Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эстетического потенциала младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства 12
1.1. Сущность эстетического потенциала личности 12
1.2. Развитие эстетического потенциала личности в младшем
школьном возрасте 29
1.3. Кружок декоративно-прикладного искусства как средство
развития эстетического потенциала младших школьников 37
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эстетического потенциала младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства 44
2.1. Диагностика уровня развития эстетического потенциала
младших школьников 44
2.2. Методика развития эстетического потенциала младших
школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства 52
2.3. Динамика развития эстетического потенциала младших
школьников 63
Заключение 70
Библиографический список 73
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Современная система отечественного общего образования ориентирована на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, раскрытие и реализацию ее потенциала. Сегодня как важнейшие задачи обозначены воспитание духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, готовности к межкультурному взаимодействию. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) обязательный минимум содержания образования включает освоение национальной и мировой культуры, обеспечение условий для социализации, интеллектуального и общекультурного роста обучающихся, а уровень подготовки предполагает умение учащихся использовать полученные знания и навыки в практической деятельности (Федеральный государственный образовательный стандарт..., 2018).
Особенное место в ФГОС НОО уделяется воспитательной работе современной школы, в частности эстетическому воспитанию младших школьников. Первые годы пребывания в школе являются важным и ответственным этапом в развитии нравственно-эстетической культуры младших школьников, приобщения их к высоким эстетическим и художественным ценностям. Накладываясь на колоссальные возможности возраста, целенаправленная деятельность школы, учителя способна придать этому процессу мощный импульс, побудить ребенка к творческой деятельности, пробудить заложенные в нем природой способности и дарования. Непостижимость красоты, ее вечность и непреходящая ценность заставляют человека думать о том, как сохранить красоту, как передать потомкам свое отношение к ней, как поведать им о том, что радовало и волновало их предков. В этом созидательном порыве проявляется творчество человека, обнаруживаются заложенные в нем природой способности к совершенствованию мира, к утверждению в окружающей действительности идеалов красоты, добра, истины.
Степень разработанности проблемы исследования. Изучением теоретических основ эстетического воспитания занимались такие ученые как Б.Т. Лихачев, М.С. Каган, Г.С. Лабковская, Л.П. Печко, В.А. Разумный, Л.С. Выготский, А.В. Репринцев, И.П. Ильинская и др.; вопросы методики организации эстетического воспитания младших школьников раскрывались в трудах Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой, Б.М. Неменского,
В.С. Кузина, Э.В. Медведь и др.
Сегодня возникла необходимость взглянуть на процесс эстетического воспитания младших школьников с современных позиции актуализировать некоторые проблемы. Эстетические качества личности ребенка с самого раннего возраста развиваются в процессе эстетического воспитания. В советской педагогической мысли вопросам эстетического и нравственно-эстетического воспитания уделялось первостепенное значение. С изменением образовательной парадигмы на рубеже XX-XXI веков актуализировались проблемы формирования общей культуры личности, в том числе и культуры эстетической. Изучением проблем формирования эстетической культуры личности школьника занимались такие ученые как Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Л.П. Печко, И.П. Ильинская, Н.Л. Лабковская, Г.В. Арзямова, Т.Б. Будаева и др. Они подчеркивали важность активизации внутренних механизмов развития личности в формировании ее эстетической культуры , отмечали ведущую роль творческой эстетической деятельности в развитии эстетических качеств личности ребенка. На современном же этапе развития образования актуализируются вопросы развития личностного потенциала, задействования всех возможных ресурсов в развитии личности, в частности развития эстетического потенциала подрастающего поколения различными средствами.
Эстетический потенциал личности развивается в творческой деятельности. Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сфере, является основным ресурсом развития открытого общества.
Начинать процесс развития эстетического потенциала личности необходимо с самого раннего возраста, чтобы преодолеть негативное влияние окружающей среды, недостаток ответственности, агрессивность, проявление жестокости, склонность к потребительству, инфантилизм и другие негативные последствия (Алиев, 1987, 86-88).
На преодоление перечисленных выше отрицательных тенденций развития нашего общества должна быть направлена гуманистическая, научно обоснованная социальная и экономическая политика государства, функционирование его воспитательных систем.
Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей его формирования. Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию эстетического потенциала учащихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности.
Проблема творчества традиционно поднимается в философии, психологии, педагогике. Исследование проблемы творчества в философии и психологии велось то с позиции бессознательного, интуитивного, «высшего деятеля» (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, Я.А. Пономарев и др.), то сводилось только к сознательному, к активности личности, к получению нового результата (К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Богоявленская, Г.А. Давыдова,
С.Л. Рубинштейн и др.), что не позволяло выработать критерий сочетания в творчестве логического и образного, сознательного и бессознательного.
Также проблема творчества поднимается в трудах современных ученых, таких как В.Г. Рындак, Л.В. Мещерякова, В.И. Андреев, С.Д. Смирнов и др.
В последние годы уделяется большое внимание вопросам взаимосвязи искусств в педагогическом процессе (А.Н. Буров, С.М. Каган, П.М. Якобсон, Б.П. Юсупов, Р.М. Чумичев, Т.И. Хризман и др.). Использование в эстетическом воспитании младшего школьника различных видов искусств - литературы, театра, музыки и живописи - дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.
Искусство является мощным общепризнанным средством развития эстетического потенциала личности. Вместе с тем, учитывая возрастные особенности учащихся, в младшем школьном возрасте одним из наиболее действенных в педагогическом смысле видов искусства является искусство декоративно-прикладное.
Декоративно-прикладное искусство - одно из достижений общечеловеческой культуры. Именно оно лежит в основе возникновения всех искусств, и именно в нем нашли отражение древнейшее эстетические отношение к действительности и ее преобразование по законам красоты.
Проблемой использования декоративно-прикладного искусства в обучении младших школьников занимались такие ученые как И.П. Ильинская, Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, А.С.Хворостов,
Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по декоративно-прикладного искусству, учебники и рабочие тетради по декоративному рисованию для начальной и средней школы. Вместе с тем отсутствие достаточного количества научно-педагогических и методических разработок по проблеме развития эстетического потенциала младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства обусловливает необходимость более детального исследования этой проблемы.
Анализ научно-педагогической литературы и практического опыта развития эстетического потенциала личности младшего школьника средствами декоративно-прикладного искусства позволил выделить ряд существенных противоречий между:
- необходимостью повышения эффективности развития эстетического потенциала личности младшего школьника средствами декоративно-прикладного искусства и недостаточной разработанностью научного и методического обеспечения этого процесса;
- необходимостью оценки эстетического потенциала и отсутствием критериев и показателей, позволяющих диагностировать уровень их сформированности.
Названные противоречия обозначили проблему исследования: каковы педагогические условия развития эстетического потенциала младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства.
Предмет исследования - процесс развития эстетического потенциала младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования: процесс развития эстетического потенциала младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства будет эффективным, если:
- используются средства различных видов декоративно-прикладного искусства;
- осуществляется стимулирование интереса младших школьников к художественно-прикладной деятельности;
- младшие школьники систематически и целенаправленно вовлекаются в самостоятельную творческую деятельность.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность эстетического потенциала младших школьников.
2. Определить возможности использования средств декоративно-прикладного искусства в развитии эстетического потенциала младших школьников.
3. Выявить показатели и уровни развития эстетического потенциала младших школьников.
4. Opгaнизoвaть экcпepимeнтaльную paбoту пи развития эстетического потенциала младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства.
Решение поставленных задач обеспечивается использованием комплекса методов исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, материалов периодической печати по данной проблеме (анализа, индукции, дедукции, сравнения, обобщения и др.) изучение передового педагогического опыта, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение; тестирование, направленное на выявление творческих способностей младших школьников; беседа по выявлению эстетических интересов учащихся; анализ результатов творческой деятельности учащихся, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения философии, культурологии, социологии, педагогики и психологии о Человеке Культурно, эстетически воспитанном; системный подход как общеметодологический принцип науки; положение о приоритете традиционных ценностей как части общечеловеческих в содержании эстетического воспитания:
• теоретические основы эстетического воспитания (Б.Т. Лихачев, Л.П. Печко, В.А. Разумный, А.В. Репринцев, И.П. Ильинская и др.)
• теории деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В Занков, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.);
• проблема формирования эстетической культуры личности школьника (Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Л.П. Печко, И.П. Ильинская, Н.Л. Лабковская, Г.В. Арзямова, Т.Б. Будаева и др.);
• концептуальные идеи культурологического подхода в воспитании и образовании (Е.Н. Бондаревская, И.Ф. Исаев, Н.Е. Щуркова и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1) разработана авторская программа по развитию эстетического потенциала младших школьников на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства.
2) разработана система занятий по дополнительному образованию, направленных на развитие эстетического потенциала младших школьников;
3) результаты исследования могут быть рекомендованы к использованию в практике работы учреждений начального образования, в системе дополнительного образования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Журавлевская средняя общеобразовательная школа», Ивнянского района Белгородской области, 3 «А» класс.
Этапы исследования:
1. (2015-2016 гг.) - изучение и анализ философской, педагогической и психологической литературы по теме исследования, формулирование цели, гипотез и задач исследования, определение основных направлений и методов; разработка и проведение констатирующего этапа эксперимента.
2. (2016-2017 гг.) - разработка концептуальных положений развития эстетического потенциала младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства; накопление материала, позволившего сформулировать основные положения исследования; разработка и апробация системы воспитательной работы на занятиях кружка декоративно- прикладного искусства, с целью развития эстетического потенциала личности младшего школьника; проведение формирующего этапа эксперимента, в ходе которого осуществлялась проверка гипотезы исследования.
3. (2017-2018 гг.) - подведение итогов экспериментальной работы, анализ результатов исследования, оформление текста магистерской диссертации, разработка и внедрение в педагогическую практику плана и программы воспитательной работы по развитию эстетического потенциала личности младшего школьника.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные теоретические и практические результаты исследования отражены в форме докладов, тезисов и публикаций в научных сборниках вузов и материалах следующих конференций и семинаров: научная сессия НИУ «БелГУ» (aпpeль 2016г., aпpeль 2017г.); Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики» (г. Чебоксары, 2016 г.); вторая Международная научно-практическая заочная конференция «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» (г. Белгород, 2016 г.); Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции художественно-эстетического образования: проблемы и перспективы» (г. Белгород, 2016 г.).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования; показана практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития эстетического потенциала младших школьников на занятиях кружка декоративно- прикладного искусства» определена сущность развития эстетического потенциала личности, охарактеризованы особенности эстетического потенциала в младшем школьном возрасте, рассматривается декоративно-прикладное искусство как средство развития эстетического потенциала личности младшего школьника в кружковой деятельности.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию эстетического потенциала личности младшего школьника на занятиях декоративно-прикладного искусства» представлено описание экспериментальной работы, разработана программа по дополнительному образованию младших школьников, обеспечивающая проведение занятий по декоративно-прикладному искусству.
В заключении сделаны выводы по итогам исследования.
Библиографический список состоит из 69 источников.
В приложении помещены диагностические методики, способствующие выявлению уровня развития эстетического потенциала личности младшего школьника, программа по дополнительному образованию обучающихся
В ходе анализа психолого-педагогической литературы, нами были проанализированы основные понятия исследования, в первую очередь, понятие «эстетический потенциал». Мы выяснили, что данное понятие трактуется учеными неоднозначно. Нами было выработано рабочее определение эстетического потенциала личности, под которым мы понимаем возможность эстетически познавать и преобразовывать окружающую действительность, существующую в скрытом виде и проявляющуюся при специально созданных педагогических условиях, совокупность художественно-эстетических способностей, чувств, предпочтений и интересов, а также знаний умений и навыков преобразования окружающей действительности по законам красоты. Такое понимание сущности и содержания эстетического потенциала личности предполагает ее активное участие в творческой деятельности, именно поэтому для нас понятия эстетического и творческого потенциала личности существуют в неразрывной связи.
Из всего многообразия компонентов эстетического потенциала младших школьников, нами были выявлены основные, которые легли в основу необходимых и достаточных показателей уровня его развития. В качестве таких показателей выступили творческие способности (творческое воображение, эстетическое восприятие, творческое мышление и результаты творческой деятельности); эстетический интерес (интерес к сфере искусства, в частности декоративно-прикладного искусства, интерес к художественно- творческой деятельности); эстетические чувства (эстетические эмоции, чувство ритма, чувство цвета, сочетания формы, цвета, материала, чувство радости от общения с искусством, чувство удовлетворения от результатов собственной художественно-прикладной деятельности).
В соответствии с выделенными показателями уровня развития эстетического потенциала младших школьников, нами был подобран диагностический инструментарий, используемый в ходе экспериментальной работы. На основе таких методов диагностики как тестирование, беседа, наблюдение нами было установлено, что уровень развития эстетического потенциала младших школьников недостаточный, в связи с чем, нами была разработана экспериментальная программа, позволяющая реализовать авторскую методику развития эстетического потенциала личности в рамках выявленных педагогических условий.
В ходе экспериментальной работе нами было выявлено, что систематические занятия по декоративно-прикладному искусству способствует развитию эстетического потенциала личности младшего школьника. Чем разнообразнее занятия, тем больше возможностей (благоприятных условий) для развития эстетического потенциала младших школьников.
Благодаря целенаправленной работе по развитию эстетического потенциала младших школьников на формирующем этапе эксперимента в ходе занятий кружка декоративно-прикладного искусства, у учащихся повысился уровень развития творческих способностей, эстетического интереса и эстетических чувств, что свидетельствует о повышении эстетического потенциала личности в целом.
Заключительный этап эксперимента позволил нам установить положительную устойчивую динамику в развитии эстетического потенциала у обучающихся. Следовательно, с целью формирования структурных компонентов эстетического потенциала необходимо дать возможность младшим школьникам реализовывать свой потенциал в различных видах деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование средств различных видов декоративно-прикладного искусства;
- осуществление стимулирования интереса младших школьников к художественно-прикладной деятельности;
- систематическое и целенаправленное вовлечение младших школьников в самостоятельную творческую деятельность.
Таким образом, исследование дало положительный результат, а наша гипотеза подтверждена.
Проведенное нами исследование позволило изучить только небольшую часть одной из актуальнейших и серьезных проблем педагогической науки, какой является в наши дни развитие эстетического потенциала личности. В будущем мы планируем продолжить начатое нами исследование как в направлении увеличения спектра используемых средств, так и в направлении углубления психолого-педагогического обоснования полученных выводов и результатов исследования.
1. Алиев Ю.Б. Проблема эстетического развития личности школьника / Ю.Б. Алиев - М.: Педагогика, 1987. - 218 с.
2. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство (произведение народного искусства в собрании государственного русского музея) / И.Я. Богуславская - Ленинград: «Искусство», 1981. - 312 с.
3. Богусловская Н.Е. Веселый этикет / Н.Е. Богусловская, Н.А. Купина.- Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 192 с.
4. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры: методол. основы дискуссии в эстетике / А.И. Буров. - М.: Искусство. 1975. - 175 с.
5. Буткевич В.В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл.. воспитателей групп продленного дня, организаторов внекл. работы, руководителей кружков и студий народного творчества / В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова. - Минск: Пачатковая школа, 2008. - 144с. - (Б-ка «Печатковая школа»).
6. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В.И. Волынкин. - Ростов н/Д: феникс, 2007. - 441 с.
7. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии [Текст] / под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая шк., 1998. - 208 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психолог. очерк: кн. для учителя. - 3-е изд. / Л.С. Выгодский - М.: Просвещение, 1991. - 320 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. В.В. Дывыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
10. Голованова Н.Ф. Воспитание пространство продленного дня / Н.Ф. Голованова - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 160 с.
11. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова - СПб.: Речь, 2004. - 284 с.
12. Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство на уроках изобразительного искусства и трудового обучения / Е.Н. Губанова // начальная школа, 2004, № 7 - С. 86-88.
13. Ильинская И.П. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе кружковой деятельности (на материале кружка декоративно-прикладного искусства): учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.П. Ильинская; науч. ред. проф. И.Ф. Исаев. - Белгород: Изд-во Бел ГУ, 2005. - 200 с.
14. Ильинская И.П. Уроки макраме в начальной школе: формирование эстетической культуры: учеб. пособие / И.П. Ильинская - Белгород: изд-во Бел ГУ, 2006. - 184 с.
15. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В.С. Ильин - М.: Педагогика, 1984. - 55 с.
16. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе / М.С. Каган // Музыка в школе. - 1987. - № 4. - С. 28-32
17. Киященко Н.И. Сущность прекрасного / Н.И. Киященко - М.: Молодая гвардия, 1977.-192 с.
18. Киященко Н.И. Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе / Н.И. Киященко - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.
19. Костерин Н.П. Учебное рисование: учебное пособие для учащихся педагогических училищ / Н.П. Костерин - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984. -158 с.
20. Косогорова Л.В. Новые образовательные технологии преподавания народного и изобразительного искусства / Л.В. Косогорова // Начальная школа, 2004, № 4 - С. 87-90.
21. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 1999. - 512 с.
22. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие для студента высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр Академия, 2004, - 480 с.
23. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В.С. Кузин - М.: Просвещение, 1984. - 128 с.
24. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах / В.С. Кузин: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1979. - 135 с.
25. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе / В.С. Кузин - М.: Просвещение, 1977, - 230с., ил., 12л.
26. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекции: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФНК - 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.
27. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
28. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 5 т. / А.С. Макаренко. - Т.2. / Под общ ред. А. Терновского. - М.: Правда, 1971. - 384 с.
29. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: учеб. пособие / Э.И. Медведь. - М.: РОН,
2002. - 48 с.
30. Мещерякова Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций / Л.В. Мещерякова - дисс. канд. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 261 с.
31. Начальная школа Белгородчины. Из опыта работы учителей начальных классов. Выпуск 8. - Белгород: ИП Данилюк Л.П. «Сигма», 2012. - 459 с.
32. Научный потенциал личности и инновационные процессы в России: материалы Всерос. научн.-практ. конф. (Белгород, 11-12 мая 2010 г.) / отв. ред. И.Ф. Исаев. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. - 218 с.
33. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания: Книга для учителя. - 2-е изд., пераб. и доп. / Б.М. Неменский - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
34. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 тыс. слов / под ред. док. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой - 16 изд. испр. - М.: русс.яз. 1984. - 797 с.
35. История бумагопластики [Электронный ресурс] - Режим доступа:
URL: http://www. strogin.ru/eor/bumagoplastika/001/historyofpaperdesign.html,
дата обращения к электронному ресурсу: 14.11. 2017.
36. Пантелеев Г.Н. Декоративное искусство - детям: пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. / Г.Н. Пантелеев - М.: «Просвещение», 1976 - 142 с.
37. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 2006. - 640 с.
38. Печко Л. П. Эстетическая деятельность в системе эстетической культуры старшеклассников / Л. П. Печко // Проблемы эстетического воспитания подростков. - М.: 1994. - С. 45-52
39. Президент Д.А. Медведев об образовании: послание
Федеральному собранию [Электронный ресурс] / Российский общеобразовательный портал. - 2008. - Режим доступа:
URL:http://www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=56774 дата обращения к
электронному ресурсу: 11. 02. 2017.
40. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / под ред. заслуженного деятеля науки РФ, докт. пед. наук, проф. П.И. Пидкасистого - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544 с.
41. Разумный В.А. Драматизм бытия или обретения смысла Москва /
В.А. Разумный: изд. «Пихта», 2000, - С. 288-338.
42. Репринцев А.В. Учителю об эстетическом воспитании младших школьников / А.В. Репринцев - Курск: изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 1998. - 155с.
43. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 3-е изд., доп. и перераб. -М.: АГАР, 2000. - 256 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1 / С.Л. Рубинштейн; сост.: К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинскай; АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. - 485 с.
45. Самохина В.Н. Эстетическое воспитание: вопросы методологии и критики / В.Н. Самохина - М.: Мысль, 1985. -208 с.
46. Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы / под ред. В.Д. Симоненко. - М.: «Вентана- Граф», 2000. - 136 с.
47. Ситникова М.И. Культура самореализации преподавателя вуза в педагогической деятельности: монография / М.И. Ситникова. - Москва; Белгород: Изд-во Бел ГУ, 2007. - 280 с.
48. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр. / М.И. Ситникова. - Белгород: изд- во Бел ГУ, 2006. - 320 с.
49. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе / В.К. Скатерщиков. - М.: Знание, 1974. - 93 с.
50. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-пресс, 2000. - 512 с.
51. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2004. - 576 с.
52. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности / С.Д. Смирнов - М.: «Академия», 2001. - С. 153¬156.
53. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву / М.С. Соколова - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 50 с.
54. Современные тенденции развития теории и практики дошкольного и начального школьного образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 20-21 октября 2010 г.) Белгород: Изд-во «ПОЛИТЕРРА», 2010. - Ч.1. - 446 с.
55. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. М.: Изд-во Ин-та практ. Психологии; Воронеж: МОДЕК, 1998. - 544 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.standart.edu.ru,дата обращения к электронному ресурсу: 12.12.2017.
57. Бойко Е.В. Программа по декоративно-прикладному искусству
«Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интернат» [Электронный ресурс] / Е.В. Бойко - Режим доступа. - URL: http://festival.1september.ru/articles/589029/ дата обращения к
электронному ресурсу: 11.10.2017.
58. Философский энциклопедический словарь; 2 изд. ред. коллегия С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-оголы, В.С. Степин и др. - М.: «Советская энциклопедия», 1989 - 564 с.
59. Художественное образование: проблемы, перспективы:
материалы Международной научно-практ. конф. (г. Белгород, 28-30 сентября 2009 г.) / отв. ред О.В. Муромцева. - Белгород: изд-во БелГУ, 2009. -246 с.
60. Логинова Н.А. Ананьев Б.Г. - выдающийся ученый в истории отечественной психологии / Н.А. Логинова. - Алматы, 1999. - 226 с.
61. Шафиков М.Т. Потенциал: сущность и структура / М.Т. Шафиков // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - №1. - С. 236-245.
62. Щебетенко А.И. Психологически тесты для лидера коллектива /
A. И. Щебетенко - М., ТЦ Сфера, 2005. - 160 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
63. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова - М.: Просвещение,1979.- 165 с.
64. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе / И.К. Щеблыкин,
B. И. Романина, И.И. Кагакова. - М.: «Просвещение», 1983. - 160 с., ил.
65. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова.- М.: Педагогическое сообщество России, 2002.- 224с.
66. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 223 с.
67. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / сост. Г.С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
68. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон - М..: Искусство, 1964. - 86 с.
69. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности: учебно-методическая литература / Е.Л. Яковлева. - М.: московский психолого-социальный институт: Флинта, 1997. - 224 с.