическим процессом в начальной школе, отбор дидактического материала для экспериментального исследования.
Второй этап (2015-2016 гг.) - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, разработка программы обучающего эксперимента, подбор системы упражнений и дидактического материала.
Третий этап (2017 г.) - анализ и обобщение результатов исследования, оформление диссертационного исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные методические рекомендации и упражнения, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации работ по теме исследования в научных статьях в сборниках материалов по конференции:
1. Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции (31 октября 2015 г.).
2. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции, Часть VI, (31 марта 2015г.).
3. Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам XVI Международной научно-практической конференции 30 июля 2016 г.
4. Международный научный журнал: Молодой ученый № 14 (118).
5. Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам XVIII Международной научно-практической конференции 30 сентября 2016 г.
6. Международный научный журнал: Молодой ученый № 27 (131).
7. Международный научный журнал: Молодой ученый № 3 (137).
По теме исследования опубликовано 7 статей.
Структура магистерской диссертации: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе магистерской диссертации рассматриваются сущность и виды коммуникативных универсальных учебных действий, возрастные особенности и педагогические условия их формирования у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе магистерской диссертации содержится анализ педагогического опыта по проблеме исследования, описание экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на занятиях внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 86 источников.
В приложении помещены методики Г.А. Цукерман (для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников); фрагменты занятий внеурочной деятельности предмету «Окружающий мир»; правила работы в группе и правила ведения дискуссии.
самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе, приобретая новый социальный опыт. Поэтому педагогами школ решается важная и ответственная задача по формированию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий.
Если предметные результаты достигаются преимущественно в процессе освоения учащимися школьных дисциплин на уроках, то в достижении метапредметных особая роль принадлежит внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - это специально организованные целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей, а также удовлетворения их интересов.
Внеурочная деятельность открывает широкие возможности для коммуникативного взаимодействия в процессе коллективных творческих дел, групповой проектной деятельности, ролевых игр и др. В совместной деятельности у младших школьников могут успешно формироваться коммуникативные универсальные учебные действия.
Вопросы организации коммуникативного взаимодействия детей во внеурочной деятельности интересовали многих учёных и педагогов. Среди них Н.А. Бердяев, Д. Б. Григорьев, В. И. Казаренков, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин, С. Т. Шацкий, Н. А. Щукина.
Различные подходы к решению проблем формирования коммуникативных универсальные учебные действия отражены в работах
A. Г. Асмолова, Д.В. Воровщикова, И.А. Гришановой, Л.В. Епишиной, Г.А. Цукерман, И.М. Михайловой, Г.К. Селевко, Д.В Татьянченко,
B. А. Тищенко и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на фоне имеющихся достижений по интересующей нас проблеме, отдельные её аспекты исследованы недостаточно. На наш взгляд, требует дальнейшей разработки проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по конкретным предметам.
Обнаруживается явное противоречие: с одной стороны, внеурочная деятельность по отдельным предметам специфична и открывает широкие возможности для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий, а с другой стороны - эти возможности недостаточно изучены, а, следовательно, слабо реализуются в образовательном процессе школ.
Вышеизложенным объясняется выбор темы исследования: «Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Решение проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников, а его предмет - педагогические условия их формирования во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если:
1) организовывать внеурочные занятия младших школьников в форме группового сотрудничества;
2) оказывать помощь учащимся в установлении группового взаимодействия в различных видах групповой деятельности;
3) использовать методы групповой работы, обеспечивающие субъектную позицию младших школьников.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач исследования:
1. Раскрыть сущность коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Выявить возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Изучить и проанализировать педагогический опыт учителей по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы,
- изучение передового педагогического опыта,
- эксперимент.
База исследования: 4 «А» класс МОУ «Шелаевская СОШ» Валуйского района Белгородской области. Классный руководитель - учитель высшей категории, Тимофеева Светлана Анатольевна.
Исследование проводилось в течение двух лет (2015-2017 гг.) и включало в себя следующие этапы.
Первый этап (2015 г.) - изучение литературы по теме исследования; наблюдение за педагогическим процессом в начальной школе, отбор дидактического материала для экспериментального исследования.
Второй этап (2015-2016 гг.) - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, разработка программы обучающего эксперимента, подбор системы упражнений и дидактического материала.
Третий этап (2017 г.) - анализ и обобщение результатов исследования, оформление диссертационного исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные методические рекомендации и упражнения, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации работ по теме исследования в научных статьях в сборниках материалов по конференции:
1. Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции (31 октября 2015 г.).
2. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции, Часть VI, (31 марта 2015г.).
3. Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам XVI Международной научно-практической конференции 30 июля 2016 г.
4. Международный научный журнал: Молодой ученый № 14 (118).
5. Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам XVIII Международной научно-практической конференции 30 сентября 2016 г.
6. Международный научный журнал: Молодой ученый № 27 (131).
7. Международный научный журнал: Молодой ученый № 3 (137).
По теме исследования опубликовано 7 статей.
Структура магистерской диссертации: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе магистерской диссертации рассматриваются сущность и виды коммуникативных универсальных учебных действий, возрастные особенности и педагогические условия их формирования у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе магистерской диссертации содержится анализ педагогического опыта по проблеме исследования, описание экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на занятиях внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 86 источников.
В приложении помещены методики Г.А. Цукерман (для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников); фрагменты занятий внеурочной деятельности предмету «Окружающий мир»; правила работы в группе и правила ведения дискуссии.
Теоретический анализ показал, что проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности уделяется достаточное внимание в научно-методической литературе и педагогической практике. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний от учителя к ученику, становится формирование «умения учиться», то есть способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Комплекс осознанных коммуникативных действий (коммуникативных умений), основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяет творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Для того чтобы совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении во внеурочной работе, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные методы, приёмы и средства. Работа по формированию коммуникативных УУД на внеурочных занятиях по предмету «Окружающий мир» ведется в ходе освоения предметных знаний при использовании разнообразных видов групповой деятельности и за счет изменения методов сотрудничества учащихся. Коммуникативные УУД обеспечивают возможность этого сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга.
Исследование показало, что дети младшего школьного возраста психологически приспособлены для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, что связано с особенностями возраста - доброжелательностью, позитивной рефлексией. Формируя коммуникативные универсальные учебные действия у младших школьников учителю необходимо практически реализовывать идеи педагогики сотрудничества. Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи. Теоретически подтверждена и практически апробирована эффективность педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Это следующие условия: построение внеурочных занятий младших школьников на основе группового сотрудничества; оказание помощи учащимся в установлении группового взаимодействия в различных видах групповой деятельности; использование методов групповой работы, обеспечивающих субъектную позицию младших школьников.
Анализ опыта учителей по проблеме исследования и результаты проведенного эксперимента по формированию коммуникативных УУД подтвердили эффективность этих педагогических условий. Проведенное исследование показало, что занятия внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» в зависимости от своего содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеют широкие возможности для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Полученные результаты контрольного этапа эксперимента, подтвердили эффективность апробированных нами в 4 «А» классе МОУ «Шелаевская СОШ» Валуйского района Белгородской области педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир». В конце эксперимента количество учащихся, имеющих высокий уровень сформированности коммуникативных УУД увеличился с 55 до 59 %, средний уровень уменьшился на 5 %, а количество учащихся, имеющих низкий уровень уменьшилось с 14% до 5%. Таким образом, выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Исследование показало, что дети младшего школьного возраста психологически приспособлены для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, что связано с особенностями возраста - доброжелательностью, позитивной рефлексией. Формируя коммуникативные универсальные учебные действия у младших школьников учителю необходимо практически реализовывать идеи педагогики сотрудничества. Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи. Теоретически подтверждена и практически апробирована эффективность педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Это следующие условия: построение внеурочных занятий младших школьников на основе группового сотрудничества; оказание помощи учащимся в установлении группового взаимодействия в различных видах групповой деятельности; использование методов групповой работы, обеспечивающих субъектную позицию младших школьников.
Анализ опыта учителей по проблеме исследования и результаты проведенного эксперимента по формированию коммуникативных УУД подтвердили эффективность этих педагогических условий. Проведенное исследование показало, что занятия внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» в зависимости от своего содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеют широкие возможности для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Полученные результаты контрольного этапа эксперимента, подтвердили эффективность апробированных нами в 4 «А» классе МОУ «Шелаевская СОШ» Валуйского района Белгородской области педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир». В конце эксперимента количество учащихся, имеющих высокий уровень сформированности коммуникативных УУД увеличился с 55 до 59 %, средний уровень уменьшился на 5 %, а количество учащихся, имеющих низкий уровень уменьшилось с 14% до 5%. Таким образом, выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Подобные работы
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством co-бытийных форм внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СФОЕМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021



