СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЫ РАЙОНА НОВО- ПЕРЕДЕЛКИНО ГОРОДА МОСКВЫ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО¬
КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РАЙОНА НОВО-ПЕРЕДЕЛКИНО ГОРОДА
МОСКВЫ
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО¬
КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО¬
КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РАЙОНА НОВО-ПЕРЕДЕЛКИНО ГОРОДА
МОСКВЫ
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО¬
КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы выпускного квалификационного
исследования. Комплексное социально-экономическое развитие
муниципальных образований невозможно обеспечить без эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), выступающего важнейшей составляющей системы жизнеобеспечения населения и наиболее социально значимым сектором экономики муниципалитета. Это подтверждается и стратегическим документами развития ЖКХ, в которых определено, что это «одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность - необходимой инженерной инфраструктурой. Годовой оборот в сфере жилищно-коммунального хозяйства превышает 4,1 трлн. рублей, это более 5,7 процента валового внутреннего продукта России» .
Однако, следует отметить, что жилищно-коммунальное хозяйство, сегодня, характеризуется общим кризисным состоянием, неразвитостью институциональных основ управления отраслью, низким качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на муниципальном уровне. И, как показывает практика, сектор нуждается в целом комплексе мер по восстановлению и оздоровлению, основанных на принципах комплексности, многогранности и последовательности.
Развитие жилищно-коммунального хозяйства в России осуществляется в условиях использования программно-целевого подхода, являющегося основным инструментом реформирования данного сектора. Что, в свою очередь, требует совершенствования организации системы управления данной сферой, поиска новых методов и форм, способных обеспечить повышение эффективности управления сферой ЖКХ. Первостепенное значение приобретают вопросы оценки развития отрасли на уровне муниципальных образований, которым не уделяется достаточного внимания при реализации муниципальных программ.
Таким образом, актуальность заявленной темы обусловлена следующими условиями.
Во-первых, являясь многоотраслевым комплексом, включающим коммерческую, производственную, финансовую, социальную,
информационную и другие сферы, ЖКХ генерирует специфические факторы, которые могут выступать, с одной стороны, условием регионального роста, а, с другой, усугублять кризисные явления в муниципальной социально¬экономической системе.
Во-вторых, реализуемая реформа системы ЖКХ не достигла запланированных показателей.
В-третьих, сложность и непрозрачность оценки развития ЖКХ формирует отрицательную компоненту общественного восприятия проводимой политики в данной сфере.
Все, вышеуказанные обстоятельства, определяют необходимость совершенствования методики оценки эффективности функционирования ЖКХ на муниципальном уровне, и внесение предложений в развитие программно-целевого подхода в управлении ЖКХ муниципалитетов.
Степень разработанности темы. Теоретические основы исследования организации системы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства составили работы А.А. Баялиева, Н.К. Кемайкина, М.В. Климова, С.А. Кожевникова, С.Г. Косенко и Е.Н. Ярмоновой, А.А. Куприна, М.Н. Павленко, Г.Ф. Ручкиной, С.С. Сергеева, В.А. Унежевой, В. Щекина и В.Н. Аксенова, Д.В. Юркова и др.
Значительное влияние на формирование теоретической модели исследования заданной темы оказали работы А. Н. Ряховской , в которых выявляется ведущее значение эффективного функционирования отраслей жизнеобеспечения для экономического благополучия и стабильного развития муниципального образования, рассматривается состояние и перспективы развития ЖКХ, направления оздоровления его финансовой системы, оптимизация бюджетных расходов, механизм привлечения частных инвестиций в его развитие, повышение инвестиционной привлекательности отрасли.
Особенности организации управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне исследовались в трудах Ж.А. Жаикбаевой, Е.В. Мурушкиной и С.Н. Клёнова, Р.С. Тимошина, Ю.И. Хачатурьянца, И.В. Шугаевой и О.Н. Кушнеровой, Д.И. Щепина, Н.Н. Якимчук и О.С. Поповой, Е.Н. Ярмоновой и Ф.К. Пашалиевой1 и ряда других.
Вопросам развития жилищно-коммунального хозяйства как сектора социально-экономической системы отдельных территорий представлены в исследованиях О.В. Андреевой, К.Н. Самойловой и А.А. Суховеевой, Н.А. Блаженковой, В.П. Грахова, И.И. Грачевой, З.И. Кулчаевой и Т.Н. Неровня, Н.А. Лишмановой, М.В. Марушко, В.М. Недведцкого, И.Н. Путилина и Е.А. Бабенко, И.М. Салуквадзе, И.М. Сафаровой, К.В. Харченко, Е.Ю. Шумиловой и др.
Практические основы оценки развития жилищно-коммунального хозяйства рассматривались в работах Р.Н. Амелиной и В.С. Лучкиной, Г.Т. Галиева и И.З. Гимаева, Н.В. Дмитриевой, Д.В. Ерохина, С.Н. Ларина, Н.Н. Масяновой, Н.А. Ревина, Р.В. Фаттахова и М.М. Низамутдинова1.
Краснодар, 2014; Кулчаева З.И., Неровня Т.Н. Развитие жилищно-коммунального хозяйства как важное направление социально-экономического развития региона : Материалы всероссийской научно-практической конференции. Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске «Тенденции и императивы управления бизнес-процессами и отраслевыми рынками в обеспечении устойчивого развития региона». Кисловодск, 2015; Лишманова Н.А. Жилищно-коммунальное хозяйство России: состояние и проблемы: материалы
международной научно-практической конференции: в 4-х частях «Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты» / Ответственный редактор Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. Энгельс, 2015; Марушко М.В. Современное развитие жилищно-коммунального хозяйства: результаты и перспективы: сб. материалов международной научно-технической конференции молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород, 2015; Недведцкий В.М. Жилищно-коммунальное хозяйство: особенности регулирования и направления его совершенствования // Экономика и банки. 2015. № 1; Путилина И.Н., Бабенко Е.А. Программно-целевое управление развитием жилищно-коммунального хозяйства : сб. научных статей третьей международной школы молодых ученых в области экономики и права на юге России. М., 2016; Салуквадзе И.М. Состояние и развитие жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2015. № 4 (19); Сафарова И.М. Развитие системы управления жилищно¬
коммунальным хозяйством // Школа университетской науки: парадигма развития. 2014. № 4 (14); Харченко К.В. Развитие жилищно-коммунального хозяйства как предмет стратегического планирования // Управление городом: теория и практика. 2015. № 2; Шумилова Е.Ю. К вопросу о развитии жилищно-коммунального хозяйства // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2017. № 2-2 (25).
1 Амелина Р.Н., Лучкина В.С. Оценка современного состояния и развития жилищно-коммунального хозяйства РФ: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Учет, анализ, аудит и статистика: исследование тенденций и перспективы развития». Дагестан, 2016; Галиев Г.Т., Гимаев И.З. Социальный аудит - важный фактор в исследованиях проблем жилищно-коммунального хозяйства России // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016. № 1 (15); Дмитриева Н.В. Анализ современного состояния отрасли ЖКХ // Апробация. 2016. № 6 (45); Ерохин Д.В. и др. Методы управления и оценки результатов инновационной деятельности в системе жилищно-коммунального хозяйства : монография. Брянск, 2015; Ларин С.Н.
Инструментарий оценки качества жилищно-коммунальных услуг // Экономические исследования и разработки. 2018. № 1; Ларин С.Н. Современные преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и методы оценки качества жилищно-коммунальных услуг // Теория и практика актуальных исследований. 2017. № 17; Масянова Н.Н.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства: оценка и перспективы // Транспорт и сервис. 2017. Т. 5; Ревин Н.А. Формирование системы мониторинга экономической безопасности предприятий жилищно-коммунального хозяйства : автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2017; Фаттахов Р.В., Низамутдинов М.М. Методические аспекты
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью развития жилищно-коммунального сектора муниципального хозяйства и недостаточной разработанностью методологических основ формирования оценки ЖКХ на муниципальном уровне.
Объектом исследования выступает управление развитием жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Предмет исследования - механизм оценки развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию оценки развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить теоретические основы оценки развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования;
- проанализировать практику оценки развития жилищно-коммунального хозяйства района Ново-Переделкино города Москвы;
- предложить направления совершенствования оценки развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическую основу исследования составили содержательный подход
(М.Н. Кондратьева1), позволивший изучить содержание жилищно¬
коммунального хозяйства, выявить его составляющие элементы, а также взаимодействие между ними; исторический подход (Д.В. Макарова и др. ), в рамках которого было рассмотрено развитие ЖКХ; количественный подход (Е.П. Дятел, К.Н. Савин1), применение которого позволило выявить характеристики развития ЖКХ на муниципальном уровне, выраженные в величинах и числах; системный подход (В.А. Баринова и др., Е.И. Макеровой и Н.Н. Егоровой ), позволившим раскрыть целостность объекта, выявить многообразные типы внутренних связей ЖКХ на муниципальном уровне и сведение их в единую теоретическую картину; комплексный подход (Ю.В. Ларионовой и А.Н. Ларионова ), применявшимся при изучении ЖКХ муниципального образования с учетом достижений различных наук и научных направлений.
Важную роль в процессе исследования играли методы анализа и синтеза, исторического и логического, факторного и сравнительного анализа, наблюдения и опроса. Обработка эмпирических данных осуществлялась посредством методов математической статистики.
Эмпирическая база исследования:
- федеральное и региональное законодательство в области организации жилищно-коммунального хозяйства ;
- открытые данные и справочно-аналитические материалы Управы района Ново-Переделкино города Москвы.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты развивают механизм муниципальной политики в сфере ЖКХ, дополняют его теоретико-методический аппарат, формируют возможность исследования современных управленческих тенденций в рассматриваемой сфере.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы.
исследования. Комплексное социально-экономическое развитие
муниципальных образований невозможно обеспечить без эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), выступающего важнейшей составляющей системы жизнеобеспечения населения и наиболее социально значимым сектором экономики муниципалитета. Это подтверждается и стратегическим документами развития ЖКХ, в которых определено, что это «одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность - необходимой инженерной инфраструктурой. Годовой оборот в сфере жилищно-коммунального хозяйства превышает 4,1 трлн. рублей, это более 5,7 процента валового внутреннего продукта России» .
Однако, следует отметить, что жилищно-коммунальное хозяйство, сегодня, характеризуется общим кризисным состоянием, неразвитостью институциональных основ управления отраслью, низким качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на муниципальном уровне. И, как показывает практика, сектор нуждается в целом комплексе мер по восстановлению и оздоровлению, основанных на принципах комплексности, многогранности и последовательности.
Развитие жилищно-коммунального хозяйства в России осуществляется в условиях использования программно-целевого подхода, являющегося основным инструментом реформирования данного сектора. Что, в свою очередь, требует совершенствования организации системы управления данной сферой, поиска новых методов и форм, способных обеспечить повышение эффективности управления сферой ЖКХ. Первостепенное значение приобретают вопросы оценки развития отрасли на уровне муниципальных образований, которым не уделяется достаточного внимания при реализации муниципальных программ.
Таким образом, актуальность заявленной темы обусловлена следующими условиями.
Во-первых, являясь многоотраслевым комплексом, включающим коммерческую, производственную, финансовую, социальную,
информационную и другие сферы, ЖКХ генерирует специфические факторы, которые могут выступать, с одной стороны, условием регионального роста, а, с другой, усугублять кризисные явления в муниципальной социально¬экономической системе.
Во-вторых, реализуемая реформа системы ЖКХ не достигла запланированных показателей.
В-третьих, сложность и непрозрачность оценки развития ЖКХ формирует отрицательную компоненту общественного восприятия проводимой политики в данной сфере.
Все, вышеуказанные обстоятельства, определяют необходимость совершенствования методики оценки эффективности функционирования ЖКХ на муниципальном уровне, и внесение предложений в развитие программно-целевого подхода в управлении ЖКХ муниципалитетов.
Степень разработанности темы. Теоретические основы исследования организации системы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства составили работы А.А. Баялиева, Н.К. Кемайкина, М.В. Климова, С.А. Кожевникова, С.Г. Косенко и Е.Н. Ярмоновой, А.А. Куприна, М.Н. Павленко, Г.Ф. Ручкиной, С.С. Сергеева, В.А. Унежевой, В. Щекина и В.Н. Аксенова, Д.В. Юркова и др.
Значительное влияние на формирование теоретической модели исследования заданной темы оказали работы А. Н. Ряховской , в которых выявляется ведущее значение эффективного функционирования отраслей жизнеобеспечения для экономического благополучия и стабильного развития муниципального образования, рассматривается состояние и перспективы развития ЖКХ, направления оздоровления его финансовой системы, оптимизация бюджетных расходов, механизм привлечения частных инвестиций в его развитие, повышение инвестиционной привлекательности отрасли.
Особенности организации управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне исследовались в трудах Ж.А. Жаикбаевой, Е.В. Мурушкиной и С.Н. Клёнова, Р.С. Тимошина, Ю.И. Хачатурьянца, И.В. Шугаевой и О.Н. Кушнеровой, Д.И. Щепина, Н.Н. Якимчук и О.С. Поповой, Е.Н. Ярмоновой и Ф.К. Пашалиевой1 и ряда других.
Вопросам развития жилищно-коммунального хозяйства как сектора социально-экономической системы отдельных территорий представлены в исследованиях О.В. Андреевой, К.Н. Самойловой и А.А. Суховеевой, Н.А. Блаженковой, В.П. Грахова, И.И. Грачевой, З.И. Кулчаевой и Т.Н. Неровня, Н.А. Лишмановой, М.В. Марушко, В.М. Недведцкого, И.Н. Путилина и Е.А. Бабенко, И.М. Салуквадзе, И.М. Сафаровой, К.В. Харченко, Е.Ю. Шумиловой и др.
Практические основы оценки развития жилищно-коммунального хозяйства рассматривались в работах Р.Н. Амелиной и В.С. Лучкиной, Г.Т. Галиева и И.З. Гимаева, Н.В. Дмитриевой, Д.В. Ерохина, С.Н. Ларина, Н.Н. Масяновой, Н.А. Ревина, Р.В. Фаттахова и М.М. Низамутдинова1.
Краснодар, 2014; Кулчаева З.И., Неровня Т.Н. Развитие жилищно-коммунального хозяйства как важное направление социально-экономического развития региона : Материалы всероссийской научно-практической конференции. Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске «Тенденции и императивы управления бизнес-процессами и отраслевыми рынками в обеспечении устойчивого развития региона». Кисловодск, 2015; Лишманова Н.А. Жилищно-коммунальное хозяйство России: состояние и проблемы: материалы
международной научно-практической конференции: в 4-х частях «Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты» / Ответственный редактор Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. Энгельс, 2015; Марушко М.В. Современное развитие жилищно-коммунального хозяйства: результаты и перспективы: сб. материалов международной научно-технической конференции молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород, 2015; Недведцкий В.М. Жилищно-коммунальное хозяйство: особенности регулирования и направления его совершенствования // Экономика и банки. 2015. № 1; Путилина И.Н., Бабенко Е.А. Программно-целевое управление развитием жилищно-коммунального хозяйства : сб. научных статей третьей международной школы молодых ученых в области экономики и права на юге России. М., 2016; Салуквадзе И.М. Состояние и развитие жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2015. № 4 (19); Сафарова И.М. Развитие системы управления жилищно¬
коммунальным хозяйством // Школа университетской науки: парадигма развития. 2014. № 4 (14); Харченко К.В. Развитие жилищно-коммунального хозяйства как предмет стратегического планирования // Управление городом: теория и практика. 2015. № 2; Шумилова Е.Ю. К вопросу о развитии жилищно-коммунального хозяйства // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2017. № 2-2 (25).
1 Амелина Р.Н., Лучкина В.С. Оценка современного состояния и развития жилищно-коммунального хозяйства РФ: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Учет, анализ, аудит и статистика: исследование тенденций и перспективы развития». Дагестан, 2016; Галиев Г.Т., Гимаев И.З. Социальный аудит - важный фактор в исследованиях проблем жилищно-коммунального хозяйства России // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016. № 1 (15); Дмитриева Н.В. Анализ современного состояния отрасли ЖКХ // Апробация. 2016. № 6 (45); Ерохин Д.В. и др. Методы управления и оценки результатов инновационной деятельности в системе жилищно-коммунального хозяйства : монография. Брянск, 2015; Ларин С.Н.
Инструментарий оценки качества жилищно-коммунальных услуг // Экономические исследования и разработки. 2018. № 1; Ларин С.Н. Современные преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и методы оценки качества жилищно-коммунальных услуг // Теория и практика актуальных исследований. 2017. № 17; Масянова Н.Н.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства: оценка и перспективы // Транспорт и сервис. 2017. Т. 5; Ревин Н.А. Формирование системы мониторинга экономической безопасности предприятий жилищно-коммунального хозяйства : автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2017; Фаттахов Р.В., Низамутдинов М.М. Методические аспекты
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью развития жилищно-коммунального сектора муниципального хозяйства и недостаточной разработанностью методологических основ формирования оценки ЖКХ на муниципальном уровне.
Объектом исследования выступает управление развитием жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Предмет исследования - механизм оценки развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию оценки развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить теоретические основы оценки развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования;
- проанализировать практику оценки развития жилищно-коммунального хозяйства района Ново-Переделкино города Москвы;
- предложить направления совершенствования оценки развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическую основу исследования составили содержательный подход
(М.Н. Кондратьева1), позволивший изучить содержание жилищно¬
коммунального хозяйства, выявить его составляющие элементы, а также взаимодействие между ними; исторический подход (Д.В. Макарова и др. ), в рамках которого было рассмотрено развитие ЖКХ; количественный подход (Е.П. Дятел, К.Н. Савин1), применение которого позволило выявить характеристики развития ЖКХ на муниципальном уровне, выраженные в величинах и числах; системный подход (В.А. Баринова и др., Е.И. Макеровой и Н.Н. Егоровой ), позволившим раскрыть целостность объекта, выявить многообразные типы внутренних связей ЖКХ на муниципальном уровне и сведение их в единую теоретическую картину; комплексный подход (Ю.В. Ларионовой и А.Н. Ларионова ), применявшимся при изучении ЖКХ муниципального образования с учетом достижений различных наук и научных направлений.
Важную роль в процессе исследования играли методы анализа и синтеза, исторического и логического, факторного и сравнительного анализа, наблюдения и опроса. Обработка эмпирических данных осуществлялась посредством методов математической статистики.
Эмпирическая база исследования:
- федеральное и региональное законодательство в области организации жилищно-коммунального хозяйства ;
- открытые данные и справочно-аналитические материалы Управы района Ново-Переделкино города Москвы.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты развивают механизм муниципальной политики в сфере ЖКХ, дополняют его теоретико-методический аппарат, формируют возможность исследования современных управленческих тенденций в рассматриваемой сфере.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы.
Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований невозможно обеспечить без эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства, выступающего важнейшей составляющей системы жизнеобеспечения населения и наиболее социально значимым сектором экономики муниципалитета.
Исследование теоретических основ оценки развития жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне, показало, что жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой часть муниципального хозяйства, включающую в себя совокупность экономических субъектов различных форм собственности, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования с целью повышения эффективного и полного удовлетворения потребностей населения в услугах, связанных с формированием комфортной среды обитания. Особенностями ЖКХ муниципального образования являются: большая социальная значимость, так как практически все объекты ЖКХ непосредственно обеспечивают потребности жителей муниципального образования; высокий удельный вес муниципальной собственности при наличии других форм собственности в системе ЖКХ; взаимосвязь и взаимозависимость многих отраслей ЖКХ между собой и с другими сферами деятельности на данной территории (к примеру, водопровод и канализация, пассажирский транспорт и дороги, коммунальная энергетика и жилищное хозяйство); тесная взаимосвязь производства и потребления услуг и многих видов продукции в составе ряда отраслей ЖКХ, что особенно характерно для пассажирского транспорта, энергетических систем.
Система управления ЖКХ представляет собой единый механизм, каждый элемент которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других элементов, и основанный на ряде принципов. Среди них можно выделить: приоритет социальных и муниципальных интересов над отраслевыми, ведомственными и локальными; ориентация на различные формы собственности в ЖКХ, включая муниципальную, коллективную, частную; постепенное перераспределение управления и передача ряда управленческих функций в области ЖКХ на местный уровень (местным органам власти на уровне муниципальных образований); разделение функций заказчика и подрядчика и привлечение в ЖКХ подрядных организаций различных форм собственности на договорной основе; нормативный принцип ресурсообеспеченности и выделение различных уровней обслуживания населения и прочих потребителей в системе ЖКХ муниципального образования; привлечение населения к активному участию в сфере ЖКХ в различных формах.
Развития сферы ЖКХ, важно воспринимать ее комплексно, учитывая равную важность трех следующих аспектов: технический аспект - развитие инфраструктуры, повышение надежности систем жизнеобеспечения, оптимизация схем производства и реализации услуг, в том числе за счет внедрения инноваций; экономический аспект - обеспечение экономической обоснованности расходов на содержание жилищного фонда и коммунального комплекса; социальный аспект - учет особенностей различных групп населения, проживающих в многоквартирных домах.
Оценка эффективности развития ЖКХ и соответствующих мероприятий является важнейшим этапом управления и включает в себя оценку следующих групп показателей: показатели, характеризующие жилищную сферу; показатели, характеризующие коммунальную сферу; показатели, характеризующие развитие ЖКХ; показатели, характеризующие результаты деятельности предприятий ЖКХ.
Проведенный анализ практики оценки развития жилищно-коммунального хозяйства района Ново-Переделкино города Москвы, свидетельствует о том, что жилищно-коммунальный комплекс района Ново¬Переделкино города Москвы представляет собой отлаженную инфраструктуру, работающих в комплексе муниципальных предприятий и организаций, благодаря которым поддерживается высокий уровень содержания помещений жилого и нежилого фонда на надлежащем уровне при полном соблюдении санитарно-гигиенических норм, норм ГОСТов и СНИПов.
Управление жилищно-коммунальным хозяйством района Ново-Переделкино возложено на отдел по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Управы района. Свою деятельность Отдел осуществляет в соответствии с Положением об отделе жилищно-коммунального хозяйства районной управы Ново-Переделкино. К основным задачам Отдела относятся: создание необходимых условий устойчивой
работы объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных на территории района независимо от их ведомственной принадлежности и поддержания территории района в соответствии с санитарными нормами; взаимодействие с предприятиями и подрядными организациями, обслуживающими и эксплуатирующими жилищно-коммунальное хозяйство, инженерные коммуникации и территорию района.
За анализируемый период удовлетворенность населения района Ново¬Переделкино жилищно-коммунальными услугами повысилась. Однако сохраняются нерешенными ряд проблем: снижение объемов инвестиций в объекты капитального строительства в связи с уменьшением доходной части бюджетов; сложность получения кредитов, ухудшение условий кредитования; высокий уровень износа сетей коммунальной инфраструктуры; отсутствие механизмов привлечения частных инвестиций и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию объектов жилищно¬коммунального хозяйства; низкий уровень собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги в отдельных муниципальных образованиях; низкая энергетическая эффективность жилищного фонда; отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению.
Основными направлениями развитие ЖКХ муниципальных
образований становятся: техническая и организационная модернизация
системы предоставления жилищно-коммунальных услуг; повышение энергоэффективности жилого фонда на этапе эксплуатации; повышение уровня квалификации персонала ЖКХ, включающее специализированные подготовительные курсы и обучение персонала; создание условий для привлечения инвестиций в модернизацию коммунальных предприятий; введение рейтингов эффективности управляющих компаний (поощрение лучших управляющих компаний); усиление контроля за качеством и надежностью оказания жилищно-коммунальных услуг населению муниципальных образований; внедрение передовых технологий в систему государственного управления развитием ЖКХ; усиление ответственности за несоблюдение установленных законодательством требований в сфере благоустройства муниципалитета; привлечение общественных объедений граждан к контролю за оказанием жилищно-коммунальных услуг.
Реализации указанных направлений будет способствовать реализация проекта оценки качества оказания жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению на территории муниципального образования «Индекс качества жилищно-коммунальных услуг». Основной целью реализации проекта является повышение качества жилищно-коммунальных услуг и повышение уровня удовлетворенности граждан качеством таких услуг.
Основными мероприятиями проекта выступают: разработка методики оценки эффективности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению муниципального образования; запуск системы мониторинга развития ЖКХ муниципалитета, с целью выявления текущих проблем и востребованных гражданами, а также определения мероприятий, направленных на повышение эффективности управления такими объектами; запуск информационного ресурса, содержащего информацию о состоянии жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования; формирование механизма тиражирования лучших практик модернизации ЖКХ; организация повышения уровня квалификации персонала ЖКХ.
Среди конкретных результатов проекта можно выделить: утвержденная методика оценки качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг населению муниципального образования; внедрение системы мониторинга эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципалитета; удовлетворенность граждан качеством жилищно-коммунальных услуг, %; формирование информационного ресурса, содержащего информацию о состоянии жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования; организация повышения квалификации персонала ЖКХ.
По результатам проведенного исследования, можно сформулировать ряд рекомендаций в адрес Управы района Ново-Переделкино города Москвы:
- разработать и представить на согласование в Департамент жилищно¬коммунального хозяйства города Москвы методику оценки качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг населению района;
- обеспечить внедрение системы мониторинга эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципалитета;
- сформировать и поддерживать в актуальном состоянии информационный ресурс о состоянии жилищно-коммунального хозяйства района;
- организовать повышение квалификации специалистов сектора ЖКХ района.
Исследование теоретических основ оценки развития жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне, показало, что жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой часть муниципального хозяйства, включающую в себя совокупность экономических субъектов различных форм собственности, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования с целью повышения эффективного и полного удовлетворения потребностей населения в услугах, связанных с формированием комфортной среды обитания. Особенностями ЖКХ муниципального образования являются: большая социальная значимость, так как практически все объекты ЖКХ непосредственно обеспечивают потребности жителей муниципального образования; высокий удельный вес муниципальной собственности при наличии других форм собственности в системе ЖКХ; взаимосвязь и взаимозависимость многих отраслей ЖКХ между собой и с другими сферами деятельности на данной территории (к примеру, водопровод и канализация, пассажирский транспорт и дороги, коммунальная энергетика и жилищное хозяйство); тесная взаимосвязь производства и потребления услуг и многих видов продукции в составе ряда отраслей ЖКХ, что особенно характерно для пассажирского транспорта, энергетических систем.
Система управления ЖКХ представляет собой единый механизм, каждый элемент которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других элементов, и основанный на ряде принципов. Среди них можно выделить: приоритет социальных и муниципальных интересов над отраслевыми, ведомственными и локальными; ориентация на различные формы собственности в ЖКХ, включая муниципальную, коллективную, частную; постепенное перераспределение управления и передача ряда управленческих функций в области ЖКХ на местный уровень (местным органам власти на уровне муниципальных образований); разделение функций заказчика и подрядчика и привлечение в ЖКХ подрядных организаций различных форм собственности на договорной основе; нормативный принцип ресурсообеспеченности и выделение различных уровней обслуживания населения и прочих потребителей в системе ЖКХ муниципального образования; привлечение населения к активному участию в сфере ЖКХ в различных формах.
Развития сферы ЖКХ, важно воспринимать ее комплексно, учитывая равную важность трех следующих аспектов: технический аспект - развитие инфраструктуры, повышение надежности систем жизнеобеспечения, оптимизация схем производства и реализации услуг, в том числе за счет внедрения инноваций; экономический аспект - обеспечение экономической обоснованности расходов на содержание жилищного фонда и коммунального комплекса; социальный аспект - учет особенностей различных групп населения, проживающих в многоквартирных домах.
Оценка эффективности развития ЖКХ и соответствующих мероприятий является важнейшим этапом управления и включает в себя оценку следующих групп показателей: показатели, характеризующие жилищную сферу; показатели, характеризующие коммунальную сферу; показатели, характеризующие развитие ЖКХ; показатели, характеризующие результаты деятельности предприятий ЖКХ.
Проведенный анализ практики оценки развития жилищно-коммунального хозяйства района Ново-Переделкино города Москвы, свидетельствует о том, что жилищно-коммунальный комплекс района Ново¬Переделкино города Москвы представляет собой отлаженную инфраструктуру, работающих в комплексе муниципальных предприятий и организаций, благодаря которым поддерживается высокий уровень содержания помещений жилого и нежилого фонда на надлежащем уровне при полном соблюдении санитарно-гигиенических норм, норм ГОСТов и СНИПов.
Управление жилищно-коммунальным хозяйством района Ново-Переделкино возложено на отдел по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Управы района. Свою деятельность Отдел осуществляет в соответствии с Положением об отделе жилищно-коммунального хозяйства районной управы Ново-Переделкино. К основным задачам Отдела относятся: создание необходимых условий устойчивой
работы объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных на территории района независимо от их ведомственной принадлежности и поддержания территории района в соответствии с санитарными нормами; взаимодействие с предприятиями и подрядными организациями, обслуживающими и эксплуатирующими жилищно-коммунальное хозяйство, инженерные коммуникации и территорию района.
За анализируемый период удовлетворенность населения района Ново¬Переделкино жилищно-коммунальными услугами повысилась. Однако сохраняются нерешенными ряд проблем: снижение объемов инвестиций в объекты капитального строительства в связи с уменьшением доходной части бюджетов; сложность получения кредитов, ухудшение условий кредитования; высокий уровень износа сетей коммунальной инфраструктуры; отсутствие механизмов привлечения частных инвестиций и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию объектов жилищно¬коммунального хозяйства; низкий уровень собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги в отдельных муниципальных образованиях; низкая энергетическая эффективность жилищного фонда; отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению.
Основными направлениями развитие ЖКХ муниципальных
образований становятся: техническая и организационная модернизация
системы предоставления жилищно-коммунальных услуг; повышение энергоэффективности жилого фонда на этапе эксплуатации; повышение уровня квалификации персонала ЖКХ, включающее специализированные подготовительные курсы и обучение персонала; создание условий для привлечения инвестиций в модернизацию коммунальных предприятий; введение рейтингов эффективности управляющих компаний (поощрение лучших управляющих компаний); усиление контроля за качеством и надежностью оказания жилищно-коммунальных услуг населению муниципальных образований; внедрение передовых технологий в систему государственного управления развитием ЖКХ; усиление ответственности за несоблюдение установленных законодательством требований в сфере благоустройства муниципалитета; привлечение общественных объедений граждан к контролю за оказанием жилищно-коммунальных услуг.
Реализации указанных направлений будет способствовать реализация проекта оценки качества оказания жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению на территории муниципального образования «Индекс качества жилищно-коммунальных услуг». Основной целью реализации проекта является повышение качества жилищно-коммунальных услуг и повышение уровня удовлетворенности граждан качеством таких услуг.
Основными мероприятиями проекта выступают: разработка методики оценки эффективности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению муниципального образования; запуск системы мониторинга развития ЖКХ муниципалитета, с целью выявления текущих проблем и востребованных гражданами, а также определения мероприятий, направленных на повышение эффективности управления такими объектами; запуск информационного ресурса, содержащего информацию о состоянии жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования; формирование механизма тиражирования лучших практик модернизации ЖКХ; организация повышения уровня квалификации персонала ЖКХ.
Среди конкретных результатов проекта можно выделить: утвержденная методика оценки качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг населению муниципального образования; внедрение системы мониторинга эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципалитета; удовлетворенность граждан качеством жилищно-коммунальных услуг, %; формирование информационного ресурса, содержащего информацию о состоянии жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования; организация повышения квалификации персонала ЖКХ.
По результатам проведенного исследования, можно сформулировать ряд рекомендаций в адрес Управы района Ново-Переделкино города Москвы:
- разработать и представить на согласование в Департамент жилищно¬коммунального хозяйства города Москвы методику оценки качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг населению района;
- обеспечить внедрение системы мониторинга эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципалитета;
- сформировать и поддерживать в актуальном состоянии информационный ресурс о состоянии жилищно-коммунального хозяйства района;
- организовать повышение квалификации специалистов сектора ЖКХ района.



