Введение 2
Глава 1 Информационные технологии, как фактор развития интеллектуального труда в сфере образования и науки 7
1.1 Понятие интеллектуального труда 7
1.2 Специфика интеллектуального труда в сфере науки и образования 14
1.3 Роль информационных технологий в науке и образовании 18
1.4 Информатизация университетского образования 24
1.5 Социологический аспект применения информационных технологий в образовании 28
Глава 2 Информационные технологии в образоватлеьной деятельности: современные тенденции 33
1.1 Понятие новых информационных технологий в образовании 33
1.2 Технологии дистанционного обучения 35
1.3 Современные направления применения информационных технологий в учебном
процессе (ФабЛаб Политех, автоматизированные лаборатории, обучающие игровые платформы) 49
1.4. Внутренние факторы, влияющие на информатизацию образования 51
1.5 Внешние факторы, влияющие на информатизацию образования 56
Заключение 60
Список использованных материалов 65
Приложение 68
Согласно взглядам классиков экономической теории Адама Смита, Томаса Роберта Мальтуса, Карла Маркса. производительным считается тот труд, прямо или косвенно воплощающийся в материальных благах. Они находили неправильным отнесение к этому виду труда тех проявлений человеческой деятельности, которые, будучи весьма полезными, и даже необходимыми, не воплощаются в материальных предметах. Основанием для этого взгляда служило то, что нематериальные блага отличаются от материальных слишком важными чертами, чтобы возможно было подводить под одно понятие виды деятельности, связанные с ними. Например, нематериальные блага не могут быть отделены от лица, которое обладает ими (талант, знание).
Несмотря на то, что всякий труд, в качестве целесообразной деятельности, обусловливается напряжением как физических, так и умственных способностей, какие-то из них преобладают. Поэтому важно различать труд физический (механический) и умственный. В данной работе под непроизводительным трудом будет пониматься умственный труд.
В рамках экономико-социологического направления существует несколько подходов к определению умственного и интеллектуального труда, в зависимости от соотношения этих понятий. В первом подходе они отождествляются - к умственному (интеллектуальному) труду относят деятельность, связанную с приемом и переработкой информации, требующей напряженного функционирования процессов внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы, противоположностью будет являться физический труд. Для большинства современных профессий характерны ускоренный темп, резкое увеличение объема информации, дефицит времени для принятия решений, возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности. В данных условиях к умственному труду относят деятельность, связанную как с простыми мыслительными операциями, так и требующую визуального, аналитического и творческого мышления. При этом выделяют следующие виды умственного труда по степени возрастания сложности: исполнительский, операторский, управленческий и творческий труд1.
Во втором подходе понятие «умственный труд» рассматривается как более широкое, включающее в себя «интеллектуальный труд». Здесь уместно говорить о соотношении умственного и интеллектуального труда в категориях исполнительский/творческий, а также в отношении полученного результата, которые позволят провести грань между обозначенными видами труда. Умственный труд может быть только исполнительским, интеллектуальный -
нет. Надо отметить, что в умственном труде в той или иной степени может присутствовать творческая составляющая. По мнению К.А. Кирсанова, В.П. Буянова, Л.М. Михайлова, интеллектуальный труд можно определить как труд, порождающий знания, требующий перекомбинирования старых элементов в новые конфигурации - в зависимости от того, что необходимо сейчас - «по праву такие действия можно назвать инновационными, творческими ».
Интеллектуальный труд базируется на синтезе и новом качестве труда вообще, на переходе труда индустриальной эпохи к труду эпохи информационных технологий. Такой труд в большей степени персонифицирован как деятельность высокого качества и социальной эффективности. Он в большей степени, чем умственный труд, монополизирован определенной группой людей. По своему характеру и содержанию интеллектуальный труд является информационно емким и производительным. Соответственно, интеллектуальный труд - это качественно новый вид трудовой деятельности, в котором генетически заложена основа умственного труда (духовного производства). Наиболее широко этот вид труда используется в таких отраслях, как наука и научное обслуживание, образование, управление, здравоохранение, культура и искусство, а также высокотехнологичные отрасли промышленности. В данной работе будет рассматриваться интеллектуальный труд в научной отрасли и отрасли образования.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Исследование обосновано теоретическими положениями деятельностного подхода, основанного в трудах К. Маркса, разработанного в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского. Анализ проблемы интеллектуального труда проводился на основе трудов зарубежных и отечественных социологов Г. Зиммеля, К. Поланьи, В.Я. Ельмеева, Л.А. Лебединцевой, К.А. Кирсанова, В.П. Буянова, Л.М. Михайлова. Информатизация образования обусловлена теориями ведущих специалистов в этой сфере: Г.А. Бордовского, Я.Л. Ваграменко, Б.С. Гершунского, В.А. Извозчикова, К.К Колина, М.П. Лапчика, Б.Я. Советова, А.Н. Тихонова и др. Психологические и педагогические факторы обеспечения эффективной образовательной деятельности рассматривались в контексте научных изложений А.В. Хуторского, В.В. Краевского, И.В. Роберт. Аспект внедрения инновационных технологий обоснован теоретическими положениями Й. Шумпетера, С.А. Печёрской, М.В. Волынкиной, Г.И. Егоровой.
Наука, как и система образования, является центральным институтом во всех современных обществах. Все больше само существование современного общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представление об окружающем мире. Развитие научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений невозможно без создания и совершенствования инфраструктуры информатизации, которая заключается в информатизации интеллектуальной деятельности за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий. Стремительное развитие информационных технологий предвещает серьезные социальные последствия. Все более явно выявляется решающая роль качества информации в деле повышения эффективности как научного, промышленного, так и социального развития. Лидирующие в развитии программного обеспечения, совершенствовании компьютерного оборудования, компьютеризации науки и производства, лидируют сегодня в научном и промышленном прогрессе.
Большинство технологических нововведений прямо зависят от роста научного знания, что, в свою очередь, ведет к ускорению социального развития. Однако этот процесс не однонаправленный, рост научного знания тоже во многом зависит от технологических нововведений в сфере образования и взаимодействия внутри научного сообщества.
Актуальность. Стремительная компьютеризация практически всех областей знания требует рассматривать информационные технологии в качестве важнейшего элемента в структуре интеллектуального труда и одновременно как актуальное научно-исследовательское направление.
Современные информационные технологии определяются как непрерывные процессы обработки, хранения, передачи и отображения информации, направленные на эффективное использование информационных ресурсов и передачи данных при управлении системами различного класса и назначения.
В настоящее время все больше возрастает роль информационных технологий в образовательной сфере, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию студентов и преподавателей. Наблюдается стремительное развитие единого информационного пространства образовательных индустрий; создаются управляемые образовательные ресурсы, в том числе личные пользовательские базы и банки данных и информации для студентов.
Наблюдаются следующие тенденции, связанные с активным внедрением информационных технологий в процесс образования:
1. Геймификация (игрофикация или геймизация) — это применение игровых подходов для неигровых процессов с целью привлечения учащихся, повышения их вовлечённости в решение прикладных задач, например обучение через видеоигры.
2. ИОТ (индивидуальная образовательная траектория, персонализация)
3. Смешанное обучение (сочетание интерактивных учебников, онлайн-курсов и техник традиционного обучения)
4. МООС (Massive Open Online Courses - массовые открытые онлайн-курсы)
5. LMS (Learning Management System - система управления обучением, Blackboard Learn)
6. STEM (Science - наука, Technology - технология, Engineering - инжиниринг, Mathematics - математика, проекты Fablab ИТМО, Fablab Политех)
7. Виртуальные лаборатории, тренажеры
8. Онлайн-конференции
9. LL (lifelong learning)
Информационная революция предъявляет новые требования, как к преподавателям, так и к студентам. Среди них можно назвать умение и навыки пользоваться новой техникой управления, определять общую стратегию развития, разрабатывать и пользоваться современными образовательными продуктами для машинных носителей информации. А также наличие творческого подхода к решению задач. Развитие стратегического мышления в процессе подготовки и переподготовки учащихся тесно связывается теперь с использованием новой информационной технологии, с широкими возможностями автоматизированных систем.
Таким образом, о соответствии образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях обучения и подготовке научных исследований. Как наиболее важный социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и, конечно, потребностям потенциального работодателя .
Проблема исследования - работники интеллектуального труда не имеют постоянного доступа к самым передовым информационным технологиям по причине отстающей стратегии использования информационных технологий в образовании и науке, что препятствует эффективному развитию данной сферы.
Гипотеза: Современные информационные технологии опережают развитие традиционного института образования. Так, постоянное отставание сказывается на качестве научных исследований, преподавании и коммуникации между учеными, что в свою очередь замедляет и усложняет процесс обучения и производства новых знаний.
В лучших своих образцах образование ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно обновляются, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем вырабатывать знания самостоятельно. При этом в современном мире информационные технологии бесспорно являются одним из самых полезных инструментов в процессе овладения новыми знаниями.
Информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом содержания обучение и сферы науки, средством оптимизации и повышения эффективности учебного процесса, а также способствуют реализации принципов беспрерывного обучения и индивидуальной образовательной траектории. В целом, информационные технологии коренным образом преобразуют потенциал образовательных учреждений, которые решают задачу перевода знания в интеллектуальный капитал. С глобальной точки зрения именно информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать мировые, национальные, и региональные информационные ресурсы общества, создавая университеты нового поколения, как глобальные, открытые, динамично развивающиеся площадки.
Цель исследования - выявить причины слабой адаптированности (подготовленности использовать ИТ) научных работников и студентов к современным информационным технологиям в сфере образования и науки, иными словами, почему информационные технологии используются не достаточно эффективно в сравнении с современными тенденциями развития социальных и экономических практик.
Несмотря на беспрерывное повышение грамотности в отношении информационных технологий, и наличие информационной техники и технологий на рабочем месте, темпы внедрения и применения ИТ все еще слишком низкие, чтобы говорить о повсеместной информатизации образования и науки. Это связано не только, и не столько с техническим аспектом информатизации образования, а с информационной культурой в данной сфере.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. провести социологический анализ информационных технологий (ИТ) в научной сфере и образовании;
2. рассмотреть современные тенденции в связи с внедрением ИТ;
3. рассмотреть виды ИТ используемых в конкретных учебных заведениях;
4. узнать особенности применения разных видов ИТ в образовательном процессе и в научной сфере;
5. выявить причины неготовности к использованию ИТ преподавателями и студентами;.
6. выявить причины отстающей информатизации в высших учебных заведениях;
7. проанализировать полученные результаты с целью составления рекомендаций по эффективному внедрению ИТ в научную и образовательную деятельность.
Объект исследования - Информационные технологии в структуре труда научных работников (ученых)
Предмет исследования - социально-экономические процессы и последствия применения ИТ в сфере научно-педагогического труда.
Методы исследования.
Теоретические методы: анализ развития информационных технологий в научной и образовательной деятельности, синтез — сочетание, интеграция, соединение разных взглядов на информационные технологии с целью создания общего представления о природе влияния информационных технологий на процесс обучения и научной работы.
Эмпирические методы:
Анкетирование (выборка 100 человек, анкета 20 вопросов)
Экспертное интервью (5 экспертов)
В настоящее время колоссальная роль отводится знаниям во всех видах человеческой деятельности, где возрастает значение новаторства, способности быстро реагировать на перемены, создавать новые технологии и заменять их новейшими, избегать информационной изоляции. Следовательно, общество «быстрого» развития создает потребность в «новых» людях, в «новой» системе образования, способной адекватно ответить на вызов возрастающего ускорения в развитии всех сфер общественной жизни. Инновационные процессы в сфере современного российского образования есть более или менее осознанный ответ на эти социальные требования общества.
Учитывая переход к глобальному информативному обществу и ста-новлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потен-
В России реализация новых подходов к развитию высшего образования идет в русле трансформации традиционных университетов в университеты инновационного типа. Стратегия их развития основана на реализации концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса. В этом случае они, с одной стороны, готовят специалистов нового поколения для рынка интеллектуального труда, а с другой стороны, становятся полноправными субъектами рыночной экономики как разработчики, поставщики объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованным потребителями. Небезосновательно, что такие университеты рассматриваются в качестве одной из составляющих инновационного сектора экономики страны.
Структура науки, а значит и профессиональная структура научного сообщества, должны соответствовать потребностям информационного общества и перспективным тенденциям его развития. Необходима радикальная модернизация российской национальной научной системы в части дисциплинарной структуры науки (изменение пропорций в соответствии с тенденциями развития информационного общества) и наполнение соответствующей структуры науки современными исследователями и современными знаниями. Необходима также радикальная модернизация «социальной структуры» науки, преодоление ее феодального состава и устройства.
Стратегические цели государственного регулирования развития российского научно-технического комплекса:
1. Требуется прекратить сокращение национального корпуса исследователей и снижение их доли в общей численности населения страны, поскольку это принципиально снижает возможности инновационного развития.
Необходимо сформировать систему мониторинга кадровых изменений, отслеживать и, по-возможности, контролировать баланс сокращения и пополнения человеческих ресурсов, а также изменение их структуры. Это позволит не только догадываться, но видеть и понимать, что реально происходит с человеческим капиталом в научной сфере, и корректировать научно-техническую и инновационную политику на разных ее уровнях и в разных ее аспектах.
2. Требуется радикально изменить структуру занятых в сфере ИиР, увеличивая долю исследователей и сокращая долю вспомогательного и особенно прочего персонала при сохранении и, по возможности, увеличении числа исследователей. Эта задача потребует существенного пересмотра номенклатуры должностей в части вспомогательного и прочего персонала и значительного, в 3—4 раза сокращения численности этого персонала при сохранении численности исследователей. Данная модернизация социальной структуры науки позволит перейти от сообщества номенклатуры и «прочего персонала» к сообществу исследователей.
3. Требуется модернизация дисциплинарной структуры науки в целях перехода от науки индустриального общества к науке информационного общества. Эта задача предполагает массовое замещение групп исследователей по неперспективным научным направлениям и областям знания группами исследователей по перспективным направлениям и областям, что предполагает пересмотр структуры экспертных советов по защите диссертаций, пересмотр системы научных журналов, пересмотр системы научно-исследовательских организаций, пересмотр структуры системы образования. Совершенно необходима организация достаточно массовой подготовки специалистов (обучение, стажировки) в ведущих мировых научных центрах по передовым научным направлениям.
4. Требуется также модернизация квалификационной структуры исследователей в целях перехода к мировым стандартам оценки квалификации; Полагаю, что в современных условиях следует пересмотреть всю систему подготовки и аттестации научных кадров, не ставя при этом цели реанимации «самобытной» российской системы, а ставя цель перехода на международные стандарты. Думаю, что совершенно несовременна и нежизненна двухуровневая система ученых степеней и нужно переходить на принятые в мире стандарты. Ситуация, сложившаяся с массовой профанацией защиты диссертаций, особенно кандидатских, может помочь решиться на эти шаги.
5. Необходима модернизация демографической структуры науки в целях восстановления естественного демографического баланса; В сложившихся условиях необходимо провести масштабное исследование реального демографического состояния сферы и в рамках уже действующих программ (Национальный проект «Образование», объявленная Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и др.), а также дополнительных проектов выработать систему согласованных мер по последовательной поэтапной нормализации демографической ситуации, по восстановлению естественного баланса разных возрастных групп.
Развитие человеческого потенциала в сфере ИиР должно подчиняться общему вектору развития и предполагает:
6. включение российского научно-технического комплекса в национальную инновационную и национальную образовательную системы; устранение корпоративно-ведомственных барьеров, препятствующих интеграции науки и производства, науки и образования.
Данный процесс предполагает также:
7. реорганизацию информационного и материально-технического обеспечения науки;
8. институциональную модернизацию национального научно-технического комплекса в целях приведения национальных форм управления, финансирования и организации исследований в соответствие условиям конкурентной среды и мировому уровню, распространение проектной формы финансирования и организации исследований, переход на мировые стандарты оценки результатов научно-технической деятельности.
Таким образом, построение в Российской Федерации информационного общества ставит перед системой образования задачу ее информатизации, предполагающую подготовку граждан к жизни в условиях современного информатизированного мирового сообщества и повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования средств современных информационных и коммуникационных технологий. Все это ставит принципиально новые задачи перед профессорско-преподавательским составом, предъявляет повышенные требования к материально- техническому и методическому обеспечению учебного процесса, формам и методам подготовки будущих специалистов .
В современном мире инновации в сфере высшего образования являются одним из основных факторов повышения производительности труда, приводящего к устойчивому экономическому росту и повышению общественного благосостояния. Правительство Российской Федерации взяло курс на поддержку разнообразных программ развития инновационных процессов в секторе высшего образования в связи с его ключевым значением для обеспечения конкурентоспособности в пространстве мирового рынка. Нынешняя система управления инновационными процессами в образовании должна: - повысить конкурентоспособность российских вузов па мировом образовательном рынке; - повысить квалификацию и оплату труда профессорско-преподавательского состава страны; - увеличить развитие и использование современных методов и технологий обучения; - создать эффективную инновационную инфраструктуру, направленную на трансфер результатов исследований и разработок в российскую и глобальную экономику; - обеспечить модернизацию национальной экономики на основе технологических инноваций. Образование является будущим России. И от того, насколько качественно и продуктивно будет осуществляться управление инновационными процессами в образовании, зависит, останется ли Россия на периферии мировой экономики в качестве эффективного сырьевого придатка или же займет подобающее лидирующее место на мировых рынках как страна, производящая высокоинтеллектуальные инновационные технологии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная гипотеза исследования в основном подтвердилась. Современные информационные технологии опережают развитие традиционного института образования. Постоянное отставание сказывается на качестве научных исследований, преподавании и коммуникации между учеными и преподавателями- студентами, что в свою очередь замедляет и усложняет процесс обучения и производства новых знаний. Заметно опережающее развитие технологий обоснованное неготовностью образовательной системы в целом, а также преподавателей и студентов в частности к информатизации образования.
1. Werbach K., Hunter D. For the win: How game thinking can revolutionize your business. - Wharton Digital Press, 2012.
2. Абаев, А. Л. Совершенствование форм организации научно-инновационной деятельности в образовательной сфере / А. Л. Абаев // Уровень жизни населения регионов России. - 2008. - № 10. - С. 57-63.
3. Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность. - М.: А-Приор, 2009. - 336 с.
4. Бушмарин И.С Трудовые ресурсы творческого типа - основа эволюции и экономики общества. - М., ЭПИцентр, 2002. - 80 с.
5. Варенина A. П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т 6. - №. 6_2. - С. 314-317.
6. Власов, М. В. Управление инновациями, основанными на новых знаниях / М. В.
7. Власов, Е. В. Попов Управление инновациями, основанными на новых знаниях.// Инновации. - 2006. - № 5. - С. 44-46.
8. Волынкина М.В. О месте инноваций в образовании [Электронный ресурс] / М.В. Волынкина. - Режим доступа: http://www.igumo.ru
9. Габдулхаков В. Ф., Галимова Э. Г. Цифровая педагогика и геймификация образования в университетах // Образование и саморазвитие. - 2014. - №. 4. - С. 37.
10. Генкин Б.М. Основания экономической теории и методы организации эффективной работы. - М.: Норма, 2009. - 448 с.
11. Дятлов С. А. Информационное общество, 2, 77-85 (2000). 5. Э.И. Галиуллина, Вестник казанского технологического университета, 15, 8, 426-429, 2012).
12. Егорова Г.И. Инновационные технологии, программы формирования интеллектуальной культуры специалиста в вузе. - СПб.: ИОВ РАО, 2005. - 207 с.
13. Зиммель Г. Избранное. Проблемы социологии. - СПб.:Университетская книга, 2015. 416 с.
14. Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни - М.: Юрист, 1996. 607 с.- (Лики культуры). С.466-485.
15. Казиев В.М. Современная образовательная парадигма и образовательные ресурсы Интернет [Электронный ресурс] // Информационные технологии в образовании, 2003: [конференция]: [сайт]. - М., 2003. - URL: http://ito.bitpro.ru/2003/VII/VII-0-3227.html (10.04.2016).
16. Кирсанов К. А., Буянов В. П., Михайлов Л. М. Теория труда. М.: Экзамен, 2003- 416с.
17. Костин Л.Ю. Онлайн-сервис Prezi для создания презентаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://itiis.narod.ru/Prezi-Instruction.pdf. (20.04.2016)
18. Кохановский В.П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов. - Ростов- на-Дону.: Феникс, 2009. - 603 с
19. Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
20. Кураков Л. П. Новые информационные технологии / Л. П. Кураков, Е. К. Лебедев: монография. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2000. - 485 c
21. Лебединцева Л. А. Особенности инновационного интеллектуального труда и воспроизводства интеллектуального потенциала: опыт России/Информационное общество, 2012 вып. 1, с. 30-36.
22. Лебединцева Л.А. Понятие и сущность интеллектуального труда в современных экономико-социологических исследованиях Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) Выпуск№ 1 / 2012
23. Леонтьева, О. А. Интеграция процессов управления качеством и инновациями: новая стратегия развития высшего учебного заведения / О. А. Леонтьева // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 12. - С. 174-176.
24. Мирская Е.З. Профессиональное самочувствие российских академических ученых // «Благой фонд, благое дело» к десятилетию РГНФ / Под ред. Ю.Л. Воротникова и др. М.: РГНФ-Наука, 2004. - С. 587 - 594.
25. Муромцева, А.В. Искусство презентации. Основные правила и практические рекомендации - М.: ФЛИНТА : Наука, 2011. - 112 с.
26. Новые информационные технологии в университетском образовании: тезисы Х1Междунар. научн.-метод. конф., Кемерово, 1-3 февраля 2006 г. / под ред. К. Е. Афанасьева; Кемеровский гос. ун-т; РАН; Ин-т математики им. С. Л. Соболева. - Кемерово: ИНТ, 2006. - 325 с
27. Печерская С.А. О психологической готовности студентов вуза к использованию информационных технологий. - С. А. Печерская // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону, 2006. - № 4 (23). 2.
28. Печерская, С.А. Феномен информационной культуры в современных научных исследованиях // Гуманизация образования, 2006. - № 5.
29. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002. С. 66
30. Роберт Б., Инновации как формула роста. - М.: Олимп-бизнес, 2006, - 240 с.
31. Романов Д.А Вестник казанского технологического университета, 16, 6, 114-116, 2013.
32. Рябоконь Н.В. Философия УМК - Минск: Изд-во МИУ, 2009. - 423 с
33. Тевс, Д.П. Подковырова В.Н., Апольских Е.И., Афонина М.В., Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, учеб.-метод. пособие, БГПУ, Барнаул, 2009. 189 с
34. Туровец А. М. Геймификация как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Актуальные проблемы бизнес-образования: материалы XII международной научно-практической конференции - Минск, 2013.-С. 296-298.
35. Чирцов А.С., Микушев В.М., Сомов Я.М. Концепция использования MOOC - технологий для дистанционного активного индивидуализированного обучения физике и ее апробация // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 12-3. - С. 359-362
36. Шапошникова, Т. Л. Обучение физике с использованием современных компьютерных
технологий: перспективы, достижения и проблемы - Краснодар: [б. и.], 2000. - 231 с.
37. Шумпетер Й. Теория экономического развития - М.:Луч, 1992. - 454 с.
38. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: 1993. - 154 с.