Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития у младших школьников навыков самоуправления во внеурочной деятельности 7
1.1 Самоуправление как средство развития и саморазвития 7
личности школьника
1.2 Сотрудничество педагогов и детей как фактор развития 16
детского самоуправления
1.3 Педагогические условия развития навыка самоуправления 25
у школьников младшего школьного возраста
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у младших школьников навыков самоуправления во внеурочной
деятельности 35
2.1 Диагностика сформированности навыков самоуправления у младших школьников 35
2.2 Содержание программы по развитию у младших школьников навыков самоуправления во внеурочной
деятельности 43
Заключение 61
Библиографический список 65
Не секрет, что одним из условий повышения социализации школьников является ученическая система самоуправления. Самоуправление - форма организации работы, при которой самостоятельно решаются вопросы внутреннего управления, выборный орган, осуществляющий
самостоятельное управление.
Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. (Бочкарев, 1996,14 ).
В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частности должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемых в общеобразовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Кроме того, в современной школе ученическое самоуправление часто подменяется деятельностью детской общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионах появляются все новые и новые детские и молодежные общественные организации (объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того же общеобразовательного учреждения.
Проблемами развития самоуправления в начальной школе занимались такие ученые как В.И. Бочкарев, И.П. Иванов, В.М. Коротов, Л.И. Новикова, Н.И. Приходько, М.И. Рожков и многие другие. (Рожков, 2012,169 )
Приведенные размышления послужили основанием выбора темы исследования «Развитие у младших школьников навыков самоуправления во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: при каких педагогических условиях развитие у младших школьников навыков самоуправления во внеурочной деятельности будет максимально эффективной.
Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс развития младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия развития у младших школьников навыков самоуправления во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие у младших школьников навыков самоуправления во внеурочной деятельности будет эффективным, если в непосредственной и повседневной работе поддерживать и инициировать младших школьников на участие во всех этапах деятельности (планирование, организация, анализ хода и результатов), а также, обучать их ведению демократического диалога в процессе выполнения различных ролей в структуре самоуправления.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы развития у младших школьников навыков самоуправления во внеурочной деятельности.
2. Выявить педагогические условия развития у младших школьников навыков самоуправления во внеурочной деятельности.
3. Провести экспериментальное исследование развития умладших школьников навыков самоуправления во внеурочной деятельности.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов: теоретико-методологический и логический анализ, построение аналогий, сравнительный анализ, внешнее и включенное наблюдение, опрос (анкетирование).
Базой исследования является МБОУ СОШ № 27 г. Белгорода,
начальные классы (40 учеников).
Структура выпускной квалификационной работыопределялась задачами и логикой исследования.
Работа включает: введение, две главы, заключение,
библиографический список и приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития у младших школьников навыков самоуправления во внеурочной деятельности» раскрывается понятие самоуправления как средство развития и саморазвития личности школьника, сотрудничество педагогов и детей как фактор развития детского самоуправления, определены педагогические условия формирования навыков самоуправления младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию у младших школьников навыков самоуправления во внеурочной деятельности» содержится диагностика уровня сформированности навыков самоуправления у младших школьников и описано содержание работы по формированию навыков самоуправления младших школьников.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список состоит из источников.
В Приложении дан эмпирический материал и результаты исследования.
Проблема формирования навыков самоуправления связана, прежде всего, с понятиями «личность» и «лидер». Проблема личности - это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, кем он фактически является и кем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности.
Проблема лидера - это вопрос о реализации потенциальных возможностей человека в пространстве человеческих взаимоотношений. Готовность многих людей брать на себя инициативу, выполнять функции лидера, выявляя проблемы на своем уровне и решая их, определяется как важнейшее условие жизнеспособности современной организации, а также общества в целом.
Современное общество нуждается в социально активных грамотных, творческих, думающих, умеющих принимать на себя ответственность гражданах, в лидерах. Лидерство - это многоплановое, многоаспектное явление, средство самовыражения и самоопределения личности, и потому в современной науке существуют различные подходы к изучению этой проблемы.
Термин «самоуправление» рассматривается как участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению совершенствовать себя в интересах общества. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности.
Также, самоуправление помогает воспитать в детях ответственность за свои слова и поступки, дает возможность проявить себя в какой-то сфере деятельности и достичь определенных успехов. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.
Важным фактором являются отношения учителя и ученика основанные на сотрудничестве. Для ребенка в младшем школьном возрасте важно иметь поддержку и друга в лице учителя. Важно, чтобы ребенок понимал, необходимость сотрудничества проявляющееся в положительном отношении к совместной деятельности, в общественной направленности управленческого решения, осознании невозможности организовать успешную деятельность без сотрудничества.
Важной формой работы классного руководителя с детьми является классное собрание, где дети должны учиться демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.
Классное собрание тогда и только тогда будет органом самоуправления, когда сами дети обсуждают реальную проблему своей жизни и самостоятельно принимают решение, которое подлежит немедленной реализации.
Анализ литературы и массового педагогического опыта позволил вывести условия, при которых развитие у младших школьников навыков самоуправления будет эффективным. Во-первых, в непосредственной и повседневной работе целесообразно поддерживать или инициировать школьников на участие во всех этапах деятельности (ее планировании, организации и анализе хода и результатов). Во-вторых, необходимо учить школьников вести демократический диалог в процессе выполнения различных ролей в структуре самоуправления.
В качестве инструментария диагностического исследования уровня сформированности у младших школьников навыков самоуправления были отобраны следующие методики: социометрия Дж. Морено; методика Ф. Фидлера для изучения стиля педагогического общения; адаптированный тест самоактуализации личности, разработанный Н.Ф. Калининой на основе вопросника Э. Шостром.
Социометрическое исследование позволило определить направление коррекции в межличностных отношениях, выявить условия, которые необходимо создавать для отдельных детей.
Организация педагогом различных видов деятельности, в которых ребенок может быть успешен, одно из условий самореализации личности и развития лидерских качеств младшего школьника.
Педагогическими условиями развития у младших школьников навыков самоуправления во внеурочной деятельности является готовность и умение учителя устанавливать демократический стиль педагогической деятельности, которому характерны субъект-субъектные отношения взрослого и ребенка, а также ребенка со сверстниками. Учитель в непосредственной и повседневной работе должен поддерживать и инициировать младших школьников на участие во всех этапах любой, организуемой им деятельности. Это и планирование, и организация, и анализ хода и анализ результатов той или иной деятельности, в нашем случае- - внеурочной.
Также, учитель должен обучать младших школьников ведению демократического диалога в процессе выполнения различных ролей в структуре самоуправления.
Возможность для ребенка «пробы сил» в различных видах деятельности, организованных взрослым совместно с ребенком, учет внешкольных интересов ребенка и включение их в жизнь референтного коллектива, которым для учащихся начальной школы является школьный класс также будет способствовать его успешности в процессе самоуправления.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предложенные в рамках формирующего этапа эксперимента формы самоуправления при соблюдении выделенных в гипотезе педагогических условий могут способствовать развитию у младших школьников навыков самоуправления во внеурочной деятельности.
1. Александрова М.А. Методические рекомендации классному руководителю о самоуправлении в классе / М.А. Александрова. - М.: Творческий центр, 2000. - 25 с.
2. Байкова Л.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. уч. Заведений Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина. - 3-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 144 с.
3. Баранова Е.И. Хочу быть лидером / Е.И. Баранова. - Нижн.Новгород.: «Ника», 2007. - 98 с.
4. Бендас Т.В. Психология лидерства / Т.В. Бендас. М.; СПб.: Питер, 2009. - 447 с.
5. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении / В.И. Бочкарев. - М.: Владос, 2011. - 192 с.
6. Бочкарев В.И. Школьное самоуправление в вопросах и ответах / В.И. Бочкарев, В.Н. Опалихин // Воспитание школьника. - 1996. №2. - с.14
7. Булгакова О.М. Самоуправление в классном коллективе. / О.М. Булгакова // Справочник классного руководителя. - 2007. - № 4. - С. 31-36.
8. Быкова В.Г. Воспитательная система школы в современных условиях /
В.Г. Быкова // Классный руководитель. - 2004. №6. 27-30 с.
9. Валеев А.А. Воспитание социально-активной личности в свободных школах / А.А. Валеев. - М.: «Академия», 2007. - 30-35 с.
10. Верин-Галицкий Д.В. О детском самоуправлении в школах / Д.В. Верин-Галицкий // Народное образование. - 2009. - № 1. 241-244 с.
11. Вечер Л.С. Поведение руководителя / Л.С. Вечер. М.: Новое знание, 2009. - 208 с.
12. Викторов Н.С. Досуг - дело серьезное / Н.С. Викторов // Воспитание школьника. - 2001. №5. - 23 с.
13. Грибанов Д.И. Совершенствование школьного самоуправления в условиях общеобразовательного учреждения / Д.И. Грибанов. - М.,
2010. - 57-58 с.
14. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения / Н.Ф. Дик. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006. - 301 с.
15. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя / Н.И. Дереклеева М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова. - М.: ВАКО, 2006. - 48с.
16.Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его
потенциала / Л.Б. Зубанова //Педагогическая наука и образование.
2012. №2. - 53-57 с.
17. Караковский В.А. Зачем в школе детское самоуправление / В.А. Караковский // Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 4. 5-7 с.
18. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
19. Коротов В.М. Самоуправление школьников. / В.М. Коротов - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2001. - 208 с.
20. Кузякин А.П. Что такое лидер и лидерство? / А.П. Кузякин // Образование. - 2010. №4. - 89-99 с.
21. Кукушин В.С. Управление образовательными системами / В.С.
Кукушин. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. - 464 с.
22. Кретов Б.И. Типология лидерства / Б.И. Кретов //Соцгуманистические знания, 2010. №3. - 73-78 с.
23. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе / В.М. Лизинский В 2 ч. Ч. 1. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. - 160 с.
24. Маврина И.В. Развитие взаимодействия подростков со сверстниками в условиях образовательного процесса. / И.В. Маврина//Психологическая наука и образование, 2010. №2. - 94-100 с.
25. Майкон А И. Изучение и прогнозирование развития личности ученика / А.И. Майкон // Воспитание школьника. - 2001. №7. - 34 с.
26. Маклаков А.В. Общая психология / А.В. Маклаков. - СПб.: Питер,
2006. - 592 с
27. Максимов В.И. Организация младших школьников / В.И. Максимов. - М.: Просвещение, 2003. - 254 с.
28. Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления /М.П. Нечаев // Методист. - 2010. - № 4. - С. 29-33.
29. Никитюк А.С. Самоуправление класса / А.С. Никитюк // Классный руководитель. - 2001. №3. - 56 с.
30. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И. Новикова. - М.: Академия, 2008. - 78 с.
31.Орлова О. В. Право и самореализация личности в гражданском обществе / О.В. Орлова. - М.: Институт государства и права РАН, 2007.
- 203 с.
32. Приходько Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления / Н.И. Приходько. - М.: Просвещение, 2008. - 190 с.
33. Прутченков А.С. Бизнес-игра - модель ученического самоуправления / А.С. Прутченков // Методист. - 2012. - № 4. - 23-29 с.
34. Прутченков А.С. Развитие детского самоуправления через
социально-значимую деятельность / А.С. Прутченков // Внешкольник: воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. - 2011. - № 9. С.27-28.
35. Рогаткин Д.В. Служба примирения в системе школьного самоуправления / Д.В. Рогаткин // Вестник восстановительной юстиции, - 2002. №4 - 25-27 с.
36. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление / Д.В. Рогаткин.
- Петрозаводск: Юниорский союз «Дорога», 2009. - 92 с.
37. Рожкова М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М .И. Рожкова. - М.:, Владос, 2012. - 169 с.
38. Рожкова М.И. Классному руководителю / М.И. Рожкова. -
М.:«ВЛАДОС», 2001. - 87 с.
39. Сгибнева Е.П. Классные часы в начальной школе / Е.П. Сгибнева. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006. - 39 с.
40. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. - М.: ЦГЛ, 2002. - С. 37-45.
41. Созонов В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу / В.В. Созонов // Народное образование. - 2001. №1. 39-43 с.
42. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников / Ю.П. Сокольников. - М.: Педагогика, 2006. - 136 с.
43. Сорокина Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В. Сорокина. - М:, Просвещение, 1980. - 210 с.
44. Степанов Е.Н. Самоуправление в классном коллективе / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. - 2006. - № 8. - С. 14-20.
45. Трегубова Т.М. Развитие детского самоуправления / Т.М. Трегубова. - М.: Просвещение, 2000. - 24 с.
46. Фадеева Е.И. Лабиринты общения / Е.И. Фадеева. - М.: Просвещение,
2003. - 79 с.
47. Филатова Л.И. Комплексный подход к воспитанию школьников / Л.И. Филатова, Т.В. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. - 82 с.
48. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р.Х. Шакуров. - М.: Педагогика, 2012. - 207 с.
49. Шевелева Н.Н. Проблемы детского самоуправления в современной школе / Н.Н. Шевелева // Проблемы современного образования, 2010. № 3. С. 55-60.
50. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.