Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №67705

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
346
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами
проектной деятельности по предмету «Окружающий мир» 6
1.1. Представления о здоровом образе жизни у младших школьников 6
1.2. Проектная деятельность как средство развития представлений
о здоровом образе жизни у младших школьников 11
1.3. Анализ передового педагогического опыта по развитию
представлений о здоровом образе жизни у младших школьников по предмету «Окружающий мир»
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир»
2.1. Диагностика исходного уровня развитости представлений о
здоровом образе жизни у младших школьников 25
2.2. Работа по развитию представлений о здоровом образе жизни у
младших школьников средствами проектной деятельности 36
2.3. Диагностика развития представлений о здоровом образе жизни
у младших школьников на контрольном этапе эксперимента... 39
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложения 55

Во времена проводимых социально-экономических реформ отечественная система образования представляет в качестве главной задачу воспитания и развития жизнеспособной личности, направленную на трудолюбие, поддержание здорового образа жизни, уважение культурных и национальных традиций и т.п. Особо значимым периодом в развитии представлений о здоровом образе жизни и навыков его соблюдения является младший школьный возраст.
В ходе исследования мы опирались на работы педагогов и психологов, которые занимались вопросами сохранения здоровья детей школьного возраста: М. В. Антроповой, И. Г. Бердникова, М. М. Борисова, М. Я. Виленского, Э. М. Казина, В. П. Казначеева, Д. В. Колесова, В. Н. Максимовой, А. Г. Хрипковой, К. Д. Чермита и других ученых.
Вопросами проектной деятельности занимались: И. С. Сергеев, он говорил о том, что работа в школе по методу проектов - это довольно высокий уровень сложности педагогической деятельности. По определению И. Д. Чечеля, проектная деятельность в образовании ориентирована на применение и приобретение новых знаний.
В педагогической, методической и психологической литературе отмечается возросший интерес к проблеме развития представлений о здоровом образе жизни у современных учащихся начальной школы. Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании многих учебных предметов заложены возможности для развития представлений здорового образа жизни. Основная работа по формированию указанных представлений у младших школьников предполагается в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности.
Предмет исследования: процесс эффективного развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: развитие представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
• систематически включать младших школьников в разнообразную проектную деятельность с целью развития представлений о здоровом образе жизни;
• использовать разнообразные задания для развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников;
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть представления о здоровом образе жизни у младших школьников.
2. Рассмотреть особенности развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности.
3. Изучить особенности развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир».
4. Определить показатели и критерии, оценить уровень развитости представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
5. Разработать и апробировать систему проектов для развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников по предмету «Окружающий мир».
6. Определить динамику развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы исследования:
• метод сбора информации (изучение психолого-педагогической и методической литературы, анализ представленных проектов учащихся);
• диагностические: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
• общелогические методы: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе: МБОУ СОШ № 29 г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволил убедиться в актуальности рассматриваемой темы, поскольку развитие здорового образа жизни выступает одной из задач начального образования.
Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.
Здоровый образ жизни - это способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие. Он включает в себя отказ от вредных привычек, полноценный ночной отдых, правильное питание, физическую нагрузку и др.
Задача педагога - помочь ребёнку осознать важность здоровья как необходимого условия работоспособности в любом виде деятельности. Этому во многом может помочь метод проектов. Проект - работа, направленная на достижение поставленной цели, на получении заранее запланированного, конкретного результата в виде докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся. Практика и исследования многих ученых свидетельствуют о том, что наибольший интерес у детей школьного возраста вызывает деятельность практического характера, изучение окружающего мира. Поэтому представления о здоровом образе жизни целесообразно развивать, применяя проектную методику в процесс обучения предмету «Окружающий мир».
Как показали результаты констатирующего эксперимента, не у всех испытуемых развиты представления о здоровом образе жизни. В классе присутствуют дети с высоким, средним и низким уровнем развития представления о здоровом образе жизни. Поэтому была разработана и апробирована система взаимосвязанных мини-проектов, выливающихся из конкретных жизненных задач, связанных с развитием представлений о здоровом образе жизни.
После проведения контрольного этапа эксперимента было установлено, что уровень развития представлений о здоровом образе жизни повысился. В классе не осталось детей с низким уровнем развития представлений, и выросло число учащихся, у которых такие представления находятся на высоком уровне развития. Школьники стали более уверенны в своих ответах, с интересом рассказывали о своих новых знаниях.
Анализ результатов апробации разработанной системы педагогической работы по развитию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности показал ее эффективность.
Выдвинутая нами гипотеза подтверждена. Поставленные задачи решены.



1. Абаскалова Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: Учебное пособие для вузов / Н.П. Абаскалова. - М.: АРТА, 2011. - 251 с.
2. Абросимова М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю. Абросимова и др. - Казань: «Медицина», 2007. - 220 с.
3. Амиров Н.Х. За здоровый образ жизни. Программа для учащихся общеобразовательных школ, учителей, родителей / Н.Х. Амиров, А.В. Иванов, Н.Х. Давлетова, Р.Г. Морозов, К.А. Галеев. - Казань: изд-во Казанск. ун-та, 2007. - 320 с.
4. Анащенкова С.В. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.В. Анащенкова и др. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с.
5. Анащенкова С.В. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа и
система уроков по УМК «Школа России» / С.В. Анащенкова. - М.:
издательство «Учитель», 2014. - 131 с.
6. Анащенкова С.В. Окружающий мир. 3 - 4 классы: поурочные планы
по программе «Школа России» / С.В. Анащенкова. - М.: издательство
«Учитель», 2012. - 191 с.
7. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Г.П. Артюнина, Н.Т. Гончар, С.А. Игнатькова. - М.: ДРОФА, 2006. - 304 с.
8. Белянкова Н.М. К изучению сведений по анатомии и физиологии человека / Н.М. Белянкова. - М.: Начальная школа, 2007. - 198 с.
9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 251 с.
10. Безруких М.М. Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т. А. Филиппова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 311 с.
11. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Окружающий мир. 3 класс. Обитатели Земли. Проверочные и контрольные работы / А.А. Вахрушев, О. В. Бурский, О.А. Родыгина. - М.: БАСАСС. - 2011. - 218 с.
12. Вахрушев А.А. Окружающий мир. 3 класс. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов Школа 2100. - М.: БАСАСС. - 2012. - 211 с.
13. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья / В.В. Ветрова. - М.: Психология, образование, развитие, 2009. - 199 с.
14. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А Рыдзе. - М.: Начальная школа. - 2007. - №20. - 143 с.
15. Воронцев А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцев, В.М. Заславский, С.В. Егоркина. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
16. Волошина Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства / Л Н. Волошина. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 356 с.
17. Гафаров В.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога / В.В. Гафаров и др. - Новосибирск: СОРАН, 2008. - 280 с.
18. Дианов М.А. - Здравоохранение в России. 2015 / М.А. Дианов. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2015. - 174 с.
19. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников / Н.Ф. Дик . - Ростов - на - Дону: Феникс. - 2008. - 215 с.
20. Дрибинский П.Б. Воспитание ценностного отношения к здоровью / П.Б. Дрибинский. - М.: Воспитание школьников. - 2008. - №8. - С. 28-31.
21. Закон РФ об образовании от 01.09.2013 года. Новосибирск: Норматика, 2013. - 181 с.
22. Зенина Т.М. Экологическое воспитание детей раннего возраста / Т.М. Зенина // Дошкольное воспитание, 2007. - № 7. - С. 2-10.
23. Зиновьев В.П. Правоведы осознают необходимость возврата к строгому контролю / В.П. Зиновьев. - М.: Флинта: 2009. - №9. - 321 с.
24. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации
здоровьесберегающих технологий / Т.В. Карасева // Начальная школа, 2007. - №11 - 121 с.
25. Коновалов В.П. Совсем другая медицина / В.П. Коновалов. - М.: АРСМИ; Русская книга, 2006. - 416 с.
26. Кочнева О.А. Проблема здоровьесбережения в образовательных программах и технологиях. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика: Сборник научных трудов / С.Б. Шармановой, А.И. Федорова. - Челябинск: УралГАФК, ЧГОНЦ УрО РАО, 2004. - Ч.2. - 156с.
27. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю.В. Науменко // Педагогика. - 2007. -187 с.
28. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учебное пособие для студентов высших пед. Заведений / В.В. Марков. - М.: Издательский центр «Академия», 2006г. - 243 с.
29. Михайлов А.И. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к уч. комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» / А.И. Михайлов. - М.: Экзамен. 2008. - 288 с.
30. Михайлова Л.А. Здоровый подросток. Физиологические и экологические аспекты становления кислородтранспортной функции / Л.А. Михайлова. - Новосибирск: Наука, 2006. - 192 с.
31. Муравьёв С.А. Счастье быть здоровым / С.А. Муравьёв, Г.А. Макарова. - Екатеринбург: «Фотек», 2009. - 120 с.
32. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.
33. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2006. - 110 с.
34. Плешаков А.А. Программа «Окружающий мир» / А.А. Плешаков - М.: «Просвещение», 2011. - 125 с.
35. Плешаков А.А. Учебник: Окружающий мир 2 части / А.А. Плешаков. - М.: «Просвещение», 2011. - 211 с.
36. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» / А.А. Плешаков. - М.: «Просвещение», 2011. - 315 с.
37. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
38. Полат Е.С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е.С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 347 с.
39. Полат Е.С. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара / Е.С. Полат. - М.: МИПКРО, 2001. - 144 с.
40. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир 3 класс» (К учебному комплекту А.А. Плешакова) / Е.М. Тихомирова. - М.: «Вако» 2012. - 113 с.
41. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир» 3 класс Часть 1. Часть 2: к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. 3 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 132 с.
42. Орлова Л.М. Уроки и исследования / Л.М. Орлова. - М.: Начальная школа. - 2009. - №14. - С. 42-44.
43. Савенков А.И. Программа исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., исправл. и дополн. / А.И. Савенков. - Самара: «Учебная литература», 2006. - 205 с.
44. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2006. - 229 с.
45. Сивцова А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми старшего
дошкольного - младшего школьного возраста / А.М. Сивцова. - М.:
АКАДЕМКНИГА. 2008. - 24 с.
46. Смирнов Н.К. Педагогика и психология здоровья / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 242 с.
47. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ. -2007. - 211 с.
48. Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. / Н.И. Соловьева. - М.: ЭКО. -2009. - № 17. - 198 с.
49. Стрельцова О.Н. Использование проектной деятельности в учебно-методическом комплекте «Планета знаний» / О.Н. Стрельцова. - М.: Начальная школа. - 2009. - №12. - С. 46-47.
50. Федотова О.Н. Окружающий мир / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова,
С.А. Трафимов. - М.: АКАДЕМКНИГА. 2013 г. - 216 с.
51. Филиппов П.И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни / П.И. Филиппов, В.П. Филиппова. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2008. - 288 с.
52. Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников: практические занятия / С.Г. Щербакова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 187 с.
53. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы по предмету
«Окружающий мир» / И.Ф. Яценко. - М.: «ВАКО», 2011. - 155 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ