РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития орфографических умений младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографических
умений младших школьников 7
1.2. Деятельностная направленность в развитии орфографических
умений младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова 16
1.3. Возможности учебников Н.В. Нечаевой «Русский язык» в
развитии орфографических умений младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию орфографических умений младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова 32
2.1. Диагностика орфографических умений учащихся
экспериментального класса 32
2.2. Реализация педагогических условий по развитию орфографических умений учащихся на уроках русского языка
по системе развивающего обучения Л.В. Занкова 41
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение 57
Глава 1. Теоретические основы развития орфографических умений младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографических
умений младших школьников 7
1.2. Деятельностная направленность в развитии орфографических
умений младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова 16
1.3. Возможности учебников Н.В. Нечаевой «Русский язык» в
развитии орфографических умений младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию орфографических умений младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова 32
2.1. Диагностика орфографических умений учащихся
экспериментального класса 32
2.2. Реализация педагогических условий по развитию орфографических умений учащихся на уроках русского языка
по системе развивающего обучения Л.В. Занкова 41
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение 57
Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, явля-ется изучение родного языка. В свою очередь, формирование орфографиче-ской грамотности - основная задача обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность является одной из составных ча-стей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении. Развитие орфографических уме¬ний способствует повышению общей орфографической грамотности.
Орфографические умения, по определению М.Р. Львова, - это способ-ность использовать совокупность правил, устанавливающих написание слов и их форм, оперировать ими для овладения орфографическим навыком (Львов, 1988, 14).
Орфографические умения формируются на основе выполнения опреде-лённых орфографических действий. Орфографические действия включают в себя отчётливое осознание орфограмм и правил, а также операции по приме-нению правил, при помощи которых происходит решение орфографических задач и самоконтроль.
В методике русского языка выделяют следующие виды упражнений, способствующих развитию орфографических умений у младших школьни-ков: списывание, орфографическое чтение, комментированное письмо,
письмо с проговариванием, письмо по памяти, различные виды диктантов.
Ведущие методисты считают главным в обучении правописанию орфо-графическое правило и его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфо-грамму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографиче-ского навыка.
Начальная школа накопила богатый опыт обучения орфографии, нашедший отражение в трудах таких методистов и педагогов как Я.К. Грот, Н.А. Корф, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский, Д.И. Тихомиров, М.В. Уша¬ков, К.Д. Ушинский, И.Н. Шапошников. В последние десятилетия широкую известность получили труды методистов М.Р. Львова, М.М. Разумовской; Т.Г. Рамзаевой, представителей научной школы развивающей системы Л.В. Занкова - А.В. Поляковой, Н.В. Нечаевой; психологов П.С. Жедек, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, Д.Б. Эльконина.
К сожалению, несмотря на глубокую разработанность исследуемой нами темы, в школьной практике не каждый учитель начальных классов вла-деет знаниями в области современной орфографической теории и часто ис-пытывает затруднения в организации целенаправленной работы по развитию орфографических умений младших школьников.
В связи с вышеизложенными фактами мы решили остановить свой вы-бор на следующей теме выпускного квалификационного исследования «Раз-витие орфографических умений младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова».
Проблема исследования: каковы педагогические условия оптималь-ного развития орфографических умений младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс развития орфографических умений младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития орфографи-ческих умений младших школьников по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие орфографических умений младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова будет эффективным, если:
1) обеспечивается системно-деятельностный подход к обучению млад-ших школьников;
2) осуществляется опора на четыре базовых орфографических умения (обнаруживать орфограмму, соотносить её с определённым орфографиче-ским правилом, решать орфографическую задачу, выполнять самоконтроль) в изучении учебной темы урока;
3) ученик является субъектом деятельности в учебном процессе.
В соответствии с объектом и предметом исследования были постав¬лены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень её разработанности.
2) изучить имеющийся педагогический опыт в школьной практике.
3) организовать экспериментальную работу в начальной школе по пред¬мету исследования.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: изучение теории вопроса; изучение педагогического опыта; наблюдение за учебным процессом; эксперимент; изучение продуктов дея-тельности учащихся; математическая обработка результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №9» города Белгорода, 3 «В» класс.
Практическая значимость выпускного квалификационного исследо-вания заключается в определении и апробации педагогических условий, направленных на развитие орфографических умений младших школьников по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, которые могут быть реко-мендованы для практического использования на уроках русского языка в школьной практике.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе участия в научно-практической интернет-конференции с международным участием «Ребёнок в современном образовательном пространстве» (Шадринск, ШГПУ, апрель 2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты эксперименталь-ной работы.
Во введении представлен аппарат исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития орфографических умений младших школьников на уроках русского языка по системе развива-ющего обучения Л.В. Занкова» характеризуются базовые орфографические умения и психологические особенности их развития на уроках русского языка у младших школьников. Кроме того, представлен анализ учебников по русскому языку системы развивающего обучения Л.В. Занкова по предмету исследования.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию орфографи-ческих умений младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова» содержится анализ диагностической работы по развитию орфографических умений обучающихся эксперимен-тального класса, а также разработаны уроки русского языка по предмету ис-следования и организована целенаправленная работу по апробации педагоги¬ческих условий, выдвинутых в гипотезе исследования.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, при-водится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список включает 56 источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: со-держание методик, разработки конспектов уроков по теме исследования.
Орфографические умения, по определению М.Р. Львова, - это способ-ность использовать совокупность правил, устанавливающих написание слов и их форм, оперировать ими для овладения орфографическим навыком (Львов, 1988, 14).
Орфографические умения формируются на основе выполнения опреде-лённых орфографических действий. Орфографические действия включают в себя отчётливое осознание орфограмм и правил, а также операции по приме-нению правил, при помощи которых происходит решение орфографических задач и самоконтроль.
В методике русского языка выделяют следующие виды упражнений, способствующих развитию орфографических умений у младших школьни-ков: списывание, орфографическое чтение, комментированное письмо,
письмо с проговариванием, письмо по памяти, различные виды диктантов.
Ведущие методисты считают главным в обучении правописанию орфо-графическое правило и его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфо-грамму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографиче-ского навыка.
Начальная школа накопила богатый опыт обучения орфографии, нашедший отражение в трудах таких методистов и педагогов как Я.К. Грот, Н.А. Корф, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский, Д.И. Тихомиров, М.В. Уша¬ков, К.Д. Ушинский, И.Н. Шапошников. В последние десятилетия широкую известность получили труды методистов М.Р. Львова, М.М. Разумовской; Т.Г. Рамзаевой, представителей научной школы развивающей системы Л.В. Занкова - А.В. Поляковой, Н.В. Нечаевой; психологов П.С. Жедек, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, Д.Б. Эльконина.
К сожалению, несмотря на глубокую разработанность исследуемой нами темы, в школьной практике не каждый учитель начальных классов вла-деет знаниями в области современной орфографической теории и часто ис-пытывает затруднения в организации целенаправленной работы по развитию орфографических умений младших школьников.
В связи с вышеизложенными фактами мы решили остановить свой вы-бор на следующей теме выпускного квалификационного исследования «Раз-витие орфографических умений младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова».
Проблема исследования: каковы педагогические условия оптималь-ного развития орфографических умений младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс развития орфографических умений младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития орфографи-ческих умений младших школьников по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие орфографических умений младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова будет эффективным, если:
1) обеспечивается системно-деятельностный подход к обучению млад-ших школьников;
2) осуществляется опора на четыре базовых орфографических умения (обнаруживать орфограмму, соотносить её с определённым орфографиче-ским правилом, решать орфографическую задачу, выполнять самоконтроль) в изучении учебной темы урока;
3) ученик является субъектом деятельности в учебном процессе.
В соответствии с объектом и предметом исследования были постав¬лены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень её разработанности.
2) изучить имеющийся педагогический опыт в школьной практике.
3) организовать экспериментальную работу в начальной школе по пред¬мету исследования.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: изучение теории вопроса; изучение педагогического опыта; наблюдение за учебным процессом; эксперимент; изучение продуктов дея-тельности учащихся; математическая обработка результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №9» города Белгорода, 3 «В» класс.
Практическая значимость выпускного квалификационного исследо-вания заключается в определении и апробации педагогических условий, направленных на развитие орфографических умений младших школьников по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, которые могут быть реко-мендованы для практического использования на уроках русского языка в школьной практике.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе участия в научно-практической интернет-конференции с международным участием «Ребёнок в современном образовательном пространстве» (Шадринск, ШГПУ, апрель 2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты эксперименталь-ной работы.
Во введении представлен аппарат исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития орфографических умений младших школьников на уроках русского языка по системе развива-ющего обучения Л.В. Занкова» характеризуются базовые орфографические умения и психологические особенности их развития на уроках русского языка у младших школьников. Кроме того, представлен анализ учебников по русскому языку системы развивающего обучения Л.В. Занкова по предмету исследования.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию орфографи-ческих умений младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова» содержится анализ диагностической работы по развитию орфографических умений обучающихся эксперимен-тального класса, а также разработаны уроки русского языка по предмету ис-следования и организована целенаправленная работу по апробации педагоги¬ческих условий, выдвинутых в гипотезе исследования.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, при-водится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список включает 56 источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: со-держание методик, разработки конспектов уроков по теме исследования.
Теоретическое изучение проблемы развития орфографических умений младших школьников и результаты диагностики, проведённой на констати-рующем этапе эксперимента, позволили подтвердить актуальность выпуск-ного квалификационного исследования.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы мы выяснили, что для обучения младших школьников орфографии необходимо установить природу орфографических умений, раскрыть психологические основы их формирования.
Рассматривая обучение орфографии как процесс формирования обоб-щённых орфографических умений, П.С. Жедек выделила следующие базовые орфографические умения: находить орфограмму; устанавливать тип орфо-граммы; применять правило (правильно выполнять алгоритм решения орфо-графической задачи); осуществлять орфографический самоконтроль.
Мы выяснили, что орфографические умения формируются на основе выполнения определённых орфографических действий. Орфографические действия включают в себя отчётливое осознание орфограмм и правил, а также операции по применению правил, при помощи которых происходит решение орфографических задач, относятся к орфографическим умениям.
Обучение орфографии в рамках развивающей системы Л.В. Занкова осуществляется на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Об этом свидетельствует целевой анализ учебников «Русский язык» Н.В. Нечаевой. Данный учебник содержит достаточное количество упражне¬ний и формулировок заданий, направленных на развитие каждого из основ¬ных орфографических умений. Задания к упражнениям сформулированы так, чтобы дети учились творчески, активно добывать знания, приобретали уме-ния слушать и слышать звучащее слово, осмысленно относились к своей ра-боте и активно использовали полученные знания в практике письма. Кроме того, решение орфографических задач представляет собой активную ум-ственную деятельность, направленную на усвоение последовательных опера-ций, необходимых младшим школьникам для овладения грамотным пись-мом.
Экспериментальная работа по теме выпускного квалификационного исследования была организована на базе 3 «В» класса МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода. Диагностическое исследование на констатирующем этапе экс-перимента включало диагностические задания (контрольный диктант, кон-трольное списывание, методика «Проба на внимание»). Были определены три уровня развития орфографических умений у учащихся третьего класса: вы-сокий, средний и низкий.
Результаты констатирующего этапа показали, что развитие орфографи-ческих умений младших школьников в основном находится на среднем уровне. Поэтому одной из задач формирующего этапа эксперимента являлась организация целенаправленной работы на уроках русского языка по апробации педагогических условий, выдвинутых в гипотезе исследования по повышению уровня развития орфографических умений младших школь - ников.
Таким образом, в результате проведённого исследования поставленные задачи решены. Использованные нами виды работ для организации деятель-ности третьеклассников по развитию орфографических умений на уроках русского языка имели положительный результат.
К сожалению, ограниченные сроки выполнения работы не позволили нам в полной мере исследовать проблему развития орфографических умений младших школьников на уроках русского языка по системе Л.В. Занкова, по-этому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей её разработки в школьной практике.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы мы выяснили, что для обучения младших школьников орфографии необходимо установить природу орфографических умений, раскрыть психологические основы их формирования.
Рассматривая обучение орфографии как процесс формирования обоб-щённых орфографических умений, П.С. Жедек выделила следующие базовые орфографические умения: находить орфограмму; устанавливать тип орфо-граммы; применять правило (правильно выполнять алгоритм решения орфо-графической задачи); осуществлять орфографический самоконтроль.
Мы выяснили, что орфографические умения формируются на основе выполнения определённых орфографических действий. Орфографические действия включают в себя отчётливое осознание орфограмм и правил, а также операции по применению правил, при помощи которых происходит решение орфографических задач, относятся к орфографическим умениям.
Обучение орфографии в рамках развивающей системы Л.В. Занкова осуществляется на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Об этом свидетельствует целевой анализ учебников «Русский язык» Н.В. Нечаевой. Данный учебник содержит достаточное количество упражне¬ний и формулировок заданий, направленных на развитие каждого из основ¬ных орфографических умений. Задания к упражнениям сформулированы так, чтобы дети учились творчески, активно добывать знания, приобретали уме-ния слушать и слышать звучащее слово, осмысленно относились к своей ра-боте и активно использовали полученные знания в практике письма. Кроме того, решение орфографических задач представляет собой активную ум-ственную деятельность, направленную на усвоение последовательных опера-ций, необходимых младшим школьникам для овладения грамотным пись-мом.
Экспериментальная работа по теме выпускного квалификационного исследования была организована на базе 3 «В» класса МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода. Диагностическое исследование на констатирующем этапе экс-перимента включало диагностические задания (контрольный диктант, кон-трольное списывание, методика «Проба на внимание»). Были определены три уровня развития орфографических умений у учащихся третьего класса: вы-сокий, средний и низкий.
Результаты констатирующего этапа показали, что развитие орфографи-ческих умений младших школьников в основном находится на среднем уровне. Поэтому одной из задач формирующего этапа эксперимента являлась организация целенаправленной работы на уроках русского языка по апробации педагогических условий, выдвинутых в гипотезе исследования по повышению уровня развития орфографических умений младших школь - ников.
Таким образом, в результате проведённого исследования поставленные задачи решены. Использованные нами виды работ для организации деятель-ности третьеклассников по развитию орфографических умений на уроках русского языка имели положительный результат.
К сожалению, ограниченные сроки выполнения работы не позволили нам в полной мере исследовать проблему развития орфографических умений младших школьников на уроках русского языка по системе Л.В. Занкова, по-этому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей её разработки в школьной практике.
Подобные работы
- СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



