ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И СМИ 6
1. Теория идентичности: зарождение, развитие, основные положения 6
1.2. Соотношение этнической и национальной идентичности 14
1.3. Роль СМИ в формировании этнической и национальной идентичности 20
ГЛАВА 2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 29
2.1. Этнические СМИ в России и их вклад в сохранение этнической и национальной идентичности 29
2.2. Виды этнических СМИ в России: газеты «Туран» и «Гул» 37
ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ ЭТНИЧЕСКИХ СМИ В ФРПМИРОВАНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ КОРЕЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В РОССИИ 44
3.1. Трансформация корейской идентичности: история появления корейцев в России 44
3.2. Русскоязычные корейские СМИ России 53
3.3. Газета «Российские корейцы» и ее роль в сохранении русской корейской идентичности 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Со второй половины ХХ века в научном сообществе возникает устойчивый интерес к мультикультурализму - политике, направленной на сохранение культурного многообразия и мирное сосуществование носителей различных национальных, культурных и религиозных традиций как в рамках отдельных государств, так и в целом на международной арене. В значительной степени данный интерес связан с опытом построения «общества мульти-культи» в различных странах мира, который наряду с очевидными успехами оказался сопряжённым с целым рядом серьёзных проблем. Среди них - утрата национального и культурного своеобразия целых народов в условиях унификации и «массовизации» мировой культуры, неудача в интеграции некоторых индивидов в незнакомую культурную среду, отсутствие диалога между различными этническими группами, конфликты на национальной и конфессиональной почве и многое другое.
Сегодня, в эпоху глобализации особую актуальность для миллионов людей приобретает проблема этнической идентичности. Эта тенденция во многом связано с тем, что границы между культурами и традициями представителей разных этносов размываются и становятся условными как внутри одной страны, так и за пределами. Как следствие, малые народы и этнические диаспоры стараются избежать полной ассимиляции в инокультурной среде, сохранить свои ценности, традиции, нормы и обычаи - всё то, что составляет их культурную самобытность.
Этническая идентичность - это тождественная уникальность той или иной социальной группы, которую объединяет общее историческое и культурное наследие вне зависимости от географического фактора, языковой принадлежности, классового статуса и конфе ссиональных особенностей. Стоит отметить, что разные этносы, проживая на территории многонационального государства, могут становиться носителями национальной идентично сти. В этом случае этнос становится второстепенным, поскольку политико-культурное самоотождествление выходит для индивида на передний план.
Одним из главных каналов распространения тех или иных признаков идентичности являются средства массовой информации. Поэтому важнейшей формой культурного самовыражения этнических групп являются этнические СМИ. Этническая журналистика подразумевает наличие фольклорных мотивов, что придает новизну, оригинальность и разнообразие в подаче информации.
Этнические издания диаспор, которые не имеют в России государственного языка или статуса республики, считаются редким явлением. Тем не менее, они являются неотъемлемой частью российской журналистики, способствуя сохранению культурного многообразия в нашей стране. Возникает вопрос: какую роль играют этнические СМИ в России в сохранении этнической и формировании национальной идентичности? Именно этот вопрос стал предпосылкой к началу данного исследования.
Актуальность исследования обусловлена как научно- познавательными, так и социально-практиче скими задачами, которые стоят перед современным российским обществом в условиях глобализации мировой культуры и возникновения мультикультурной среды. Всестороннее изучение различных аспектов национальной и этнической идентичности необходимо для налаживания культурного обмена, гармонизации межнациональных отношений, налаживания эффективной межэтнической коммуникации и достижения гражданского мира. Кроме того, подобные исследования необходимы для развенчивания этностереотипов, а также для предотвращения и урегулирования конфликтов на этнической почве.
Научная новизна настоящей работы связана с тем, что при явном преобладании количественных исследований СМИ национальных меньшинств России прослеживается очевидный дефицит на качественный анализ данного вида медиа. Мы постарались заполнить этот пробел, тем более что этнические газеты России являются важным фактором формирования этнической и национальной идентичности. Несмотря на то, что этническая пресса является нишевым феноменом и с точки зрения востребованности уступает федеральным СМИ, ее воздействие на сознание представителей разных этнических групп зачастую оказывается более глубоким и эффективным. Таким образом, исследование СМИ малых народов может обогатить российское научное сообщество ценным эмпирическим материалом и открыть новые подходы к изучению межнациональных отношений в нашей стране.
Цель исследования заключается в выявлении той роли, которую этнические СМИ играют в плане поддержания этнической и формирования национальной идентичности малых народов России.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- определить понятия «идентичность», «идентификация», «национальная идентичность», «этнос» и «нация»;
- установить степень влияния СМИ на формирование идентичности в условиях информационного общества;
- выявить жанровое и тематическое своеобразие газет национальных меньшинств России, а также организационные особенности их функционирования;
- определить политические, социокультурные и социально- психологические функции этнических газет в Российской Федерации;
- определить уровень влияния этнических СМИ на формирование идентичности национальных меньшинств России.
Объектом исследования является национальная идентичность России. Предметом - этнические СМИ России.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы по служили работы социальных психологов, социологов и философов, разработчиков теории идентичности. В их числе - Э. Х. Эриксон, З. Фрейд,
Э. Фромм, Г. Мид, Ч. Кулей, Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Т. Парсонс, Т. Лукман, С. Ф. Арутюнян, В. С. Агеев и другие. Анализируя феномен этнической и национальной идентичности, автор опирался на исследователей этничности как примордиалистского (Л. Н. Гумилев, Ю. В. Бромлей), так и конструктивистского (Б. Андерсон, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум) направлений. Наконец, для изучения роли СМИ как одного из факторов, формирующих идентичность, были использованы работы отечественных и зарубежных медиаисследователей - И. Н. Блохина, А. С. Смоляровой и так далее.
Эмпирической базой послужила выборка материалов газеты «Российские корейцы» в период за 2016-2017 гг. Это издание стало предметом научного анализа впервые.
В основу методической базы легли: исторический метод, метод сравнения, анализ научной литературы, структурно-функциональный анализ материалов этнических газет, метод экспертного интервью, обобщение.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Первая глава представляет собой теоретическую базу исследования проблем этнической и национальной идентичности, а также их соотношения в современном мультикультурном обществе. В этой главе мы определяем роль СМИ в формировании национальной и этнической идентичности. Во второй главе мы подробно рассмотрим особенности этнической журналистики России. Будет проведен анализ публикаций в этнических газетах «Туран» и «Гул». В третьей главе мы ознакомимся с множественной идентичностью российских корейцев и разберем русскоязычные корейские СМИ России. Кроме того, будет проведен структурно-функциональный анализ материалов этнической газеты «Ро ссийские корейцы».
В настоящей выпускной квалификационной работе был проведен комплексный анализ научной литературы, посвященной исследованию феномена идентичности. Рост интереса к этой проблематике вызван тем, что в философии истории принято называть «духом времени». Крушение привычной системы ценностей, отсутствие ясного «образа будущего», тревожный информационно-психологический фон, ускорение процессов глобализации, усиление межэтнической напряженности на фоне складывание мультикультурных обществ - эти явления сегодня характерны как для России, так и для всего мира. В обстановке тотальной неопределенности миллионы людей неизбежно начинают з адав ать фундаментальные мировоззренческие вопросы: «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?» Поэтому в науке на передний план выходит теория идентичности, изучающая комплекс устойчивых представлений личности о самом себе и своей принадлежности к тем или иным социальным группам.
Как правило, идентичность формируется у индивида под влиянием окружающей действительности - доминирующие в социуме нормы, ценности и стереотипы поведения становятся неотъемлемой частью его личности. При этом индивид обычно ощущает принадлежность к нескольким общностям - от самых малых (семья) до сверхбольших (человечество). Мы рассмотрели роль СМИ в сохранении этнической идентичности, отвечающей за чувство причастности к определенному народу и его культуре, и национального самосознания, связанного с политической (гражданской) нацией и государством. Поскольку в информационном обществе именно средства массовой информации играют решающую роль в формировании идентичности, такой выбор объекта исследования представляется весьма логичным и перспективным с научной точки зрения.
Следует сказать, что политическая нация формируется, с одной стороны, на основе общей территории, истории, культуры, языка, ценностей и идеалов, а с другой - путем постоянного взаимодействия между различными этносами. Для успешного развития любого современного общества необходимо создавать благоприятные условия для раскрытия и сохранения культурной самобытности всех составляющих его этнических групп. Исходя из этого, можно сделать вывод, что национальная идентичность неразрывно связана с этнической.
Отметим, что в разные исторические периоды для разных социальных групп может преобладать либо одна, либо другая идентичность. Иногда это может приводить к опасным крайностям. Первая - когда одна этническая группа начинает проявлять агре ссивность, ссылаясь на свои этнокультурные и этнополитические особенности, ипытается преобладать над другими. Яркий тому пример - народы бывшей Югославии, принявшиеся уничтожать свое государство в угоду принципу «крови и почвы». В данном примере этническая составляющая радикально преобладала над национальной идентичностью.
Но у этой медали есть и обратная сторона - когда этническая идентичность утрачивается, а национальная не столько сплачивает народ, сколько стирает культурные различия между этносами. Отчасти именно так обстояли дела в СССР, граждане которого являлись одной нацией - советской. В тот непростой, но объединяющий многих исторический период национальные меньшинства были не изолированными группами, а частями единого организма. Однако растворение в «новой исторической общности - советском народе» приводило к тому, что целые этносы постепенно утрачивали свою этническую идентичность.
Все изменилось после распада СССР, когда каждый народ почувствовал о струю потребность в возрождении своего культурного наследия и сохранении собственной самобытности. В итоге резко возросла значимость этнической принадлежности - часто в довольно радикальной форме. Это привело к обо стрению межэтнических противоречий на всем про странстве бывшего СССР, включая Россию.
Выполнив все заявленные задачи в начале нашего исследования, мы пришли к выводу, что сегодня перед российским обществом стоит сложнейшая задача, связанная с нахождением баланса между достижением национального единства всех граждан страны и сохранением этнокультурной самобытности различных народов. Иными словами, речь идет о гармонизации национальной и этнической идентичности. Именно эта задача сегодня возложена на этнические СМИ, призванные стоять на страже национального единства, гражданского мира и одновременно оберегать обычаи, традиции и ценности тех или иных этносов. Только в этом случае такие средства массовой информации способны выполнять свою главную - интегративную - функцию.
Разные издания пытаются реализовывать эту функцию по-разному. К примеру, газеты «Туран» и «Гул» видят своей главной миссией адаптацию приезжих мигрантов в российское общество и создание комфортных условиях для их сосуществования с другими этносами. Более того, на примере этих СМИ мы такжеувидели, как этнические медиа сегодня трансформируют свой контент. Теперь можно встретить не просто обычную газету, рассказывающую о культурных особенностях определенного народа, а издание с ярко выраженной идеологической и даже политической направленностью. То есть налицо стремление выйти за пределы комфортной «этнической ниши» и завоевать более широкую аудиторию, состоящую из людей с разными идентичностями.
Впрочем, в России имеются этнические СМИ, которые, наоборот, пытаются повысить интерес малых народов к своей исторической родине, ее истории, культурным традициям, ценностям и актуальным событиям. Это кас ается в основном представителей тех этно сов, которыепроживают преимущественно за пределами Российской Федерации. К их числу можно отнести русскоязычных немцев, евреев, французов, корейцев и многих других, волею судеб оказавшихся в России. Поскольку большинство из них в значительной степени русифицировались, появляется потребность в этнокультурном просвещении и возрождении их этнической идентичности, во многом утраченной за время жизни в отрыве от родной почвы.
Так, в настоящей выпускной квалификационной работе в ходе структурно-функционального анализа газеты «Российские корейцы» мы выявили особенности такого типа СМИ. Это издание, с одной стороны, выступает в роли проводника российской национальной идентичности, подчеркивая вклад этого этноса в историю страны и его последних достижениях. С другой стороны, эта газета актуализирует этническую идентичность русских корейцев и наводит мосты между ними и Южной Кореей, рассказывая о культурных особенностях, исторических событиях, праздниках, звездах, моде и кухне исторической родины. Иными словами, издание просвещает тех, кто в ходе трансформации своей идентичности причислят себя скорее к российской нации, чем к корейской диаспоре.
Подводя итог по всему нашему исследованию, нужно подчеркнуть, что появление этнических СМИ в России создало более комфортные условия для национальных меньшинств. Благодаря таким медиа малые народы могут чувствовать себя более защищенными, значимыми, просвещенными, а также менее агрессивными и одинокими. Этнические СМИ дают возможность всем этносам почувствовать себя неотъемлемой частью российского общества и одновременно сберечь свое культурное своеобразие. Это спо собствует налаживанию межэтнической коммуникации, укрепляет единство нации, создает атмосферу подлинной терпимости и приводит к появлению гармоничноймультикультурной среды.
1. Абдулатипов Р Г. Этнополитология. СПб., 2004.
2. Абдулатипов Р Г. Национальный вопрос и государственное обустройство России. М., 2000.
3. Агеев В. С. Социальная идентичность личности.// Социальная психология: хрестоматия / под ред. Е. П. Белинской, О. А. Тихомандрицкой. М., 2003.
4. Адлер А. Наука жить. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства. Киев, 1997.
5. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.
6. Андреева Г. М. Социальнаяпсихология. М., 1994.
7. Арутюнян С. Ф. Идентичность: от теории к практике. Ереван,
2010.
8. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.; Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.
9. Арутюнов С. А. Силуэты этничности на цивилизационном фоне: монография. М., 2012.
10. Ачкасов В. А. Этнополитология. СПб., 2005.
11. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М., 2005.
12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. СПб., 1995.
13. Богатова О. А. «Конструирование этничности» и этническая пресса // Информационная политика в регионе: между прошлым и будущим: Материалы Всерос. науч.- практ. конф. в МГУ им. Н.П.Огарева 19 дек. 2002 г. / МГУ им. Н.П.Огарева; Под ред. П.Н.Киричека. Саранск, 2003.
14. Бороноев А. О. Основы этнической психологии. СПб., 1991.
15. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.
16. Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие. СПб.,
2008.
17. Восток России: миграции и диаспоры в переселенческом обществе. Рубежи XIX-XX и XX-XXI веков/ науч. ред. В.И. Дятлов. Иркутск, 2011. С. 390.
18. Галяшина Е. И. Лингвистика vs. экстремизма. М., 2006.
19. Генри О. Дороги, которые мы выбираем. Рассказы. М., 2009.
20. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М., 2004.
21. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992.
22. Диагностика толерантности в средствах массовой информации / под ред. В. К. Мальковой. М., 2002.
23. Журналистика и война: Освещение российскими СМИ военных действий в Чечне / под ред. А. Г. Рихтера. М., 1995.
24. Журналисты в «горячих точках»: Технология профессионального поведения. М., 2000.
25. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону, 1999.
26. Заллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. М., 2004.
27. Здр ав омы слов А . Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.
28. Здравомыслов А. Г. К обоснованию релятивистской теории нации // Релятивистская теория нации: новый подход к исследованию этнополитической динамики России. М., 1998.
29. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.
30. Итс Р Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.
31. Келли Дж. Теория личности: психология личных конструктов. СПб., 2000.
32. Ким Г. Н. История иммиграции корейцев. Книга первая. Вторая половина XIX в. - 1945. Алматы, 1999.
33. Ким М. Т. Корейские интернационалисты в борьбе за власть советов на Дальнем Востоке (1918-1922). М., 1979.
34. Кисилев И. Ю., Смирнова А.Г. Формирование идентичности в российской провинции. М.; Ярославль, 2001.
35. Козер Л. А. Функции социального конфликта / пер. с англ. О. Назаровой. Под общ. ред. Л. Г. Ионина. М., 2000.
36. Кондакова А. Н. Разноязычная пресса России // Пресса и этническая толерантность. М., 2000.
37. Кортунов С. В. Национальная идентичность: Постижение смысла. М., 2009.
38. Кочетков В. В. Психология межкультурных различий. Саратов,
1998.
39. Кули Ч. Социальная самость / Ч. Кули // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. М., 1994.
40. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.,
2001.
41. Крашенинникова В. Россия — Америка: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. М., 2007.
42. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
43. Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997.
44. Малькова В. К. Мобилизация этнических сообществ в современной России. М., 2011.
45. Малькова В. К., Тишков В. А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002.
46. Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. Барнаул, 2002.
47. Мид Дж. Г. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
48. Мид Дж. Г. Азия // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. М., 1994.
49. Милянчук Н. С. Лингвистический анализ экстремистских высказываний. Владивосток, 2011.
50. Михайлов С. А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб., 2002.
51. Мнацаканян М. О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М., 1998.
52. Нойманн И. Использование «Другого». М., 2004.
53. Песцин М. А. Восточные интернационалисты в России и некоторые вопросы национально-освободительного движения. М., 1969.
54. Петров А. И. Корейская диаспора на Дальнем Востоке России: 60-90-е гг. XIX в. Владивосток, 2000.
55. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
56. Поджио М. А. Очерки Кореи. Спб., 1892.
57. Про странство и время в мировой политике и международных отношениях: Мат-лы IV конвента РАМИ: В 10 т. Т. 2. Идентичность и суверенитет: новые подходы к осмыслению понятий / Под ред. И. М. Бусыгиной. М., 2007.
58. Российская нация. Становление и этнокульутрное многообразие / Под ред. В. А. Тишкова. М., 2011.
59. Рыбаковский Л. Л. Население Дальнего Востока за 150 лет. М., 1990.
60. Сервье Ж. Этнология / Пер. с фр. М., 2004.
61. Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.
62. Смирнова А. Г., Кисилев И.Ю. Идентичность в меняющемся мире. Ярославль, 2002.
63. Смолярова А. С. Функционирование русскоязычной прессы в современной Германии. СПб., 2014.
64. Сон Ж. Г. Корейцы в СССР: репрессии и депортация. 1920-1930. История этнических меньшинств. Берлин, 2011.
65. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.
66. Социальная идентификация личности. Кн. 1,2. М., 1994.
67. Сталинские депортации. 1928-1953 / Под общ.ред. акад. А. Н. Яковлева. М., 2005.
68. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999.
69. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
70. Тишков В. А. Этнополитология и политика. М., 2001.
71. Тишков В. А. Единство в многообразии. М., 2011.Тишков В. А., Шабаев Ю. П. Этнополитология. Политические функции этничности. М., 2011.
72. Тренин Д. Интеграция и идентичность: Россия как «новый Запад» М., 2006.
73. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». М., 1921.
74. Фромм Э. З. Иметь или быть? М., 1990.
75. Фромм Э. З. Психоанализ и этика. М., 1993.
76. Хабермас Ю. Гражданство и национальная идентичность: размышления о будущем Европы. Крок, 2002.
77. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004.
78. Цыганков П. А. Теория международных отношений. М., 2002.
79. Шеллинг Т. Стратегия конфликта. М., 2007.
80. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. М.; Воронеж,
2004.
81. Шнирельман В. А. «Порог толерантности»: идеология и практика нового расизма. М., 2011.
82. Щербинина Ю. В. Речевая агрессия. Территория вражды. М.,
2012.
83. Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001.
84. Эриксон Э. Х. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
85. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
86. Язык вражды против общества / Сост. А. Верховский. М., 2007.