Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка стоимости бизнеса, на примере ОАО «Экстра М»

Работа №6777

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

анализ хозяйственной деятельности

Объем работы81 стр.
Год сдачи2005
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1199
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА 6
1.1. Понятие, цели и принципы оценки стоимости предприятия 6
1.2. Методология оценки бизнеса 14
1.3. Механизм и основные этапы оценки стоимости бизнеса 24
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 28
2.1. Проблемы объективности внутренних и внешних источников информации, используемых для оценки предприятий 28
2.2. Расчет ставки дисконтирования 31
2.3. Использование необходимых поправок и корректировок 36
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЭКСТРА М» 45
3.1. Описание объекта оценки 45
3.2. Анализ финансового состояния ОАО «Экстра М» 47
3.4. Процесс оценки в рамках доходного подхода 53
3.5. Оценка стоимости компании с использованием имущественного подхода 65
3.6. Согласование результатов. Вывод итоговой стоимости 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
ЛИТЕРАТУРА 80




Оценка представляет собой один из ключевых разделов науки о корпоративных финансах. Предметом корпоративных финансов является принятие финансовых решений, включающих ответы на следующие вопросы:
• Финансировать тот или иной инвестиционный проект или нет?
• Если финансировать, то за счет каких источников — внутренних или внешних, например за счет выпуска ценных бумаг?
• Если будут использоваться внешние источники, то что целесообразнее выпустить — акции или облигации?
• По какой цене следует размещать выпускаемые бумаги?
• Имеет ли смысл поглощать ту или иную компанию? Если да, то по какой цене?
• Чем лучше расплачиваться при поглощении — деньгами или ценными бумагами (здесь мы упираемся в вопрос о том, завышена ли или занижена цена ценных бумаг компании в настоящее время на рынке по сравнению со «справедливой» стоимостью)?
Появление оценочной деятельности в России в 90-х годах 20-го столетия было обусловлено кардинальными экономическими преобразованиями, которые происходили в период становления рыночной экономики. Одному из важнейших ее направлений оценке бизнеса, до сих пор уделяется не столь много внимания, как этого требуют происходящие в современной российской экономике процессы. Методологическая база для оценки предприятий в условиях российской практики уже создана и можно надеяться, что в ближайшие годы по мере роста экономики РФ, развития отечественного фондового рынка и осознания важности и необходимости проведения оценки, данный вид деятельности продолжит свое развитие.
Трудности, связанные с отсутствием тщательно разработанной нормативной базы, определяющей не только стандарты расчетов рыночной стоимости предприятий и пакетов акций, но и финансовой деятельности российских компаний, особенно на фондовом рынке, осложняют развитие российской экономики. Постоянные катаклизмы на фондовом рынке приводят к дисбалансу всей экономики. Поэтому, пожалуй, актуальность данной темы затрагивает не только сферу оценочной деятельности, но и всю экономику страны.
К сожалению столь важная и сложная проблема не получила теоретического обоснования в России. Сегодняшние оценщики вынуждены пользоваться зарубежным опытом оценки бизнеса и пакетов акций, подчас не понимая необходимости учета российской специфики. Это во многом приводит к получению неточных результатов в оценке и предопределяет острую проблемность данной области оценки в России.
В данном исследовании были рассмотрены и проанализированы сложившиеся мировые теории и взгляды по оценке компаний, различные методы оценки и их выделение в три общих подхода. Подробно рассмотрены методологические основы всех трех используемых в теории оценки подходов:
• Затратного;
• Сравнительного;
• Доходного.
Помимо этого, в настоящей работе приведен ряд наиболее типичных проблем и способов их решений, возникающих в процессе оценки компаний в условиях российской практики. Среди наиболее важных и наиболее часто встречаемых в процессе оценки бизнеса проблем были выделены следующие:
• Проблемы объективности используемых внешних и внутренних источников информации;
• Вопросы выбора метода и расчета ставки дисконтирования ;
• Вопросы применения и расчета корректировок (премий и скидок) стоимости бизнеса (пакета акций).
Особое внимание уделено практическому использованию, представленных в настоящем исследовании, подходов и методов на примере конкретной российской компании. В качестве объекта для анализа, проводимого в рамках настоящего исследования, было выбрано российское предприятие пищевой отрасли ОАО «Экстра М». Данное предприятие является крупнейшим производителем макаронных изделий на территории Московского региона и одним из крупнейших в России. В настоящее время ОАО «Экстра М» входит в состав вертикально-интегрированного агропромышленного холдинга «Агрос». Выбор объекта оценки был обусловлен следующими факторами:
• Объем доступной исходной информации, необходимый для применения наибольшего количества походов и способов расчета стоимости бизнеса;
• Размер предприятия и масштаб деятельности, достаточные для проведения максимально полного анализа;
• Наличие у предприятия нематериальных активов для применения способов для их оценки.
Для целей обоснования результатов и максимальной наглядности в практической части данной работы, помимо информации, полученной непосредственно от оцениваемой компании, было использовано значительное количество внешних российских и зарубежных источников (материалы отраслевых маркетинговых и финансовых агентств, отчетность эмитентов аналогичной подотрасли, статистическая информация крупных зарубежных научно-исследовательских институтов).



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С точки зрения оценочной деятельности, стоимость компании постепенно становится критерием оценки эффективности ее работы. Этот подход, с одной стороны, дает определенные преимущества, поскольку укрепляет доверие со стороны иностранных инвесторов, с другой стороны, – связан с риском, так как оценка компаний требует большого количества надежной информации. Для большинства развивающихся экономических систем стоимость компании пока не является общепризнанным показателем эффективности деятельности компании.
Иностранные корпорации все более активно стремятся приобретать или заключать союзы с российскими компаниями. Внутри страны по мере появления более точной информации и развития высокопрофессиональных стратегических инвесторов само понятие стоимости получает совсем иное значение. Благосостояние этих игроков произрастает из максимального увеличения стоимости компании, достигаемой за счет творческого подхода к стратегическим решениям, приобретения специальных навыков, способности принимать своевременные решения и возможности их реализации.
Оценка реальной и долгосрочной стоимости имеет безусловное позитивное значение для России. Концентрация внимания и усилий на максимизации стоимости компании имеет большое позитивное значение для всех игроков на российском рынке. Также стоимость компании является лучшим из критериев оценки как эффективности деятельности самой компании, так и оценки ее акций.
Расчет рыночной стоимости в современной экономике необходим в силу следующих причин:
• оценка (или определение) рыночной стоимости позволяет продавцу или покупателю «выставить» товар по наиболее реальной цене, так как рыночная стоимость учитывает не только и не столько индивидуальные затраты и ожидания, но ситуацию на рынке в целом, ожидания рынка, общеэкономические тенденции развития, оценку данного объекта со стороны рынка;
• знание величины рыночной стоимости позволяет собственнику объекта оптимизировать процесс производства, при необходимости приняв ряд мер, направленных на увеличение рыночной стоимости объекта, на сохранение разрыва между индивидуальной (внутренней) и рыночной стоимостью в случае превышения последней;
• периодическая рыночная оценка стоимости позволяет повысить эффективность управления и, следовательно, предотвратить банкротство и разорение;
• покупателю-инвестору оценка стоимости помогает принять верное эффективное инвестиционное решение;
• оценка стоимости в макроэкономическом аспекте является одним из рычагов управления и регулирования экономики со стороны государства, особое значение оценка имеет при управлении государственной и муниципальной собственностью.
Важно отметить, что на практике существуют различные факторы, влияющие на стоимость. К ним относятся:
• размер чистых активов компании;
• рентабельность, прибыльность, ликвидность компании;
• цена, которую может заплатить покупатель;
• экономические условия и риски, присущие конкретной отрасли или отдельной компании;
• общеэкономическая обстановка в стране.
К сожалению, несовершенство российского законодательства приводит ко многим разногласиям и несоответствиям, в значительной мере усложняющим процесс оценки. Несмотря на это, анализ зарубежной теории оценки позволяет перенять некоторые методики оценки бизнеса у нас в России, однако не всегда следует придерживаться четкого следования западному делению.
Применение всех методов заканчивается выведением итоговой величины стоимости. Итоговая величина рыночной стоимости рассчитывается на основе применения метода математического взвешивания или метода субъективного взвешивания. Однако оценочная практика свидетельствует, что чаще всего используется метод математического взвешивания.
Специфическим моментом в оценке пакетов акций является то, что сам процесс оценки не заканчивается на выведении итоговой величины рыночной стоимости. К этой величине осуществляются поправки и корректировки. Таким образом, чтобы оценить компанию (бизнес) или пакет акций, надо предпринять следующие шаги:
• провести анализ деятельности компании в прошлом;
• определить срок жизни предприятия (период расчета);
• спрогнозировать основные показатели деятельности предприятия;
• выработать основные сценарии будущего функционирования предприятия;
• оценить стоимость предприятия по каждому из разработанных сценариев;
• адекватно интерпретировать полученные результаты.
Рассмотренные выше методики оценки представляют собой зарубежный опыт, который практически в полном объеме и без изменений перекладывается на российскую практику. Это вызывает большое количество сложностей в процессе оценки в российских условиях. В результате анализа были выявлены следующие проблемы, возникающие в процессе оценки:
1. Недостоверное отражение финансовых показателей деятельности компании в бухгалтерской документации.
2. Сокрытие достоверной информации о финансовом состоянии компании от оценщиков.
3. Выбор соответствующего метода определения ставки дисконтирования и корректность расчетов.
4. Проблема «двойного учета» и «двойных цен», возникающих в связи с неразвитой системой налогообложения в стране.
5. В отличие от зарубежных стран в России слишком мала доля компаний, чьи акции котируются на фондовой бирже, что не позволяет применять сравнительный подход.
6. Недостаточная информационная обеспеченность.
7. Нестабильность экономической ситуации, сильно увеличивающей риски в стране, что в значительной мере усложняет процесс расчета ставки дисконтирования.
Решение этих проблем предопределяет основные направления совершенствования механизма оценки компаний. При этом проблемы носят глобальный характер. Соответственно, и решение их должно осуществляться на макроэкономическом уровне. Характер вышеуказанных проблем по своей сути затрагивает все сферы экономики и, соответственно, решение их на правительственном уровне будет носить долгосрочный характер. Из всего вышесказанного можно сформулировать следующие направления совершенствования механизма оценки предприятий:
1. Совершенствование налоговой системы.
2. Создание таких условий деятельности для российских компаний, которые позволили бы без ущерба для их финансового состояния осуществлять все отчисления в бюджет и во внебюджетные фонды.
3. Дальнейшее совершенствование системы законодательства в области оценки.
4. Совершенствование систем и законодательных основ деятельности на финансовом рынке.
5. Дальнейшее развитие и поддержание возникающих информационных агентств, таких, как АК&М, позволяющих получать достаточно полную информацию о российских и зарубежных компаниях.
6. Стабилизация российской экономики.
Таким образом, зарубежных методик много, но их прямое применение на практике не всегда дает верный результат. Поэтому прежде чем оценка станет повседневной практикой, российские ученые - экономисты, занимающиеся вопросами оценки, должны позаботиться о разработке российской теории оценки, учитывающей как достижения зарубежных специалистов, так и особенности российских реалий.



1. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года за № 208 - ФЗ.
2. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года за № 39 -ФЗ.
3. Федеральный закон "Об оценочной деятельности" от 29 июля 1998 года за №135- ФЗ.
4. Бирман Г., Шмидт С. - Экономический анализ инвестиционных проектов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ.
5. Бригхем Ю., Гапенски Л. - Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х томах. - СПб.: Экономическая школа, 1997
6. Бромвич Майкл. – Анализ экономической эффективности капиталовложений. – М.: Инфра –М, 1996.
7. Валдайцев С.В. – Оценка бизнеса и инноваций. М.: информационно – издательский дом «Филин», 1997.
8. Ван Хорн Дж. К. – Основы управления финансами. – М.: Финансы и статистика, 1997.
9. Гитман Дж. Лоренс, Джонк Д Майкл. – Основы инвестирования. – М.: издательство «Дело», 1997.
10. Грязнова А.Г., Федотова М.А., Эскиндаров М. А. – Оценка стоимости предприятия (бизнеса) – М.: «Интерреклама», 2003.
11. Григорьев В.В. – Оценка и переоценка основных фондов. – М.: Инфра – М, 1997.
12. Григорьев В.В., Федотова М.А. – Оценка предприятия: теория и практика. – М.: Инфра –М, 1997.
13. Григорьев В.В., Островкин И.М. – Оценка предприятий. Имущественный подход. – М.: издательство «Дело», 1998.
14. Десмонд М. Гленн, Келли Э. Ричард. – Руководство по оценке бизнеса. – М.: РОО, Академия оценки, 1996.
15. Ковалев А.И., Привалов В.П. – Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.
16. Ковалев А.П. – Как оценить имущество предприятия. – М.: Финстатинформ, 1996.
17. Козырев А.Н. – Оценка интеллектуальной собственности. – М.: Экспертное бюро – М, 1997.
18. Количественные методы финансового анализа. / Под ред. Брауна С. Дж„ Крицмена М.П. -М.: Инфра - М, 1996.
19. Общая теория статистики / Москва /Финансы и статистика / 1997.
20. Основы бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Финансово-экономический анализ. / Внешэкономбанк / Москва, 1995.
21. Пратт Ш.П. // Оценка бизнеса. Анализ и оценка закрытых компаний // М., 1994.
22. Теория и практика антикризисного управления. / Под ред. Беляева С.Г., Кошкина В.И. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
23. Финансовый анализ / В.В.Ковалев / Москва / Финансы и статистика, 1997.
24. Хелферт Э. - Техника финансового анализа. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
25. Черняк В.З. // Оценка бизнеса // М., Финансы и статистика, 1996.
26. Авалян К.Г., Чернущенко Н.М. - Оценка стоимости неконтрольного пакета акций. -//Инвестиционный эксперт, 1998, декабрь.
27. Иванов А. М., Маркин И. В., Перевозчиков А.Г. – Доходный подход для определения стоимости пакетов акций (долей) акционерных обществ различного типа. - //Вопросы оценки, 1998, №3.
28. Козырь Ю.В. – «Применение теории опционов в практике оценки акций и активов»// Рынок ценных бумаг, №11(146), 1999.
29. Кузнецов С. - Новое в оценке стоимости компаний за рубежом. - //Финансовая газета. 1998, №44.
30. Тазихина Т.В., Артемьев Д.Ю. / Особенности учета инвестиционных условий при оценке акций приватизируемых компаний / Московский оценщик, № 3, март 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ