Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ, ПРЫЖКОВ И ВРАЩЕНИЙ У ФИГУРИСТОК 9-10 ЛЕТ

Работа №67731

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
290
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 9-10 лет 6
1.2. Характеристика технической подготовки в фигурном катании 10
1.3. Особенности технической подготовки фигуристок 9-10 лет 18
Заключение по I главе 29
Глава 2. Методы и организация исследования 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 34
Заключение по II главе 36
Глава 3. Анализ результатов исследования и их обсуждение 37
3.1. Обоснование методики совершенствования видов 37
скольжения, прыжков и вращений у фигуристок 9-10 лет
3.2. Экспериментальные данные методики совершенствования 42
видов скольжения, прыжков и вращений у фигуристок 9-10 лет
Выводы 48
Практические рекомендации 51
Список использованной литературы 53
Приложения 60


Актуальность исследования заключается в том, что техника одиночных произвольных фигур и их композиция достигли в настоящее время исключительной высоты. Так, прыжки - не только в 2,5, но и в 3 оборота становятся рядовым явлением в программах фигуристов на состязаниях крупного масштаба, владение разнообразными каскадами прыжков, комбинациями шажков и вращений, труднейшими шаговыми комбинациями отличает мастеров одиночного произвольного катания. Так же повышаются требования к артистичности катания.
Техническая подготовка фигуриста является ведущей и направлена на освоение большого числа сложных двигательных навыков. Так например, обязательность чередования сторон и ног спортсмена, при выполнения поворотов является одной из черт, для повышения уровня элемента "дорожка шагов" во время исполнения соревновательных программ. Аккуратность и четкость представления шагов и поворотов в данном элементе, выполнение их без видимых усилий, должно сочетаться с хорошей амплитудой всего тела. Одним из наиболее сложных разделов фигурного катания являются многооборотные прыжки. Изменение положения тела спортсмена в пространстве, переход с толчковой на маховую ногу в полете, при выполнении прыжков со сменой ног, и самое главное удержание группировки в воздухе на нужное количество оборотов за доли секунды, требует колоссальной физической подготовки. Навык владения коньком во время въезда во вращения, создания скорости вращения и полное отсутствие отклонения следа вращений показывает важность технической подготовки фигуристок 9-10 лет.
Своеобразна техника парного катания и спортивных танцев на льду. Спортсмен должен стремиться сложнейшие упражнения выполнять легко, непринужденно, а это требует особенно большого труда. Поэтому возникло противоречие в необходимости совершенствования видов скольжения, прыжков и вращений и стандартизацией выполнения только программных требований с целью перехода занимающихся на новый разряд.
Проблема исследования заключается в необходимости совершенствования технической подготовки фигуристок 9-10 лет путем соединения технических элементов в связки.
Поэтому цель нашего исследования - разработать и выявить эффективность методики совершенствования скольжения, прыжков и вращений у фигуристок 9-10 лет.
Объект исследования: техническая подготовка фигуристок 9-10 лет.
Предмет исследования: методика совершенствования скольжения, прыжков и вращений у фигуристок 9-10 лет.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы совершенствования
скольжения, прыжков и вращений у фигуристок 9-10 лет.
2. Разработать методику совершенствования скольжения, прыжков и вращений у фигуристок 9-10 лет.
3.Определить эффективность разработанной методики
совершенствования скольжения, прыжков и вращений у фигуристок 9-10 лет.
4.Разработать практические рекомендации совершенствования скольжения, прыжков и вращений у фигуристок 9-10 лет.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, экспертная оценка,
тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Гипотеза исследования: предполагается, что совершенствование техники скольжения, прыжков и вращений будет эффективно, если в учебно¬тренировочном процессе фигуристок 9-10 лет использовать соединение элементов в различные связки.
Новизна исследования состоит в разработке методики
совершенствования скольжения, прыжков и вращений у фигуристок 9-10 лет, основанной на использовании соединения элементов в различные связки.
Теоретико-методологическая основа исследования: идеи
управления учебно-тренировочным процессом и совершенствования техники фигурного катания (Глязер С.В, Грач Р.Д, Мишин А.Н, Чайковская Е.А, Курбанов Н.Ш); научные данные о технической подготовке (Холодов Ж.К, Курамшина Ю.Ф, Суянгулова Л.А, Дьячков В.Н, Дрижина А.Г).
Практическая значимость. Разработанная методика
совершенствования скольжения, прыжков и вращений у фигуристок 9-10 лет может быть использована в педагогической деятельности тренеров по фигурному катанию в ДЮСШ с целью улучшения эффективности учебно-тренировочного процесса.
База исследования: в эксперименте принимали участие девочки 9-10 лет в количестве 20 человек, занимающиеся фигурным катанием в МБОУ- ДОД ДЮСШ по зимним видам спорта во дворце спорта «Оранжевый лед» города Белгорода.
Апробация диссертации. Результаты исследования были апробированы на VI Международной научно-практической конференции «Профессионально-педагогическая культура: опыт прошлого - вызовы современности» в городе Белгороде.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ и проведение педагогического эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1. В результате сбора, анализа и обобщения использованных литературных источников, было определено, что техническая подготовка у фигуристок 9-10 лет является ведущей и направлена на освоение большого числа сложных двигательных навыков. Различных шаги и повороты, прыжки, вращения и соединения их в связки, являются обязательными элементами программ в одиночном фигурном катании. Аккуратность и четкость представления шагов и поворотов, выполнение их без видимых усилий, должно сочетаться с хорошей амплитудой всего тела. Изменение положения тела спортсмена в пространстве, переход с толчковой на маховую ногу в полете, при выполнении прыжков со сменой ног, и удержание группировки в воздухе на нужное количество оборотов за доли секунды, требует колоссальной физической подготовки. А также, навык владения коньком во время въезда во вращения, создания скорости вращения и полное отсутствие отклонения следа вращений показывает важность технической подготовки фигуристок 9-10 лет.
2. Теоретический анализ позволил разработать методику совершенствования скольжения, прыжков и вращений у фигуристок 9 -10 лет, которая была основана на использовании соединения элементов в различные связки. Любой выполняемый элемент в нашей методике мы рассматривали не как законченный, самостоятельный, а как составную часть сложной комбинации. Таким образом, разнообразные связки и технические приемы выполнения отдельных элементов составляли единую, цельную систему тренировочного процесса.
3. Совершенствование техники скольжения у фигуристок 9-10 лет заключалось в отработке следующих деталей: точности позиций, и в первую очередь положения линий плеч и бедер, положения рук, ног, головы и свободной ноги, начертания кругов, коридоров, формы толчков, начальных участков следа, подъезда к толчкам, реберности элементов, симметрии рисунка поворотов, покрытия дуг, толчков, перетяжек и поворотов, скорость исполнения элементов скольжения.
4. Совершенствование техники прыжков у фигуристок 9-10 лет заключалось в отработке следующих деталей: положение плечевого пояса, корпуса и лезвия конька во время исполнения наездной дуги в прыжках, момент отталкивания: а) правильная постановка толчковой ноги во время исполнения зубцовых прыжков; б) траектория маховой ноги и руки;в) высота маха ноги; г) подача корпуса вокруг своей оси, амплитуда прыжка, момент группировки и разгруппировки, скорость вращения в воздухе, отклонение следа приземления, ребро выезда, положение плечевого пояса, корпуса и лезвия конька во время исполнения выезда.
5. Совершенствование техники вращений у фигуристок 9-10 лет заключалось в отработке следующих деталей: положение плечевого пояса, корпуса и лезвия конька во время исполнения наездной дуги во вращениях, принятие позиции вращения, скорость вращения, отклонение следа вращений, правильность ребра вращения (внутреннее, наружнее), скорость и качество смены позиции в комбинированном вращении, правильность дуги толчковой ноги во вращении со сменой ног, положение плечевого пояса и опорной ноги во время смены ног во вращении.
6. Организация и проведение эксперимента позволили выявить достоверное (р<0,05) различие в показателях технической подготовки скольжения, прыжков и вращений, а также физических качеств, которые способствуют более успешному совершенствованию технических элементов фигуристок в экспериментальной группе. Было установлено, что методика совершенствования скольжения, прыжков и вращений у фигуристок 9-10 лет в экспериментальной группе оказала положительный эффект, гипотеза подтверждена.
7. Были разработаны практические рекомендации совершенствования скольжения, прыжков и вращений у фигуристок 9-10 лет.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Построение занятия по совершенствованию обязательных элементов фигурного катания должно учитывать в первую очередь специфику двигательной деятельности спортсмена. В ее основе лежат четыре последовательные зоны состояний: предстартовое состояние и состояния врабатываемости, устойчивости и сниженной работоспособности.
В соответствии с этим устанавливается следующая последовательность в решении задач: организация фигуристов; специальная предварительная подготовка; решение задач определенного тренировочного занятия; окончание занятия. Такие задачи решаются в подготовительной, основной и заключительной части занятий.
2. Подготовительная часть занятия включает разъяснение схемы выполнения комбинаций на льду и количества повторений каждой из них. Разминка состоит из общей части, проводимой в зале, в которую включаем соединения прыжков и вращений на "спинере", а так же выполнение прыжков после вращения, для улучшения вестибулярного аппарата и развития координации.
3. Включение в предледовую подготовку прыжков после статического удержания определенных позиций, связанных с поворотом плечевого пояса относительно таза, имитирующие повороты и перетяжки. В общей части разминки основное внимание уделяют приведению в готовность анализаторных систем: двигательной, вестибулярной, тактильной.
4. Специальную часть разминки проводят на льду. Она состоит из выполнения простых и сложных шагов и поворотов, являющихся подготовительными для тех, что будут выполняться в основной части занятия.
5. Основная часть занятия, как правило, включает выполнение элементов из соревновательной программы для фигуриста данного разряда. Главная задача при выполнении обязательных упражнений состоит в комбинировании элементов скольжения, прыжков и вращений в короткие и длинные связки, что позволит подготовить фигуристов к соревновательной программе.



1. Алисов Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики ее развития. Авториферат дисс. [Текст] / Алисов Н.Я. Л., 1971.
2. Ананьев Б.Г. Восприятие пространства и сенсорная организация человека. Сб. Проблемы восприятия пространства и времени. [Текст] / Ананьев Б.Г. -Л., 1961, с. 11-14.
3. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. [Текст]/ Амосов Н.М. Изд-во «Наукова Думка». Киев, 1965.
4. Амосов Н.М. Моделирование сложных систем. [Текст]/ Амосов Н.М. Изд-во «Наукова Думка», Киев, 1968.
5. Айрапетянц Э.Ш., Кисляков В.А. Вопросы кортикальной
регуляции вестибулярных реакций. Успехи совр. Биол., [Текст] / Айрапетянц Э.Ш., Кисляков В.А. - М., 1957, т. 43, в. 3, с. 292.
6. Айрапетянц Э.Ш. К вопросу о функциональной структуре вестибулярного анализатора. 5 съезд оторинолярингологов СССР. Тез. Докл., [Текст]/ Айрапетянц Э.Ш. -М., 1958, с. 6-8.
7. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] /Б.А. Ашмарин. - М.: ФиС, 2000. - 349с.
8. Байченко И.Н. Физиологические механизмы тренировки
вестибулярного аппарата. ЛНИИФК: Тезисы докладов. [Текст] / Байченко И.Н.- Л., 1955, с. 30-31.
9. Бакаринов Ю.М. Значение ориентации во времени для построения вращательных движений. Сб: Вопросы управления процессом технического мастерства. [Текст]/ Бакаринов Ю.М. -М., 1972, с. 77-83.
10. Беритов Н.С. О механизмах пространственной ориентации человека. Ж. Высшей нервной деятельности. [Текст] / Беритов Н.С, 1959, вып. 1, с. 3-14.
11. Бернштейн Н.А. О построении движений. [Текст]/ Бернштейн Н.А. - М., Медгиз, 1947.
12. Биленко А.Г. Практикум по спортивной метрологии II часть [Текст] / А.Г. Биленко, Л.П. Говорков, Л.Л. Ципин: Учебно-методическое пособие СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2009. - 62 с.
13. Боген М.М. Обучение двигательным действиям [Текст] /М.М. Боген. - М.: Физическая культура и спорт, 2009. - 200с.
14. Бохов Б.Б. О неспецифичности вестибулярной тренировки. В кн.: Физиология вестибулярного анализатора. [Текст] / Бохов Б.Б. -М., 1968, с. 177-182.
15. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Бронштейн. - М.: «Физкультура и спорт», 2008.- 56с.
16. Брыков К.И. Исследование устойчивости некоторых функций вестибулярного анализатора и их совершенствования акробатическими и специальными упражнениями. Дисс. Л., 1965.
17. Блинов, Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике [Текст] / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 70с.
18. Бутенко Б.И. О некоторых закономерностях спортивной тренировки. Теория и практика физкультуры. 1966, №2, с. 51-55.
19. Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет [Текст] / Е.Н. Вавилова // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. - М., 2009.- 412с.
20. Васильева О.Н. Особенности выработки точностного движения у детей 7 лет [Текст] / О.Н. Васильева, Л.А. Леонова // Новые исследования по возрастной физиологии. - 2010. - № 114.- С. 101-105.
21. Васютина А.Н. К вопросу о роли зрительной рецепции в пространственном анализе двигательных актов у детей. Труды 3-й научной конференции по возр. Морфологии, физиологии и биохимии. [Текст] / Васютина А.Н. -М., 1959, с. 145-150.
22. Верхошанский Ю.В. Динамическая структура сложных
двигательных действий. Теория и практика физкультуры. [Текст] / Верхошанский Ю.В. 1966, №9, с. 10-13.
23. Виноградов М.И., Точилов К.С. К вопросу об рефлексе на время у человека. Научная конференция по вопросам физиологии труда. Тезисы доклада. Госмедиздат, УССР, КИЕВ, 1955, с. 25-28.
24. Виноградов М.И., Точилов К.С. К вопросу об отсчете времени корой головного мозга человека. Проблемы современной физиологии нервной и мышечной систем. [Текст] / Виноградов М.И., Точилов К.С. Изд- во АН Гр.ССр, Тбилиси, 1956, с. 193-300.
25. Волков, Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом [Текст] / Л.В. Волков: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2008.-40с.
26. Волкова, Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников [Текст] / Л.М. Волкова: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2008. - 40с.
27. Вагушева Т.Н. Актуальные вопросы обучения подкруткам и выбросам в фигурном катании на коньках. [Текст] / Методические рекомендации под общей редакцией профессора Мишина А.Н. М.: ГДОИФК им. Лесгафта, 1990 г.-31 с.
28. Гагаева Г.М. Принципы построения методики тренировки вестибулярного анализатора на основе изучения процессов реакции. Ученые записки ГЦОЛИФК, [Текст] / Гагаева Г.М. 1949, т. 4, с. 167.
29. Гагин Ю.А. Применение модели мышц в решении задач о координации движения спортсмена. Теория и практика физкультуры, [Текст] / Ганин Ю.А. 1969, №1, 12, с. 7.
30. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. Ф. и С., [Текст] / Гандельсман А.Б., Смирнов К.М.- М. 1966.
31. Гандельсман А.Б., Крестовников А.Н., Панин Н.А. Роль
афферентных систем в фигурном катании на коньках. Теория и практика физкультуры, [Текст] / Гандельсман А.Б., Крестовников А.Н., Панин Н.А 1946, в. 11-12, с. 547.
32. Геллерштейн С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. [Текст] / Геллерштейн С.Г. - М., Медгиз, 1958.
33. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] /Е.Н. Гогунов, Б.Н. Мартъенов. - М.: Физкультура и спорт, 2009.¬100с.
34. Григоревич, В.В. Всобщая история физической культуры и спорта: учеб. пособие [Текст] / В.В. Григоревич.- М., 2008. - 288 с.
35. Григорян Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом [Текст] / Э.А. Григорян: Автореф. дис. канд. пед. наук - Киев, 2007. -200с.
36. Глинтерник А.М., Кренов В.П., Сейфулин Р.Н. Упражнения в равновесии. [Текст] / Глинтерник А.М., Кренов В.П., Сейфулин Р.Н. -М., Ф. и С., 1956.
37. Глязер С.В. Азбука начинающего фигуриста. [Текст] / Глязер С.В. - М., Ф. и С.
38. Гольфарб Н.Л., Колесников М.С. К вопросу о физиологическом восприятии времени. В сб.: Проблемы восприятия пространства и времени. [Текст] / Гольфарб Н.Л. - Л., 1961, с. 151-154.
39. Грач Р.Д. Анализ основных параметров скоростного бега на коньках и специальных упражнений конькобежца. Теория и практика физкультуры, [Текст] / Грач Р.Д. 1970, №2, с. 9.
40. Гурфингель В.С., Коп Я.М., Шик М.Л. Регуляция позы человека. [Текст] / Гурфингель В.С., Коп Я.М., Шик М.Л. - М., 1965.
41. Дикунов А.М. Теоретические основы формирования
представления о движении. Материалы докладов XIV научно-методической конференции по итогам работы за 1963 г. [Текст] / Дикунов А.М. -Омск, 1964, с. 51-55.
42. Донской Д.Д. Биомеханика физических упражнений. [Текст] / Донской Д.Д. -М., Ф. и С., 1960.
43. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. [Текст] / Дьячков В.М., Клевенко В.М., Новиков А.А., Преображенский И.Н., Савин С.А. -М., Ф. и С., 1967.
44. Дрижина А.Г. Формирование и совершенствование спортивных навыков. Теория и практика физкультуры. [Текст] / Дрижина А.Г. 1967, №1, с. 62.
45. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая куль- тура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
46. Зимкин Н.В. Точность во времени двигательной реакции руки и ноги. Труды ВМА РККА им. С.М. Кирова, [Текст] / Зимкин Н.В. 1936, т. 6, с. 273-282.
47. Курбанов Н.Ш. Самоучитель по фигурному катанию [Текст] / Н.Ш. Курбанов - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 110 с
48. Москвина Т.В. Предотвращение травм с внеледовой тренировкой. Второй Международный конгресс по медицине и науке в фигурном катании. [Текст] / Москвина Т.В., -Хельсинки, 1999
49. Панов, В.А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы [Текст] / В.А. Панов: Автореф. дис. канд. пед. наук - М., 2008. - 30с.
50. Мишин А.Н. Прыжки в фигурном катании. [Текст] / Мишин А.Н -М.: Физкультура и спорт, 1976. - 104 с.
51. Пидоря A.M., Основы координационной подготовки
спортсменов [Текст] / А.М. Пидоря, М.А. Годик, А.И. Воронов. - Омск, 2009. - 290с.
52. Платонов В.Н. Координация спортсмена и методика её совершенствования [Текст] / В.Н. Платонов: Учебно-метод. пособие. - Киев, 2009. - 200с.
53. Попов Г.И. Биомеханика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд., испр. и доп [Текст] / Г.И. Попов. - М.: Издательский центр "Академия", 2009 - 256 с.
54. Приймаков А.А. Закономерности развития и совершенствования координации движений у детей 7-9 лет [Текст] / А.А. Приймаков // Наука в олимпийском спорте. - 2003. - №1.- С.53-59.
55. Психомоторика: Сб. научн. трудов [Текст] / Б.А. Ашмарин, Е.П. Ильин. - СПб, 2006. - 198с.
56. Развитие равновесия у детей школьного возраста [Текст]: Метод, рекомендации. - Минск, 2006. - 120с.
57. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка [Текст] / М.А. Рунова. - М.: «Мозайка-синтез», 2005. - 234с.
58. Сальников В.А. Способности в сфере спортивной деятельности[Текст] / В.А. Сальников // Научные труды: Ежегодник. - Омск, СибГАФК, 2006. - С. 29-32.
59. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников [Текст] / Под ред. В.И. Усакова. - Красноярск, 2006. С.37-40.
60. Стамбулова, Н.В. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет [Текст] / Н.В. Стамбулова: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2008. - 23с.
61. Сулейманов, И.И. Общее физкультурное образование [Текст] / И.И. Сулейманов: Учеб. Т. 1. Школьное физкультурное образование. Ч. 3. - Омск: СибГАФК, 2007. - 411с.
62. Сулейманов, И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция [Текст] / И.И. Сулейманов. - Омск: ОГИФК, 2007. - 100с.
63. Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта [Текст] / Ф.П. Суслов. - М.: ФиС, 2007. - 534с.
64. Суянгулова, Л.А. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста [Текст] / Л.А. Суянгулова: Автореф. Дис. канд. пед. наук. - Омск, 2006. -19 с.
65. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2009. - 464 с.
66. Теория и практика физической культуры. [Текст] / Под ред. Лубышева Л.И. -СПб., 2009. - №3. С. 15-18.
67. Управление движением [Текст] / Под ред. А.А. Митькина. - М., Наука, 2008. -167с.
68. Фигурное катание на коньках. Учебник для институтов физической культуры. [Текст] / Под общ. ред. проф. Мишина А.Н. М.: ФиС, 2011.-271 с.
69. Филиппович, В.И. Двигательная ловкость [Текст] / В.И. Филиппович // Легкая атлетика, 2006. - №7. - С. 12-16.
70. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 378с.
71. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: "Академия", 2008. - 423с.
72. Чайковская Е.А. Азбука спорта. [Текст] / Чайковская Е.А. -М., «Физкультура и спорт» 2010 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ