Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ ШКОЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ

Работа №67632

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
337
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Школа, учитель и ученик в ранних цивилизациях Древнего Востока 10
1.1. Зарождение института школы в ранних цивилизациях 10
1.2. Традиции учительства на Древнем Востоке 15
Глава 2. Учительство и ученичество в Ветхом завете 18
2.1. Образ Учителя, пророки как Учителя 18
2.2. Ветхий завет об ученичестве и правилах усвоения мудрости 22
Глава 3. Раввинская школа талмудического периода 25
3.1. Формирование раввинских академий в Палестине и Вавилоне .... 25
3.2. Первое поколение раввинов-учителей: таннаи 35
3.3. Амораи и оформление Талмуда 41
3.4. Раввинская академия в Кесарии 61
3.5. Гаоны 74
Заключение 77
Список литературы 79


Актуальность темы исследования. Работа посвящена анализу феномена школы в древнееврейской традиции. В связи с этим необходимо про-анализировать истоки этого феномена, а именно древневосточную традицию учительства и ученичества в их соотношении с религиозными представлениями, выраженными в библейских текстах и литературно-философских произведениях. Одной из задач является также определение той степени влияния, которое предшествующие традиции учительства оказали на становление изучаемого феномена.
Учительство и ученичество - один из важнейших феноменов мировой культуры. Для многих (особенно монотеистических) религиозных традиций ученичество - основное состояние человека по отношению к Богу, его религиозная обязанность. Самой древней формой учительства являются индивидуальные взаимоотношения учителя и ученика («феномен учительства»).
Несходные между собой ближневосточные культуры, по словам С.С. Аверинцева, были «особо предрасположены к восторгам школы, к тому, что¬бы видеть в «учении» как таковом ценность превыше всех ценностей» . Мудрость была «предметом всепоглощающей страсти». Особенно это характерно для древнееврейской традиции.
Цель работы - изучить генезис и эволюцию древнееврейской школьной традиции и феномена учительства.
Из поставленной цели проистекают следующие задачи:
- проследить зарождение института школы и феномена учительства в ранних цивилизациях Древнего Востока;
- рассмотреть особенности учительства и ученичества в Ветхом завете,
- выявить специфику и проследить историческую эволюцию раввинской школы талмудического периода в соответствии с концепцией смены поколений учителей (амораи, таннаи, гаоны).
Объект исследования: феномены школы и учительства в древнееврейской (ветхозаветной и талмудической) традициях.
Предмет исследования: генезис и эволюция школьной и учительской традиции у древних евреев.
Историография. Нельзя сказать, что тема ученичества подробно исследована в отечественной истории. Взаимоотношения учителя и ученика в российской науке рассматриваются в основном с точки зрения педагогики.
В последнее десятилетие тема религиозного ученичества и история традиционных иудейских и христианских школ в связи с соответствующими религиозными традициями разрабатывается В.Г. Безроговым. Предметом его исследований является в основном институционализированное, школьное образование.
Истоки школьной традиции, учительства и ученичества справедливо усматриваются уже в ранних цивилизациях Древнего Востока. В.Г. Безрогов посвятил этой проблеме книгу «Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях» , где охватил культурные феномены от Древнего Египта и Месопотамии до христианской традиции по VI в.
Традиция ученичества в древнееврейской культуре и ее отражение в текстах Ветхого Завета также рассматривается В.Г. Безроговым в работе «Книга, учитель и ученик в раввинистической традиции» и в других его ис¬следованиях . Здесь особо подчеркивается значение ветхозаветного образа Бога как Учителя Израиля, который определяет весь строй земных взаимоотношений учителя и ученика, сконцентрированных на изучении Торы (раввинистическая традиция). Такой тип обучения позволяет Е.Б. Рашковскому от¬нести культуру древнего Израиля к «культуре традиционного священнокнижия» .
Темы учительства и ученичества в Ветхом и Новом Завете разрабаты-ваются, в основном, западными историками религии и теологами, среди ко-торых Р. Бультман, M. Уилкинс, Е. Бест, Ф. Сеговия, Э. Швейцер, Р. Ризнер . Ими исследованы особенности употребления понятий «учитель» и «ученик» в Евангельских текстах (M. Уилкинс) ; образ Иисуса Христа как Учителя, его уникальность в ряду иудейских учителей и его «педагогические методы» (Р. Ризнер, Э. Швейцер) ; образы учеников и принципы раннехристианского ученичества - призыв и следование (E. Бест, Ф. Сеговия) .
Внимание исследователей привлекают и фигуры пророков в Ветхом Завете, так как пророки и их ученики, возможно, «представляют ближайшую аналогию Иисусу и его ученикам».
Среди общих работ по истории иудаизма, касающихся и вопроса о тра¬дициях ученичества можно выделить труды Й. Вейнберга «Введение в Танах. Писания» , А. Штайнзальца «Введение в Талмуд» , И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие» , Ф.Ф. Зелинского «Эллинизм и иудаизм» , А.Б. Ковельмана .
Соотношение христианского и древнееврейского типов ученичества рассматривают также Р. Ризнер (сравнение новозаветного ученичества, пророческой и раввинистической традиций) , У. Дэвидс (сравнение взаимоотношений учителя и ученика, способов обучения в ветхозаветной и новоза¬ветной традициях) .
О еврейских раввинистических академиях талмудического периода в Палестине в определенной мере пишет Л. Левин .
И. Гафни как бы дополняет данную тему в монографии «Евреи Вавилонии в талмудическую эпоху» , повествуя о втором центре раввинистической школы и учености.
В целом, несмотря на определенные достижения в разработке рассматриваемого круга проблем отечественными историками педагогики и зарубежными историками, на сегодняшний день исчерпывающего исторического сочинения такого рода нет. Это определяет необходимость данного исследования.
Источники. Тексты всей Библии пронизаны темой ученичества от ветхозаветного Израиля как ученика Бога до новозаветного ученичества у воплощенного Бога-Слова. Хотя в тексте Ветхого Завета нет выраженной концепции учительства-ученичества, но феномен ученичества постоянно реализуется в истории Израиля, и является основой взаимоотношений Бога и «его народа».
Обучение детей заповедям Закона становится религиозной заповедью, одним из условий выполнения «договора» с Богом. «И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6:7). Трудно сказать, какая из книг Ветхого Завета не затрагивает тему ученичества, но особыми книгами в этом отношении являются Второзаконие, Книги пророков, Псалтирь, Экклезиаст и «литература премудрости» (Книга Иова, Книга Притчей Соломоновых, Книга премудрости Соломона, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова). Анализируя эти тексты, мы выделяем основные характеристики ученичества в Ветхом Завете и те черты, которые были позднее восприняты христианством.
Усиление роли религиозного учителя мы видим в кумранских рукописях и свидетельствах о кумранской общине Филона Александрийского и Иосифа Флавия. Исследователи полагают, что образ Учителя Праведности во многом предвосхищает образ Иисуса Христа, не отменяя неповторимой уникальности последнего.
Талмуд, хотя и является обширным богословским сочинением, из которого весьма трудно извлечь конкретно-исторические детали, тем не менее, необходим для разработки данной проблематики. В ряде трактатов (Пиркей Авот и др.) можно найти много сведений по интересующей нас проблеме.
В целом, указанные источники, несмотря на свой преимущественно религиозный характер, все же позволяют предпринять попытку исследования истории древнееврейской школьной традиции как ветхозаветного, так и талмудического периодов.
Теоретико-методологические основания и методы исследования.
Методологическим основанием работы является историко-религиоведческая методология, основанная на представлении о становлении и преемственности религий как целостном историческом процессе. Вспомогательной является историко-педагогическая методология, рассматривающая культурные формы учительства и ученичества в перспективе истории.
Можно выделить также подходы:
1. антропологический (рассматривающий историческое развитие фигур учителя и ученика в рамках той или иной традиции);
2. культурологический (изучающий феномен ученичества в связи с религиозными основаниями и другими явлениями культуры);
3. герменевтический (направленный на религиоведческую интерпретацию различных источников).
В работе применялись следующие методы:
1. историко-религиоведческий метод рассмотрения феномена ученичества в связи с конкретно-историческими религиозными формами;
2. метод анализа источников; компаративный метод в сравнении раз-личных форм ученичества и их религиозных оснований;
3. ретроспективный метод, позволяющий рассматривать явление с точки зрения его предшествующего развития;
4. терминологический анализ при выявлении основных понятий, характерных для феномена ученичества в различных культурах;
5. теоретико-генетический метод, позволяющий проследить развитие идей;
6. феноменологический анализ, рассматривающий явление как исторически целостное и одновременно позволяющий сравнивать его с другими явлениями этого ряда.
Хронологические рамки работы достаточно обширны и подразделяются на два крупных раздела. Первый из них можно назвать ветхозаветным и отнести к VI-I вв. до н.э., когда происходило оформление большинства книг ветхозаветной традиции, имеющих отношение к рассматриваемой теме. Второй раздел касается талмудической эпохи - времени оформления Палестин¬кого и Вавилонского Талмудов, II-VI вв. Такая хронологическая протяженность оправдана тем, что она охватывает скорее историю текстов, а не историю людей. Собственно история древнееврейских учителей и их деятельности, в том или ином аспекте рассматривается лишь относительно талмудического периода, который составляет хронологические рамки исследования в узком и специальном плане.
Территориально-географические рамки исследования охватывают преимущественно Палестину и отчасти Месопотамию (для талмудического периода), в более широком контексте древней ближневосточной истории (для истоков ветхозаветной традиции).
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов и выводов для дальнейших научных исследований, а также для преподавания соответствующих курсов.
Апробация отдельных положений и выводов работы осуществлялась в виде доклада на международной научно-практической конференции "Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие" (15 марта 2016 г., БелГУ) и 1 публикации (по материалам данного доклада: Становление и развитие раввинской академии в Кесарии (230-360 гг.) // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Бел¬город, 2016. С. 102-106).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в ранних цивилизациях Древнего Востока - в Египте и Месопо-тамии - зародились первые школы и институт учительства. В Египте преоб-ладала школа писцов, непосредственно связанная с государством. В Месопо¬тамии сложился собственно тип школы (э-дубба) различного профиля, в зна¬чительной степени менее связанный с государством и носящий «частный» характер.
Периферийной областью великих древневосточных цивилизаций была Палестина, которая дала уникальный памятник монотеистической религии - Ветхий Завет. В этой связи возникает проблема школы и учительства у вет¬хозаветных древних евреев. Предполагается, что обучение в Палестине ука¬занного времени велось дома.
Наиболее ярким и оригинальным типом учителя стали ветхозаветные пророки, которые имели учеников и подобие школы в форме кружка, где ре¬дактировались их тексты. В послепленный период распространяются школы писцов, а с Маккавейской эпохи под влиянием эллинизма в массовом поряд¬ке появляются начальные школы. Над ними вскоре надстраивается второй уровень - продвинутой школы (бет-мидраш), которая становится прообразом раввинской школы.
С римского вторжения и после евангельских событий евреи остались лишь в северной Палестине (Галилее). Многие из них уехали в Месопотамию («Вавилонию»). В этих двух центрах, начиная со II в., ведется работа по за¬писи и оформлению Талмуда. Она концентрируется в раввинских школах в Явне, Тверии (Тивериаде) и Кесарии (Палестина), а также в академиях Суры и Пумбедиты (Вавилония).
К началу VI в. Талмуд был записан. Эту работу провели два поколения ученых раввинов - таннаи и амораи.
Дальнейшее развитие как школ, так и Писания связано с третьим поко¬лением учителей (с VI в.) - гаонами, через которых еврейская мудрость пере¬ходит в Средние века как на Западе, так и на Востоке.
В целом, древнееврейская школьная и учительская традиция являют самостоятельный поток развития, тесно связанный с ветхозаветной - иудаис- ской религией, основанной на монотеизме.
Испытав влияние соседних цивилизаций, еврейская школа переофор-милась в раввинскую академию II-V вв., сложившись в уникальный тип выс¬шей богословской школы.



1. Агада. - М.: Интерпракс, 1996. - 488 с.
2. Библия. Книги Ветхого и Нового завета (различные издания).
3. Вавилонский Талмуд: Антология аггады / Пер. и комм. У. Гершови- ча и А.Б. Ковельмана. Под ред. С.С. Аверинцева и А. Штайнзальца. Т. 1. - Иерусалим, Москва: Израильский ин-т талмудических публикаций, 2001. - 522 с.
4. Ветхий Завет. Плач Иеремии. Экклесиаст. Песнь песней / Пер. И.М. Дьяконова, Л.Е. Когана при участии Л.В. Маневича. - М.: РГГУ, 1998. - 342 с.
5. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизма / Ред. М. Штерн. - М.-Иерусалим: Мосты культуры, 2002. - В 3 тт.
6. Кумранские свитки. - М.: Наука, 1960, 1995. - 322, 412 с.
7. Пиркей Авот (Поучения отцов) / Пер. Б.Ш. Куперман. - Иерусалим: Геулим, б.г. - 476 с.
8. Поучения отцов (Авот) / Пер. Р.П. Булка. - М.: Гешарим, 2001. - 212 с.
9. Притчи. Книга Экклезиаста. Книга Иова. - М.: РГГУ, 2001. - 211 с.
10. Талмуд: Авот рабби Натана. - СПб.: И. Лурье, 1903. - 32, 192 с.
11. Царь Соломон и «литература премудрости» / Сост. В.Г. Безрогов. - М.: ИД Ш. Амонашвили, 1997. - 220 с.
12. Letters from Assyrian and Babylonian Scholars. - Nelsinki: UP, 1993. - 208 р.
13. Rabbinic Stories / trans. and intro. Jeffrey L. Rubenstein. - New York: Paulist, 2002. - 522 р.
Исследования
14. Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «сло-весность» // он же. Образ античности. - СПб.: Лань, 2004. - С. 45-54.
15. Баранникова Н.Б., Безрогов В.Г. Учителя Палестины: Ветхий и Но¬вый завет // Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневе¬ковья). - М.: ИТИП РАО, 2013. - С. 151-221.
16. Баранникова Н.Б., Безрогов В.Г. Книга, учитель и ученик в равви- нистической традиции // Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья). - М.: ИТИП РАО, 2013. - С. 532-550.
17. Безрогов В.Г. Традиции ученичества и институт школы в Древних цивилизациях. - М.: Памятники исторической литературы, 2008. - 460 с.
18. Безрогов В.Г. Станьте как дети: педагогические идеи Нового Завета // Педагогика. 2002. № 4. - С. 55-62.
19. Броди Р. Гаоны Вавилонии. - М.-Иерусалим: Гешарим - Мосты культуры, 2006.
20. Броер М. Средневековая йешива // Еврейская школа. 3-4. 1993. - С. 27-38.
21. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. - М.: Наука, 1986. - 208 с.
22. Вейнберг И.П. Рождение истории: Историческая мысль на Ближнем Востоке сер. I тыс. до н. э. - М.: Наука - Восточная литература, 1993. - 352 с.
23. Вейнберг Й. Введение в Танах. В 4 ч. - М.-Иерусалим, Гешарим. 2002-2005 (Ч.1. Пространство и время Танаха. 2002. 452 с.; Ч.2. Пятикнижие — через испытания к свершению. 2002.432 с.; Ч.3. Пророки, 2003. 368 с.; Ч.4. Писания. 2005. 368 с.).
24. Гафни И. Евреи Вавилонии в талмудический период. - М.-
Иерусалим: Гешарим, Мосты культуры, 2003. - 422 с.
25. Гиршман М. Еврейская и христианская интерпретация Библии в Поздней античности. - М.- Иерусалим: Мосты культуры, 2002. - 328 с.
26. Грант М. История Древнего Израиля. - М.: Терра, 1998. - 228 с.
27. Гретц Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. - Одесса: Издатель, 1906. - 394 с.
28. Зелинский Ф.Ф. Эллинизм и иудаизм // он же. История античных религий, I-III. - СПб.: Квадривиум - Алетейя, 2014. - 512 с.
29. История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения. - М.: РУДН, 2004. - 510 с.
30. Ковельман А.Б. Эллинизм и еврейская культура. - М.: Мосты куль¬туры / Гешарим, 2007. - 312 с.
31. Ковельман А.Б. Толпа и мудрецы Талмуда. - М.-Иерусалим: Мосты культуры, 1996. - 344 с.
32. Коростовцев М.А. Писцы древнего Египта. - М.: Наука, 2001. - 368 с.
33. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. - М.: Наука, 1991. - 242 с.
34. Леви-Стросс К. Печальные тропики. - М.: Инициатива, 2001. - 514 с.
35. От глиняной таблички - к университету. Очерки истории образова¬тельных систем Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья. - М., 1998. - 468 с.
36. Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средне¬векового Востока / Под ред. К.И. Салимовой. - М., 1998. - 508 с.
37. Ранович А.Б. Очерк истории древнееврейской религии. - М.: ОГИЗ, 1937. - 400 с.
38. Рашковский Е.Б. Смыслы в истории. Исследования по истории ве¬ры, познания, культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 502 с.
39. Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в ис-тории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древностии Средневеко-вья). Коллективная монография под ред. Н.Б. Баранниковой и В.Г. Безрогова. - М.: ИТИП РАО, 2013. - 706 с.
40. Франкфорт Г. и др. В преддверии философии. - М.: Наука, 2000. - 325 с.
41. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. - М.: Политиздат, 1989. - 489 с.
42. Шенк К. Филон Александрийский. Введение в жизнь и творчество. - М.: ББИ, 2007. - 276 с.
43. Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. - М.: Политиздат, 1987. - 288 с.
44. Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Вто¬рого храма и период Мишны и Талмуда. - М.-Иерусалим: Гешарим, 2000. - 455 с.
45. Штайнзальц А. Введение в изучение Талмуда. - М.-Иерусалим: Мосты культуры, 1993. - 573 с.
46. Шульц С. Ветхий завет говорит. - М.: ББИ, 1994. - 409 с.
47. Aberbach M. The relations between master and disciple in the Talmudic Age // Essays presented to Chief Rabbi Israel Brodie on the occasion of his 70 birthday. Vol. 1. - L.: Soncino Press, 1966. - P. 1-24.
48. Bar-Asher, Mikhal. Literary Analogies in Rabbinic and Christian Monas¬tic Sources. Ph.D. diss. - Yale University, 2010. - 333 р.
49. Davies Ph. Scribes and Schools: The Canonization of the Hebrew Scrip¬tures. - Lousville: Westminster John Knox Press, 1998. - 222 р.
50. Demsky A. Education (Jewish) in the Biblical Period // Encyclopaedia Judaica. 6. - Jerusalem: Keter, 1971. - Col. 382-398.
51. Fishbane M. From Scribalism to Rabbinism: Perspectives on the Emer¬gence of Classical Judaisme // The Sage in Israel and the Ancient Near East. - Wi¬nona Lake, 1990. - P. 439-456.
52. Ginzberg L. The Legends of the Jews. - Vols. 1-7. - Philadelphia, 1968.
53. Girshman M. The Stabilization of Rabbinic Culture, 100 c.e. - 350 c.e. Texts on Education and Their Late Antique Context. - Oxford: UP, 2009. - 202 p.
54. Heaton E.W. The School Tradition of the Old Testament. - Oxford - New York: OUP, 1994. - 411 p.
55. Hengel M. Judaism and Hellenism. Studies in their Encounter in Pales¬tine during the Early Hellenistic Period. Vol. 1-2. - L.: SCM, 1974.
56. Lemaire A. Les ecoles et la formation de la Bible dans 1’ancient Israel. - Fribourg, 1981. - 328 p.
57. Levine L. Caesaria under Roman Rule. - Leiden: Brill, 1975. - 299 p.
58. Moore G.F. Judaism in the First Centuries of the Christian Era. - 3 vols.
- Cambr., Mass., 1927.
59. Snyder H.G. Teachers ant texts in the ancient world: philosophers, Jews, and Christians. - L., 2000. - 417 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ