Введение 4
1 Теоретические основы конкуренции, рисков и неопределенности в
менеджменте 7
1.1 Сущность, значение и виды конкуренции 7
1.2 Понятие рисков и неопределенности в менеджменте 15
1.3 Типология конкурентов и сущность конкурентных стратегий 30
2 Анализ коммерческой деятельности ООО «Чакона» 36
2.1 Краткая характеристика ООО «Чакона» 36
2.2 Анализ показателей конкурентоспособности фирмы «Чакона» 47
2.3 Анализ конкурентной среды фирмы «Чакона» 53
3 Пути повышения конкурентоспособности и рекомендации по внедрению
вариантов управленческих решений 60
3.1 Разработка вариантов управленческих решений по повышению
конкурентоспособности организации 60
3.2 Анализ достоинств и недостатков предлагаемых решений 70
Заключение 74
Список литературы
Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок свободной конкуренции, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебания цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки.
Один из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция товаропроизводителей.
Одними из главных участников книготорговой цепи являются розничные сети, которые в условиях растущей конкуренции, как со стороны других книжных магазинов, так и со стороны средств массмедиа и альтернативных источников книжной продукции - электронных и аудиокниг, вынуждены искать пути привлечения покупателей и повышения объёма продаж.
Конкуренция вынуждает книжные магазины постоянно расширять свой ассортимент, создавать разнообразные тематические выкладки для покупателей, проводить выгодные для покупателей акции
Современный покупатель книжной продукции требователен к качеству исполнения, его приоритеты и пристрастия носят непостоянный характер, лояльность определяется настроением, модой, стереотипами и представлениями. Большинство покупателей видят в книге утилитарный продукт, призванный единовременно удовлетворить информационно- эмоциональные потребности. Увеличивается интерес к книгам на электронных носителях (аудиокнигам, электронным текстам).
Как и во многих других сферах деятельности, среди книжных магазинов города Тольятти присутствует конкуренция, способствующая развитию наиболее успешных, предприимчивых организаций и ликвидации слабых. В настоящее время по городу насчитывается около 3 крупных книжных магазинов и их филиалов, помимо них реализацией книжной продукцией занимаются супермаркеты, в ассортименте которых присутствуют непродовольственные товары.
Актуальность темы заключается в том, что на современном российском книжном рынке возросшая конкуренция выступает фактором, толкающим издателей и книготорговцев идти на все большие уступки потребителям в сбыте своей продукции и постоянно расширять арсенал технологий и методов стимулирования сбыта. Что часто приводит организацию к нежелательным рискам.
Цель исследования - разработка вариантов управленческих решений по повышению конкурентоспособности организации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты конкуренции, рисков и неопределённости в менеджменте;
2. Дать краткую характеристику ООО «Чакона» и ее организационной структуры;
3. Проанализировать конкурентоспособность фирмы и конкурентной среды на книжном рынке г. Тольятти;
4. Разработать методы повышения конкурентоспособности и оценить эффективность разработанных предложений.
Предмет исследования - показатели конкурентоспособности предприятия.
Объект исследования - конкурентоспособность книготорговой фирмы.
Исследование конкурентоспособности относится к направлению, широко освещённому в научной литературе. Данный вопрос рассматривали в своих работах такие учёные, как: Ф. Котлер, М. Портер, П.Ф. Друкер, Й. А. Шумпетер, А. Маршалл, В.Я.Горфинкель и т.д.
В процессе написания дипломного проекта были использованы труды таких авторов как, Баринов В.А., Борисов Е.Ф., Веснин В.Р., Гарина Е.П., Лапыгин Ю.Н и многих других.
В работе применялись как общенаучные, так и специальные методы исследования, такие как анализ, прогнозирование, изучение и анализ научной литературы.
Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка используемой литературы
Современная жизнь - это жизнь в конкурентном поле, реализуемая или в полноте участия, или под «обстоятельствами». Все мы участники глобальной конкуренции, целью которой является развитие и получение прибыли.
Книжный бизнес является частью общей экономической системы, живёт по законам рынка и подвержен всем болезням, присущим переходному периоду. Поэтому для эффективного осуществления экономической деятельности в книжном бизнесе необходимо учитывать среду, в которой реализуется бизнес. Современная Россия это сложная социально-психологическая среда, с нестабильными и неопределёнными деловыми процессами, с растущим объёмом информации и энтропии. При этом культурная и образовательная сфера не развиваются системно и целостно.
Книжный магазин «Чакона» организовывался и задумывался как хороший магазин со средним уровнем цен, хорошим качеством обслуживания, высокой плотностью ассортимента и открытым доступом к книгам.
В ходе данного дипломного проекта были рассмотрены теоретические аспекты конкуренции, рисков и неопределённости в менеджменте. Выявлены результаты деятельности объекта исследования. Проведён анализ конкурентной ситуации на книжном рынке г. Тольятти и рассмотрены основные конкуренты книжного магазина «Чакона».
Также были приведены перечень возможных мероприятий по повышению конкурентоспособности для данного книжного магазина, такие как:
- реклама в СМИ;
- проведение акций, событийных мероприятий, презентаций предназначенных для привлечения внимания покупателей к магазину;
- улучшение качества обслуживания, путём обучения сотрудников;
- изменение в оформлении интерьера магазинов;
- изменение действующей дисконтной системы;
- расширение ассортимента и др.
Современный книжный магазин должен стремиться стать для покупателей не просто коммерческой организацией, где покупают книги, но и культурно-досуговым центром, альтернативой телевизору и интернету. Местом, где хочется проводить как можно больше свободного времени, получать новую информацию, общаться с единомышленниками, в этом может помочь организация клубов по увлечениям внутри магазина, организованные мастер-классы, встречи с авторами. Выгодные акции и викторины к праздникам будут способствовать формированию у покупателей благоприятного мнения о магазине.