Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВЫШИВАНИЮ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Работа №67744

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
271
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития внимания младших школьников при обучении вышиванию на уроках технологии 7
1.1. Сущность понятия «внимание» и его отражение в
современной психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития внимания у младших школьников 15
1.3. Методы и приемы развития внимания младших школьников
при обучении вышиванию на уроках технологии 21
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию внимания младших школьников при обучении вышиванию на уроках технологии 32
2.1. Диагностика уровня развития внимания у учащихся
экспериментального класса 32
2.2. Проектирование экспериментальной работы по развитию
внимания младших школьников при обучении вышиванию на уроках технологии 38
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение 57 


Изучение внимания младших школьников становится в настоящее время все более актуальной проблемой. Данная тенденция обусловлена прежде всего тем, что успех учебно-воспитательной работы зависит от того, в какой степени учитель владеет вниманием учащихся на уроке. Так Ф.Н. Гоноболин утверждает, что процесс обучения сможет осуществляться только при наличии внимания, так как без него не может усвоиться учебный материал (Гоноболин, 1972).
Внимание играет важную роль в учебно-воспитательном процессе и ре-гуляции интеллектуальной активности младших школьников. Оно занимает особое место среди остальных психических процессов и выступает незаме-нимой частью познания, которое подразумевает под собой постижение зако-номерностей объективного мира или приобретение знаний. Плохая сосредо-точенность внимания у младших школьников может способствовать плохой успеваемости. Оно по своей сущности является одним из факторов, влияю¬щих на ориентировочно-исследовательскую деятельность личности.
Внимание рассматривают и как функцию контроля, которая отслежи-вает соответствие умственных действий способам их выполнения. Развитие такого контроля способствует результативности любой деятельности млад-шего школьника. Оно необходимое условие выполнения любой деятельно¬сти, т.к. делает все наши психические процессы полноценными и помогает воспринимать вещи, предметы, явления, которые нас окружают.
На сегодняшний день мы наблюдаем высокий темп развития жизни, что способствует интенсивной разработке и внедрению в повседневную жизнь детей продуктов высоких технологий. В жизни детей практически ежедневно, в неограниченном временными рамками количестве, присут¬ствуют компьютеры, планшеты, телефоны - что мешает учебному процессу. Данные технологии непосредственно тем или иным образом воздействуют на внимание учащихся.
Развитие внимания в психологии изучено на данный момент в меньшей степени, чем его связь с другими психическими процессами, его действие на познавательную, интеллектуальную деятельность младших школьников. Это связано с тем что, данная тема очень обширна. И поэтому проанализировать и систематизировать все факты, которые связаны с развитием внимания младших школьников, является проблематичной задачей.
Проблема развития внимания у младших школьников изучалась такими учеными, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, М.С. Горбач, Н. Ф. Добры-нин, А.Г. Маклаков, И.В. Страхов и др.
В исследованиях Н.Ф. Добрынина и П.Я. Гальперина отмечено, что внимание существует лишь в деятельности, направляется и корректируется ее целями и задачами, регулирует динамику исполнения. Будучи всегда це-ленаправленным, оно выступает как ориентированность человека на конеч-ный результат деятельности.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особен-ную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика уроков технологии состоит в том, они строятся на уникальной психологиче-ской базе - предметно-практической деятельности, которая является в млад-шем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духов - ного, нравственного и интеллектуального развития (Алексеенко, 2011).
Уроки технологии занимают заметное место во всестороннем и гармо-ничном развитии личности младших школьников, так как они оказывают по-ложительное воздействие на разные структуры личности, в том числе на раз-витие внимания. Одним из видов художественно-творческой деятельности, который способствует развитию внимания, является вышивание. Процесс вышивания на уроках технологии не только интересный и увлекательный процесс, но и помимо развития внимания выполняет различные функции: воспитание усидчивости, внимательности, развитие аккуратности, умение доводить начатое дело до конца.
К сожалению, на данный момент проблема развития внимания млад¬ших школьников при обучении вышиванию на уроках технологии недоста¬точно изучена в методической литературе.
На основании вышесказанного была сформулирована проблема иссле-дования: каковы педагогические условия развития внимания младших школьников при обучении вышиванию на уроках технологии.
Решение проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития внимания младших школь-ников.
Предмет исследования - педагогические условия развития внимания младших школьников при обучении вышиванию на уроках технологии.
Гипотеза исследования: развитие внимания младших школьников при обучении вышиванию на уроках технологии будет эффективным если:
1) учащиеся самостоятельно планируют процесс выполнения учеб-ного задания;
2) используются различные методические приемы («преднамерен¬ные ошибки», сравнение, выделение главного и др.).
Задачи исследования:
1) изучить сущность внимания в современной психолого¬
педагогической литературе;
2) выявить педагогические условия развития внимания младших школьников при обучении вышиванию на уроках технологии;
3) провести диагностику уровня развития внимания у учащихся экспериментального класса;
4) спроектировать экспериментальную работу по развитию внима¬ния младших школьников при обучении вышиванию на уроках технологии.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и мето-дической литературы, изучение педагогического опыта, педагогический экс-перимент, тестирование, методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» г. Белгорода, 2 «А» класс.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введе-ния, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении рассмотрена актуальность темы исследования, степень разработанности данной темы учеными, поставлены цель и задачи, разрабо-тана гипотеза, указаны методы исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы развития внимания младших школьников при обучении вышиванию на уроках технологии, рас-крыта сущность понятия «внимание» и его отражение в современной психо-лого-педагогической литературе, выявлены педагогические условия развития внимания при обучении вышиванию на уроках технологии.
Во второй главе представлены результаты диагностики уровня разви-тия внимания у учащихся экспериментального класса, спроектирована экспе-риментальная работа по развитию внимания младших школьников при обу-чении вышиванию на уроках технологии.
В заключении подведены итоги исследования, сделаны соответству-ющие выводы.
Библиографический список содержит 55 источников.
В приложении помещены диагностические методики и планы-кон-спекты уроков технологии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность и значимость исследования внимания обусловлена тем, что от развития внимания зависит эффективность большинства аспектов дея¬тельности человека, включая учебную деятельность. Внимание является од¬ним из главных психических процессов, влияющих на успешность обучения младших школьников. Исследование показало, что внимание не может быть поставлено в один ряд с такими психическими процессами как ощущение, восприятие, мышление. При исследовании внимания следует учитывать, что качества внимания у одного и того же человека зависят от многих факторов: возможны колебания внимания в зависимости от утомления и общего состо¬яния организма, отношения человека к тому или иному виду деятельности, его эмоционального состояния.
Изучение внимания младших школьников при обучении вышиванию на уроках технологии является актуальной проблемой исследования. По нашему мнению это связано с тем, что внимание важно для успешного усво¬ения материала и его можно развивать с помощью использования различных методических приемов.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и прак-тические задачи: изучена сущность внимания в современной психолого-педагогической литературе; выявлены педагогические условия развития внимания младших школьников при обучении вышиванию на уроках техно¬логии; проведена диагностика уровня развития внимания у учащихся экспе¬риментального класса; спроектирована экспериментальная работа по разви¬тию внимания младших школьников при обучении вышиванию на уроках технологии.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что уровень развития внимания младших школьников являет¬ся важным компонентом его учебной деятельности.
В отечественной педагогике недостаточно полно исследованы педаго-гические условия развития внимания младших школьников при обучении вышиванию на уроках технологии.
Экспериментальная работа была проведена на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» г. Белгорода, 2 «А» класс.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточно высокий уровень развития внимания у учащихся экспериментального класса.
В ходе формирующего этапа эксперимента была спроектирована экс-периментальная работа по развитию внимания младших школьников при обучении вышиванию на уроках технологии.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования реше¬ны, цель достигнута. Гипотеза о том, развитие внимания младших школьни¬ков при обучении вышиванию на уроках технологии будет эффективным, ес¬ли: учащиеся самостоятельно планируют процесс выполнения учебного за¬дания; используются различные методические приемы («преднамеренные ошибки», сравнение, выделение главного и др.) нашла свое подтверждение в ходе проведения педагогического эксперимента.
Наше исследование не претендует на окончательное решение пробле-мы развития внимания младших школьников при обучении вышиванию на уроках технологии и может быть продолжено в дальнейшем.


1. Александрова Ю.Н. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Юлия Николаевна Александрова. - Москва, 2003. - 190 с.
2. Алексеенко Е.В. Современные требования к урокам технологии в начальной школе / Е.В. Алексеенко. - Орел: ОГОУ ПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей», 2011. - 92 с.
3. Алексеенко Е.В. Урок технологии в начальной школе и методические комментарии к нему / Е.В. Алексеенко // Начальная школа. -
2015. - № 12. - С.61-67.
4. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьников / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1964. - 198 с.
5. Балин В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с.
6. Башаева Т.В. Роль внимания в жизни школьника: энциклопедия воспитания и развития школьника / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 480 с.
7. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство , 1988. - 352 с.
8. Богомолов В. А. Тестирование детей / В.А. Богомолов. - Ростов- на-Дону, 2006. - 352 с.
9. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: учеб. пособие для студ. / В.В. Выгонов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 256 с.
10. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 452 с.
11. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин. - М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. - 400 с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания/ Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.
13. Годфруа Ж. Что такое психология?/ Ж. Годфруа. - М., 1992. - 120 с.
14. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск.: Харвест, 1998. - 246 с.
15. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф.Н. Гоноболин.- М.: Педагогика, 1972. - 54 с.
16. Гончарова Н.Е. Вышивка. Традиционные техники художественной вышивки: методическое пособие для руководителей кружков и студий декоративно-прикладного искусства / Н.Е. Гончарова. - М.: Ростов-на -Дону, 2015. - 64 с.
17. Гукасова А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах / А. М. Гукасова. - М.: Просвещение, 1977. - 175 с.
18. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных
учреждениях (методики, тесты, опросники) / Е.В. Доценко. - М.:
«Волгоград», 2007. - 48 с.
19. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания: учеб пособие / Н.В. Дубровинская. - М.: Психология, Просвещение, 1995. - 144 с.
20. Душков Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / Б.А. Душков. - М.: Педагогика, 2005. - 455 с.
21. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника/ О.Ю. Ермолаев. - М.: Педагогика, 2002. - 32 с.
22. Жолудева И.Н. Вышивка в начальной школе // «Копилкауроков» [Офиц.сайт.]. - URL https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlas si/presentacii/vyshivka_v_nachal_noi_shkolie / (дата обращения 13.04.2018)
23. Зайцева Г.А. Методика обучения вышивке крестом // «Vivat, academia!» [Офиц.сайт]. - URL http://academicon.ru/publ/metodika_vos pitanij a_i_obuchenij a/zaj ceva_g_a_metodika_obuchenij a_tekhnike_vyshivki_krest om/3-1-0-62 (дата обращения 12.05.2018).
24. Иовенко Е.Ю. Внимание как психологический ресурс /
Е.Ю. Иовенко // Молодой ученый. - 2012. - № 12. - С. 409 - 412.
25. Кирдяшкина Т.А. Методы исследования внимания: учебное пособие / Т.А. Кирдяшкина. - М.: «ЮурГУ», 1999. - 71с.
26. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. - М.: Минск, 2008. - 301 с.
27. Комарова Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Т.К. Комарова. - Гродно: ГрГУ, 2002 - 124 с.
28. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. - 296 с.
29. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии/ Н.И. Конюхов. - М.: «Речь», 1992. - 156 с.
30. Леонова С.Г. Развитие внимания детей младшего школьного возраста// «nsportal» [Офиц.сайт.]. - URL https://nsportal.ru/nachalnayashkola/ psikhologiya/2015/04/24/razvitievnimaniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/ (дата обращения 28.04.2018)
31. Лурия А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. - М.: Академия,
2001. - 224 с.
32. Маклаков А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
34. Немов Р.С. Психодиагностика: введение в научное
психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2016. - 631 с.
35. Немов Р.С. Психология: общие основы психологии / Р.С. Немов.
- М.: Просвещение, 1995. - 576 с.
36. Огромова Т.М. Изучение техники выполнения шва «вперед иголку с одним перевивом» // «Хостинг документов» [Офиц.сайт]. - URLhttps://doc4web.ru/tehnologiya/konspekt-uroka-po-trudovomu-obucheniyu- na-temuizuchenie-tehniki/ (дата обращения 01.05.2018).
37. Панферов В.Н. Психология: учебное пособие / В.Н. Панферов. - М.: Издательский дом «Питер», 2012. - 480 с.
38. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов: кн. для учителя по внеклассной работе / Г.И. Перевертень. - М.: Просвещение, 1990.
- 160 с.
39. Петрова Е.В. Педагогические условия развития произвольного внимания у детей младшего школьноговозраста в дидактических играх // «Молодой ученый» [Офиц. сайт]. - URL https://moluch.ru/archive/153/42439/ (дата обращения: 14.05.2018).
40. Петровский А.В. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.
41. Платонов К.К. Психологический практикум: учеб. Пособие / К. К. Платонов. - М.: Академия, 1995. - 362 с.
42. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. / Начальная школа / сост. Е. С. Савинов - 4-е изд.перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
43. Прихожаев Е.Д. Развиваем внимание у детей младшего
школьного возраста // «Тонус мозга» [Офиц.сайт]. - URL:
http://tonusmozga.ru/vnimanie-i-vnimatelnost/razvitie-vnimaniya-u- shkolnikov.html (дата обращения 12.0.2018).
44. Рагозина И.Б.. Примерная рабочая программа по учебному предмету технология 1-4 класс ФГОС / И.Б. Рагозина, Т.М. Мылова. - М.: «АкадемкнигаУчебник», 2015. - 96 с.
45. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учебник для пед. ин-тов / Л. Д. Столяренко. - М.:Феникс, 1999. - 414 с.
46. Страхов И.В. О психологической структуре внимания / И.В. Страхов. - М.: Вып.УШ. Саратов, 1976. - 95 с.
47. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения /
B. Д. Шадриков. - М.: Логос, 2001. - 134 с.
48. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза / В.Ф. Шаталов. - М.: Архангельск, 1990. - 383 с.
49. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения /
C. Т. Шацкий. - М.: Педагогика, 1980. - 304 с.
50. Шнуровозова Т.В. Вышиваем гладью цветы и картины / Т.В. Шнурузова. - М.: «ЛитРес», 2013. - 201 с.
51. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе /
Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2006. - 175 с
52. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2009. - 560с.
53. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 378 с.
54. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1997. - 416 с.
55. Якунин В.А. Обучение как процесс управления / В.А. Якунин. - М.: Ленинград, 1988. - 160 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ