Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность и классификация коммуникативных универсальных
учебных действий 8
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников 17
1.3. Организационно-педагогические условия формирования
коммуникативных универсальных учебных действий
у младших школьников во внеурочной деятельности
по предмету «Окружающий мир» 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» 40
2.1. Анализ опыта учителей по формированию у младших
школьников коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности 40
2.2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
по предмету «Окружающий мир» 45
Заключение 72
Библиографический список 75
Приложения 84
Согласно требованиям ФГОС НОО школа должна сформировать у учащихся совокупность универсальных учебных действий, в число которых входят и коммуникативные. В наше время без коммуникативной компетенции человеку трудно самореализоваться - добиться успеха в профессиональной сфере, завести друзей, создать семью, раскрыть свой творческий потенциал. Данное качество позволяет личности успешно адаптироваться к социальной реальности, постоянно
самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе, приобретая новый социальный опыт. Поэтому педагогами школ решается важная и ответственная задача по формированию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий.
Если предметные результаты достигаются преимущественно в процессе освоения учащимися школьных дисциплин на уроках, то в достижении метапредметных особая роль принадлежит внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - это специально организованные целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей, а также удовлетворения их интересов.
Внеурочная деятельность открывает широкие возможности для коммуникативного взаимодействия в процессе коллективных творческих дел, групповой проектной деятельности, ролевых игр и др. В совместной деятельности у младших школьников могут успешно формироваться коммуникативные универсальные учебные действия.
Вопросы организации коммуникативного взаимодействия детей во внеурочной деятельности интересовали многих учёных и педагогов. Среди них Н.А. Бердяев, Д. Б. Григорьев, В. И. Казаренков, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин, С. Т. Шацкий, Н. А. Щукина.
Различные подходы к решению проблем формирования коммуникативных универсальные учебные действия отражены в работах
A. Г. Асмолова, Д.В. Воровщикова, И.А. Гришановой, Л.В. Епишиной, Г.А. Цукерман, И.М. Михайловой, Г.К. Селевко, Д.В Татьянченко,
B. А. Тищенко и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на фоне имеющихся достижений по интересующей нас проблеме, отдельные её аспекты исследованы недостаточно. На наш взгляд, требует дальнейшей разработки проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по конкретным предметам.
Обнаруживается явное противоречие: с одной стороны, внеурочная деятельность по отдельным предметам специфична и открывает широкие возможности для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий, а с другой стороны - эти возможности недостаточно изучены, а, следовательно, слабо реализуются в образовательном процессе школ.
Вышеизложенным объясняется выбор темы исследования: «Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Решение проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников, а его предмет - педагогические условия их формирования во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если:
1) организовывать внеурочные занятия младших школьников в форме группового сотрудничества;
2) оказывать помощь учащимся в установлении группового взаимодействия в различных видах групповой деятельности;
3) использовать методы групповой работы, обеспечивающие субъектную позицию младших школьников.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач исследования:
1. Раскрыть сущность коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Выявить возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Изучить и проанализировать педагогический опыт учителей по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы,
- изучение передового педагогического опыта,
- эксперимент.
База исследования: 4 «А» класс МОУ «Шелаевская СОШ» Валуйского района Белгородской области. Классный руководитель - учитель высшей категории, Тимофеева Светлана Анатольевна.
Исследование проводилось в течение двух лет (2015-2017 гг.) и включало в себя следующие этапы.
Первый этап (2015 г.) - изучение литературы по теме исследования; наблюдение за педагогическим процессом в начальной школе, отбор дидактического материала для экспериментального исследования.
Второй этап (2015-2016 гг.) - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, разработка программы обучающего эксперимента, подбор системы упражнений и дидактического материала.
Третий этап (2017 г.) - анализ и обобщение результатов исследования, оформление диссертационного исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные методические рекомендации и упражнения, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации работ по теме исследования в научных статьях в сборниках материалов по конференции:
1. Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции (31 октября 2015 г.).
2. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции, Часть VI, (31 марта 2015г.).
3. Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам XVI Международной научно-практической конференции 30 июля 2016 г.
4. Международный научный журнал: Молодой ученый № 14 (118).
5. Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам XVIII Международной научно-практической конференции 30 сентября 2016 г.
6. Международный научный журнал: Молодой ученый № 27 (131).
7. Международный научный журнал: Молодой ученый № 3 (137).
По теме исследования опубликовано 7 статей.
Структура магистерской диссертации: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе магистерской диссертации рассматриваются сущность и виды коммуникативных универсальных учебных действий, возрастные особенности и педагогические условия их формирования у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе магистерской диссертации содержится анализ педагогического опыта по проблеме исследования, описание экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на занятиях внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 86 источников.
В приложении помещены методики Г.А. Цукерман (для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников); фрагменты занятий внеурочной деятельности предмету «Окружающий мир»; правила работы в группе и правила ведения дискуссии.
Теоретический анализ показал, что проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности уделяется достаточное внимание в научно-методической литературе и педагогической практике. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний от учителя к ученику, становится формирование «умения учиться», то есть способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Комплекс осознанных коммуникативных действий (коммуникативных умений), основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяет творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Для того чтобы совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении во внеурочной работе, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные методы, приёмы и средства. Работа по формированию коммуникативных УУД на внеурочных занятиях по предмету «Окружающий мир» ведется в ходе освоения предметных знаний при использовании разнообразных видов групповой деятельности и за счет изменения методов сотрудничества учащихся. Коммуникативные УУД обеспечивают возможность этого сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга.
Исследование показало, что дети младшего школьного возраста психологически приспособлены для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, что связано с особенностями возраста - доброжелательностью, позитивной рефлексией. Формируя коммуникативные универсальные учебные действия у младших школьников учителю необходимо практически реализовывать идеи педагогики сотрудничества. Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи. Теоретически подтверждена и практически апробирована эффективность педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Это следующие условия: построение внеурочных занятий младших школьников на основе группового сотрудничества; оказание помощи учащимся в установлении группового взаимодействия в различных видах групповой деятельности; использование методов групповой работы, обеспечивающих субъектную позицию младших школьников.
Анализ опыта учителей по проблеме исследования и результаты проведенного эксперимента по формированию коммуникативных УУД подтвердили эффективность этих педагогических условий. Проведенное исследование показало, что занятия внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» в зависимости от своего содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеют широкие возможности для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Полученные результаты контрольного этапа эксперимента, подтвердили эффективность апробированных нами в 4 «А» классе МОУ «Шелаевская СОШ» Валуйского района Белгородской области педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир». В конце эксперимента количество учащихся, имеющих высокий уровень сформированности коммуникативных УУД увеличился с 55 до 59 %, средний уровень уменьшился на 5 %, а количество учащихся, имеющих низкий уровень уменьшилось с 14% до 5%. Таким образом, выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. - 2009. - № 2.-
С.14-15.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. - 1996. - 494 с.
3. Андреева Г.М. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Г.М. Андреева. - М.: Просвещение. -
2004. - 338 с.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Казанск. Гос. ун-т, 1996. - 568 с.
5. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
6. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /
А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1997. - 234 с.
7. Арефьев, О.М. Технологии формирования коммуникативных универсальных учебных умений у учащихся / О.М. Арефьева // Мир образования - образование в мире. 2011. - № 1. - С. 116 -123.
8. Арефьева О.М. Из опыта работы по формированию универсальных
учебных действий младших школьников / О.М. Арефьева // Материалы I Международной научно-практической конференции «Начальное
образование: инновации и ценности. Теория и практика». - Москва. -2008. -
С.52 - 59.
9. Арефьева О.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева диссерт. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.: 2012 г. Махачкала. - 184 л.
10. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия
в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.: ил. - (Стандарты второго поколения).
11. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - №3. - С.13-16.
12. Асмолов А.Г. «Формирование универсальных действий: от действия к мысли» / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская. - М.: просвещение,
2011. - 159 с.
13. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Педагогический поиск, 2010. - 184 с.
14. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. м-лов для админ., педагогов и школьных психологов / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 2003. - 240 с.
15. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М., 2002. - 203 с.
16. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: просто о сложном. Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2010. - 144 с.
17. Блохина Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников / Е.А. Блохина // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - №3. - С. 20-25.
18. Бодалев, А.А. Психология общения: Энциклопедический словарь /
А.А. Бодалев. - М.: Когито центр, 2011. - 204 с.
19. Бондырева С.К. Коммуникация. От диалога межличностного к диалогу межкультурному: учеб, пособие / С.К. Бондырева, А.А. Мурашов. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж, 2007. - С. 5-66.
20. Бродулева Н.В. «Формирование метапредметных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира» [Электронный ресурс] // http: //school26kuban.ru/fgos/12- uud.html. Дата обращения: 10.10.2016 г.
21. Веселкова О.А. Пути формирования коммуникативной культуры младших школьников / О.А. Веселкова. - Ишимский гос. пед. ин-т, 1998. - 147 с.
22. Виноградова Н.Ф. Беседы с учителем / Н.Ф. Виноградова. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. - 240 с.
23. Волков Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М., 2003. - 302 с.
24. Волкова Т.Н. Методика формирования у учащихся коммуникативных умений на основе использования экранно-звуковых средств на уроках русского языка: автореф. дис. д-ра. пед. наук : защищена 1995 / Т.Н. Волкова. - М.: Изд-во МГПУ, 1995. - 21 с.
25. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 208 с. С. 102-106.
26. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО, 2003. - 508 с.
27. Горбунова Т.Н. Формирование коммуникативных умений и
навыков учащихся начальной школы [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL:
//http://festival.1 september.ru. Дата обращения: 22.12.2016 г.
28. Горохова Ю.В. Значение групповой работы в обучении младших школьников / Головко Е.В., Горохова Ю.В. // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. М.Г. Петровой. - Белгород: ИП Петрова М.Г - Белгород, 2014 г. - с.137-139.
29. Горохова Ю.В. Уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Головко Е.В., Горохова Ю.В. // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. М.Г. Петровой. - Белгород: ИП Петрова М.Г - Белгород, 2014г. - с.58-59.
30. Горохова Ю.В. Применение различных видов групповой деятельности младших школьников на уроках «окружающего мира» / Горохова Ю.В. // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. М.Г. Петровой. - Белгород: ИП Петрова М.Г., 2015. - с. 141-143.
31. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: Автореферат диссертации / И.А. Гришанова. - Ижевск. - 2010. - 267 с.
32. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников / И.А. Гришанова. - М.: Монография. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. - 135 с.
33. Дороганова Л.М. Становление коммуникативности как профессионально-значимого качества личности учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.М. Дороганова. - Таганрог, 1999. - 21 с.
34. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа, 2008. - №11.
35. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, 2010. - 245 с.
36. Ильичёв Л.Ф. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев. - М.: Советская энциклопедия. - 1999. - 366 с.
37. Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /
З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.: Академия, 2008. - 50 с.
38. Ковалева Г.С. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. - М.: Просвещение, 2009. - 234 с.
39. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток / В.И Ковалько. - М., 2007. - 178 с.
40. Козюренко М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения / М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова // Начальная школа плюс до и после, 2011. - № 11. - С. 15¬19.
41. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия / Е.В. Коротаева. - М.: Профит Стайл. - 2007. - 302 с.
42. Крившенко Л.П. Педагогика: Электронный учебник / Л.П. Крившенко. - М. - 2009. - 195 с.
43. Кулешова О.Н. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира. [Электронный ресурс] // http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/155842. Дата обращения: 05.02.2017 г.
44. Лашковая А.В. Групповая работа во внеурочной деятельности младших школьников. [Электронный ресурс] // http://festival.1 september.ru. Дата обращения: 18.11.2016 г.
45. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: защищена 28.10.2005 /
Л.Я. Лозован. - Новокузнецк: Изд-во ОАО «Новокузнецкий
полиграфкомбинат», 2005. -19 с.
46. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа / Н.Н. Макарова. - М., 2008. - №7.
47. Матвеева С.Н. Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников [Электронный ресурс] // http://ped-kopilka.ru [Офиц. сайт].URL:http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-nikolaevna-matveva/formirovanie- komunikativnoi-kompetenci-u-mladshih-shkolnikov.html. Дата обращения:
11.11.2016 г.
48. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И.М. Михайлова. - Псков, 2005. - 244 с.
49. Мостова О.Н., Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников // О.Н. Мостова, Агафонова И.Н., Сб.: Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. - СПб.,
2005.
50. Мостова О.Н. Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе учета индивидуально-типологических особенностей: автореф. дис. канд. пед. наук: защищена 11.11.2007 / О.Н. Мостова. - Санкт- Петербург: Изд-во Типография Санкт-Петербургской академии постдипломного образования, 2007. - 24с.