ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АБСУРД КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.1. Понятие абсурда в гуманитарной науке 6
1.2. Абсурд как литературоведческое понятие 12
ГЛАВА 2. А.П. ЧЕХОВ И МОТИВ АБСУРДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 27
2.1. А.П. Чехов как преемник традиций художественного абсурда 27
2.2. Поэтика абсурда в драматургии А.П. Чехова 39
2.3. Поэтика абсурда в прозе писателя 54
ГЛАВА 3. ЛЮБОВЬ И АБСУРДНОСТЬ БЫТИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ЧЕХОВА 64
3.1. Любовь как объективная невозможность в мире абсурда 64
3.2. Любовь как сила, противостоящая абсурдности бытия 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ
Среди выдающихся русских писателей Антон Павлович Чехов был неаристократом по происхождению, но в то же время настоящим «аристократом духа».
Чехов стал тем писателем, который обыкновенную человеческую жизнь изображал чрезвычайно виртуозно. В своих произведениях он дал слово представителям всех слоев и сословий, его проза является, вероятно, «самой населенной» в мировой литературе: в ней живут почти восемь тысяч персонажей (для сравнения: в «Человеческой комедии» Бальзака — до трех тысяч). Можно утверждать, что Чехов совершил «первую русскую революцию» в литературе. Лев Толстой, который относился к новому поколению настороженно, поскольку оно, по его мнению, состояло из врачей и материалистов, из молодых авторов выделял одного лишь Чехова, хотя тот был и врачом, и материалистом.
Творчество А.П. Чехова отечественным литературоведением исследовано в разных аспектах: от жанровой специфики его произведений, их тематики и проблематики до выявления роли писателя в истории мировой литературы. На данный момент создано немало исследований, которые касаются и драматических произведений, и прозы писателя. Однако стоит отметить, что некоторые аспекты его произведений современной наукой еще не изучены. К примеру, фактически обойдена вниманием такая проблема, как исследование абсурдности бытия в произведениях А.П. Чехова. Такое недостаточное исследовательское внимание к данной проблеме и обусловило актуальность нашей работы.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что отдельные зарубежные исследователи обращались к анализу произведений А. Чехова в аспекте их влияния на поэтику театра абсурда (Дж. К. Оутс, Дж.Б. Пристли, Д. Рейфилд).
ХХ век во многих параметрах можно считать веком абсурда, начиная от выявления абсурдности бытия в отдельных произведениях литературы и заканчивая специфическими его проявлениями вроде «театра абсурда» или экзистенциальной эстетики. А.П. Чехов не принадлежал ни к экзистенциалистам, ни к писателям абсурдистам, но при этом в его творчестве несложно заметить черты, говорящие о том, что проблема абсурдности человеческого бытия не осталась незамеченной писателем.
Объектом исследования стали такие произведения А.П. Чехова, как: рассказы «О любви», «Дама с собачкой», «Невеста», «Дом с мезонином», «Дуэль», «Ариадна», «Ионыч», «Смерть чиновника», «Человек в футляре», «Толстый и тонкий»; и пьесы «Вишнёвый сад», «Чайка», «Иванов», «Дядя Ваня», «Три сестры».
Предметом исследования является рассмотрение художественного воплощения абсурдности бытия в данных произведениях.
Целью работы является выявление особенностей поэтики абсурда в художественном мире А.П. Чехова. Цель работы обусловила постановку следующих задач:
• определить понятие абсурда в художественной литературе
• проанализировать, каким образом понятие абсурдности интерпретируется современной гуманитарной наукой,
• исследовать абсурдность человеческого бытия в прозе и
драматургии А. П. Чехова,
• проследить взаимосвязь любви и абсурдности бытия в
произведениях писателя.
Практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут быть применены в практике преподавания русской литературы как в школе, так и высшем учебном заведении.
Научную новизну нашей работы мы видим в исследовании малоизученного аспекта творчества А. Чехова.
Методы работы - универсальные научные (анализ и синтез), частные научные (сравнительно-исторический, культурно-исторический, историко-типологический).
Апробация работы: промежуточные результаты дипломной работы были изложены в форме доклада на научной конференции «Белгородский диалог» в апреле 2017 года и отражены в публикации.
Структура дипломной работы обусловлена ее целью и задачами: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (разработка урока по творчеству А.П. Чехова).
Таким образом, в литературоведении абсурд рассматривают как совокупность выразительных приемов, к которым относятся, в частности, оксюморон, гротеск, антиномия, алогизм, парадокс и другие, образующие поэтику абсурда; а также как литературу абсурда, что подразумевает условное название разножанровой модернистской, авангардистской и постмодернистской литературы, которая осуществляет художественную интерпретацию жизненной бессмыслицы в виде хаотичного нагромождения случайных, на первый взгляд, несуразных ситуаций.
Также в литературе используют это понятие для обозначения стиля, или отдельного литературного явления. Элементами поэтики абсурда могут быть нонсенс, чушь и парадокс.
А.П. Чехов был тесно связан с русской литературой предыдущих периодов. Именно в произведениях своих предшественников он черпал и темы, и мотивы для многих своих произведений, в том числе - и для тех, в которых реализована поэтика абсурда.
Для поэтики А.П. Чехова характерно обращение к абсурду прежде всего в тематическом и проблематическом аспектах. Мир чеховских героев отображает абсурдность бытия, как это было и у предшественников писателя (Д. Фонвизина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя). Вместе с тем, на фоне писателей-абсурдистов ХХ века творчество А.П. Чехова выделяется особо. Оно хотя и несло в себе признаки абсурдизма, однако не может считаться принадлежащим к театру абсурда. Тем не менее именно пьесы Чехова во многих аспектах заложили основы для создания театра абсурда.
Проанализировав ряд драматических произведений и рассказов писателя, мы пришли к выводу, что проявления абсурда в его мире реализуются в следующих аспектах: герои чувствуют свою потерянность, нелепость в обществе, осознают абсурдность своего существования, причем такая потерянность зачастую может свидетельствовать о вырождении дворянства; женщины выражают большую стойкость в надежде на лучшую жизнь, чем мужчины, несмотря на то, что самим обществом им отведена гораздо более пассивная роль.
Во многих произведениях А.П. Чехова отображена абсурдность мира, где доминирует преклонение перед сильными мира сего, где герои живут в замкнутом пространстве бездушия, чинопоклонничества, мира, где просто нет смысла. При этом абсурд в творчестве А.П. Чехова реализуется на уровне художественных приемов, однако предметом нашего исследования является абсурдность не как стилевой прием, а именно как один из мотивов произведения.
Проявления этой абсурдности может реализоваться в таких аспектах: герои чувствуют свою потерянность, ненужность в обществе; люди искусства также чувствуют свою нереализованность; во многих произведениях Чехова любовь не является тем чувством, которое приносит удовлетворение герою, напротив, она становится поводом для трагедии. Это лишний раз подчеркивает то, что в условиях той жизни, которая отображена в произведениях, нормальная любовь не выживает; мелкие чиновники заискивают перед крупными, вплоть до того, что это приводит к абсурдным ситуациям вроде смерти, вызванной страхом перед возможным наказанием.
Одно из ведущих мест в художественном мире А.П. Чехова занимает тема любви. Данные произведения мы условно разделили на две группы:
• В первой появляются попытки героев преодолеть абсурдность мира при помощи любви.
• А во второй герои расстаются со своими иллюзиями и понимают, что любовь не может победить данную абсурдность.
Нереализованная любовь предстает в драматических произведениях («Чайка» и «Вишневый сад») и в рассказах («Ионыч», «Дама с собачкой», «О любви», «Дом с мезонином», «Невеста») Чехова. Все они по-своему интерпретируют роль любви в абсурдном мире, но в целом все эти интерпретации можно свести к одному аспекту: в мире, который является абсурдным по своей сути, любви места не находится. Именно поэтому не хочет жениться на Котике доктор Старцев, потому не находят ответа на свои чувства все герои «Чайки», потому отвергнуты чувства героя «Дома с мезонином», потому не решаются дать волю любви герои «Дамы с собачкой» и рассказа «О любви». Только героиня рассказа «Невеста» решается бросить вызов замшелому обществу, но этот вызов связан скорее с ее нежеланием жить по старым законам, чем с влиянием сильного чувства.
Любовь, которая «победила», представлена в таких рассказах Чехова, как «Супруга», «Ариадна» и в повести «Дуэль». В этих произведениях герои, в отличие от Ионыча, Алехина или Гурова, получают ответ на свои чувства (по крайней мере, на словах) и на какой-то период связывают свою судьбу со своими избранницами. Однако женщины эти являются «хищницами», которые хотят подчинить мужчин своей воле, принудить их выполнять всех капризы, и потому даже эта «победившая» любовь не становится счастливой.
Анализ этих произведений позволяет прийти к выводу о том, что мир «победившей» любви не менее абсурден, чем мир любви, которая не состоялась. То есть в условиях того мира, в котором живут герои Чехова, чистое светлое чувство просто обречено.
1. Абдуллаева З. Вещь в мире Чехова // Декоративное искусство СССР. - 1985. - №4. - С. 194 - 201
2. Абдуллаева З. Жизнь жанра в пьесах Чехова // Вопросы литературы. - 1987. - №4. - С. 155 - 174
3. Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Чехов.
Л.: Academia, 1927. - 186 с. (Вопросы поэтики: Непериодическая серия,
издаваемая Отделом Словесных Искусств. Вып. IX.)
4. Белик А.П. О своеобразии нравственно-эстетической позиции А.П. Чехова // Вопросы философии. - 1981. - №12. - С. 127 - 137
5. Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. Изд. 3-е, доработ. - М.: Худож. лит-ра, 1984. - 511 с.
6. Бердников Г.П. Чехов в современном мире // Вопросы литературы. - 1980. - №1. - С. 65 - 97
7. Бродская Г. Другая жизнь Шарлотты Ивановны: Чехов // Литературная газета. - 1996. - №8. - С. 6.
8. Булгаков С. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л. И. Шестова // Сочинения. В 2 т.- Т. 1. - М., 1993. - С. 517-537.
9. Буренина О. Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина / О. Буренина [Электронный ресурс]. -Режим доступа :http://www.ec-dej avu.net/a/Absurd.
10. Быков Д. Два Чехова // Журнальный зал. - Режим доступа: http: //magazines.russ. ru/druzhba/2010/1 /by 15. html
11. Вейсман А. Д. Значение греческого термина. - СПб., 1899. - С. 188.
12. Высторобец А. Портрет писателя на фоне сада // Рос. газета. - 1995. 22 фев. - С. 16
13. Газина К. В. Мотив отверженной любви в творчестве А.П.Чехова [Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 23-26.
14. Головачева А.Г. “Звук лопнувшей струны”. Непрочитанные страницы истории “Вишневого сада” // Литература в школе. - 1997. - №2. - С. 34 - 45
15. Горенштейн Ф. Мой Чехов осени и зимы 1968 г. // Книжное обозрение. - 1989. - 20 окт. (№42)
16. Гофф И. Двух голосов перекличка: О взаимоотношениях Чехова и Авиловой // Новый мир. - 1981. - №12. - С. 165 - 173
17. Громов Л. Чехов и его великие предшественники. - режим доступа:http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st003.shtml
18. Громов М.П. Чехов. - М.: Мол. гвардия, 1993. - 394 с.
19. Громова М.И. Чеховские традиции в театре А. Вампилова // Литература в школе. - 1997. - №2. - С. 46 - 53
20. Делез Ж. Логика смысла. -М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. - 480 с.
21. Дерман А. Творческий портрет Чехова. - М.: Мир, 1929
22. Доценко Е. Г. Абсурд как проявление театральной условности // Известия Уральского государственного университета. 2004. - № 33. - С. 97¬112.
23. Друцэ И. Улыбающийся Чехов // Вопросы литературы. - 1971. - №2. - С. 132 - 145
24. Дунаев М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература. — М., 2003.
25. Елизарова М.Е. Творчество Чехова и вопросы реализма конца XIX в. - М.: Гослитиздат, 1958. - 199 с.
26. Еремин П. “Скрипка Ротшильда” А.П. Чехова - связь с традициями русской классики // Вопросы литературы. - 1991. - №4. - С. 93 - 123
27. Затонский Д. Вклад Чехова // Иностранная литература. - 1980. - №5. - С. 173 - 181
28. Зингерман Б. К проблеме ритуала в пьесах Чехова “Дядя Ваня” и “Три сестры” // Театр. - 1993. - №11. - С. 66 - 77
29. Зиновьев А.А. Мой Чехов // Звезда. - 1992. - №8. - С. 31 - 65.
30. Золотарев И.Л. Гротескный реализм в «Ревизоре» Н.В. Гоголя //Известия ЮФУ. - 2016. - № 1. - С. 43-50
31. Ивин А. А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 320 с.
32. Ивин А. А. Словарь по логике - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
33. Ивин И. Философский словарь. - режим доступа:
http: //terme.ru/dictionary/187/
34. Ионеско Э. Есть ли будущее у театра абсурда? / Э. Ионеско
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ec-
dej avu.net/a/Absurd.html.
35. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 222 - 318.
36. Карпова В. Если мы теперь не вместе // Гудок. - 1993 27 окт.
37. Катаев В.Б. “Душечка”: осмеяние или любование?// Русская словесность. - 1997. - №6. - С. 20 - 24
38. Катаев В.Б. Старцев и Ионыч // Русская словесность. - 1998. - №1. - С. 11 - 15
39. Катаев В.Б. Чехов и мифология нового времени // Науч. докл. высш. школы. Филол. науки. - 1976. - №5. - С. 71 - 77
40. Кемеров В. Философская энциклопедия. - М.: Панпринт, 1998. - 784 с.
41. Клюев Е.В. Теория литературы абсурда. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — 104 с.
42. Коган П. Литературные направления и критика 80-х и 90-х годов. // История русской литературы 19 в. — Т. 5. — 1911 — С. 81
43. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. - М.: Издательство «Наука»,1975. - 720 с.
44. Кононенко Е.В. Чеховские карнавальные традиции в прозе Е. Спарк // Лггература в контекст! культури : Зб. наук. праць. Вип. 20 (1). / Ред. кол.: В. А. Гусев (в!дп. ред.) та ш. - Д.: Вид-во ДНУ, 2010. - С. 107-114.
45. Косилова Е. О национальных традициях в абсурде /Е. Косилова
[Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http: //fege. narod.ru/scriptorium/natio .htm.
46. Кравец А. Теория смысла Ж. Делеза: про и контра // Логос. - 2005. - № 4. - С. 211 - 241.
47. Кравец А. Абсурд как нарушение смысла // Вестник ВГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2004. - № 2. - С. 133 - 178.
48. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Известия РАН. Сер. литературы и языка. 2004. - Т. 63, №3. - С. 3-12.
49. Курдюмов М. Сердце смятенное // Литературное обозрение. - 1994. - № 11/12. - С. 18 - 29
50. Кьеркегор С. Страх и трепет // Кьеркегор С. Страх и трепет [Пер. с дат]. - М. Республика, 1993. - С. 15 - 112.
51. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1998. - 250 с.
52. Лакшин В. “Почтовая проза” Чехова // Октябрь. - 1986. - №1. - С. 190 - 195
53. Линков В.Я. Художественный мир прозы А. Чехова. - М.: Изд.-во МГУ, 1982. - 128 с.
54. Литовченко М.В. Пушкинская традиция в прозе А.П. Чехова: автореф. дисс... к.филол. н. - Кемерово, 2007. - 23 с.
55. Мережковский Д. Брат Человеческий // Дон. - 1988. - №9. - С. 157 - 164
56. Михайловский Б.В. Чехов и его традиции в развитии реализма // Вестник АН СССР, 1960, № 1, стр. 41—47.
57. Моруа А. Искусство Чехова // Моруа А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. - М.: Пресса, 1992. - 320 с.
58. Мурзак И. Женщины у Чехова // Литературная газета. - 1996. - №38. - С. 14 - 15
59. Мурзина М.А. Камертон: Субъективные заметки о Чехове // Человек. - 1992. - №4. - С. 125 - 136
60. Набоков В. Лекции по русской литературе. - М.: Независимая газета, 1996. - 440 с.
61. Невзглядова Е. С женщин у него иной спрос. // Аврора - 1985. - №1. - С. 125 - 136
62. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музики. - М., 1997. - 880 с.
63. Ницше Ф. Сочинения : в 2-х т. / Ф. Ницше ; сост.,ред. и авт.
примеч. К. Свасьяна ; пер. с нем. Ю. Антоновского, Н. Полилова, К.
Свасьяна, В. Флеровой. - М. :Мысль, 1996- . - Т. 2. - 1996. - 829 с.
64. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М., 1990. - 189 с.
65. Паперный З.С. Записные книжки Чехова. - М.: Сов. писатель,
1976. - 391 с.
66. Парамонов Б. Провозвестник Чехов // Звезда. - 1993. - №11. - С. 182 - 187
67. Платон. Собрание сочинений : в 4-х т. / Платон ;общ. ред. А. Лосева, В. Асмуса, А. Тахо-Годи ; примеч.А. Лосева, А. Тахо-Годи. - пер. с древнегреч. - М. :Мысль, 1993- . - Т. 2. - 1993. - 528 с.
68. Полоцкая Э.А. А.П. Чехов: Движение художественной мысли. - М.: Сов. писатель, 1977. - 340 с.
69. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
70. Пристли Дж. Д. Антон Чехов // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и театр. - М.: Книга, 1976.
71. Программа по литературе для образовательных учреждений (5-11 классы) / Под ред. А.Г. Кутузова — М.: Дрофа, 2010. — 80 с.
72. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень). / Под ред.
В.Я. Коровиной: 9-е издание. - М.: Просвещение, 2007. - 43 с.
73. Рейфилд П.Д. Тара-ра-бумбия и “Три сестры” // Чеховиана: Чехов культуре ХХ века: Статьи, публикации, эссе. - М.: Наука, 1993.
74. Рехо К. Наш современник Чехов: Обзор работ японских литературоведов // Литературное обозрение. - 1983. - №10. - С. 20 - 28
75. Рогова Е.Н. Мотив неуверенности и его функция в формировании художественной целостности рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой» // Вестник КемГУ. - 2012. - № 1. - С. 195-201
76. Рынкевич В. Беспокойная муза Чехова: Л.С. Мизинова в жизни и творчестве Чехова // Вопросы литературы. - 1993. - Вып. 6. - С. 138 - 152
77. Сартр Ж.-П. Объяснение «Постороннего» // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. ХХ в. / Сост., предисл., общ. ред. Л. Г. Андреева. - М.: Прогресс, 1986.
78. Скафтымов А.П. Драмы Чехова. // Волга. - 200. - № 2-3. - режим доступа:http://magazines.russ.ru/volga/2000/2-3/skaftym.html
79. Словарь по логике. Атеистический словарь. - М.: Владос, 1998. - 384 с.
80. Соболев Ю. Чехов в современности // «Приазовский пролетарий» 14 июля 1929 г. - С. 2.
81. Сохряков Ю.И. Чехов и “Театр абсурда” в истолковании Д.К. Оутс. // Русская литература в оценке современной зарубежной критики. - М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1981.
82. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. - М.: Зебра Е, 2009.
- 608 с.
83. Сухих И.Н. Будущее у Чехова // Нева. - 1996. - №2. - С. 195 - 199
84. Сухих И.Н. Повторяющиеся мотивы в творчестве Чехова // Чеховиана: Чехов в культуре XX века: Статьи, публикации, эссе. - М.: Наука, 1993. - С. 26-32.
85. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. - Л.: Изд.-во ЛГУ, 1987. - 180 с.
86. Трифонов, А. Г. Абсурд // Культурология XX век: Энциклопедия.
- Т.1. - СПб., 1998. - 447 с.
87. Фонвизин Д.И. Недоросль: Избранные произведения. - Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - 320 с.
88. Фуксон Л.Ю. Слезы как способ истолкования рассказа «Дом с мезонином» // Новый филологический вестник. - 2016 - № 02 (37). - С. 111-117.
89. Чернорицкая О. Л. Поэтика абсурда. - Вологда, 2001. - Т. 1: Классика. Режим доступа: //http://samlib.ru/c/chernorickaja_o_l/abs.shtml
90. Черных П. Историко-этимологический словарь современного русского языка. - М., 1993. - C. 7.
91. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. - М.: Наука, 1974-1985.
92. Чехов в зарубежном литературоведении // Вопросы литературы, 1985. - №2. - С. 210 - 241
93. Чеховиана: Статьи, публикации, эссе. М.: Наука, 1990. - 278 с.
94. Чеховиана: Чехов в культуре XX века. M.: Наука, 1993. - 286 с.
95. Чудаков А. “Неприличные слова” и облик классика: О купюрах в изданиях писем Чехова // Литературное обозрение. - 1991. - №11. - С. 54 - 56
96. Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. - М.: Сов. писатель,1986. - 384 с.
97. Чудаков А. Поэтика Чехова. - М.: Наука, 1971. - 290 с.
98. Чуковский К.И. О Чехове. Человек и мастер. - М.: Худож. лит., 1967. - 206 с.
99. Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. - М.: Сов. писатель, 1953. - 460 с.
100. Эстетика : [словарь] / под. общ. ред. А. Беляева и др. - М. : Политиздат, 1989. - 447 с.
101. Esslin M. The Theatre of the Absurd. - London, 1962.
102. Pinter H. Plays One. - L.: Methuen, 1976. - 256 p.
103. Pinter H. Plays Two. - L.: Methuen, 1977. - 248 p.
104. Pinter H. Plays Three. - L.: Methuen, 1978. - 247 p.