Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

Работа №67791

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО¬
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности развития математических представлений у
старших дошкольников 7
1.2. Влияние познавательно-исследовательской деятельности на
развитие математических представлений у старших дошкольников 16
1.3. Свойства развития математических представлений у старших
дошкольников в познавательно-исследовательской
деятельности 19
ГЛАВА2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Исследование уровня развития математических представлений
у старших дошкольников 29
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию
математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52


Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.), знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких умений и способностей, которые позволяют легко адаптироваться в социуме, усваивать новое. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию внимания, памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом.
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А.Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д.Рихтерман, Е.В.Сербина, Е.В. Соловьева, А. А. Столяр, Т.В . Тарунтаева, Е. И. Щербакова и др.). Средствами развития математических представлений являются дидактические игры и упражнения, блоки Дьенеше (А.М. Леушина, 3.А.Михайлова, Т.Д.Рихтерман, Е.И. Щербакова и др.), палочки Кюизенера (З. А. Михайлова), моделирование (А. В. Белошистая, Е.И. Щербакова и др.). В соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование и развитие математических представлений происходит в процессе интеграции различных видов деятельности (игровой, трудовой, познавательно-исследовательской, двигательной и др.).
Под познавательно-исследовательской деятельностью мы будем понимать «активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации» (2, 6).
Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л. А. Венгер, А. В.Запорожец, Г. В. Пантюхина, Н. Н. Поддьяков, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и др. ).
В научной литературе недостаточно разработан вопрос, связанный с развитием математических представлений у дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности. В связи с этим мы выбрали следующую тему выпускной квалифицированной работе «Развитие математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности».
Проблема исследования: каковы средства развития математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: развитие математических представлений у
старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Предмет исследования: средства развития математических
представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития математических представлений у старших дошкольников.
2. Рассмотреть сущность познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников и ее влияние на развитие математических представлений.
3. Определить и теоретически обосновать средства развития математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
4. Разработать методические рекомендации педагогам по использованию разнообразных средств развития математических представлений у старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: развитие математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности будет успешна, если:
1. выявлены проблемы в структуре развития предметно-пространственной среды с позиции ее направленности на развитие математических представлений,
2. выбраны средства с учетом реального уровня развития математических представлений у ребенка и существующих проблем.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент
(констатирующий этап), анкетирование;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад» общеразвивающего вида №2 «Родничок» п. Прохоровка, Белгородской области, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа над выпускной квалифицированной работой на тему «Развитие математических представлений у старших дошкольников в познавательно - исследовательской деятельности» позволила сделать следующие выводы.
Теоретический анализ позволил раскрыть сущность и особенности понятий «математическое развитие», «математические представления», их развитие у старших дошкольников.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций (А. А. Столяр, А. В. Белошистая, З.А.Михайлова и др.).
В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и «логико-математическое развитие», предложенное З.А.Михайловой, которое является тождественным. Компоненты логико-математического развития: свойства (форма, цвет, количество, размер, расположение в пространстве), отношения (подобия, порядка, части и целого), логические и математические зависимости и закономерности (следования, чередование, включение, сохранение количества).
Математические представления являются средством логико-математического развития дошкольников. Под математическими представлениями мы понимаем образование памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные с понятиями (количества, пространства и др.). Математические представления (о числе, счете, форме предметов и геометрических фигурах, величинах и их измерении, простейших вычислениях), постигаемые ребенком на эмпирическом, чувственном уровне, называют элементарными.
На сегодняшний день основной формой организации обучения в ДОО в том числе и элементарной математике является непосредственно образовательная деятельность. Организационная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды деятельности: игровую, познавательно¬исследовательскую, двигательную и художественно-творческую деятельность. З. А. Михайлова, в свою очередь, предлагает в работе с детьми использовать проблемно-игровую технологию.
Рассмотрев сущность познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников и ее влияние на развитие математических представлений, мы выяснили, что познавательно-исследовательская деятельность - это «активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации». Познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А.Н.Леонтьев): любопытство, любознательность, собственно исследовательская деятельность.
Основные функции познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); освоение ребенком причинно-следственных, пространственных и временных отношений; освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта; развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу. Познавательно-практическая деятельность помогает совершенствовать, углублять и расширять представления детей о числах, соотношениях размеров, разнообразии геометрических форм, различной длительности временных отрезков, пространственных отношениях. Ее организация возможна лишь при определенном уровне математического развития детей, наличии разнообразных дидактических, игровых материалов, игр математического содержания, руководстве этой деятельностью взрослым.
Определили и теоретически обосновали средства развития математических представлений у старших дошкольников в познавательно - исследовательской деятельности для детей, педагогов и родителей.
В соответствии с проблемой выпускной квалифицированной работы, его целью и задачами была организованна экспериментальная работа. В рамках констатирующего этапа эксперимента была проведена диагностическая методика для определения уровня развития математических представлений у старших дошкольников и составлена анкета для педагогов о развития математических представлений.
По результатам констатирующего этапа экспериментальной работы у шести детей (30 %) выявлен высокий уровень развития математических
представлений. Средний уровень выявлен у девяти дошкольников, что составляет 45% от общего количества воспитанников, у пяти детей (25%) выявлен низкий уровень развития математических представлений.
На основе научной литературы нами были выделены основные средства развития математических представлений у старших дошкольников: комплект наглядного дидактического материала для занятий, оборудование для самостоятельных игр и занятий детей, методические пособия для воспитателя, дидактические игры и упражнения, учебно-познавательные книги, математическая сказка, создания развивающей предметно-пространственной среды, чтение художественной литературы.
Так же нами были предложены методические рекомендации педагогам по развитию математических представлений у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности.
Все это может помочь достичь желаемого результата и правильно построить образовательный процесс с воспитанниками, направленный на развитие математических представлений в познавательно-исследовательской деятельности.
Таким образом, успешное развитие математических представлений у старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности зависит от умения педагога видеть проблемы в структуре развития предметно-пространственной среды с позиции ее направленности на развитие математических представлений, от выбранных средств с учетом реального уровня их развития у ребенка и существующих проблем.
Следовательно, цель и задачи, поставленные нами в начале работы, полностью достигнуты и решены. Работа в данном направлении может быть продолжена.



1. Абричкина М. Е., Гашева О. Е. Развитие речи в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №7-2. -
С.11-12.
2. Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. - 2016. - №12-6. - С. 1-6.
3. АрушановаА.Г. Речь и речевое общение детей/ А.Г. Арушанова - М. 2005 336с.
4 Бабаева Т.И. Дошкольники на пороге XXI века // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2000. - С.3-6.
5. Баранова Э.А. диагностика познавательного интереса у млалших школьников и дошкольников - СПб.: Речь,2007 132с.
6. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -С. 400 .
7. Будько Т. С. Предматематическая подготовка дошкольника в процессе конструирования: пособие / Т. С. Будько; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина. - Брест: БрГУ, 2009. - С.52 .
8. Вахитова Г. Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности // Научно-педагогическое обозрение. - 2014. - № 4 (6). - С. 12-19.
9. Воронина Л. В. Знакомим дошкольников с математикой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - С.35-36.
10. Грачёва З.А. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников// Дошкольное воспитание.2005 С.24-28.
11. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.- СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. -
С.321 .
12 Егошина С.Н. Логико-математическое развитие дошкольников средствами моделирования// Проблемы и перспективы развития образования: материалы шестого Междунар. науч. конф. (г. Пермь. апрель 2015)- Пермь:
2015. - С. 76-82 .
13.. Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику / Т. И. Ерофеева - М.: Просвещение, 2005 - . С. 112.
14. Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. -М.: Сфера2005.- С. 209.
15. Киреева Л. Г.Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2009. - С.143 .
16. Киричек К. А. Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами // novainfo/ru.-
2016. - Т.З. № 41. - С. 179-183.
17. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М., 2005. - С.215.
18. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 5 изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С.416.
19. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т. А. // Дошкольное воспитание - 2003г. - №3 - С.9-12.
20. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т. А. // Дошкольное воспитание - 2003г. - №1 - С. 10-11.
21. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т. А. // Дошкольное воспитание - 2003г. - №4 - С.20-25.
22. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т А. // Дошкольное воспитание - 2003. - №5 - С.36. .
23. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование/ Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - М.: Пед. общество России,- 2005- С. 50.
24. Левшина Н. И., Абричкина М. Е. Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников// Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 4 - С.80.
25. Лемешко А. Н. Организация совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе обучения элементарной математики // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - №5-2. - С. 189-191.
26. Леонтьев А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1996. - С.47-49.
27. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2002. -С . 67.
28. Математика до школы / Авт- сост.: А. А.Смоленцева, О. В.Пустовойт, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006. - С. 105¬109.
29. Мельникова Н.Н. Мышление речь практикум по общей психологии Челябинск, Южно-Уральский ГУ, 2011.-С. 75.
30. Михайлова З. А. Активация мыслительной деятельности ребенка в развивающих математических игах. / Игра и дошкольик. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2008. - С.97-99
31. Михайлова З. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Р. Л. Березина, Р. Л. Непомнящая и др.; под ред. А. А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. -С. 303 .
32. Михайлова З. А., Е. А. Носова «Логико — математическое развитие дошкольников» Изд. «Детство — Пресс», 2013. - С.70 .
33. Никитин Б. П. Ступеньки к творчеству или Развивающие игры.- М.: Просвещение, 1990. - С.43 .
34. Нищеева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищеева. - СПб: Детство-Пресс, 2010.-С.128 .
35. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - С.59 .
36. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие науч.ред. Михайлова В. А., Полякова М. Н., Ивченко Т. А., Гогоберидзе А. Г., ООО Издательство «Детство-Пресс»; М.:ТЦ «Сфера», 2013.-С.304.
37. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под ред. Прохоровой Л. Н. - М.: «Аркти», 2004. - С. 56 .
38. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2016. - С.105 .
39. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М.Бим-Бад-М. :Большая Российская Энциклопедия, 2002.- С. 528 .
40. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного развития. Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995. - С. 64 .
41. Репина Г. А. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками. - СПб.: «Издательство «Детство-пресс»,2011. - С.87.
42. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста/ Т.Д. Рихтерман-М.2009.- С. 135.
43. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учереждений. М.: Линка-Пресс, 2004.- С. 192.
44. Смолкина Е. В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве // Начальная школа.- 2007.- № 2.- С. 19-20.
45. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: Учебник. - М.: Просвещение, 2008. - С. 142 .
46. Тарунтаева Т. В. Развитие математических представлений у дошкольников / Т. В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 1980. - С.95-104
47. ФГОС дошкольного образования от 29 декабря 2013.
48. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада. И. А. Пономарева, В.А.Позина.- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012. - С. 108 .
49. Чеплашкина И. Н., Зуева Л. Ю. Диагностика освоенности математических представлений. - М., 2006.
50. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 272.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ