Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1. Сущность нравственного воспитания 7
1.2. Особенности нравственного воспитания младших школьников 15
1.3. Внеурочная деятельность как средство нравственного
воспитания младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников на занятиях кружка «Народоведение» 33
2.1. Диагностика уровня нравственной воспитанности младших школьников 33
2.2. Содержание экспериментальной работы по нравственному
воспитанию младших школьников на занятиях кружка «Народоведение» 41
2.3. Динамика уровня нравственной воспитанности младших школьников 52
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение
Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Воспитывать и формировать миропонимание ребёнка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Перед образовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования (Данилюк,2009,8).
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией её является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Среди педагогов проблемами нравственного воспитания занимались А.М. Архангельский, Н.М. Болдырев, А.Я. Данилюк, Л.П. Крившенко, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов и др. В их трудах выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Важным источником нравственного воспитания младших школьников является внеурочная деятельность. Именно внеурочная деятельность позволяет учителю с наибольшей полнотой выполнять свои воспитательные функции, здесь педагог получает возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным проблемам.
Вышеизложенное определило актуальность выбора темы нашей выпускной квалификационной работы «Нравственное воспитание младших школьников на занятиях кружка «Народоведение».
Проблема исследования: каковы педагогические условия нравственного воспитания младших школьников на занятиях кружка «Народоведение».
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия нравственного воспитания младших школьников на занятиях кружка «Народоведение».
Гипотеза исследования: нравственное воспитание младших школьников на занятиях кружка «Народоведение» будет эффективным, если:
- расширяются представления учащихся о нравственных ценностях;
- у учащихся формируются понятия о нормах нравственного поведения в обществе через изучение народной культуры.
Цель, объект и предмет исследования определяют следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность нравственного воспитания.
2. Охарактеризовать особенности нравственного воспитания младших школьников.
3. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности младших школьников.
4. Организовать и провести экспериментальную работу по нравственному воспитанию младших школьников на занятиях кружка «Народоведение».
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», города Белгорода, 4 «В» класс.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» (Белгород, 24 - 25 марта 2016 года).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, сформулированы задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности» рассмотрены сущность понятия «нравственное воспитание»; особенности нравственного воспитания младших школьников; внеурочная деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников на занятиях кружка «Народоведение» рассмотрены: диагностика уровня нравственной воспитанности младших школьников; содержание экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников на занятиях кружка «Народоведение»; динамика уровня нравственной воспитанности младших школьников.
В заключении подведены общие итоги выпускной квалифицированной работы, изложены основные выводы по теме исследования.
Библиографический список содержит 50 источников.
В приложении представлены диагностические материалы по оценке уровня нравственной воспитанности учащихся четвертого класса, конспекты кружковых занятий, направленных на нравственное воспитание младших школьников.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу и проведя экспериментальную работу по данной проблеме, был сделан вывод: нравственное воспитание младших школьников - одна из актуальных проблем современного общества.
В ходе исследования были решены теоретические и практические задачи. Изучив сущность нравственного воспитания можно сделать вывод о том, что наиболее обобщенно это понятие определяется как процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка. Оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе.
В процессе нравственного воспитания необходимо учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников: склонность к игре; невозможность долго заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом; может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками.
Внеурочная деятельность является одним из главных средств нравственного воспитания младших школьников. Она способствует формированию нравственных качеств личности, освоению духовных и культурных традиций многонационального народа и норм поведения в обществе.
На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня нравственной воспитанности учащихся экспериментального класса.
Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что большинство учащихся имеют средний уровень нравственной воспитанности.
На формирующем этапе эксперимента нами были разработаны занятия кружка «Народоведение», которые включили в себя задания, направленные на формирование нравственных качеств младших школьников. В ходе кружковых занятий у учащихся формировались нравственные ценности и нормы поведения в обществе.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровня нравственной воспитанности младших школьников, в ходе которой выявилась положительная динамика по всем критериям нравственной воспитанности.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, а гипотеза о том, что нравственное воспитание младших школьников на занятиях кружка «Народоведение» будет эффективным, если: у учащихся расширяются представления о нравственных ценностях; формируются понятия о нормах нравственного поведения в обществе через изучение народной культуры, подтвердилась.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы нравственного воспитания младших школьников и может быть продолжено в дальнейшем.
1. Азбука нравственного взросления / В.И. Петрова, Н.М. Трофимова, И.С. Хомякова, Т.Д. Стульник. - СПб: Питер, 2007. - 301 с.
2. Аристотель - Сочинения в 4-х томах - Т.4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.
3. Архипова И.А. Развитие духовного мира ребенка в начальной школе / И. А. Архипова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 216 с.
4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей /Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1975. - 90с.
5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н.И. Болдырев. - М.: Педагогика, 1979. - 224с.
6. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах: [Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов] / Л.Р. Болотина. - М.: Просвещение,1978. - 128с.
7. Высотина Л.А. Нравственное воспитание младших школьников / Л.А. Высотина. - М: Просвещение,1960. - 151 с.
8. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств/ Т.П. Гаврилова. - М.:Знание,1984. - 79 с.
9. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие для вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2006. - 480 с.
10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223с.
11. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
12. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казаченок и др.]; под ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.
13. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Каиров. - М.: Просвещение, 2005. - 213с.
14. Ковалев Н.Е., Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. - М.: Просвещение, 1987. - 386с.
15. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников: Пособие для классных руководителей / В.О. Кутьев. - М.: Просвещение, 1983. - 223с.
16. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е.Н. Лагодина. - М.: Просвещение, 2006. - 427 с.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
18. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений / Б.Т. Лихачёв. - М.: Прометей, Юрайт, 2001 - 607 с.
19. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника /А. А. Люблинская - М.: Просвещение, 2001. - 224 с.
20. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. - Соч. В 7-ми т. Т.4. - М.: Просвещение, 1979. - 324 с.
21. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. - М.: Педагогика, 1985. -368 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
23. Немов Р.С. Психология. Книга 1.Общие основы психологии Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Р.С. Немов. - в 3 кн. -4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 688 с.
24. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - в 3 кн. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2001. - 496 с.
25. Ницше Ф. Сочинение в 2-х томах/Ф. Ницше. - Т. 1. - М: Издательство: АПНСССР, 1990. -830 с.
26. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. Учебник 4 кл. /М.Ю. Новицкая.- М.: Дрофа, 2005. -240 с.
27. Нравственное воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / Изд-во «Учитель; авт.- сост. Е.А. Гальцова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 190 с.
28. Нравственные ориентиры младшего школьника / Н.М. Трофимова. - М: Педагогика, 1997. - 75 с.
29. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- 4-е издание. -Издательство: М.: ИТИ Технологии; 2003. - 944 с.
30. Организация внеурочной деятельности средствами системы УМК «Начальная школа XXI века»// Н.Л. Гололобова // Алгоритм успеха. Начальная школа. - 2015.-№ 6.-с. 38-40.
31. Педагогика: Учеб.пособ. для студ. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2012. - 512 с.
32. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко [и др.]; под.ред. Л.П. Крившенко. - Москва: Проспект, 2012. - 432 с.
33. Петрунек В.П.Младший школьник/ В.П. Петрунек, Л.Н. Таран.- М., 2000. - 96с.
34. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / пер. с фр., коммент. В.А. Лукова. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.
35. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов/ И.П. Подласый. -Кн. 2: Процесс воспитания. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 256 с.
36. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.
37. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова / Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 144 с.
38. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова.- М.: Академкнига / Учебник, 2011. -Ч. 2: - 192 с.
39. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности /
A. З. Рахимов. - СПб: Питер, 2008. -169с.
40. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская,
С.И. Розум. - СПб: Питер, 2002. - 432 с.
41. Рубинштейн С.Л. «Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников» /С.Л. Рубинштейн .-Москва, 2001. - 183 с.
42. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/
B. А. Сухомлинский.- В 3 т. Т.1 / - М.: Педагогика, 1979. - 560 с.
43. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника / Н.М. Трофимова. -СПб: Питер, 2007. - 266с.
44. Трофимова Н.М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения / Н.М. Трофимова. - Воронеж: Изд-во «Воронеж», 1975. - 112 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.
46. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб.пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
47. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей / И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 2003. - 160 с.
48. Штольц Х. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем/ Х. Штольц, Р. Рудольф. - М.: Просвещение, 1986. - 80с.
49. Щуркова Н.Е. Научить быть человеком: (О специфике нравств. воспитания) / Н.Е. Щуркова. - М.: Знание, 1979. - 96 с.
50. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская. - СПб: Питер, 2003.-413с.