РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами
проектной деятельности по предмету «Окружающий мир» 6
1.1. Представления о здоровом образе жизни у младших школьников 6
1.2. Проектная деятельность как средство развития представлений
о здоровом образе жизни у младших школьников 11
1.3. Анализ передового педагогического опыта по развитию
представлений о здоровом образе жизни у младших школьников по предмету «Окружающий мир»
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир»
2.1. Диагностика исходного уровня развитости представлений о
здоровом образе жизни у младших школьников 25
2.2. Работа по развитию представлений о здоровом образе жизни у
младших школьников средствами проектной деятельности 36
2.3. Диагностика развития представлений о здоровом образе жизни
у младших школьников на контрольном этапе эксперимента... 39
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложения 55
Глава 1. Теоретические основы развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами
проектной деятельности по предмету «Окружающий мир» 6
1.1. Представления о здоровом образе жизни у младших школьников 6
1.2. Проектная деятельность как средство развития представлений
о здоровом образе жизни у младших школьников 11
1.3. Анализ передового педагогического опыта по развитию
представлений о здоровом образе жизни у младших школьников по предмету «Окружающий мир»
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир»
2.1. Диагностика исходного уровня развитости представлений о
здоровом образе жизни у младших школьников 25
2.2. Работа по развитию представлений о здоровом образе жизни у
младших школьников средствами проектной деятельности 36
2.3. Диагностика развития представлений о здоровом образе жизни
у младших школьников на контрольном этапе эксперимента... 39
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложения 55
Во времена проводимых социально-экономических реформ отечественная система образования представляет в качестве главной задачу воспитания и развития жизнеспособной личности, направленную на трудолюбие, поддержание здорового образа жизни, уважение культурных и национальных традиций и т.п. Особо значимым периодом в развитии представлений о здоровом образе жизни и навыков его соблюдения является младший школьный возраст.
В ходе исследования мы опирались на работы педагогов и психологов, которые занимались вопросами сохранения здоровья детей школьного возраста: М. В. Антроповой, И. Г. Бердникова, М. М. Борисова, М. Я. Виленского, Э. М. Казина, В. П. Казначеева, Д. В. Колесова, В. Н. Максимовой, А. Г. Хрипковой, К. Д. Чермита и других ученых.
Вопросами проектной деятельности занимались: И. С. Сергеев, он говорил о том, что работа в школе по методу проектов - это довольно высокий уровень сложности педагогической деятельности. По определению И. Д. Чечеля, проектная деятельность в образовании ориентирована на применение и приобретение новых знаний.
В педагогической, методической и психологической литературе отмечается возросший интерес к проблеме развития представлений о здоровом образе жизни у современных учащихся начальной школы. Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании многих учебных предметов заложены возможности для развития представлений здорового образа жизни. Основная работа по формированию указанных представлений у младших школьников предполагается в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности.
Предмет исследования: процесс эффективного развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: развитие представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
• систематически включать младших школьников в разнообразную проектную деятельность с целью развития представлений о здоровом образе жизни;
• использовать разнообразные задания для развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников;
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть представления о здоровом образе жизни у младших школьников.
2. Рассмотреть особенности развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности.
3. Изучить особенности развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир».
4. Определить показатели и критерии, оценить уровень развитости представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
5. Разработать и апробировать систему проектов для развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников по предмету «Окружающий мир».
6. Определить динамику развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы исследования:
• метод сбора информации (изучение психолого-педагогической и методической литературы, анализ представленных проектов учащихся);
• диагностические: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
• общелогические методы: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе: МБОУ СОШ № 29 г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы приложений.
В ходе исследования мы опирались на работы педагогов и психологов, которые занимались вопросами сохранения здоровья детей школьного возраста: М. В. Антроповой, И. Г. Бердникова, М. М. Борисова, М. Я. Виленского, Э. М. Казина, В. П. Казначеева, Д. В. Колесова, В. Н. Максимовой, А. Г. Хрипковой, К. Д. Чермита и других ученых.
Вопросами проектной деятельности занимались: И. С. Сергеев, он говорил о том, что работа в школе по методу проектов - это довольно высокий уровень сложности педагогической деятельности. По определению И. Д. Чечеля, проектная деятельность в образовании ориентирована на применение и приобретение новых знаний.
В педагогической, методической и психологической литературе отмечается возросший интерес к проблеме развития представлений о здоровом образе жизни у современных учащихся начальной школы. Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании многих учебных предметов заложены возможности для развития представлений здорового образа жизни. Основная работа по формированию указанных представлений у младших школьников предполагается в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности.
Предмет исследования: процесс эффективного развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: развитие представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
• систематически включать младших школьников в разнообразную проектную деятельность с целью развития представлений о здоровом образе жизни;
• использовать разнообразные задания для развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников;
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть представления о здоровом образе жизни у младших школьников.
2. Рассмотреть особенности развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности.
3. Изучить особенности развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир».
4. Определить показатели и критерии, оценить уровень развитости представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
5. Разработать и апробировать систему проектов для развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников по предмету «Окружающий мир».
6. Определить динамику развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы исследования:
• метод сбора информации (изучение психолого-педагогической и методической литературы, анализ представленных проектов учащихся);
• диагностические: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
• общелогические методы: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе: МБОУ СОШ № 29 г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил убедиться в актуальности рассматриваемой темы, поскольку развитие здорового образа жизни выступает одной из задач начального образования.
Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.
Здоровый образ жизни - это способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие. Он включает в себя отказ от вредных привычек, полноценный ночной отдых, правильное питание, физическую нагрузку и др.
Задача педагога - помочь ребёнку осознать важность здоровья как необходимого условия работоспособности в любом виде деятельности. Этому во многом может помочь метод проектов. Проект - работа, направленная на достижение поставленной цели, на получении заранее запланированного, конкретного результата в виде докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся. Практика и исследования многих ученых свидетельствуют о том, что наибольший интерес у детей школьного возраста вызывает деятельность практического характера, изучение окружающего мира. Поэтому представления о здоровом образе жизни целесообразно развивать, применяя проектную методику в процесс обучения предмету «Окружающий мир».
Как показали результаты констатирующего эксперимента, не у всех испытуемых развиты представления о здоровом образе жизни. В классе присутствуют дети с высоким, средним и низким уровнем развития представления о здоровом образе жизни. Поэтому была разработана и апробирована система взаимосвязанных мини-проектов, выливающихся из конкретных жизненных задач, связанных с развитием представлений о здоровом образе жизни.
После проведения контрольного этапа эксперимента было установлено, что уровень развития представлений о здоровом образе жизни повысился. В классе не осталось детей с низким уровнем развития представлений, и выросло число учащихся, у которых такие представления находятся на высоком уровне развития. Школьники стали более уверенны в своих ответах, с интересом рассказывали о своих новых знаниях.
Анализ результатов апробации разработанной системы педагогической работы по развитию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности показал ее эффективность.
Выдвинутая нами гипотеза подтверждена. Поставленные задачи решены.
Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.
Здоровый образ жизни - это способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие. Он включает в себя отказ от вредных привычек, полноценный ночной отдых, правильное питание, физическую нагрузку и др.
Задача педагога - помочь ребёнку осознать важность здоровья как необходимого условия работоспособности в любом виде деятельности. Этому во многом может помочь метод проектов. Проект - работа, направленная на достижение поставленной цели, на получении заранее запланированного, конкретного результата в виде докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся. Практика и исследования многих ученых свидетельствуют о том, что наибольший интерес у детей школьного возраста вызывает деятельность практического характера, изучение окружающего мира. Поэтому представления о здоровом образе жизни целесообразно развивать, применяя проектную методику в процесс обучения предмету «Окружающий мир».
Как показали результаты констатирующего эксперимента, не у всех испытуемых развиты представления о здоровом образе жизни. В классе присутствуют дети с высоким, средним и низким уровнем развития представления о здоровом образе жизни. Поэтому была разработана и апробирована система взаимосвязанных мини-проектов, выливающихся из конкретных жизненных задач, связанных с развитием представлений о здоровом образе жизни.
После проведения контрольного этапа эксперимента было установлено, что уровень развития представлений о здоровом образе жизни повысился. В классе не осталось детей с низким уровнем развития представлений, и выросло число учащихся, у которых такие представления находятся на высоком уровне развития. Школьники стали более уверенны в своих ответах, с интересом рассказывали о своих новых знаниях.
Анализ результатов апробации разработанной системы педагогической работы по развитию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников средствами проектной деятельности показал ее эффективность.
Выдвинутая нами гипотеза подтверждена. Поставленные задачи решены.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА НА НРАВСТВЕННУЮ ВОСПИТАННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



