ВЫЯВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ 7
1.1. Сущность, угрозы и пороговые значения экономической
безопасности 7
1.2. Роль финансов в современных экономических условиях 15
1.3. Общая теория возникновения и развития мирового финансово-экономического кризиса 22
ГЛАВА 2. МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И
ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РФ 32
2.1. Основные показатели и тенденции развития мировой экономики..32
2.2. Анализ основных показателей и закономерностей развития
российской экономики в условиях мирового финансового кризиса 37
2.3. Анализ инвестиции, как основного механизма экономического
роста в современных условиях 47
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА
ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ 55
3.1. Создание рублевого инвестиционного механизма в целях снижения
негативного влияния финансово-экономического кризиса 55
3.2. Диверсификация экономика, как механизм достижения
экономического развития 61
3.3. ЕАЭС, как перспективное направление по экономическому
развитию России 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ 7
1.1. Сущность, угрозы и пороговые значения экономической
безопасности 7
1.2. Роль финансов в современных экономических условиях 15
1.3. Общая теория возникновения и развития мирового финансово-экономического кризиса 22
ГЛАВА 2. МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И
ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РФ 32
2.1. Основные показатели и тенденции развития мировой экономики..32
2.2. Анализ основных показателей и закономерностей развития
российской экономики в условиях мирового финансового кризиса 37
2.3. Анализ инвестиции, как основного механизма экономического
роста в современных условиях 47
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА
ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ 55
3.1. Создание рублевого инвестиционного механизма в целях снижения
негативного влияния финансово-экономического кризиса 55
3.2. Диверсификация экономика, как механизм достижения
экономического развития 61
3.3. ЕАЭС, как перспективное направление по экономическому
развитию России 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
Актуальность темы исследования. Кризис, переживаемый в настоящее время ведущими странами мира, не был неожиданностью для специалистов. В России давались прогнозы коллапса долларовой финансовой пирамиды и гигантских финансовых пузырей всевозможных суррогатов ценных бумаг. Специалисты в области долгосрочного технико-экономического развитиязаблаговременно предупреждали о надвигающемся структурном кризисе мировой экономики и необходимости резкого наращивания инновационной активности для своевременного создания новых возможностей экономического роста.
К сожалению, эти предостережения не были услышаны правящими кругами развитых стран, включая Россию. В деловых кругах доминировало благодушное ожидание продолжения финансового бума, поддерживаемого новыми все более сложными и виртуальными финансовыми инструментами. Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США, подпитывала эти ожидания накачкой дешевых кредитов,которые растекались по всему миру, способствуя раздуванию финансовых пузырей краткосрочных спекуляций ценными бумагами и их многочисленными производными. Руководство ведущих стран мира легкомысленнополагали на «невидимую руку» рынка, примитивные рекомендации международного валютного фонда (МВФ) и безответственные рейтинговые агентства.
Коллапс мировых финансовых пирамид застал врасплох политических и экономических лидеров большинства стран мира. Накануне кризиса в политической и деловой элите России господствовали наивные представления о чрезвычайной прочности российской финансовой системы и ее привлекательности для международного капитала. Построенная по лекалам МВФ она действительно была привлекательной - но не для долгосрочных инвестиций, а спекулятивных атак с целью получения сверхприбылей на дестабилизации валютно-финансовой системы. Достаточно сказать, что на финансовых пирамидах 90-х годов, апофеозом которых стало сооружение пирамиды государственных краткосрочных обязательств, приведшее к банкротству государства в августе 1998 года,спекулянты получали астрономические прибыли. Вывезя из России сотни миллиардов долларов и обрушив финансовую систему страны, они затем снова вернулись, скупая тридцатикратно подешевевшие активы. Очередная накачка ими российского рынка ценных бумаг была ошибочно воспринята российскими властями как экономический бум. Предметом особой гордости правительственных экономистов был бурный рост капитализации фондового рынка, который оказался финансовым пузырем. Он лопнул сразу же после оттока иностранного спекулятивного капитала, в очередной раз, повергнув российскую финансовую систему в глубокийкризис.
Кризис окажет различное влияние на разные страны в зависимости от сочетания объективного состояния их научно-технического потенциала и эффективности экономической политики. Он может быть катастрофическим для одних стран и регионов и управляемым для других. Следует понимать, что страны и институты ядра мировой финансовой системы будут пытаться использовать свое доминирующее положение для выживания за счет присвоения ресурсов периферийных стран путем установления контроля за их активами. Достигаться это будет обменом эмиссии резервных валют на собственность принимающих эти валютыстран.
Дальнейшее развертывание кризиса в России, как и в ведущих странах мира, будет определяться сочетанием двух процессов - разрушения прежних экономических структур и становления новых. При этом существующие ныне финансовые, хозяйственные и политические институты либо перестроятся в соответствии с потребностями роста новых производственно- технологических систем, либо прекратят свое существование. Исторический опыт показывает, что с преодолением структурных кризисов такого рода и выходом мировой экономики на новую длинную волну экономического ростаменяется не только технологическая структура экономики, но и ее институциональная система, а также состав лидирующих фирм, стран и регионов.
Целью исследованиясостоит в изучении процессов и механизмов развития мирового финансово-экономического кризиса, оценки его влияния на экономическую безопасность России, а также разработки мероприятий по нейтрализации негативного влияния.
В рамках цели исследования сформулированы и решены пять групп задач:
1. Изучить теоретические основы мирового финансово-экономического кризиса и экономической безопасности РФ.
2. Провести анализ влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику РФ.
3. Разработать меры по преодолению кризиса и снижению негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономическую безопасность России.
Объект исследованияявляется влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономическую систему государства.
Предметом исследованияявляются результаты экономической
деятельности РФ.
Степень разработанности проблемы.
В современной российскойнаучной мысли экономическая безопасность стала одной из наиболее актуальных тем научных исследований. Теоретико-методологические основы экономической безопасности государства, а также смежные вопросов по данной тематике были изложены:С.Алексашенко, В.И.Анненков,Л.Ф. Бердникова, В.К.Бурлачков,М.Г. Делягиным, С.Ю. Глазьевыми др.
Вклад в разработку теории мирового финансово-экономического кризиса, описание процесса его развития, а также механизма по выводу России из него внесли следующие ученые: Д. Митяева, М.Л. Хазина, М. Ершова, А. Кобякова С.Ю. Глазьева, О.В. Григорьев и др.
Т еоретико-методологической основупредставляютфундаментальные
труды зарубежных и отечественных ученых, монографии, практические разработки в области оценки состояния экономической безопасности, влияния нестабильности мировой финансовой системы на различные сферы народного хозяйства.
Методология исследования основана на диалектическом и системном подходах к исследованию трансформации угроз экономической безопасности в финансово сфере, возникшей из-за большой зависимости России от внешней среды, и противодействия им в единстве с общенаучными и специальными методами исследования.
Для решения поставленной цели и задач исследования использовались теоретические и статистические методы общенаучного исследования: анализ и синтез, конкретизация, обобщение, аналогия, индукция, дедукция, группировка, классификация.
Структура работысостоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
К сожалению, эти предостережения не были услышаны правящими кругами развитых стран, включая Россию. В деловых кругах доминировало благодушное ожидание продолжения финансового бума, поддерживаемого новыми все более сложными и виртуальными финансовыми инструментами. Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США, подпитывала эти ожидания накачкой дешевых кредитов,которые растекались по всему миру, способствуя раздуванию финансовых пузырей краткосрочных спекуляций ценными бумагами и их многочисленными производными. Руководство ведущих стран мира легкомысленнополагали на «невидимую руку» рынка, примитивные рекомендации международного валютного фонда (МВФ) и безответственные рейтинговые агентства.
Коллапс мировых финансовых пирамид застал врасплох политических и экономических лидеров большинства стран мира. Накануне кризиса в политической и деловой элите России господствовали наивные представления о чрезвычайной прочности российской финансовой системы и ее привлекательности для международного капитала. Построенная по лекалам МВФ она действительно была привлекательной - но не для долгосрочных инвестиций, а спекулятивных атак с целью получения сверхприбылей на дестабилизации валютно-финансовой системы. Достаточно сказать, что на финансовых пирамидах 90-х годов, апофеозом которых стало сооружение пирамиды государственных краткосрочных обязательств, приведшее к банкротству государства в августе 1998 года,спекулянты получали астрономические прибыли. Вывезя из России сотни миллиардов долларов и обрушив финансовую систему страны, они затем снова вернулись, скупая тридцатикратно подешевевшие активы. Очередная накачка ими российского рынка ценных бумаг была ошибочно воспринята российскими властями как экономический бум. Предметом особой гордости правительственных экономистов был бурный рост капитализации фондового рынка, который оказался финансовым пузырем. Он лопнул сразу же после оттока иностранного спекулятивного капитала, в очередной раз, повергнув российскую финансовую систему в глубокийкризис.
Кризис окажет различное влияние на разные страны в зависимости от сочетания объективного состояния их научно-технического потенциала и эффективности экономической политики. Он может быть катастрофическим для одних стран и регионов и управляемым для других. Следует понимать, что страны и институты ядра мировой финансовой системы будут пытаться использовать свое доминирующее положение для выживания за счет присвоения ресурсов периферийных стран путем установления контроля за их активами. Достигаться это будет обменом эмиссии резервных валют на собственность принимающих эти валютыстран.
Дальнейшее развертывание кризиса в России, как и в ведущих странах мира, будет определяться сочетанием двух процессов - разрушения прежних экономических структур и становления новых. При этом существующие ныне финансовые, хозяйственные и политические институты либо перестроятся в соответствии с потребностями роста новых производственно- технологических систем, либо прекратят свое существование. Исторический опыт показывает, что с преодолением структурных кризисов такого рода и выходом мировой экономики на новую длинную волну экономического ростаменяется не только технологическая структура экономики, но и ее институциональная система, а также состав лидирующих фирм, стран и регионов.
Целью исследованиясостоит в изучении процессов и механизмов развития мирового финансово-экономического кризиса, оценки его влияния на экономическую безопасность России, а также разработки мероприятий по нейтрализации негативного влияния.
В рамках цели исследования сформулированы и решены пять групп задач:
1. Изучить теоретические основы мирового финансово-экономического кризиса и экономической безопасности РФ.
2. Провести анализ влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику РФ.
3. Разработать меры по преодолению кризиса и снижению негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономическую безопасность России.
Объект исследованияявляется влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономическую систему государства.
Предметом исследованияявляются результаты экономической
деятельности РФ.
Степень разработанности проблемы.
В современной российскойнаучной мысли экономическая безопасность стала одной из наиболее актуальных тем научных исследований. Теоретико-методологические основы экономической безопасности государства, а также смежные вопросов по данной тематике были изложены:С.Алексашенко, В.И.Анненков,Л.Ф. Бердникова, В.К.Бурлачков,М.Г. Делягиным, С.Ю. Глазьевыми др.
Вклад в разработку теории мирового финансово-экономического кризиса, описание процесса его развития, а также механизма по выводу России из него внесли следующие ученые: Д. Митяева, М.Л. Хазина, М. Ершова, А. Кобякова С.Ю. Глазьева, О.В. Григорьев и др.
Т еоретико-методологической основупредставляютфундаментальные
труды зарубежных и отечественных ученых, монографии, практические разработки в области оценки состояния экономической безопасности, влияния нестабильности мировой финансовой системы на различные сферы народного хозяйства.
Методология исследования основана на диалектическом и системном подходах к исследованию трансформации угроз экономической безопасности в финансово сфере, возникшей из-за большой зависимости России от внешней среды, и противодействия им в единстве с общенаучными и специальными методами исследования.
Для решения поставленной цели и задач исследования использовались теоретические и статистические методы общенаучного исследования: анализ и синтез, конкретизация, обобщение, аналогия, индукция, дедукция, группировка, классификация.
Структура работысостоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Безопасность была и остается одной из главных целей, а стремление к ней - неотъемлемой составляющей деятельности людей, обществ, государств, мирового сообщества в целом.
Перечень пороговых значений и ключевых показателей экономической безопасности России был разработан еще в середине 90-х годов прошлого века, но для наиболее полного отражения состояния экономики с позиции экономической безопасности эти показатели, как и их пороговые значения, постоянно пересматриваются, дополняются и изменяются.
В силу того, что динамика развития современного общества и его экономических процессов высока, роль финансов возрастает с каждым днем. От финансового состояния зависит конкурентоспособность предприятия, его положение на рынке, выживаемость и перспектива дальнейшего развития. Они вовлечены в структуру рыночных отношений и являются их неотъемлемой частью, являются важным инструментом в механизме регулирования экономики страны и реализации ее государственной политики.
Можно говорить о том, что финансы отражают уровень развития производственных сил в стране, а также способность воздействовать на микро и макроэкономические процессы в хозяйствующей жизни финансовых субъектов.
Переходя к обсуждению мирового финансово-экономического кризиса можно резюмировать следующее: Истоки кризиса лежат в основе
существующей модели экономического развития, которая берет свое начало еще в XVIII веке и получила название научно-технический прогресс. По существу финансовая система только обсуживала развитие, а главный его механизм это расширение рынков и углубление разделения труда. Однако, после кризиса 70-х годов, вызванного отсутствием возможности расширения рынков, роль финансового сектора была существенно увеличена, для реализации плана по прямому стимулированию конечного потребительского спроса, позволявшему США уже в начале 80-х годов не только выйти из кризиса, но и затем выиграть «соревнование двух систем». Но уже к концу XX века это привело к существенным диспропорциям в структуре американской экономики. Мало того что финансовый сектор составлял уже более 50% в корпоративной прибыли американских, а затем и мировых компаниях, так еще и потребительский спрос был завышен, за счет кредитной накачки, на 20-25%.
В завершившемся в 2016 году рост мировой экономики, как и в предыдущие годы, не оправдал надежд и ожиданий ведущих мировых институтов, занимающихся прогнозированием экономических процессов.
Как и в предыдущем году, МВФ в течение года постепенно понижал прогноз мирового роста экономики, и, если в октябре 2015 года он прогнозировался его на уровне 3.6%, то в октябре 2016 года эта цифра составляла лишь 3.1%.
Мировой финансовый рынок провел год очень волатильно, с чередой ощутимых волн роста и падения цен. При этом развивающийся рынок был настроен более позитивно и сильно переиграл развитый.
Структурные дисбалансы в российской экономике стали главнойпричиной кризисных процессов, падения валового внутреннего продукта (ВВП), бюджетного дефицита, роста инфляции, снижения реального уровня жизни населения, инвестиционной и потребительской активности.
Российская экономика, столкнувшаяся с кризисом в 2014 году,по лучила удар сразу по двум направлениям, с одной стороны это был ввод санкций, а с другой обвальное падение мировых цен на нефть.
Вследствие возрастания рисков, связанных с падением цен на энергоносители, с высокими ценами банковских кредитов, с волатильностью рубля и другими факторами макроэкономической нестабильности, в 2015 году и в определенной мере в первой половине 2016 года наблюдалось сокращение производственной активностиреального сектора экономики.
Положительная динамика на рынке энергоносителей, сложившаяся в 2011-2013 годах, не привела к ускорению экономического роста, а отрицательная динамика цен на нефть в 2014-2015 годах напрямую обусловила проблемы со сбалансированностью бюджета, что создало предпосылки для значительного ослабления национальной валюты.
Инвестиционная активность является одним из важнейших драйверов экономического роста.Основными факторами, препятствующими росту инвестиционной активности, как и в предыдущие годы, стали снижение потребительского спроса (как внутреннего, так и внешнего) и общая неопределенность макроэкономической ситуации. Существенное негативное влияние оказывает также снижение объемов кредитования реального сектора, что привело к падению инвестиционной активности. При этом запрет финансирования вновь начинаемых объектов капитального строительства за счет бюджетных средств не позволяет создать необходимый задел для устойчивого экономического роста в перспективе.
Управление экономикой на такоми уровне это исключительно прирогатива государства, но как мы видим много из очевидных действий по стабилизации экономики России правительством, ЦБ и другими оргонами госудрартсвенной власти не было сделано, что, в совокупности, привело к многократному увеличению негативного эфекта от мирового финансово-экономического кризиса. Данный факт, естсетсвенным образом, негатиавно отразился на обеспечении экономической безопасности и стабильности всей социально-экономической системы России.
Проводя анализ влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономическую безопасность России, нами было определено, что одним из ключевых механизмов, оказывающим негативное влияние на экономику России, является сильная зависимость экономики от иностранных инвестиций, что ввиду финансово-экономического кризиса, привело к существенному сокращению инвестиционных потоков и недостатку инвестиционных ресурсов для финансирования процесса воспроизводства и развития.
Мы считаем, что проблему недостаточной ликвидности можно решить благодаря более активному применению механизма рефинансирования, также требуется увеличить уровень обеспеченности обязательств банков резервами. Для этого ЦБ РФ имеет достаточные возможности, в том числе обеспечение международными резервами.
При этом важно обеспечить и дополнительный прирост денежной базы, за счет рефинансирования коммерческого кредита, в том числе, по нашему мнению, рациональным будет использование часть средств Резервного фонда и ФНБ для данных целей.
Основной причиной дорогих кредитных ресурсов в России, на данный момент, является высокая ставка рефинансирования коммерческих банков 8,25%. Поэтому необходимо: развернуть целевое финансирование, проектов и компаний, одобренных государством, за счёт кредитов ЦБ институтам развития по ставке 1 % на 5-15 лет под облигации госкорпораций, правительства,
субъектов федерации, муниципалитетов, международных организаций; существенно увеличить объём льготных кредитных линий на поддержку малого бизнеса, жилищного строительства, сельского хозяйства, рефинансируемых ЦБ через специализированные институты развития федерального и регионального уровня не более чем под 2 % годовых, включая ипотеку.
По нашему мнению, при 10-процентном росте инвестиций и их эффективного использования за 10-15 лет вполне достаточно для технологического обновления всех отраслей народного хозяйства, обеспечив их современным оборудованием и технологиями. Мы должны достигнуть, помимо прочего, показателей развитых стран по развитию высокотехнологических отраслей, доли инновационных товаров и услуг в общей продаже товаров и услуг.
Изменение вектора направления государства от инвестиций в валютно-финансовые резервы к вложениям в реальные активы и развития экономики через финансирование и всестороннюю поддержку становления нового технологического уклада на территории России, позволит качественно и количественно преобразовать основной капитал страны, но и создаст возможности образования эффективных и высокорентабельных производств. Все это, по нашему мнению, должнопозволить России встать на рельсы нового векторасоциально-экономического развития, укрепить позиции на международном рынке высокотехнологичных товаров и услуг, обеспечить достаточный уровень экономической безопасности.
Данные положительные тенденции необходимо преумножать за счет интеграции в рамках ЕАЭС.Поэтому, уже сейчас необходимо и вполне возможно пойти по пути создания совместных научных центров коллективного использования дорогостоящего и уникального оборудования, создания крупных совместных предприятий, которые через 5-10 лет должны войти в рейтинг ТОП 500 крупнейших корпораций.
При создании таких компаний вклад стран будет разным, но для достижения поставленной цели необходимо проявить максимальную корректность к своим партнерам. Сразу определить место и долю каждой страны в проекте, источники финансирования и т.д.
В текущих условиях преодоление мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение экономической безопасности на должном уровне возможно только благодаря слаженной работе всех участников и претендентов на вступление в ЕАЭС. Только совместными усилиям можно создать достаточный рынок и уровень разделения труда, позволяющий обеспечить процесс научно-технического прогресса и построения нового воспроизводственного контура.
Перечень пороговых значений и ключевых показателей экономической безопасности России был разработан еще в середине 90-х годов прошлого века, но для наиболее полного отражения состояния экономики с позиции экономической безопасности эти показатели, как и их пороговые значения, постоянно пересматриваются, дополняются и изменяются.
В силу того, что динамика развития современного общества и его экономических процессов высока, роль финансов возрастает с каждым днем. От финансового состояния зависит конкурентоспособность предприятия, его положение на рынке, выживаемость и перспектива дальнейшего развития. Они вовлечены в структуру рыночных отношений и являются их неотъемлемой частью, являются важным инструментом в механизме регулирования экономики страны и реализации ее государственной политики.
Можно говорить о том, что финансы отражают уровень развития производственных сил в стране, а также способность воздействовать на микро и макроэкономические процессы в хозяйствующей жизни финансовых субъектов.
Переходя к обсуждению мирового финансово-экономического кризиса можно резюмировать следующее: Истоки кризиса лежат в основе
существующей модели экономического развития, которая берет свое начало еще в XVIII веке и получила название научно-технический прогресс. По существу финансовая система только обсуживала развитие, а главный его механизм это расширение рынков и углубление разделения труда. Однако, после кризиса 70-х годов, вызванного отсутствием возможности расширения рынков, роль финансового сектора была существенно увеличена, для реализации плана по прямому стимулированию конечного потребительского спроса, позволявшему США уже в начале 80-х годов не только выйти из кризиса, но и затем выиграть «соревнование двух систем». Но уже к концу XX века это привело к существенным диспропорциям в структуре американской экономики. Мало того что финансовый сектор составлял уже более 50% в корпоративной прибыли американских, а затем и мировых компаниях, так еще и потребительский спрос был завышен, за счет кредитной накачки, на 20-25%.
В завершившемся в 2016 году рост мировой экономики, как и в предыдущие годы, не оправдал надежд и ожиданий ведущих мировых институтов, занимающихся прогнозированием экономических процессов.
Как и в предыдущем году, МВФ в течение года постепенно понижал прогноз мирового роста экономики, и, если в октябре 2015 года он прогнозировался его на уровне 3.6%, то в октябре 2016 года эта цифра составляла лишь 3.1%.
Мировой финансовый рынок провел год очень волатильно, с чередой ощутимых волн роста и падения цен. При этом развивающийся рынок был настроен более позитивно и сильно переиграл развитый.
Структурные дисбалансы в российской экономике стали главнойпричиной кризисных процессов, падения валового внутреннего продукта (ВВП), бюджетного дефицита, роста инфляции, снижения реального уровня жизни населения, инвестиционной и потребительской активности.
Российская экономика, столкнувшаяся с кризисом в 2014 году,по лучила удар сразу по двум направлениям, с одной стороны это был ввод санкций, а с другой обвальное падение мировых цен на нефть.
Вследствие возрастания рисков, связанных с падением цен на энергоносители, с высокими ценами банковских кредитов, с волатильностью рубля и другими факторами макроэкономической нестабильности, в 2015 году и в определенной мере в первой половине 2016 года наблюдалось сокращение производственной активностиреального сектора экономики.
Положительная динамика на рынке энергоносителей, сложившаяся в 2011-2013 годах, не привела к ускорению экономического роста, а отрицательная динамика цен на нефть в 2014-2015 годах напрямую обусловила проблемы со сбалансированностью бюджета, что создало предпосылки для значительного ослабления национальной валюты.
Инвестиционная активность является одним из важнейших драйверов экономического роста.Основными факторами, препятствующими росту инвестиционной активности, как и в предыдущие годы, стали снижение потребительского спроса (как внутреннего, так и внешнего) и общая неопределенность макроэкономической ситуации. Существенное негативное влияние оказывает также снижение объемов кредитования реального сектора, что привело к падению инвестиционной активности. При этом запрет финансирования вновь начинаемых объектов капитального строительства за счет бюджетных средств не позволяет создать необходимый задел для устойчивого экономического роста в перспективе.
Управление экономикой на такоми уровне это исключительно прирогатива государства, но как мы видим много из очевидных действий по стабилизации экономики России правительством, ЦБ и другими оргонами госудрартсвенной власти не было сделано, что, в совокупности, привело к многократному увеличению негативного эфекта от мирового финансово-экономического кризиса. Данный факт, естсетсвенным образом, негатиавно отразился на обеспечении экономической безопасности и стабильности всей социально-экономической системы России.
Проводя анализ влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономическую безопасность России, нами было определено, что одним из ключевых механизмов, оказывающим негативное влияние на экономику России, является сильная зависимость экономики от иностранных инвестиций, что ввиду финансово-экономического кризиса, привело к существенному сокращению инвестиционных потоков и недостатку инвестиционных ресурсов для финансирования процесса воспроизводства и развития.
Мы считаем, что проблему недостаточной ликвидности можно решить благодаря более активному применению механизма рефинансирования, также требуется увеличить уровень обеспеченности обязательств банков резервами. Для этого ЦБ РФ имеет достаточные возможности, в том числе обеспечение международными резервами.
При этом важно обеспечить и дополнительный прирост денежной базы, за счет рефинансирования коммерческого кредита, в том числе, по нашему мнению, рациональным будет использование часть средств Резервного фонда и ФНБ для данных целей.
Основной причиной дорогих кредитных ресурсов в России, на данный момент, является высокая ставка рефинансирования коммерческих банков 8,25%. Поэтому необходимо: развернуть целевое финансирование, проектов и компаний, одобренных государством, за счёт кредитов ЦБ институтам развития по ставке 1 % на 5-15 лет под облигации госкорпораций, правительства,
субъектов федерации, муниципалитетов, международных организаций; существенно увеличить объём льготных кредитных линий на поддержку малого бизнеса, жилищного строительства, сельского хозяйства, рефинансируемых ЦБ через специализированные институты развития федерального и регионального уровня не более чем под 2 % годовых, включая ипотеку.
По нашему мнению, при 10-процентном росте инвестиций и их эффективного использования за 10-15 лет вполне достаточно для технологического обновления всех отраслей народного хозяйства, обеспечив их современным оборудованием и технологиями. Мы должны достигнуть, помимо прочего, показателей развитых стран по развитию высокотехнологических отраслей, доли инновационных товаров и услуг в общей продаже товаров и услуг.
Изменение вектора направления государства от инвестиций в валютно-финансовые резервы к вложениям в реальные активы и развития экономики через финансирование и всестороннюю поддержку становления нового технологического уклада на территории России, позволит качественно и количественно преобразовать основной капитал страны, но и создаст возможности образования эффективных и высокорентабельных производств. Все это, по нашему мнению, должнопозволить России встать на рельсы нового векторасоциально-экономического развития, укрепить позиции на международном рынке высокотехнологичных товаров и услуг, обеспечить достаточный уровень экономической безопасности.
Данные положительные тенденции необходимо преумножать за счет интеграции в рамках ЕАЭС.Поэтому, уже сейчас необходимо и вполне возможно пойти по пути создания совместных научных центров коллективного использования дорогостоящего и уникального оборудования, создания крупных совместных предприятий, которые через 5-10 лет должны войти в рейтинг ТОП 500 крупнейших корпораций.
При создании таких компаний вклад стран будет разным, но для достижения поставленной цели необходимо проявить максимальную корректность к своим партнерам. Сразу определить место и долю каждой страны в проекте, источники финансирования и т.д.
В текущих условиях преодоление мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение экономической безопасности на должном уровне возможно только благодаря слаженной работе всех участников и претендентов на вступление в ЕАЭС. Только совместными усилиям можно создать достаточный рынок и уровень разделения труда, позволяющий обеспечить процесс научно-технического прогресса и построения нового воспроизводственного контура.
Подобные работы
- ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение экономической безопасности России и ее регионов в условиях развития международной и межрегиональной торговли
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Влияние механизмов управления государственной собственностью на экономическую безопасность региона
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИИ И ЕЁ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЙИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НАПРАВЛЕННОЙ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СФЕРЫ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018



