Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения имени прилагательного 9
1.1. Сущность компетентностного подхода в обучении русскому языку 9
1.2. Понятие о лингвистической компетенции 17
1.3. Имя прилагательное как часть речи и особенности его
употребления 23
Глава 2. Методические основы формирования лингвистической
компетенции младших школьников в процессе изучения имени прилагательного 36
2 .1. Анализ программ и учебников по проблеме исследования 36
2 .2. Аспектный анализ опыта методистов и учителей 50
2 .3. Экспериментальная работа по формированию лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения имени прилагательного 58
Заключение 76
Библиографический список 78
Приложения
Социально-экономические преобразования, происходящие в России, определяют потребность общества в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны. Это потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений как при обучении в школе, так и на протяжении всей жизни. Поэтому сегодня важнейшей целью становится развитие личности школьника, способного жить и трудиться, творчески реализовывать себя в окружающем мире. Это обуславливает наличие у него таких качеств, как самостоятельность, готовность к дальнейшему развитию, способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, толерантность, умение вести диалог. При этом языковая личность понимается как совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений. В процессе осуществления указанной взаимосвязи определяющим является компетентностный подход, специфика которого состоит в том, что учащиеся усваивают не готовое знание, а сами формулируют понятия, необходимые для решения конкретной задачи.
Термин «компетентностный подход» в отечественную систему образования пришёл из западноевропейских систем профессионального образования. Интерес к такому подходу к обучению вызван Болонской декларацией «Зона европейского высшего образования», принятой представителями тридцати стран, к которым в сентябре 2003 г. присоединилась и Россия. На основе Болонской декларации были разработаны основные стратегические документы федерального значения, рекомендующие использование компетентностного подхода в системе общего образования, первым звеном которого является начальная ступень обучения.
Внедрение в российское образование компетентностного подхода опирается на достижения в области психологии (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, и др.), а также лингвистики (М.Т. Баранов, Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, Н.М. Шанский и др.) и методики преподавания русского языка в начальной школе (Е.Д. Божович, А.П. Василевич, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др.).
В процессе развития языковой личности начальное обучение заслуживает особого внимания, так как именно оно закладывает основы разностороннего развития детей, здесь начинается работа по формированию сознательного отношения к языку, развитию культуры речи и языкового чутья. Рассматривая начальное языковое образование как явление, включающее лингвистический, речевой, личностно-развивающий аспекты, необходимо подчеркнуть наличие взаимосвязи лингвистического образования школьника и развития его как языковой личности.
Лингвистическая компетенция всегда являлась целью обучения русскому языку. Однако на современном этапе она определяет эффективность формирования личности, обладающей набором способностей, качеств, которые помогут ей адаптироваться в новых социально-экономических условиях и реализовать потребности в саморазвитии и самообучении.
Такое понимание роли лингвистической компетенции связано с обогащением её структуры и содержания компонентами позволяющими интегрировать эту предметную компетенцию с общепредметными (ключевыми).
Имя прилагательное при формировании лингвистической компетенции, которое отличается богатством грамматических форм, является одним из средств языковой выразительности при изображении окружающей действительности. Употребление прилагательных в речи может вызывать затруднения у младших школьников, обусловленные большим семантическим потенциалом некоторых единиц, неумением образовывать краткие формы прилагательных, формы степеней сравнения и т.д.
Обозначенные в ФГОС НОО по русскому языку предметные знания, умения и навыки в познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной сферах деятельности актуализируют проблему их формирования во взаимосвязи с межпредметными умениями лингвистической компетенции.
Несмотря на широкую разработанность проблемы формирования лингвистической компетенции младших школьников в педагогической и лингвистической литературе, достаточного внимания учителями начальных классов формированию лингвистической компетенции на уроках русского языка в процессе изучения имени прилагательного в работе с младшими школьниками не уделяется.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения имени прилагательного.
Решение данной проблемы составило цель выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс формирования лингвистической компетенции младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия по формированию лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения имени прилагательного.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование лингвистической компетенции в процессе изучении имени прилагательного будет эффективным, если:
1) применять разнообразные приемы работы проблемного и творческого характера;
2) учащиеся будут выступать в роли активных субъектов учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность компетентностного подхода в обучении русскому языку в начальной школе.
2. Определить содержание понятия «лингвистическая компетенция».
3. Дать характеристику прилагательному как части речи и раскрыть особенности его употребления.
4. Изучить опыт работы методистов и учителей, проанализировать про-
граммы и учебники по русскому языку в аспекте исследуемой проблемы.
5. Организовать и провести экспериментальную работу по формированию лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения имени прилагательного.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили:
- психологические труды А.Г. Асмолова, Б.С. Волкова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и др., в которых обосновывается необходимость учета особенностей психического развития младших школьников при обучении русскому языку;
- работы по лингвистике Л.И. Ушакова, Д.Э. Розенталя, А.А. Теленковой, Е.И. Дибровой, Н.В. Максимова, Н.М. Шанского и др.;
- педагогические исследования по методике преподавания русского языка в начальной школе и речевому развитию младших школьников Е.Д. Божович, А.П. Василевич, А.И. Власенкова, Т.К. Донской, В.В. Дудникова, М.Р. Львова, М.М. Разумовской, Т.Г. Рамзаевой, Л.А. Тростенцовой и др.;
- исследования, раскрывающие суть компетентностного подхода в образовании, Л.Б. Антипиной, А.Г. Асмолова, Е.Д. Божович, Е.А. Быстровой и др.
База исследования. Эксперимент проходил на базе «СОШ №29 им. Д.Б. Мурачева» г. Белгорода. В нем участвовали учащиеся 3 «В» класса, обучающиеся по программе «Русский язык» С.В. Иванова.
Апробация материалов исследования: осуществлялась в ходе выступления на Всероссийской студенческой научно-практической web-конференции «Ребёнок в языковом и образовательном пространстве» (г. Елец, 2016), а также через публикацию статьи по теме исследования (РИНЦ, г. Москва, 2016).
Первый этап - изучение литературы по проблеме исследования, выделение исходных теоретических положений, определение целей и задач исследования, анализ и обобщение опыта работы методистов и учителей, наблюдение за учебным процессом, подготовка и проведение констатирующего этапа эксперимента. На данном этапе была проведена диагностика уровня сформированности лингвистической компетенции учащихся начальных классов.
Второй этап - проведение формирующего этапа эксперимента, разработка системы упражнений с целью совершенствования лингвистической компетенции младших школьников при изучении имени прилагательного.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования и обозначен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам формирования лингвистической компетенции младших школьников на уроках русского языка. В первом параграфе раскрывается сущность компетентностного подхода. Во втором пара-графе раскрывается понятие «лингвистическая компетенция». В третьем параграфе имя прилагательное рассматривается как часть речи, описываются особенности его употребления.
Вторая глава посвящена методическим основам формирования лингвистической компетенции у младших школьников при изучении имени прилагательного. В первом параграфе дается анализ программ и учебников по проблеме исследования. Во втором параграфе освещается опыт методистов и учителей. Третий параграф посвящен описанию экспериментальной работы по формированию лингвистической компетенции младших школьников при изучении имени прилагательного посредством целенаправленной работы с использованием разнообразных приемов.
В заключении представлено обобщение полученных результатов, изложены выводы исследования.
В приложениях приводятся дидактические материалы и конспекты уроков, направленные на формирование лингвистической компетенции.
Список использованной литературы содержит 63 источника.
Изучив и проанализировав педагогическую литературу, мы выяснили, что компетенция понимается как формально описанное требование к личностным, профессиональным и другим качествам школьника. Лингвистическая компетенция является способностью обучающегося, направленной на конструирование синтаксических и грамматических построений и форм, а также понимание смысловых отрезков речи, организованных в соответствии с существующими нормами русского языка.
В своей основе формирование лингвистических компетенций способствует совершенствованию и развитию всех видов речевой деятельности; формированию учебно-языковых умений и навыков на основе интерпретации научных теоретических сведений о языке; овладению богатством языка как условие успешной речевой деятельности человека; формированию познавательной культуры личности ученика.
Имя прилагательное в рамках лексического аспекта обладает богатым набором самых различных значений. Для морфологии имени прилагательного наиболее существенным является понимание его особенностей, своеобразие лексико-грамматических разрядов данных слов и функционирующие в основе этой части речи. Так, опорным звеном в морфологической структуре имени прилагательного служит содержание у него зависимых форм числа, рода и падежа, которые дублируют соответствующие значения имен существительных. Наша речь без имен прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Данная часть речи позволяет передать яркость, красоту, разнообразие окружающих нас предметов, делает нашу речь точнее.
На основе проведенного сравнительного анализа программ по русскому языку, авторы В.П. Канакина и В.Г. Горецкий («Школа России») и «Русский язык», автор С.В. Иванов («Начальная школа XXI века»), обучение русскому языку в современной начальной школе предполагает развитие универсальных учебных действий, которые позволяют младшим школьникам самостоятельно реализовывать свою учебную деятельность, искать и применять необходимую информацию и соответственно способы решения проблем поискового и творческого характера, а также содействовать развитию лингвистической компетентности.
Также анализ программ по русскому языку показал, что представленная работа при изучении имени прилагательного в начальной школе характеризует целенаправленный процесс, который предполагает определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения слов рассматриваемой части речи.
На констатирующем этапе эксперимента был выявлен недостаточный уровень сформированности у младших школьников лингвистической компетенции в процессе изучения имени прилагательного. На втором этапе эксперимента была проведена работа по развитию лингвистической компетенции младших школьников посредством различных приёмов работы при изучении имени прилагательного: применялись задания исследовательского и проблемно-творческого характера, дидактические игры, занимательный материал. Повторная диагностика уровня сформированности лингвистической компетенции в процессе изучения имени прилагательного показала более высокие результаты, чем на констатирующем этапе, что говорит об эффективности проделанной нами работы.
По результатам экспериментальной работы был сделан вывод об эффективности использования выдвинутых нами педагогических условий способствующих эффективному формированию лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения имени прилагательного:
1) применять разнообразные приемы работы проблемного и творческого характера;
2) учащиеся будут выступать в роли активных субъектов учебной деятельности.
Таким образом, поставленные задачи исследования были достигнуты, гипотеза подтверждена.
1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку / О.А. Александрова // Русский язык в школе. - 2006. - № 3. - С. 87-95
2. Алексеева А.Н. Языковая и лингвистическая компетенция как важное условие повышения эффективности обучения в условиях ФГОС / А.Н. Алексеева, Л.В. Лейтнер / Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 50-59.
3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. - М.:ИОШ РАО, 2004. - 48 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - 67 с.
5. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 30 с.
6. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: ин-новации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
7. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус. - М.: Просвещение, 2011. - 243 с.
8. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции коммуникативных и лингвистических технологий в процессе языкового образования младших школь-ников / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 56-67.
9. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания языковых технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Педагогический поиск, 2010. - 340 с.
10. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2013. - № 10. - С. 26 - 30.
11. Бочкина М.Г. Формирование ключевых компетенций младших школьников на уроках русского / М.Г. Бочкина // Начальная школа. - 2008. - № 6. - С. 45-49.
12. Бройде М.Р. Русский язык в упражнениях и играх / М. Бройде. - М.: Академия, 2011. - 290 с.
13. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка / Е.А. Быстрова // Русский язык в школе. - 2006. - № 1. - С. 3-8.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2000. - 121 с.
15. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения русскому языку: Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2008. - 192 с.
16. Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2012. - 462с.
17. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности младших школь-ников / К.М. Гуревич. - М.: Высшая школа, 2008. - 343 с.
18. Гусев Д.А. Инновационные лингвистические ресурсы начальной школы в кон-тексте реализации ФГОС / Д.А. Гусев // Начальная школа. - 2013. - № 5. - С. 39¬42.
19. Гусев Д.А. Лингвистические компетенции как средство формирования сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе / Д.А. Гу- сев//Образование. - 2014. - № 11. - С. 895-898.
20. Дудников, А.В. Современный русский язык / А.В. Дудников. - М.: Высшая школа, 2009. - 227 с.
21. Жажева Д.Д. Формирование лингвистической компетенции на базе использования дидактической игры в начальной школе / Д.Д. Жажева /Начальная школа. -2010.- № 3. - С. 67-73
22. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по лингвистическому образованию как средство развития интересов младших школьников / Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 7-22.
23. Жесткова Е.А. Лингвистическое развитие младших школьников на уроках русского языка посредством русской народной сказки / Е.А. Жесткова, А.С. Клычева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -
2015. - № 6 . - С. 126-130.
24. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования лингвистической компетентности младших школьников / Е.А. Жестокова, Л.В. Филипова// Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». - 2013. - № 3. - С. 17-20.
25. Жесткова Е.А. Формирование и развитие лингвистической компетенции при изучении имени прилагательного // Фундаментальные исследования. - № 12. -2014.- С. 15-21.
26. Жесткова Е.А. Формирование ценностных ориентиров у младших школьников в процессе лингвистического образования на уроках русского языка / Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 12 - С. 85-88.
27. Журова Л.Е. Обучение грамоте. 1 класс: вторая часть /Л.Е. Журова. - М., 2015. - 203с.
28. Журова Л.Е. Обучение грамоте. 1 класс: первая часть /Л.Е. Журова. - М.,2015.- 203 с.
29. Журовой Л.Е. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы / Л.Е. Журовой. - М., 2015. - 384 с.
30. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Просвещение, 2015. - 446 с.
31. Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями/ В.Н. Зимин. - Иркутск: Город Письма, 2009. - 211 с.
32. Иванов С.В. Русский язык / С.В. Иванов. - М.: Наука, 2015. - 639 с.
33. Иванов С.В. Русский язык «Начальная школа 21 века». Концепция и программы для начальных классов / С.В. Иванов. - М.: Просвещение, 2015. - 112 с.
34. Иванов С.В. Русский язык. 1-4 классы / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. - М., 2015. - 203 с.
35. Иванов С.В. Сборник программ к комплекту «Начальная школа XXI века»/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. - М., 2015. - 400 с.
36. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России / И.В. Ирхин // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - № 2. - С. 152-154.
37. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения при формировании лингвистической компетенции / Под ред. Л.Г. Петрисов. - М.: Дрофа, 2010. - 340 с.
38. Канакина В.П. Программа для начальной школы по русскому языку / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2015. - 290 с.
39. Канакина В.П. Русский язык «Школа России» Концепция и программы для начальных классов / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2015. - 112 с.
40. Канакина В.П. Русский язык. Учебник для начальной школы (1-4 классы) /
B. П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М., 2015. - 138 с.
41. Карабанова О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы при изучении имени прилагательного / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.9-11.
42. Карабанова О.А. Что такое коммуникативные универсальные учебные действия и зачем они нужны? / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С.11-12.
43. Клычева А.С. Языковая игра как средство активизации лингвистической компетенции младших школьников на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС / А.С. Клычева // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: материалы Всерос. научно-практ. конф. 17 апреля 2015 г. / отв. ред. Е.А. Жесткова. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. -
C. 327-332.
44. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностям подходах к формированию содержания языкового образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2005 г.). - М., 2008. - 23 с.
45. Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики / Т.А. Ладыжевская // Русская словесность. - 2009. - № 3. - С. 67-72
46. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании младших школьников / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С.3-12.
47. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 2009. - 340 с.
48. Львов М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - М.: Педагогика, 2010. - 490 с.
49. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Просвещение, 2006. - 211 с.
50. Орлова И.М. Развитие лингвистической компетенции младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках русского языка / И.М. Орлова / Начальная школа. - 2011. - № 8. - С. 29-37.
51. Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н.В. Осипова, И. А. Головинская, С.В. Брюханова // Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
52. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе / И.М. Осмоловская. - Росто-на-Дону: МПСИ,
2009. - 323 с.
53. Пелетова П.Д. Формирование лингвистической компетенции в начальной школе /П.Д. Пелетова / Начальная школа. - 2008. - № 10. - С. 33-36.
54. Рахманова Л.И. Современный русский язык (Лексика. Фразеология. Морфология) / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 322 с.
55. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы / Д.Э. Розенталь. - М.: Дрофа, 2008. - 49 с.
56. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 276 с.
57. Современный русский язык: Учеб. Для студ. вузов/под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2001. - 560с.
58. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 2002. - 340 с.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.
60. Фундаментальное ядро содержания основного языкового образования / Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 340 с.
61. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2002 г.). [Офиц. сайт]. URL:. - http: //www.eidos.ru/ conf/ (дата обращения: 04.01.2016).
62. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. - 300 с.
63. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка: Актуальные проблемы и возможные решения / Н.М. Шанский // Русский язык в школе. - 2013. - № 2. - С. 7-2