Введение
Глава 1. Теоретические основы мер по повышению рентабельности деятельности предприятия
1.1. Экономическое содержание понятия рентабельности 6
1.2. Меры по повышению рентабельности предприятия 12
1.3. Зарубежный опыт мер по повышению рентабельности предприятия 23
Глава 2. Экономическое обоснование мероприятий по повышению деятельности предприятия ОАО «Валуйский ликеро-водочный завод» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 33
2.3. Разработка проекта по повышению рентабельности деятельности
предприятия 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Рентабельность - это экономический показатель, характеризующий доходность, эффективность предприятия или любой другой коммерческой организации. Также он характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности (13, 12).
Для инвесторов, которые собираются вложить деньги в предприятие или организацию показатель рентабельности играет важную роль. Это показатель является более надежным индикатором, чем показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Отрицательные показатели рентабельности говорят об убыточной деятельности предприятия.
Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения эффективности производства в первую очередь на микроуровне, т.е. на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.
В течение производственного цикла на уровень рентабельности влияют различные факторы, как внутренние, так и внешние. Для того чтобы организации предотвратить воздействие негативных факторов на результаты их деятельности, необходимо постоянное совершенствование мер по повышению рентабельности предприятия.
О том, какие есть пути оптимизации и уменьшения затрат на производство товаров и услуг, какое новое оборудование внедрить и какие технические решения принять зависит эффективность деятельности предприятия (12, 34).
Задачей данной дипломной работы является следующее: изучение рентабельности предприятия и мероприятий по ее повышению.
Наибольший вклад в изучение совершенствования мер по повышению рентабельности предприятия внесли: Л. Ф. Бердникова, А. А. Бердников, А. Г. Грязнова, А. И. Дружинин, А. И. Волкова и другие.
Цель работы состоит в совершенствование мер по повышению рентабельности предприятия.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
- Изучение теоретических основ мер по повышению рентабельности предприятия.
- Изучить организационно-экономическую характеристику
предприятия, сделать анализ финансово-хозяйственной деятельности и выявить проблемы, которые существуют на предприятии.
- Разработать проект по повышению рентабельности деятельности предприятия.
Предмет исследования - рентабельность предприятия и пути ее повышения.
Объект исследования - Открытое Акционерное Общество «Валуйский ликеро-водочный завод».
Завод является одним из старейших предприятия по производству ликеро-водочной продукции. Ассортимент ликеро-водочной продукции ОАО "Валуйский ЛВЗ" составляет более 20 наименований, широко известных и полюбившихся не только внутри Белгородской области, но и за ее пределами. ОАО «Валуйский ЛВЗ» является одним из современных представителей ликеро-водочной индустрии, который оснащен последними технологиями, техническими и научными достижениями (50).
Теоретической и методологической основой написания дипломной работы послужили материалы экономической и статистической литературы.
Работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и дополнена приложениями.
Во введении раскрыта актуальность данной темы работы, определены цель и основные задачи, объект и предмет исследования, степень изученности проблемы, кратко охарактеризована структура работы.
В первой главе рассмотрено экономическое содержание понятие рентабельности, отечественный и зарубежный опыт мер по повышению рентабельности предприятия.
Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика предприятия, проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности и разработан проект по повышению рентабельности деятельности предприятия.
В заключении сформулированы основные выводы по проведённой работе.
Методы исследования, используемые в дипломной работе - метод системного подхода, аналитический и статистический, метод аналогий и сравнений, табличный и графический методы.
Основными источниками информации для проведения исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам совершенствования мер по повышению рентабельности предприятия, использовалась бухгалтерская отчетность предприятия за 2013-2015 год, а также устав предприятия и пояснительная записка за 2015 год.
Целью выпускной квалификационной работы являлось: совершенствование мер по повышению рентабельности предприятия.
В ходе написания дипломной работы были рассмотрены следующие вопросы:
- изучены теоретические основы мер по повышению рентабельности предприятия;
- изучена организационно-экономическая характеристика предприятия;
- проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- разработан проект по повышению рентабельности деятельности предприятия.
При совершенствовании мер по повышению показателей рентабельности необходимо учитывать, что на деятельность компании оказывают влияние различные факторы, как внутренние, так и внешние. Для того, чтобы организации предотвратить воздействие негативных факторов на результаты их деятельности, необходимо постоянное их совершенствование.
Доля ОАО «Валуйский ликеро-водочный завод» в производстве ликероводочной продукции на рынке Белгородской области имеет тенденцию к снижению. В 2014 году этот показатель по сравнению с 2013 годом сократился на 7,9%, а в 2015 году по сравнению с 2014 на -1%. Это связано с падением спроса на алкогольную продукцию. На падение спроса алкогольной продукции сказывается ежегодная индексация ставок акциза, что вызывает ежегодное удорожание конечного продукта, и, как следствие, делает эту продукцию у добросовестного производителя неконкурентоспособной (49).
Анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что выручка предприятия в 2014 году сократилась на 28,7 % или на (-129907) тыс. руб. В 2015 году она сократилась на 4,7 % или на (-15 258) тыс. руб. Себестоимость продаж в 2014 году сократилась на 28 % или на (-108 863) тыс. руб. по сравнению с 2013 годом. В 2015 году она увеличилась на 8.8 % или на 24411 тыс. руб. Чистая прибыль (убыток) до налогообложения в 2014 году сократилась на 265 % или на (-179,12) тыс. руб. по сравнению с 2013 годом. В 2015 году этот показатель увеличился на 179 % или на 27563,00 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом.
Анализ рентабельности показал, что рентабельность продаж имеет отрицательную динамику, это означает, что сумма прибыли компании с каждого рубля проданной продукции сокращается. Рентабельность производства также в 2015 сократилась по сравнению с 2014 годом на 5,1%.
Для повышения рентабельности предприятия предлагается замена 1 линии по розливу минеральной воды «Крещенский родник на ледниковой воде» и «Аква Футури ВК» на полностью автоматизированную.
После внедрения этого проекта снизятся следующие затраты:
- экономия расходов на Заработную плату и страховые взносы во внебюджетные фонды в результате увеличения нормы обслуживания и условного высвобождения рабочих;
- снизятся потери брака на производстве;
- снизятся затраты на обслуживания линии.
Суммарная экономия в год составит 1375353,3 руб.
Расчет NPV показал, что срок окупаемости проекта составляет 1 год и 8 дней.
После внедрения проекта выручка предприятия увеличится на 2125440 руб., валовая прибыль на 297293,3 руб., себестоимость продукции снизится на 847353,3 руб., рентабельность производства возрастет на 1,2%, а рентабельность продаж (по валовой прибыли) на 1,24%.
1. Авдиенко, О. Б. Маркетинг [Текст]: учеб.пособие / О. Б. Авдиенко. - М.: Изд-во Наука, 2011. - 165 с.
2. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии [Текст]: учеб.пособие / А. П. Агарков. - М.: Изд-во Дашков и Ко, 2013. - 105 с.
3. Артеменко, В. Г. Экономический анализ [Текст]: учеб.пособие / В. Г. Артеменко, Н. В. Анисимова. - М.: Изд-во КноРус, 2013. - 288 с.
4. Белоусова, С. Н. Маркетинг [Текст]: учеб.пособие / С. Н. Белоусова. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2010. - 381 с.
5. Бердникова, Л. Ф. Методология анализа ресурсного потенциала организации - основа повышения эффективности ее функционирования [Текст]: учеб.пособие / Л. Ф. Бердникова. - Самара: Изд-во Вестник, 2011. - 125 с.
6. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации [Текст]: курс лекций / Н. В. Борушко. - Минск: Изд-во БГТУ, 2012. - 306 с.
7. Васильева, Э. К. Статистика [Текст]: учеб.пособие / Э. К. Васильева, В. С. Лялин. - М.: Изд-во ИНФРА - М, 2012. - 111 с.
8. Вишняков, В. А. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб.пособие / В. А. Вишняков, В. И. Гончаров - М.: Изд-во МИУ, 2011. - 239 с.
9. Волкова, В. П. Экономика предприятия [Текст]: учеб.пособие / В. П. Волкова, А. И. Ильин, В. И. Станкевич. - М.: Изд-во Новое издание, 2012. - 677 с.
10. Волкова, О. И. Экономика предприятия [Текст]: учеб.пособие / О. И. Волкова. - М.: Изд-во Финансы и статистика, 2011. - 172 с.
11. Герасимова, Е. Б. Экономический анализ: Задания, ситуации, руководство по решению [Текст]: учеб.пособие / Е. Б. Герасимова, Е. А. Игнатова. - М.: Изд-во Форум, 2011. - 176 с.
12. Горемыкин, В. А. Планирование на предприятии [Текст]: учебник / В. А. Горемыкин. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 696 с.
13. Грекул, В. И. Организация ИТ-аутсортинга [Текст]: учеб.пособие / В. И. Грекул, Н. Л. Коровин, - М.: Изд-во Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. - 200 с.
14. Грязнова, А. Г. Финансы и статистика [Текст]: учебник / А. Г. Грязнова, М. Л. Седова. - М.: Изд-во Финансы и статистика, 2012. - 234 с.
15. Губина, О. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: учеб.пособие / О. В. Губина, В. Е. Губин. - М.: Изд-во Форум, 2012. - 192 с.
16. Гугелев, А. В. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб.пособие / А. В. Гугелев, - М.: Изд-во Дашков и К, 2011. - 335 с.
17. Елисеева, Т. П. Экономика и анализ деятельности предприятия [Текст]: учебник / Т. П. Елисеева, М. Д. Молев, Н. Г. Трегулова. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2011. - 233 с.
18. Дружинин, А. И. Управление рентабельность предприятия [Текст]: учебник / А. И. Дружинин, О. Н. Дунаев. - Екатеринбург: Изд-во ИПК УГТУ, 2010. - 263 с.
19. Жиляков, Д. И. Финансово-экономический анализ (предприятие, банк, страховая компания) [Текст]: учеб.пособие / Д. И. Жиляков. - М.: Изд-во КноРус, 2012. - 368 с.
20. Иванов, И. Н. Экономический анализ деятельности предприятия [Текст]: учеб.пособие / И. Н. Иванов. - М.: Изд-во НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 348 с.
21. Ионова, А. Ф. Финансовый анализ [Текст]: управление финансами: учеб. пособие / А. Ф. Иванова, Н. Н. Селезнева. - М.: Изд-во ЮНИТИ-Дана, 2012. - 132 с.
22. Ивашкова, Н. И. Управление маркетингом [Текст]: учеб.пособие / Н. И. Ивашкова. - М.: Изд-во Феникс, 2011. - 176 с.
23. Казакова, Н. А. Экономический анализ [Текст]: учеб.пособие / Н. А. Казакова. - М.: Изд-во ИНФРА-М, 2013. - 343 с.
24. Климова, Н. В. Экономический анализ (теория, задачи, тесты, деловые игры) [Текст]: учеб.пособие / Н. В. Климова. - М.: Изд-во Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 287 с.
25. Карпов, А. Л. Конкурентное пространство предприятия и отрасли [Текст]: учебник / А. Л. Карпов.- Омск.: Идв-во ОмГУ, 2011. - 205 с.
26. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия [Текст]: учебник / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецова, Т. Е. Платнова. - М.: Изд-во Юрайт, 2014. - 154 с.
27. Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учеб. пособие / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. - М.: Изд-во ТК Велби, 2010. - 271 с.
28. Когденко, В. Г. Экономический анализ [Текст]: учеб.пособие / В. Г. Когденко. - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 392 с.
29. Кондратьев, В. И. Анализ рентабельности деятельности предприятия [Текст]: учеб.пособие / В. И. Кондратьев. - М.: Изд-во Дело и сервис, 2010. - 319 с.
30. Косолапова, М. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб.пособие / М. В. Косолапова, В. А. Свободин. - М.: Изд-во Дашков и К, 2014. - 147 с.
31. Крылов Э. И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции [Текст]: учеб.пособие / Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журакова. - М.: Изд-во Финансы и статистика, 2011. -717 с.
32. Лукаш, Ю. А. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути ее повышения [Текст]: учебник / Ю. А. Лукаш. - М.: Изд- во Флинта, 2012. - 32 с.
33. Любушин, Н. П. Экономический анализ [Текст]: Учебник для студентов вузов / Н. П. Любушин. - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 575 с.
34. Маркарьян, Э. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб.пособие / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. - М.: Изд-во КНОРУС, 2012. - 536 с.
35. Нечитайло, А. И. Экономика предприятия [Текст]: учебник / А. И.
Нечитайло, А. Е. Карлик. - М.: Изд-во Проспект, 2011. - 54 с.
36. Охорзина, Ю. О. Китайский маркетинг: обзор приемов привлечения потребителей [Текст]: учебник / Ю. О. Охорзина, - М.: Изд-во Наука, 2014. - 121 с.
37. Переверзев М. П. Предпринимательство и бизнес [Текст]: учеб.пособие / М. П. Переверзев, А. П. Лунева. М.: Изд-во Финансы и статистика, 2011. - 145 с.
38. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности[Текст]: учеб.пособие / Г. В. Савицкая. - Минск: Изд-во РИПО, 2012. - 321 с.
39. Синяев, В. В. Маркетинг аутсортинга - функция менеджмента современной компании: проблемы, теория, практика [Текст]: учеб.пособие /
В. В. Синяев. - М.: Изд-во Дашков и К, 2015. - 208 с.
40. Синяева, И. М. Маркетинг в коммерции [Текст]: учеб.пособие / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - М.: Изд-во Дашков и К, 2011. - 543 с.
41. Стражев, В. И. Теория анализа хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. пособие / В. И. Стражев. - Минск: Изд-во Высшая школа, 2014. - 32 с.
42. Толпегина, О. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб.пособие / О. А. Толпегина, Н. А. Толпегина. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. - 672 с.
43. Турманидзе, Т. У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: учебник / Т. У. Турманидзе, - М.: Изд-во Экономика, 2011. - 478 с.
44. Фролова, Т. А. Экономика предприятия [Текст]: учеб.пособие / Т. А. Фролова. - Таганрог: Изд-во ТТИ ФЮУ, 2012. - 21 с.
45. Чечевицына, Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учеб.пособие / Л. Н. Чечевицына, К. В. Чечевицын. - М.: Изд-во Феникс, 2014. - 122 с.
46. Шаркова, А. В. Экономика организации [Текст]: учеб.пособие / А. В. Шаркова, Л. Г. Ахметшина. - М.: Изд-во Дашков и К, 2014. - 125 с.
47. Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа [Текст]: учеб.пособие / А. Д. Шеремет. - М.: Изд-во ИНФРА-М, 2011. - 352 с.
48. Интерфакс / Сайт раскрытия информации [Электронный ресурс]: Отрытое акционерное общество Валуйский «ликеро-водочный завод». - Режим доступа:http: //www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx? id= 15983.
49. Росстат / Сайт раскрытия информации [Электронный ресурс]: Отрытое акционерное общество Валуйский «ликеро-водочный завод». - Режим доступа:http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=15983.
50. ОАО «Валуйский ликеро-валуйский завод»» / официальный сайт предприятия [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://www.vallvz.ru/home/.