ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТОГЕННАЯ ПРИРОДА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1. Сущность социально-трудовых отношений 6
1.2. Проблемы социально-трудовых отношений 11
1.3. Нормативно-правовой базис социально-трудовых отношений 16
ГЛАВА 2. УРЕГУЛИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАБОТЫ С ТРУДОВЫМИ КОНФЛИКТАМИ 22
2.1. Трудовой конфликт в системе социально-трудовых отношений 22
2.2. Суть урегулирования трудовых конфликтов 31
2.3. Методы и способы урегулирования трудовых конфликтов 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На протяжении всей истории человечества конфликты являлись неотъемлемой частью повседневной жизни общества. Конфликты возникали в различных сферах человеческой деятельности, и с развитием социально-трудовых отношений уровень конфликтности в обществе многократно возрос.
Социально-трудовые отношения являются базой для развития социальной системы, поэтому крайне важно чтобы сфере социально-трудовых отношений уделялось достаточное внимание. Ввиду своей природной конфликтогенности, социально-трудовые отношения содержат в себе потенциальные условия для формирования конфликтов. Конфликт является открытым столкновением и характеризуется противоборством сторон на основе противоположно направленных интересов, потребностей, мнений и взглядов. Конфликты, возникающие в системе социально-трудовых отношений, именуются трудовыми. Как и любой другой вид конфликтов, трудовые конфликты могут иметь деструктивный характер, поэтому научиться с ним работать крайне важно. Большое внимание уделяется управлению конфликтам, которое в свою очередь содержит различные совокупности способов и приемов по борьбе с конфликтами, а также их нежелательными последствиями. Одним из эффективных способов работы с конфликтами является их урегулирование.
На сегодняшний день трудовые конфликты являются повседневным и нормальным явлением, иногда они даже могут иметь позитивное влияние на социально-трудовые отношения, но при недостаточных ресурсах и знаниях, трудовой конфликт неизбежно примет крайнюю форму, такую как забастовка. Ввиду этого, своевременное урегулирование трудовых конфликтов позволяет избегать негативных разрушительных последствий в случае возникновения конфликта в социально-трудовой сфере.
Данная работа посвящена рассмотрению трудового конфликта как части социального взаимодействия, а также методам и способам его урегулирования, то есть технологиям.
Актуальность этой темы заключается в том, что трудовые отношения, являясь неизбежной частью социальных отношений, имеют большое значение для развития и процветания общества. На социально-трудовом взаимодействии построена вся экономическая система государства, поэтому поддержание социально-трудовых отношений на должном уровне является одной из первостепенных задач. Способствует этому умелое управление трудовыми конфликтами, которые неизбежно будут возникать в социально-трудовых отношениях и нести за собой негативные последствия. Именно поэтому необходимо изучать и применять технологии, способствующие их урегулированию.
Цель моей работы - проанализировать трудовые конфликты и рассмотреть возможные способы их урегулирования.
Основные задачи, которые способствуют достижению поставленной цели можно сформулировать следующим образом:
1. Определить, что такое социально-трудовые отношения и какую роль в обществе они занимают.
2. Выявить основные проблемы, возникающие в социально-трудовых отношениях.
3. Исследовать нормативно-правовую базу, которая регулирует социально-трудовые отношения.
4. Рассмотреть, что такое трудовой конфликт.
5. Сформулировать формы трудовой конфликт может принимать.
6. Проанализировать возможные технологии урегулирования трудовых конфликтов.
Объектом исследования моей работы являются трудовые отношения.
Предмет исследования - технологии урегулирования трудовых конфликтов.
Структура работы заключается в следующем:
В первой главе рассматриваются основные вопросы, касающиеся понятия «социально-трудовые отношения». Первая глава раскрывает природу, характеристики и типы трудовых отношений, а также рассматривает нормативно-правовую базу, благодаря которой трудовые отношения функционируют. Так же в первой главе уделяется внимание непосредственно проблемам, которые могут возникать в социально-трудовых отношениях.
Во второй главе детально рассматривается феномен трудовых конфликтов. Прежде всего объясняется их природа и место в системе социально-трудовых отношений. Важным аспектом данной главы является и тема урегулирования трудовых конфликтов. Объясняется суть урегулирования, а также рассматриваются возможные способы и методы по урегулированию трудовых конфликтов, то есть технологии.
В процессе написания данной работы использовался анализ различной литературы: учебников и практических пособий по конфликтологии и праву, социологии и менеджменту, а также психологии. Рассмотрению трудовых конфликтов также способствовал и Трудовой кодекс Российской Федерации. Помимо этого, использовались и интернет ресурсы, статьи по теме работы.
В качестве выводов исследования, проведенного в данной работе, можно назвать следующие:
Социально-трудовые отношения представляют собой вид социального взаимодействия в процессе труда и имеют важную функцию в существовании любой организации и экономики в целом. Как и любая другая система, социально-трудовые отношения имею свою структуру, включающую объект, субъект и предмет. Социально-трудовые отношения поддаются классификации по типам, в зависимости от их характера. На основе этого выделяются: патернализм, солидарность, социальное партнерство, субсидарность, конфликт и дискриминацию. Сфера социально-трудовых отношений имеет высокий уровень конфликтогенности, так как содержит множество проблем, которые возникают под влиянием различных факторов. К числу основных факторов, влияющих на социально трудовые отношения, относятся: особенности социальной политики, развитие общественного труда и производства, а также глобализацию экономики. Кроме того, сильное влияние на социально трудовые отношения имеют вещественные и личностные факторы. Вещественные факторы формируют условия трудовой деятельности работника, а личностные обуславливаются характером, трудовым сознанием и самоидентификацией работников. К факторам, которые оказывают непосредственное влияние на развитие социально-трудовых отношений, также необходимо отнести организационные факторы, которые представлены наличием определенной системы государственного управления, регулирования и контроля.
Причины, обуславливающие конфликтогенность социально-трудовых отношений, могут быть разделены по двум основным типам: субъективные и объективные. К объективным причинам прежде всего относятся ситуации, возникшие в связи с объективными недостатками, несовершенством организации труда, нарушением трудовых прав и договоренностей. Субъективными конфликтогенами являются особенности и состояние индивидов и групп: индивидуально-личностные особенности партнера по общению, неумение (нежелание) контролировать свое эмоциональное состояние, бестактность и отсутствие желания работать.
Для урегулирования социально-трудовых отношений создается система законодательной и нормативной деятельности. Метод нормативно-правового регулирования трудовых отношений является совокупностью установленных государством способов правового регулирования, влияющих на особенности юридического воздействия норм трудового права на общественные отношения, возникающие между работником и работодателем в сфере труда. Нормативно-правовое регулирование базируется на трудовом кодексе.
Неотъемлемой частью социально-трудовых отношений является трудовой конфликт. Он представляет собой вид социального конфликта, характеризующийся обострением противоречий между субъектами социально-трудовых отношений и их противоборством с целью достижения социально-трудовых интересов работников. Трудовой конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Как негативное явление, трудовые конфликты вызывают усиление враждебных настроений, увеличивают долю недоброжелательных высказываний и взаимных оценок, ухудшают социальное самочувствие и самосознание людей в трудовой среде. К позитивным сторонам трудового конфликта относится решение многих задач, устранение негативных явлений, выражение неудовлетворенности или протеста, сигнализирующая функция о наличии острых противоречий в социально-трудовых отношениях.
Конфликт является крайней формой выражения противоречий в социально-трудовых отношениях. По характеру и степени проявления различаются открытый и скрытый типы. В скрытой форме трудовой конфликт служит наемным работникам средством давления в борьбе с работодателем за достижение своих интересов. Открытыми формами трудового конфликта являются забастовка, общественно-групповой протест, демонстрации, пикеты, митинги и собрания.
Для поддержания благоприятного климата в коллективе, возникающими конфликтами необходимо управлять. Под управлением конфликтом понимается сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важнейшим способом управления конфликтом является его урегулирование.
Урегулирование конфликта — это конечный этап и по своей сути заключается в достижении соглашения между участниками по спорному вопросу. Такое соглашение может быть заключено: в результате совпадения мнений сторон или в соответствии с законодательной или внешней силой.
Успешное урегулирование конфликта требует учета интересов всех его участников. Урегулирование конфликта означает достижение взаимоприемлемых договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтных отношений.
Урегулирование трудовых конфликтов осуществляется тремя основными методами: судебное разбирательство, арбитражное разбирательство, примирение и посредничество. Перечисленные методы предполагают вмешательство третьей стороны.
Процесс работы с конфликтами реализуется посредством различных технологий. Технологии представляют собой систему способов, методов, подходов, многочисленных тактических приемов и моделей. При работе с конфликтом технологии необходимы для достижения поставленных целей и для проектирования и осуществления коммуникативных воздействий на участников конфликта. В рамках конфликтологической науки, под технологиями можно понимать последовательность действий, в ходе которой осуществляется управление конфликтом.
При работе с трудовыми конфликтами можно выделить следующие технологии по управлению конфликтом: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные.
Действенным способом урегулирования трудовых конфликтов является контроль и надзор за соблюдением законодательно установленных норм об охране труда. Важными способами урегулирования трудовых конфликтов являются: коллективный договор, соглашения и контракты, содержащие права и обязанности договаривающихся сторон. Коллективный договор - это «правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.» Соглашение определяется трудовым кодексом РФ как «правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей». Социальное партнерство - это связь между субъектами в форме консультаций, переговоров, примирительных процедур, которые строятся на принципах многоуровневого сотрудничества, обязательности исполнения соглашений.
Подводя итог, важно отметить, что трудовых конфликтов не стоит бояться, они являются нормальным явлением в социально-трудовых отношениях. При должной и своевременной работе, трудовые конфликты поддаются урегулированию. В свою очередь, качественное урегулирование конфликтов — это залог успешного функционирования организации в будущем.
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. - Казань, 1997.
2. Александров Ф. О., Постоленко И. Г. Социально-трудовой конфликт: смысл, значение, институты урегулирования// Конфликтология. -СПб.: Юнити, 2004. №1.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - СПб.: Питер, 2006.
5. Барановский Е. Г., Владиславлева Н. Н. Методы анализа международных конфликтов. — М: Научная книга. 2002.
6. Беззубко Л.В., Нехода Е.В. Социально-трудовые отношения: результаты исследований в России и Украине. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2013.
7. Большаков А. Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. - М.: МЗ Пресс,2001.
8. Бреев Б.Д., Пилипенко Н.Н. Экономика труда: Учеб. пособие -М.: МГСУ «Союз», 1999.
9. Буртовая Е. В. Конфликтология. Учебное пособие [Электронный ресурс]// Учебное пособие. - 2002. URL: http://uchebnik- online.com/soderzhanie/textbook_71.html(дата обращения:15.04.2015
10. В.Н. Кудрявцев Юридическая конфликтология. - М.: Институт государства и права РАН, 1995.
11. Гага В.А Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. - Томск: Томский госуниверситет, 2008.
12. Глухова А.В., Рахманин В.С. Политическая конфликтология. - Воронеж: ВГУ, 2002.
13. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2009.
14. Грызунова В.Д. урегулирование конфликтов в трудовом коллективе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/01/19611
15. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы // Перевод с немецкого Л. Ю. Пантиной. Москва, 2002.
16. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // пер. с нем. Степаненкова В.М. Социологические исследования. 1994. № 5
17. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000.
18. Есинова Н.И. Экономика труда и социально-трудовые отношения. - Киев: Кондор, 2003.
19. Зайцев А. К. Социальный конфликт. - М.: Academia, 2000.
20. Заславская Т.И., Шабанова М.А. Неправовые трудовые практики и социальные трансформации в России // СоцИс № 6. 2002.
21. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. - Серия 'Учебники и учебные пособия'). Ростов-н/Д: Феникс, 1998.
22. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.
23. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. - М.: Эксмо, 2005.
24. Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: «Идея-Пресс», 2000.
25. Колосова Р. П., Меликьян Г. Г. «Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения». - Учебно-методическое пособие, М., 2008 г.
26. Крюкова Е.А. Алгоритмы работы с конфликтами в организации // Российское предпринимательство. — 2013. № 8 (230)
27. Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами: учебник для вузов. - Москва, 2007.
28. Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. - СПб.: «Юридический центр Пресс», 2006.
29. Ляпунов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - Москва, 2000.
30. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. - М.: ИНФРА-М, 1996.
31. Нечепуренко Е.К. Социально-трудовые конфликты и протестное поведение рабочих // Современные научные исследования и инновации. № 1. 2011 г.
32. Решетникова К. В. Организационная конфликтология: Учеб. Пособие .-М.: ИНФРА-М, 2010.
33. Савранская О. Л., Тема 1.1: ТК РФ как правовая основа формирования системы трудовых отношений в МО [Электронный ресурс] // Ассоциация «Совет муниципальных образований Хабаровского края». URL: http://cmo.khabkrai.ru(дата обращения: 15.03.2015).
34. Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение) // Политические исследования. 1994.- №2.
35. Социологический словарь ИАЦ "SOCIUM"// информационно- аналитический центр «SOCIUM». URL: http://www.socium.info/dict.html
36. Стребков А.И. Образование и гражданское общество // (материалы круглого стола 15 ноября 2002 г.). Серия "Непрерывное гуманитарное образование (научные исследования)". Выпуск 1. // Под ред.Ю.Н. Солонина. СПб., 2002.
37. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ
38. Шаленко В.Н, Колосов З.В. Инновационные конфликты на Российский предприятиях и технологии их преодоления. // Конфликтология, Москва №3,