Введение 5
1 Становление религиозной истории Амурской области
в XIX вв. 15
1.1 История освоения Амурской области 15
1.2 Факторы и причины, обусловившие поликонфессиональную
структуру региона 19
1.3 Общая характеристика православных печатных источников, их значение для реконструкции религиозной ситуации в
Амурской области 24
2 Конфессиональная структура Амурской области на рубеже
XIX-XX вв. по материалам епархиальных ведомостей 35
2.1 Христианские конфессии в Амурской области на рубеже
XIX-XX вв. 35
2.1.1 Православие, католицизм, протестантизм 35
2.1.2 Старообрядчество и духовное христианство 45
2.2. Религии народов Дальнего Востока 53
2.2.1 Религии и традиции китайцев и маньчжуров 53
2.2.2. Религии и традиции корейцев 56
2.3 Буддизм и ислам в Амурской области 58
2.4. Шаманизм 59
2.5. Теософия 60
Заключение 62
Библиографический список 64
Приложение А «Конфессиональное состояние Амурской области в период с 1894 по 1899гг. по материалам Камчатских епархиальных ведомостей» 67
Приложение Б «Конфессиональное состояние Амурской области в период с 1899 по 1917гг. по материалам Благовещенских епархиальных ведомостей»
Актуальность исследования. Приамурье, начиная с древнейших времен, является регионом с тесными этнокультурными связями. Здесь проходили крупные пути миграций древнего и средневекового человека. «Оказывается, древнейшая и древняя история Приамурья столь же богата событиями, как и сопредельные территории. Племена и народы Амура внесли свой вклад в мировую историю и культуру» . В период с 1858 (начало освоение региона) - по 1917 гг. в регионе Амурской области наблюдался процесс становления религиозных групп. В Амурской области с самого начала ее заселения сложился многоконфессиональный состав населения: православные, старообрядцы, протестанты, молокане, духоборы, баптисты, католики, мусульмане, буддисты и представители иных вер. В 80-90-е годы XIX в. происходит изменение в структуре управления дальневосточных епархий Русской православной церкви, также продолжают проникать и развиваться католические, протестантские, иудаистские, исламские и другие общины .
Дальневосточные земли обживались людьми с разнообразными этническими и веро исповедными корнями.
Таким образом, в рамках заявленной темы актуальность также заключается в том, чтобы на основании доступных конфессиональных источников восстановить религиозную ситуацию и взаимоотношения между конфессиями в Амурской области на рубеже XIX-XX вв. Выявить влияние Русской православной церкви на социо-культурные процессы, которые происходил в XIX-XX вв. на Дальнем Востоке России. Раскрыть этот период времени, бесспорно важно и необходимо, для того чтобы каждый человек мог видеть полноценную картину религиозной истории своего региона и взаимосвязь христианских и нехристианских конфессий.
Степень научной разработанности.
На тему истории православия в России еще дореволюционные исследователь Е.Е. Голубинский в 1881г. выпустил книгу в 2 томах «История русской церкви» , где он подробнейшим образом описывал зарождение православия во всех регионах России. Еще одним источником в помощь исследования нашей темы служила книга А.В. Карташова 1959г. «Очерки по Русской церкви» , в этой книге также содержится важная информация о православии.
На тему освоения и распространения деятельности православия в дальневосточном регионе было написано достаточно статей и разработано не мало трудов. Например, диссертация Ермацанс И.А. на тему: Институализация Русской православной церкви на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - начале ХХ вв. , научная статья Карегиной И.В. на тему: Особенности становления и развития православной печати амурской области на примере «Благовещенских епархиальных ведомостей» . Также история и миссионерская деятельность православия в Амурской области затрагивается в исследованиях Г.В. Прозоровой , А.А. Ипатьевой , Анохиной .
Что касается истории становления религиозной ситуации на территории Амурской области то здесь в 2008 году под редакцией А.П. Деревянко и А.П. Забияко была написана книга «История Амурской области с древнейших времен до начала ХХ века» . В данном труде исследователи захватили период времени от эпохи палеолита до конца второго тысячелетия. В книге содержится информация о народах, населявших территорию Приамурья и об их развитии и взаимоотношениях. Также в 2017г. вышла коллективная монография под редакцией А.П. Забияко «Народы и религии Приамурья» . Книга посвящена этнической и религиозной истории Приамурья, прежде всего в границах Амурской области.
За последние годы дальневосточные учёные выполнили значительный объем исследований по проблемам религиозной жизни региона. Было защищено несколько
диссертаций и проведены исследования в трудам В.Е. Буянова, Д.Е. Буянова , И.В. Кодола , А. А. Ипатьевой, О. П. Федирко, Е. А. Капранова, А. Н. Смагина, Н.Н. Жукова , И. А. Ермацанс, М.Б. Сердюк , Е. А. Мурыгиной, О.П. Федирко, М.В., С.Э Аниховского и др. Но меньше всего внимания было уделено вопросам нехристианских конфессий. Впрочем, в кандидатской диссертации М. Б. Сердюк «Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917 гг.)» деятельности
неправославных конфессий отведено достаточно много места.
Глубокая и систематическая разработка религиозной ситуации на Дальнем Востоке России началась только в последние десятилетия. При этом интерес специалистов сосредоточивается, главным образом, на исследовании различных конфессиональных групп - старообрядцев, протестантов, духовных христиан и баптистов. К примеру, в работах Ф.Ф. Болонева , Ю.В. Аргудяевой , В.Ф. Лобанова, Е.В. Буянова, Р.А. Кобызова подробно освещается процесс формирования общин духовных христиан (молокан, духоборов, прыгунов) и старообрядцев, акцентируется внимание их роли в экономической и культурной жизни дальневосточного региона. Процесс взаимодействия молокан, прыгунов, духоборов, старообрядцев, баптистов с представителями Русской православной церкви, а также особенности религиозной политики Российской империи на Дальнем Востоке, получили подробное освещение в работах М.Б. Сердюк . Многие вопросы быта и религиозной жизни старообрядцев и религиозных движений осветила Ю. В. Аргудяева. Это позволяет по-новому взглянуть на
религиозную ситуацию в Амурской области, сделать детальную прорисовку событи й и провести более глубокое исследование процессов в конфессиональной среде в конце XIX — начале ХХ вв.
Протестанты были описаны такими исследователями, как и А.А. Горкуша и Е.А. Мурыгина. В 2008 г. Е. А. Мурыгиной была защищена диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX — 30-е гг. ХХ в.» .
Изучению религиозных этнических групп на российском Дальнем Востоке отведено не так много литературы, статей, различных публикаций. К примеру, китайцы, корейцы и японцы описаны в публикациях как дореволюционных исследователей В.В. Граве , так и современных С.Э. Аниховского , А.П. Забияко , Р.А. Кобызова , Л.А. Понкратовой, О.В. Пелевиной , С.А. Пискуновой .
Таким образом, в настоящее время исследователи Дальнего Востока России ведут активное изучение религиозной истории, и в области изучения христианских и нехристианских конфессий уже достигнуты определенные успехи.
Помимо светских исследований в работах были использованы церковные публикации и энциклопедии. .
Источники
При работе над исследованием данной темы были проанализирован религиозный первоисточник.
За основу исследования был взят электронный источник - оцифрованные материалы газеты «Камчатские епархиальные ведомости» и «Благовещенские епархиальные ведомости» , представленные по электронному адресу http://e- vedomosti.ru/. На данном сайте доступны журналы от 1894 г по 1917 г. В каждом году выпускалось 24 номера. «Камчатские епархиальные ведомости» (1894-1899) и «Благовещенские епархиальные ведомости» (1899-1917) - это первое печатное периодические издание в Амурской области, которое позволяет реконструировать религиозную ситуацию в регионе на рубеже XIX-XX вв.
Данный источник давал сведения об истории самой православной церкви, о различных сторонах общественной жизни дальневосточного региона, о религиозном взаимодействии с другими конфессиями и религиозными организациями, а также о постройке новых храмов на территории Дальнего Востока. В издании были представлены особенности между христианскими и нехристианскими конфессиями.
В источнике присутствовали статьи нравоучительного и просветительского характера, различные церковно-исторические, краеведческие и этнографические издания способствовали повышению просветительского значения . Статьи состояли из официального и неофициального раздела. Официальный раздел газеты посвящался различным богословским, церковно-историческим или
этнографическим статьям, а также литературным произведениям, а в неофициальном разделе писались статистические сведения , объявления и хроникальные известия. Объем издания в целом не превышал 40 страниц. Среди самых распространённых рубрик епархиальных ведомостей были: «Хроника церковной жизни», «Среди газет и журналов», «Библиографические заметки», «Известие из других епархий», «Местная хроника», а также «Известие и заметки» и «Архиерейские служения» . Источник отражает и определяет не только деятельность Русской православной церкви, но и основные принципы отношения Русской православной церкви к инославию, показывает взаимодействие с инославными и межконфессиональными общинами.
Объектом данного исследования является религиозная ситуация в Амурской области.
Предметом данного исследования является религиозная ситуация в Амурской области на рубеже XIX - XX вв., на основе материалов «Камчатских епархиальных ведомостей» и «Благовещенских епархиальных ведомостей».
Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть религиозную ситуацию в Амурской области по материалам «Камчатских епархиальных ведомостей» и «Благовещенских епархиальных ведомостей» за период XIX - XX вв.
Задачи исследования:
1. Воссоздать историю освоения земель в Амурской области.
2. Описать факторы, свидетельствующие о поликонфессиональной структуре региона.
3. Охарактеризовать православные печатные источники и их значение для реконструкции религиозной ситуации в регионе.
4. Воссоздать конфессиональную структуру Амурской области на рубеже XIX-XX вв. по материалам епархиальных ведомостей.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1894 по 1917 гг. Данные хронологические рамки обусловлены периодам издания источника исследования.
Территориальные рамки данного исследования охватывают территорию Амурской области.
Научная новизна работы заключается в том, что в дальневосточной историографии дается картина религиозной жизни Амурской области в период его заселения в 1894-1917 гг., на основе изучения конфессионального источника. Раскрываются основные тенденции не только развития религиозных групп, но и их взаимоотношения друг с другом. Выявляется состояние религиозности
дальневосточного населения. Проанализированы особенности взаимодействия этнорелигиозных групп на данной территории. А также по материалам
«Камчатских епархиальных ведомостей» и «Благовещенских епархиальных ведомостей» составлены таблицы конфессионального состояния Амурской области на рубеже 19-20вв. (Приложение А, Б)
Методологическая основа исследования. В рамках работы над темой «Религиозная ситуация на Дальнем Востоке по материалам «Благовещенских (Камчатских) епархиальных ведомостей в конце 19 - начале 20 вв.» применялись общенаучные и религиоведческие методы исследования. В основу методологии данного исследования были положены принципы историзма и объективности. Главными методами исследования являются: историко-генетический метод и сравнительно-исторический, которые позволили выявить содержание и результаты взаимодействия религиозных организаций. В процессе исследования осуществлялась работа с оцифрованными архивными материалами. Имеющиеся данные были систематизированы. Составлены две таблицы 1) «Конфессиональное состояние Амурской области в период с 1894 по 1897гг. по материалам КЕВ»; 2) «Конфессиональное состояние Амурской области в период с 1897 по 1917 гг. по материалам БЕВ»). На их основе был представлен анализ религиозной ситуации в Амурской области на рубеже XIX-XX вв.
Среди положений, выносимых на защиту исследования, стоит выделить следующие:
1. Проанализировав основные рубрики источника, можно сказать, что
епархиальные ведомости освещали такие темы как деятельность РПЦ, общественная жизнь дальневосточного региона, а также события и мероприятия светского характера. По материалам «Камчатских епархиальных ведомостей» и
«Благовещенских епархиальных ведомостей» можно узнать о том, как проходили богослужения и все образовательные процессы, также в нем описывались новые события, все указы и распоряжения епархии, сведения о пожертвованиях, наградах, благодарностях и др. события.
2. В результате анализа епархиальных ведомостей можно заключить, что поликонфессиональная структура в Амурской области на рубеже XIX-XX вв. была обусловлена этническим разнообразием. Источник дает возможность реконструировать процессы распространения религиозных движений на территории Амурской области и взаимоотношения между различными христианскими и нехристианскими конфессиями.
3. В контексте описания взаимоотношений Русской православной церкви с иноверцами в источнике раскрываются особенности вероучения, культовой и внекультовой деятельности и представителей христианских конфессий.
4. Источник позволяет реконструировать элементы культуры, традиции и религиозных предпочтений народов, насевших Амурскую область на рубеже XIX¬XX вв. (китайцев, корейцев, маньчжуров, татар, башкир, бурят, эвенков).
5. На основе анализируемого источника можно реконструировать принципы миссионерской деятельности священнослужителей Русской православной церкви при работе с местным коренным населением, русскоязычными иноверцами; а также принципы работы с собственной паствой.
Практическая и теоретическая значимость работы. Материалы данного исследования могут найти применение в материалах учебных дисциплин кафедры религиоведения и истории, способствовать дальнейшему развитию религиоведения, углубить религиоведческие представления об этноконфессиональных процессах в Амурской области.
Апробация исследования:
1) Доклад на тему: «Деятельность Русской православной церкви в Амурской области по материалам «КЕВ» и «БЕВ», материалы которого были представлены на научной конференции «День науки АмГУ - 2016»;
2) Доклад на тему: «Реконструкция религиозной ситуации в Амурской области по материалам отечественных и конфессиональных источников», материалы которого были представлены на научной конференции «День науки АмГУ - 2017»;
3) Доклад на тему: «Религиозная ситуация на Дальнем Востоке по материалам «КЕВ» и «БЕВ» за период конец 19 - начало 20 вв.», материалы которого были представлены на научной конференции «Современные проблемы науки» и опубликованы на e-library ;
4) Курсовая работа на тему: «Деятельность Русской православной церкви на Дальнем Востоке по материалам «КЕВ и «БЕВ»;
5) Курсовая работа на тему: «Реконструкция религиозной ситуации на Дальнем Востоке по материалам отечественных и конфессиональных источников»;
6) Доклад на тему: «КЕВ» и «БЕВ», как источник для реконструкции религиозной ситуации», материалы которого были представлены на научной конференции «День науки АмГУ - 2018»
Данное исследование позволяет воссоздать процесс закрепления
Дальневосточного региона за Россией не только политически и территориально, но и с религиозной точки зрения. Церковь всегда играла важную роль в развитии общества и ее деятельность способствовала развитию письменности, книгопечатания, искусства, а также развивала ценности религиозной культуры. Широко распространившаяся деятельность Русской православной церкви влияла не только на религиозную жизнь, но и на весь жизненный уклад жителей данного региона. Эта деятельность развивалась среди различных народов населения Дальнего.
Православные печатные источники несомненно влияли на религиозную жизнь и на общественный этап жителей региона. Православные газеты XIX - начала XX вв. предлагали на своих страницах официальные сообщения и хроникальные известия, статистические сведения, различные материалы не только богословского или церковно-исторического, но и этнографического содержания, литературные произведения и прочее.
К XX столетию церковная журналистика в России представляла собой значительную по влиянию на общество силу. Она имела сеть изданий, которые отражали разные стороны духовной жизни и состояния общественной жизни жителей региона, также эти издания во многих темах и рубриках отражали светскую официальную журналистику. В 1860-х гг., чтобы несколько ослабить влияние частных газет, правительство создает при губернских церковных администрациях епархиальные ведомости. Епархиальные ведомости в значительной мере отражали духовную жизнь Приамурья, показывали разброд мнения и настроения, духовные искания людей на рубеже веков и в годы русских революций.
Подводя итог проанализированного источник сделаем выводы, что наибольшее представительство в области религии имеет РПЦ. По численному составу прихожан лидирующее положение среди конфессий занимают православные и протестанты, а с учетом китайских мигрантов и буддисты. Религиозные объединения ведут активную благотворительную и социальную деятельность в Приамурье.
В Амурской области за период с конца XIX - начала XX вв., можно говорить о том, что на исследуемой территории появляются и распространяются достаточное количество активных участников религиозной жизни, которые ведут в большей степени спокойную ведущую религиозную жизнь. На российском Дальнем Востоке в исследуемый период происходило формирование религиозных межконфессиональных отношений.
1 Аниховский, С. Э. Китайцы на Дальнем Востоке России: этносоциологический аспект (вторая половина XIX - начало ХХ века) / С. Э. Аниховский // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. - Владивосток., 2006. - Вып. 7. - С. 105-109.
2 Аргудяева, Ю.В. Молокане в Приамурье. // Традиционная культура Востока Азии: археология. Культурная антропология./ Ю.В.Аргудяева -Благовещенск, 1995. - 173с.
3 Аргудяева, Ю. В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. Дис. . ..канд. ист. наук. / Ю.В.Аргудяева - М., 2002. - 213с.
4 Буянов, Е. В.Религиозная ситуация в Амурской области в конце XIX - начале XX вв./ Е.В.Буянов, Д.Е.Буянов [Электронный ресурс] // Молокане: сайт. Режим доступа: http://molokans.info/bibliography/publications/religioznaja-situacija-v- amurskoj-oblasti-v-konce-hih-nachale-hhvv.
5 Благовещенские епархиальные ведомости. [Электронный ресурс] // Епархиальные ведомости : сайт. - Режим доступа : http://e-vedomosti.ru - 05.11.17.
6 Горкуша, А.А. Лютеране в Амурской области // Чтения памяти профессора Е.П. Сычевского. / А.А.Горкуша - Вып. 8. Благовещенск, 2008. - С. 52-61.
7 Государственный архив Амурской области. [Электронный ресурс] // Справочный информационный фонд Амурской области : сайт. - Режим доступа : http://www.amurarhiv.ru/fonds/spravochno-inform_fondy/ - 05.11.17.
8 Голубинский, Е. Е. История русской церкви / Е. Е. Голубинский. - М. : Крутицкое патриаршее подворье, 1997. - 950 с.
9 Граве, В. В. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье. Труды Амурской экспедиции / В. В. Граве. - СПб., 1912. - 480 с.
10 Ермацанс, И.А. Институализация Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - начале XX вв. (на материалах развития Камчатской и Благовещенской епархий). / И.А.Ерамацанс - Благовещенск, 2006г. - 245с.
11 Информационный портал Благовещенской епархии [Электронный ресурс] // Благовещенский информационный портал Русской православной церкви : сайт. - Режим доступа : http://www.blaginform.ru/organizacii/bratstvo-svyatogo-knyazya- aleksandra-nevskogo/ - 17.11.17.
12 Ипатьева, А.А. Миссионерская деятельность Русской православной церкви/ А.А.Ипатьева - Благовещенск, 2008. - 244с.
13 История Амурской области с древнейших времён до начала ХХ века / под ред. А. П. Деревянко, А. П. Забияко. - Благовещенск : Изд-во АмГУ., 2008. - 602 с.
14 Карташев, А. В. Очерки по истории русской церкви / А. В. Карташев - М. : Издательство Сретенского монастыря, 1991. - 592 с.
15 Кириллов, А. В. Географическо-статистический словарь Амурской и Приморской областей / А. В. Кирилов. - Благовещенск : Изд-во АмГУ., 1894. - 551 с.
16 Кобызов, Р. А. Корейцы на Дальнем Востоке (конец XIX - начало XX вв.): этносоциологический и этноконфессиональный анализ / Р. А. Кобызов // Вестник Амурского государственного университета. - Благовещенск., 2001. - Вып. 14. - С. 65-72.
17 Кобызов, Р. А. Русские и китайцы: этномиграционные процессы на Дальнем Востоке / Р. А. Кобызов. - Благовещенск : Изд-во АмГУ., 2009. Вып 11. - С. 21-29.
18 Кодола, И.В. Культурная среда Амурской деревни (1858-1917) /
И.В.Кодола - Владивосток, 2002. -264с.
19 Мурыгина, Е. А. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX — 30-е гг. ХХ вв. Дис... канд. истор. наук. / Е.А.Мурыгина - Хабаровск, 2008. -203с.
20 Народы и религии Приамурья / под ред. А. П. Забияко. - Благовещенск : Изд-во АмГУ, 2017. - 424 с.
21 Пелевина, О. В. Протестантские стратегии евангелизации и опыт миссионерства среди китайцев на Дальнем Востоке России и Северо-Востоке Китая / О. В. Пелевина // Религиоведение. - 2016. - № 2. - С. 31-36.
22 Пискунов, С. А. Китайская и корейская иммиграция на Российский Дальний Восток в конце XIX - начале XX вв. / С. А. Пискунов // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. - 2001. - Вып. 2. - С. 47-51.
23 Прозорова, Г.В. Книжная культура Русской православной церкви как составляющая миссионерской деятельности. / Г.В.Прозорова // Россия и Китай на дальневосточных рубежах.- Благовещенск, 2002. С. 27-35.
24 Сердюк, М.Б. Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917). Дис. канд. ист. наук. / М.Б.Сердюк - Владивосток, 1998. -270с.
25 Сердюк, М.Б. История религии на Дальнем Востоке в исследованиях и библиографии: Монография. / М.Б.Сердюк - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун¬та, 2006. - 324 с.
26 Этнокультурный атлас Приамурья / под ред. А. П. Забияко. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2016. - 160 с.
27 Яблоков, И. Н. История религии / И. Н. Яблоков, В. В. Винокуров, А. П. Забияко, З. Г. Лапина. - М. : Высшая школа, 2002. Том 2. - 639 с.