Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА ПРЕФИКСАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКИХ ПРЕФИКСОВ OVER, UN)

Работа №67633

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

языкознание

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основания изучения префиксальных глаголов 5
1.1. Теоретические предпосылки изучения префиксальных глаголов в
лингвистике 5
1.2. Различные подходы к изучению префиксальных глаголов 10
1.3. Роль префикса при формировании семантики префиксального глагола 15
Выводы по ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА II. Языковые особенности формирования семантики префиксальных глаголов в английском языке 21
2.1. Особенности взаимодействия префикса "over" с глаголами 21
2.2. Особенности взаимодействия префикса "un" с глаголами 35
Выводы по ГЛАВЕ II 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 52


При выборе темы мы исходили из положения о семантической мотивированности сочетаемости префикса и глагольной основы, поддерживаемого целым рядом исследователей (Е.С. Кубряковой, М.А. Кронгаузом, JI. Яндой, Ю.В. Масловым и др.).
Предметом данного исследования являются процессы, лежащие в основе формирования значений префиксальных глаголов английского языка.
В качестве объекта исследования выступают префиксальные глаголы английского языка с префиксальными коррелятами "over", "un".
Актуальность исследования обусловлена обращением к вопросу глагольной префиксации в лингвистике. Важным является также рассмотрение механизмов, обеспечивающих формирование структуры, необходимых для исследования формирования значений таких сложных семантических образований, как префиксальные глаголы, поскольку позволяют выявить основания семантической сочетаемости префиксов и глагольных основ при их взаимодействии.
В основу гипотезы, выдвигаемой в работе, положен вопрос о лексико-семантической взаимосвязи слов, их объединение в разнообразные лексико-семантические группы или ряды которые выступают в качестве своеобразного шаблона, по которому происходит формирование значений английских префиксальных глаголов.
В этой связи цель исследования состоит в выявлении рассмотрении языковых особенностей формирования семантики префиксальных глаголов. Соответственно особое внимание уделяется изучению языковых механизмов, обеспечивающих формирование значения префиксального глагола определенной лексикосемантической группы.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач: выявить основные семантические характеристики английских префиксов "over" и "un"; рассмотреть языковые особенности формирования семантики префиксальных глаголов с приставками "over", "un" в кон¬тексте; определить словообразовательные основания сочетаемости данных префиксов, передающих разные значения, с глаголами определенных лексико-семантических групп;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка словарей и списка фактического материала. В Главе I рассматриваются теоретические предпосылки изучения префиксальных глаголов с точки зрения разных подходов в лингвистике, таких как структурный, семантический, функционально семантический и когнитивный. Особое внимание уделяется изучению роли префикса при формировании семантики префиксального глагола.
В Главе II представлен анализ данных английских словарей, с целью определения особенностей взаимодействия префиксов "over" и "un" с глаголами.
Теоретической базой данного исследования послужили основные положения словообразования, разрабатываемые отечественными и зарубежными исследователями (Е.С. Кубрякова, Ю.Г. Панкрац, М.Я. Блох, А.П. Бабуш¬кин, Ю.В. Маслов, Л.М. Васильев, И.С. Улуханов, W.R. Langacker, Ch. Fill¬more и др.)
Материалом для анализа послужили более 300 контекстуальных примеров с префиксальными глаголами, полученных методом сплошной выборки из произведений художественной литературы. Также привлекались данные толковых словарей английского языка, газет и информационные ресурсы Internet.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило выявить языковые основы формирования семантики префиксальных глаголов. На основании данных теоретического материала, представленного в Главе I данной работы, были выявлены основные предпосылки изучения префиксальных глаголов на примере английских приставок "over" и "un" в рамках различных подходов в лингвистике.
Правильность определения значения приставки зависит от того, насколько полно учитываются производящие основы, насколько точно про¬водится разграничение значения приставки и значения приставочного глагола, насколько последовательно проводится семантическое обобщение значений производящей основы, приставочного глагола и приставки.
На языковом уровне согласование префикса, передающего то или иное значение, с производящим глаголом, принадлежащим к определенной лексико-семантической группе, определяется семантической сочетаемостью характеристик префикса и глагола. Развитие семантики производящего глагола происходит за счет потенциально возможных валентностных (способность сочетаться с другими словами) характеристик. Роль префикса заключается в том, что он определяет направление, по которому осуществляется развитие семантики производящего глагола.
Рассмотренные префиксы характеризуются разной степенью активности в отношении глаголов определенных лексико-семантических групп. Префикс "over", взаимодействуют с глаголами класса действия и деятельности групп движения и помещения объекта. Присоединяясь к глаголам движения, оба префикса определяют направление движения субъекта, преодолевающего при этом какую-л. преграду/ расстояние.
Так же префикс "over" может передавать смысл - «над», «поперек» и при использовании с немотивированными глаголами это значение применяется метафорически для обозначения избытка.
Наконец, префикс "un" при передаче отрицательного значения характеризуется наибольшей продуктивностью в отношении глаголов помещения объекта; передавая значение возвратного действия. Также активно взаимодействует с глаголами физического воздействия и созидательной деятельности.
На основе анализа семантики можно выделить несколько типов образования приставочных глаголов: со значением начинательного способа действия; со значением ограничительного способа действия; со значением длительно-ограничительного способа протекания действия; со значением об-щерезультативнного способа действия.
Исследование семантической структуры префиксальных глаголов на уровне синтагматики позволяет нам сделать интересный вывод о том, что у некоторых однозначных по словарным данным префиксальных глаголов наблюдается тенденция к развитию многозначности. Указанное явление имеет место лишь в том случае, когда компонентами производного выступают: а) однозначный префикс и б) многозначная производящая основа. При таком положении префикс потенциально способен взаимодействовать со всеми или несколькими значениями производящей основы и под влиянием ситуации активизировать такие значения основ, которые еще не зарегистрированы словарями. В таком расширении смысловой структуры префиксального глагола мы видим проявление продуктивности самой модели и ее компонентов.



1. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольной основы / Н.С. Авилова. - М.: Наука, 1976. - 328 с.
2. Антоненко Н.В. Семантический потенциал мотивирующих основ и префиксов: на материале префиксов re-, over-, under- современного англий¬ского языка: Дис. ...канд. филол. наук: 10.02.04./ Антоненко Наталья Влади¬мировна. - Спб., 2001. - 219 с.
3. Архипов И.К. Семантика производного слова английского языка: Учебное пособие / И.К. Архипов. - М.: Просвещение, 1984. - 128 с.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терми¬
нов/ О.С.Ахманова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1966. - 75 с.
5. Бабина J1.B. Вторичная репрезентация концептов в языке: Дисс... д-ра филол. наук: 10.02.04. / 10.02.19. / Бабина Людмила Владимировна. - Тамбов, 2003. - 431 с.
6. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической се-мантике языка. - Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1996. - 104 с.
7. Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложе¬ния / В.В. Богданов. - JL: Изд-во ЛГУ, 1977. - 205 с.
8. Блох, М.Я. Теоретическая грамматика английского языка / М.Я. Блох. - М.: Высш. школа, 2000. - 381 с.
9. Бодуэн де Куртенэ, А.И. Избранные труды по общему языкозна¬нию / А.И. Бодуэн де Куртенэ. - Т.2. - М.: Изд-ао Акад. наук СССР, 1963. - 391 с.
10. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика / Л.М. Васильев. - М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.
11. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. - М., Л.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1947. - 784 с.
12. Вострикова И.Ю. Национальная специфика лексико-семантического поля «Трудовая деятельность» в русском и английском язы¬ках (на материале глагольной лексики): Дис. кадн. филол. наук: 10.02.19. / Вострикова Ирина Юрьевна. - Воронеж, 2006. - 228 с.
13. Головин Б.Н. Каталог типов приставочного внутриглагольного словообразования в современном русском литературном языке / Б.Н. Голо- вин//Межвуз. сб. - Вып. 3. - Горький, 1974. - С. 5-19.
14. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - 398 с.
15. Земская Е.А. Словообразовательные морфемы как средство худо¬жественной выразительности / Земская Е.А. // Русский язык в школе. - 1965.- №3. - С. 53-58.
16. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность. - М.: Наука, 1992. - 224 с.
17. Капанадзе Л.А., Красильникова, Е.В. Об актуализации мор-фемной членимости слов в речи (употребление префиксальных глаголов в устной речи) / Капанадзе Л.А., Красильникова Е.В. // Развитие современного русского языка. - М., 1972. - С. 114-140.
18. Каращук П.М. Словообразование современного английского язы¬ка: Учеб. пособие / П.М. Каращук. - М.: Высшая школа, 1977. - 303 с.
19. Китайгородская М.В. Глагол / Китайгородская, М.В. // Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. - М., 1981. - С. 131-176.
20. Кронгауз М.А. Приставки и глаголы в русском языке: семантиче¬ская грамматика / М.А. Кронгауз. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 228 с.
21. Кубрякова Е.С. Словообразование и другие сферы языковой си-стемы в структуре номинативного акта // Словообразование в его отношени¬ях к другим сферам языка. Игорю Степановичу Улу-ханову к 65-летию со дня рождения. Innsbruck, 2000.
22. Маслов Ю.С. Вопросы глагольного вида в современном зарубеж¬ном языкознании / Маслов Ю.С. // Вопросы глагольного вида. - 1963. - С. 7¬13.
23. Маслов Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. - М.: Выс-шая школа, 1987. - 272 с.
24. Мешков О.Д. Словообразование современного английского языка / О.Д. Мешков. - М.: Наука, 1976. - 245 с.
25. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей лингвистических дисциплин в школах, лицеях колледжах и вузах / М.В. Никитин. - СПб.: Научный центр проблем диалога, 1996. - 760 с.
26. Панкрац Ю.Г. Глагол и особенности его категориальной семанти¬ки / Панкрац Ю.Г. // Теория грамматики: лексико-грамматические классы и разряды слов. Сб. научно-аналитических обзоров. - М.: Наука, 1990. - С. 51¬73.
27. Панкрац Ю.Г. Пропозициональные структуры и их роль в форми¬ровании языковых единиц разных уровней: Дисс... д-ра филол. наук: 10.02.04./ 10.02.19. / Панкрац Юрий Генрихович. - М., 1992а. - 333 с.
28. Позднякова Е.М. Современное английское словообразование: ко¬гнитивный аспект / Е.М.Позднякова // Современные тенденции в германском языкознании:особенности вербализации смыслов: коллективная монография / Моск. гос. ин-т межд. отношений (университет) МИД России. М.:ИИУ МГОУ, 2017. - С. 59-122.
29. Пиоттух К.В. Система префиксации в современном английском языке: Дис. ...канд. фолол. наук: 10.02.04. / Пиоттух Карелия Викторовна. - М., 1971. - 225 с.
30. Сильницкий Г.Г. Семантические классы глаголов в английском языке / Г.Г. Сильницкий. - Смоленск: СГПИ им. К. Маркса, 1986. - 112 с.
31. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса / Л. Теньер. - М.: Прогресс, 1988. - 656 с.
32. Улуханов И.С. Словообразовательные отношения между частями речи / Улуханов И.С. // Вопросы языкознания. - 1979. - №4. - С. 101-110.
33. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики: На ма-териале русского языка / Д.Н. Шмелев. - М.: Наука, 1973. - 280 с.
34. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. М.: Учпедгиз, 1957. - 187 с.
35. Янценецкая М.Н. Семантические вопросы теории словообразо-вания / М.Н. Янценецкая. - Томск, 1979. - 242с.
36. Aronoff, M. Word Formation in Generative Grammar / M. Aronoff. Cambridge: The MIT Press, 1976. - 134 p.
37. Dijk, T.A. van Text and Context. Exploration in Semantics and Prag¬matics of Discourse / T.A. Dijk. - London, N.-Y.: Longman, 1977. - 261 p.
38. Fauconnier, G. Mental Spaces: Aspects of Meaning Construction in Natural Language / G. Fauconnier. - Cambridge: Cambridge University Press, 1994. - 190 p.
39. Fillmore, Ch. J., Topics in Lexical Semantics / Fillmore Ch. // Current Issues in Linguistic Theory / ed. By R. Cole. - Bloomington: Indiana University Press, 1977. - P. 76-138.
40. Gallant, Ch. J. Russian Verbal Prefixation and Semantic Features: An Analisis of the Prefix vz- / Ch. J. Gallant.- Munchen: Slavistishe Beitrage, 1979.
41. Goldberg A. Constructions: F Construction Grammar Approach to Argument Structure / A. Goldberg. - Chicago & London: The University of Chicago, 1995.-260 p.
42. Jackendoff, R. Semantic Structures / R. Jackendoff. - Massachu-setts: The MIT Press, 1991. - 322 p.
43. Kruisinga, E. A Handbook of Present-day English / E. Kruisinga. - Keminken: zoon. over den don te utrecht, 1925. - 360 p.
44. Langacker, W.R. Grammar and Conceptualization / W.R. Langacker. - Berlin-N.-Y.: Mouton de Gruyter, 2000. - 427 p.
45. Lindner, S. A Lexico-Semantic Analysis of English Verb-Particle Constructions with Un and Out/ S. Lindner. Bloomington: Indiana University Linguistics - Trier, 1983.
46. Lyons, J. Linguistic Semantics: An Introduction / J. Lions. - Cam-bridge: Cambridge University Press, 1995. - 376 p.
47. Pustejovsky, J. The Generative Lexicon / J. Pustejovsky. - Cambridge: The MIT Press Cambridge, Massachusetts, 1995. - 289 p.
48. Rosch, E. H. Principles of Categorization / Rosch E. H. // Cognition and Categorization. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1978. - P. 27-48.
49. Talmy, L. The Windowing of Attention in Language / Talmy L. // Grammatical Constructions. Their Form and Meaning, 1996. - P. 235-287.
50. Taylor, J.R. Linguistic Categorization. Prototypes on Linguistic The¬ory/ J.R. Taylor. - Second Edition, 1995.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ